Войти

Машиностроение на грани исчезновения

9240
116
-1
Источник изображения: Фото: life.ru

Деиндустриализация страны продолжается, считает Виктор Алкснис

В 2019 году правительственная комиссия по импортозамещению РФ разрешила "Аэрофлоту" закупить 100 самолетов иностранного производства, которые могут окончательно вытеснить с авиалиний отечественные. Таким образом, это ведомство, видимо, занимается внедрением импортозамещающих технологий. Что происходит в отечественном авиастроении и оборонной политике в целом, "Военно-промышленному курьеру" рассказал депутат Государственной думы России III и IV созывов, известный общественный и политический деятель Виктор Алкснис.

– Виктор Имантович, в 2018-м производство гражданских самолетов в России вновь упало. За прошлый год было произведено всего 38 единиц техники. Выпуск SSJ 100 рухнул на треть – с 34 машин в 2017-м до 23 в 2018-м. Чем все это объяснить и когда, на ваш взгляд, наш авиапром выйдет из штопора?

– Любой летчик вам скажет, что штопор должен быть контролируемым. Если он неуправляем, то из него можно и не выйти.

В российской авиации, как военной, так и гражданской, основной проблемой всегда были двигатели. Мы умели делать хорошие планеры самолетов и других летательных аппаратов, а российская аэродинамическая школа считалась одной из лучших в мире. Но у нас были и остаются проблемы с авиадвигателями, большинство из которых, как правило, уступают зарубежным аналогам. Именно поэтому нам никак не удается создать гражданские самолеты, не уступающие Boeing и Airbus, в первую очередь по удельной тяге двигателей и по расходу топлива. Причем вопросы остаются не только по гражданским судам – отсутствие двигателя для самолета пятого поколения Су-57 свидетельствует о наличии серьезных проблем и в военной области.

“ Как допустили использование при производстве новейших стратегических ракет "Булава" микросхем, поставленных из Латвии ”

Казалось бы, все это требует принятия срочных мер. Но вместо этого отмена НДС на импортные самолеты, закупка иностранной авиатехники большими партиями, что наносит удар как по самолетам, так и по авиационным газотурбинным двигателям. И не только по ним. Есть информация о планах правительства отказаться от отечественных газовых турбин большой мощности, что отбросит назад российскую энергетику.

ГТД широко применяются еще и на судах Военно-морского флота, газоперекачивающих станциях… С двигателями для ВМФ ситуация вообще сложная. Помните печально известный поход "Адмирала Кузнецова" к берегам Сирии и клубы черного в полнеба над ним дыма, после чего он сразу встал на ремонт? Да, на нем стоят не газотурбинные, а котлотурбинные двигатели большой мощности, но и на них частично применяются похожие технологии.

Более того, ГТД используются в самых разных сферах и могут значительно различаться по своей конструкции, но принцип их действия и производства во многом схож. Поэтому успешное развитие технологий в изготовлении, например, авиационных газотурбинных двигателей, несомненно, положительно сказалось бы на их производстве и для ВМФ, энергетики. Но правительство РФ может отказаться от строительства тепловых электростанций (ТЭС) на экспериментальных образцах российских газовых турбин большой мощности (ГТБМ) 1,4 ГВт в пользу иностранных компаний, включая американскую GE и немецкую Siemens.

Напомню, какой скандал произошел два года назад, когда в связи с проблемами Крыма из-за энергетической блокады полуострова со стороны Украины было принято решение срочно перебросить на полуостров четыре газовые турбины SGT5-2000E немецкого производителя Siemens для строительства двух электростанций общей мощностью 940 МВт. Но в связи с введенными против РФ санкциями официально этого делать было нельзя, поскольку по соглашению турбины предназначались для установки в Краснодарском крае.

Казалось бы, из этого надо сделать выводы и наладить производство российских ГТБМ. Но проблема еще в том, что в РФ после развала Советского Союза утрачены технологии их производства. С приходом Анатолия Чубайса к руководству российской электроэнергетикой было принято решение отказаться от производства российских турбин и перейти к их закупке у немцев ("Сименс"), японцев ("Митсубиси"), американцев ("Дженерал электрик"). В результате наша энергетика была поставлена в зависимость от чужих решений. Кроме турбин, приходилось оплачивать работу иностранных специалистов для их установки и отладки, постоянно заказывать запчасти на десятки миллионов долларов.

Ценой огромных усилий удалось создать российскую газовую турбину большой мощности ГТД-110М, соответствующую мировым стандартам. Казалось бы, надо срочно запустить ее в серийное производство и поставлять на российские электростанции. Но вместо этого, есть информация, российское правительство, повторю, планирует отказаться от наших турбин и продолжить закупки импортных. Что, конечно, проще и легче.

Таким образом, властные решения в конечном итоге наносят мощнейший удар по авиации, Военно-морскому флоту, энергетике и в целом по безопасности страны (оборонной, энергетической, экономической и т. д.). А по большому счету направлены на дальнейшую деиндустриализацию страны, уничтожение ее машиностроения.

– Впервые за последнее время гособоронзаказ на 2020-й и последующие два-три года будет снижаться. Более того, поставлена задача о переводе части мощностей ОПК на выпуск гражданской продукции. К 2025 году – до 30 процентов, к 2030-му – до половины. Но мы это уже проходили в 90-е. К чему привела конверсия – известно. Ракеты и утюги – все-таки разные вещи. Насколько оправданна такая политика и зачем опять "ломать предприятия через колено"?

