30.07.2024
И опять об открытии Олимпиады - некоторые отзывы (в сокращении), которые мне понравились.
https://www.svoboda.org/a/net-velichiya-blogery-sporyat-ob-otkrytii-olimpiady-v-parizhe/33053800.html
Да, радио "Свобода" - но и среди плевел может найтись пшеница.
Получится много, но это вопрос, далеко выходящий за пределы ОИ (и даже спорта, как light-замене войны).
...
По-моему, отличная церемония открытия, и даже дождь ее не сильно подпортил (ведь спорт – он про преодоление стихии). Я обычно такие вещи не смотрю, но тут стало любопытно, поглядел полчаса на перемотке (спасибо Медузе за онлайн) и не пожалел. Какая отличная идея уйти с надоевшего стадиона и использовать город как сцену, тем более такой город. Как в моих любимых видах спорта – марафоне, триатлоне, велогонках: драматургия открытого пространства, взаимодействие тела и пейзажа, человека и города (вспоминается Бодлер с идеей фланера). И не просто города, но реки, которая сама по себе текучая, как время, сама себе история, нарратив – здесь шоу возвращается к водным процессиям имперского Китая, Венеции, к барочной музыке на воде, и не случайно то и дело возникают барочные арии, пышные костюмы, контратеноры. Саундтрек вообще феерический, от "Марсельезы" в импрессионистском миноре в исполнении меццо-сопрано на крыше дворца до Imagine на горящем рояле – через хип-хоп и Леди Гагу. Не говоря о прочей мулькультурности, включая гей-прайд и дефиле моделей на бионических протезах. И это лишь малая часть того, что я углядел за полчаса. Мне кажется, им удалось создать драматургию, максимально адаптированную к современному миру, разорванному культурными и горячими войнами, где люди забыли об общем благе и потеряли веру в будущее, вернуть олимпизму (изрядно потрепанному и дискредитированному) его наивный универсалистский миф, идущий еще от эпохи Жюля Верна, Кубертена, воздушных шаров и Эйфелевой башни. Vive les Jeux! Vive la France!
...
-------
...
А что до церемонии – вах!
Я поглядываю на эти церемонии открытия-закрытия 40 лет, с белых роялей Лос-Анджелеса. Только поглядываю, потому что это всегда действительно скучно, на мой вкус.
На эту тоже только поглядывал время от времени, но судя по тому, что видел – это самая классная церемония из всех, что я видел. Мощь, красота, сюр, человечность, модерн – и все это без обычной помпы. Ну почти. Очень особенная церемония, как мне показалось.
Там, я слышал, спортсмены уже жалуются на отвратительную организацию Игр. Может, врут. Открытие, во всяком случае, организовали очень здорово.
...
--------
Открытие парижской Олимпиады – это по сути декларация базовых принципов Французской республики, которые удивительным образом (все-таки больше 200 лет прошло) совпадают с актуальной повесткой woke-culture или воукизма (буквально "пробужденчество"). Впрочем, это не так уж удивительно, если понимать, что воукизм является естественным продолжением европейской гуманистической традиции, в основе которой лежит в том числе французская революционная во всех смыслах Декларация прав человека и гражданина. Споры вокруг церемонии открытия вновь демонстрируют разрыв между сторонниками прогрессивной woke-повестки и теми, кто за ней не поспевает, кто ментально застрял в патриархальном 20 веке и агрессивно сопротивляется неизбежным переменам, когда liberté – это не только индивидуальная свобода, но и ответственность за наиболее уязвимые слои общества, egalité – не только экономическое равенство (с этим по-прежнему плохо везде, включая Францию), но и равенство стартовых возможностей, без чего никакое fraternite невозможно. Разрыв обнажается всякий раз, когда возникают феномены воукизма типа BLM, metoo, Грета Тунберг и тд. Русскоязычную блогосферу в такие моменты буквально начинает корежить, как бесноватых на сеансе экзорцизма. К сожалению, власти моей родины, где на днях переименовали площадь Европы в площадь Евразии, изо всех сил пытаются оседлать и возглавить движение ретроградов, желающих повернуть время вспять. Воукизм с его идеей освобождения от насилия со стороны доминирующих в обществе групп не может не вызывать жесточайший баттххёрт у авторитарной власти, попирающей права и свободы граждан. Уже очевидно, что 21 век будет ареной борьбы этих двух лагерей, в которой ретрограды потерпят сокрушительное поражение...
