Войти

"A return to common sense." What reforms are needed by the Russian army against the background of its

3465
7
0
Image source: Александр Река/ТАСС

Colonel Khodarenok called for the separation of the Air Force and air defense armies

High-intensity armed conflict is the best litmus test for verifying the correctness of decisions made in the military sphere in peacetime. Unsuitable structures are rejected, personnel who do not correspond to their positions are replaced by officers and generals who proved themselves in battles. What priority changes are needed by the Russian army against the background of ITS own - in the material of the military observer "Gazeta.En" by Mikhail Khodarenka.

The results of many organizational and staff activities carried out in the Armed Forces of the Russian Federation in the period 2008-2012 (and in previous times) need to be reviewed, and urgently. What seemed very good in times of peace turned out to be of little use (and sometimes simply incompetent) during a special military operation. Let's focus on some points.

According to the Western model

For example, in the period 2008-2012, the team that managed the military department began very extensive and in-depth organizational and staff activities. Unfortunately, the civilians who led the necessary (in their opinion) restructuring of the army and navy did not have any experience in military construction and knowledge in this area.

They had to take ready-made schemes and hastily implement them. During this period, the leadership of the Ministry of Defense used tracing paper from the organizational and staff structure of the armed forces of the collective West as a sample and applied them on domestic non-chernozem soil. At the same time, the then leaders of the military department were guided by only one principle - everything that is used abroad is definitely good, beyond doubt, and requires immediate implementation in practice in the Russian Federation.

In short, there is no God but the armed forces of the collective West, and the Pentagon is his prophet on Earth.

All sorts of fears and arguments that this might not be so good were not taken into account, just as the simple fact that the collective West has not waged wars with an enemy equal to it in combat and operational capabilities over the past 80 years was not taken into account.

At the same time, the bearers of balanced and well-founded opinions were persecuted, and they were, as a rule, expelled from the Armed Forces. In practice, it turned out that, in principle, the West is not ready for a major continental war using only conventional weapons and military equipment. And there is not much to borrow there, although there is a lot to look at and listen to.

Here are some examples of hasty application of Western patterns:

  • At that time, it was believed that if the United States Armed Forces had joint combat commands (European, Pacific, African, Central, etc.), then there should certainly be similar ones in the Armed Forces of the Russian Federation. They (operational and strategic commands) appeared in 2010.

To what extent such an approach is applicable to our purely local conditions, no one in the leadership of the military department thought much at that time. As a result, the unified Armed Forces (in particular, the Navy, the Aerospace Forces) were pulled apart by hastily created commands. As a result, the commanders-in-chief of the Armed Forces of the Russian Federation were left without troops (for example, the commander-in-chief of the Navy practically lost his influence and control over the fleets).

  • Previously unimaginable organizations such as the United Strategic Command (USC) "Northern Fleet" have emerged.
  • As for the locations of the new USCS, the deployment of the Northwestern Command in St. Petersburg was absolutely a masterpiece in this regard. For the first time in the history of the state, the capital military district ceased to exist.

Currently, the reverse movement has already begun - the fleets are returning to the commander-in-chief of the Navy, the Army of the Air Force and air Defense - the commander-in-chief of the Aerospace Forces, instead of the ridiculous Northwestern Command, the Moscow and Leningrad military districts are being recreated. That is, there is a return not to any old schemes, as some experts believe, but simply to common sense.

"Brigadization" of the army

Or consider the almost universal "brigadization" undertaken in 2008-2012 in the Armed Forces of the Russian Federation, that is, the formation of new brigades or the transfer of existing divisions at that time to the staff of brigades (and even the well-deserved and famous divisions such as Tamanskaya and Kantemirovskaya were reorganized).

What did the authors of such reformations proceed from? Yes, just from one simple fact - there are brigades in the West, so let us have brigades. Whether this is right or wrong, whether it meets our conditions, to what extent such measures meet the requirements of modern combat - these trifles were not taken into account by the ideologists of the reforms of that time. Again, both today and somewhat earlier, the brigades of the 2008-2012 model began to be reorganized back into divisions. Because this is the main tactical unit.

In a division, for example, there is a self-propelled artillery regiment, in a brigade there is only an artillery division (and of a smaller caliber), in a division there is an anti-aircraft missile regiment, in a brigade there is only a division, in a division there is an engineering battalion, in a brigade there is only a company, etc. That is, the brigade as a unit is significantly inferior in its combat capabilities to the division. And in battle, it affects from the very first minutes. There is no doubt that our enemy (AFU) will return to the divisions in the near future.