– Связано это с большими проблемами федерального бюджета. Невзирая на заявления высокопоставленных российских лиц о блестящем состоянии экономики, на самом деле это не так, и наши финансы поют романсы. Ведь неспроста премьер-министр Дмитрий Медведев заявил: "Денег нет, но вы держитесь!". Мы пустили по ветру неожиданно свалившиеся на нас в начале 2000-х нефтедоллары и вместо вложения их в модернизацию страны поделили между олигархами, банками, организовали самые дорогостоящие в истории олимпиады, универсиады, чемпионаты мира и прочие PR-мероприятия. В результате оказались в положении крыловской стрекозы, которая лето красное пропела. А когда цены на нефть упали, то имевшиеся накопления быстро проели. Именно поэтому началось сокращение расходов, включая такие важные, как оборонные.

Коллаж Андрея Седых

Конверсия или, как ее сейчас стыдливо называют, диверсификация в нынешнем состоянии российской промышленности невозможна. Мы уже не в состоянии выпускать конкурентоспособные товары даже для внутреннего рынка, особенно высокотехнологичные. Чтобы в этом убедиться, достаточно зайти в любой гипермаркет и попытаться там найти российский товар непродовольственного ряда. Попробуйте купить российский мобильный телефон или компьютер. Можно долго критиковать советскую систему, но она была способна обеспечить выпуск ста процентов образцов мировой промышленной продукции, пусть и уступавших зачастую лучшим мировым образцам по надежности и потребительским свойствам. Но это были отечественные изделия, как правило, изготовленные из собственных материалов и комплектующих. Например, в 1990-м было выпущено более 200 тысяч персональных компьютеров семейства ДВК, за 1985–1990 годы – более 160 тысяч бытовых ПК БК-0010. О какой конверсии можно вести речь, если любой промышленный товар российского производства сегодня будет стоить дороже, чем произведенный в Китае, Вьетнаме, Малайзии и окажется нам не по карману?

– Вы упомянули о Су-57. Самолет по многим оценкам не только современный, но и превосходящий зарубежные аналоги. Что вы как авиационный инженер можете сказать о нем? Почему до сих пор у нас нет двигателя для него?

– По оценкам нашего военно-политического руководства, это лучший военный самолет в мире. Су-57 впервые поднялся в воздух в 2010 году. Но невзирая на реляции о начале серийного выпуска, планируется передать в войска в 2019-м всего один Су-57, в 2020-м – еще один (!).

О чем можно вести речь, если до 2028 года запланирована поставка в авиационные части всего 76 таких самолетов? При этом у нашего вероятного противника и его союзников на вооружении уже сотни самолетов пятого поколения F-22 и F-35.

Крайне настораживает и годичной давности отказ Дели от участия в совместном российско-индийском проекте создания истребителя пятого поколения FGFA (Fifth Generation Fighter Aircraft). Партнеры пришли к выводу, что машина не отвечает заявленным требованиям по малозаметности, а ведь это один из главных параметров.

Крупнейшим недостатком Су-57, по мнению индийцев, является отсутствие соответствующего самолетам пятого поколения авиадвигателя. Не устроили Индию и авионика, радары и датчики российской разработки, которые якобы не соответствуют современным требованиям. Впрочем, в создании электронной компонентной базы (ЭКБ) у нас давние проблемы. Можно, конечно, предположить, что просто Индия не нашла денег на проект FGFA и поэтому излишне драматизирует ситуацию, чтобы сохранить лицо. Но дыма без огня не бывает.

Косвенно это подтверждают некоторые заявления высокопоставленных российских военных о том, что малозаметность самолета пятого поколения не является столь важной характеристикой, зато Су-57 значительно превосходит самолеты США и их союзников по маневренности. По их мнению, и с двигателем предыдущего поколения Су-57 может великолепно летать. А так называемый двигатель второго этапа для Су-57 ("изделие 30"), несомненно, будут устанавливать на серийные самолеты к 2025–2027 годам. Однако есть основания полагать, что с этим движком тоже не все так просто, и доведут ли его до кондиции к названному сроку, неизвестно.

Повторю, у нас всегда были проблемы с двигателями, даже в период расцвета советской авиации в 70–80-е годы. А при нынешнем состоянии российской промышленности, особенно машиностроения, разгроме под флагом реформ нашей фундаментальной и прикладной науки возникают сомнения в появлении нового авиадвигателя, соответствующего лучшим мировым образцам.

– Страну наводнили фальшивые дипломы об окончании вуза, которые можно купить в метро, летные книжки, запчасти для самолетов, лекарства, не соответствующие стандартам продукты питания… Такое впечатление, что Россия превращается в государство-симулякр, где все фальшиво или является контрафактом. Какова причина этого?

– За последние 30 лет в нашей стране были закрыты и ликвидированы десятки тысяч производств и предприятий. Самое удивительное, что эпоха проклятых 90-х, казалось бы, закончилась в 2000-м, но темпы деиндустриализации страны за эти годы только ускорились. Уничтожены многие отрасли, являющиеся основой машиностроения. В первую очередь станкостроительная и подшипниковая промышленность.

“ Довелось видеть на одном из ведущих предприятий Роскосмоса станки, полученные по репарациям из побежденной Германии ”

Жуткие цифры статистики: в 1990 году в РСФСР было произведено 74 тысячи металлорежущих станков, из них 17 тысяч – с числовым программным управлением (ЧПУ). В 2017-м в Российской Федерации выпущено всего 4200 подобных станков, из них лишь 650 с ЧПУ. Эти примеры более чем красноречивы.

