Войти

Рецидив подводной гигантомании

5363
15
-2
Yuriy_Dolgorukiy_001
"Юрий Долгорукий". Фото: пресс-служба "Севмаша".

России сегодня не по карману содержание десятков атомных подводных ракетоносцев

В № 18 «ВПК» сообщил: американское информационно-аналитическое агентство FAS на своем сайте Strategic Security Blog объявило, что атомные ракетные подводные лодки стратегического назначения ВМФ России совершили в 2012 году лишь пять выходов на боевое патрулирование. Количество выходов свидетельствует, по мнению FAS, что только пять из девяти российских ПЛАРБ были в боеготовом состоянии.


Готов ли российский гражданин тратить на оборону на всякий случай? Последнее будем понимать как необходимость иметь в составе морских стратегических ядерных сил (МСЯС) такое количество ракетных подводных крейсеров стратегического назначения (РПКСН), которое из-за некачественного планирования, эксплуатации, кадровой политики и других факторов, часто присущих именно российскому ОПК (оборонно-промышленному комплексу), больше минимально необходимого для выполнения поставленных задач (без учета специфических издержек в организации службы и эксплуатации).


Языком обывателя


Заметим, что указанные издержки присущи всем видам ВС и родам войск. Тем не менее рассмотрим морскую компоненту СЯС.


Среди причин, ограничивающих аппетиты военных и «оборонки» во времена СССР, главными были пределы по производственным возможностям (строили, сколько могли), по ремонтно-технической базе (не успевали ремонтировать, тем более модернизировать и перевооружать), слабое материально-техническое обеспечение (все силы шли на постройку РПКСН), недостаточное кадровое обеспечение.


Глядя на современное отношение руководства страны к программам вооружения и ко всей военной реформе в целом, кажется, что ничего не изменилось. По-прежнему, как в СССР, мы не считаем ресурсы, не учитываем затраты на полный цикл эксплуатации ВВТ вплоть до утилизации. В странах НАТО оборонный бюджет более открыт для обсуждения. А вот политические амбиции наших руководителей очень напоминают времена Советского Союза.


Стратегическое ядерное оружие (СЯО) – это средство сдерживания, то есть оно в идеале не должно применяться сторонами в войне. Из всей стратегической триады только тяжелые (стратегические) бомбардировщики (ТБ) имели практическое, своеобразное двойное назначение. Их можно было использовать и в обычной (неядерной) войне, что и продемонстрировали американцы во Вьетнаме, других военных конфликтах ХХ века.


Подводные стратегические ракетоносцы – одноцелевые корабли, предназначенные для решения одной главной задачи: нанесения ядерного удара по территории потенциального противника. А в силу того, что это оружие сдерживания, иметь его нужно в количестве, которое решает эту задачу, и не более.


Выдающийся генеральный конструктор ракетной техники Владимир Челомей создал достаточно простую, надежную и массовую МБР УР-100. Ее стали применять в упрощенных шахтных пусковых установках типа «одиночный старт». На одном из совещаний конструктор предложил развернуть их в количестве до 5000 штук, чтобы ни одна ПРО, прежде всего американская, не справилась. Тогда военные и политическое руководство все же склонились в пользу повышения качества отечественных ракет и их защищенности. УР-100 удалось развернуть в пределах только 1000 единиц, но и это был своеобразный рекорд: такого количества МБР одного типа никто в мире не размещал.


Статистика и расчеты


Сколько могут иметь страны «ядерного клуба» стратегических ядерных вооружений, в частности морских? Для оценки важными показателями разумно выбрать экономические возможности каждого государства и территорию возможных ударов. В развитие последнего показателя уместно использовать число крупных административно-промышленных центров и важных военных объектов.


Как показала практика, анализ потребной группировки СЯС для борьбы с множественными военными и важными административно-промышленными объектами не приводит к минимизации СЯС, а стимулирует бесконечное наращивание ядерных группировок. Более предпочтительным в качестве критерия может стать непоправимый ущерб экономике потенциального противника.


Подсчитаем, сколько нужно боевых частей (БЧ) для нанесения непоправимого ущерба. Основной вид оружия массового поражения – ядерное. Характеристики цели – численность населения, объем валового внутреннего продукта, площадь и другие.


