Войти

"Грачам" прописали высоту

3239
28
+2
Су-25СМ
Самолет Су-25СМ.
Источник изображения: © РИА Новости / Антон Денисов

В пяти километрах от земли Су-25 найдут надежную защиту от переносных зенитно-ракетных комплексов

После гибели в Идлибе штурмовика Су-25 Минобороны РФ приняло решение: в Сирийской Арабской Республике (САР) самолеты этого типа (в армии их называют "Грачами") должны выполнять полеты на высоте свыше 5 тыс. м. Это гарантированно позволяет избежать их поражения огнем переносных зенитно-ракетных комплексов (ПЗРК). Как ранее заявило МО России, по предварительной информации, Су-25 стал жертвой именно ПЗРК. Погибший 3 февраля штурмовик — первый боевой самолет, сбитый в ходе сирийской кампании огнем с земли. По словам экспертов, в САР операционный потолок Су-25 всегда был выше 5 тыс. м. Но в последние дни в районе Идлиба "Грачи" начали летать ниже.

История трагедии

Штурмовик Су-25СМ (RF-95486, бортовой номер 06 "синий") был сбит 3 февраля в южной части провинции Идлиб недалеко от селения Маасаран. 

Как официально сообщило Минобороны, "при выполнении облета зоны деэскалации "Идлиб" потерпел крушение российский самолет Су-25. Летчик успел доложить о катапультировании в районе, подконтрольном боевикам "Джебхат ан-Нусра" (организация запрещена в России. — "Известия"). При ведении боя с террористами пилот погиб". Также в военном ведомстве отметили, что "по предварительной информации, самолет сбит из переносного зенитно-ракетного комплекса".


Пилот садится в штурмовик Су-25. Архивное фото.
Источник: © РИА Новости / Пресс-служба Минобороны РФ

Ответственность за уничтожение "Грача" взяла на себя "Джебхат ан-Нусра" (сменила название на "Хейат тахрир аш-Шам"). Однако по другим сведениям к инциденту могла быть причастна небольшая группировка "Джейш ан-Наср", организационно входящая в Свободную сирийскую армию и в 2015–2016 годах получавшая вооружение от США и их союзников. Именно представители "Джейш ан-Наср" распространили видео попадания ракеты в самолет и кадры с места его падения.

По данным "Известий", сбитый Су-25СМ входил в состав 37-го смешанного авиационного полка (сап) 27-й смешанной авиадивизии. Ранее эта машина принадлежала 960-му штурмовому авиаполку. Но при формировании 37-го сап в его состав была передана одна эскадрилья Су-25СМ из состава 960-го. 

Что предприняли

Как рассказали "Известиям" два источника в оборонном ведомстве, а также один представитель авиастроительной отрасли, создана рабочая группа, которая уточнит все детали гибели штурмовика. В частности, изучается, почему пилот не успел задействовать против ПЗРК тепловые ловушки. Это специальные пиротехнические заряды. При горении они выделяют много тепла, "отвлекая" головки самонаведения ПЗРК.

Уже принято решение, что в Сирии Су-25 будут выполнять все полеты на высотах свыше 5 тыс. м. На таком расстоянии от земли самолеты становятся неуязвимыми для ракет ПЗРК. Это также гарантированно защищает от огня зенитных скорострельных пушек и пуль обычного стрелкового оружия.


Самолеты Су-25СМ. Архивное фото.
Источник: © РИА Новости / Сергей Пивоваров

— Высота — это самый надежный способ защиты от ПЗРК, — рассказал "Известиям" военный историк Дмитрий Болтенков. — Ракеты такого комплекса достаточно небольшие по габаритам. У них небольшой запас топлива, а значит, чем выше цель и больше ее скорость, тем меньше эффективность ракеты. Сейчас только российский ПЗРК "Верба" способен перехватывать цели на высоте около 6 тыс. м. У остальных комплексов, таких как "Игла", американский Stinger и французский Mistral, потолок не превышает 5 км. 