And what is the extremely ridiculous idea of reorganizing the famous fighter and bomber units and formations into aviation bases of the 1st and 2nd category? And it had to be returned to the zone of common sense.

And how much firewood was cut in 2008-2012 in the field of strategic deployment and military mobilization? This can be fully judged only by the shortcomings with which the partial mobilization was carried out in the fall of 2022.

"They crossed a hedgehog and a hedgehog"

It is necessary to pay attention to those structures that were formed not only in 2008-2012, but also much earlier. In particular, in 1998, with the merger of two types of Armed Forces - the Air Defense Forces and the Air Force, the Air Force and Air Defense armies were formed (that is, then the Air Force and separate air defense armies of the Air Defense Forces were united).

Figuratively, we can say this - in 1998, they crossed a hedgehog and a hedgehog and got two meters of barbed wire at the exit. Because it is impossible to combine the obviously unconnected. The tasks of the air armies and individual air defense armies are too different.

By participating in operations, the air army solves the following tasks: defeats aviation, nuclear missile assets of the enemy on the ground and in the air; violates the control of troops and weapons; strikes reserves, air and sea landings; disrupts the transportation of enemy troops and materiel; provides overflight and combat operations of other aviation associations and formations; provides landing and combat operations of its airborne troops; conducts aerial reconnaissance and electronic warfare (electronic warfare).

In turn, a separate air defense army was intended to provide reliable cover from air strikes of administrative and political centers, economic and transport infrastructure facilities, and the most important groups of troops in the interests of preserving their combat capability and fulfilling their assigned tasks.

That is, the functions are diametrically opposed: the air army is purely shock, the separate air defense army is purely defensive. Therefore, in the near future it seems extremely expedient to separate the armies of the Air Force and air defense as part of the Aerospace Forces, that is, to recreate the air armies and revive on a new basis not separate air defense armies, but the armies of aerospace defense.

Objections that there may not be enough forces and means for this at the present time should be considered irrelevant. In this regard, it is necessary to act in stages (not to grab everything at once), at the beginning to recreate at least two air armies and two East Kazakhstan Region armies on the western borders of the state. Such organizational and staff measures should be considered the most important task in the field of national security of the state. And decisions to dramatically increase the combat strength of anti-aircraft missile and radio engineering troops, as far as we know, have already been made.

The opinion of the author may not coincide with the position of the editorial board.

Biography of the author:

Mikhail Mikhailovich Khodarenok is a military columnist for Gazeta.Ru", retired colonel.

He graduated from the Minsk Higher Engineering Anti-Aircraft Missile School (1976), the Military Air Defense Command Academy (1986).

Commander of the S-75 anti-aircraft missile division (1980-1983).

Deputy commander of the anti-aircraft missile regiment (1986-1988).

Senior Officer of the General Staff of the Air Defense Forces (1988-1992).

Officer of the Main Operational Directorate of the General Staff (1992-2000).

Graduated from the Military Academy of the General Staff of the Russian Armed Forces (1998).

Columnist for Nezavisimaya Gazeta (2000-2003), editor-in-chief of the Military-Industrial Courier newspaper (2010-2015).


Mikhail Khodarenok

The rights to this material belong to
The material is placed by the copyright holder in the public domain
  • The news mentions
Страны
Продукция
Comments [7]
№1
12.01.2024 23:19
А виноватых опять нет. Сталин в гробу переворачиватся
0
Inform
№2
13.01.2024 02:28
Ходаренок, конечно, человек заслуженный и знающий, но даже у таких людей есть "интересы" (не обязательно личные), которые могут диктовать те или иные мнение и поведение.

Цитата
То есть функции диаметрально противоположные: воздушная армия - сугубо ударные, отдельная армия противовоздушной обороны - сугубо оборонительные. Поэтому в ближайшее время представляется крайне целесообразным разделить армии ВВС и ПВО в составе Воздушно-космических сил, то есть воссоздать воздушные армии и возродить на новой основе уже не отдельные армии противовоздушной обороны, а армии воздушно-космической обороны.

