Войти на сайт Зарегистрироваться Забыли пароль?

Облик промышленной системы ВПК - формируем?

Андрей Л.
9317
№1
19.02.2015 10:13
После выхода новости "Всепоглощающая вертикаль" началось бурное обсуждение того, а какая бы модель промышленности ВПК могла стать эффективной в нынешних условиях России?
И какие условия необходимо создать в России для того, чтобы эта промышленная модель ВПК заработала должным образом.

Ветка открыта для того, чтобы каждый пользователь мог высказать свои предложения, обосновать их и мы смогли совместно выработать некую работоспособную модель промышленности ВПК.

Итак, по результатам обсуждений имеем

за период с 19.02.2015 по 21.02.2015
автор Гога

1. Создать министерство вооружений - функции пока не определены


За период с 22.02.2015 по 18.05.2015
автор Андрей Л.

Возвращаясь к оборванному разговору. Я попытаюсь формализовать все высказанные ране мысли, касающиеся предложений, которые больше подходят под теорию, которую защищаю я.

Хотелось бы ввести терминологию. Думаю и она вызовет вопросы и уточнения, но зато упростит дальнейшие рассуждения.

Термины:
  • Заказчик - заказывающая разработку или продукцию структура, сейчас это МО России.
  • Источник финансирования - структура или частное лицо, выступающее гарантом финансирования выполнения ГОЗ, сейчас это министерство финансов России.
  • Участник ГОЗ - предприятие, поставщик материалов или услуг в рамках ГОЗ.
  • Исполнитель по ГОЗ - предприятие участник ГОЗ, производитель конкретного вида продукции, не имеющее кооперации по производству в рамках ГОЗ или имеющее кооперацию только в части сырья и материалов
  • Интегратор по ГОЗ - участник ГОЗ, производитель, выпускающий конкретный агрегат или узел, имеющий производственную кооперацию шире, чем поставка сырья и материалов.
  • Головник по ГОЗ - Интегратор ГОЗ самого верхнего уровня, выпускающий конечную продукцию, поставляемую в ВС России, предприятие, имеющее прямой договор с МО России.
  • Предприятие головной заказчик - Интегратор ГОЗ, заказывающий разработку или продукцию в рамках ГОЗ участникам ГОЗ;
  • Предприятие головной исполнитель работ - участник ГОЗ, имеющий прямой договор на поставку разработки или продукции предприятию головному заказчику.

Требования к Заказчику:
  1. имеет право на закупку и использование вооружений
  2. имеет имущество и инфраструктуру для размещения и использования вооружений
  3. имеет ресурсы для разработки ТТЗ на вооружение
  4. имеет разрешение (закон, постановление, распоряжение, утвержденная программа и т.д.) правительства России на работы в области вооружений.

Требования ко всем участникам ГОЗ:
  1. имеют владельца(ев) с российским гражданством, проживающих более 200 дней в году на территории России, имеющих средств на иностранных счетах и в имуществе за рубежом, минимум в 3 (три) раза меньше, чем в России
  2. имеют соответствующие лицензии на производство поставляемой продукции
  3. имеют мощности и ресурсы достаточные для выполнения работ
  4. имеют право выпускать любую продукцию, не запрещенную их видом деятельности
  5. выполнение ГОЗ для всех предприятий является приоритетом номер 1, но только в условиях установленной нормы прибыли, которая зависит от объема ГОЗа в общем объеме выпуска предприятия и не может быть меньше какой-то величины (сейчас это не суть важно).

Ответственность участников ГОЗ:
  • своевременный выпуск необходимого объема продукции, материалов и предоставления услуг заданного качества;