Как отметил военный эксперт Владислав Шурыгин, ВКС России активно применяли Су-25 с самого начала операции в Сирии. Но машины всегда работали на высотах свыше 5 тыс. м.

— Су-25 стали своего рода "грузовиками с бомбами" для российской авиации в Сирии, — отметил эксперт. — У них очень короткое время подготовки к вылету и большой боезапас. "Грачи" забрасывали позиции боевиков градом высокоточных бомбовых ударов. Еще в конце 2000-х годов эти самолеты прошли модернизацию, и их прицельный комплекс позволяет с высоты 5-6 тыс. м класть бомбу в радиусе одного метра от цели. До недавнего времени Су-25 действовали на высоте 5-6 км. Но в начале февраля боевики распространили видеоролик о том, как под обстрел зенитной артиллерии в районе Идлиба попадает Су-25. Хорошо видно, что снаряды рвутся рядом со штурмовиком. Значит, машина шла на высоте не более 2-2,5 км.


Штурмовик Су-25СМ ВКС России с подвешенными бомбами на аэродроме Хмеймим в Сирии. На заднем плане - фронтовые бомбардировщики Су-24М2.
Источник: army-news.ru

Ролик с обстрелом Су-25 зенитной артиллерией был опубликован Edlib Media Center 1 февраля. Тогда ответственность за обстрел российского самолета взяла на себя "Джебхат ан-Нусра". Боевики утверждали, что серьезно повредили штурмовик. Но данная информация не подтвердилась.

— Нет сомнений, что и погибший RF-95486 также шел гораздо ниже 5 тыс. м. Это очень хорошо видно на видеоролике, опубликованном боевиками, — отметил военный историк Дмитрий Болтенков. — Главная проблема Су-25СМ в отсутствии надежного средства обнаружения запуска ракет ПЗРК. Их пуск пилот может обнаружить только визуально, после чего задействовать "тепловые ловушки". Эту проблему призван решить новейший "СуперГрач" Су-25СМ3. Но он пока только поступает в войска.

Нельзя сказать, что ПЗРК только недавно появились у боевиков в Сирии. С 2012 года их жертвами стали шесть самолетов ВВС САР (Су-22, Су-24, МиГ-21 и L-39), а также как минимум пять вертолетов армии этой страны. Досталось от ПЗРК и авиации американской коалиции. Так, в 2014 году боевики ИГ (запрещена в России) сбили иорданский F-16.  

Что происходит в Идлибе

В декабре-январе правительственная армия и ее союзники после серии провокаций со стороны боевиков провели крупное наступление на юго-востоке Идлиба. Действия наземных войск активно поддерживала сирийская авиация. Самолеты ВВС САР работали как по целям непосредственно на линии фронта, так и по тылам террористов, чтобы лишить их снабжения и подкреплений. Поддержка с воздуха — один из ключевых факторов успеха регулярной армии, поскольку авиация выбивает бронетехнику противника еще на подступах к фронту и бандформированиям не удается организовать устойчивую оборону.

В последние недели боевики отступали, пытались контратаковать, но истощили свои резервы и сейчас перешли к обороне. Накануне инцидента с российским самолетом правительственные войска подошли на расстояние около 14 км к городу Саракеб, который расположен на стратегической трассе М-5 (Хама–Алеппо) и считается основным опорным пунктом оппозиционеров. Именно в этом районе был сбит российский Су-25.


Двухместный учебно-боевой штурмовик Су-25УБ ВКС России над районом Латакии, 24.09.2016.
Источник: Ruptly

Идлиб был захвачен антиправительственными силами в 2015 году. Он остается последним крупным анклавом вооруженной оппозиции на севере Сирии. Там скопилось несколько десятков тысяч боевиков из разных исламистских группировок, в том числе радикалы из ИГ и бывшей "Джебхат ан-Нусры". Последняя является доминирующей силой в анклаве. Впрочем, часть бандформирований, укрывшихся там, подконтрольны Турции и используют бренд "Свободная сирийская армия" (ССА). 

