Войти

Анатолий Чубайс: государственное вмешательство позволяет инициировать то, что без него не инициировалось бы

4171
11
+3
Анатолий Чубайс
Анатолий Чубайс.
Источник изображения: artwp.ru

Глава госкомпании "Роснано" считает, что в России есть "четыре проекта, которые способны превзойти Google". Как понял корреспондент "Денег" Максим Кваша, встретившись с Анатолием Чубайсом в Калифорнии, обсуждать трансфер технологий в Россию и собственные научно-технические разработки "Роснано" ему сейчас значительнее интереснее, чем политику или даже экономику.

"В каждом нашем зарубежном проекте обязательно есть некий russian angle"


В какой момент вы могли бы сказать, что "Роснано" — удачный проект, что все получилось и что вы довольны в том числе и собой лично?


— Ответов два. Один записан в документе, который называется "Стратегия "Роснано"". В нем много разных KPI, целевых показателей, один из них — 150 млрд руб. Это объем привлеченных от LP (limited partners) денег на 2020 год. К этой цифре нужно постепенно продвигаться, и первый шаг в этом направлении — создание фонда прямых инвестиций с привлеченными частными деньгами.


Когда этого можно ждать?


— В первой половине будущего года. Если "Роснано" задачу решит, это будет сильно. При этом цель, изначально поставленную компании,— создание наноиндустрии с показателем 900 млрд руб. в 2015 году — никто не отменял. Она безальтернативна и не подвергается сомнению. Это мой второй ответ.


Когда "Роснано" только затевалась, говорилось, что одна из задач — создание технологических компаний мирового уровня. Похоже, это оказалось сложнее, чем представлялось, эта задача пока не решена...


— С утверждением, что у нас нет компаний с технологиями мирового уровня, я категорически не согласен. Перечисляю созданные в России, благодаря деятельности "Роснано", технологии мирового уровня: производство волоконных лазеров — не было, есть, мировой уровень; производство мембранного волокна; высокочистого кварца, сейчас договариваемся о продаже стратегическому инвестору; производство литий-ионных аккумуляторов; солнечных панелей — завод будет в следующем году; высокобарьерной полимерной пленки; производство термоэлектрических модулей для микроэлектроники. И это не полный перечень.


Это технологии. Имеются в виду компании уровня, скажем, Google — он здесь из окна практически виден...


— Если говорить о продажах, скажем, в $10 млрд в год, то такой масштаб в принципе невозможно создать за наш срок жизни. Ведь "Роснано" всего шесть лет, а самому старому нашему стартапу — четыре, а начинается любой стартап, напомню, не с миллиардов и не с миллионов, а с нуля.


Можно ли вообще ожидать в обозримом будущем появления в России технологических компаний, соизмеримых с мировыми китами?


— Для того чтобы появились компании такого размера, сначала нужен продукт. Но, даже имея перспективный продукт, они не могут за два-три года существования выйти на такие объемы. Из 900 млрд руб. наноиндустрии часть будет приходиться на то, что существовало раньше, часть — на то, что создано нами. Часть будет мирового уровня, часть — нет. Но значительная часть — это технологии, созданные нами, и мирового уровня. Какая? Моя экспертная оценка — 150-200 млрд руб.


Рискнете спрогнозировать, которая из компаний станет огромным по мировым меркам игроком?


— Не хочу.


Но есть представление об этом?


— Да, конечно. Есть компании, которые не подпадают под критерий "созданные", потому что мы входили в уже существующие бизнесы. А есть находящиеся на более ранних стадиях, не закончившие разработку и пока не продающие продукт за деньги. В этом заделе есть, в моем понимании, как минимум четыре проекта, которые способны превзойти Google и компании такого масштаба.


Круто. Сколько лет ждать?


— Десять! (В разговор включается директор Rusnano USA, Inc. Дмитрий Аханов: До "Гугла" — двадцать. Знаете, с какой капитализацией Intel сделал IPO? $42 млн! IPO прошло в 1982 году, а компания стала тем Intel, который мы знаем, в конце 90-х.)