Руководитель Роскосмоса Дмитрий Рогозин в ноябре прошлого года заявил, что доля современного оборудования на предприятиях отрасли составляет около 13 процентов, то есть 87 процентов станочного парка устарело. Мне своими глазами довелось видеть на одном из ведущих предприятий Роскосмоса станки, полученные по репарациям из побежденной Германии еще в 1945-м. Как же можно обеспечить производство космической техники ХХI века? И не в этом ли одна из главных причин неудач российской космонавтики за последние годы? Что уж говорить о других отраслях.

В 1990 году в РСФСР было произведено около 800 миллионов штук подшипников. А в 2017-м – всего 47 миллионов. Но ведь подшипники – основа машиностроения и именно со строительства заводов по их производству началась гигантская программа индустриализации страны в 30-е годы.

В Интернете достаточно много сайтов, рассказывающих, как Россия поднимается с колен, как чуть ли не каждый день открываются новые заводы и производства. Но когда начинаешь разбираться в сути такой информации, приходишь к выводу, что это в основном лапша на уши. Например, на сайте "Сделано у нас" появился хвалебный материал об акционерном обществе "Завод "Самарский подшипник", который добился невиданных успехов в развитии производства подшипников и производит их аж 300 тысяч в год, на нем работают более 150 человек. Но позвольте! Куйбышев (ныне Самара) всегда считался подшипниковой столицей Советского Союза и там успешно работало одно из крупнейших в мире производственных объединений – "Четвертый государственный подшипниковый завод (ГПЗ-4)", выпускавший в том числе уникальные подшипники диаметром от одного миллиметра до четырех с половиной тысяч миллиметров. К 1990 году ГПЗ-4 выпускал 20 процентов всех советских подшипников по количеству и 40 процентов – по номенклатуре (250 млн подшипников в год), которыми комплектовали изделия четыре тысячи предприятий страны. Поставлял 70 процентов подшипников для "оборонки". Осуществлял экспорт в 40 стран мира. В 1990 году на ГПЗ были 28 тысяч работающих, в 2005-м – всего 2300. С 1 апреля 2007 года производство продукции на заводе прекратилось.

Итак, оцените еще раз масштабы разгрома подшипниковой промышленности страны на примере этого ГПЗ. В 1990 году – 250 миллионов в год, в 2019-м – 300 тысяч. Произошло падение не только объемов производства, но и номенклатуры выпускаемых изделий. В 1990-м в Куйбышеве диаметр выпускаемых подшипников был от 1 до 4500 миллиметров, в 2019-м в Самаре – от 200 до 2000 миллиметров.

Еще примеры "вставания России с колен" за сентябрь этого года. В Калужской области состоялось открытие швейной фабрики "Мануфактуры Боско", в Ульяновской области запустили производство детских игрушек, в Псковской области заработал цех по производству древесных топливных гранул, в Пензенской – завод по производству модифицированных строительных смесей, в Ленинградской – завод строительных смесей "Хенкель"… Все это хорошо. Но где новые заводы масштаба Атоммаш, КамАЗ и т. д.?

За прошедшие годы мы утратили тысячи технологий. В июле этого года вице-премьер правительства РФ, отвечающий за оборонно-промышленный комплекс, Юрий Борисов заявил о серьезных проблемах с производством новейшего авиалайнера МС-21 в связи с введением западных санкций: "Наложен запрет на поставку композиционных материалов, используемых при производстве крыла для самолета МС-21. Кроме того, заблокированы поставки титанового крепежа, машин для выкладки сухой углеродной ленты и другого оборудования. Сохраняются риски введения новых санкций". Читая эти высказывания вице-премьера, волосы встают дыбом: неужели мы не в состоянии производить даже титановый крепеж, то есть болты и гайки из титана? Как дошли до такой жизни и кто ответственен за утрату технологий производства композиционных материалов? Почему у нас до сих пор до 70–80 процентов электронных комплектующих в ОПК иностранного происхождения?

В результате срываются важнейшие оборонные программы. Например, в июне этого года Счетная палата направила в Госдуму РФ заключение на проект поправок к федеральному бюджету на 2019 год. Согласно документу на 12,9 миллиарда рублей в текущем году сокращаются бюджетные расходы по ФЦП "Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012–2020 годы". Объясняется это невозможностью изготовления серийных космических аппаратов ГЛОНАСС-К, а также создания наземного комплекса управления спутниками ГЛОНАСС "из-за ограничений на поставку электронной компонентной базы иностранного производства и невозможности ее оперативного замещения". Госдума проголосовала за эти поправки. Но ведь ГЛОНАСС нужен не только для использования в навигаторах личных автомобилей. В первую очередь он жизненно необходим для наших Вооруженных Сил, без него не могут применяться новейшие виды высокоточного оружия и боевой техники, включая крылатые ракеты "Калибр", планирующие авиабомбы "Дрель" и многое другое.

15 лет назад, будучи депутатом Госдумы РФ, на "Правительственном часе" я задавал вопрос тогдашнему министру обороны Сергею Иванову: как можно было допустить использование при производстве новейших стратегических ракет "Булава" микросхем, поставляемых из Латвии и производимых на бывшем рижском производственном объединении "Альфа"? Ведь Латвия – член НАТО, то есть является нашим вероятным противником и неизвестно, какие "закладки" могут присутствовать во вражеских микросхемах. В ответ министр лишь развел руками…

– Что делать в создавшейся ситуации?

