Войти

Кадровый голод в ОПК

6585
60
+8
Ka-52_assembling
Сборка вертолета Ка-52. Фото Александра Младенова.

Дефицит инженеров и рабочих сорвет выполнение госпрограммы вооружения

В мае 2013 года Комитет Государственной думы по образованию провел «круглый стол» на тему «Подготовка кадров для оборонно-промышленного комплекса России: проблемы и пути решения». Публикуем выдержки из прозвучавших на нем выступлений.


Наша «оборонка» продолжает испытывать острейшую нужду в профессионалах. Необходимо распутать целый клубок проблем – управленческих, материальных, моральных, интеллектуальных с тем, чтобы вновь обрести способность готовить достаточное число профессионалов.

Большой провал


Система оборонно-промышленного комплекса сегодня испытывает серьезный кадровый голод. Средний возраст работников всех стратегических отраслей промышленности – 55–57 лет. Из них доля специалистов в возрасте свыше 60 лет превышает 30 процентов. Большой провал в возрасте от 35 до 45 лет.


Дефицит инженеров-технологов в отрасли – порядка 17 процентов, инженеров-конструкторов – 22 процента, рабочих различных специальностей – 40 процентов, почти половина. Молодежь не стремится идти на работу в систему ОПК.


Во многих вузах кафедры оборонной направленности из-за их непривлекательности для студентов, абитуриентов, из-за отсутствия коммерческих учащихся часто считаются нахлебниками, которые потребляют только средства из институтских бюджетов, и поэтому остаются без поддержки руководителей вузов, имеют малые фонды по заработной плате, поощрениям, средствам на развитие.


В последние годы предпринимаются усилия по созданию нормативной правовой базы, которая должна быть применена в целях совершенствования подготовки кадров для ОПК. Это и закон «Об образовании в Российской Федерации», и Указ президента России от 14 октября прошлого года о повышении эффективности мер государственной поддержки работников организаций оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации, и проект программы, подготовленный Министерством образования и науки, относительно подготовки и переподготовки квалифицированных кадров для организаций оборонно-промышленного комплекса.


Но даже если эта программа будет реализована, она не сможет восполнить колоссальный кадровый дефицит, удовлетворив нужды ОПК в специалистах с высшим образованием менее чем на 30 процентов, а со средним профессиональным образованием – только на семь процентов.


Груз проблем кажется непомерным, но тем более важно, что мы взялись за их решение. Дорогу всегда осилит идущий. Я уверен, что у российского оборонно-промышленного комплекса есть большое будущее, так как интеллектуальный потенциал нашей страны продолжает существовать. Давайте вместе думать, как нам и дальше продвигать дело укрепления обороноспособности нашей страны и усиления интеллектуального потенциала нации.


Вячеслав Никонов, председатель Комитета Госдумы по образованию


По гибким траекториям


Обсуждая тематику подготовки кадров для оборонно-промышленного комплекса, необходимо учитывать три момента.


Первый. Я много общаюсь с представителями интегрированных структур. На вопрос, сколько специалистов нужно им будет через 10 лет, они отвечают: в три раза меньше, но других. Если развитие пойдет по инерционному технологическому сценарию, нужно столько же, сколько сейчас. А если осуществится технологический сценарий «Боинга» и «Аэробуса» – в два раза меньше. Надо будет переучивать всех, фактически должен в значительной степени замениться персонал. И подобное происходит не только в ОПК. Например, в «АвтоВАЗе» лишние инженерно-технические кадры каким-то образом должны быть переподготовлены, переведены в другую плоскость, на другие рабочие места.


Второй. Действительно нужно строить непрерывное образование, начиная с низов и заканчивая вторым пенсионным возрастом. Данный ресурс у нас сильно недоиспользован. Это должны быть гибкие траектории, которые позволят выходить, например, сразу на программу магистратуры, а в случае соответствующей мотивации уже на предприятия ОПК. То есть необязательно иметь за спиной бакалавриат ОПК, чтобы поступить в специализированную магистратуру, а затем пойти работать на соответствующее предприятие.


Но есть много примеров, когда люди брали выпускников математических факультетов, не имеющих к «оборонке» никакого отношения, и использовали их для выполнения субподрядных работ для «Боинга» и «Аэробуса». Система интегрированного обучения на протяжении всей жизни не всегда должна быть жесткой, когда погоны на плечо оформляются в детском саду и сохраняются до пенсии.


И, наконец, третий, что касается так называемой дуальной модели. В свое время я работал в научно-техническом центре ВАЗа, у нас была аэродинамическая труба. Какое, например, высшее учебное заведение сможет иметь в лабораторной базе полномасштабную аэродинамическую трубу. И сколько мы таких труб сможем построить? Но подготовить специалиста, инженера по аэродинамике, автомобильной технике без этой трубы невозможно.


Теперь относительно структуры укрупненных групп специальностей. Министерство образования сейчас разработало новые подходы к структуре укрупненных групп специальностей, но это не отменяет соответствующие направления и специальности подготовки. Меняется как бы структура и отнесенность того или иного направления или специальности в группу вхождения. Теперь мы пытаемся эти группы гармонизировать с международной системой. Сейчас обсуждаются 52 укрупненные группы специальностей, которые укладываются в восемь-девять направлений. Необходимые в системе образования направления и специальности никуда не исчезают.


Также нам предстоит быстро разработать ФГОС по аспирантуре. Мы исходим из того, что их должно быть стартово 52 в соответствии со вторым уровнем дробления укрупненных групп специальностей. То есть с сентября нужно сделать укрупненные стандарты аспирантуры по 52 направлениям. Бояться, что вдруг исчезнут какие-то нужные направления и специальности, не стоит, об этом речи не идет.


В настоящее время серьезно обсуждается тема практико-ориентированного бакалавриата. Это дополнительные бюджетные места, программы, которые сочетают в себе высшее и среднее профессиональное образование. Это подготовка высококвалифицированных специалистов, которые должны прийти на предприятия и начать работать на том оборудовании, которое сейчас закупается в рамках обновления в военно-промышленном комплексе и будет использоваться для производства самой современной техники. Здесь мы взаимодействуем с высшими учебными заведениями, которые серьезно работают с оборонно-промышленными предприятиями.


Новый закон снимает ограничения по нормативному сроку обучения в бакалавриате. Он может быть пять или пять с половиной лет – все зависит от вас. Когда нам пеняют на плохие ФГОСы, мы говорим: разработайте хорошие, министерство их не разрабатывает, у нас есть комиссия. Сформируйте шестилетние бакалавриаты, будем шесть лет учить, если, конечно, экспертиза подтвердит, что это нужно. Не нравится слово «бакалавриат» – прикроем. Если считаем, например, что по каким-то специальностям, связанным с военным развитием, требуется семилетнее обучение, нет проблем. Это от вас зависит. Мы не отвечаем за взрыватели, за твердое ракетное топливо. Будет стандарт – будем финансировать. Здесь вариантов нет.


Невозможно решать все проблемы комплектования кадрами предприятий ОПК только через инструменты образования. Конечно, многое зависит и от школ, но если не будет нормальной зарплаты, если мы не решим вопрос с оплатой труда, то лучшие все равно уйдут в другой сектор экономики. Да, не все работают только за деньги, особенно в ОПК, но многие уйдут. И здесь нам будет трудно что-то противопоставить коммерческому сектору. У нас производительность труда в ОПК зачастую ниже, чем у зарубежных аналогов. Пока мы ее не поднимем, нам нужно огромным числом специалистов закрывать неэффективные технологии. Отсюда и зарплата низкая.


В целом же вопросы подготовки кадров для оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации находятся в настоящее время в центре внимания законодательной власти, обсуждаются на Военно-промышленной комиссии, военно-промышленных конференциях. Мы имеем большое количество поручений правительства Российской Федерации, связанных с совершенствованием подготовки кадров для ОПК.


