Войти

В России приостановлены работы над гиперзвуковым самолетом

4181
3
-8
Hypersound_2w
Модель самолёта-разгонщика проекта "Спираль". Фото с сайта http://technicamolodezhi.ru/.

ОПРОВЕРЖЕНИЕ


Специалисты признают бесперспективными управляемые полеты на гиперзвуке — один из любимых проектов Дмитрия Рогозина

Вслед за американцами Россия отказалась от идеи пилотируемого гиперзвукового полета (скорость более 5 Маха) в атмосфере. Еще в 2003 году конструкторы Boeing свернули разработки пилотируемой модели гиперзвукового самолета Х-43, сделав его беспилотным.


Российский проект ГЭЛА (гиперзвуковой экспериментальный летательный аппарат), он же ракета Х-90 машиностроительного конструкторского бюро (МКБ) «Радуга» в подмосковной Дубне, остановлен на неопределенное время.


Информированный источник в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ), который проводил исследовательские работы на аэродинамических трубах в рамках проекта ГЭЛА, сообщил «Известиям», что первые пуски Х-90 планировались в августе нынешнего года на полигоне 929-го государственного летно-исследовательского центра в Ахтубинске под Астраханью.


— Пока известно, что работы остановлены до 2014 года. А вообще у нас продувки Х-90 в трубах прекратились еще в 2010 году, и два последующих года велись только теоретические расчеты, — добавил собеседник.


Он предположил, что на «Радуге» не решили проблему с прямоточным турбореактивным двигателем, который необходим, чтобы летательный аппарат развил гиперзвуковую скорость.


В самом МКБ «Известиям» рассказали, что ГЭЛА «неактуален уже 10 лет» и «каких-либо опытных экземпляров там не производится». Ни о каких экспериментальных полетах КБ не знает.


— Возможно, коллеги из ЦАГИ говорят о формальном решении, потому что закрытие проекта — это уже свершившийся факт. Мы не работаем с ним уже 10 лет, — сказал он.


В 1990-е годы Россия отказалась от похожей разработки «Клипер». Имелась такая же, как в ГЭЛА, масса нерешаемых технических проблем: теплоизоляция корпуса на сверхвысоких скоростях, форма воздухозаборника, работа двигателя. В частности, чтобы такой самолет летел на гиперзвуке, реактивная струя в двигателе должна иметь скорость от 5 Маха, иначе произойдет резкая потеря мощности.


В одно время с «Клипером» была закрыта программа «Север» — гиперзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель со сверхзвуковым горением. Самолет с таким двигателем имел бы радиус разворота в десятки километров и практически не мог маневрировать. Кроме того, перегрузки пилотов становились смертельными.


— Среди гиперзвуковых аппаратов успешными оказались только американские эксперименты Х-15, Х-43, Х-51. Один из них испытывался как пилотируемый. Но все они заатмосферные, а в воздухе маневрирование на гиперзвуковых скоростях на современном уровне развития техники невозможно, — подчеркнул источник в ОПК.


Он заявил, что сейчас нерешаемой проблемой остается двигатель, не только стабильно поддерживающий работу в сверхзвуковом режиме, но и способный перейти на гиперзвук.


— Никому в мире, в том числе американцам, не удалось добиться таких режимов работы двигателя. Да и крейсерскую скорость быстрее звука сейчас имеют только российские МиГ-31 и американские F-22, — подчеркнул он.


По его словам, необходимость в гиперзвуковых управляемых полетах в атмосфере так и не обоснована. Источник заметил, что США прекратили такие проекты еще в 1970 годы и сконцентрировались на планирующих низкоорбитальных самолетах, которые летают выше атмосферы. Правда, неясно, чем их считать — гиперзвуковыми самолетами или космическими кораблями.


В сентябре 2012 года вице-премьер по обороне Дмитрий Рогозин анонсировал создание «суперхолдинга по гиперзвуку» на базе предприятий «Тактическое ракетное вооружение» и научно-производственного объединения «Машиностроение». Рогозин тогда выразил уверенность, что двум «мощнейшим коллективам по плечу решение таких задач, как гиперзвук».