При взрыве ядерного заряда мощностью одна Мт радиус полного разрушения наземных объектов составляет порядка четырех километров. Одного или нескольких таких зарядов достаточно, чтобы уничтожить крупный город с многомиллионным населением и практически всю инфраструктуру.


Отбор потенциальных противников (по условиям задачи) тоже прост. Невзирая на лица, к ним относятся всем известные мировые державы, обладающие СЯО.


Что мы видим? По численности населения Россия почти в десять раз уступает Китаю, в два раза – США, правда, более чем в два раза превосходит Францию и Великобританию по отдельности. Это соотношение интересно тем, что РФ – это уже не Советский Союз с 250-миллионным населением. Поэтому нам необходимо вести себя соответствующе, в том числе при формировании программ ВВТ.


Большое преимущество за Россией в площади национальной территории. Есть где рассредоточить свои ресурсы и войска. Плотность населения по стране у нас самая низкая. Но поражать-то будут крупные города, промышленные, административно-хозяйственные и военные объекты, а они у нас сконцентрированы в Европе, на Урале и Дальнем Востоке.


По валовому внутреннему продукту (ВВП) Россия сегодня уступает всем рассматриваемым ядерным державам: Великобритании и Франции – всего в 1,3–1,5 раза, США и Китаю – более восьми и почти в четыре раза соответственно.


Теперь посмотрим на СЯС. Франция и Великобритания при упомянутом ВВП соответственно имеют по четыре ПЛАРБ, а ТБ и МБР у них и вовсе нет. Если стратегический потенциал Парижа или Лондона взять за единицу, то Россия должна иметь практически ту же одну единицу или до четырех подводных ракетоносцев, Китай – 16, а США – 32. Это при одинаковом количестве БРПЛ и ядерных зарядов на каждом корабле. Так как американские ПЛАРБ несут 24 ракеты, а подводные ракетоносцы России, Франции, Великобритании и Китая по 16 ракет, то в США должно быть по этой методике порядка 21 ПЛАРБ. Сейчас Вашингтон имеет 14 ПЛАРБ типа «Огайо», еще четыре переоборудованы в носители крылатых ракет. У нас же при меньшем ВВП есть желание и даже планы ввести в строй восемь – десять РПКСН типа «Борей».


Хочется понять: мы опять пойдем по традиционному пути или же выберем давно открытый странами Запада (а теперь, очевидно, и в Китае), где ценят качество и не гоняются за простым количеством вооружений.


Не числом, а умением


До сих пор мы пытаемся воевать числом, особенно людьми, потери которых в годы Великой Отечественной войны просто ошеломляющие – более 20 миллионов. Танков у нас было больше всех в мире, их число доходило до 60 тысяч. Однако разных типов и модификаций. Заводы хотели производить много техники, модернизировать старые образцы не успевали. Зачастую получалось так, что на половине образцов провели модернизацию, на остальных не успели, а там уже и следующее поколение оружия и вооружения, приборов, боеприпасов, других систем поспевает, наступает новый этап модернизации.



Такое впечатление, что мы все время куда-то торопимся, все хотим кого-то догнать и обогнать. То же самое происходило и на флоте, и в ВВС, и в ПВО, и в РВСН. А сейчас после лихих 90-х все стало еще сложнее.


Что касается МСЯС, то мы недотягиваем до мировых стандартов по коэффициенту оперативного напряжения (КОН). Это отношение времени нахождения корабля в море, на боевой службе (дежурстве) к общему времени эксплуатации. У наших теперешних партнеров (стран НАТО) КОН равнялся 0,5, а у нас и до 0,25 недотягивал в лучшие советские времена. Следовательно, как утверждали наши военачальники, и наряд кораблей для выполнения одной и той же задачи требовался вдвое больший. А еще запасы, как говорится, на всякий случай, и вот целых 62 стратегических ракетоносца имел Советский Союз против 41 американской ПЛАРБ.


Вопрос боеготовности МСЯС очень важен. Интенсивность боевых служб остается на низком уровне с конца 90-х годов. С учетом того, что боевое патрулирование одного российского ракетоносца длится от 40 до 60 суток (меньше, чем аналогичный выход лодки ВМС США), российский флот скорее всего в 2012-м не обеспечил непрерывной боевой службы РПКСН.