Министерством образования и науки России многое сделано для того, чтобы развить сферу подготовки кадров для оборонно-промышленного комплекса. Мы все понимаем, что очень много технологий двойного назначения, созданных в «оборонке», широко внедряется в гражданском секторе. И наоборот: часть технологий гражданского сектора потом используется для укрепления обороноспособности страны.


Александр Климов, заместитель министра образования и науки России


Целевой призыв


У нас в настоящий момент выпускники учебных заведений проходят службу по призыву в рядах Вооруженных Сил, приобретая практический опыт обслуживания и эксплуатации различных видов вооружений и военной специальной техники. Этот опыт необходимо использовать. Минпромторг подготовил предложение по вопросам организации целевого призыва выпускников в воинские части, которые эксплуатируют соответствующие образцы ВВСТ, и возвращения в организацию ОПК после окончания службы.


Действующим законодательством предусмотрен целый ряд социальных гарантий гражданам, отслужившим по призыву. Дополнительные обязательства работодателей предусматриваются отраслевыми соглашениями и коллективными договорами. По нашему мнению, такие инициативы должны быть поддержаны.


Также представляется целесообразным Минтруду рассмотреть вопрос о внесении дополнений в законодательство в части сохранения за молодыми работниками должности на период прохождения ими военной службы. В свою очередь Минобрнауки может организовать повышение квалификации указанных молодых сотрудников в системе ДПО.


В целом необходима выработка комплексного механизма, когда целевой прием на обучение в рамках госплана гарантированно обеспечивает абитуриенту понятные преференции: дополнительные стипендиальные выплаты целевым студентам, обеспечение гарантированного трудоустройства, реализацию социального пакета при поступлении на работу в организации ОПК, повышение квалификации в процессе трудовой деятельности и другие.


Александр Чижов начальник отдела развития инновационного и кадрового потенциала оборонно-промышленного комплекса Министерства промышленности и торговли России


Залатать брешь


Подготовка инженерных кадров именно для предприятий ОПК имеет свои особенности. Это, как правило, сложные, высокотехнологичные сферы деятельности, требующие глубокой инженерно-конструкторской подготовки специалистов. Роль инженера-конструктора в данной сфере исключительно важна, что необходимо учитывать при планировании приема в ведущие технические университеты, готовящие кадры для оборонных предприятий, и при формировании программ обучения студентов. Значительная часть обучающихся в технических университетах должна готовиться по так называемым монопрограммам специалитета продолжительностью пять с половиной, шесть лет, то есть по программам подготовки инженеров-разработчиков, конструкторов, технологов, меньшая часть – по программам магистров для тех, кто склонен к теоретической работе.


В последнее время многое сделано для разработки новых образовательных стандартов. При этом отстает создание стандартов профессиональных. Причем и те, и другие должны быть тесно увязаны между собой, чтобы сформировать комплекс требований к компетентности выпускников. Нередко промышленность упрекает вузы в том, что выпускник не знаком с какими-то элементами эксплуатации, текущего производства, образно говоря, не умеет закрутить гайку. Но это не задача инженера-разработчика. Если надо, он это легко усвоит, его готовили для другого.


Для ускорения решения кадровой проблемы предприятий оборонно-промышленного комплекса надо повысить внимание к поддержке со стороны системы ОПК лучших технических университетов страны. Имеющаяся хорошая подготовка этих выпускников при создании условий научного, материального, социального плана позволит сравнительно быстро решить проблемы кадрового голода, закрыть кадровую брешь, которая образовалась вследствие разрыва поколений на предприятиях ОПК. Это делается в какой-то мере и сейчас, надо только ускорить этот процесс.


Учитывая роль специалистов в формировании корпуса инженеров страны, может быть, целесообразно увеличить число направлений классификатора и перечень специальностей, по которым предусмотрена подготовка специалистов по монопрограммам и, конечно, вспомнить, что нынешние специалисты – это именно инженеры.


Игорь Федоров, президент МГТУ имени Н. Э. Баумана, академик РАН


Диверсия вместо реформы


В течение десяти лет уничтожены три высших летных инженерных училища – Оренбургское, Балашовское и Тамбовское, которое выпускало летчиков и инженеров по эксплуатации транспортных самолетов и бомбардировщиков. Они проходили практику на самолетах гражданской авиации. И те, кто уничтожал эти училища, сейчас ходят в советниках. Какая же это реформа? Это диверсия самая настоящая.


Четыре года назад мы услышали, что Центр подготовки космонавтов хотят реформировать. Я выступал на съезде «Единой России», в газете «ВПК» (№ 23, 2012), просил не делать этого с целью оптимизации расхода Министерства обороны. Оптимизировали... В результате центр не имеет самолетов, на которых мы тренировались. Забрали единственный в мире Ту-154, хрустальный вариант, с оборудованием, которое стоит на Международной космической станции. Надежная машина с хорошим ресурсом теперь возит барышень в Сочи. Дальше уже некуда.


Шесть ребят, которые летают сейчас на станции стоимостью 12 миллиардов долларов, живут с двумя, тремя детьми в арендованных двухкомнатных квартирах, в то время как в Центре подготовки космонавтов три года стоит незаселенный дом. Ребятам дали квартиры в конце полосы аэродрома в Шереметьеве напротив кладбища. Вот как отблагодарило государство Героев России с двумя детьми.


Разрушены кузницы кадров – Академии Жуковского и Гагарина.


Сейчас свободна площадка Монинской академии – уникальное место, где собраны самолеты за всю историю нашей страны. На этом месте необходимо сформировать мощный научный авиационно-инженерный факультет, вернуть туда академии, обновив их.


Приглашать пилотов из другой страны на свои поля, аэродромы – это только какая-нибудь отсталая африканская страна может, но не наша великая Родина.


Алексей Леонов, генерал-майор авиации, летчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза


Две проблемы


Мы находимся в очень плохой ситуации в части обеспечения кадрами не только предприятий оборонно-промышленного комплекса, но и всей высокотехнологической промышленности России. Почему мы оказались в этой ситуации? На мой взгляд, из-за двух основных проблем. Первая – хроническое недофинансирование оборонно-промышленного комплекса. Низкая рентабельность, определенная Сердюковым, приводила к тому, что у предприятий не было денег на три важнейшие вещи, связанные между собой. Это техническое перевооружение, достойная зарплата и формирование НИР и НИОКР. Без всего этого обеспечить привлекательность работы на оборонно-промышленном предприятии, удержать кадры, привлечь новые фактически невозможно.


И вторая – безобразная работа Министерства образования и науки. Те реформы, которые проводились и проводятся, вызывают очень много вопросов у различных институтов гражданского общества.


Сегодня в армию приходит новая техника, вместо С-300 – С-400, не за горами С-500 «Прометей». Кто ее будет обслуживать? Молодые люди, которые не смогли поступить на количество бюджетных мест, равное числу абитуриентов? Люди из малообеспеченных семей с плохим образованием? Сержанты, которые потом идут на контрактную службу, также не имеют хорошей подготовки.


Мы предлагаем разделить подготовку офицеров запаса на две части. Поступает молодой человек в вуз и определяется: идет ли он в военно-учебный центр и на военную кафедру или нет. Если не идет, его могут призвать потом рядовым. Если поступает в военно-учебный центр, учится два года, то после сборов получает сержанта запаса по сложным профессиям: штурман, метеоролог, связист, рэбовец и прочие. И тогда, если он нужен, его призывают, но он уже как контрактник служит за достойные деньги в иных бытовых условиях. Тогда армия не будет отпугивать этих молодых людей. Если он затем идет в магистратуру после еще одного года обучения, сборов офицеров запаса, он становится офицером.


Таким образом, мы предлагаем решить проблему, о которой все время напоминает Шойгу: «Принимайте решение. Нам нужны грамотные военнослужащие. Нам нужна стройная система образования. Нам надо сохранить мобилизационный ресурс нашей армии на особый период».


