Войти

Американские рельсовые пушки: фантастическое оружие для кораблей будущего

7189
10
0

Похоже, американские военные очень любят различные новые вещи, порой даже слишком новые: то носятся со Стратегической оборонной инициативой, то заказывают боевой лазер. Наконец, последние несколько лет компания BAE Systems по заказу агентства DARPA разрабатывает еще один образец оружия, словно пришедший в наш мир из фантастических книг и фильмов. Это рельсовая пушка, также именуемая терминами «рейлган» (от английского railgun) или рельсотрон.


Принцип действия этого чудо-оружия сравнительно прост: на два параллельных электрода (те самые рельсы) устанавливается электропроводящий объект, который и служит снарядом. На электроды подается постоянный ток из-за чего незакрепленный снаряд, замкнув электрическую цепь, под действием силы Лоренца начинает движение. Однако у рельсотрона есть целый набор минусов, который, собственно говоря, и является главной головной болью создателей подобного оружия. Так, рейлган требует источника тока достаточной мощности, зависящей от требуемых характеристик оружия. Кроме того, нужно правильным образом подобрать материалы рельс и снаряда: во-первых, для уменьшения потерь на сопротивлении проводников, а во-вторых, во избежание их перегрева и повреждения. Иными словами, создание практически применимого рельсотрона – занятие непростое, длительное и очень дорогое.


Полноразмерное изображение в галерее картинок


Чем же привлек американских военных новый вид оружия? Дело в том, что рельсовая пушка может разгонять небольшие (до 10-15 килограмм) снаряды до таких скоростей, на которых они могут наносить значительные повреждения технике и объектам противника только за счет собственной кинетической энергии. Кроме явных боевых, у такого оружия есть и преимущества в сфере снабжения: боеприпас для рейлгана получается простым и удобным, а также не подверженным детонации, ведь в нем отсутствует какое-либо взрывчатое вещество.


Агентство DARPA заинтересовалось рельсовыми пушками в середине 90-х годов прошлого века. Тогда, оценив перспективы работ по теме, были определены примерные сроки поставки нового оружия в войска (после 2020 года) и его целевую нишу – замена существующих артиллерийских установок во флоте. Вскоре BAE Systems начали исследования нового направления и строительство первых, маломощных экспериментальных рейлганов. Постепенно были отработаны все нужные технологии и конструкционные находки, в результате чего в конце 2006 года начали строить полноценный опытный экземпляр с дульной энергией в 10 мегаджоулей. Проверки систем и первые пробные запуски начались во второй половине 2007-го, а в феврале следующего года о существовании этого аппарата объявили официально. Тогда же появились первые видео выстрелов и данные о параметрах установки: начальная скорость болванки составила 2520 метров в секунду, что в восемь раз превышает скорость звука. В декабре 2010 года американские конструкторы в очередной раз «похвастались», но теперь дульная энергия была уже более 32 МДж. Эта же пушка произвела юбилейный тысячный выстрел с начала работ по теме. Все эти опыты представляют определенный интерес, но пока исключительно научный. Дело в том, что экспериментальные рельсовые пушки и сами по себе не малы – они представляют собой конструкцию длинной в пару десятков метров и шириной/высотой в 2,5-3 метра. И это только собственно рельсотрон, а ведь к нему «прилагается» еще и соответствующая батарея конденсаторов с генераторами. Иными словами, нынешние рельсовые пушки – не готовое к практическому применению оружие, а сугубо лабораторные экспериментальные образцы.


Само собой, такими пушками размером с целое здание никого не заинтересуешь. По такому поводу DARPA недавно привлекли к работам компанию Raytheon. Контракт на 10 миллиардов требует от нее создание и постройку опытного образца новой энергетической установки, способной обеспечить электропитание рельсотрона. Кроме того, задание подразумевает, что энергоустановка будет иметь размеры и массу, пригодные для размещения на кораблях. Если Raytheon удастся сделать систему, получившую название PFN (Pulse Forming Network – Сеть формирования импульса), то в перспективе ее можно будет использовать не только в паре с рейлганами, но и, например, с боевыми лазерами. На разработку и изготовление первого экземпляра PFN у Raytheon не так много времени, ведь начать испытания рельсотрона, установленного на корабль, планируется уже в 2018 году. Тем не менее, нельзя исключать изменения сроков, может быть, даже неоднократного.


К тому же времени от BAE Systems и General Atomics (эту фирму привлекли к проекту для «дублирования» работ) требуют сделать пушку с дульной энергией около 64 МДж, прицельной дальностью запуска девятикилограммового снаряда не меньше 450-500 километров и скорострельностью от 6-7 выстрелов в минуту. По понятным причинам натурные испытания на дальность пока не проводились, но расчеты показывают, что 32-мегаджоульный рельсотрон «закидывает» боеприпас в 10 кг километров на 350-400. Требований к повышению скорости снаряда пока нет: вероятно, в DARPA более приоритетными задачами считают дальность полета и вес болванки. Однако куда большие проблемы ждут разработчиков пушки в сфере «ствола». Дело в том, что огромное начальное ускорение снаряда приводит к полному износу имеющихся рельс за 8-10 выстрелов. Соответственно, помимо улучшения непосредственно боевых качеств BAE Systems и General Atomics должны будут серьезно доработать конструкцию.


