Войти

«В голове не укладывается»

3317
0
0
Souz_rocket
Ракета «Союз-У» на стартовой площадке. Фотография Дмитрия Чистопрудова.

Член-корреспондент Российской академии космонавтики прокомментировал предложения по реформированию отрасли

«Если посмотреть на успехи, которые российская ракетно-космическая отрасль продемонстрировала в последние годы, то многие вещи были инициированы еще в Советском Союзе», – заявил газете Взгляд член-корреспондент Российской академии космонавтики Александр Железняков. Он согласен с Дмитрием Рогозиным в том, что советский научно-технический задел исчерпывается.


В понедельник на заседании межведомственной комиссии по расследованию причин аварии ракеты-носителя «Протон-М» вице-премьер Дмитрий Рогозин сделал ряд заявлений о состоянии ракетно-космической отрасли и перспективах ее развития.


Он предупредил, что российской космической отрасли в скором времени грозит исчерпание имевшегося в этой сфере научно-технического задела.


Кроме того, по его мнению, меры, принимаемые Роскосмосом для усиления контроля качества продукции ракетно-космической отрасли, не принесли ожидаемых результатов.


Комментируя аварию «Протона», он добавил, что причиной технической ошибки при сборке ракеты-носителя стало отсутствие производственной дисциплины, порой преступная халатность и поверхностное отношение со стороны Роскосмоса.


По его словам, у специалистов Центра имени Хруничева, воспользовавшихся силой при установке датчиков угловых скоростей на ракету-носитель «Протон-М», есть общие черты с русским персонажем американского фильма-катастрофы «Армагеддон». «Значит, получается, правы создатели фильма «Армагеддон», где наш космонавт Андропов в ушанке летает по космической станции и кувалдой устраняет недочеты», – сказал вице-премьер.


Говоря о перспективах российской ракетно-космической отрасли, Рогозин предложил объединить авиационную и космическую промышленность, разделение которых он считает искусственным.


Еще одним предложением Рогозина было подумать над тем, нужно ли выделять большие средства на пилотируемые программы. «Зачем, кому и что мы должны доказать в пилотируемом космосе? Доказать, что наши космонавты могут быть на орбите как угодно долго? Доказали уже. Это большие деньги, зачем нам сейчас это нужно?» – сказал Рогозин, обращаясь к руководству Роскосмоса и аварийной комиссии.


Прокомментировать эти заявления газета Взгляд попросила члена-корреспондента Российской академии космонавтики Александра Железнякова.


Александр Борисович, в какой мере вы согласны с оценкой ситуации в российской космонавтике Дмитрия Рогозина, в частности, с тезисом о том, что Россия исчерпывает научно-технический задел?


Александр Железняков: Я просто вынужден согласиться с этим. Если посмотреть на все последние, скажем так, успехи, которые российская ракетно-космическая отрасль продемонстрировала в последние годы, то многие вещи были инициированы еще в Советском Союзе, работы начались тогда. Разработки, которые были начаты уже во времена новой России, можно пересчитать по пальцам. Скажем, ракета-носитель «Ангара» разрабатывается уже 20 лет, и первый полет запланирован только на следующий год. А вообще говоря, это ненормальное положение вещей: не может современная разработка длиться столь долго.


На совещании прозвучало предложение объединить космическую и авиационную промышленность, разделение которых, по мнению вице-премьера, было «искусственным»...


А. Ж.: Я бы отнесся к этому с осторожностью, может, даже с настороженностью. Я согласен, что исследовательские работы по новым технологиям, по перспективным летательным аппаратам есть смысл объединить. Потому что они часто переплетаются, особенно это касается гиперзвуковых летательных аппаратов, крылатых машин. Если говорить о серийном производстве, то у меня большие сомнения, что подобные объединения могут привести к какому-то значимому результату.


Во-первых, надо вспомнить, что у нас уже был опыт объединения авиации и космонавтики – Росавиакосмос на рубеже веков. Жизнь показала, что как раз такое объединение искусственно.


У вас есть ответ на вопрос, «что нужно доказывать в пилотируемом космосе»?


А. Ж.: Я категорический противник того, чтобы свертывать пилотируемую программу. Человек пришел в космос не для того, чтобы получать какие-то сиюминутные дивиденды, а для того, чтобы наша человеческая цивилизация закрепилась там и превратилась в галактическую расу. Да, пилотируемая космонавтика – в какой-то степени избыточная деятельность и науки, и техники, и экономики. Но без нее, без постоянного присутствия человека в космосе, без его влияния на космонавтику мы постепенно придем к тому, что мы сосредоточимся только на автоматических системах, которые будут обеспечивать связь, метеоданные и т. д. Расширять науку, расширять ареал человечества может только пилотируемая космонавтика.