В СССР были войска ПВО как отдельный род войск, причем они включали в себя и ЗРС, и авиацию ПВО, и РТВ. Но войска ПВО отдельно, а ВВС - отдельно.
Надо понимать, почему так было, а потом было изменено, со слиянием ВВС и ПВО в один род войск (речь об "объектовой" ПВО, а не о "ПВО сухорутных сил", т.е. "войсковой ПВО").

Причин IMHO две.
1. Задачи ПВО, ПРО (на тактическом и оперативно-тактическом уровных) и ВВС (в области борьбы с авиацией противника, т.е. НЕ в "ударных задачах") были различны, хотя и пересекались.
2. Чисто технически и экономически, СССР НЕ МОГ создать универсальные самолеты, пригодные и для ударных задач, и для борьбы за господство в воздухе, и для задач (объектовой) ПВО.

Поэтому появивились "истребители-перехватчики", типа Су-15 и МиГ-25, а также "чистые" перехватчики, типа Ту-128. Это, конечно, авиация, но МАЛОЭФФЕКТИВНАЯ (или совсем неэффективная) для "общих" авиационных задач (кстати, не сводимых к ударным, как у Ходаренка). Было такое понятие - АРКП, т.е. "авиационно-ракетный комплекс перехвата". Это пилотируемый перехватчик, но наводимый на начальном и среднем участке как ЗУР - пилот "включался" на конечном этапе наведения, и осуществлял стрельбу из пушек/пуск ракет В-В.
Очевидно, что это было что-то вроде "интеллектуальной ЗУР с ГСН в виде пилота", а не универсальный/многоцелевой боевой самолет.
При этом ЗРС (до 3-го поколения, т.е. С-300xxx) были (по современным требованиям) крайне неэффективны по целому ряду причин, в первую очередь - по одноканальности по цели, а также по причине необходимости "наведения с земли" - либо прямо в командном режиме (0-1 поколения), либо в виде необходимости подсветки цели до попадания ЗУР в цель (2-ое поколение).
Так что существование ПВО, в том числе специализированной авиации ПВО, с одной стороны, и "прочей" авиации - с другой, было вполне естественным и оправданным. Особенно с учетом крайне ограниченных возможностей авиации по перехвату появившихся низколетящих крылатых ракет. Первым самолетом в СССР, способным на это, был МиГ-31, с его (впервые в мире) появившейся бортовой РЛС в виде ФАР (еще не АФАР).    

С появлением как 3-го поколения ЗРС (С-300xx), так и четвертого поколения самолетов (МиГ-29, Су-27) как реально многоцелевых самолетов, а также все большего "слияния" ПВО и тактической ПРО, надобность в РЕЗКОМ "административном" разделении "наземной" и "воздушной" составляющих объектовой (не войсковой) ПВО отпала, как и исчезли различия между "истребителями" и "перехватчиками".  Просто к ИМЕЮЩЕЙСЯ (а не новой) задаче ВВС по борьбе с самолетами добавились задачи борьбы в другими "воздушными" целями - и по скоростям, и по высоте (как сверхнизкой, так и сверхвысокой, на грани ближнего Космоса), и по "заметности", и по маневренности, и по способу поражения.

В общем, слияние (объектовой) ПВО и ВВС было совершенно естественным - в части борьбы как с носителями АСП, так и с самими АСП. Ходаренок напрасно видит (или притворяется, что видит) у ВВС ("воздушных армий") только "ударные атакующие задачи".

Теперь о предложении разделения, т.е. возврата к "советской структуре".

После ВОВ авиация (по примеру и Германии, и США) стала самостоятельным видом войск, в подчинении у авиационного, а не армейского, командования. Просто потому, что у авиации и сухопутных сил разные задачи.  Тут надо иметь в виду и понимать, что ПВО как часть ВКС - это объектовая ПВО, а не войсковая (войсковая относится к сухопутным силам, а не к ВКС).

А объектовая ПВО - это, в основном, защита ТЕРРИТОРИИ и стационарных объектов - городов, заводов, мостов, ж/д, портов, и прочей инфраструктуры. Это значит, что при наличии ПВО/ПРО в составе ВКС получается сочетание "максимально мобильных" войск (ВВС) и максимально стационарных войск (наземная объектовая ПВО). Боевые действия (требующие участия авиации) идут в стороне от объектов инфраструктуры, нуждаюшихся в защите с "воздуха". Как это совместить в случае наличия ВВС и ПВО в одной структуре - непонятно.