Первыми носителями рельсотрона должны будут стать эсминцы проекта Zumwalt. По слухам, эти корабли изначально разрабатывались таким образом, чтобы в состав их оборудования с малыми затратами можно было включить как новые системы, например, PFN, так и новое вооружение. Насколько слухи соответствуют действительности, пока неизвестно. Тем не менее, даже из информации о «Зумволтах» можно сделать соответствующие выводы. Похоже, что американские военные намерены заиметь в своем арсенале оружие со значительной дальностью боя, вдобавок к имеющимся ракетам. От них, надо заметить, рельсотрон в выгодную сторону отличается тем, что каждая ракета стоит немало денег и по достижении своей цели уничтожается. Рельсовая пушка, в свою очередь, стоит еще больше, но расходуются исключительно снаряды, которые на порядки дешевле отдельно взятой ракеты. Кроме того, болванку с гиперзвуковой скоростью почти невозможно перехватить существующими средствами. Также стоит вспомнить американскую тягу к атакам с приличного расстояния, на котором противник не сможет обеспечить адекватный ответ.


Сейчас в качестве срока принятия на вооружение «Зумволта» с рельсовой артиллерией называется середина 20-х годов. Однако для этого требуется продолжение работ, а проект рельсотрона недавно оказывался под угрозой закрытия. Напомним, осенью прошлого года сенат США требовал, как минимум, сократить расходы на «футуристические» программы, а то и вовсе отказаться от них. Военным удалось сохранить в полном объеме проект по созданию рейлганов, а вот лазеру воздушного базирования (Boeing YAL) не было суждено продолжить испытания.




