Войти

КРЭТ будет создавать радары на основе технологий радиофотоники

12294
23
+20
Стенд КРЭТ на Международном авиасалоне «Фарнборо-2014»
Стенд КРЭТ на Международном авиасалоне «Фарнборо-2014».
Источник изображения: http://kret.com/

Концерн создает лабораторию для исследований в области фотоники

В последние годы электронные системы все чаще заменяются на фотонные. Связано это в первую очередь с иной физической природой фотона. Что же такое фотон и какие уникальные возможности военной технике предоставит новое направление – радиофотоника?


Быстрее электрона


Фотоника по сути является аналогом электроники, использующим вместо электронов кванты электромагнитного поля – фотоны. Эти самые распространенные по численности частицы во Вселенной, в отличие от электронов, не имеют массы и заряда. Именно поэтому фотонные системы не подвержены внешним электромагнитным полям, обладают гораздо большей дальностью передачи и шириной полосы пропускания сигнала.


Как область науки фотоника началась в 1960 году с изобретением первого важного технического устройства, использующего фотоны, – лазера. Сам же термин «фотоника» начал широко употребляться в 1980-х годах в связи с началом широкого использования волоконно-оптической передачи. Кстати, у нас в стране первым разработкой таких волоконно-оптических кабелей занялось ОКБ кабельной промышленности, ныне входящее в КРЭТ.


Можно сказать, что эти разработки совершили целую революцию в сфере телекоммуникаций в конце прошлого века и стали основой для развития Интернета. Вообще, примерно до 2001 года фотоника была в значительной степени сконцентрирована на телекоммуникациях.


Сегодня «телекоммуникационная» фотоника помогает созданию нового направления – радиофотоники, возникшей из слияния радиоэлектроники, волновой оптики, СВЧ-оптоэлектроники и ряда других отраслей науки и промышленного производства.


Другими словами, радиофотоника занимается проблемами передачи, приема и преобразования информации с помощью электромагнитных волн СВЧ-диапазона и фотонных приборов и систем. Радиофотоника позволяет создавать радиочастотные устройства с параметрами, недостижимыми для традиционной электроники.


Современная радиочастотная аппаратура переходит в оптический диапазон, и игнорирование этого факта часто приводит к самым серьезным последствиям. Например, первоначально при конструировании информационно-телекоммуникационных, сервисных и технических сетей супераэробуса А380 не были заложены фотонные сети. Применялся алюминиевый кабель, и длина его составила более 500 км. Это привело к серьезным проблемам на борту самолета. Для их решения потребовалась полная замена всех кабельных бортовых сетей каждого из строившихся А380. В итоге – два года задержки и почти 5 млрд евро финансовых потерь, и крупнейшая корпорация чудом избежала финансового краха.


Радиофотонный прорыв


В микроэлектронике Россия, как известно, отстает от западных стран. Именно с помощью технологий в области радиофотоники предложено обойти конкурентов. Сегодня российские ученые в сфере оборонных технологий считают возможным отказаться от электронов и обратить внимание на фотоны, которые не имеют массы и летят быстрее.


По оценкам специалистов, серверы, работающие на принципах фотоники, уменьшились бы в сотню раз по сравнению с нынешними, а скорость передачи данных возросла бы в десять раз.


Или, к примеру, наземные радиолокационные станции. Сегодня такая РЛС представляет собой многоэтажный дом, но если начнет работать радиофотоника, то станцию можно будет установить на обычном КАМАЗе. При этом эффективность и дальность будет точно такая же – на тысячи километров. Нескольких таких мобильных и малогабаритных комплексов можно объединить в сеть, которая увеличит характеристики этих РЛС.


Радиофотоника вместо электроники Фотонные технологии значительно расширят возможности и бортовых радиолокационных станций. Новые разработки в этой сфере более чем вдвое снизят массу существующих антенн и радаров, в десятки раз увеличат их разрешающую способность. Также у радиофотонных антенн будет уникальная устойчивость к электромагнитным импульсам, которые возникают, например, при близких ударах молний или при солнечных магнитных бурях.