В декабре 2016 года на переговорах в Астане Россия, Иран и Турция договорились о создании в Идлибе зоны деэскалации и прекращении ударов по умеренным оппозиционным группировкам. Однако это ограничение не касалось групп, признанных террористическими, продолживших вооруженную борьбу.

В течение 2017 года Идлиб неоднократно становился базой для мощных ударов по северу провинции Хама. В ответ в конце года сирийцы предприняли наступление, чтобы окружить и уничтожить наиболее агрессивные отряды на юго-востоке Идлиба. Это вызвало беспокойство в Турции. В январе Анкара даже призывала Москву и Тегеран остановить наступление на Идлиб, ссылаясь на угрозу наплыва беженцев в Турцию и нового гуманитарного кризиса. Теперь же в Идлибе появились ПЗРК, которые ранее "засветились" в руках протурецких боевиков ССА, наступающих на контролируемый курдами Африн.

Всепогодный турбореактивный штурмовик Су-25 был разработан в начале 1970-х годов. Первый испытательный полет выполнен 22 февраля 1975 года. Во время испытаний в Афганистане получил прозвище "Грач". Экипаж  один человек. Самолет оснащен авиапушками, бомбами различного калибра, ракетами "воздух–земля" и "воздух–воздух".

Сейчас проходят испытания "СуперГрача" — Су-25СМ3. Эта машина оснащена мощной системой самозащиты. Она обнаруживает запуск ракет ПЗРК, ставит помехи и самостоятельно уничтожает позиции средств ПВО. 


Алексей Рамм, Николай Сурков, Евгений Девятьяров, Евгений Дмитриев

Права на данный материал принадлежат
Материал размещён правообладателем в открытом доступе
  • В новости упоминаются
Похожие новости
08.04.2022
Авиация и спецоперация
24.02.2022
ПВО США: от «Кустарника» до «Жала»
17.07.2017
Даже муха не пролетит
10.07.2017
Совершенство приводит к деградации
28.09.2016
Сирийский гамбит
08.09.2014
Триумф четвертого поколения
28 комментариев
№1
06.02.2018 16:08
Цитата, q
Высота — это самый надежный способ защиты от ПЗРК, — рассказал "Известиям" военный историк Дмитрий Болтенков.
]

Нет, мозги куда важнее. Но нету их у командиров.
+1
Сообщить
№2
06.02.2018 16:23
Цитата, gvinpin сообщ. №1
Но нету их у командиров.
Тут пилот сам думать должен.
Я думаю, что ни один командир не будет приказывать лётчикам летать ниже безопасной высоты.
+1
Сообщить
№3
06.02.2018 16:52
Цитата, Алексей60 сообщ. №2
Я думаю, что ни один командир не будет приказывать лётчикам летать ниже безопасной высоты.
А когда отправляют прорывать ПВО на ПМВ?А если задача подавление ПВО?
0
Сообщить
№4
06.02.2018 16:57
Цитата, Сергей-82 сообщ. №3
А когда отправляют прорывать ПВО на ПМВ?
Какая система ПВО в Сирии у бандитов?
0
Сообщить
№5
06.02.2018 17:00
Цитата, Алексей60 сообщ. №4
Нет, я не имел в виду Сирию,я имел в виду в обще применение авиации.
0
Сообщить
№6
06.02.2018 17:05
Оба минусовщика прилетели.
-2
Сообщить
№7
06.02.2018 17:22
Цитата, Сергей-82 сообщ. №5
Нет, я не имел в виду Сирию
А я говорю про Сирию!
И нечего из себя Валерия Чкалова изображать!
Сказали - не ниже 5 тыс., значит надо выполнять!
+1
Сообщить
№8
06.02.2018 17:36
Цитата, Алексей60 сообщ. №7
Сказали - не ниже 5 тыс., значит надо выполнять!
У вас есть сведения что был приказ ниже 5000м не опускаться? В студию можно его?Я могу накидать с десяток видео где наши Су-25 и Су-30 и Су-35,работают с НАР и даже с пушки,а это говорит о высотах 1000-2000 м и не надо мне говорить что начальство не знало про это  и пилоты самостоятельно вещали боекомплект и на Су-25 были НАР и он ими работал,а раз их повесили и приказали работать значит был  приказ и не хрен здесь валить вину на пилота,что ему приказали то он и делал.
+2
Сообщить
№9
06.02.2018 17:43
Цитата, Алексей60 сообщ. №7
Смотрите и наслаждайтесь,а потом пишите про Чкалова и других

