Военный обозреватель «РИА Новости» Виктор Литовкин.
Журналисты, сопровождавшие вице-премьера и министра обороны России Сергея Иванова в поездке по Поволжью, сообщили из Нижнего Новгорода сенсационную информацию. В 2007 году будет утверждена стратегия развития отечественного судостроения на 2008-2015 годы, и одним из ее направлений станет разработка и производство скоростных судов на воздушной подушке и, в том числе, экранопланов, которые «будут конверсированы в гражданский сектор экономики».
У специалистов есть серьезные основания сомневаться, что экранопланы - эти уникальные корабли-самолеты, способные с огромной скоростью лететь над волной на высоте нескольких метров - можно использовать для перевозки пассажиров: слишком дорого. Есть также серьезные подозрения, что возродить эти машины и поставить их на крыло в ближайшее время так же вряд ли удастся. По самым разным причинам, о них чуточку позже.
Но то, что в руководстве страны вдруг вспомнили об экранопланах - этом советском техническом и технологическом прорыве в будущее - действительно сенсация. Еще несколько лет назад казалось, что о нем, как о космическом корабле, прилетевшем на Землю во времена Средневековья, постараются поскорее забыть, чтобы не смущать неокрепшую душу верующего.
Построил экранопланы выдающийся советский конструктор, руководитель ЦКБ по судам на подводных крыльях Ростислав Алексеев. Причем еще в шестидесятых годах прошлого столетия. Это летательные аппараты, похожие на самолет, для полета которых используется эффект близости поверхности Земли или воды (экрана) и образования воздушной подушки, повышающей его аэродинамику. Те, кто когда-либо видел речные или морские суда на подводных крыльях - «Ракеты» и «Метеоры», а также путешествовал на них, должен помнить - это детища нижегородского ученого и инженера, который посвятил свою жизнь трудной и увлекательной теме: созданию конструкций, летающих на стыке двух стихий - воды и неба.
В СССР сложно было иметь свое конструкторское бюро, если оно, помимо «второстепенных гражданских проектов», не занималось работой на укрепление безопасности страны, на армию и флот. Для них Алексеев с коллегами предложили два основных типа экранопланов - «Орленок» (проект 904) и «Лунь» (проект 903). Первый предназначался, в первую очередь, для проведения десантных операций на театре военных действий. Он имел полетный вес 120 тонн и расчетную грузоподъемность до 20 тонн, длину корпуса 58 метров и скорость до 350км/час. Был оснащен двумя стартовыми турбовентиляторными двигателями в носовой части корпуса и одним крейсерским турбовентиляторным двигателем, установленным на киле.
Второй экраноплан, грузоподъемностью в 380 тонн, длиной корпуса в 72 метра и скоростью полета более 500 км\час, планировался для борьбы с авианосными соединениями вероятного противника и для проведения десантных и спасательных операций. На его «спине» размещалось шесть пусковых установок сверхзвуковых противокорабельных ракет «Москит» (SS-N-22 «Sunburn», как их называют на Западе, что переводится на русский «Солнечный ожог»), а восемь стартовых двигателей обеспечивали подъем над волной до шести рот морской пехоты с бронетехникой. При необходимости - госпиталь на полторы тысячи человек.
Одно из самых важных боевых достоинств экранопланов было в том, что их очень трудно было заметить радиолокационными средствами обнаружения противника. Этому мешала отражающая поверхность воды (полет экранопланов проходит на высоте от 2 до 12 метров над волной) и высокая скорость движения корабля-самолета.
И, кроме того, им не нужен был оборудованный взлетно-посадочной полосой или причалами берег. Любая песчаная отмель и даже лед могли стать местом базирования «Орленка» или «Луня».
Проекты 903 и 904 были страшно секретны. Очевидцы рассказывают, что первые корпуса экранопланов с отсоединенными от них крыльями спускали вниз по Волге. От поселка Чкаловска, что под Нижним Новгородом (тогда он назывался город Горький), где располагалось ЦКБ Алексеева, в дельту реки и Каспийское море, где должны были проходить испытания корабля-самолета. Это происходило лишь ночью, а сам корпус машины был задрапирован фанерным коробом, чтобы никто не догадался, что он скрывает. Тем не менее, тайну экраноплана удалось сохранить только от собственного народа.
Американский спутник, пролетая над акваторией Каспия, заснял одно из испытаний прототипа «Луня», так называемый КМ - корабль-макет. Эти снимки появились в популярном английском журнале «Джейнс». Экраноплан был там назван «Каспийским монстром». А в Пентагоне по фотографии из космоса сумели высчитать размеры нашей машины: размах крыльев около 40 метров, длину корпуса - более 90 метров, скорость до 560 км\час... Среди российских конструкторов даже ходит легенда, что по этим фотографиям американцы попытались построить аналогичный аппарат, вложили в его создание немереную кучу денег, но он у них так и не полетел.