Все это позволит создавать широкополосные радары, которые по уровню разрешения и быстродействию можно назвать радарным зрением. Такие системы планируется применять и в гражданской сфере, например, на высокоскоростных поездах для мгновенного обнаружения препятствий на путях.


Фотоника может также эффективно применяться в ЖКХ, например, в городских и поселковых системах теплоснабжения. Вместо горячей воды энергоносителями будут выступать фотоны. Они будут распространяться в фотоннокристаллических волокнах толщиной с человеческий волос, энергия которых будет преобразовываться в тепло с почти 100% КПД.


Лаборатория будущего


В России радиофотонные технологии развивает КРЭТ. Сегодня Концерн и Фонд перспективных исследований работают над перспективным проектом «Разработка активной фазированной решетки на основе радиофотоники» (РОФАР). Проект включает в себя создание специальной лаборатории на базе предприятий Концерна и разработку универсальной технологии, которая будет положена в основу радаров и систем РЭБ нового поколения.


По словам гендиректора КРЭТ Николая Колесова, новейшие технологии позволят уже в 2020 годах создавать эффективные и продвинутые приемно-передающие устройства, радиолокационные станции, системы радиотехнической разведки и радиоэлектронного противодействия нового поколения.


Одним из главных направлений работы станет создание активной фазированной антенной решетки (АФАР) нового поколения, в которой основные элементы созданы с использованием принципов радиофотоники. Они позволят снизить массу аппаратуры в 1,5-3 раза, увеличить в 2-3 раза ее надежность и КПД, а также в десятки раз повысить скорость сканирования и разрешающую способность.


В случае успеха технология откроет новые возможности для улучшения характеристик «умной обшивки», которая будет на российских самолетах последнего поколения, в числе которых и ПАК ФА. Такая система встроенных элементов по всей площади фюзеляжа позволит экипажу получать в любой момент времени цельную радиолокационную картину в радиусе 360 градусов, обеспечит работу антенных систем в режиме активной и пассивной радиолокации, постановку всех видов помех, скрытную и помехоустойчивую передачу данных, связь с землей и другими воздушными судами, госопознавание и другое.


Кроме того, на основе новых материалов и элементной базы, созданных на базе принципов фотоники, КРЭТ освоит перспективные технологии изготовления мощных фотодетекторов, а также полупроводниковых лазерных модулей.

Права на данный материал принадлежат
Материал размещён правообладателем в открытом доступе
  • В новости упоминаются
Похожие новости
08.09.2021
Небесная стража
03.08.2017
Запредельно быстрый: каким будет российский истребитель шестого поколения
28.07.2017
КРЭТ: мы будем выжигать "глаза" ракетам, которые на нас "смотрят"
20.01.2016
Фотоника: от лазера к «радарному зрению»
12.01.2016
Владимир Михеев: Наши успехи несколько «подтолкнули» американский ВПК
12.11.2014
КРЭТ займется созданием систем бортового радиоэлектронного оборудования нового поколения на основе радиофотоники
23 комментария
№1
28.04.2015 01:39
Заминусовал.
Пурга, да еще и полуграмотная.
-3
Сообщить
№2
Скрыто, низкий рейтинг.
№3
28.04.2015 02:35
Цитата, q
Ребята, бpocайте кypить!  Тем более, сейчас это можно сделать очень легко по этой методике  
[url=]http://00.pm/smoke [/url]
Я уже за неделю бросил и вот уже пол года ни разу даже и желания закypить не почувствувал. Оно работает! Курил пару лет, но мне не хватало силы воли бросить окончательно.