– Единственный выход – кардинальная смена социально-экономического курса страны. В том числе переход к мобилизационной экономике. В первую очередь пересмотр итогов приватизации, особенно в отношении природных ресурсов. Возврат в госсобственность тяжелой промышленности, большей части машиностроения, оборонных предприятий. У предпринимателей пусть останутся торговля, производство средств потребления, пищевая промышленность, бытовое обслуживание населения, некоторые другие отрасли. Частичное восстановление элементов плановой экономики в госсекторе. И многое, многое другое… Прекрасно понимаю, что все это из области благих пожеланий.

Кроме того, крайне необходима кадровая революция и изгнание из экономики так называемых эффективных менеджеров. Нужна жесточайшая ответственность за коррупцию, откаты и прочие "шалости". А еще строгая персональная ответственность руководителей за невыполнение поставленных задач. Только где взять новых руководителей типа "сталинских наркомов" периода Великой Отечественной войны? Крылатая фраза тех лет "кадры решают все" сегодня, как никогда, актуальна. Так что пока, при всем моем желании, не могу дать оптимистический прогноз. Основные беды и разочарования у нас еще впереди.


Беседовал Олег Фаличев

Газета "Военно-промышленный курьер", опубликовано в выпуске № 41 (804) за 22 октября 2019 года

Права на данный материал принадлежат
Материал размещён правообладателем в открытом доступе
  • В новости упоминаются
116 комментариев, отображено с 1 по 40
№1
23.10.2019 08:39
е..ный капитализм
+3
Сообщить
№2
23.10.2019 10:00
дело не в капитализме
+1
Сообщить
№3
Скрыто, низкий рейтинг.
№4
23.10.2019 10:31
Цитата, Tornado сообщ. №3
Дефицит в СССР
Не гони пургу. Мы там жили.
Дефицит был в магазинах. А дома у всех всё было, потому что денег у народа было больше, чем стоимость товаров по твёрдым государственным ценам и с полок магазинов всё буквально сметалось, часто "про запас". Например, у меня водка по талонам (по твердой цене) до 2000 года стояла. Сам не пью, но про запас брал.
И вот младореформатор Егорушка Гайдар объявил эти деньги "лишними" и даже термин изобрёл: "денежный навес над экономикой". И цены отпустил, рынок "ввёл". Теперь в магазинах всё есть, а дома - только такая колбаса, в которой нет мяса.
Так что засунь свои мультики знаешь куда.... Надеюсь русские идеоматические выражения ещё не забыл?
+4
Сообщить
№5
23.10.2019 11:05
Очередной бред. Почему Китай не переживает по этому поводу? Покупая тысячи самолётов? Если у авиакомпаний есть потребность в самолётах, она должна её закрыть. Если отечественный производитель не может этого сделать, а авиакомпания имеет средства и возможности, почему люди и авиакомпания должны страдать из-за того, что нет своих самолётов?
Аэрофолот успешная организация, которая зарабатывает деньги для страны, эти деньги государство вкладывает в собственное производство самолётов.
Только враг может сказать, что нужно запретить покупать новые самолёты за рубежом, если своих ещё нет. Это приведёт к тому, что и авиакомпания потеряет рынок, не будет зарабатывать и соответственно, своих самолётов не появится! Откуда им взяться? А если и возьмутся, то их некому будет продавать, потому что все свои авиакомпании без новых самолётов загнутся. А Европейским нафиг не нужны будут наши самолёты.
0
Сообщить
№6
23.10.2019 11:45
Цитата, Виктор Алексеевич сообщ. №4
Не гони пургу. Мы там жили. Дефицит был в магазинах. А дома у всех всё было,
было, если имел блат и умел договариваться в стиле: Ты мне - я тебе.
Это ненормальная ситуация, когда за молоком стоять надо 2 часа
или колбасу из Москвы привозят самолётом.
+2
Сообщить
№7
23.10.2019 12:27
Цитата, Павел 1978 сообщ. №6
было, если имел блат и умел договариваться в стиле: Ты мне - я тебе.

Мне еще в этом контексте очень нравится утверждение мамкиных сссролюбов: "у рабочего зарплата могла быть больше чем у директора!"  Только купить на неё без доступа к спецприёмнику ничего не мог, а так да, социальная справедливость во все руки. То-то "борьба с привелегиями" была в перестройку чуть не главной темой.
-3
Сообщить
№8
23.10.2019 12:30
Цитата, kladbische сообщ. №5
почему люди ... должны страдать из-за того, что нет своих самолётов?
Потому что для того, чтобы людь полетел на самолёте, этот людь сначала должен где-то денег заработать на билет. А когда у него в городе авиазавод закрылся, тракторный завод закрылся, станкостроительный завод закрылся, (и далее по списку промпроизводств), то заработать негде.
Знаете такой закон экономики? Или у Вас людь только на кредитах жить сможет?
Цитата, kladbische сообщ. №5
Аэрофолот успешная организация, которая зарабатывает деньги для страны, эти деньги государство вкладывает в собственное производство самолётов.
Что-то новенькое: Аэрофлот помогает производить наши самолёты тем, что закупает иностранные!
У Вас не вложения, а безвозвратные траты какие-то подразумеваются. А вложения - это когда деньги возвращаются с прибылью: вложили в разработку самолёта, продали самолёт, получили деньги с прибылью. А тут бац - правительство запускает конкурента в курятник... Этак действительно, не вложения, а пустые траты.
Лучше уж тогда освободить Аэрофлот от "вложений в производство самолетов" на сумму закупленной российской авиатехники. Вот так будет правильно.
Так что враг народа - Вы, а не Алкснис.
+2
Сообщить
№9
23.10.2019 12:41
Цитата, Hazzard сообщ. №7
Только купить на неё без доступа к спецприёмнику ничего не мог
Ага... Весь СССР помер с голоду, только в Москве жив остался один дом, который был прикреплен к спецмагазину.
На самом деле "дефицит" (автомобили, квартиры и т.п.) распределялся через предприятия - через профсоюзные комитеты. То есть, трудовые коллективы распределяли. По очереди распределяли. Кто хотел авто- записывался, если подходила очередь, а денег нет или товар не тот - пропускал следующего желающего вперёд.
У меня отец так Жигули-копейку первого выпуска купил, ещё с итальянским движком выпуск шёл. Потому что стоявшие на очереди впереди хотели Волгу или Москвича, а в этом новом "иностранце" сомневались.
+1
Сообщить
№10
23.10.2019 12:48
Цитата, Виктор Алексеевич сообщ. №9
На самом деле "дефицит" (автомобили, квартиры и т.п.) распределялся через предприятия - через профсоюзные комитеты