Владимир Гутенев, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по промышленности, президент Лиги содействия оборонным предприятиям


Бакалавриат или специальность


В рамках модернизации ВПК необходимо прежде всего увеличить долю кадрового сопровождения. Совершенно очевидно, что без подготовленных кадров железо не будет ни летать, ни ездить. А начинать решать проблемы подготовки кадров для ВПК нужно со школы. Средний балл ЕГЭ по физике сейчас 47. Считается, что более или менее нормально учится студент, который получает 70 баллов.


На подготовке кадров для ВПК можно будет поставить крест, если не отменить стандарт 17 мая 2012 года, который предоставляет возможность выбирать, какие предметы учить, а какие нет, то есть можно окончить школу, не изучив ни физики, ни химии, ни биологии.


Вузам, которые готовят специалистов для ВПК, нужно дать дополнительные возможности отбора, в частности экзамен сверх единого государственного экзамена. Я бы также развивал специальные классы, технические лицеи при вузах и тому подобное. Ситуация с ЕГЭ ориентирует скорее на угадывание, чем на развитие творческих способностей, что для инженера очень и очень важно.


Я был противником введения принудительной бакалавризации всей страны, мы полагали, что закон 1996 года ничем не мешал Болонскому процессу, который предоставлял право вузам выбирать: либо бакалавриат плюс магистратура, либо традиционная для нас подготовка специалистов.


Пока была свободная конкуренция, бакалавриат плюс магистратура выбирали примерно 10 процентов вузов, остальные – традиционную специальность.


Сохраняется много вопросов и по поводу сужения спектра специальностей. Говорят, их собираются сократить сразу с 500 до 100. Люди с большими именами видят в этом угрозу национальной безопасности страны.


Есть и проблемы, когда мы оказываемся вообще не в теме мировых дискуссий. Одна из них – электронное обучение. Южные корейцы, например, выиграли приз ЮНЕСКО специально из-за программы «Электронный репетитор». Они к отстающим школьникам прикрепили электронных репетиторов, в результате их успеваемость за год поднялась на 40 процентов. Может, и нам пойти по этому пути в отношении тех специальностей, которые важны для оборонно-промышленного комплекса?


Теперь что касается поддержки студентов. Если мы хотим улучшить отбор студентов в оборонные вузы, нужно повышать стипендии. При этом мы помним, что по новому закону «Об образовании» отменены ограничения на плату за общежитие. Какую бы стипендию мы ни вводили, ситуация с общежитием может все это дело похоронить.


Мы понимаем, что падение кадрового потенциала связано не только с зарплатой, хотя зарплата 10–12 тысяч для инженера на оборонном предприятии или 15 тысяч для рабочего – это, конечно, не зарплата, но падение связано и с проблемами, имеющими отношение к информационной поддержке. Мы должны обязательно рассмотреть вопрос о поддержке тех теле- и радиоканалов, которые занимаются в том числе поддержкой оборонно-промышленного комплекса.


Олег Смолин, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию


Необходим мониторинг


Элементарный вопрос в русле решения кадровых проблем «оборонки» – вопрос мониторинга. Мы знаем государственный план приема в высшие учебные заведения по оборонным специальностям, контрольные цифры выпуска по этим же специальностям, но не в курсе, кто из этих молодых специалистов пришел на предприятие.


В ближайшее время мы намерены такой мониторинг провести, чтобы знать, на какое время, какие специалисты, из каких высших учебных заведениий пришли на предприятия. И не просто пришли и через полгода ушли, а закрепились и занимаются самостоятельной и интересной работой. Нужно смотреть именно по эффективности производства готовой продукции. Той готовой продукции, конкурентоспособной, интересной, которая была бы востребована нашим оборонно-промышленным комплексом.


Тогда, может быть, и связь промышленности и высших учебных заведений заиграет немного по-другому.


Стипендии по оборонным специальностям были всегда больше, а сейчас еще есть целевые стипендии, например президента и правительства России. Но куда эти ребята после окончания вуза идут? В ОПК? В наш или чужой? Или вообще в сферу банковских услуг? Для того чтобы ситуацию изменить, мы должны знать о ней все.


Олег Денисов, секретарь попечительского совета Фонда перспективных исследований, заместитель председателя Совета ВПК по развитию кадрового потенциала ОПК


Уровень нацпрограммы


Госкорпорацией «Росатом» сформирована единая система отраслевого заказа вплоть до 2018 года, которая включает механизм сбора и анализа информации о кадровой потребности в разрезе специальностей и направлений подготовки. В том числе с элементами мониторинга качества обучения и контроля распределения специалистов.


Мы предлагаем внести изменения в постановление правительства Российской Федерации от 19 сентября 1995 года № 942 «О целевой контрактной подготовке специалистов» в части повышения ответственности студентов вузов и выпускников образовательных учреждений в случае нарушения ими условий контракта о целевом обучении. Необходимо разработать нормативный акт, который регламентирует порядок заключения и расторжения договоров о целевом приеме, а также их типовые формы и юридические аспекты этих документов.


Второй блок – отбор и закрепление талантливых специалистов, молодежи. Уже на сегодня в госкорпорации, в ядерном оружейном комплексе проводятся ежегодные конкурсы по назначению 150 стипендий по пять тысяч рублей в месяц студентам соответствующих вузов. Сто премий выделяем по 100 тысяч рублей талантливым и перспективным молодым ученым и их научным руководителям. Реализуется программа по расширению мест производственной практики студентов профильных образовательных учреждений и организаций атомной отрасли. Между госкорпорацией и профильными вузами заключены договоры и соглашения о сотрудничестве по целевой подготовке кадров. Только за 2012 год практику на предприятиях ОПК госкорпорации прошли более 5,5 тысячи студентов.


Но, к сожалению, в основном мы работаем на предприятиях ядерного оружейного комплекса, расположенных в закрытых административно-территориальных образованиях. Это регион Поволжья, Урал, Сибирь. Привлекать студентов ведущих московских вузов, кроме МИФИ, в эти регионы достаточно проблематично.


Стоит подумать и над формированием национальной программы отбора талантливых школьников и студентов, может быть, под эгидой ОПК с дальнейшим продвижением этих ребят и их последующим закреплением. Кстати, такая работа активно ведется Роскосмосом в городе Железногорске.


Сергей Власов, директор Департамента развития научно-производственной базы госкорпорации «Росатом»


200 тысяч инженеров в год


Дефицит инженерных кадров связывают во многом с работой системы образования, в частности технических университетов. И действительно, получается так, что вузы готовят в большинстве своем специалистов по эксплуатации. Почему так происходит? Здесь, наверное, не только вина высших учебных заведений, но и проблема производства. Что требуется на производстве, то мы и готовим.


Другой вопрос: сколько же нужно России инженеров? Какое число выпускников мы должны подготовить?


Существует цифра – 25 миллионов высокопроизводительных рабочих мест. Предположим, одна треть из них – специалисты с инженерным образованием. То есть в системе должны быть восемь миллионов инженеров. Допустим, все эти инженеры уже есть – 25 миллионов высокопроизводительных рабочих мест и возраст всех сотрудников распределен равномерно в интервале от 20 до 60 лет. Тогда получается, что в каждой возрастной группе у нас по два миллиона инженеров. Через 10 лет два миллиона инженеров уйдут (естественная убыль). Значит, потребуется, чтобы система инженерного образования за эти 10 лет подготовила тоже два миллиона инженеров. В год 200 тысяч человек уходят, 200 тысяч человек приходят. Мы обязаны настраиваться на то, что не менее 200 тысяч ребят должны поступать в вузы на инженерное направление подготовки.


Теперь по поводу качества. В структуре подготовки бакалавров, которая была в федеральных государственных образовательных стандартах, на практику отводилось всего лишь четыре процента времени. Получается, что из 208 недель, которые предусмотрены федеральным государственным образовательным стандартом, только восемь шли на практику. Сейчас, я надеюсь, ситуация улучшится, потому что принято решение о введении прикладного бакалавриата. И там до четверти времени будет отводиться на практику.