Верно ли ощущение, что акцент в деятельности "Роснано" сместился в сторону трансфера технологий в РФ?


— Нет, это не так. У нас две основы для создаваемых нами компаний: во-первых, российский научно-технический задел, и лишь во-вторых — трансфер. Акцент, конечно же, не на трансфер — это легко увидеть по нашим проектам. Общая доля трансфера (с разными способами ее подсчета) в нашем портфеле — 20-30%. Скажем, возьмем нашего крупнейшего странового партнера — США. Мы профинансировали там 12 компаний и два инвестиционных фонда, которые, в свою очередь, также входят в компании с перспективными технологиями, а всего у "Роснано" около ста проектов. На настоящий момент американские портфельные компании получили около $400 млн, а всего мы инвестировали около $4 млрд.


Главная цель — в каждом нашем зарубежном проекте обязательно есть некий Russian angle, это исходное требование, без которого мы не осуществляем проекты такого рода. Его суть может быть очень дифференцирована в зависимости от характера того, что именно делается. Например, в строительство (совместно с IPG Photonics) крупного промышленного предприятия мы инвестировали $45 млн и построили во Фрязино первый в России завод по волоконным лазерам. А есть примеры создания в России небольших центров разработок.


Нам нужны проекты мирового уровня, и мы естественным путем пришли к примерному соотношению зарубежных и российских проектов как 1:4. Мне эта пропорция кажется совершенно нормальной, я не ставил целью ни увеличить ее, ни уменьшить. На мой взгляд, она органичная.


Вы подчеркиваете, что это "на ваш взгляд". Есть другие точки зрения?


— Конечно. Есть наши борцы с Западом, для которых каждый проект из-за рубежа — это действия агента ЦРУ Чубайса по подрыву российской экономики.


А Чубайс отрицает связь с ЦРУ?


— Категорически. Пытается скрыть из последних сил. (Смеется.)


Помимо борцов с Западом имеется соображение, что трансфер технологий в среду, где нет базовых сервисов, а есть ужасное состояние инфраструктуры и плохой деловой климат,— дело почти безнадежное. Все утонет в известной субстанции...


— Да, имеется, но я с ним не согласен. Потому что все эти справедливо названные проблемы и препятствия в одинаковой степени сдерживают создание инноваций, которые произрастают как из российского научно-технического задела, так и из трансфера. Среда, условия, климат и т. д.— одинаковые, и, если ты что-то перенес из IPG Photonics или сам вырастил в "Оптогане" (производитель систем светодиодного освещения.— "Деньги"), какая разница?


Когда привозишь что-то из-за рубежа, то, как правило, имеешь более целостный, зрелый и проработанный продукт. Ты не увеличиваешь риски, а даже уменьшаешь их. Гораздо больше рисков от того, о чем вы говорите, имеют инновации, создаваемые на российской базе. В этом смысле вопрос можно перефразировать шире: в России вообще можно что-то сделать инновационное? Есть целый ряд людей, которые считают, что нет, нельзя. А я считаю, что можно.


На это можно смотреть просто: для действующего ученого или предпринимателя ключевой вопрос — самореализация. Может он сделать это в России — остается, не может — едет в те же США. Вот пример — проект в городе Карачев, районном центре Брянской области, по производству уникального нанокомпозитного клеевого материала. Там сформировалась команда — два десятка людей, кандидаты наук, часть из Москвы, часть из Германии приехала. Создали уникальную технологию по производству полимерных композитных материалов для изоляции труб. "Газпром" собирается закупать их продукцию в больших объемах. Если создать условия для самореализации, то и в Карачев поедут.


А почему именно Карачев? Что там особенного?


— Отчасти исторически сложилось. Там был собственно инициатор и, главное, предприниматель, была хорошая производственная база. Казалось бы, набор случайностей. Но, когда он сложился, туда поехали люди с высокими рейтингами, требованиями к уровню жизни. Живут, развиваются, бизнес растет. Кстати, при активной поддержке областных властей.