------
...
Критики великолепного и дерзкого карнавала, которым Париж встретил Олимпийские игры, – те же персонажи внутренне, что и патрули озлобленных старух в черных чадрах, которые отлавливают на тегеранских улицах женщин с "неправильно" покрытой головой и избивают их после задержания. Или те, кто тоскует о советских высокоморальных партийных "худсоветах". Один хрен.
...
-------
Христиан вечно что-нибудь «оскорбляет».
Они жадно шныряют, как по миру реальному, так и по интернету, надеясь найти что-нибудь «ужасно оскорбительное» и поднять по этому поводу вой.
Обнаружить что-нибудь, что в свое время не оскорбило бы верующих и не вызвало бы их истерики -абсолютно невозможно.
Их оскорбляли античные авторы (упоминали и прославляли других богов). Гомеров и Софоклов запрещали, списки уничтожали.
Их оскорбляли ….иконы ( Византия VIII век), наука, аптеки, открытие электричества и рентгеновских лучей, гинекология, изобретение радио, авиации, бурение скважин и теория эволюции.
Сейчас верующие надулись на невинную сценку парижского открытия Олимпиады.
...
В парижском же случае явлена не только вечная религиозная истеричность, но и элементарная серость.
Сценка с трансгендерами была не пародией на «последний корпоратив иисуса», а всего лишь анимацией картины "Праздник Богов" Яна Харменса ван Бильерта, где изображено празднование брака Фетиды и Пелея богами Олимпа.
...
---------
...
Ну раз морализаторы и хранители традиционных ценностей начали ругать открытие Олимпиады, я решила кусочки посмотреть. Опять на те же грабли. Почти никто из комментаторов не понимает специфику французской иронии, самоиронии, юмора и сарказма. Некоторым, даже выросшим во Франции, нравственность мозги застит.
И хор отрубленных голов Марии-Антуанетты, и травестийная Тайная вечеря – это абсолютно в традициях классической французской культуры. Ну почитайте же Рабле, а заодно очевидным Бахтиным и карнавальной культурой можно полирнуть. Это очень талантливо, весело и беззлобно сделано. Очень современно и очень традиционно – то, что надо для таких мероприятий.
В мире не так много классических легко считываемых всеми сюжетов, и евангельские (как и история французской революции) безусловно – такая же часть этого банка узнаваемых аллюзий и форм, в которые заливается любое содержание, но это не про богохульство вообще, это про культуру настолько свою, настолько естественную, что с ней нет лицемерной дистанции и болезненной задетости. Не знаю, как объяснить, но просто Бог не велел нам быть серьезными, как террористы. Это праздник про жизнь, а не про смерть.
....
---------
https://t.me/gorodglupov/31707?single
https://t.me/gorodglupov/31710?single
---------
Кто-то в ленте, смотревший открытие парижской Олимпиады, написал, что его не покидало чувство, что это шоу поставил Сергей Курёхин.
Именно!
Мне очень понравилось. Дерзко, масштабно, с большим вкусом, с культурными аллюзиями. Настоящий постмодернистский фьюжн.
...
Единственное, что я не понял: у них там всё так или иначе было посвящено Франции, ее истории, ее культурным приметам, а также истории Олимпиад. Причем тут миланская роспись Леонардо да Винчи? Почему все именно ее увидели в этом эпизоде?
...
----------
...
Ой, ну всё, всё, Олимпийские игры всем своим открытием зашли не в ту дверь, российская пропаганда сладострастно наблюдает в щелочку и всем рассказывает (поскольку окно в Европу благополучно заколотили, все, разумеется, своих щёлочек наковыряли, но без грамотного перевода, как и я, не понимают). Я вот тоже не понимаю, не люблю, и даже боюсь карнавала. Я так выросла, что мне, может, нравится, когда все красиво под голос диктора в ногу маршируют (которые оппозиция – тоже, но они с другой ноги). При этом, правда, я смутно догадываюсь, что это – проблемы всё-таки мои, а не карнавала, и если он где-то происходит, то не имеет в виду меня напугать или оскорбить. Вот и я совершенно не хочу задеть чувств верующих, тем более – таких, к которым хорошо отношусь, – и я, например, чувствую, что мои приобретенные за жизнь и последние годы психотравмы (если они вообще бывают) во многом играют со мной злую шутку. Я вижу то, чего, скорей всего нет, я трактую так, чтоб сделать себе дополнительно больно, – это неспроста. Надо мне (а может, не только мне) больше самоанализа, чем оценки окружающих всяких явлений. Вот, кстати, это шоу, которое я-таки местами в записи посмотрела, там этот самоанализ удивительным образом есть.