Всё верно. Деньги были вспомогательным средством учёта трудовых усилий при процессе административного распределения. Всё существенное, от холодильника и старше, а часто и верхняя одежда, и обувь во многих случаях сначала распределялись (по предприятиям, по передовикам производства, и т. д.), а уже затем продавались. (Кстати, та же система обеспечивала горизонтальную сегрегацию между регионами обыкновенно в пользу Москвы и национальных республик). Дополнительные возможности системе придавал иерархически заданный доступ к импортным товарам, который был привилегией сам по себе.
Именно так и работала практика вертикальной сегрегации общества и Партии, которая обеспечивала наличие множества ступеней благосостояния - при не очень большой разнице в номинальном размере заработной платы.
+3
Сообщить
№11
23.10.2019 13:17
Цитата, Hazzard сообщ. №10
Именно так и работала практика вертикальной сегрегации общества и Партии
Именно так и работала система материального поощрения тех людей, кто нужен для развития науки и производства.
Видите, как личность комментатора изменяет один и тот же факт?
+1
Сообщить
№12
23.10.2019 13:38
Цитата, Виктор Алексеевич сообщ. №11
Именно так и работала система материального поощрения тех людей, кто нужен для развития науки и производства.
Видите, как личность комментатора изменяет один и тот же факт?

Именно тех кто нужен для развития науки и производства и поощеряли)))  Только почему тогда Ельцина те самые рабочие, шахтёры и ИТР на руках во власть внесли за борьбу с привилегиями?
0
Сообщить
№13
23.10.2019 13:42
Ну, не совсем уж так эта система работала, но близко к тому.
Но тут же тема "про машиностроение".
Мне казалось, что сейчас-то истинный смысл позиции, которая заключалась в аргументах "младореформаторов"  типа " а всё остальное мы купим за нефть" давно всем понятна - это предательство национальных интересов. Эти аргументы работают только в сферическом вакууме. В реальных условиях это оборачивается зависимостью и утратой сначала технологической, а потом и общей независимости. В какой фазе этого процесса мы сейчас находимся? В весьма продвинутой. По многим направлениям.
+2
Сообщить
№14
23.10.2019 13:46
Цитата, Hazzard сообщ. №12
Только почему тогда Ельцина те самые рабочие, шахтёры и ИТР на руках во власть внесли за борьбу с привилегиями?
А почему вы не продолжаете. Отменили привилегии для элит? Нет. Их оставили (главная - они вне действия законов. Законы для всех прочих). Причем - как это говорят - дополнительно монетизировали посредством "приватизации" и различных оффшорных механизмов. То есть, те, кого "несли на руках" для того, чтобы они модернизировали социализм, эти же кинули тех, кто их нёс. Это по сути тривиальное мошенничество. Нетривиальное только по своим масштабам.
При этом речь-то шла не о привилегиях каких-то научных сотрудников или "директоров". Нет. Речь шла в основном о ПАРТИЙНЫХ привилегиях.
+2
Сообщить
№15
23.10.2019 13:51
Цитата, zhelezyaka сообщ. №13
В реальных условиях это оборачивается зависимостью и утратой сначала технологической, а потом и общей независимости.

Независимости от кого, чего и зачем? Экономика должна соответствовать объективной реальности. Ну давайте устроим сталинскую индустриализацию и, опять харкая кровью и потом, отказывая себе во всём, построим мощную авиаиндустрию способную производить 1000 гражданских самолётов в год... но зачем? Нам столько не надо, у "них" своё есть, и что дальше с ней делать?
0
Сообщить
№16
23.10.2019 14:01
Цитата, zhelezyaka сообщ. №14
А почему вы не продолжаете. Отменили привилегии для элит? Нет.

