Войти

Чужой среди своих

7471
20
+3
Магомед Толбоев
Магомед Толбоев.
Источник изображения: 20ya.ru

27 августа 11-й Международный авиационно-космический салон МАКС-2013 распахнёт свои двери и небо для сотен тысяч посетителей. Заворожённые зрители будут провожать глазами российские и иностранные самолёты и вертолёты. Собирать автографы у лётчиков пилотажных групп. Испытывать гордость за страну, в которой, несмотря на усилия отечественных чиновников – зарубежных агентов, ещё жива российская авиация.


Герой России, лётчик-испытатель, почётный президент МАКС Магомед Толбоев в эти дни безумно занят. Но нашёл время откровенно и резко, как настоящий офицер, ответить на все вопросы «АН». В том числе и на очень грустные.


Первым делом самолёты


– Как говорят, президент Путин отказался посещать МАКС в этом году из-за отсутствия новинок…


– Каждый раз новинки не выставляют нигде – ни в Фанборо, ни в Ле Бурже, ни в Дубае, ни у нас. Авиация развивается очень долго. Разработка новых моделей идёт десятилетиями. Мы показываем модернизацию уже имеющихся изделий. Однако изюминка будет – ПАК ФА Т‑50 должен показать всё, что он может делать в воздухе исходя из жесточайших требований Министерства обороны. И, поверьте, он далеко оторвался от американских конкурентов. Сейчас наша задача – подготовить эту машину к массовому производству для обычных лётчиков, а не лётчиков-испытателей. Опытные экземпляры и серийная машина – это огромная разница.


Полет ПАК ФА на МАКС-2011. Фото: Александр Качкаев для "Ленты.ру"

– А по гражданской авиации – какие новости?


– Будут летать незаслуженно гонимые Минпромторгом Ту-334, Ту-204СМ. Будут летать самолёты ильюшинской фирмы. На параде покажем всё, что имеет наша страна в авиации. А мы имеем очень многое! Ситуация благодаря Путину за последние 10 лет сдвинулась с места. Буквально зубами её вытягиваем. А ещё через 10–15 лет, я уверен, российская авиация будет на пике своей формы. Потому что первое лицо уделило ей огромное внимание. Авиация – это локомотив, всё остальное: электроника, материалы – вагончики, которые она тащит. Тот же космос – без авиации ничто.


Ту-334. Фото: Авиапорт.ru

– Но если так всё хорошо, то когда МАКС станет по популярности равен мировым авиасалонам?


– По организации он уже стоит выше. За 20 лет мы прошли больший путь, чем Ле Бурже за 100 лет. Например, у них нет больших площадей для зрителей. У нас сотни тысяч проходят. Те молодые ребята, которые были на первых МАКСах, уже приходят с детьми. Потом их дети приведут своих детей. Это русский подход – дети до 14 лет проходят в сопровождении взрослых бесплатно. А в том же Дубае авиасалон посещает максимум полторы тысячи важных толстосумов. Роскошь есть – людей нет. А в России есть и зрители, и роскошь – русские просторы. Всем говорю – берите на всякий случай зонтики и какие-нибудь коврики, одеяла. Постелил на травку, лёг – и наслаждайся полётами.


Я русский офицер


Аргумент Героя России Магомеда Толбоева:


– Меня внучки дома, в Дагестане, встречают с флагами. Старшая держит флаг России, младшая – ВВС. И кричат: «Слава России! Смерть Америке! Честь имею!» У меня дом в Гунибском районе, там лежал камень с надписью: «На сём камне восседал генерал-фельдмаршал князь Барятинский, принимая пленённого Шамиля 25 августа 1859 года». Камень выкинули ваххабиты, но беседку, в которой князь принимал Шамиля, я за свои деньги восстановил. И стал чужой среди своих и своим среди чужих.


Проданные лозунги


– У нас в крови лозунг: «Каждый комсомолец – на самолёт»…


– Отказались от таких призывов. В Парке Горького стоит всего лишь модель «Бурана». Настоящий «Буран» демонстрируется в Мюнхенском политехническом университете. Они уважают историю. А у нас? В России не осталось ни одного летающего экземпляра фронтовых Як-3, Ла-5, Миг-15 и Миг-17 и десятков других легендарных машин. Что осталось – всё брошено, ржавеет, разворовывается. Плюём в историю. Есть энтузиасты. Например, в Самаре Владимир Пташинский с товарищами восстановили знаменитый «ночной бомбардировщик» У-2, сейчас собирают по крупицам штурмовик Ил-2. Но это индивидуальный подход к истории России. В Национальном авиационном центре в Жуковском нет музея авиации. Развален музей ВВС в Монино. А там такие экземпляры, которых нет нигде в мире. Государственного подхода к истории нашей страны просто не существует.