Известны и проблемы со структурой и содержанием образовательных программ. Эти задачи могут решаться на уровне вузов совместно с предприятиями.


Выпускники, которые смогут эффективно работать на предприятии, должны обладать необходимыми компетенциями, практическим опытом. А кто их подготовит? Преподаватели, которые хорошо знают производство, современные технологии, а значит, имеющие связь с производством.


Валерий Кошкин ректор Московского государственного индустриального университета


В соответствии с реальностью


Подготовка военно-промышленных кадров ведется в нашем университете по четырем специальностям – технология снаряжений боеприпасов, синтез взрывчатых веществ, пороха и твердое ракетное топливо и взрыватели.


Предприятия области и других регионов не всегда способны принять на работу наших выпускников. Зарплата такая, что ребята, проработав несколько месяцев, уходят. Даже в Самаре можно устроиться на непрофильные предприятия, на которых платят гораздо больше.


Затруднен и прием на оборонные специальности. Многие теряются, услышав словосочетание «взрывчатые вещества». И если когда мы учились, стипендия была 45 рублей, то есть примерно на 10 рублей больше, чем на любой другой специальности, то сейчас все уравнено: экономисты получают столько же, столько «оборонщики».


Большие сложности и с организацией учебного процесса, максимально приближенного к производственным условиям. Нам удалось сохранить экспериментальную базу, где студенты работают с реальными взрывчатыми веществами, проводят лабораторные работы с настоящими взрывами. У нас имеются практически все взрывчатые вещества, которые в настоящее время производятся в России. Но это сопряжено тоже с большими финансовыми затратами. Еще 10 лет назад мы имели возможность брать в Росрезерве взрывчатые вещества с истекающим сроком хранения. В настоящее время процедура оформления документации на получение вот этих ресурсов из Росрезерва столь усложнена, что документы лежат годами, а иногда просто пропадают.


Подобные проблемы необходимо решать, чтобы максимально приблизить учебный процесс к реальным задачам и технологиям, реализуемым на оборонных предприятиях.


Николай Лаптев декан инженерно-технологического факультета Самарского государственного технического университета


Специальный прогноз


Переквалифицировать инженеров-разработчиков на обслуживание техники невозможно, неправильно и неразумно. Система подготовки профессиональных кадров должна носить комплексный, системный характер. Проиллюстрирую это на примере Москвы. На сегодня четверть наших детей учатся по программам, которые могут быть задействованы в оборонно-промышленном комплексе. Это и станочники, и радиотехники, и электронщики, и системные программисты. Причем речь идет о достаточно приличном уровне подготовки, когда учащиеся побеждают на международных соревнованиях, олимпиадах и пр.


Материально-технической базы достаточно для расширения, не потерян преподавательский состав, есть возможности реагировать на расширение потребностей в подготовке кадров для оборонно-промышленной отрасли. Опыт работы с оборонными предприятиями тоже имеется. Федеральные государственные образовательные стандарты позволяют нам в достаточной степени адаптировать образовательные программы под требования работодателей, что подтверждается работой и с зарубежными работодателями, и с нашими отечественными. Что в таком случае необходимо?


Требуется нормальный централизованный прогноз развития профессионально-квалификационной структуры работников отрасли в связи с внедрением и новой техники, и технологий, и организаций, и производства. Без такого прогноза мы не можем открывать новые специальности, притом что у нас есть цикл подготовки специалистов.


Остро необходима разработка требований к уровню квалификации выпускников по профессиям НПО, специальностям СПО ежегодной актуализации. Мы должны понимать, под какие требования мы готовим.


Участие представителей работодателей в разработке и актуализации учебных планов и программ, организация производственных преддипломных практик, стажировочные площадки для преподавателей и мастеров производственного обучения и участие представителей работодателей в итоговой государственной аттестации выпускников колледжей – все это важнейший пласт подготовки специалистов среднего звена и рабочих кадров.


Артем Кисилев, директор Учебно-методического центра по профессиональному образованию Департамента образования города Москвы


Уровень падает все время


Наш вуз как возник для подготовки кадров для оборонной промышленности, так и продолжает работать в этом направлении. В этом году мы получили на сто бюджетных мест больше, чем в прошлом. В 2013-м мы должны набрать по заказам оборонных предприятий 572 человека. Наберем. Вместе с предприятиями мы работаем со школами, проводим экскурсии, привозим сельских школьников. Но с каждым годом число абитуриентов, сдающих физику в Омском регионе, стабильно, медленно и верно уменьшается, притом что общее число выпускников растет. И это общая картина по стране. У нас еще лучше – 30 с лишним процентов сдают физику, в среднем по стране – 25.


Та же ситуация с химией, со всеми естественными науками и информатикой. Уровень падает все время.


Средние баллы ЕГЭ по дисциплинам соответствующие. Физика – 48,8 балла в среднем по региону в 2012 году. Как мы можем получить у поступившего к нам больше 60 баллов, весь семестр обучая школьному курсу математики и физики вместо того, чему надо учить?


Конечно, хотелось бы сделать вуз более привлекательным. Но пока у нас не будет подготовленного абитуриента, не будет выбора, мы ничего не сделаем.


Александр Мышлявцев, проректор по учебной работе Омского государственного технического университета


Хореографы и взрыватели


С переходом на Болонскую систему – многоуровневое высшее образование – определенная часть профессиональных профилей была переведена с пятилетнего срока обучения на четырехлетний. При этом для специальности «Система управления и навигация», например, в соответствии со стандартами продолжительность изучения дисциплин профессионального цикла сократилась на 23 процента, длительность производственной практики – на 38, а по дипломному проекту – на 62 процента. На два года последующего обучения в магистратуре решаются только единицы бакалавров. Подавляющая часть, недобрав ни знаний, ни практических навыков, уйдет в производство с дипломом о высшем образовании. Мы предлагаем пересмотреть перечень технических и естественно-научных направлений подготовки высшего образования с целью увеличения доли специалитета. Очень важно увеличить квоту на подготовку специалистов.


По ряду оборонных направлений подготовки, в частности по специальности «Боеприпасы и взрыватели», норматив затрат на обучение специалиста составляет 66 тысяч рублей. Это в два раза меньше, чем по профессиям не только авиационного или космического направления, но и по таким специальностям, как «Актерское искусство» или «Хореографическое исполнение». Такое соотношение по меньшей мере некорректно.


В существующих нормативах при этом не всегда учтена специфика в соотношении численности преподавателей и студентов. Применительно к специальности «Боеприпасы и взрыватели» существуют особенности, связанные с использованием сложного оборудования, которое требует работы с ограниченным числом студентов, вплоть до индивидуального обучения. В таких случаях необходимо внести изменения в необоснованно заниженные нормативы затрат на обучение и нормативы соотношения численности профессорско-преподавательского состава и студентов, а также вспомогательного персонала.


В настоящее время далеко не в полном объеме используется потенциал вузовской науки. Интегрированные структуры вузов и предприятий имеют большие возможности в восстановлении системы научного обеспечения производства. Особую важность представляет опять же поддержание достойного и высокого объема государственных затрат на проведение НИР и НИОКР, в том числе с участием студентов.


Сергей Осипов, советник ректора Южно-Уральского государственного университета


Все начинается в школе


Мы обязаны гибко и быстро реагировать на вызовы современного мира, работая в обеспечение одногодичной и двухгодичной систем реагирования на любые вызовы в современном мире. У нас в Российском федеральном ядерном центре 33 процента молодых специалистов – это люди моложе 35 лет. Среди математиков – 45 процентов, то есть каждый второй математик – молодой человек. Такая ситуация – следствие системной подготовки работы со школьниками, студентами, молодыми специалистами в социальной политике центра.