   Как нет? А что остались спецприёмники и "особые категории снабжения"? Вроде нет. За деньги можно купить практически всё что угодно. А то что денег у всех будет одинаково, насколько я помню, никто и не обещал)))
   Вопрос не в капитализме\социализме, вопрос в инфантилизме считать, что где-то в этой вселенной элита будет жить одинаково с управляемыми ими.
+3
Сообщить
№17
23.10.2019 14:09
Цитата, Hazzard сообщ. №16
Вопрос не в капитализме\социализме, вопрос в инфантилизме считать, что где-то в этой вселенной элита будет жить одинаково с управляемыми ими.
А советский человек был весьма наивен. Его легко было обмануть - и обманули, в частности, именно этим. Но вы немного смещаете центр тяжести вопроса. Дело даже не в том, чтобы все жили одинаково, а дело в том, чтобы все жили по одному закону.  Спецмагазины - это было уже что-то не вполне законное с точки зрения нормального честного сов человека и уж точно - что-то ненормальное. Но это не шибко довлело в тогдашнем общественном сознании. Ну, были и были. Считаю, что сейчас подобных "ненормальностей" стало на много порядков больше. Да,  они видоизменились.
+1
Сообщить
№18
23.10.2019 14:11
Цитата, Hazzard сообщ. №15
Независимости от кого, чего и зачем? Экономика должна соответствовать объективной реальности.
Вы же поняли, что я хотел сказать? Нет? Что непонятного?
Вы опять изъясняетесь в терминах сферического вакуума рыночного капитализма и международного разделения труда.
+1
Сообщить
№19
23.10.2019 14:42
Цитата, zhelezyaka сообщ. №18
Вы же поняли, что я хотел сказать?

Да. Что-то типа: "Мы должны производить сами критические вещи, иначе нам в час Х обрежут поставки и надиктуют нам какие-то свои условия". А что во первых, является критической вещью, и, во вторых, из чьего кармана мы будем платить за неё более высокую цену, стоит ли это теоретических будущих проблем?
+1
Сообщить
№20
23.10.2019 14:45
Цитата, Tornado сообщ. №3
Социализм по которуму все скучают

Если можно стать авторитетом в трудовом коллективе и через это стать депутатом или попасть в исполком, то демократия есть. Если можно только по связям или за бабки, то демократии нет.

Поэтому СССР ушёл с пути советской демократией сразу как только устранили советы.
Поздний СССР скорее характеризуется как мягкая буржуазная диктатура партийной номенклатуры под брендом советской власти.
Поэтому и выполняла эта номенклатура свои цели. А именно - трансформироваться из класса номенклатурной "буржуазии" с не наследуемыми правами на ништяки в класс полноценной буржуазии с наследуемыми и свободно обращающимися на рынке правами на ништяки.

Ну если вам хочется верить в то, что страна, способная .... (много чего) не могла наладить производство бытовых ништяков, то вы можете в это верить. Бывает люди и не в такое верят.
+3
Сообщить
№21
23.10.2019 14:59
Цитата, Hazzard сообщ. №19
Да. Что-то типа: "Мы должны производить сами критические вещи, иначе нам в час Х обрежут поставки и надиктуют нам какие-то свои условия"
Примерно так. Но даже если предположить, что  нет опасности этого часа Х (то бишь, не  "завтра война"), то стране иногда нужно заниматься и тем, что представляется локально невыгодным. Если страна хочет оставаться страной. И за это, да - приходится платить.
(А такая опасность  часа Х, на мой взгляд, это главная реальность нашего бытия - история мира и природа капитализма говорит именно об этом)
+1
Сообщить
№22
23.10.2019 15:03
Цитата, Hazzard сообщ. №19
А что во первых, является критической вещью
А это вопрос серьезный и весьма конкретный. Этим должно заниматься правительство. В контексте темы, авиационные двигатели, пожалуй, это такая "критическая вещь".
+1
Сообщить
№23
23.10.2019 15:21
Цитата, VK сообщ. №20
Ну если вам хочется верить в то, что страна, способная .... (много чего) не могла наладить производство бытовых ништяков, то вы можете в это верить. Бывает люди и не в такое верят.
"мочь наладить" и "наладить" - это разные категории. Совершенно разные.
+1
Сообщить
№24
23.10.2019 15:25
Той страны уже нет. Давайте об этой думать.
+1
Сообщить
№25
23.10.2019 15:43
Для тех кто еще не понял что капитализм издох, мнение с самой вершины "пирамиды": https://aftershock.news/?q=node/799309
Капитализм больше не работает и работать не будет. Добро пожаловать в идеальный финансовый шторм и полную деиндустриализацию.
Все самое интересное еще впереди. Когда экономика Европы падет, а у нас подрастет молодое поколение "профессиональных потребителей" стандартизированных ЕГЭ. События в Веймарской республике покажутся жалкой пародией.
Ответ на вопрос "Погромы будут?" теперь исключительно утвердительный. Сами, все сами, погромщиков взрастили и воспитали. И вот "сюрприз", угадайте кого назначат ответственным за все безобразия? А потому еще есть совершенно реальная угроза военной интервенции со стороны США, Европы и даже Китая. После падения мировой системы разделения труда у них будет слишком много "лишних людей". Так много, что уже сегодня ядерная война признается "возможной", а завтра уже будет желанной и "отличной идеей".
+1
Сообщить
№26
23.10.2019 16:13
Цитата, zhelezyaka сообщ. №22
А это вопрос серьезный и весьма конкретный. Этим должно заниматься правительство. В контексте темы, авиационные двигатели, пожалуй, это такая "критическая вещь".

Хорошо, авиадвигатель.  А если дальше копать? САМ146 - вся горячая часть "их", тут вроде критическая зависимость понятна и неоспорима. А вот если в случае с ПД-14, например, пьезоэлектрические датчики давления американской компании Kulite - это критическая зависимость или нет? ОДК утверждает, что нет.
А где и как искать середину критичности-некритичности тогда?
+1
Сообщить
№27
23.10.2019 16:34
Цитата, zhelezyaka сообщ. №21
Но даже если предположить, что  нет опасности этого часа Х (то бишь, не  "завтра война"), то стране иногда нужно заниматься и тем, что представляется локально невыгодным. Если страна хочет оставаться страной. И за это, да - приходится платить.