В соответствии с последними политическими заявлениями Военно-морской флот России до 2020 года по Государственной программе вооружения получит 15 стратегических и многоцелевых атомных подводных лодок типов «Борей» и «Ясень». Совсем недавно завершился один из крупнейших военно-морских долгостроев, на реализацию которого стране потребовалось без малого 20 лет. На вооружение приняли атомную подлодку «Юрий Долгорукий» – головной РПКСН проекта 955 «Борей», а также твердотопливную ракету морского базирования «Булава».


Конечно, потенциальный противник тоже не стоит на месте. С 2010-го в США начато целевое финансирование программы Ohio Replacement по созданию серии новых ПЛАРБ – SSBN(X), которые должны заменить к 2040 году состоящие на вооружении ПЛАРБ типа «Огайо». Намечено строительство серии из 12 ПЛАРБ для 14 старых. Начало рабочего проекта – 2015-й. Закладка первого корпуса лодки серии согласно планам 30-летней кораблестроительной программы ВМС США состоится в 2019 году, второго – в 2022-м, третьего – в 2024-м. Остальные девять лодок по одной субмарине в год предполагается заложить в период 2025–2033 годов. Ввод в строй первой ПЛАРБ типа SSBN(X) и соответственно вывод из состава ПЛАРБ типа «Огайо» назначен на 2027-й.


Учитывая вышеописанные вычисления, получается, что четыре ракетоносца из заявленных восьми – на покрытие нашего КОН и на всякий случай. Это половина новых кораблей. Не учтены еще наши «старые» РПКСН проекта 677БДРМ (в строю шесть, на каждом 16 БРПЛ Р-29РМУ «Синева») и три РПКСН проекта 667БДР с 16 БРПЛ Р-29Р. Некоторое время они еще смогут обеспечивать безопасность Отечества.


Гражданин налогоплательщик


Итак, мы платим за вдвое большую группировку, чем можно позволить себе по западным нормам. Англичане и французы, напротив, не готовы этого делать. Они имеют по четыре ракетоносца да еще в два раза больший доход на душу населения, чем мы. Получается, что нагрузка на российского трудоспособного гражданина больше в четыре раза, чем на Западе. С другой стороны, а кто его будет спрашивать. По-видимому, не та страна.


Дело не только в количестве ПЛАРБ. Нас интересует прежде всего ракетный комплекс. Насколько совершенна МБР «Булава», являющаяся основным оружием РПКСН «Борей»? Про это много писали и мнения были совершенно противоположные.



Уже давно эксплуатируются наша БРПЛ Р-29РМУ, ее модификация «Синева» и американский «Трайдент-2», они стали своеобразными эталонами морских стратегических ракет. Первая Р-29РМУ – как жидкостная, вторая «Трайдент-2» – как твердотопливная. А тут появляется «Булава» с ТТХ, близкими к характеристикам французской БРПЛ М-51 и китайской JL-2. Что принципиально меняется?


Защитникам «Булавы» есть где разгуляться, мол, у нее «такие возможности», она ПРО преодолевает и другое «секретное» что-то делает. Очень может быть, только обратите внимание на одну характеристику – забрасываемый вес, в который входят и боевые блоки (ББ), и средства преодоления ПРО, радиотехническая защита (РТЗ) и прочее, прочее, прочее. При таком весе трудно разместить все, что хочется, да еще и выполнить требование по заданному числу ББ определенной мощности – основного поражающего элемента системы.


Принцип «Все, что хочется» удалось реализовать только на самой большой наземной МБР Р-36М2 «Воевода». У нее 211 тонн стартового веса. Но это отдельная история. Возвращаясь к БРПЛ, можно вспомнить историю, которую у нас в стране почему-то не очень любят, а все больше доверяют сказкам и нелепым предсказаниям. Имеются в виду отдельные разработки КБ «Арсенал» и миасского КБ машиностроения. Питерское предприятие предлагало МБР в развитие первой отечественной твердотопливной ракеты Р-31 комплекса Д-11. КБМ – первые проработки и проекты РК для «Борея» в 80-е годы и альтернативы «Булаве» в конце 90-х в твердотопливном и жидкостном исполнении.