Базовым институтом для подготовки в Российском федеральном ядерном центре является площадка СарФТИ, НИЯУ МИФИ. КПД СарФТИ – 96 процентов. То есть 96 процентов профессионально и социально ориентированных выпускников поступают в ядерный центр. Почему? Потому что они уже знакомы с социальными программами. Притом что у нас проблемы работы с радиоактивными веществами.


Мы как предприятие имеем право списывать затраты на переподготовку специалистов. Но на их подготовку юридически мы тратим деньги из прибыли, а сидим на гособоронзаказе. Министерство обороны в упор не желает видеть эту проблему.


Существенный вопрос: куда девать бакалавров? В ядерном центре не нужны люди с таким уровнем профессиональной подготовки. Они опасны. Я не могу допустить на радиационное опасное производство людей с бакалавриатской подготовкой.


СарФТИ, НИЯУ МИФИ фактически являются филиалом московской площадки. Мы этим пользуемся, перетаскиваем людей из СарФТИ в МИФИ, в магистратуру. Из СарФТИ я лучших студентов отправляю в свой родной университет и так далее, но эффективность целевой подготовки на примере ядерного центра, честно сказать, нулевая. К нам не возвращаются люди с целевой подготовкой. И предлагаемые меры по возмещению затрат действовать не будут. Они мизерные. Необходимо в принципе менять систему целевой подготовки.


И, наконец, о школе. Начинается все не с ЕГЭ по физике или математике, а со школьных программ, когда подготовку по физике и математике сократили в два раза.



Александр Чернышев, декан физико-технического факультета Саровского физико-технического института (филиал МИФИ)


Опубликовано в выпуске № 20 (488) за 29 мая 2013 года

Права на данный материал принадлежат
Материал размещён правообладателем в открытом доступе
Оригинал публикации
  • В новости упоминаются
Похожие новости
17.02.2020
Оздоровление предприятий ОПК – приоритет власти
27.02.2018
"Лучше один дорогостоящий прицельный удар, чем сто ударов без разбора"
20.01.2015
Новый щит и новый меч
22.12.2014
Шойгу: оснащенность Российской армии современным оружием и техникой за год выросла на 7%
14.11.2012
Дмитрий Рогозин: то, что мы задумали и уже делаем, врагу не понравится
27.01.2010
О состоянии и перспективах отечественного ОПК
60 комментариев
№0
29.05.2013 14:52
Слишком много букаф.
Школы, нац. программы, мониторинг, написаны сотни статей, короче чего только не придумают, чтобы не решать главную и по сути единственную проблему - низкая заработная плата в отрасли.
Почему-то разного рода компании типа Intel, Samsung и т.д. открывают в России исследовательские центры и о чудо! у них нет проблем со специалистами.

Так может быть проблема не в том, что нет спецов, а в том что нет спецов за тысячу баксов?
Российский ВПК до сих пор одна из самых успешных отраслей экономики России, отрасль, которая много экспортирует, так с какого перепугу она не в состоянии поставить адекватные зп?

Сейчас капитализм и все упирается в деньги. Поставьте зарплату сотрудникам ВПК на ВПК х2-х3 по средней зп по региону и у вас отбоя не будет от желающих.

Российский бизнес(в том числе и ВПК) и государство должны понять, что сейчас не 90е, когда любого спеца можно было за два рубля купить. Шара закончилась, ресурс советских спецов исчерпан. И если хотите держаться на плаву, то готовьте кадры под себя, обучайте народ и нормально платите, как это делают все остальные отрасли и компании в мире.
+7
Сообщить
№0
29.05.2013 16:02
Насчет зрплт +100500. Московская обл. Казенное предприятие. ОПК. Средняя зрплт по предприятию ок. 25 тыр. Ну и кто там кадровым голодом обеспокоился? Посмешите меня еще к-нить исследованием или статьей. Руководство на местах изголяется с надбавками, премиями и совмещениями как может, чтобы хоть кому то платить.
+1
Сообщить
№0
29.05.2013 16:04
Средняя заработная  плата в странах мира в 2012 году
Страны мира                 Среднемесячная зарплата, долл. США
Российская Федерация...........760
Казахстан..................................600
Азербайджан ..........................450
Украина ..................................350
Армения ..................................330
Молдова ..................................300
Киргизстан ..........................220
Беларусь ..................................210
Таджикистан ..........................100
Германия ........................3900
Швеция ................................3400
Италия ................................3000
Испания ................................2800
Греция ................................2600
Польша ................................1700
Румыния ................................1100
Болгария ..................................900
США ................................4100
Япония ................................3600
+4
Сообщить
№0
Удалено
№0
Удалено
№0
29.05.2013 16:20
Цитата
Поставьте зарплату сотрудникам ВПК на ВПК х2-х3 по средней зп по региону и у вас отбоя не будет от желающих.
Мне нравятся эти "простые" решения. Ежели кому то добавить, значит у кого то отнять. Чиновники, депутаты и пр. власть предержащие, естественно себя не обидят. Крайними как всегда окажутся бюджетники - учителя, врачи, пенсионеры.
0
Сообщить
№0
29.05.2013 16:21
Цитата
Страны мира                 Среднемесячная зарплата, долл. США

Есть подозрение, что по Западным странам это до уплаты налогов.
0
Сообщить
№0
29.05.2013 16:23
Ну, с европами и США разница уже не настолько критична, ибо не 90е давно. Сейчас задача актуальна следующая: удержать специалиста/привлечь студента на 30 тыр, когда рядом ему предлагают 45, а минут 40 на электричке и там ему готовы платить от 75.
-1
Сообщить
№0
29.05.2013 16:34
Цитата
Есть подозрение, что по Западным странам это до уплаты налогов.
Есть подозрение, что российские специалисты с "хорошими мозгами", готовы работать в этих Западных странах, за эти деньги, даже после уплаты налогов.
+4
Сообщить
№0
29.05.2013 16:43
Народ!
Подскажите как вставлять изображения - по шагово, начиная с момента:
- у меня есть изображение на компе,
мои следующие шаги...
Я пробовал по разным рекомендациям, что-то никак.
0
Сообщить
№0
29.05.2013 16:43
Цитата
Средняя заработная  плата в странах мира в 2012 году
Страны мира                 Среднемесячная зарплата, долл. США
Российская Федерация...........760
Казахстан..................................600
Азербайджан ..........................450
Украина ..................................350
Армения ..................................330
Молдова ..................................300
Киргизстан ..........................220
Беларусь ..................................210
Таджикистан ..........................100
Германия ........................3900
Швеция ................................3400
Италия ................................3000
Испания ................................2800
Греция ................................2600
Польша ................................1700
Румыния ................................1100
Болгария ..................................900
США ................................4100
Япония ................................3600

Не знаю откуда у Вас такие данные, но например в Испании сейчас огромная безработица и средняя зп ~900 евро. Это именно то что человек на руки получит. Коллеги в командировке были недавно - там постоянно митинги, закрытые офисы и магазины. Вообще высокие зарплаты в Европе -  большой миф для тех кто там никогда не был. В той же Великобритании при зп 3000 фунтов, после уплаты всех налогов и кредитов, дай бог 400-500 фунтов останется.