Ответственность Заказчика:
  • разработка ТТЗ на перспективные образцы вооружений;
  • своевременное размещение заказа (объявление тендера) и заключения договоров;
  • своевременное предоставление ТТЗ;
  • организация, финансирование. проведение и контроль государственных испытаний. Согласно Постановления Правительства РФ от 21 ноября 2011 г. № 957 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности» (в редакции Постановления Правительства РФ от 25.12.2014г. №1489) лицензирование военной техники (ее производства, ремонта, технического обслуживания, реализации, установки, монтажа, испытания и утилизации) является функцией Минпромторга (Министерство промышленности и торговли РФ). Но я бы предложил всё-таки это как функцию Заказчика.
  • приобретение всего согласованного заказа или работ, выполненных в соответствие с начальным ТТЗ
  • инициирование на уровне правительства создания технологий и производств, необходимых для достижения параметров ТТЗ
  • обеспечение вертикального и горизонтального информационных лифтов по НИР и ОКР среди участников и заказчиков ГОЗ на всем жизненном цикле и мониторингу работ внутри цикла
  • срыв ГОЗа приводит к организационным изменениям, гражданским судам и (в случае необходимости) уголовным делам

Ответственность организации (частного лица) являющейся Источником финансирования
  • финансирование в полном соответствие с условиями договора;
  • анализ и оптимизация формулы цены в зависимости от состояния экономики и экономических прогнозов;
  • предложения по новой формуле ВПК и правительство.
  • срыв финансирования приводит к штрафным санкциям к организации (частному лицу) Источнику финансирования, организационным изменениям, гражданским судам и (в случае необходимости) уголовным делам

Ответственность Интеграторов:
  • организация, развитие и оптимизация кооперации;
  • финансирование кооперации;
  • организация кооперации по НИР и ОКР
  • оптимизация тематик и работ по НИР и ОКР
  • организация четырехсторонних договоров на НИР и ОКР: министерство заказчик, министерство финансирующее, предприятие головной заказчик, предприятие головной исполнитель работ
  • обеспечение вертикального и горизонтального информационных лифтов по НИР и ОКР среди участников и заказчиков ГОЗ на всем жизненном цикле и рамках каждого цикла
  • срыв ГОЗа приводит к возврату средств, штрафным санкциям, внесению в черный список поставщиков, ограничениям по льготному кредитованию, ограничениям на экспорт и (в случае необходимости) уголовным делам

Дополнительная ответственность головника по ГОЗ:
  • сбор, анализ и выработка предложений по созданию альтернативных производств в России на конкретный вид продукции;
  • организация разработки и согласования с Интеграторами ТЗ на альтернативный вид продукции;
  • инициирование создания производства альтернативного вида продукции на уровне Заказчика
  • срыв ГОЗа приводит к организационным изменениям, штрафным санкциям, ограничениям по льготному кредитованию, ограничениям на экспорт и (в случае необходимости) уголовным делам

Особенности договоров:
  • Заказчик вправе устанавливать в ТЗ или договоре предельный объем иностранных комплектующий в общем числе элементов конструкции
  • Заказчик вправе запретить использование иностранных комплектующий в конкретных узлах, в этом случае он обязан дать рекомендации по российскому изготовителю узлов, соответствующему предъявляемому в договоре требованию
  • Заказчик вправе разрешить в договоре использование импортных материалов, элементов, узлов и агрегатов на условиях заключения дополнительного трехстороннего договора "заказчик-головник-иностранная компания" или четырехстороннего "заказчик-головник-минпромторг-иностранная компания"

Стимулирование участников ГОЗа:
  1. снижение процентной ставки по кредитам по результатам выполнения ГОЗа предыдущего года на сумму и % снижения, зависящие от объема (в деньгах) и своевременности выполнения ГОЗа.
  2. налоговые льготы ограниченные по времени и видам налогов, зависящие от объема (в деньгах) и своевременности выполнения ГОЗа.
  3. дополнительное прогрессивное увеличение сроков налоговых льгот или расширение видов льготных налогов за улучшение характеристик относительно ТТЗ, снижения стоимости выполненных работ и сокращения сроков выполнения работ
  4. дополнительное прогрессивное увеличение суммы кредитования по льготной ставке за улучшение характеристик относительно ТТЗ, снижения стоимости выполненных работ и сокращения сроков выполнения работ