Насколько корректным вы находите сравнение специалистов Центра им. Хруничева с героем фильма «Армагеддон»?


А. Ж.: Если вспомнить сюжет фильма, события развивались несколько иначе, тогда этот герой – российский космонавт Андропов – произнес сакраментальную фразу: «Американская техника, российская техника – все это сделано на Тайване». И после этого бил кувалдой. После этого сравнивать специалистов, которые занимаются сборкой «Протонов», с героем «Армагеддона» не совсем, мне кажется, корректно. Тут, наверное, вице-премьер имел в виду, что при разработке ракетно-космической техники должны все-таки использоваться современные технологии, а не то, что было сделано когда-то и не отвечает нынешней технологической базе. Ну а сравнение про кувалду уж оставим на его совести.


На заседании комиссии поднимался вопрос о том, чтобы наказаны были не только непосредственно виновники аварии, но и чиновники Роскосмоса...


А. Ж.: Пускай этим занимается комиссия. Если считает нужным, пусть кого-то наказывает. Если говорить о ситуации в целом, то надо работать. Рогозин правильно отметил, что те меры, которые предпринимались в Роскосмосе по повышению качества выпускаемой продукции в последние два года, не принесли ожидаемых результатов. Я тоже считаю, что качество выпускаемой продукции в ракетно-космической отрасли в последние годы сильно упало. Там много причин: кадровый дефицит, старение оборудования, в том числе как раз контроль качества выпускаемой продукции, который фактически разрушен. И на это надо обратить внимание. Потому что то, что выявила комиссия, – перепутанные и неправильно установленные датчики угловых скоростей – просто в голове не укладывается. Столько человек контролировали – и в результате получили то, что получили.


Роман Крецул

Права на данный материал принадлежат
Материал размещён правообладателем в открытом доступе
  • В новости упоминаются
Хотите оставить комментарий? Зарегистрируйтесь и/или Войдите и общайтесь!
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ
Ежедневная рассылка новостей ВПК на электронный почтовый ящик
  • Разделы новостей
  • Обсуждаемое
    Обновить
  • 17.05 21:03
  • 8911
Без кнута и пряника. Россия лишила Америку привычных рычагов влияния
  • 17.05 19:07
  • 27
Российский сверхзвуковой пассажирский самолет — преемник Ту-144 — будет летать со скоростью 2500 км/ч на расстояние свыше 8500 км
  • 17.05 15:52
  • 14
Почему Россия тридцать лет не может найти замену Ан-2 — и сможет ли вообще?
  • 17.05 14:01
  • 3
Путин подписал договор о всеобъемлющем стратегическом партнерстве РФ и Ирана
  • 17.05 13:18
  • 22
Индия при ударах по Пакистану использовала ракеты SCALP, авиационные бомбы Hammer, барражирующие боеприпасы - СМИ
  • 17.05 12:56
  • 11
КНДР ратифицировала договор о стратегическом партнерстве с Россией - ЦТАК
  • 17.05 07:59
  • 3
"Таллин играет с огнем". Эстония пыталась задержать направлявшийся в Россию танкер
  • 17.05 07:56
  • 0
Ответ на пост ЗНШ (исчерпан суточный лимит на ответы в ветках, да и текст длинноват)
  • 17.05 05:21
  • 1480
Корпорация "Иркут" до конца 2018 года поставит ВКС РФ более 30 истребителей Су-30СМ
  • 17.05 01:43
  • 1
Мой последний пост здесь о lend-lease'е для СССР во время ВМВ
  • 16.05 19:06
  • 1
Сделать что-то продвинутое: показаны кадры установки мин роботизированным комплексом, созданным бойцами ГВ «Запад»
  • 16.05 18:50
  • 1
Путин присудил премию маршала Жукова создателям снарядов для ТОС-1А и ТОС-2
  • 16.05 17:07
  • 0
Согласованная военная политика – гарантия безопасности Союзного государства
  • 16.05 16:35
  • 0
Польша на распутье: прагматичный лидер или принципиальный оппонент Кремля
  • 16.05 15:29
  • 1
МИД Турции: ради мирного решения на Украине сторонам нужно пойти на уступки