В начале девяностых годов, когда гриф секретности с экранопланов был снят, в США пригласили одного из преемников Ростислава Алексеева - главного конструктора ЦКБ по судам на подводных крыльях Бориса Чубикова (Ростислав Евгеньевич Алексеев ушел из жизни 9 февраля 1980 года). Чубиков сделал доклад о детище Алексеева, показал фильм, снятый конструкторами на испытаниях экранопланов, чем вызвал огромный интерес присутствующих бизнесменов, инженеров-конструкторов и военных. Американцы предложили россиянам делать этот корабль вместе, даже выделили на эти цели около 600 тысяч долларов. В том числе и на постройку экспериментальной модели экраноплана, проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. К проекту подключились специалисты ведущих оборонных фирм США - «Дженерал дайнемикс», «Дженерал электрик», «Локхид»...
Была идея построить самолет-корабль весом в 5000 тонн и с размахом крыльев в 90 метров. На него, якобы, даже выделяли из бюджета Пентагона 15 миллиардов долларов. А только на то, чтобы поднять в воздух «Орленок», который несколько лет простоял на берегу военно-морской базы в городе Каспийске, американцы заплатили 200 тысяч долларов.
Их допустили на эту базу. Они обмерили экраноплан «от макушки до пят», отсняли несколько километров видеопленки и несколько сотен фотографий. Но дальше этого дело не пошло.
Существует несколько версий срыва совместной работы.
Одни специалисты утверждают, что янки и не собирались вместе с русскими строить новый экраноплан, это обошлось бы им не в 15 млрд. долларов, а гораздо дороже. Но зачем помогать «бывшему вероятному противнику» доводить до ума уникальный самолет-корабль? Достаточно того, что все его секреты теперь им известны, и при желании они смогут обойтись и без ЦКБ Алексеева.
Другие эксперты говорят, что проблема заключалась в том, что экраноплан «Орленок», за полет которого американцы заплатили 200 тысяч «баксов», разбил неопытный экипаж при попытке поднять его в воздух. И восстановить его, обучить новых людей, провести его сертификацию по международным нормам будет стоит гораздо больше, чем сначала ожидалось. И зачем это нужно американцам, было непонятно.
У российских специалистов и чиновников, которые распределяют деньги гособоронзаказа на создание новой техники и оружия, работы по воссозданию экранопланов как носителей противокорабельных ракет и даже спасателей, тоже вызывают определенные сомнения. Вопросы касаются рентабельности и боевой эффективности. «Гоняться» за авианосными группами нет смысла. Во-первых, они сегодня не угрожают российским берегам, а, во-вторых, в случае крайней необходимости, такую задачу можно решить с помощью крылатых ракет дальнего действия или противокорабельных крылатых ракет, которые несут на своем борту многоцелевые атомные подлодки. Для проведения спасательных работ на море можно использовать гидросамолеты типа А-40 «Альбатрос» или Бе-200. А на эти самолеты-амфибии и, одновременно, на экранопланы денег в бюджете нет. Нужно выбирать что-то одно.
Есть и еще одна причина подобного скепсиса - по-своему смешная и экзотическая. До сих пор нет твердого решения, по какому «ведомству» проходят экранопланы, по морскому или авиационному. Что это, в конце концов, - корабль или самолет? А пока чиновники и специалисты двух ведомств никак не определятся, кому этой машиной заниматься, получается, что экраноплан никому, в принципе, не нужен.
Правда, в руководстве отечественного оборонно-промышленного комплекса, да и в армии и на флоте достаточно много людей, кто не согласен с подобной постановкой вопроса. И считает воссоздание экранопланов жизненно необходимой задачей для России и ее вооруженных сил. И не только для них. Для коммерческих целей - тоже. Может быть, и в качестве скоростного водного транспорта. Как для пассажирских, так и для грузовых перевозок. О чем недавно говорил в Нижнем Новгороде вице-премьер и министр обороны Сергей Иванов. Тем более, если к этому проекту присоединятся богатые заинтересованные страны. Например, Индия и Китай, островные государства Юго-Восточной Азии.
Остается добавить, что проектов больших, тяжелых экранопланов существует великое множество. В самых разных странах мира. Но нигде они не летают. Летают «маленькие» - весом в несколько сотен килограмм или несколько тонн. В том числе и в России. Один из них называется «Стриж», имеет взлетную массу в 1650 кг и дальность полета в 200 км. Используется, в основном, как опытно-экспериментальный образец и для обучения летчиков, которым предстоит в будущем поднимать в воздух большие корабли-самолеты. Но когда это будет - вопрос пока открытый
...А пока два последних российских экраноплана, «Лунь» и «Орленок», созданные конструктором Алексеевым, безжизненно стоят на берегу военно-морской базы в Каспийске, а один недостроенный «Спасатель» - на стапелях опытного завода ЦКБ Алексеева. Стоят как памятник мечте, что обогнала свое время, как символ времени, которое невозможно вернуть. И как напоминание о том, что человеческий гений способен победить стихию воды и неба. Только надо твердо знать, зачем и для кого это нужно.