Стимулирование НИР и ОКР:
  • Патентообладатели - получают положенное вознаграждение за использование, не могут влиять на распространение
  • Предприятие головной исполнитель - получает вознаграждение за использование, льготное налогообложение ограниченное по времени и по сумме и обязано рассматривать возможности к распространению
  • Предприятие заказчик - получает льготное налогообложение ограниченное по времени и по сумме в случае масштабирования и распространения результатов на другой номенклатуре или предприятиях с положительным эффектом
  • Государство - не получает ничего за использование, но обязано обеспечить межотраслевое распространение результатов и опыта, и стимулировать распространение, через льготное налогообложение ограниченное по времени и по сумме.
0
Сообщить модератору
№2
Андрей_К
Удалено 2015.02.19 14:43 / Флуд
№3
Гога
Удалено 2015.02.19 14:45 / Флуд
№4
Гога
Удалено 2015.02.19 14:45 / Флуд
№5
Восход
Удалено 2015.02.19 14:45 / Флуд
№6
Гога
Удалено 2015.02.19 14:50 / Флуд
№7
Гога
Удалено 2015.02.19 14:46 / Флуд
№8
Восход
Удалено 2015.02.19 14:46 / Флуд
№9
Гога
Удалено 2015.02.19 14:46 / Флуд
№10
Conqueror
Удалено 2015.02.19 14:46 / Флуд
№11
Корректор
Удалено 2015.02.19 14:47 / Флуд
№12
Восход
Удалено 2015.02.19 14:48 / Флуд
Андрей Л.
9317
№13
19.02.2015 14:50
Любопытно получается да... Ни одного поста в тему... Вообще ни одного.
тема вроде понятна. тему просили. Обозначил, что в ней должно быть вроде четко... Но вместо этого...
Наводящие вопросы нужны? Хм... а где разносторонний взгляд на предмет? Где опыт?

Попытка номер два...
0
Сообщить модератору
Гога
97
№14
19.02.2015 15:47
Попытка 2
Исходя из того, что ВС и все что им нужно для работы финансируется из бюджета, одновременно ВС подчинены непосредственно президенту и он ими управляет, напрашивается создание структуры, которая занимается только вооружениями (разработка, изготовления испытания, хранения...) и подчинена только президенту, руководитель которой, в ранге министр вооружений (наряду с министром обороны) входит в состав правительства.
Далее, в состав этой структуры нужно передать (переподчинить) все корпорации, фирмы, холдинги, предприятия, которые специализируются только на выпуске вооружений, освободив их от несвойственных функций, таких как выпуск товаров народного потребления: - кастрюль мясорубок, сельхозмашин и пр.пр.пр.
Существующие формы такие как корпорация, холдинги и пр. здесь не подходят, здесь нужно что-то структурное в виде "пирамиды" со строгой вертикальной подчиненностью и широкой горизонтальной интеграцией.
И еще раз подчеркиваю специализация (нацеленность) только на вооружение и только для своих ВС. Что из этих вооружений поставлять на внешний рынок определяет комиссия при президенте, с окончательным решением президента, естественно все суммы от продаж на внешнем рынке идут в бюджет.
Сразу предлагаю разделить оружие гражданского назначения и не гражданского, понятно, что оружие гражданского назначения могут выпускать специализированные фирмы.
Вот для начала предлагаю исходить из вышесказанного.
0
Сообщить модератору
Лыжник
4
№15
19.02.2015 16:06
Цитата, q
Наводящие вопросы нужна?
Мне кажется вы и так понимаете , что нужно.
Но, мне вот интересно в самом вопросе к обсуждению, не содержится ли ответ?
0
Сообщить модератору
Гога
97
№16
19.02.2015 16:18
Вот некоторые доводы в пользу такой структуры...
Приведу один пример из жизни (без имен), две крупные компании занимались разработкой изделий  для использования в разных средах, но отличающихся размерами (раньше они принадлежали разным министерствам). После того как их объединили под одной крышей и они ознакомились с возможностями и наработками др. у др., восторгу руководителей и ГК не было границ, но это произошло только после объединения под одной крышей.

Все Вы знаете или обсуждали вопрос принятия на вооружение новых автоматов. Ведь явно на ситуацию повлияла "личная заинтересованность" кого то из тех кто принимает решение. (А все объясняют конкуренцией)

Так вот в такой структуре этих и подобных недостатков просто не будет. Да, будут другие, но на то она и Система, что бы ее совершенствовать.
0
Сообщить модератору
Андрей Л.
9317
№17
19.02.2015 16:21
Цитата, Лыжник
Мне кажется вы и так понимаете , что нужно.
Но, мне вот интересно в самом вопросе к обсуждению, не содержится ли ответ?