Если в ВВС и МО сидят определенные лица которые с экономили на РЭБ,возможностям БРЭО и на ВТО,то все претензии к ним,а не валить на пилотов которые выполняют ПРИКАЗ.
+1
Сообщить
№10
06.02.2018 17:49
Цитата, q
Сейчас проходят испытания "СуперГрача" — Су-25СМ3. Эта машина оснащена мощной системой самозащиты. Она обнаруживает запуск ракет ПЗРК, ставит помехи и самостоятельно уничтожает позиции средств ПВО. 
Бл... "експерты"нашлись,ну что жать автор Алеша Рамм,который себе биографию не поленился придумать.
0
Сообщить
№11
06.02.2018 17:55
Цитата, Сергей-82 сообщ. №8
Вообще то су-25 изначально не был предназначен для работы с больших высот. кроме этого есть некоторые виды АСП те же НАРы которые вообще то с больших высот не применяют. Т.к. рассеивание будет очень большим. И как следствие вероятность поражения цели снизится.. Так что автор либо дурак, либо полный невежа в теме..
+1
Сообщить
№12
06.02.2018 18:00
Цитата, Сергей-82 сообщ. №8
В студию можно его?
Счас сбегаю, из Главкомата принесу!) Сергей-82, Вы что издеваетесь? Единственное, что у меня есть
Цитата, q
- Мне трудно сказать, что там произошло, - прокомментировал «Комсомолке» экс-командующий фронтовой авиацией ВВС РФ, Герой Советского Союза Николай Антошкин. - Я не знаю: применял пилот ловушки или нет. Су-25 оснащен как ловушками против ракет с радиолокационными головками самонаведения, так и ракет с инфракрасными головками. «Стингер», если это был он, работает до 5 тысяч метров, и в этой ситуации, конечно, если штурмовик шел ниже, надо использовать инфракрасные ловушки. И мы обучали летчиков выходить из атаки на высоте не ниже 5 тысяч метров, а если ниже - то интенсивно отстреливать эти ловушки.
0
Сообщить
№13
06.02.2018 18:08
Цитата, Алексей60 сообщ. №12
Счас сбегаю, из Главкомата принесу!) Сергей-82, Вы что издеваетесь?
Я не издеваюсь,просто вы написали про Чкалова,про нарушение приказа ,про высоту в 5000 м,ну так вот если вы покапаетесь и посмотрите высоту применение НАР и пушки,то увидите что о ни каких 5000 м речь идти не может,а вот о высотах ниже 2000 м вполне,чаще всего 1300-1500 м. Да даже новый  ПНК Барс не позволяет работать бомбами с 5000 м,а только с 3500(обычными бомбами,),Гефеста нет,пожалели.
0
Сообщить
№14
06.02.2018 18:18
Цитата, Сергей-82 сообщ. №9
Смотрите и наслаждайтесь
Спасибо!

0
Сообщить
№15
06.02.2018 18:24
Цитата, Алексей60 сообщ. №14
ладно там Су-24 или Миг-29.. Вон даже Ту-22М3 может летать на предельно низкой высоте.