Если это к авторам статьи, то в чем-то он прав)
+4
Сообщить
№4
28.04.2015 07:25
Цитата, q
Заминусовал.
Пурга, да еще и полуграмотная.
Я сам инженер разработчик электронных систем, правда на пенсии. Прочитал эту статью и она мне тоже показалась "пургой". Потом малость погуглил и увидел, что это бурно-развивающееся направление даже в компьютерных системах. Разбираться не стал, годы не те. Однако понял, что это не пурга.
+10
Сообщить
№5
28.04.2015 08:22
Этак глядишь и в скором времени перейдем к процессорам из графена.
0
Сообщить
№6
28.04.2015 09:47
Если в России есть возможности развивать это направление - надо делать это не мешкая. Только очень хотелось бы, чтобы развивалось и гражданское направление - бытовая и компьютерная техника к примеру -  а не только военное как обычно у нас бывает.
+2
Сообщить
№7
Скрыто, низкий рейтинг.
№8
28.04.2015 09:56
Цитата, zimmer сообщ. №7
"Опередить в радиофотонике" На мой взгляд ни кого мы опередить в нормальных условиях не сможем. Капитализация "Apple" ровна капитализации всего Россисйкого бизнеса, включая сырьевой. А ведь кроме эпла в США еще столько всего....
если вы считаете создание бус венцом развития человечества, то с вами трудно спорить....
+1
Сообщить
№9
28.04.2015 10:18
Цитата, Воин3D сообщ. №8
если вы считаете создание бус венцом развития человечества, то с вами трудно спорить....

Причем тут бусы? Россия может быть первой в уникальных разработках, но что это стране в целом даст? Ничего. Для военной промышленности плюс и больше ничего. Просто быть первым,   одним из первых, в разработке, или быть первым в производстве, реализации и внедрении, первым по качеству, не одно и тоже. Очередной стимул для гордости, не более того.
Все что сейчас в высоких технологиях Россия может успешно реализовать, построено на наследии СССР, под надзором конструкторов из СССР, и реализуется с трудом, преодолевая мощную конконкуренцию.
Просто громкие слова про "не имеет аналогов в мире" или "мы одни из первых",  ИМХО я бы запретил использовать без реального, материального обоснования.
-4
Сообщить
№10
28.04.2015 10:20
При чем тут вообще яблочники?
И особенно их капитализация. Вы про их каптилизацию почитайте, сильно удивитесь. Там само откушенное яблочко (бренд) стоит 0_0 вот столько ))) они умеют надувать объемы фантиков из ничего, спецы на этом. И они не делают военные разработки, насколько я знаю.
+4
Сообщить
№11
28.04.2015 10:27
Цитата, MaoDz сообщ. №10
При чем тут вообще яблочники?
И особенно их капитализация. Вы про их каптилизацию почитайте, сильно удивитесь. Там само откушенное яблочко (бренд) стоит 0_0 вот столько ))) они умеют надувать объемы фантиков из ничего, спецы на этом. И они не делают военные разработки, насколько я знаю.

И конечно ничего не стоят все эти огромные производства от процессоров до девайсов... И технологии их в интернете в свободном доступе)))
Не отходите от темы!
А темы "быть первым или не быть"
-3
Сообщить
№12
28.04.2015 10:36
Ну я о том и говорю, что реальная капитализация того же яблока, намного ниже чем рисуется.
А быть первыми однозначно надо, и новые разработки это наш шанс. Только, как верно подмечено, и в гражданку это надо переносить.
+3
Сообщить
№13
28.04.2015 11:15
Господа обогнаватели!  Вы сначала сделайте прямой преобразователь микро СВЧ/свет, снимающего сигнал  непосредственно с  выхода полосковой линии  с коэффициентом преобразования не менее 80%, имеющего малые собственные шумы,  а потом уж рисуйте схему умной обшивки  самолета или АФАР с оптическим интерфейсом. Не бегите впереди паровоза. Получите сначала имеющие практическую  (а не лабораторную) ценность результаты  хотя бы по одному каналу на реальных уровнях СВЧ эхо-сигнала, соответствующего  целям на границе дальности и только потом будоражте наши умы. Поэтому, перестаньте отжигать раньше времени.
Создание специальной лаборатории, боюсь лишь подтвердит, что Вы крепко ошибаетесь, не обладая технологией прямого высокоэффективного преобразования малосигнальных электрических сигналов диапазона СВЧ в оптические.
+4
Сообщить
№14
28.04.2015 11:32
Цитата, статья_7_абзац
... первоначально при конструировании информационно-телекоммуникационных, сервисных и технических сетей супераэробуса А380 не были заложены фотонные сети.