Ах если бы, но... НЕТ.

Цитата, Гога
И еще раз подчеркиваю специализация (нацеленность) только на вооружение и только для своих ВС.

После 2018-го года намечено сокращение бюджета на ГОЗ ВПК. Будем сокращать численность на предприятиях или сразу предприятия закрывать.

Цитата, Гога
Исходя из того, что ВС и все что им нужно для работы

Вот эта мысль, от которой наверное можно оттолкнуться в самом начала если уж нам суждено искать компромисс.

Вы говорите - предприятия ОПК только для ВС. А так ли это? Даст ли это постоянную загрузку промышленности, пусть даже только ВПК, на 10-20 лет вперед. А ведь им на такой срок нужна не просто загрузка, а постоянно растущая загрузка, а следовательно и потребность.
0
Сообщить модератору
Krasin
170
№18
19.02.2015 16:24
Цитата, q
Исходя из того, что ВС и все что им нужно для работы финансируется из бюджета, одновременно ВС подчинены непосредственно президенту и он ими управляет, напрашивается создание структуры, которая занимается только вооружениями (разработка, изготовления испытания, хранения...) и подчинена только президенту, руководитель которой, в ранге министр вооружений (наряду с министром обороны) входит в состав правительства.
Т.е. завяжем всю производство, которое имеет хоть какое-то отношение к оборонке на президента лично.
Цитата, q
освободив их от несвойственных функций, таких как выпуск товаров народного потребления: - кастрюль мясорубок, сельхозмашин и пр.пр.пр.
И гражданских товаров сложнее топора отечественного производства не останется вообще. Т.е. чтобы так сделать может быть надо сначала создать условия для существования бизнеса занятого в производстве гражданской продукции?

Мне вообще нравится этот такой четкий подход: если перестраивать структуру, то полностью и все с ног на голову.

Может быть все-таки как-то по-спокойней? Может быть есть смысл попробовать оставить профильным министерствам функции определения стратегии развития (а также применения) и финансов-аудита? Ну условно. Дальше по результатам стратегического планирования профильные НИИ (тоже гос.) производят фундаментальные изыскания, генерят кучу бумаги, формируют т.з. на ОКР, подсчитывают необходимое количество денег, организуют конкурс на выполнение ОКР и передают эстафету непосредственно разработчикам, участвующим в конкурсе. Ну это так общие слова.
0
Сообщить модератору
Андрей Л.
9317
№19
19.02.2015 16:28
Цитата, Krasin
Ну это так общие слова.

Смысл понятен и мы точно к нему вернемся, но... давайте сперва круг задач ОПК обрисуем, а то я вот например не уверен даже, что мы с профильными министерствами сейчас четко определимся и так-ли единообразно они должны работать с тем же ОПК?
0
Сообщить модератору
Kali4
1297
№20
19.02.2015 16:32
Цитата, Андрей Л.
Любопытно получается да... Ни одного поста в тему... Вообще ни одного.тема вроде понятна. тему просили. Обозначил, что в ней должно быть вроде четко... Но вместо этого...Наводящие вопросы нужны? Хм... а где разносторонний взгляд на предмет? Где опыт?Попытка номер два...
Андрей, мне кажется что мысль была понятно, но обобщена - вы предлагаете к обсуждению слишком общую и обширную тему, ее надо разделить на несколько составляющих, например:
  1. структура ВПК России
  2. управление холдингами и предприятиями
  3. кадровая политика
  4. кооперация в ВПК
  5. ценообразование и кредитование
  6. фундаментальная и прикладная наука в ВПК
  7. инновации
  8. развитие ресурсной базы
  9. выпуск гражданской продукции
  10. мировой рынок
0
Сообщить модератору
Хотите оставить комментарий? Зарегистрируйтесь и/или Войдите и общайтесь!
  • Обсуждаемое
другие обсуждаемые темы