"Мне кажется интересной история под названием "магниторезистивная память""


Назовете еще примеры успешного технологического трансфера?


— Есть примеры в исследовательской части. Например, компания Selecta, разрабатывающая синтетические нановакцины. Содержательный вклад российских разработчиков был таков, что значимость России в проекте выросла, и гендиректор, известный ученый химик Вернер Котрилз, переехал из Бостона. Переехал даже не в Москву, а в Химки. Вернер — очень заметная фигура, работал гендиректором в одной из компаний "большой фармы", а теперь здесь, в России, развивает крайне перспективный проект.


Мне кажется интересной история под названием "магниторезистивная память". Я, конечно, не самый крупный спец в этой сфере, могу ошибаться в оценках, но, когда мы входили в проект, это было что-то совсем экзотическое. Речь идет о чипах MRAM (magnetoresistive random-access memory), принципиально отличающихся от традиционных полупроводниковых. За ними — несколько базовых идей. Полупроводниковой памяти (которая сегодня используется как оперативная в наших компьютерах и смартфонах) нужна электроэнергия, чтобы хранить информацию, а магниторезистивной — только чтобы изменять. Это влияет и на энергоемкость, и на надежность. Второе принципиальное свойство — безопасность: технология нашей компании позволяет обеспечить максимальный уровень защиты для сохраняемой информации. Мир электроники около 20 лет ходил вокруг этой идеи, а мы два года назад поверили в одну из команд, французскую Crocus Technology SA, и приняли решение об инвестировании.


При поддержке московского правительства мы построили предприятие с "чистой комнатой" на территории "Москвича" и в ноябре начнем реальное производство. Это, если я правильно понимаю, будет первое в мире массовое производство коммерческой продукции, основанной на принципах магниторезистивной памяти в топологии 90 нанометров. У нас уже сформирован портфель заказов, и в 2015 году мы должны выйти на объем продаж в 1 млрд руб. Crocus Technology еще в 2011 году подписала контракт о совместной разработке продукции с IBM, и результаты этого сотрудничества мы планируем коммерциализировать на российской фабрике. Уже подписаны соглашения о реализации продукции с крупнейшими в мире производителями чипов для смарт-карт, сим-карт и биометрических документов, есть и другие многообещающие применения — высокотемпературная электроника, магнитные сенсоры, системы быстрого поиска...


Когда-нибудь дойдет до того, что в каждом мобильном телефоне будет такой чип?


— Потенциально возможно и такое. Очень большой интерес сейчас со стороны компаний, производящих чипы для телефонов. Существует несколько сфер применения таких микросхем: для бесконтактной оплаты мобильным телефоном (NFC), в уже упомянутых смарт-картах, в кредитных картах, в системах идентификации и т. д.


То есть вы рассказываете про технологию с рынком в десятки миллиардов долларов в год? А говорите, что в 2015 году получите всего лишь 1 млрд руб...


— Так мы первый рубль получим только в ноябре! Напомню — первые в мире. Рост до $30 млн за два года — это фантастический рост, на пути которого еще тысячи проблем. В принципе вы абсолютно правы — речь о рынке объемом в десятки миллиардов долларов. Какую часть мы завоюем, не знаю...


Но если вы первые...


— Да, но мы же замещаем другие технологии. Мы должны еще доказать, что наша продукция лучше, убедить производителей перепроектировать свои устройства под нашу технологию. Это сложнейшие задачи.


"Роснано" много вложила в этот проект?


— Наши инвестиции в проект составят около €100 млн, а общий объем с учетом соинвесторов — под €200 млн.


Понятно, что речь идет о венчурном проекте, но все же каков риск, что повторится история с НИТОЛом, заводом по производству поликремния, инвестиции в который, возможно, придется списывать?


— С НИТОЛом крайне тяжелая ситуация. Самая тяжелая для "Роснано". Выход из нее мы ищем везде, в том числе здесь, в Кремниевой долине. Попали в объективный кризис, падение цены поликремния с $400 до $16, полное перепроизводство в мире. Не знаем, сможем ли найти решение. Это правда.


