Войти на сайт Зарегистрироваться Забыли пароль?

Польские эскадроны смерти (Nowa Europa Wschodnia, Польша)

08.12.2016 ИноСМИ 1076 1
-4
Понравилась новость?
0
Флаги Польши и НАТО
Флаги Польши и НАТО на польском танке во время совместных учений
Источник: AP Photo/ Alik Keplicz

Россияне все чаще видят в Польше своего основного врага. Этому способствует усиливший свое присутствие в российской пропаганде миф о польских наемниках, массово воюющих в Донбассе на стороне украинской армии.

Успех украинской Революции достоинства, аннексия Крыма и война в Донбассе заставили Кремль придать пропагандистской кампании беспрецедентный масштаб. Ее главной целью стала защита российского информационного пространства, а также мобилизация российского общества. Россиян убеждают, что в конфликте на Украине жертвами агрессии пали они сами.

При таком подходе действия, которые предпринимает российское руководство, предстают просто попыткой защитить интересы государства и "русского мира". Кремль навязывает свою точку зрения и другим народам, стараясь скрыть доказательства участия российских властей и военных в захвате Крыма и в войне в Донбассе, а также убедить иностранцев, что их собственные политики и журналисты лгут. Одной из главных целей российской кампании по дезинформации стала Польша. Ведущим мотивом, который использует кремлевская пропаганда, является участие польских наемников в боях, разворачивающихся на востоке Украины. Манипуляциям благоприятствовал сопутствующий военным действиям информационный хаос, а также тот факт, что в Донецкую и Луганскую область направились как украинские вооруженные силы, так и добровольческие батальоны, в которых наряду с украинцами присутствовали иностранцы.

Судьба одной лжи

Первый сигнал о том, что в Донбассе якобы находятся поляки, появился вскоре после того, как украинская армия начала антитеррористическую операцию на востоке страны. Шестого мая 2014 года прокремлевский портал Kavkazpress опубликовал статью, в которой сообщалось о появлении на Украине наемников из частных иностранных военных компаний. В материале, в частности, говорилось о том, что в Донбассе находятся 30 польских бойцов из компании ASBS Othago. Фирмой, название которой расшифровывается как "Системный анализ Бартоломея Сенкевича", якобы руководил министр внутренних дел Сенкевич (Bartomiej Sienkiewicz). В действительности ASBS Othago была закрыта в январе 2013 года, еще до того, как он заступил на министерский пост. Помимо поляков в Донбассе якобы воевали бойцы американских компаний Greystone и HALO Trust, а также итальянской Lettera-43. Сообщение Kavkazpress перепечатали только небольшие прокремлевские интернет-порталы.

Новость о том, что поляки якобы воюют в Донбассе, через несколько дней попала в польские СМИ. Сайт Zmianynaziemi.pl писал в публикации "Западные наемники ведут бои на Украине с пророссийскими боевиками": "В российской прессе появились сообщения, что в столкновениях под Славянском командованию оказывали поддержку польские военные… Президент Путин ранее уже называл Польшу вдохновительницей государственного переворота на Украине… Сейчас можно представить себе множество сценариев, которые способны привести к военной конфронтации Польши и России… Как известно, россияне всегда мстят, если кто-то препятствует реализации их интересов".

В последующие месяцы новости о том, что поляки якобы принимают участие в боях на востоке Украины, появились на нескольких десятках польскоязычных сайтов и блогов. Об этом писали, в частности, Monitor-polski.pl, Wolna-polska.pl, Wirtualnapolonia.com и Станислав Михалкевич (Stanisaw Michakiewicz). Авторы слепо верили, что поляки воюют в Донбассе, и одновременно советовали не провоцировать Путина.

Сообщения о присутствии наших соотечественников на Восточной Украине публиковали также два националистских русофильских сайта: Xportal.pl и Kresy.pl. Их авторы высказывались осторожнее: они всегда ссылались на другие источники (обычно российские) и подчеркивали, что информация поступила из непроверенных источников. Таким образом в отличие от упомянутых выше ресурсов они не предлагали просто перевод российской пропаганды на русский язык.