Если же немного пофантазировать, дистанцируясь от амбиций наших политиков и военных, при определенных обстоятельствах Россия могла просто пропустить поколение подводных ракетоносцев, максимально продлить срок службы имеющихся РПКСН проекта 667БРДМ и сразу перейти к новому поколению носителей для отечественных МСЯС, подобному американским SSBN(X) или перспективным английским и французским ПЛАРБ.


БРПЛ «Синева» вполне могла бы еще послужить Отечеству. Были предложения по вооружению современных ракетоносцев этими ракетами (а у них забрасываемый вес в два раза превосходит «Булаву»). Мы не потратили бы лишние средства и встали бы на одной планке по времени разработки с США, другими потенциальными противниками в гонке ядерных вооружений. Но события пошли по другому сценарию.


Затрагивая ПРО как противовес СЯС, уточним: успехи американцев не так очевидны, как нас пугают. Сейчас Вашингтон ежегодно тратит приблизительно 9–11 миллиардов долларов на поддержание и развитие системы противоракетной обороны. Каков результат? Как отмечает бывший начальник Главного штаба РВСН генерал-полковник Виктор Есин, США потребуется от пяти до семи противоракет GBI для перехвата одной российской баллистической ракеты «Тополь-М». На защиту только от российских МБР территории США им понадобится значительная группировка противоракет. А это практически неосуществимая программа. Впрочем, как и в начале 70-х годов, когда подписывался Договор по ПРО.



Александр Карпенко, инженер


Опубликовано в выпуске № 20 (488) за 29 мая 2013 года

Права на данный материал принадлежат
Материал размещён правообладателем в открытом доступе
Оригинал публикации
  • В новости упоминаются
15 комментариев
№0
29.05.2013 06:19
Ходарёнковское издание в последнее время знает лишь две краски: чёрную и очень чёрную ))
+2
Сообщить
№0
29.05.2013 08:55
Fox

Это проплаченная либералами-предателями статья. Цель - постепенно шаг за шагом приучать уже все население страны к мысли что в категориях безопасноти нужно оперировать денежными расчетами: есть деньги построим, а нет - так и создавать не будем. И к чему все сводится в итоге: разружайтесь - у вас денег мало, зачем это вам - лишние траты,  вон у англичан и французов (сразу опустили до их уровня циферок) какие потешные армии и ничего вроде живут. Да только не говорят что европа живет под американским ракетно-ядерным щитом (вернее сказать - их пустят первыми на убой,  если что) и за это расплачивается своей независимостью (ядерные бункеры в Германии).

Задача такой вот либеральной пропагандиской идеологии сделать из нас полуживотных- европейцев рассуждающих на все темы в категориях денег, т.е. уничтожить нашу мораль и культуру в начале, а потом просто приказать: у нас много всего, а у вас нет, поэтому сдавайтесь, разружайтесь, какой вам смысл воевать - это же экономически не целесообразно и очень даже не по европейски. Как говорили нашим солдатам в 1941-1943г.: мы вам обеспечим горячий чай и здоровый сон, только не уточняли где и очень многие этому верили: ну как же, европейцы - культурная нация.

Особенно поражают слова о противоракетах системы ПРО: не беспокойтесь  - они не опасные и их пока не так много, вам не о чем беспокоится - это у американцев такие забавы от избытка средств, на базах НАТО по нашему периметру нет ничего опасного - там только солдаты в баскетбол играют, ну чего боятся, а все азиаты - улыбчивые и вообще безобидные люди, ну поживут у вас в Сибири всего одним своим небольшим "разведотрядом" в 200 миллионов - им даже будет интересно  иметь у себя в прислуге белых для разнообразия!  