А вот с компанией "Хевел", с производством солнечных панелей, мы попали в тот рынок, на который рассчитывали. Кстати говоря, мы переконфигурировали этот проект, договорились с Вексельбергом практически 50:50.


И все же почему вы думаете, что ситуация не повторится?


— В любом венчуре неудача может случиться с вероятностью 20-30%. Магниторезистивная память — это даже не венчур. Особая сложность и парадоксальность подобных проектов в том, что по технологической новизне они выглядят как чистый венчур, а мы крупными "капексами" (CAPEX, capital expenditures — вложения в долгосрочные активы.— "Деньги") входим на стадиях, когда еще нет продукта. С точки зрения размеров и этапности инвестиций нарушаются все классические законы. Это очень серьезные риски, когда можно все проиграть, а можно все выиграть.


Правильно ли я понимаю, что в сентябре инвестиции "Роснано" впервые получили публичную рыночную оценку — компания Bind Therapeutics провела IPO на NASDAQ?


— Да. Цена размещения составила $15 за акцию. Было привлечено $70,5 млн. На вопрос, доинвестировала ли "Роснано", ответить не имею права, так как сейчас в компании так называемый период молчания после IPO, но хочу подчеркнуть, что при размещении акций биотехнологических компаний средства обычно идут на исследования и развитие компании.


Основа технологии Bind — новый класс таргетируемых и программируемых препаратов (точечно доставляющих лекарство в пораженные клетки, а значит, радикально увеличивающих эффективность воздействия и уменьшающих побочные эффекты.— "Деньги") под названием "аккурины". Сейчас флагманский препарат BIND-014 находится во второй стадии клинических испытаний в России и США, а российский филиал компании — "Байнд (РУС)" — расширяется.


Нет ощущения, что финансирование "Роснано" — это искусственная поддержка того, что не было бы жизнеспособно в рыночных условиях? Что финансирование приводит к дополнительным дисбалансам? То же Фрязино, где работает IPG Photonics,— инфраструктурно чудовищное место...


— Не согласен. Государственное вмешательство позволяет инициировать то, что без него не инициировалось бы. Есть очень простой критерий проверки, кто прав, вы или я: посмотреть, что происходит с проектом после того, как мы оттуда ушли. Конкретно во Фрязино проект развивается, например (я даже не знал) у них появились проекты с КамАЗом, авиа- и судостроителями, на базе Казанского авиационного университета они создают инжиниринговый центр по всем видам лазерной техники. Это произошло само собой, в наших условиях, с нашим бардаком, развалом, в той ужасной среде, которая во Фрязино есть. Но проект растет, был бы он искусственным — загнулся бы после того, как мы оттуда вышли год назад.


А вы на "Роснано" смотрите больше как предприниматель или как государственный человек? Вас этот проект интересует только с точки зрения финансовых показателей, технологических прорывов или как способ изменить среду?


— Меня последние 30 лет интересует только одно — страна. Стараюсь заниматься только тем, что, с моей точки зрения, способно ее изменить. Проект "Роснано", как мне кажется, в этом ключе. Только поэтому я им и занимаюсь.



Максим Кваша (Коммерсант-Деньги)

Права на данный материал принадлежат
Материал размещён правообладателем в открытом доступе
  • В новости упоминаются
Похожие новости
16.01.2014
Нано-горизонты
23.11.2012
Причины провала отечественного АСУВ – строения Часть III. Научно-технический и промышленный потенциал
25.04.2012
В этом году Вооруженные силы РК празднуют 20-летие со дня основания
26.08.2011
Юбилейный МАКС, часть 1
22.04.2010
Сергей Чемезов: «На нас колоссальная ответственность — экономическая и социальная»
11.11.2008
"Сатурн" в клещах госуправления. Юрий Ласточкин не хочет продавать свою компанию
11 комментариев
№0
08.10.2013 01:20
Звучит очень неплохо...и интересно.
0
Сообщить
№0
08.10.2013 04:25
Денег вложили много и большинство их частные.Выхлоп должен быть

+1
Сообщить
№0
08.10.2013 10:59
"Анатолий Чубайс: государственное вмешательство позволяет инициировать то, что без него не инициировалось бы", - это же что-ж твориться-то! А как-же "невидимая рука рынка" которая всё расставит по своим местам?! Чубайс демонстрирует отход от "ортодоксальной" лебертарианской экономической политики?!
+9
Сообщить
№0
08.10.2013 11:31
Чубайс демонстрирует отход от "ортодоксальной" либертарианской экономической политики?!