----------
...
Во-первых, ненужное сравнение: вот у нас в Сочи, а вот у них. В Сочи (а так же Лондоне, Рио и Пекине) было красиво, но странно было бы Парижу повторять уже сделанное, когда задача была не повторять.
Во-вторых, типичное для догоняющих обществ, в том числе для России стремление выложиться на людях по полной. В любую большую встречу с иностранцем вложить по-максимуму, всю нашу историю и культуру, всем доказать и рассеять всякие сомнения, чтобы наконец оценили и приняли. В то время как для стран вроде Франции или Британии встреча с иностранцем имеет гораздо меньшее значение. Эта встреча там происходит перманентно, они с нее и не уходили никуда, сами себе иностранцы.
В-третьих, характерное для автократий отсутствие самоиронии, боязнь показаться смешными. В сочинской церемонии было много красоты, но исключительно нежной к себе, возвышенной, патетической. В этом отношении лондонское открытие, которое тоже противопоставляют парижскому, имеет с ним больше общего – прежде всего не только эпическую и лирическую, но и ироническую работу с собственной историей и культурой. Вообще Лондон – гораздо более естественная пара для парижского открытия, чем Сочи или Пекин. Важно, что один из самых этатистских, государствоцентричных народов Европы произвел церемонию, настолько отделенную от государства и любования собой, – даже в том, как исполнили Марсельезу это было заметно.
Уже было верно сказано о карнавальном элементе, с самого начала сопровождающем французскую культуру, чей установочный, стартовый текст, энциклопедия французской жизни – роман Рабле, с наготой, срамотой, обжорством и переворачиваем сакрального. Вдобавок, из России этого не видно, но в Европе открытие игр совпадает с окончанием месяца прайда. Этот контекст никакое открытие не может игнорировать, только вступать с ним в диалог.
...
--------
...
Сшить в единое полотно историю, литературу, моду, политику, поп-культуру и только что прошедшие в стране выборы – открытие Олимпиады наделало вчера шума, и многие задаются вопросом о его символах и смыслах.
Олимпийскую эстафету от легендарного Зинедина Зидана принимает персонаж в маске – герой популярной французской видеоигры Assassin's Creed ("Кредо убийцы") – и не только. Это ещё и человек в железной маске, и призрак Оперы, и символ несущегося по миру призрака разрушения и смерти...
Стремится в небо трехцветная дымовая завеса – поднимается занавес грандиозного спектакля.
Часть первая , liberté – конечно же, про свободу быть собой. Изящное и вызывающее цитирование французских литературных шедевров под сводами Национальной библиотеки – и захлопнутая решительной рукой дверь как символ приватности всего, что происходит за дверями спальни. И в более широком смысле – в душе и голове.
Часть вторая, égalité, равенство – супершоу скандальной французской звезды малийского происхождения Айи Накамуры, живущей во Франции с двухмесячного возраста и получившей французское гражданство всего несколько лет назад, будучи уже обладательницей платиновых дисков, двадцати миллионов скачиваний (в месяц!) на спотифае, самой популярной франкоговорящей певицей в интернете, прославившейся благодаря соцсетям... равенство – и честный разговор об этом.
Часть третья, fraternité братство, рифмуется с четвертой – сестринство.
Сена – символ текучей, вечно меняющейся женственности. Сена, заменившая традиционный стадион, исторгает из своих недр незаслуженно забытых – и великих – женщин прошлого. Плавно поднимающиеся из глубины реки золотые статуи – это не безымянные девушки с веслом, как написали в каком-то посте.