(- а почему не оптоволоконные? Под новым названием "пилить" легче?).

Применялся алюминиевый кабель, и длина его составила более 500 км. Это привело к серьезным проблемам на борту самолета. Для их решения потребовалась полная замена всех кабельных бортовых сетей каждого из строившихся А380. В итоге – два года задержки и почти 5 млрд евро финансовых потерь, и крупнейшая корпорация чудом избежала финансового краха.
- интересно, много ли было в Европе таких, которые требовали как можно скорее закрыть проект  А380, т.к. "проект убыточный", "заказов нет", да ещё "такие промахи при проектировании"? "Ведь продолжение проекта, - умножение убытков?!" (tm)

А заодно и сам Airbus прикрыть, раз уж чуть не обанкротились, так надо было подтолкнуть "слабого", ведь "у нас рынок", а вот потом пришёл-бы "Инвестор" да всё чётко по полочкам бы в своём новом плане расписал (на бумаге) и был-бы у него "результат", ... а может и нет.
+3
Сообщить
№15
28.04.2015 11:42
Фотон (ник у Вас подходящий :), Вы случайно не знаете, есть ли уже готовые (фунциклирующие) элементы оптической логики, - элементы "И", "ИЛИ", "НЕ" + ячейки памяти,  пригодные (или находящиеся на пороге) к миниатюризации на уровне БИС?
-1
Сообщить
№16
28.04.2015 12:20
К сожалению не знаю, поскольку к  вычислителям на оптике не имею отношения. А вот по вышеуказанной теме, хочу добавить, что здесь еще не упомянуто и не учтено  обратное преобразование в электрический сигнал на конечном конце оптической линии, перед аппаратурой  традиционной обработки. Здесь еще добавляются потери на преобразование. И что мы имеем по результатам двух преобразований на входе приемной обрабатывающей аппратуры?
0
Сообщить
№17
28.04.2015 13:45
Цитата, q
И конечно ничего не стоят все эти огромные производства от процессоров до девайсов... И технологии их в интернете в свободном доступе)))
Господин хороший , хватит тут людям лапшу вешать , тут люди взрослые и на чушь не ведутся , какие производства процессоров и девайсов у эйпла ? или Вы не в курсах что вообще это девайсы делают на Фоксконе , а процессоры у ТSMC  и Samsung  . ааааа , Вы меня начнете убеждать что производство это чушь , что важнее интеллектуальная работа ? я могу Вас успокоить , процессоры А серии от яблока это архитектура ARM сделанная бритами , как и видеоускоритель который они берут  у других фирм , тут даже наши Элвис делают DSP на порядок сложнее чем яблочники (хотя и там тоже ARM главные ядра) ,никто не воет про капитализацию Элвиса и их интеллектуальную работу .
кстати , не напомните мне какие модули памяти , экраны , корпуса или хотя бы болтики выпускает Эйпл ? а то как то получается что они ни хрена не делают кроме своей ОС , ой , и даже их ОС это переделка  FreeBSD . так что там у эйпла своего , что они сделали сами с нуля ?
+6
Сообщить
№18
28.04.2015 14:12
просто экспл
как что, яблоко надкушенное, которое стоит много денег. Про это выше и писал)))
0
Сообщить
№19
28.04.2015 14:55
zimmer
Цитата, q
И конечно ничего не стоят все эти огромные производства от процессоров до девайсов

У эпла нет таких производств
+1
Сообщить
№20
28.04.2015 15:59
Цитата, Большой Ух сообщ. №4
Разбираться не стал, годы не те. Однако понял, что это не пурга.