PeterTsk, тоже диву даюсь: то Березовский обратно в Россию просился, то ведущая шоу бездельников Собчак вдруг озабачивается восприятием молодого поколения, то Чубайс вдруг неслыханное изрекает о роли государства в экономике )))
+7
Сообщить
№0
08.10.2013 12:35
Тоже диву даюсь!!! "Березовский обратно в Россию???". А кто-то об этом знал? Ну кроме той журнализдки, которой якобы сказал человек из кремля, который якобы видел какое-то тайно-секретное пистьмо написанное якобы самим Березовским самому ..... ? Звучит как анекдот. Правда не смешной.
А Чубайса понять можно. Он человек умный. 30 лет работает в верхах в этой стране. И прекрасно знает что никому ничего (кроме бабла) не надо. А бабло у руководства. Двдут денег на олёт на Юпитер, полетим, не дадут не полетим. Даст гос-во денег на проект, построят(возможно), не даст не построят. Гражданская активность крайне низкая, поэтому на уровне самообогащения проекты продвигаются неплохо. А вот перспективные не идут....
Ну а Чубайс никогда и не скрывал роль государства в экономике. Он же не анархист. Просто когда он говорит что роль должна быть другой, это не означает что этой роли быть вообще не должно. Надо слышать что человек говорит в комплексе а не вырывать фразы из разговора.
Кстати название этой статьи есть именно такое стандартное "вырывание". Звучит как стандартный метод для всей экономической модели. Но это же не так.
-2
Сообщить
№0
08.10.2013 13:05
Звучит как анекдот. Правда не смешной.

Полностью с вами согласен, либеральный телеканал "ЛДождь" — один большой сплошной анекдот.
+1
Сообщить
№0
08.10.2013 13:36
Цитата, madmat от 08.10.2013 12:35
"Березовский обратно в Россию???". А кто-то об этом знал? Ну кроме той журнализдки, которой якобы сказал человек из кремля, который якобы видел какое-то тайно-секретное пистьмо написанное якобы самим Березовским самому ..... ? Звучит как анекдот. Правда не смешной.

Путин подтвердил наличие двух писем адресованных лично ему, но отказался обнародовать их сославшись на слишком личный характер писем. Однако сказал, что действительно Березовский признается, что совершил много ошибок и очень хочет вернуться в Россию.
Ну а уж анекдот это или нет - зависит от уровня доверия к Путину каждого отдельно взятого гражданина России.

Цитата, madmat от 08.10.2013 12:35
А Чубайса понять можно. Он человек умный. 30 лет работает в верхах в этой стране.

Он очень красиво говорит, однако вот такой момент, меняет восприятие всего интервью.

Цитата
В этом заделе есть, в моем понимании, как минимум четыре проекта, которые способны превзойти Google и компании такого масштаба.

Круто. Сколько лет ждать?

— Десять!

Вот это да!!! По отрасли в которой идет самый бурный рост и самая активная смена технологий, где через 10 лет трудно себе представить куда уйдет Google - умный человек предрекает обгон самого гибкого гиганта на этом рынке через 10 лет.

Помощник решил подстраховать:

Цитата
Дмитрий Аханов: До "Гугла" — двадцать.

Во как подстраховал. Где мы и где двадцать лет? Нострадамус :)
И дальше уже просто перл:

Цитата
Знаете, с какой капитализацией Intel сделал IPO?

Парни - Вы не Forex обсуждаете, а Google - у них капитализация это следствие технологического опережения.