Через пару недель после первых сообщений произошло переломное для создания мифа о польских наемниках событие. "Народный" мэр Славянска Вячеслав Пономарев публично заявил, что среди погибших в боях в зоне АТО были, в частности, сотрудники американских частных военных компаний (Academi - бывшая Blackwater - и Greyston, всего 66 человек), агенты ЦРУ и ФБР, а также шестеро бойцов из ASBS Othago. С этого момента стало можно свободно ссылаться на слова Пономарева, поэтому информация о польских наемниках в Донбассе в первый раз попала в российские СМИ с большой аудиторией, такие, как телеканал RT.

К распространению историй о "поляках в Донбассе" подключились также влиятельные организации из стран НАТО. Первым стал известный своим антиамериканизмом и русофильством аналитический центр Global Research. От его имени в конце мая 2014 года Николай Малишевский сообщал в статье "Польские эскадроны смерти воют на Украине. Операция под прикрытием ЦРУ?", что 11 мая в киевском аэропорту в обстановке полной секретности приземлился самолет. На его борту помимо оружия, пятисот упаковок амфетамина и контейнеров с пометкой "ядовитое вещество" якобы находились также члены "Правого сектора" (запрещенная в РФ организация, - прим. ред.), польские военные из ASBS Othago и агент ЦРУ Ричард Майкл (Richard Michael).

"Похоже, киевская хунта и ее западные хозяева уже готовы идти на любые провокации, вплоть до применения против местного населения боевых отравляющих веществ, как это недавно имело место в Сирии, а ранее в Ираке, где на таких делах как раз специализировались поляки", - писал Малишевский. О том, что на востоке Украины якобы находятся поляки, сообщали также западные источники, в частности, венгерское издание Hungarianrealnews.com, а также чешские Novarepublika.cz и Czechfreepress.cz.

Летом 2014 года бои в Донбассе стали более ожесточенными, что способствовало появлению новых сообщений. Пресс-служба сепаратистской Донецкой народной республики заявила, что несколько польских наемников взяты в плен, а восемь снайперов из ASBS Othago убиты. В свою очередь, в одесский порт якобы прибыли военные из 1-й Мазурской артиллерийской бригады и 12 самоходных гаубиц. В то же самое время главнокомандующий сухопутными силами сепаратистов из ДНР Игорь Стрелков сообщил о ликвидации 139 наемников из ASBS Othago. Связанное с сепаратистами информационное агентство Voenkor. info писало о том, что в Харьковской области была устроена засада, а в результате был уничтожен джип с шестью польскими наемниками и сопровождавшая его самоходная гаубица. А исполняющий обязанности министра госбезопасности ДНР Леонид Баранов сообщил о захвате в плен очередных польских военных.

Польские снайперши

Информационную кампанию, обращенную в первую очередь к украинским и российским адресатам, сопровождали новаторские попытки оказать влияние на поляков. Пророссийские хакеры из организации КиберБеркут 14 августа атаковали сайт президента Польши и Фондовой биржи. Одновременно кибертеррористы опубликовали два обращения. В первом звучали угрозы: "На руках этих людей [ASBS Othago] кровь женщин, стариков и детей! Сенкевич - военный преступник! От лица украинского народа требуем немедленного вывода польских наемников с территории нашей страны и прекращения слепой поддержки фашиствующей власти Украины". В другом звучало обращение к полякам: "Сегодня украинские неонацисты пытаются повторить события 1943 года, когда в Волыни украинскими бандеровскими карателями были зверски замучены более 36 000 поляков. (…) Ради святой памяти жертв Волыни, помогите остановить геноцид народа Юго-востока Украины".

После того как в сентябре 2014 года был подписан Минский протокол, а в Донбассе постепенно начал вводиться режим прекращения огня, количество публикаций о массовом присутствии поляков на востоке Украины уменьшилось. В середине января 2015 года информационная война вспыхнула вновь, когда россияне начали штурм на находившийся под контролем украинцев город Дебальцево. Путин заявил, что украинская армия - это "натовский легион, который преследует не национальные интересы Украины, а намерен достичь геополитических целей сдерживания России". Следуя ходу мысли президента, российский канал РЕН ТВ решил отправить своих сотрудников в путешествие по Европе, чтобы те нашли следы этого "легиона".