На Западе "решили" эту проблему очень просто - там просто нет развитой наземной ПВО. Ни объектовой, ни войсковой. За все отвечает авиация, плюс кое-где системы типа Patriot PAC-3, которые без авиации ни по их количеству, ни по их ТТХ обеспечить защиту нужных объектов не в состоянии.

В общем, с "дивана" видится такой выход: иметь ВВС отдельно, ПВО отдельно - в смысле подчинения. Т.е. советская структкура родов войск, правда, на новом уровне. Без производства и использования (вынужденного) "недоистребителей", типа МиГ-25/31, исключительно для задач ПВО. Вместо этого можно привлекать "обычные" истребители, возможно, с некоторыми изменениями для более тесного взаимодействия с системами обнаружения, целеуказания, и наведения. Впрочем, такие системы, будучи созданными, пригодятся и для многоцелевых самолетов.

Но самолеты ТОЧНО не заменят наземные системы ПВО в смысле "постоянной по времени" защиты объектов инфраструктуры. Грубо говоря, самолеты ПВО прилетели и улетели, а защищаемые объекты остались.  

Для России, как и СССР, совмещать объектовую ПВО (ее наземную компоненту) и ВВС выгодно "технологически", но невыгодно (если вообще возможно) географически и организационно.
По-моему, структура родов войск была более правильная, чем объединенные ПВО и ВВС в составе ВКС. Разница сегодняшего состояния дел от состояния дел в СССР состоит в том, что разделение авиации на авиацию ВВС и авиацию (объектовой) ПВО будет (если будет):
1) чисто административным, а не технологическим, и
2) добровольным, а не вынужденным.

Насчет статьи Ходаренка - я с ним согласен в смысле "рецепта", но не согласен в смысле обоснования. Дело не в различии "ударных/атакующих" (якобы ВВС) и "оборонительных" задач (ПВО) - у авиации полно чисто оборонительных задач.
Дело в том, что авиация ПВО не может (чисто технически) заменить наземные ЗРС, а наземные ЗРС - не могут обойтись без авиации ПВО. И в том, что защищаемые ПВО объекты "стационарные", а при их обороне от нападения "сверху" невозможно ждать, когда же там появится авиация ПВО.
0
Inform
№3
13.01.2024 06:03
Реформа должна быть одна, научиться полком слоновьим прогулкам Ту-22-3М3 с
250-500кг планирующими АБ, как вторая стадия превосходства в воздухе. Раз уж обьявили стратегическую оборону ценацики. Кто ходил факельными шествиями, всех контузить, убивать не стоит, пущай няньками для своих мелких, старух больных ожирением и злобных стариков   мы будем содержать как няньки для них. Мелкие вырастут для России нормальными.
0
Inform
№4
13.01.2024 11:52
Одновременно шёл разгром военной науки,но чтобы не противостояли. Автор прав, всех неугодных,которые пытались противостоять дальнейшему развалу армии просто убирали,причём не считались не с чем. Про ОПК, где "реформаторы" "оптимизировали" по полной программе стоило тоже не забывать.Вспомните,когда"реформаторы" протаскивали закупку образцов вооружения НАТО для армии РФ. Сейчас на СВО до сих пор, в той и или иной форме, пожинают "плоды реформ". После "реформ" Хрущёва армию восстанавливали в течении 7 лет,но это был СССР. Сейчас этот процесс идёт и  СВО его резко ускорила. Просто очень многих ошибок и потерь можно было избежать.Жаль,что сейчас никто из "реформаторов" не отвечает за свои действия.
0
Inform
№5
13.01.2024 15:11
Цитата, aleks55 сообщ. №4
Одновременно шёл разгром военной науки,но чтобы не противостояли.
Так как бы тоже самое творили и в гражданском секторе.
Сколько осталось тракторных заводов?
А производство полимеров?Многие из них заново начали производить только совсем недавно,когда Запсибнефтехим заработал.
А что у нас с образованием ? А с медициной?
А металлургия? Вспомните какая сталь была в СССР и что сейчас гонят.
Цитата, aleks55 сообщ. №4
Жаль,что сейчас никто из "реформаторов" не отвечает за свои действия.
Нельзя ,свой же люди.И в обще не 37 год.
0
Inform
№6
14.01.2024 03:47



Чего там с сетецентричностью в СВО? Я читаю, что до сих пор если надо привлечь арту, то надо по цепочке сначала вверх до генералов, а затем вниз до артиллеристов и пока это пройдёт - цель уже давно не там, уже у нас потери. А можно было бы сразу, хоть через минуту или даже ещё меньше открывать огонь, если бы была сетецентричность.