Истребитель МиГ-15УТИ.

100 лет ВВС России: Праздничное шоу в подмосковном Жуковском. Фото Александра Качкаева для "Ленты.ру"


– Фаина Раневская сказала: «Не надо плевать в вечность!»


– Издеваться над своей историей то же самое, что издеваться над памятниками павшим. Я Путину хочу рассказать, что мы можем восстановить музей для наших детей и внуков. Ведь все умрём, так хотя бы память останется. Придёт пацан, погладит самолёт, на котором летал его дед, и душа у него станет немного другая. Ведь кости мамонта сохраняют, надписи наскальные в пещерах ищут, чтобы причастность почувствовать. А сберечь недавнее славное прошлое не хотят. И деньги ведь не просим – наберём сами. Дайте только свободу. Но у нас всё закрыто, всё нельзя. Разрезать, сдать в утиль самолёт можно, а на то, чтобы из него сделать памятник, нужно постановление правительства.


– А что с Ту-144?


– Одна машина – практически летающая – есть. За собственные деньги сохранили. Завтра можно немного подремонтировать и полететь. У меня есть мечта – сделать авиаоткрытие Олимпиады в Сочи. Чтобы шёл Ту-144, рядом истребители, за ними вертолётная группа с флагами. И с воздуха: «Олимпиада открыта!» Мы готовы. Нужна только одна подпись. Но это никому не надо.


Ту-144 Фото: www.testpilots.ru

Смертельная петля Росавиации


– Росавиация, Минтранс уже планируют нанимать иностранных пилотов-гастарбайтеров. А наших военных лётчиков в гражданскую авиацию не берут. Это ошибка или предательство?


– Я задал этот вопрос Путину на прямой линии весной этого года. Он ответил тогда, что привлекать иностранцев надо, так как своих пилотов не хватает. Но президента ввели в заблуждение или он не понял проблемы. Есть госорган – Росавиация, которая призвана проводить госполитику в этой области от имени правительства и президента. Но такой политики нет. Росавиация во главе с Нерадько – это бандюки, воры и взяточники. Поэтому у нас нет госконтроля во всех областях авиации, в том числе и в подготовке пилотов. На авиации паразитирует куча ведомств, но никто не отвечает за конечный результат.

Мне звонят тысячи военных лётчиков, которые ушли в отставку, готовых летать. Не берут. Собираются нанимать воздушных гастарбайтеров. Но там настоящий лётчик получает 120 тысяч евро в месяц. Кто из них поедет к нам? Я категорически против. Лично для меня, как для российского офицера, – это оскорбление.


– Глава ОАК, отец неудачного и на 80% импортного Суперджета М. Погосян вновь требует денег на свой самолёт. Но при этом буквально топит конкурентов, искусственно лишая их финансирования. Это нормально?


– Моё отношение к Суперджету известно. Категорически отрицательное. Сколько было запрошено денег до начала его строительства и сколько реально уже вбухано! Но нормального самолёта фактически нет. И меня оскорбляет, что Ту‑334, который я лично представлял пять лет назад на авиасалоне в Иране, не встаёт на крыло. Великолепный самолёт! Это вам не паркетный Суперджет – Ту‑334 испытывали даже для взлёта и посадки на грунтовые полосы. Главное, чтобы очень глубоких ям не было. Есть уникальный военно-транспортный Ан‑70: огромный самолёт экономичен и пробег после посадки всего 400 метров – в мире такого нет. Но «Ан» – заложник непростых российско-украинских отношений.


Фактически запрещён уникальный Як-40 – такого планера в мире создать до сих пор не смогли. Тысячи штук Як-40 и Ан-2, которые можно ремоторизировать и модернизировать для умирающей региональной авиации, режут на металлолом. На братской Украине предприятие «Мотор Сич» разработало и выпускает турбовинтовой двигатель МС-14 для самолётов вместимостью до 30 пассажиров. Почему мы не сотрудничаем с ними? Почему не ремоторизируем свои 1184 Ан-2?