Есть и другой путь. Как там у классиков: "Нет такого преступления, на которое не пойдет капиталист ради 300% прибыли". Во времена кокома шведы и японцы продавали СССР станки; сейчас во времена санкций, Сименс в упор не видит, что это их турбины в Крыму стоят...
0
Сообщить
№28
23.10.2019 16:37
Цитата, Hazzard сообщ. №26
А где и как искать середину критичности-некритичности тогда?
На то и нужны государственные мужи, чтобы находить ответы на столь сложные вопросы. Я-то кто?) Объективно, сейчас России сохранить технологическую независимость конечно... скажем так - крайне сложно. На мой взгляд, её залог не столько в том, чтобы всё уметь (хотя уметь многое нужно), сколько в том, чтобы  и остальные от нас зависели. Чтобы не только они могли нас "отключить" от технологии, но и мы тоже их могли бы "отключить".
С этим перекликается соседняя тема про судьбу российских инноваций
https://vpk.name/news/338403_nash_gidromotor_byil_gorazdo_luchshe_chem_u_leoparda_ili_abramsa.html
Вот, где корень наших проблем. Инновации - это те кирпичики, которые могут дать базу для опережающих технологий, с пом которых можно будет сохранять некий технологический паритет (пусть и ассиметричный) с др мировыми державами.  А одними деньгами (нефтедолларами) или одними страшилками и стрелялками тут не обойтись.
+1
Сообщить
№29
23.10.2019 16:43
Цитата, Hazzard сообщ. №27
Есть и другой путь.
В рамках рынка (в рамках локальных экономических факторов) есть. Но по-настоящему серьезные дела делаются вне рынка.
Представьте, в дом залез плохой чел, у которого есть веские основания убить хозяина (патамушта ему хозяин не нравится), а хозяин говорит ему, мол, не убивай меня, возьми вон все мои деньги, там в в ящичке. Он говорит спасибо, берёт деньги, а потом убивает хозяина. Не сработало.
+1
Сообщить
№30
23.10.2019 16:45
Цитата, zhelezyaka сообщ. №28
На мой взгляд, её залог не столько в том, чтобы всё уметь (хотя уметь многое нужно), сколько в том, чтобы  и остальные от нас зависели. Чтобы не только они могли нас "отключить" от технологии, но и мы тоже их могли бы "отключить".

Да это двусторонняя дорога. Чем больше они от нас, там больше мы от них, и наоборот. Так что получается?
В результате получается, лучшее лечение технологической зависимости -  технологическое сотрудничество))) Как например, получилось с автомобилями, когда разнообразными методами заманивали и заставляли локализацию повышать (сколько было воплей об отвёрточной сборке и т.д.), а сейчас:  
"российский завод Hyundai за первый квартал 2019 года экспортировал более 3800 автомобилей, что на 60% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года".
0
Сообщить
№31
23.10.2019 16:47
Цитата, zhelezyaka сообщ. №29
Но по-настоящему серьезные дела делаются вне рынка.

Это какие? Например?
0
Сообщить
№32
23.10.2019 17:40
Цитата, Hazzard сообщ. №31
Это какие? Например?
я объяснил на примере.
0
Сообщить
№33
23.10.2019 17:45
Цитата, Hazzard сообщ. №30
В результате получается, лучшее лечение технологической зависимости -  технологическое сотрудничество))) Как например, получилось с автомобилями, когда разнообразными методами заманивали и заставляли локализацию повышать (сколько было воплей об отвёрточной сборке и т.д.), а сейчас:  
А что сейчас? В технологическом плане ( в плане разработки новых технологий и конструирования) иностранцы убили нашу автомобильную (по легковым) отрасль. Западные "технологические партнеры" мастерски стараются выкачать всё интересное и потом выхолостить местные компетенции. Это так не только в автомобильной отрасли. Или для вас это открытие?  Это не потому, что они плохие или очень умные. А потому что это часть конкурентной борьбы. Знание стало производительной силой. Лишая нас, как "партнеров", знания, они делают нас слабыми и зависимыми партнерами и да - готовы сотрудничать в плане "отвертки" (отвертка  - это метафора).
+2
Сообщить
№34
23.10.2019 20:52
Цитата, zhelezyaka сообщ. №33
В технологическом плане ( в плане разработки новых технологий и конструирования) иностранцы убили нашу автомобильную (по легковым) отрасль. Западные "технологические партнеры"

Как они могли убить того чего не было. Все советские автомобили были основаны на западных купленных или скопированных технологиях.И если уж ищем виновника так может быть это сами граждане России виноваты что познакомившись с изделиями корейской, японской и западной промышленности быстро отказались в из пользу от отечественных товаров?

Цитата, zhelezyaka сообщ. №33
мастерски стараются выкачать всё интересное и потом выхолостить местные компетенции

А что было что выкачивать?

Давайте для примера сравним машину производства ГДР (правда не советская промышленность ,но все всеравно ГДР являлась самой промышленно развитой  страной Варшавского блока , опережая всех остальных , включая СССР) :



С результатот американского машиностроенния

-2
Сообщить
№35
23.10.2019 21:15
Цитата, Tornado сообщ. №34
Как они могли убить того чего не было.
Ну, они думали, что было) И убили)
Не все же такие умные как вы, Tornado.
Интересно только понять, как "то, чего не было" раком всю эвропу поставило в 1945?
Не понятно. Но факт.
+2
Сообщить
№36
23.10.2019 21:18
Цитата, q
Интересно только понять, как "то, чего не было" раком всю эвропу поставило в 1945?