Эта так - оффтоп. Конечно же у нас очень низкие зп в сфере ОПК. Причем в большинстве своем из-за жадного руководства. Приходит парень молодой перспективный, ему обещают 26 тыс. и туманный рост в будущем. И одновременно берут старого генерала на должность замдира и за просиживание жопы платят 120 (могут и 200). А если предприятие еще  в какой-нибудь Концерн или Ростехнологии входит, то там ваще жесть, топы такие деньги получают, что хватило бы на годовые зп десяткам специалистов.
-1
Сообщить
№0
29.05.2013 16:50
Это официальные среднестатистические данные.
По гуглите, еще др. исследования найдете, но в целом цифры одинаковые.
Согласен, в Европе сейчас не очень, но ведь мы обсуждаем, как реанимировать ОПК и можно ли это сделать без технических специалистов, а только силами высокооплачиваемого менеджетмента. Пока наше руководство считает, что можно.
Мне очень любопытно будет посмотреть, как это у них получится.
Вообще-то все от лукавого.
Изначально, когда верстался ГОЗ этого года, все молчали о проблеме с кадрами, или старались не светить эту проблему, хотя тогда уже все было понятно.
Деньги под ГОЗ получили, а теперь - ОП = кадров то нет, а мы и не знали... А как же мы теперь будем выполнять ГОЗ. А в конце года на рык:- а почему это не выполнен ГОЗ есть простой ответ: - так кадров то нет, кадрами обеспечьте и все будет тип-топ.
+4
Сообщить
№0
29.05.2013 16:53
Привлекательность професссий, предприятий можно повысить не только зарплатой. Льготы, жилье, социалка. Дикий разброс по зрплатам на предприятии? Законодательно урегулировать. Счетная палата проследит. Есть проблема, найдется и решение. Надо только не сопли жевать, а работать в соответствующем направлении. Ответственные, кстати, да с полномочиями, где? Минпромторг, не?
0
Сообщить
№0
29.05.2013 17:05
дело не только в правительстве. Работал в одной очень известной организации. Так вот в курилке общались и кто-то сказал что уборщица 50 тыс получает, а инженер 1й категории 30. Стоял директор. На вопрос почему такая несправедливость он ответил "Если не нравится пусть идет уборщицей работает". Такая вот политика..
0
Сообщить
№0
29.05.2013 17:22
В другой организации такой случай был. "Ушли" директора. Когда уходил сказал что денег на предприятии столько, что даже без новых работ хватит на весь 2013. Поставили нового генерального, набрал каких-то советников (эффективных топ менеджеров). Тетька из планового отдела сказала что они такие себе премии выписывают что зп фонд опустеет через пару месяцев. Ну и вот мне недавно бывшие коллеги сообщили что главный бухгалтер уволился - кончились деньги и платить людям нечем, только кредиты брать.
+3
Сообщить
№0
29.05.2013 17:23
Ту BrIg
Цитата
Мне нравятся эти "простые" решения. Ежели кому то добавить, значит у кого то отнять. Чиновники, депутаты и пр. власть предержащие, естественно себя не обидят. Крайними как всегда окажутся бюджетники - учителя, врачи, пенсионеры.

Вот на Олимпиаду в Сочи где-то полтора триллиона нашли, и на ЧМ-2018 найдут. А на зарплаты ВПК, который много производит и экспортирует найти не могут. Парадокс!

Есть чуть более серьезно, то понимаете, на самом деле все действительно очень просто. Либо вы платите специалистам достойные деньги и меете новейшее вооружение и прибыль с его экспорта, либо не платите и у вас ничего нет.
В СССР был мощнейший ВПК с фантастическим запасом прочности, поэтому по прошествии двух десятков лет он все еще вытягивает отрасль. Но дальше- хуже. И это хуже уже видно невооруженным взглядом.
Выбор за вами. Вангую, что если в ВПК ничего не изменится, то через пару десятков лет Россия будет покупать на западе не только беспилотники.
+3
Сообщить
№0
29.05.2013 17:30
Я думаю дело в другом, дело в противопоставлении управленцев всем остальным, тем, кто создает материальные ценности.
Вот эта перевернутая схема всё и гробит.
Вот если бы эти два процесса, процесс управления (я не имею в виду работы по управлению проектом) и процесс создания разделить, так что бы они не мерялись тем, чем меряются в песочнице, вот тогда что-то и сдвинется.
А то идет вечное: а ты знаешь сколько плановик получили:- у-у-у-у-у!
+2
Сообщить
№0
29.05.2013 17:33
Цитата
если в ВПК ничего не изменится, то через пару десятков лет Россия будет покупать на западе не только беспилотники.
Вы оптимист - это произойдет существенно раньше, достаточно посмотреть на цифры в начале статью по процентному соотношению нехватки специалистов.
Обратите внимание о нехватке мэнегеров ничего не говорится...
+3
Сообщить
№0
29.05.2013 17:43
Повышение зарплат в опк крайне необходимая мера. Но без без увязки с повышением ответственности и неотвратимости наказания эффект даст весьма размытый.
+1
Сообщить
№0
29.05.2013 17:54
Цитата
Повышение зарплат в опк крайне необходимая мера. Но без без увязки с повышением ответственности и неотвратимости наказания эффект даст весьма размытый.

Согласен. Повышение зарплат условие необходимое, но скорее всего недостаточное.
Без повышения точно ничего хорошего не будет. И дело, конечно, не только в государстве, как уже отмечали выше. Проблема и в коррупции и в менталитете русского бизнеса - бессмысленного и беспощадного. Тем не менее все в конечном итоге сводится к оплате труда и его здравому распределению внутри отрасли. И начинать надо именно с этого.

Цитата
Вы оптимист - это произойдет существенно раньше, достаточно посмотреть на цифры в начале статью по процентному соотношению нехватки специалистов.
Обратите внимание о нехватке мэнегеров ничего не говорится...

Лет двадцать при наличии госзаказа российская оборонка еще проработает на советских разработках и старых кадрах имхо, а вот когда весь советский ресурс доедим все будет совсем печально.
0
Сообщить
№0
29.05.2013 18:03
добавлю 5 копеек.
Люди изменились.
Раньше с детства прививалась идеология - люди самоотверженно и с удовольствием е%ашили "за идею".
Сейчас такой идеи нет, желание и готовность работать на результат есть у единиц. И от уровня оплаты это, к сожалению, зависит далеко не всегда (имеется практический опыт).
Вот и происходит по вариантам: ковыряние в носу; просиживание штанов; балабольство; кто выгоднее устроился - пилит; есть и работяги, но их меньше.

Все ж таки идеология - великая штука...
0
Сообщить
№0
29.05.2013 18:09
С другой стороны, не исключено что эта сложная система является саморегулируемой, и вкалывающие сейчас, нарабатывающие опыт "в ускоренном режиме", самоотверженные энтузиасты сформируют основной костяк будущих прогрессивных управленцев, которые поведут за собой в светлое будущее.