Потому что нынешним богатеям, которые ограбили страну, это не нужно. И с властью нет обратной связи. У них только одна прямая связь: украл – убежал. Тому же Погосяну не нужна слава России, ему нужны только деньги. Он ещё в 2012 году должен был сдать 130 Суперджетов, сегодня практически 2014‑й. И что?


Неизвестные страницы МАКСа


– А я о российском авиасалоне мечтал с 1987 года. В 1992 году встретился с Александром Руцким, который тогда был вице-президентом. И рассказал, что хочу возродить российский авиасалон к столетию первого, который прошёл в 1903 году в Санкт-Петербурге. Мы облетели территорию вокруг ЛИИ им. М.М. Громова на вертолёте. И увидели такие просторы! Нигде таких нет. В Англии, Франции, Эмиратах существует множество ограничений, тесно и на земле, полёты смотрят избранные. А у нас пилотажным группам раздолье, лётчики могут работать свободно.


Посадили вертолёт на поле, высота травы по пояс. Он спрашивает: а с этим что сделаешь? Я ответил: скосим. Только дорогу сюда сделайте. Но самое сложное было открыть Жуковский для посещения – город был закрытый. Территория Лётно-исследовательского института им. Михаила Громова – вообще три уровня охраны и сплошная секретность. Открыть – государственное преступление. Но он издал распоряжение за своей подписью. И в 1993-м прошёл первый Международный авиакосмический салон – наш МАКС. И меня не интересует, что сегодня говорят о Саше. Россия именно Руцкому обязана своим авиасалоном.


Патриоты и помощники


– Кто сейчас занимается стратегическим планированием в авиации?


– Никто. В Минпромторге Мантурова есть департамент авиации – 16 человек. Они ни за что не отвечают. В космосе у нас есть российское космическое агентство. В авиации есть? Нет. ОАК – это чистая коммерция. Хотя Путин ещё весной распорядился – к 1 июля Медведеву подготовить доклад о ситуации. Тишина. Нет конкретного ответственного исполнителя.


Нет государственного проекта, который потянет за собой всё остальное. В прошлом веке после полёта Юрия Гагарина президент США Джон Кеннеди пообещал, что через 10 лет Америка будет на Луне. И он сдержал обещание. Лунная программа осталась приоритетной даже после убийства Кеннеди. Вот что такое воля человека и государства. А у нас даже президент не может стукнуть кулаком по столу…


– Почему?


– Не знаю. Деньги, которые выделяются, – просто жрут. Не могут запретить вывозить ворованное. Всё тащат. Мой родной «Анжи» проигрывает. Сулейман Керимов вложил в него безумные деньги. Лучше вложил бы эти деньги в развитие всего спорта Дагестана, прежде всего детского. Нет, вкладывают в игрушки. Никто в стране ни за что не отвечает.


– Но у высших чинов есть помощники даже по инновационным технологиям…


– Помощников много. Патриотов нет.



Владимир Леонов, Александр Чуйков

Права на данный материал принадлежат
Материал размещён правообладателем в открытом доступе
  • В новости упоминаются
Похожие новости
16.09.2013
Высший пилотаж во лжи и небе
26.08.2011
Юбилейный МАКС, часть 1
26.08.2011
Юбилейный МАКС, часть 2
16.08.2011
МАКСимальный уровень обороны не просматривается
16.04.2010
Моторостроителей быстро запрягли, но они медленно едут
30.10.2009
Несмотря на кризис и погоду
20 комментариев
№0
23.08.2013 10:06
Всё-таки очень интересно узнать мнение настоящего летчика, а не чинуши от авиации.
+7
Сообщить
№0
23.08.2013 10:19
Можно пойдумать Ту-334 сейчас бы бил рекорды по продажам...
0
Сообщить
№0
23.08.2013 10:51
Нельзя заслуги отрицать
Того, кто хочет быть пророком,
К Звезде Героя путь пройдя.

Но тем печальней сознавать
Что в рассуждениях о глубоком
Герой наивен, как дитя.

P.S.
Цитата
Но там настоящий лётчик получает 120 тысяч евро в месяц.
Господь с вами ) В год.
+4
Сообщить
№0
23.08.2013 11:41
Резковато конечно, но в тоже время с одним соглашусь на все 100%:
Цитата
Помощников много. Патриотов нет.