Это памятники выдающимся дочерям Франции, жившим в 13-21 веках. Первая женщина-писатель (13 век), первая женщина-учёный, совершившая кругосветное путешествие, первая чернокожая женщина – выпускница Сорбонны... Последняя из золотых статуй изображает великую Симон Вей – гуманистку, благодаря которой в 1974 году был принят закон об праве женщин на аборт (да, женщина – не только биоинкубатор, скажу я, многодетная мать). Речь Симон Вей в Национальной ассамблее до сих считается образцом логики и красноречия.
Эти олимпийские игры, кстати – первые в истории, где мужчины и женщины участвуют в равных пропорциях. Прежде никогда такого не случалось (место женщины на кухне, да). Золотые статуи будут подарены Парижу, потому что ситуация с памятниками напоминает соотношение полов на олимпиадах в начале века – как будто мир всегда принадлежал только мужчинам... хотя – как будто сейчас нет.
Потом пришел черед французской festivité, когда можно смеяться над всеми – смех, в отличие от войн, не убивает (про эту часть шутят, что Франция решила сэкономить на гей-параде и провести его за счёт МОК). Скандальные и изящные крючочки, благодаря которым про церемонию говорит сейчас весь мир.
После фестиваля наступает obscurité – мрак, угрожающий поглотить мир. И в противовес ему – бессмертная IMAGINE, исполненная ангельским голосом Жюльетт Армане.
И вот уже скачет механический всадник апокалипсиса, неся олимпийский флаг, который поднимут перевернутым – как символ вставшего с ног на голову мира.
И идут черно-белые архивные кадры предыдущих Игр – tout ça pour ça ?.. и мертвая петля Ольги Корбут – можно ли высказаться сильней?
Олимпийский огонь из рук убийцы возвращается к спортсменам. Поёт Селин Дион. Взмывает над Парижем никого не обжигающее пламя.
Олимпизм – это не только спорт, но и культура.
Есть страны, где культура учит бояться зверя в себе и сковывать его – запретами, карами и – шире – стр_ахом.
И есть Франция с её гуманизмом, который суть – вера в лучшее в человеке. И, как следствие, уверенность в том, что посмотреть в глаза своим демонам – это мега-способ приблизиться к лучшей версии себя.
Есть страны про стр_ах.
Но Франция – это про бесстрашие.
Вчера нам показывали праздник свободных людей, товарищи. Свободных и бесстрашных.
И он удался.
----------
Да, радио "Свобода" - но и среди плевел может найтись пшеница.
Получится много, но это вопрос, далеко выходящий за пределы ОИ (и даже спорта, как light-замене войны).
...
По-моему, отличная церемония открытия, и даже дождь ее не сильно подпортил (ведь спорт – он про преодоление стихии). Я обычно такие вещи не смотрю, но тут стало любопытно, поглядел полчаса на перемотке (спасибо Медузе за онлайн) и не пожалел. Какая отличная идея уйти с надоевшего стадиона и использовать город как сцену, тем более такой город. Как в моих любимых видах спорта – марафоне, триатлоне, велогонках: драматургия открытого пространства, взаимодействие тела и пейзажа, человека и города (вспоминается Бодлер с идеей фланера). И не просто города, но реки, которая сама по себе текучая, как время, сама себе история, нарратив – здесь шоу возвращается к водным процессиям имперского Китая, Венеции, к барочной музыке на воде, и не случайно то и дело возникают барочные арии, пышные костюмы, контратеноры. Саундтрек вообще феерический, от "Марсельезы" в импрессионистском миноре в исполнении меццо-сопрано на крыше дворца до Imagine на горящем рояле – через хип-хоп и Леди Гагу. Не говоря о прочей мулькультурности, включая гей-прайд и дефиле моделей на бионических протезах. И это лишь малая часть того, что я углядел за полчаса. Мне кажется, им удалось создать драматургию, максимально адаптированную к современному миру, разорванному культурными и горячими войнами, где люди забыли об общем благе и потеряли веру в будущее, вернуть олимпизму (изрядно потрепанному и дискредитированному) его наивный универсалистский миф, идущий еще от эпохи Жюля Верна, Кубертена, воздушных шаров и Эйфелевой башни. Vive les Jeux! Vive la France!
...
-------
...
А что до церемонии – вах!
Я поглядываю на эти церемонии открытия-закрытия 40 лет, с белых роялей Лос-Анджелеса. Только поглядываю, потому что это всегда действительно скучно, на мой вкус.