Рябов Кирилл

Права на данный материал принадлежат
Материал размещён правообладателем в открытом доступе
  • В новости упоминаются
Похожие новости
12.12.2017
И так сойдет
21.07.2016
Катапульта в космос: на что будет способен гигантский российский рельсотрон
26.06.2014
Рельсовая война
09.02.2012
Ближе к будущему
02.02.2012
Американцы все ближе к созданию "оружия будущего": готовят выпуск военно-морских рельсотронов
08.08.2011
Лазерные амбиции Пентагона остыли до киловаттного уровня
10 комментариев
№0
07.02.2012 01:46
Отличная штука для стрельбы по трансформерам!
+3
Сообщить
№0
07.02.2012 02:28
))) я в детстве такие штуки делал ))). Только не знал что их назовут "рельсотроном" ))))
0
Сообщить
№0
07.02.2012 06:52
madmat, вы мастерили в детстве рейлганы? А звать вас не Никола случайно?
0
Сообщить
№0
07.02.2012 10:58
Как мне кажется, пока будут доводить рейлганы, ПКР так усовершенствуются, что уйдут ещё дальше от них. Единственное преимущество которое может быть у рельсотрона - это количество боеприпасов, но энергоустановка - это, по сути, тоже склад боеприпасов, который тоже нехило места занимает.
О стоимости выстрела сложно гадать, но учитывая необходимый выброс энергии в короткий момент времени, вряд ли дешевле одной ПКР...
0
Сообщить
№0
07.02.2012 11:56
Лофкач, если у Вас есть сын, это хороший пример как продемонстрировать физические законы. Делается всё до безобразия просто: Берёте трубочку(я брал пустой стержень советской шариковой ручки без следов пасты). Берёте мелкий гвоздь, откусываете кусачками у него шляпку и зачищаете края, чтобы он как можно легче скользил внутри трубки. Дальше я брал телфонный проводок с изоляцией(но, похоже, подойдёт и без пластика, но с окалиной. но не уверен). И наматываете на трубку как на катушку. Кол-во витков экспериментально. Наматывал в один слой. Закрепляете устройство, вставляете гвоздь-снаряд в трубку, провода к батарейке, и тут самое сложное. Просто для эксперимента достаточно на мгновение коснуться концами провода полюсов.(я испытывал на советской квадратной батарейке). Сразу может не получиться. Если контакт будет очень коротким, снаряд не вылетит. Если длиннее чем надо, он переместится ит одного края обмотки к другому и зафиксируется магнитным полем. Короче говоря надо поймать длительность касания, чтобы снаряд разогнался в трубке, но по подлёту к концу магнитного поля само поле исчезает и снаряд летит дальше. Понятное дело что летит он недалеко. У меня в среднем получалось удачно если на пол метра вылетало. Я пробовал с несколькими магнитными полями, когда один контур заканчивался и начинался другой, но там получались сложности с длительностью подключения. Так как и с одним контуром тяжеловато было "поймать момент", то с двумя или тем более с тремя почти невозможно. Ну а так как во первых мне было тогда всего 13 лет, поэтому не инструментов нормальных ни станков у меня, ЕСТЕССССНО, не было. А там уже надо было делать именно механизм, который бы регулировал длительность разных подключений. Была ещё идея разобрать вспышку от фотоаппарата и использовать её конденсатор для более серьёзного импульса, но на это я не пошёл. Сами понимаете что бы мне в детстве за такое было ))). Да и вечная советская проблема с дефицитом сказалась. Просто элементарно закончилась батарейка, а во всём городе купить её было почти нереально(с Питера привозили). Поэтому опять переключился на старые добрые пушки http://fotki.yandex.ru/users/madmat-70/view/48183/?page=0 заряжать которые было муторно и геморно, зато стреляли они куда более эффектно чем "рельсотрон". Правда с электромагнитной божно было бы стрелять чуть ли не очередями ...
Понятное дело что сама схема не та что у Американцев, но принцип кажется тот же. Магнитное поле разгоняющее кусок железа.
+1
Сообщить
№0
07.02.2012 14:58
madmat
Не верно. Вы описали принцип действия пушки Гауса
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B0_%D0%93%D0%B0%D1%83%D1%81%D1%81%D0%B0
Здесь другой более простой принцип
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%E5%EB%FC%F1%EE%F2%F0%EE%ED
0
Сообщить
№0
07.02.2012 15:36
Да, Вы правы. Согласен. Каюсь что не вдался в подробности и увидев знакомые условия (магнитное поле, разгоняемый снаряд и т.д.) предался воспоминаниям ))). Кстати по ссылке нарисована пушка Гауса именно в таком виде как я и пробовал делать с тремя контурами. ))).
0
Сообщить
№0
07.02.2012 15:36
madmat, детей у меня еще нет, но такую схему мне и самому будет интересно опробовать! А то я как-то больше химическими опытами в детстве увлекался. Спасибо!
0
Сообщить
№0
07.02.2012 16:46
Цитата
Похоже, американские военные очень любят различные новые вещи, порой даже слишком новые: то носятся со Стратегической оборонной инициативой, то заказывают боевой лазер. Наконец, последние несколько лет компания BAE Systems по заказу агентства DARPA разрабатывает еще один образец оружия, словно пришедший в наш мир из фантастических книг и фильмов. Это рельсовая пушка, также именуемая терминами «рейлган» (от английского railgun) или рельсотрон.
А надо брать за образец калаши, использовать их сотни лет ибо они "лучшие в мире автоматы даже по признанию американцев"? Правильно делают, что двигаются вперёд, стараются достичь превосходства над всеми возможными противниками, а не молятся на какое-нибудь старьё. Нашим тоже не помешали подобные разработки и на надо ждать пока у них таки получится, а лишь потом кинуться догонять. Электронику уже запустили и догнать перспектив не видно. Были когда-то впереди планеты всей по беспилотникам и чего? Было преимущество по сверхзвуковым КР, ПКР, по наработкам по гиперзвуку, но и оно скоро растает.
-1
Сообщить
№0
07.02.2012 19:33
За всегда пожалуйста. Если чего, спрашивайте ).
0
Сообщить
Хотите оставить комментарий? Зарегистрируйтесь и/или Войдите и общайтесь!
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ
Ежедневная рассылка новостей ВПК на электронный почтовый ящик
  • Разделы новостей
  • Обсуждаемое
    Обновить
  • 26.04 13:24
  • 1056
Без кнута и пряника. Россия лишила Америку привычных рычагов влияния
  • 26.04 13:13
  • 0
Сопротивление на Украине: борьба с неонацизмом
  • 26.04 13:11
  • 2
Американский дрон Mojave с Minigun DAP-6 с общей скорострельностью 6000 выстрелов в минуту поразил наземные цели в ходе испытаний
  • 26.04 12:21
  • 1
Россия настаивает на необходимости запрета любого оружия в космосе, а не только ядерного - постпред РФ при ООН
  • 26.04 09:05
  • 2
ЦКБР заявил, что РФ необходимо создать мобильные команды для уничтожения FPV-расчетов ВСУ
  • 26.04 05:50
  • 1
Омрачить День Победы и инаугурацию: каких ударов ожидать от ВСУ в майские праздники
  • 26.04 00:07
  • 0
Танцы с бубном: США, Украина и военная помощь
  • 25.04 17:21
  • 2
Суд арестовал замминистра обороны РФ, на которого ФСБ пять лет собирало материалы по коррупции
  • 25.04 15:58
  • 120
Конкурента российского Су-75 из Южной Кореи впервые представили на выставке
  • 25.04 13:48
  • 3
Инженеры NASA впервые за пять месяцев смогли получить данные о состоянии зонда Voyager-1
  • 25.04 13:40
  • 463
Международные расчеты, минуя доллар, по странам
  • 25.04 12:48
  • 0
«Освей»: Космическая Беларусь берется за строительство самолетов
  • 25.04 10:13
  • 478
Израиль "готовился не к той войне" — и оказался уязвим перед ХАМАС
  • 25.04 09:30
  • 2
Разящий луч: как развиваются боевые лазеры
  • 25.04 09:27
  • 9
Российские разведывательно-ударные мультикоптеры предложат на экспорт