Журналисты посетили четыре страны: Швецию, Италию, Великобританию и Польшу. В Варшаве корреспондент Виктор Синеок отправился искать мифическую компанию ASBS Othago. Миссия увенчалась лишь частичным успехом. Поскольку эта фирма уже закрылась, журналисты посетили консалтинговое агентство Salvor i Wspólnicy, которое, как они полагали, приняло функции ASBS Othago. Его участие в вербовке наемников они подтверждали двумя фактами. Во-первых, журналиста и оператора РЕН ТВ после выхода из здания, где располагалось агентство, остановила польская полиция. "Полицию, несомненно, вызвали псевдоконсультанты. Мы узнали о них, а теперь они хотят узнать что-то о нас", - комментировал Синеок. Вторым доказательством должен был служить факт, что офис компании располагался в нескольких сотнях метров от украинского посольства. "Очень удобно, если постоянно приходится туда ходить решать разные дела", - сделал вывод журналист. Материал показали в программе "Добров в эфире", где Польшу назвали "главной перевалочной базой для переброски польских и западных наемников на Украину". Чтобы убедить зрителей в обоснованности такого утверждения, в программе продемонстрировали "очень простую и удобную схему". Как рассказали россияне, "частные военные компании во всем мире работают под прикрытием консалтинговых агентств", которые, получив соответствующий заказ, "модифицируют сферу своей деятельности" и могут отправить в другие страны обладающего профессиональной подготовкой военного инструктора или наемника.

В феврале было подписано второе соглашение о прекращении огня в Донбассе, и количество сообщений такого рода вновь уменьшилось. Однако российские СМИ продолжали подогревать антипольские настроения. В частности, появились сообщения о том, что находящиеся в Донбассе польские и американские военные сотрудничают с "Исламским государством" (запрещенная в РФ организация, - прим. ред.). Сепаратисты жаловались также, что за ними охотятся наемницы-снайперши из Польши и стран Балтии.

В это время Бартоломей Сенкевич покинул пост министра внутренних дел и ушел из политики. В результате с весны 2015 года из российской прессы исчезли упоминания о компании ASBS Othago, говорить стали просто о "польской военной фирме". Такую терминологию использует, например, Sputnik Polska - подразделение российского медиахолдинга, ориентированное на международную аудиторию. Однако подобные материалы зачастую выглядят не лучшим образом. Речь идет не только о публикациях небольших сайтов. Например, опубликованный на портале Sputnik 11 июня этого года материал под названием "Польских наемников вновь перебросили в Донбасс" - это абсолютная копия статьи от 23 января 2016 года под названием "Украина перебросила в Донбасс польских наемников". Высказывания главного героя материалов идентичны, отличается лишь его имя: в новой статье его называют Андреем Марочко, а в старой - Игорем Ященко.

Это не значит, что поляков в Донбассе нет. Аналитик Кацпер Ренкавек (Kacper Rkawek) в опубликованной в марте 2015 года статье "Не "Иностранные легионы НАТО" и не "Интернациональные бригады Донбасса": где все иностранные бойцы на Украине?" доказывает, что, по данным из наиболее надежных источников, по обе стороны фронта сражаются до 300 наемников (по большей части - граждане стран бывшего СССР). Поляков среди них максимум 16: шесть на стороне сепаратистов и десять - украинской армии. На такое же небольшое количество поляков указывают вызывающие доверие публикации польских, украинских и российских журналистов.

Обманутый танкист

Исследований, насколько эффективна пропаганда, рассказывающая о польских наемниках в Донбассе, нет. Однако есть предпосылки полагать, что она оказывает свое воздействие на россиян.