Пол страны холуев, быдла, хамло и моральных уродов. Тоже резко, но к сожалению так и есть, какие уж там патриоты......
+9
Сообщить
№0
23.08.2013 13:14
Дельцов много развелось, на всем деньги делают...
0
Сообщить
№0
23.08.2013 13:35
Интересное интервью, но думаю здесь больше эмоций чем чего то конкретного. Да и царь не во всем может помочь, Россия всегда жила за счет инициаторов и трудоголиков. Думаю и дальше так будет, слезет вся шелуха.
+2
Сообщить
№0
23.08.2013 14:12
Цитата
Можно пойдумать Ту-334 сейчас бы бил рекорды по продажам...  
не сейчас , а года за три до выхода пджета, вот увидите, через некоторое время вернутся к Ту, когда окончательно поймут всю бестолковую работу , но время ушло, предательство-не иначе, сто государственных рублей гублю, один в карман себе ложу, лозунг нынешней касты .
-4
Сообщить
№0
23.08.2013 14:22
Цитата
      – Кто сейчас занимается стратегическим планированием в авиации?– Никто. В Минпромторге Мантурова есть департамент авиации – 16 человек. Они ни за что не отвечают.  
А вот это по моему главное, никто ни за что не овечает, это не только в авиции, модель государственных органов построена с таким смыслом, что можно всю жизнь просидеть на жопе и ничего не делать, при этом имея громадные полномочия, которые используют избирательно, министерство сугубо административный орган, максимум, что могут, это выделить или не дать денег и проводить экономическую политику ращвала, сколько уже отчетов по приватизации, что не дает она ни инвестиций, ни оптимизации управления, ни новых идей, есть только сокращение работников, постоянно просящие деньги топ менегеры, инвестиций и в помине нет, а то что выделяется и это растаскивается по оффшорным банкам,  но нет, млять упорно проводим курс на приватизацию, заданный Ельцинской командой профессионалов. Рогозин, говорит, что надо , дескать , быстрее фгупы акционировать, много разелост0ь дублирующих предприятий, работников, где же программа о создании 25 млн рабочих мест, если в самой технологичной отрасли намечается сокращение.
+1
Сообщить
№0
23.08.2013 14:29
Цитата
   Моё отношение к Суперджету известно. Категорически отрицательное. Сколько было запрошено денег до начала его строительства и сколько реально уже вбухано! Но нормального самолёта фактически нет    
это я слышал не от одного пилота, работающего в авиации, у оплаченных  пиарщиков только положительное, у остальных отношение к ппж от скептического до резко отрицательного.
-4
Сообщить
№0
23.08.2013 14:36
Цитата
стал чужой среди своих и своим среди чужих.  
Вот это тоже очень верно отражает нынешнюю политику, получается человек, посвятивший себя служению России, чужой стал в на своей малой Родине, где все эти национальные программы, национальные политики, государство на пороге ох..ных непоняток.
0
Сообщить
№0
23.08.2013 15:15
Цитата
– Меня внучки дома, в Дагестане, встречают с флагами. Старшая держит флаг России, младшая – ВВС. И кричат: «Слава России! Смерть Америке! Честь имею!»
Позабавило.
+1
Сообщить
№0
23.08.2013 15:15
Цитата
это я опять
это я слышал не от одного пилота, работающего в авиации

Это гон чистой воды - ни одному проф. пилоту в голову не придет говорить о качестве самолета,  сравнивая его с вложенными средствами. У них другие критерии оценки и мерило качества.

Поэтому - не надо ля-ля!!!
+4
Сообщить
№0
Скрыто, низкий рейтинг.
№0
23.08.2013 20:31
Цитата
Глава ОАК, отец неудачного и на 80% импортного Суперджета М. Погосян вновь требует денег на свой самолёт.
Вот это беспристрастная, объективная, грамотная подача без оценочных суждений!
Владимир Леонов, Александр Чуйков постарались.
+
Цитата
Ту‑334, который я лично представлял пять лет назад на авиасалоне в Иране, не встаёт на крыло. Великолепный самолёт! Это вам не паркетный Суперджет

При всем уважении к Толбоеву, далеко не у всех получается строить "Туполев-плазы", а потом охать как все плохо.