:)
0
Сообщить
№0
29.05.2013 18:13
Элементарно, Петрович!
Раньше, не беру лихие революционные, кто составлял костяк управленцев на предприятии? Специалисты. Кто, в большинстве своём становился крупным начальником, вплоть до директора? Тот кто прошел школу от мастера и т.д. на предприятии. А сейчас? Купил или "отсидел" диплом, использую связи или имея длинный "шелковистый язык" пролез в управленцы. А далее отбор, кто успешнее отчитается и "напилит" ..., тот наверх. Система отбора управленцев на этом построена! Вы на Думу посмотрите! Показатель кадровой революции:))
P.S. А спецы в управлении не задерживаются. Кому нужны люди имеющие собственное мнение? Да ещё умеющие его аргументированно отстаивать. Так ведь вся дурь принимаемых решений начальством сразу будет видна! И свалить на "стрелочников" потом не удастся.
P.P.S. Знали бы Вы как меня задолбали приказы менеджоров - ну сделай как нибудь, только вчера!
0
Сообщить
№0
29.05.2013 19:01
Столько коментов, статья не интересна по сравненю с ними).
Одно понятно это больная тема для всей России.
0
Сообщить
№0
29.05.2013 19:13
Цитата
Одно понятно это больная тема для всей России.
Но не для сегодняшних российских мэнегеров.
А вот когда им жарко станет, вот тогда и начнется.
Меня последнее время не покидает мысль найти и посмотреть статистику по "вредителям" Сталинского периода нашей истории. Что-то мне подсказывает, что там преимущественно были тогдашние  мэнегеры.
Как мыслишка?
0
Сообщить
№0
29.05.2013 19:41
16. Antispam
Цитата
Вот на Олимпиаду в Сочи где-то полтора триллиона нашли, и на ЧМ-2018 найдут.
Не там ищите. Вот Вы ссылаетесь на СССР. Но там спорт был одним из приоритетов, и на него тратились огромные деньги. Спорт это здоровье нации, без него никак.
Цитата
на самом деле все действительно очень просто. Либо вы платите специалистам достойные деньги и меете новейшее вооружение и прибыль с его экспорта, либо не платите и у вас ничего нет.
Если бы Вы сказали, что снизим запредельную коррупцию, теневую экономику, сырьевую зависимость, и высвободившиеся огромные средства будем вкладывать в том числе  и ВПК, я бы двумя руками голосовал ЗА. Но ведь это очень непростые, СИСТЕМНЫЕ проблемы, и как показали последние 20 лет, они не только не решаются, они усугубляются. А Вы хотите забрать деньги у спорта и этим решить проблемы ВПК. Наивно.
+1
Сообщить
№0
29.05.2013 21:57
Вопрос о кадрах поднимался 20 лет назад, когда инженера бросились торговать куртками и другим барохлом. Мало кто вернулся на предприятия. Вот и живем за счет заложенного потенциале еще при СССР.
Кадры, как цветы, надо выращивать на предприятиях. Техника становиться очень сложной. В Японии специалистом считается кто проработал болше 10 лет на данном предприятии. В США приходят специалисты в отдел кадров кто работал по близким темам в других компаниях.
Необходимо готовить базу со школьной скамьи.
0
Сообщить
№0
29.05.2013 22:29
BrIg
Цитата
А Вы хотите забрать деньги у спорта и этим решить проблемы ВПК
Думаю, не это имелось ввиду. Antispam привёл пример явно коррупционного проекта, на который, в угоду чьим то амбициям, бессмысленно потратили уйму денег. Сколково ау! А сколько ещё таких?
В посте 11, 12, 14, 15 Вам показали,  что сейчас происходит - "эффективные менеджеры" на предприятиях ВПК присваивают основной фонд зарплаты. Механизмов куча. А до исполнителей блага не доходят. Вот и идут, если есть куда, на соседние коммерческие предприятия. Где квалификация сотрудников и их желание работать - основа выживания фирмы. Только сейчас таких предприятий всё меньше и меньше - вымирают. Все стараются "присосаться" к кормушке.
В посте 26 Вы сами отметили основные проблемы (ИМХО сырьевая экономика не существенна.
Есть ещё и вывод "вкусных" активов в доверенные руки - ВСМПО-Ависма, например.
Сейчас правящие кланы осознали, что сохранить капиталы только в своей стране.
Поэтому и взялись за укрепление государства. Пошли деньги на оборону, на социальные институты. Осознали, что среднее звено, глядя на них, также уводит деньги. И в силу многочисленности, уводит колоссальные суммы - кланам не стало хватать на себя и свои цели. Пошла борьба с коррупцией и неэффективностью.
Так что деньги у гос-ва на пенсии и зарплаты учителям/врачам есть. Только тратят их туда, куда в силу разных причин ну очень хочется! А будут очередные причины - выборы, Кандалакша и т.д., деньги сразу найдутся. И так будет до тех пор, пока народ, и мы лично, будет уповать на лидеров. Только тогда, когда будут массовые забастовки, как в Греции и Испании, выступления за свои права, как сейчас во Франции, что то у нас существенно изменится. А до тех пор "будем обгладывать кости с барского стола".
P.S. Огромную деструктивную роль сыграла "болотная" тусовка - нарождающееся протестное движение "утопили в болоте". Не могу избавиться от ощущения, что лидеров "болтных" специально раскрутили. Как в своё время, клан Ельцина раскрутил Хасбулатова, Макашова и Ко. Результат после 93 известен - страну "растащили по карманам".
0
Сообщить
№0
30.05.2013 00:00
Цитата
Как мыслишка?

Замечательная, особенно если учесть, что Brig сразу её заболтал.
Мне тоже кажется там будут либералы своих лет, не чуравшиеся и саботажа, и диверсий.
0
Сообщить
№0
30.05.2013 01:43
Цитата

Не знаю откуда у Вас такие данные, но например в Испании сейчас огромная безработица и средняя зп ~900 евро. Это именно то что человек на руки получит. Коллеги в командировке были недавно - там постоянно митинги, закрытые офисы и магазины. Вообще высокие зарплаты в Европе -  большой миф для тех кто там никогда не был. В той же Великобритании при зп 3000 фунтов, после уплаты всех налогов и кредитов, дай бог 400-500 фунтов останется.

Эта так - оффтоп. Конечно же у нас очень низкие зп в сфере ОПК. Причем в большинстве своем из-за жадного руководства. Приходит парень молодой перспективный, ему обещают 26 тыс. и туманный рост в будущем. И одновременно берут старого генерала на должность замдира и за просиживание жопы платят 120 (могут и 200). А если предприятие еще  в какой-нибудь Концерн или Ростехнологии входит, то там ваще жесть, топы такие деньги получают, что хватило бы на годовые зп десяткам специалистов.
Что за чушь?.
Вот меня бесит когда начинается" Мои знакомые, друг моего друга" побывали 2 недели там и всё видели всё слышали, ой не езжайте туда пропадете.
Либо ваши знакомые просто врут, либо нигде они не бывали дальше своего Урюпинска.

Я сам живу в Германии.Зарплата Инженера без опыта на производстве от 2300 евро.В зависимости от соц.статуса (женат/холост и так далее) снимают налоги, холостые на руку получают 1800 евро минимум. При то что остальные 500 идут не дяде хер знает кто, а на мед.страховку пенсию и так далее.При том что всё это на должном уровне.
Ко всему этому зарплата растёт с каждым годом опыта,таким образом уже через 5 лет он будет получать не 2300 а 3000-3200.И это все минимум!.
Тут степень получить не так легко, тут дипломы не продают и ответами на экзамен не торгуют потому и зарплаты соответственные.

Я сейчас студент, получаю 500 евро стипендии плюс работаю по 3 часа вечером грузчиком в UPS. 15 часов работы в неделю итого 60часов  в месяц, я как не квалифицированный рабочий который разгружает контейнеры с пакетами получаю 1000 евро минус налоги 800 на руки!.
Поэтому я и говорю что ваш знакомый просто Трепло.
И предвидя очередной аргумент, скажу сразу нет цени здесь не намного выше. Снять 2 комнатную квартиру в зависимости от города 340 евро со всем(вода,тепло)+ 40 евро свет+20 евро телефон/интернет итого 400 евро. Плюс покушать 220-300 евро абсолютно ни в чем себе не отказывая.Итого из 1800-700 у вас остаются 1100-1000 евро.

Поэтому мне очевиден тот факт, что ни один умный человек с образованием не откажется от такого ради 20 т.р зарплаты,1 комнатной хрущевки, и хамского отношения к себе со стороны всех вокруг. Для меня останется загадкой каким способом они хотят удержать заново подготовленных специалистов, поменяв учёбу но не изменив условий жизни и зарплаты. Я хз...
0
Сообщить
№0
30.05.2013 02:50
Цитата
Я сейчас студент, получаю 500 евро стипендии плюс
А вы в какой стране среднее образование получили, чтобы поступить в немецкий ВУЗ? Из налогов граждан чьей страны оно оплачено? Собираетесь ли Вы "заплатить по этим долгам"?
Или. Если чужие дети будут умнее, быстрее, красивее ваших собственных, Вы что с ними делать будете, они же неэффективны?
+1
Сообщить
№0
30.05.2013 09:42
Цитата
Меня последнее время не покидает мысль найти и посмотреть статистику по "вредителям" Сталинского периода нашей истории. Что-то мне подсказывает, что там преимущественно были тогдашние  мэнегеры.
Как мыслишка?
Цитата
Замечательная, особенно если учесть, что Brig сразу её заболтал.
Просто это отдельная тема. Всю статистику это сложно. Но вот  Королёв, Глушко, Лангемак, Клеймёнов, Вавилов, и пр. пр. были "вредителями", за что и получили, кто пулю в затылок, кто срок.
Также "Продажная девка империализма" генетика и т. д. и т. п.
0
Сообщить
№0
30.05.2013 11:45
Цитата
Но вот  Королёв, Глушко, Лангемак, Клеймёнов, Вавилов, и пр. пр. были "вредителями", за что и получили, кто пулю в затылок, кто срок.
Brig!
Я не берусь судить о других, но вот по Лангемаку и Клейменову знаю точно, что их посадили по доносу завистников, которые расчищали место у "кормушки" и надеялись получить медальки за разработки.
С большинством других творческих людей, ситуация, думаю, была такая же.
0
Сообщить
№0
30.05.2013 12:11
Я не берусь судить о других, но вот по Лангемаку и Клейменову знаю точно, что их посадили по доносу завистников