Если мы не посторим в ближайшее время: 12 Бореев, 24 Ясеня и 36 дизельных подлок - с нами никто и говорить не станет, договорятся всей международной кодлой и введут оккупационные войска - типа русские все равно жить не умеют, ну так мы дураков покорим и научим! Как озвучила Марлен Олбрайт: "это же несправедливо - Сибирь должна принадлежать всему миру и это не просто слова, а прямое руководство к действию".
+1
Сообщить
№0
29.05.2013 10:46
Нужно быть реалистом - полноценные (т.е. достаточные по количеству/качеству для отражения вероятных угроз) вооруженные силы сегодня может позволить себе США  - за счет станка ФРС и Китай - за счет фантастического положительного торгового сальдо и диспропорции между  ВВП и уровнем жизни населения (разница в том, что США имеют и поддерживают, а Китай семимильными щагами проходит путь построения). Как себе это позволял СССР - сие есть тайна великая.... Как быть России? Россия пытается угнаться (к сожалению - лишь угнаться) за США и за темпами Китая за счет нефтедолларов, но на паритет по всем видам вооружения их не хватит, нужно распределить с умом, поэтому

Чортъ
Цитата
посторим в ближайшее время: 12 Бореев, 24 Ясеня и 36 дизельных подлок

это из области фантастики. Посчитайте при цене в 3млрд $ за АПЛ (это еще по-божески) - что мы будем иметь в остатке по остальным видам ВВТ. Даже 5-7 Ясеней могут остудить пыл на политической арене, ибо могут оказаться в нужный момент в нужном месте. Но они ДОЛЖНЫ БЫТЬ - это однозначно!
+7
Сообщить
№0
Удалено
№0
Удалено
№0
Удалено
№0
Удалено
№0
29.05.2013 14:46
Цитата
Итак, мы платим за вдвое большую группировку, чем можно позволить себе по западным нормам.
Автор статьи с умным видом пишет глупости. Какие ещё западные стандарты? В "западных стантдартах" предусмотрена ситуация когда придётся воевать сразу против нескольких ядерных держав?
+5
Сообщить
№0
29.05.2013 14:47
Если бы было можно, я бы и + поставил статье и -

Между количеством:

Цитата
Выдающийся генеральный конструктор ракетной техники Владимир Челомей создал достаточно простую, надежную и массовую МБР УР-100. Ее стали применять в упрощенных шахтных пусковых установках типа «одиночный старт»

И качеством:

Цитата
Тогда военные и политическое руководство все же склонились в пользу повышения качества отечественных ракет и их защищенности.

Должен быть баланс. И плохо когда превалирует первое или второе.

Цитата
Подводные стратегические ракетоносцы – одноцелевые корабли, предназначенные для решения одной главной задачи: нанесения ядерного удара по территории потенциального противника.
Но решение одной единственной задачи, решает тысячи задач сопутствующих. Не более ли рациональный подход на самом деле? Если можно за один раз ахнуть, зачем тюкать 10 000 раз?

Цитата
Характеристики цели – численность населения, объем валового внутреннего продукта, площадь и другие.
Ядерный удар подразумевает не только уничтожение крупных городов и промышленной базы, но и поражение военных объектов (ВМБ, авиабаз, КП и т.д.)

Цитата
Более предпочтительным в качестве критерия может стать непоправимый ущерб экономике потенциального противника.
Американская экономика находится в Китае (так же, как и экономики многих других стран). Предложите стрелять по Китаю? Вы мерите мерками Холодной Войны.

Экономика США уже обрушена и с этой точки зрения им наоборот шоковая встряска будет на пользу (в какие периоды американская экономика возвысилась над Миром? Во время и после Первой и Второй Мировых войн).

Цитата
Франция и Великобритания при упомянутом ВВП соответственно имеют по четыре ПЛАРБ, а ТБ и МБР у них и вовсе нет

Цитата
Вашингтон имеет 14 ПЛАРБ типа «Огайо», еще четыре переоборудованы в носители крылатых ракет.

Я ракетный потенциал Великобритании (а теперь возможно и Франции) не рассматриваю в отрыве от ядерного потенциала США.

Поэтому сравнивать нужно не в отдельности, а в совокупности (английские лодки с американскими)

Цитата
Если же немного пофантазировать, дистанцируясь от амбиций наших политиков и военных, при определенных обстоятельствах Россия могла просто пропустить поколение подводных ракетоносцев, максимально продлить срок службы имеющихся РПКСН проекта 667БРДМ и сразу перейти к новому поколению носителей для отечественных МСЯС, подобному американским SSBN(X) или перспективным английским и французским ПЛАРБ.
Фантазировать нужно было лет 15 назад, сейчас уже метаться поздно.

