Зачем в Иране в Курбан-Байрам освящают привезенные из России вертолеты, как американские индейцы "напутствуют" свои "Апачи" и для чего русские благословляют грозных "Ночных охотников"
Трогательные иллюстрации распространили на днях информационные агентства к новости о грядущих поставках в Таиланд вертолетов Ми-17В-5. Тайский буддистский священник совершает обряд освящения перед казанской "вертушкой". На фоне "битвы" в Бангкоке, где разворачивается настоящая война между вертолетостроителями России, США, Франции, Великобритании и Италии, газета "БИЗНЕС Online" постаралась сделать небольшую подборку - что освящают, где и как.
Джо "Красное облако" благословляет Lacota
Как выясняется, 8 октября правительство Таиланда позволило выделить сухопутным войскам деньги на закупку двух российских вертолетов Ми-17В-5 (общая цена - $39,97 млн.) и 6 американо-европейских UH-72A Lakota ($55,4 миллиона). Можем гордиться - растем в цене (или в качестве): в 2011 году тройка Ми-17-В5 вместе с подготовкой пилотов обошлась Бангкоку всего в $29,1 млн. вместе с подготовкой пилотов. Контракт от 2008 года стал первой закупкой Тайландом российской военной вертолетной техники (к тому времени из боевого и схожего по классу "новья" там летала только пятерка американских Sikorsky UH-60). Тогда военное руководство заявило, что если в течение полугода новые вертолеты подтвердят эффективность, будет принято решение закупить еще, напоминает портал periscope2.ru. А вот американцы, кстати, еще в июне этого года намеревались продать свои Lakota дороже - за $77 миллионов.
Нынешнее решение правительства позволяет военным начать переговоры и подписать контракты в возможно короткий срок. Платежи по этим программам будут произведены за счет оборонных бюджетов в 2013 - 2015 финансовых годов. Машины будут использоваться в приграничных районах и в зоне повстанческой активности на юге страны. Приобретение производится в рамках долгосрочного плана закупок, ведь последние несколько лет сухопутные войска Таиланда предпринимают активные меры по модернизации крайне изношенного вертолетного парка, сообщает портал Центра анализа торговли оружием.
Отметим, что Таиланд - арена вертолетной войны не только между американцами и русскими. На рынок этой страны активно рвутся французы с легким многоцелевым AS500 SN Fennec (было куплено 8 таких машин на $51,3 миллиона). А в октябре 2012 года был подписан контракт на закупку двух итало-британских бестсселлеров Agusta Westland AW139 с поставкой в 2014 году.
Но вернемся к тому, с чего начали. Эти действия по "приемке-сдаче" в странах с особым менталитетом воспринимают несколько иначе, чем у нас. На фото буддистский монах совершает некие действия над носом Ми-17В-5, за ним туда же поднимается, по всей видимости, важный военный чин и так далее. Кстати, есть такое и у американцев: по традиции их вертолеты называют именами вождей индейских племен. А, к примеру, в церемонии приемки того же первого UH-72A участвовал и Джо "Красное Облако" - вождь племени Lakota. Известна фотография вождей апачей во главе с Ронни Люпом, приветствующих новый Apache (AH-64D Block III).
"На войне ни одного неверующего не видел"
Есть свои традиции и в других странах, обрядность возрождается и в Российской армии. Газета "БИЗНЕС Online" попыталась расспросить об этом профессионалов, а также представителей ведущих российских конфессий. Главный раввин еврейских общин РТ Ицхак Горелик оказался недоступным для общения. А в духовном управлении мусульман РТ, ссылаясь на хлопоты, связанные с подготовкой к празднику Курбан-байрам, комментарий дать отказались. Жаль, а ведь интересно: один из наших интервьюируемых Сергей Степанов, несколько месяцев проживший в Иране, рассказывал, что там каждый новый вертолет (а он, как правило, российский) проходит освящение бараньей кровью…
Виталий Тимофеев - протоиерей, настоятель прихода храма Святой Великомученицы Варвары в Казани:
- В православной церкви оружие благословляется в защиту обиженных, Отечества. Это святое дело. Что касается других конфессий, то нужно хорошо их знать, чтобы проводить аналогии. Но я, например, буддистов не знаю, поэтому ничего сказать о них не могу.
Владимир Князев - в начале 1970-х инженером обслуживал в Ираке полученные от СССР бомбардировщики Ту-22:
- Когда прибыли самолеты, мулла приходил, читал что-то. А на Курбан-байрам резали баранов. И каждый механик кровью мазал место своей ответственности. Помню, как один отвертку в кровь окунал и мазал ей пневматик шасси. Потом мы им это запретили - нам, советским специалистам, такое дозволялось. Отмывай потом за ними… Но они старались всегда. Сам я к этим обрядам, в том числе и в наших вооруженных силах, отношусь так: хочется, пусть освящают.
Отец Диогенес - настоятель римско-католического прихода церкви воздвижения святого креста в Казани:
- Мне кажется, такая практика существует во всех религиях. Оружие, было, есть и будет. Оно освящается молитвой для того, чтобы не использовать его во зло, а по возможности вообще не применять.
Владимир Пономарев - протоиерей, настоятель прихода Александра Невского в Казани:
- Чин освящения боевой техники - это благословение Божие, чтобы защитить свою Родину, данную Богом. Богословский спор никогда не прекратится, до скончания века. Каждая конфессия считает себя правой.
Иван Гнетинский - заместитель начальника научно-исследовательского отдела центра боевого применения и переучивания летного состава армейской авиации ВВС России, полковник:
- Во-первых, техника связана с авариями и катастрофами. Во-вторых, для общего морального духа. Ранее в армии были замполиты и коммунистический дух, потом его из армии выбили и появился немножко не такой, который нужен. Сейчас пытаются внедрить институт военных священников - и православных, и мусульман, и католиков. Наверное, это нужно. На войне ни одного неверующего не видел. Считаю, что у каждого человека вера должна быть во что-то, а обряд освящения - торжественная процедура, которая, обозначая величественность момента, входит в общий перечень торжественных мероприятий, которые проводятся по прибытии новой техники… И потом, для каждого вертолетчика вертолет - живое существо, и он к нему относится как к живому, к тому, у кого есть душа. А душа ведь должна во что-то верить.
Валерий Яковлев, Тимур Латыпов