На эту тоже только поглядывал время от времени, но судя по тому, что видел – это самая классная церемония из всех, что я видел. Мощь, красота, сюр, человечность, модерн – и все это без обычной помпы. Ну почти. Очень особенная церемония, как мне показалось.
Там, я слышал, спортсмены уже жалуются на отвратительную организацию Игр. Может, врут. Открытие, во всяком случае, организовали очень здорово.
...
--------
Открытие парижской Олимпиады – это по сути декларация базовых принципов Французской республики, которые удивительным образом (все-таки больше 200 лет прошло) совпадают с актуальной повесткой woke-culture или воукизма (буквально "пробужденчество"). Впрочем, это не так уж удивительно, если понимать, что воукизм является естественным продолжением европейской гуманистической традиции, в основе которой лежит в том числе французская революционная во всех смыслах Декларация прав человека и гражданина. Споры вокруг церемонии открытия вновь демонстрируют разрыв между сторонниками прогрессивной woke-повестки и теми, кто за ней не поспевает, кто ментально застрял в патриархальном 20 веке и агрессивно сопротивляется неизбежным переменам, когда liberté – это не только индивидуальная свобода, но и ответственность за наиболее уязвимые слои общества, egalité – не только экономическое равенство (с этим по-прежнему плохо везде, включая Францию), но и равенство стартовых возможностей, без чего никакое fraternite невозможно. Разрыв обнажается всякий раз, когда возникают феномены воукизма типа BLM, metoo, Грета Тунберг и тд. Русскоязычную блогосферу в такие моменты буквально начинает корежить, как бесноватых на сеансе экзорцизма. К сожалению, власти моей родины, где на днях переименовали площадь Европы в площадь Евразии, изо всех сил пытаются оседлать и возглавить движение ретроградов, желающих повернуть время вспять. Воукизм с его идеей освобождения от насилия со стороны доминирующих в обществе групп не может не вызывать жесточайший баттххёрт у авторитарной власти, попирающей права и свободы граждан. Уже очевидно, что 21 век будет ареной борьбы этих двух лагерей, в которой ретрограды потерпят сокрушительное поражение...
------
...
Критики великолепного и дерзкого карнавала, которым Париж встретил Олимпийские игры, – те же персонажи внутренне, что и патрули озлобленных старух в черных чадрах, которые отлавливают на тегеранских улицах женщин с "неправильно" покрытой головой и избивают их после задержания. Или те, кто тоскует о советских высокоморальных партийных "худсоветах". Один хрен.
...
-------
Христиан вечно что-нибудь «оскорбляет».
Они жадно шныряют, как по миру реальному, так и по интернету, надеясь найти что-нибудь «ужасно оскорбительное» и поднять по этому поводу вой.
Обнаружить что-нибудь, что в свое время не оскорбило бы верующих и не вызвало бы их истерики -абсолютно невозможно.
Их оскорбляли античные авторы (упоминали и прославляли других богов). Гомеров и Софоклов запрещали, списки уничтожали.
Их оскорбляли ….иконы ( Византия VIII век), наука, аптеки, открытие электричества и рентгеновских лучей, гинекология, изобретение радио, авиации, бурение скважин и теория эволюции.
Сейчас верующие надулись на невинную сценку парижского открытия Олимпиады.
...
В парижском же случае явлена не только вечная религиозная истеричность, но и элементарная серость.
Сценка с трансгендерами была не пародией на «последний корпоратив иисуса», а всего лишь анимацией картины "Праздник Богов" Яна Харменса ван Бильерта, где изображено празднование брака Фетиды и Пелея богами Олимпа.
...
---------
...
Ну раз морализаторы и хранители традиционных ценностей начали ругать открытие Олимпиады, я решила кусочки посмотреть. Опять на те же грабли. Почти никто из комментаторов не понимает специфику французской иронии, самоиронии, юмора и сарказма. Некоторым, даже выросшим во Франции, нравственность мозги застит.
И хор отрубленных голов Марии-Антуанетты, и травестийная Тайная вечеря – это абсолютно в традициях классической французской культуры. Ну почитайте же Рабле, а заодно очевидным Бахтиным и карнавальной культурой можно полирнуть. Это очень талантливо, весело и беззлобно сделано. Очень современно и очень традиционно – то, что надо для таких мероприятий.