Одним из самых ярких примеров может служить интервью, опубликованное в оппозиционной "Новой газете" в марте 2015 года. Публикация носит название "Мы все знали, на что идем и что может быть". Это интервью Елены Костюченко с 20-летним танкистом из Бурятии Доржи Батомункуевым. Во время боев за Дебальцево он получил тяжелое ранение и попал в ожоговый центр в Донецке. Танкист с ненавистью высказывается о воюющих в Донбассе иностранцах: "Те наемники, которые с Польши или всякие чечены, которыми движет идея чисто, которым не сидится без войны, - вот их надо уничтожать". Когда журналистка спрашивает, видел ли он этих наемников собственными глазами, ее собеседник отвечает: "Нет, но нам говорили, что они есть".

Высказывания Батомункуева доказывают: отправляющихся на украинский фронт российских солдат убеждают в том, что они воюют не только со своими украинскими ровесниками, но также с мусульманскими фанатиками и натовскими наемниками.

Симптоматично выглядят также высказывания жительниц Донбасса в российских публицистических передачах. Примером может служить выпуск программы "Список Норкина" на канале НТВ, вышедший в феврале 2015 года. В ответ на прозвучавший тезис о том, что в Донбассе воюет регулярная российская армия, одна из приглашенных женщин эмоционально вскрикнула: "С нами воюют американцы, поляки, они пришли на нашу землю, они все уничтожают. Эти фашисты уничтожают наш город, наши дома, убивают наших детей!" Вторая женщина заявила: "Все это ложь, я все видела своими глазами. Самолеты летели, а я не знала, куда со своим трехлетним ребенком спрятаться. Пришли поляки, пришли американцы, они по-русски даже не говорили".

Согласно опубликованным в мае 2016 года данным опроса "Левада-центра", который изучал отношение россиян к другим странам, Польша занимает четвертое место среди наиболее враждебных к России государств (такой нашу страну считают 24% респондентов). Опережали Польшу только США, Украина и Турция. В 2012-2014 годах, когда антипольской пропаганды в российских СМИ было меньше, Польшу называли врагом России всего 8-12% россиян.

* * *

Хотя на то, чтобы сделать достоверным миф о воюющих в Донбассе поляках, были пущены огромные силы, Кремлю удалось претворить свой замысел в жизнь лишь частично. В существование польских эскадронов смерти поверила часть россиян и наиболее фанатично преданные России русскоязычные жители Украины. Однако западное, польское и украинское общества (за исключением маргинальных групп) не приняли эти рассказы на веру. Комментируя в 2014 году предположения российской прессы о том, что в Донбассе могут находиться поляки, Радослав Сикорский (Radosaw Sikorski) констатировал: "Российская пропаганда становится все более причудливой".

Миф о массово воющих в Донбассе польских гражданах остается живым, и, по всей видимости, российская пропаганда продолжит его использовать. Учитывая реакцию части российских СМИ на недавнюю публикацию еженедельника NIE, озаглавленную "Мачеревич устроил военную провокацию против России", можно ожидать, что отрицательным героем новых сказок станет теперь министр обороны.


Анджей Вильмовский (Andrzej Wilmowski)

07.12.2016
Права на данный материал
принадлежат ИноСМИ
Материал размещен правообладателем
в открытом доступе
Оригинал публикации
Поделиться
  • В новости упоминаются
Продукция
Компании

  • Похожие новости
  • Комментарии
Комментариев 1, отображено с 1 по 1
RU
ID: 15619
24
№1
08.12.2016 10:39
"Россияне все чаще видят в Польше своего основного врага."

Вот он, польский гонор, свеженькое проявление! Кроме, как о поляках, больше не о ком подумать на роль "главного врага России". Г-н Вильмовский, saoul comme un polonais? Очнитесь и протрите глаза: вся Европа кишит польскими водопроводчиками, и мы это прекрасно знаем, а вы про батальоны. Какие из вас "главные враги"? Вы - статисты на мировой арене, которых используют по назначению, герои очень маленького роста. Поэтому вас не замечают.
+3
Сообщить модератору
Хотите оставить комментарий? Зарегистрируйтесь и/или Войдите и общайтесь!
loading...
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ
Ежедневная рассылка новостей ВПК на электронный почтовый ящик
  • Разделы новостей
  • Обсуждаемое
другие обсуждаемые темы