А что до перспективы, то я ее выразил в другой статье- в создании автономных глубоководных комплексов вооружения.
0
Сообщить
№0
29.05.2013 14:55
Цитата
Наши конструкторы всё вооружение делают по принципу "как бы подороже сделать".
Откуда взялся этот нытик?

Цитата
.Даже эти "неходячие" подлодки можно можно переделать в  пусковые платформы без экипажа, а возить их по глубинам можно подводными буксирами с экипажем. Тогда ядерное оружие всегда можно держать в позиционных районах, а лодки с экипажем могут меняться по графику дежурств.
+3
Сообщить
№0
Удалено
№0
29.05.2013 17:35
Хорошую Имран повесил картинку. Главное в тему статьи. Только надпись будет читаться по другому, наверное: "Вот с помощью 100 млрд рублей можно построить ещё один подводный ракетоносец. НО ЗАЧЕМ?, если уже построенные простаивают годами в базах и ремонтах..."
0
Сообщить
№0
29.05.2013 18:18
vovanya
Без сарказма, но предлагаемая Вами идея отличается технической новизной и, ввиду этого, массой неотработанных решений. Разобрать их было бы, наверное, интересно в рамках отдельной дискуссии, но на счет выводов я согласен с Имраном - имхо проект не имеет перспектив. На вскидку:
1) Меньшая живучесть буксируемой платформы
2) Перепроектирование БИУС
3) Необходимость проектирования новой лодки - подводного буксира
И самое интересное - зачем?? Буксир также будет АПЛ, ибо мощность потребуется о-го-го (и шумность соответственно), т.е. на ней будет экипаж не меньше (обслуживание реактора, противодиверсионные команды ну и черт его знает что там еще), но вместо одной махины - будут колесить две!
0
Сообщить
№0
Удалено
№0
30.05.2013 19:20
Пробежался глазами, взгляд зацепился за привязку количества подлодок к объему ВВП, это полнейший идиотизм.
0
Сообщить
Хотите оставить комментарий? Зарегистрируйтесь и/или Войдите и общайтесь!
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ
Ежедневная рассылка новостей ВПК на электронный почтовый ящик
  • Разделы новостей
  • Обсуждаемое
    Обновить
  • 18.11 00:35
  • 5602
Без кнута и пряника. Россия лишила Америку привычных рычагов влияния
  • 17.11 10:07
  • 3
Ответ на достаточно распространенное мнение, а именно: "Недостатки выдают за достоинства. Российские лампасы выдали малокомпетентные требования по сверхманевренности в ущерб не видимости, которые на Украине никак не пригодились."
  • 16.11 18:28
  • 2748
Как насчёт юмористического раздела?
  • 16.11 16:28
  • 0
Трамп «у руля» или ядерный зонтик в Европе
  • 16.11 13:41
  • 1
Российские бойцы оценили «Сармат-3»
  • 16.11 02:46
  • 2
В США ситуацию с российским танком Т-14 «Армата» описали словами Шекспира
  • 15.11 17:18
  • 683
Израиль "готовился не к той войне" — и оказался уязвим перед ХАМАС
  • 15.11 12:34
  • 1369
Корпорация "Иркут" до конца 2018 года поставит ВКС РФ более 30 истребителей Су-30СМ
  • 15.11 10:15
  • 7
Россия вернется к созданию сверхзвуковых лайнеров
  • 15.11 08:14
  • 2
Летчик-испытатель считает, что Су-57 превосходит китайскую новинку J-35
  • 14.11 21:45
  • 4
TKMS показали, каким будет новый фрегат MEKO A-400
  • 14.11 18:35
  • 2
В США «откровенно посмеялись» над российским Су-57 с «бородавками»
  • 14.11 18:34
  • 2
Сыграть на слух: новая гарнитура обеспечит надежную связь на поле боя
  • 14.11 01:22
  • 1
Стали ли холоднее приятельские отношения Трампа и Путина? (The Independent, Великобритания)
  • 13.11 20:43
  • 3
Стармер и Макрон хотят убедить Байдена разрешить Украине удары дальнобойными ракетами по РФ - СМИ