+3
Сообщить
№37
24.10.2019 00:04
Цитата, Виктор Алексеевич сообщ. №8
Потому что для того, чтобы людь полетел на самолёте, этот людь сначала должен где-то денег заработать на билет.

Интересно, а кого тогда Аэрофлот возит? Странно как то, получается, компания работает, рейсы регулярные, отчитывается о прибыли, а возит пустоту! Если у Вас нет денег на билет, это не значит что и у других нет.

Цитата, Виктор Алексеевич сообщ. №8
Что-то новенькое: Аэрофлот помогает производить наши самолёты тем, что закупает иностранные!

Представьте себе да. Аэрофолот развивается и покупает новые самолёты для того, что бы стать ещё лучше, что бы расширить географию полётов. Чем больше будет Аэрофлот тем больше ему нужно будет самолётов в будущем.

Вы предлагаете оставить Аэрофлот без самолётов. Наших то нет. Это приведёт к тому, что сервис будет падать, себестоимость будет расти, компания начнёт нести убытки. И что в итоге? Когда появится наш самолёт, и его производители скажут кто будет покупать, Аэрофлот скажет, дайте два! На больше и денег нет и летать то некуда, всё профукали, пока ждали. Или Вы думаете, что если не разрешить купить самолёты, завтра МС-21 100 штук сразу наклепают?

По вашей логике, тогда нужно запретить и на иностранных машинах ездить, и вообще весь импорт запретить и ждать когда своё сделается.
0
Сообщить
№38
24.10.2019 01:33
Цитата, Tornado сообщ. №36
Америке это было выгодно. Они же были союзниками. Или нет?
Но злые языки говорят что поставки из Америки были и в Германию (уже во время уже Второй Мировой).
А товарищ на видео не знает, что стрептоцид - это не антибиотик. Таких товарищей нужно проверять по каждому биту информации. Слышал, что антибиотиками наши союзнички делиться с нами не очень хотели.  Почему? Не знаю. Антибиотик в спешном порядке был получен в СССР.  Сейчас погуглю фамилию этого ученого - женщины, которая сумела решить эту задачу.
Вот  - Зинаида Виссарионовна Ермольева - 1942 год. Пенициллин.
Википедия:
Цитата, q
В 1942 году впервые в СССР получила пенициллин[5] (крустозин ВИЭМ), впоследствии активно участвовала в организации его промышленного производства в СССР. Это спасло тысячи жизней советских солдат во время Великой Отечественной войны.
А союзнички поставили его в небольших количествах.  Всю подобную, как на видео,  "достоверную" информацию нужно перепроверять.
+2
Сообщить
№39
Скрыто, низкий рейтинг.
№40
24.10.2019 07:50
Цитата, zhelezyaka сообщ. №33
В технологическом плане ( в плане разработки новых технологий и конструирования) иностранцы убили нашу автомобильную (по легковым) отрасль

То что мертво умереть не может.

Цитата, zhelezyaka сообщ. №33

Западные "технологические партнеры" мастерски стараются выкачать всё интересное и потом выхолостить местные компетенции...  А потому что это часть конкурентной борьбы

А в Китае и прочей ЮВА почему не так? Я вам открою страшную тайну - цель конкурентной борьбы - не уничтожение конкурента, а захват рынка. Надо для захвата рынка перенести производственные мощности - перенесут. Надо для захвата рынка передать технологии - передадут. А потом, куда ты уже денешься с подводной лодки?
+2
Сообщить
Хотите оставить комментарий? Зарегистрируйтесь и/или Войдите и общайтесь!
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ
Ежедневная рассылка новостей ВПК на электронный почтовый ящик
  • Разделы новостей
  • Обсуждаемое
    Обновить
  • 23.12 13:48
  • 6584
Без кнута и пряника. Россия лишила Америку привычных рычагов влияния
  • 23.12 13:40
  • 8549
Минобороны: Все авиаудары в Сирии пришлись по позициям боевиков
  • 23.12 13:31
  • 67
Уроки Сирии
  • 23.12 11:47
  • 2
Россия готова к дуэли "Орешника" и западных ПВО - Путин
  • 23.12 04:01
  • 1
Китайский флот нарастил количество установок вертикального пуска ракет до 50% от имеющихся в ВМС США
  • 23.12 03:15
  • 1
Ответ на "«Прототип бомбардировщика ПАК-ДА может быть близок к завершению»: британский министр оценил состояние стратегической авиации РФ"
  • 23.12 01:25
  • 1
Путин заявил, что уберег Россию, как просил Ельцин
  • 23.12 01:20
  • 1
Путин: бездействие РФ в 2022 году стало бы преступлением в отношении народа
  • 23.12 00:05
  • 0
Ответ на "В «Ростехе» рассказали о высокой оценке ЦРУ технических возможностей танка Т-34"
  • 22.12 21:34
  • 0
Ответ на "Военный эксперт рассказал о преимуществах российских танков перед западными"
  • 22.12 20:01
  • 3
Еще немного в тему о танках (конечно, не без повторений :))
  • 22.12 07:45
  • 1
Китай показал запуск гиперзвуковых беспилотников с борта воздушных носителей
  • 22.12 03:15
  • 1
Немного о терминах.
  • 21.12 20:11
  • 2756
Как насчёт юмористического раздела?
  • 21.12 13:42
  • 1
Израиль нанес массированные авиаудары по Йемену