В мире не так много классических легко считываемых всеми сюжетов, и евангельские (как и история французской революции) безусловно – такая же часть этого банка узнаваемых аллюзий и форм, в которые заливается любое содержание, но это не про богохульство вообще, это про культуру настолько свою, настолько естественную, что с ней нет лицемерной дистанции и болезненной задетости. Не знаю, как объяснить, но просто Бог не велел нам быть серьезными, как террористы. Это праздник про жизнь, а не про смерть.
....
---------
https://t.me/gorodglupov/31707?single
https://t.me/gorodglupov/31710?single
---------
Кто-то в ленте, смотревший открытие парижской Олимпиады, написал, что его не покидало чувство, что это шоу поставил Сергей Курёхин.
Именно!
Мне очень понравилось. Дерзко, масштабно, с большим вкусом, с культурными аллюзиями. Настоящий постмодернистский фьюжн.
...
Единственное, что я не понял: у них там всё так или иначе было посвящено Франции, ее истории, ее культурным приметам, а также истории Олимпиад. Причем тут миланская роспись Леонардо да Винчи? Почему все именно ее увидели в этом эпизоде?
...
----------
...
Ой, ну всё, всё, Олимпийские игры всем своим открытием зашли не в ту дверь, российская пропаганда сладострастно наблюдает в щелочку и всем рассказывает (поскольку окно в Европу благополучно заколотили, все, разумеется, своих щёлочек наковыряли, но без грамотного перевода, как и я, не понимают). Я вот тоже не понимаю, не люблю, и даже боюсь карнавала. Я так выросла, что мне, может, нравится, когда все красиво под голос диктора в ногу маршируют (которые оппозиция – тоже, но они с другой ноги). При этом, правда, я смутно догадываюсь, что это – проблемы всё-таки мои, а не карнавала, и если он где-то происходит, то не имеет в виду меня напугать или оскорбить. Вот и я совершенно не хочу задеть чувств верующих, тем более – таких, к которым хорошо отношусь, – и я, например, чувствую, что мои приобретенные за жизнь и последние годы психотравмы (если они вообще бывают) во многом играют со мной злую шутку. Я вижу то, чего, скорей всего нет, я трактую так, чтоб сделать себе дополнительно больно, – это неспроста. Надо мне (а может, не только мне) больше самоанализа, чем оценки окружающих всяких явлений. Вот, кстати, это шоу, которое я-таки местами в записи посмотрела, там этот самоанализ удивительным образом есть.
----------
...
Во-первых, ненужное сравнение: вот у нас в Сочи, а вот у них. В Сочи (а так же Лондоне, Рио и Пекине) было красиво, но странно было бы Парижу повторять уже сделанное, когда задача была не повторять.
Во-вторых, типичное для догоняющих обществ, в том числе для России стремление выложиться на людях по полной. В любую большую встречу с иностранцем вложить по-максимуму, всю нашу историю и культуру, всем доказать и рассеять всякие сомнения, чтобы наконец оценили и приняли. В то время как для стран вроде Франции или Британии встреча с иностранцем имеет гораздо меньшее значение. Эта встреча там происходит перманентно, они с нее и не уходили никуда, сами себе иностранцы.
В-третьих, характерное для автократий отсутствие самоиронии, боязнь показаться смешными. В сочинской церемонии было много красоты, но исключительно нежной к себе, возвышенной, патетической. В этом отношении лондонское открытие, которое тоже противопоставляют парижскому, имеет с ним больше общего – прежде всего не только эпическую и лирическую, но и ироническую работу с собственной историей и культурой. Вообще Лондон – гораздо более естественная пара для парижского открытия, чем Сочи или Пекин. Важно, что один из самых этатистских, государствоцентричных народов Европы произвел церемонию, настолько отделенную от государства и любования собой, – даже в том, как исполнили Марсельезу это было заметно.
Уже было верно сказано о карнавальном элементе, с самого начала сопровождающем французскую культуру, чей установочный, стартовый текст, энциклопедия французской жизни – роман Рабле, с наготой, срамотой, обжорством и переворачиваем сакрального. Вдобавок, из России этого не видно, но в Европе открытие игр совпадает с окончанием месяца прайда. Этот контекст никакое открытие не может игнорировать, только вступать с ним в диалог.