Кстати.. пр полёте на предельно низкой высоте вероятность поражения самолёта из ПЗРК резко снижается. почти до нуля. Но при этом резко возрастает вероятность поражения из МЗА. так что у всякого решения есть свои плюсы и минусы..
0
Сообщить
№16
06.02.2018 18:25
Цитата, Алексей60 сообщ. №14
Полет на ПМВ(а это у вас) и полет на высотах больше 1000-2000 м(это работа  НАР и пушки),это не одно и тоже,на ПМВ как говорил выше и прорыв ПВО делался и делается и вполне успешно(попасть в цель на высотах ниже 100 м очень сложно,да и обнаружить ее проблематично,для этого и разработаны Су-24/34,Торнадо,Ф-111),а вот те высоты где работают с НАР и пушки,как раз очень опасные ,МЗА,ДШК и ПЗРК на этих высотах вполне успешны.
0
Сообщить
№17
06.02.2018 18:28
Цитата, В.К.О. сообщ. №15
Но при этом резко возрастает вероятность поражения из МЗА. так что у всякого решения есть свои плюсы и минусы..
Не знаю как за Тунгуски и Панцирь,а Шилки не успевали взять на сопровождение и атаковать самолеты на высотах ниже 100 м,там по миг-17 на высоте 200 м и скорости 250м/с и то вероятность 0,28,про ручные ДШК и прочее в обще молчу.
-1
Сообщить
№18
06.02.2018 18:39
Цитата, Сергей-82 сообщ. №16
,на ПМВ как говорил выше и прорыв ПВО делался и делается и вполне успешно
И да.. Прорыв ПВО как правило выполняется на ПМВ...  Потому что резко снижается дальность обнаружения радарами ПВО, следовательно можно подлететь почти в плотную к цели незамеченным. Кстати.. Израильтяне именно так во время арабо-израильской войны 1973 года подавляли египетскую ПВО на Синае..
+1
Сообщить
№19
06.02.2018 18:47
Цитата, В.К.О. сообщ. №18
Кстати.. Израильтяне именно так во время арабо-израильской войны 1973 года подавляли египетскую ПВО на Синае..
Ну так у них есть еще рейд на 1500 км на Озирак сквозь ВП трех стран и не одна "собака" не заметила.
Цитата, В.К.О. сообщ. №18
Прорыв ПВО как правило выполняется на ПМВ...  Потому что резко снижается дальность обнаружения радарами ПВО, следовательно можно подлететь почти в плотную к цели незамеченным
Сейчас входит в моду другой способ-стелс самолеты,в принципе в Ираке в 1991 году,Ф-117 летали в первые часы на Багдад.
-1
Сообщить
№20
06.02.2018 18:54
Цитата, Сергей-82 сообщ. №19
Сейчас входит в моду другой способ-стелс самолеты
Я вообще то на все эти стэлс-самолёты смотрю с изрядной долей скептицизма..  ИМХО конечно, но я не считаю стэлс-технологии какой то панацеей от например поражения комплексами ПВО.. Да и в воздушном бою тоже.. Хотя надо признать что стэлс-технологии дают определённое преимущество.
+1
Сообщить
№21
06.02.2018 18:59
Цитата, В.К.О. сообщ. №20
Ну я на их тоже не молюсь,но скажем в воине с средним противником это дает на много большую свободу: можно работать с больших высот,не так опасаться ЗРК,да и к примеру в совершая противоракетный маневр стелс -самолету проще сорвать захват,опять же оружие внутри.
0
Сообщить
№22
06.02.2018 19:01
Стэлс-технологии не делают самолёт полностью невидимым для радаров, но позволяют существенно уменьшить дальность его обнаружения радарами. А вот комбинация стэлс-самолёт + прорыв на ПМВ, ИМХО конечно будет очень опасной для любой ПВО..
0
Сообщить
№23
06.02.2018 19:03
Цитата, Сергей-82 сообщ. №21
но скажем в воине с средним противником это дает на много большую свободу: можно работать с больших высот,не так опасаться ЗРК,да и к примеру в совершая противоракетный маневр стелс -самолету проще сорвать захват,опять же оружие внутри.
тут да.. Я полностью согласен..
+1
Сообщить
№24
06.02.2018 21:38
Дурацкая статья. Рабочая высота у штурмовика несколько сот метров. Чтобы наши летчики навоевали если бы рекомендациями этого журналюги воспользовались?
0
Сообщить
№25
07.02.2018 06:20
Цитата, gvinpin сообщ. №1
Нет, мозги куда важнее. Но нету их у командиров.