Интересно, а специалисты по солнечным батареям, кварцам и т.д. из перечисленных им тем - тоже такие вот ляпы видят, или это случайный промах?
+4
Сообщить
№0
08.10.2013 13:38
Цитата
Надо слышать что человек говорит в комплексе а не вырывать фразы из разговора.

вроде бы Чубайс всегда позиционировался, как человек который всё знает и умеет делать "всё как надо"... может создать-найти-подпрячь "новый креативный класс", который сделает много лучше-эффективнее чем государство-чиновники...а тут то оказывается, что без "государевой финансовой сиськи" и наш "идеальный менеджер-управленец" ничего в реальности не может...все эти байки про "креативные классы", "невидимые руки рынка" , "либеральные ценности" хороши до тех пор, пока в реальности не нужно ничего реализовывать...чем он Чемезова то отличается? с такими то высказываниями...
+2
Сообщить
№0
08.10.2013 15:24
Цитата
— Меня последние 30 лет интересует только одно — страна.
Из уст Чубайса звучит как издевательство...
+1
Сообщить
№0
08.10.2013 15:27
Цитата
производство мембранного волокна; высокочистого кварца, сейчас договариваемся о продаже стратегическому инвестору;
- это он японцев имеет ввиду?
0
Сообщить
№0
08.10.2013 15:32
Цитата
Из 900 млрд руб. наноиндустрии часть будет приходиться на то, что существовало раньше, часть — на то, что создано нами. Часть будет мирового уровня, часть — нет. Но значительная часть — это технологии, созданные нами, и мирового уровня. Какая? Моя экспертная оценка — 150-200 млрд руб.
не понял, 200млрд из 900млрд - это "значительная часть"? если это так, то по идее на старые, неперспективные и созданные до них будет приходиться 700млрд.
Цитата
Есть наши борцы с Западом, для которых каждый проект из-за рубежа — это действия агента ЦРУ Чубайса по подрыву российской экономики.
про агента ЦРУ не знаю, но его участие в  дефолте 1998 отрицать по меньшей мере странно.
Цитата
в наших условиях, с нашим бардаком, развалом, в той ужасной среде, которая во Фрязино есть.
что жаловаться, ведь это его результат его деятельности.
0
Сообщить
Хотите оставить комментарий? Зарегистрируйтесь и/или Войдите и общайтесь!
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ
Ежедневная рассылка новостей ВПК на электронный почтовый ящик
  • Разделы новостей
  • Обсуждаемое
    Обновить
  • 26.04 04:31
  • 1044
Без кнута и пряника. Россия лишила Америку привычных рычагов влияния
  • 26.04 00:07
  • 0
Танцы с бубном: США, Украина и военная помощь
  • 25.04 17:21
  • 2
Суд арестовал замминистра обороны РФ, на которого ФСБ пять лет собирало материалы по коррупции
  • 25.04 15:58
  • 120
Конкурента российского Су-75 из Южной Кореи впервые представили на выставке
  • 25.04 13:48
  • 3
Инженеры NASA впервые за пять месяцев смогли получить данные о состоянии зонда Voyager-1
  • 25.04 13:40
  • 463
Международные расчеты, минуя доллар, по странам
  • 25.04 12:48
  • 0
«Освей»: Космическая Беларусь берется за строительство самолетов
  • 25.04 10:13
  • 478
Израиль "готовился не к той войне" — и оказался уязвим перед ХАМАС
  • 25.04 09:30
  • 2
Разящий луч: как развиваются боевые лазеры
  • 25.04 09:27
  • 9
Российские разведывательно-ударные мультикоптеры предложат на экспорт
  • 25.04 09:12
  • 276
Космонавтика Илона Маска
  • 25.04 09:02
  • 26
Национальная политика и миграция
  • 25.04 08:46
  • 19
Командующий ВВС США в Европе о роли авиации в боевых действиях на Украине
  • 25.04 05:17
  • 3
Ходаковский: важно понять, для чего мы начали СВО и как будем дальше жить с побеждённой Украиной
  • 25.04 04:48
  • 2706
Как насчёт юмористического раздела?