По поводу на сколько там процентов чего иностранного - в мире уже никто не делает гражданских самолетов со "100%-отечественными комплектующими", так что не надо старые песни с этими ОБС-аргументами про Ту-334.
+4
Сообщить
№0
Скрыто, низкий рейтинг.
№0
24.08.2013 00:33
Толбоев уважаемы и заслуженный военный лётчик-испытатель. Но гражданской авиации он ничего не понимает, а в экономике тем более, чего стоит только фраза "ОАК это чистая коммерция"...
-1
Сообщить
№0
Скрыто, низкий рейтинг.
№0
24.08.2013 02:29
Цитата
Вообще, всегда военных летчиков с удовольствием брали на гражданский флот,
Сейчас требования не те совсем. В первую очередь нужно отличное знание английского языка, во вторую знание техники на которой предстоит летать. Поэтому не удивительно, что 50-60 летних военных пенсионеров никто не хочет брать. Их нужно заново переучивать, а им по 50-60 лет уже, кому это нужно?

Кроме того запас военных советских лётчиков иссяк, сейчас опытные лётчики и в ВВС нужны, молодых некому учить, старшие лётчики это уже поколение 90-х.
Цитата

а почему, собственно вы за него говорите, вы понимаете больше, вы имеете награды за служение отечеству, вас в кремле принимают, у вас в друзьях президенты, премьеры и т.д. так говорить, значит не уважать себя, потому что выглядит такое заявление комично.
Награды в одной сфере не делают из человека профессионалом в других. А военный лётчик испытатель и бизнес производства и продажи коммерческих авиалайнеров две совсем разные ниши.
+3
Сообщить
№0
Скрыто, низкий рейтинг.
№0
25.08.2013 16:45
Цитата
Для вас -вможно нет, однако, насколько мне ивестно, Погосян тоже не имеет бизнес образования, еси так можно скаать, однако в вашем представлении он гуру, дело не в том, что награды, а  в том, чтоб их заслужить нужо иметь опредеенные способнсти, умсвенные ,волевые, каждый год готовится специалистов в оласти бизнеса, а страна как была без управленцев так и есть, и потом у него ведь профильное образование, достаточно осведмленный круг общения, так что вы неправы, а что такое бизнес производство, это что мдное словосочитание и коммерческие авиалайнеры это новый вид самолетов?
Погосян много лет занимался схожим бизнесом производства и продажи военных самолётов, в котором Сухие преуспели. А Толбоев к бизнесу никакого отношения не имел и не имеет, посему мало что в этом понимает из-за чего отчаянно поддерживает мёртворождённый проект Ту-334 и хаит живой и уже достаточно успешный SSJ.
+2
Сообщить
Хотите оставить комментарий? Зарегистрируйтесь и/или Войдите и общайтесь!
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ
Ежедневная рассылка новостей ВПК на электронный почтовый ящик
  • Разделы новостей
  • Обсуждаемое
    Обновить
  • 19.04 12:34
  • 98
Израиль усиливает меры безопасности в связи с опасениями ударов со стороны Ирана
  • 19.04 12:18
  • 17
Командующий ВВС США в Европе о роли авиации в боевых действиях на Украине
  • 19.04 12:03
  • 903
Без кнута и пряника. Россия лишила Америку привычных рычагов влияния
  • 19.04 11:50
  • 13
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью - Интервью ТАСС
  • 19.04 11:40
  • 1
Новый участник в битве за Арктику
  • 18.04 19:22
  • 18
Первую летную ракету-носитель "Ангара-А5" отправили для испытаний на космодром Восточный
  • 18.04 19:04
  • 110
В России запустили производство 20 самолетов Ту-214
  • 18.04 18:25
  • 12
Британская ПВО может и не выдержать первого удара России (The Telegraph UK, Великобритания)
  • 18.04 17:34
  • 2702
Как насчёт юмористического раздела?
  • 18.04 15:42
  • 1
Сергею Шойгу в парке "Патриот" представили более 30 перспективных образцов вооружения и техники
  • 18.04 15:29
  • 0
Кипящий «котёл» Закарпатья остужать никто не собирается
  • 18.04 13:38
  • 1
Норвегия может приобрести фрегаты класса "Тип-26"
  • 18.04 11:46
  • 74
Членство в НАТО в обмен на территорию. Зачем Армения проводит военные учения с США
  • 18.04 09:59
  • 2
Следующий пуск тяжелой "Ангары" с космодрома Восточный состоится в 2027 году - Борисов
  • 18.04 08:34
  • 1
Критический момент. Шансы Украины вернуть инициативу стремятся к нулю (The Wall Street Journal, США)