Права на данный материал принадлежат
Материал размещён правообладателем в открытом доступе
  • В новости упоминаются
3 комментария
№0
14.12.2012 14:45
Цитата
В самом МКБ «Известиям» рассказали, что ГЭЛА «неактуален уже 10 лет» и «каких-либо опытных экземпляров там не производится». Ни о каких экспериментальных полетах КБ не знает.
Ну это уже не новость. Х-90 уже давно "похоронена".
Цитата
Среди гиперзвуковых аппаратов успешными оказались только американские эксперименты Х-15, Х-43, Х-51. Один из них испытывался как пилотируемый. Но все они заатмосферные, а в воздухе маневрирование на гиперзвуковых скоростях на современном уровне развития техники невозможно, — подчеркнул источник в ОПК.
Что то не помню чтобы Х-51 позиционировалась как заатмосферная
Цитата
Он заявил, что сейчас нерешаемой проблемой остается двигатель, не только стабильно поддерживающий работу в сверхзвуковом режиме, но и способный перейти на гиперзвук.
Становится всё более очевидным, что создание ГПВРД на скорость более М6 отодвигается  на неопределённое время.
Это подтверждается и высказыванием Обносова: Отвечая на вопрос, когда могут в России быть созданы ракеты, летающие с гиперзвуковыми скоростями, Б.Обносов сказал: «Тогда, когда эта программа станет в ряд приоритетных, появится в государственном заказе и будет организована системная, целенаправленная работа». «Чудес не бывает. Такая работа требует очень серьезного пересмотра приоритетов, изыскания средств и возможностей государства», - добавил гендиректор.
0
Сообщить
№0
14.12.2012 18:45
Цитата
источник в ОПК заявил, что сейчас нерешаемой проблемой остается двигатель, не только стабильно поддерживающий работу в сверхзвуковом режиме, но и способный перейти на гиперзвук.
Конечно нерешаемой, если эту проблему некому решать.
Нужно двигательное ОКБ воссоздавать, а никто не озаботился этим вопросом, его даже нигде не обозначили, ни на одном из совещаний. Боятся, потому что разрабатывать СПВРД (ГПВРД), как и любой современный реактивный двигатель нужно уметь, а из тех кто слетелся к "гиперзвуковому пирогу" никто понятия не имеет, как его разрабатывать.
Во Америку открыли!
Лозунг 2-го факультета МАИ (в мою бытность студентом):- "Без двигателя ничего не полетит, а если и полетит, то недалеко и не надолго."
+3
Сообщить
№0
16.12.2012 14:53
Зря минус статье поставили.
Мне тоже очень бы хотелось, что бы у нас над этим направлением серьезно работали, но ведь это не так. И если 20 лет этим вопросом не занимались (средств - то не выделялось и разработчиков как класс "разогнали"), то откуда на пустом месте что возьмется.
+1
Сообщить
Хотите оставить комментарий? Зарегистрируйтесь и/или Войдите и общайтесь!
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ
Ежедневная рассылка новостей ВПК на электронный почтовый ящик
  • Разделы новостей
  • Обсуждаемое
    Обновить
  • 21.04 02:46
  • 1
В России могут создать стационарный комплекс для осмотра подводной части судов
  • 21.04 02:11
  • 7
Путин сможет отправлять военных на защиту соотечественников от ареста за границей (The Times, Великобритания)
  • 20.04 23:48
  • 4
В России создают "умного помощника" для инженеров, конструкторов и изобретателей
  • 20.04 22:45
  • 15604
Без кнута и пряника. Россия лишила Америку привычных рычагов влияния
  • 20.04 21:46
  • 1
На Украине в российских «Геранях-2» нашли чипы из США
  • 20.04 21:18
  • 1
Крупнейший производитель микроэлектроники в России ушел в убыток: финансовые показатели группы «Элемент» резко ухудшились
  • 20.04 19:05
  • 1
В России создали кейс-зарядки для бесперебойного обеспечения энергией РЭБ
  • 20.04 18:24
  • 3
Новый ЗРК сыграет свою роль в защите российских портов
  • 20.04 16:57
  • 2
Арктический заслон: в Заполярье развернули новый вертолетный полк
  • 20.04 15:34
  • 1
Латвия спокойно показывает лётчиков Франции, участвующих в операциях против РФ
  • 20.04 15:29
  • 12
Нужна ли России морская авиация, и, если да, то какая?
  • 20.04 14:32
  • 1
Российские промышленники заявляют о провале экономической политики властей
  • 20.04 01:30
  • 1
Украина позволила Германии наблюдать за ударами по России в режиме реального времени
  • 19.04 22:00
  • 0
Комментарий к "Швеция предупреждает: Россия может в любой момент захватить один из островов, чтобы испытать НАТО на прочность (The Times, Великобритания)"
  • 19.04 09:01
  • 1
Комментарий к "Западу для войн нового типа понадобилась Украина"