В связи оно давно работает.
А на элементном уровне таких степеней интеграции как у современных полупроводников - не видать еще долго.
На современном плюс обозримое будущее этапе эффективнее воткнуть 4000 микроядер и распараллелить, нежели играться.
Согласен, что обработка некоторых вещей в реальном времени в цифре будет оставаться невозможной в принципе на полупроводниках. У них есть порог, когда примесная концентрация становится вырожденной. Порядка 10 микрометров уже нельзя запускать в космос - там вероятность отказа становится дурной - один дурной протон или другой квант от солнца и привет.
Но оптические схемы уже 25 лет как занимают столы при этом содержа от силы десяток вентилей. Можно упаковать в элементы габаритом в пару десяток.. Но меньше - начинаются разные косяки, в зависимости от технологии. Моя оценка перспективы - не меньше 70 лет.
+2
Сообщить
№21
29.04.2015 06:06
0
Сообщить
№22
29.04.2015 08:03
Цитата, павел сообщ. №21
По вопросу существующего:
- Павел, спаибо за ссылку, но, ИМХО, это всё пока теория и настольная техника (см. Рис.5. Формирователь Уолша, - ширина основания 5мм!), где статья о технлогии упаковки всего этого с плотностью хотя-бы БИС и есть ли практические реализации (чип). Или пока это всё дело ограничивается "патентами на нанотрубках"?

Сегодня появилась новость: "КРЭТ: устройства на фотонных кристаллах появятся к 2020 году"
+1
Сообщить
№23
27.07.2017 17:02
https://rg.ru/2017/07/27/novye-radary-rossijskih-istrebitelej-poluchat-nevidannye-vozmozhnosti.html
Цитата
В России создан экспериментальный образец радиофотонного радара для истребителей шестого поколения, сообщил ТАСС советник первого заместителя главы концерна "Радиоэлектронные технологии" (КРЭТ) Владимир Михеев.
+6
Сообщить
Хотите оставить комментарий? Зарегистрируйтесь и/или Войдите и общайтесь!
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ
Ежедневная рассылка новостей ВПК на электронный почтовый ящик
  • Разделы новостей
  • Обсуждаемое
    Обновить
  • 07.05 18:17
  • 145
Конкурента российского Су-75 из Южной Кореи впервые представили на выставке
  • 07.05 17:22
  • 0
Британская и французская короны в желании потягаться с русскими забыли про свой голый зад
  • 07.05 15:59
  • 488
Израиль "готовился не к той войне" — и оказался уязвим перед ХАМАС
  • 07.05 15:28
  • 17
Какое оружие может оказаться эффективным против боевых беспилотников
  • 07.05 12:23
  • 5
Американские «Гадюки» получат ракету большой дальности
  • 07.05 11:17
  • 4
Раскрыты подробности об американо-японском перехватчике гиперзвуковых ракет
  • 07.05 10:27
  • 1197
Без кнута и пряника. Россия лишила Америку привычных рычагов влияния
  • 07.05 10:21
  • 2
Первый полёт турецкого перспективного истребителя Kaan
  • 07.05 10:14
  • 6
Минобороны показало работу нового ЗРК «Бук-М3» в ходе спецоперации
  • 07.05 10:08
  • 2
«Хуже гиперзвукового "Кинжала"»: Украинские эксперты утверждают, что по Трипольской ТЭС ударили новой российской ракетой Х-69
  • 07.05 10:04
  • 96
В США оценили российские Су-34 с УМПК
  • 07.05 01:28
  • 1
В Белгородской области составят рекомендации по защите предприятий средствами РЭБ
  • 06.05 17:46
  • 278
Космонавтика Илона Маска
  • 06.05 17:11
  • 2714
Как насчёт юмористического раздела?
  • 06.05 16:31
  • 13
Крылатые ракеты Х-101 и Х-102