Вроде как даже применяют и с начала СВО "Стрелец-М", но видимо только спецназ и то ограниченно очень:

А ведь можно было бы как дешёвые (расходный материал) дроны - закупить пару миллионов китайских планшетов с дюймов 8" экранами, туда отечественный аппаратный модуль шифрования (шифровать данные на флешке и радио), свою ОС ("Аврора-5"?) и приложения. Укры ведь используют и массово что-то подобное.

Различную новую боевую технику вроде как внедряют, но про сетецентричность что-то я совсем ничего не слышал. Неужели не нужна оказалась?

Пригожин говорил, что специально снял фильм "Лучшие в аду" для того, чтобы показать как надо взаимодействовать, быстроту взаимодействия различных подразделений на поле боя - штурмовой пехоты с АГС, артиллерией, РСЗО, РЭБ, танками, ПВО и т.д. И там даже без сетецентричности обходились при этом ("Андромеда-Д", "Стрелец-М",...).
+1
Inform
№7
14.01.2024 04:33
Цитата, q
То есть бригада как соединение существенно уступает по своим боевым возможностям дивизии.

Так ведь бригад подразумевалось иметь как минимум в три раза больше чем дивизий, а три бригады получаются уже мощнее одной дивизии.
Бригады нужно сравнивать не с дивизиями, а с полками и в этом сравнении бригады У полков выигрывают имея в своём распоряжении полный набор вспомогательных подразделений (инженерных, МТО, разведки, связи, ПВО....).
В составе мотострелковых бригад существует дисбаланс в сторону вспомогательных ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ при явном дефиците пехоты, но он легко устраняется путем изменения структуры бригад и усиления подразделений первого эшелона.
По опыту СВО в составе мотострелковых бригад следует дополнительно сформировать:
- инженерно-штурмовой батальон
-разведывательно-диверсионный батальон
- роту РЭБ и БПЛА
От тяжёлых танковых бригад следует отказаться в пользу  ударных танковых дивизий.

На Украине боевые действия ведутся отдельными бригадами и полками и за два прошедших года войны никто их в дивизии не объединяет, как то без этого обходятся....
Чаще несколько бригад и полков объединяют в корпуса.
Может быть с учётом полученного боевого опыта следует оптимизировать структуру и состав бригад, а в штате общевойсковых армий/военных округов  сформировать по несколько командований корпусов, которые будут комплектовать отдельными бригадами и полками  под конкретные задачи.
-2
Inform
Do you want to leave a comment? Register and/or Log in
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ
Ежедневная рассылка новостей ВПК на электронный почтовый ящик
  • Discussion
    Update
  • 22.11 21:21
  • 5829
Without carrot and stick. Russia has deprived America of its usual levers of influence
  • 22.11 20:23
  • 0
В рамках "корабельной полемики".
  • 22.11 16:34
  • 1
Степанов: Канада забыла о своем суверенитете, одобрив передачу США Украине мин
  • 22.11 16:14
  • 11
  • 22.11 12:43
  • 7
Стало известно о выгоде США от модернизации мощнейшего корабля ВМФ России
  • 22.11 04:04
  • 684
Израиль "готовился не к той войне" — и оказался уязвим перед ХАМАС
  • 22.11 03:10
  • 2
ВСУ получили от США усовершенствованные противорадиолокационные ракеты AGM-88E (AARGM) для ударов по российским средствам ПВО
  • 22.11 02:28
  • 1
Путин сообщил о нанесении комбинированного удара ВС РФ по ОПК Украины
  • 21.11 20:03
  • 1
Аналитик Коротченко считает, что предупреждения об ответном ударе РФ не будет
  • 21.11 16:16
  • 136
Russia has launched production of 20 Tu-214 aircraft
  • 21.11 13:19
  • 16
МС-21 готовится к первому полету
  • 21.11 13:14
  • 39
Какое оружие может оказаться эффективным против боевых беспилотников
  • 21.11 12:14
  • 0
Один – за всех и все – за одного!
  • 21.11 12:12
  • 0
Моделирование боевых действий – основа системы поддержки принятия решений
  • 21.11 11:52
  • 11
Why the Patriot air defense systems transferred to Ukraine are by no means an easy target for the Russian Aerospace Forces