в тот день над местом б/д была сплошная облачность. Т.е. если бы пилот поднялся на 5 км, он бы оказался за облаками и не смог выполнять задачу.

Поэтому прежде чем писать про чужие мозги...
0
Сообщить
№26
07.02.2018 06:24
Цитата, VK сообщ. №25
Поэтому прежде чем писать про чужие мозги...
Человек погиб. Этого можно было избежать. На цель надо наводить беспилотником в облачные дни.
-1
Сообщить
№27
07.02.2018 09:37
Цитата, gvinpin сообщ. №26
Человек погиб. Этого можно было избежать. На цель надо наводить беспилотником в облачные дни.

кто спорит про то, что можно было избежать?

Но летать выше он не мог. Вы же это ставите в упрёк пилоту? Выговорите командиры дураки. Так командир он и был. Командир экипажа в единственном лице и командир звена.

Откуда вы знаете какая задача была у него в этом районе? Может быть там напали на наших разведчиков, может быть просто обнаружен важный пункт террористов и редкое оружие (для бармалеев) ПЗРК у них был только потому, что там присутствовал командир. И надо было использовать редкий шанс, чтобы его ликвидировать. Может ещё много чего могло быть. ВЫ-то кто такой, чтобы рассуждать когда и где летать штурмовикам?

Вот если бы вы сказали, что давно пора делать беспилотники, ну тогда другое дело. С вами много кто согласится. Можно порассуждать над причинами поведения и ошибками. Тут могут быть мнения, а вот учить профессиональных военных делать свою работу, через то когда и на какой высоте им летать, это не вашего, как и не моего ума дело.
+1
Сообщить
№28
07.02.2018 10:14
Цитата, VK сообщ. №27
Вот если бы вы сказали, что давно пора делать беспилотники, ну тогда другое дело.
20 раз тут писал про безпилотники.
0
Сообщить
Хотите оставить комментарий? Зарегистрируйтесь и/или Войдите и общайтесь!
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ
Ежедневная рассылка новостей ВПК на электронный почтовый ящик
  • Разделы новостей
  • Обсуждаемое
    Обновить
  • 27.04 05:03
  • 122
Конкурента российского Су-75 из Южной Кореи впервые представили на выставке
  • 27.04 04:58
  • 4
ЦКБР заявил, что РФ необходимо создать мобильные команды для уничтожения FPV-расчетов ВСУ
  • 27.04 03:36
  • 1066
Без кнута и пряника. Россия лишила Америку привычных рычагов влияния
  • 26.04 20:10
  • 2709
Как насчёт юмористического раздела?
  • 26.04 13:13
  • 0
Сопротивление на Украине: борьба с неонацизмом
  • 26.04 13:11
  • 2
Американский дрон Mojave с Minigun DAP-6 с общей скорострельностью 6000 выстрелов в минуту поразил наземные цели в ходе испытаний
  • 26.04 12:21
  • 1
Россия настаивает на необходимости запрета любого оружия в космосе, а не только ядерного - постпред РФ при ООН
  • 26.04 05:50
  • 1
Омрачить День Победы и инаугурацию: каких ударов ожидать от ВСУ в майские праздники
  • 26.04 00:07
  • 0
Танцы с бубном: США, Украина и военная помощь
  • 25.04 17:21
  • 2
Суд арестовал замминистра обороны РФ, на которого ФСБ пять лет собирало материалы по коррупции
  • 25.04 13:48
  • 3
Инженеры NASA впервые за пять месяцев смогли получить данные о состоянии зонда Voyager-1
  • 25.04 13:40
  • 463
Международные расчеты, минуя доллар, по странам
  • 25.04 12:48
  • 0
«Освей»: Космическая Беларусь берется за строительство самолетов
  • 25.04 10:13
  • 478
Израиль "готовился не к той войне" — и оказался уязвим перед ХАМАС
  • 25.04 09:30
  • 2
Разящий луч: как развиваются боевые лазеры