...
--------
...
Сшить в единое полотно историю, литературу, моду, политику, поп-культуру и только что прошедшие в стране выборы – открытие Олимпиады наделало вчера шума, и многие задаются вопросом о его символах и смыслах.
Олимпийскую эстафету от легендарного Зинедина Зидана принимает персонаж в маске – герой популярной французской видеоигры Assassin's Creed ("Кредо убийцы") – и не только. Это ещё и человек в железной маске, и призрак Оперы, и символ несущегося по миру призрака разрушения и смерти...
Стремится в небо трехцветная дымовая завеса – поднимается занавес грандиозного спектакля.
Часть первая , liberté – конечно же, про свободу быть собой. Изящное и вызывающее цитирование французских литературных шедевров под сводами Национальной библиотеки – и захлопнутая решительной рукой дверь как символ приватности всего, что происходит за дверями спальни. И в более широком смысле – в душе и голове.
Часть вторая, égalité, равенство – супершоу скандальной французской звезды малийского происхождения Айи Накамуры, живущей во Франции с двухмесячного возраста и получившей французское гражданство всего несколько лет назад, будучи уже обладательницей платиновых дисков, двадцати миллионов скачиваний (в месяц!) на спотифае, самой популярной франкоговорящей певицей в интернете, прославившейся благодаря соцсетям... равенство – и честный разговор об этом.
Часть третья, fraternité братство, рифмуется с четвертой – сестринство.
Сена – символ текучей, вечно меняющейся женственности. Сена, заменившая традиционный стадион, исторгает из своих недр незаслуженно забытых – и великих – женщин прошлого. Плавно поднимающиеся из глубины реки золотые статуи – это не безымянные девушки с веслом, как написали в каком-то посте.
Это памятники выдающимся дочерям Франции, жившим в 13-21 веках. Первая женщина-писатель (13 век), первая женщина-учёный, совершившая кругосветное путешествие, первая чернокожая женщина – выпускница Сорбонны... Последняя из золотых статуй изображает великую Симон Вей – гуманистку, благодаря которой в 1974 году был принят закон об праве женщин на аборт (да, женщина – не только биоинкубатор, скажу я, многодетная мать). Речь Симон Вей в Национальной ассамблее до сих считается образцом логики и красноречия.
Эти олимпийские игры, кстати – первые в истории, где мужчины и женщины участвуют в равных пропорциях. Прежде никогда такого не случалось (место женщины на кухне, да). Золотые статуи будут подарены Парижу, потому что ситуация с памятниками напоминает соотношение полов на олимпиадах в начале века – как будто мир всегда принадлежал только мужчинам... хотя – как будто сейчас нет.
Потом пришел черед французской festivité, когда можно смеяться над всеми – смех, в отличие от войн, не убивает (про эту часть шутят, что Франция решила сэкономить на гей-параде и провести его за счёт МОК). Скандальные и изящные крючочки, благодаря которым про церемонию говорит сейчас весь мир.
После фестиваля наступает obscurité – мрак, угрожающий поглотить мир. И в противовес ему – бессмертная IMAGINE, исполненная ангельским голосом Жюльетт Армане.
И вот уже скачет механический всадник апокалипсиса, неся олимпийский флаг, который поднимут перевернутым – как символ вставшего с ног на голову мира.
И идут черно-белые архивные кадры предыдущих Игр – tout ça pour ça ?.. и мертвая петля Ольги Корбут – можно ли высказаться сильней?
Олимпийский огонь из рук убийцы возвращается к спортсменам. Поёт Селин Дион. Взмывает над Парижем никого не обжигающее пламя.
Олимпизм – это не только спорт, но и культура.
Есть страны, где культура учит бояться зверя в себе и сковывать его – запретами, карами и – шире – стр_ахом.
И есть Франция с её гуманизмом, который суть – вера в лучшее в человеке. И, как следствие, уверенность в том, что посмотреть в глаза своим демонам – это мега-способ приблизиться к лучшей версии себя.
Есть страны про стр_ах.
Но Франция – это про бесстрашие.
Вчера нам показывали праздник свободных людей, товарищи. Свободных и бесстрашных.
И он удался.
----------