Помню статью об этом деле в "Науке и жизни": прямым виновником и "лжеотцом БМ-3" назван некто Костиков, один из инженеров НИИ-3.
0
Сообщить
№0
30.05.2013 12:17
Цитата
Есть подозрение, что российские специалисты с "хорошими мозгами", готовы работать в этих Западных странах, за эти деньги, даже после уплаты налогов.

Да все верно, зарплаты даже с уплатой налогов все равно выше, даже если учитывать стоимость жизни, но разительных таких различий в 2-3 раза нет. Только вот там безработица, и надо еще место найти.
0
Сообщить
№0
30.05.2013 12:30
Цитата
но разительных таких различий в 2-3 раза нет.
Вы уверены, что уровень жизни специалиста равной квалификации на Западе и в России отличается не в 2-3 раза, а скажем в 1.5? Неужели из за этих 1.5 уезжают (пусть даже меньше чем ранее)?
0
Сообщить
№0
30.05.2013 12:37
Цитата
Brig!
Я не берусь судить о других, но вот по Лангемаку и Клейменову знаю точно, что их посадили по доносу завистников,
Ну да, был такой Костиков (вот и Fox подтверждает). Кстати там же в РНИИ-3 работали Королёв и Глушко, и которые тоже проходили по этому делу. Поэтому стреляли и сажали не "мэнегеров" (которых тогда не было), а в основном спецов (технических специалистов), хотя бывало и организаторов производства, Ванников к примеру.
0
Сообщить
№0
30.05.2013 12:44
Цитата
В зависимости от соц.статуса (женат/холост и так далее) снимают налоги, холостые на руку получают 1800 евро минимум. При то что остальные 500 идут не дяде хер знает кто, а на мед.страховку пенсию и так далее

1). Налоги не снимают,  это только у нас геморрой работодателя, везде вы их должны сами уплачивать.
2). По поводу денег дяде, меня например, очень радует немецкий налог на телевизоры или на сотовые телефоны, причем суммы там ощутимые, Михалков со своим 1% и рядом не стоял.
3). 500 евро, это только подоходный налог в Германии, по которому ставка от 15 до 42%, а еще есть:
   - Медицинская страховка (50/50 с работодателем)
   - Страховка на случай безработицы (50/50 с работодателем)
   - Пенсионное страхование (50/50 с работодателем)
   - Страхование на случай ухода (50/50 с работодателем)
   - Церковный налог (для состоящих в церковной общине)
   - Сбор на солидарность (деньги собираемые для развития "новых" восточных земель)
И еще куча всякой мелочи, типа того самого пресловутого налога на телевизор.
0
Сообщить
№0
Удалено
№0
30.05.2013 12:50
Цитата
Вы уверены, что уровень жизни специалиста равной квалификации на Западе и в России отличается не в 2-3 раза, а скажем в 1.5? Неужели из за этих 1.5 уезжают (пусть даже меньше чем ранее)?

Уровень жизни он же не только из зарплат складывается. Если, например, в Таджикистане сделать всем зарплаты как в Германии, то это не означает автоматически, что уровень жизни среднего таджика сразу станет равен уровню жизни среднего немца. Другое дело, что из-за безработицы на Западе, нашим гастрабайтерам приходится либо быть на голову лучше местных кадров, либо демпинговать по зарплатам.
0
Сообщить
№0
30.05.2013 12:53
Цитата
Недавно ж тут представитель "Ижмаша" AlterEgo писал какие у них на самом деле зарплаты - разница ещё и побольше, чем в 2-3 раза будет.

Ну в той же теме я ему писал, что бросайте эту бодягу и переезжайте к нам в город, с руками оторвут даже на в 4 раза большую зарплату. Частный случай.

Цитата
Большинство наверно всё же в штаты едет, а там и зарплата повыше и безработица не как в Испании и Греции, и цены ещё очень низкие.

В штаты с их параноидальным иммиграционнным законодательством хрен уедешь. Парадокс, но нелегалом туда гораздо проще отправиться, чем легально. С другой стороны нелегалом много денег не заработаешь.
0
Сообщить
№0
30.05.2013 13:03
BrIg Вот Вы ссылаетесь на СССР. Но там спорт был одним из приоритетов, и на него тратились огромные деньги. Спорт это здоровье нации, без него никак.
Профессиональный спорт высоких достижений отдельных личностей не имеет никакого отношения к здоровью нации. Нужно развивать массовую физкультуру как в 30-е годы, а если уж у кого-то будет особо здорово получаться, то пусть выступает на чемпионатах, олимпиадах.


Hazzard В штаты с их параноидальным иммиграционнным законодательством хрен уедешь.
И тем не менее полно тех, кто уехал. Туда ведь не обязательно эмигрировать и получать гражданство, многие едут с рабочей визой, некоторые из них потом даже возвращаются. Кто-то выигрывает гринкард, играя каждый год.
0
Сообщить
№0
30.05.2013 13:23
Цитата
Уровень жизни он же не только из зарплат складывается.
Верно, поэтому я Вас и спрашивал не о зарплате, а об уровне жизни, который  там выше якобы не намного (скажем 1.5 раза ). Почему тогда уезжают?
0
Сообщить
№0
30.05.2013 13:31
Цитата
Профессиональный спорт высоких достижений отдельных личностей не имеет никакого отношения к здоровью нации.
А я и имел в виду массовый спорт. Была массовость, были и высшие достижения.
0
Сообщить
№0
30.05.2013 16:51
Цитата
Верно, поэтому я Вас и спрашивал не о зарплате, а об уровне жизни, который  там выше якобы не намного (скажем 1.5 раза ). Почему тогда уезжают?

Ну вы мне такие экзистенциональные вопросы задаете... Я вот не собираюсь уезжать, кто-то собирается - его дело. Вон в сраной бриташке Великобритании  54% молодежи "поравалитики". Причин может быть море.
0
Сообщить
№0
30.05.2013 17:08
Цитата
Ну вы мне такие экзистенциональные вопросы задаете... Я вот не собираюсь уезжать, кто-то собирается - его дело.
Да я к тому, что не будут уезжать на разницу в 1.5. Стало быть Ваш посыл что "разительных таких различий в 2-3 раза нет" не соответствует  действительности. Видимо всё таки в разы.
0
Сообщить
№0
30.05.2013 17:23
Цитата
рямым виновником и "лжеотцом БМ-3" назван некто Костиков, один из инженеров НИИ-3.
Fox!
Маленькая неточность, это был РНИИ-1.
А что касается "сажали технарей", то не поленитесь и поинтересуйтесь, технари усиленно сажали др.др.
В СССР в более мягкой форме драчка шла в АН СССР при защитах диссертаций, подсиживали др.др используя возможности действующего репрессивного аппарата..
Так что какие времена такие и нравы.
А сейчас лучше?
Достаточно на конкурента написать правдоподобный донос об уклонении от налогов и здесь сразу же нарисуются "гарные хлопцы" и заблокируют бизнес. Правда не убьют, но могут посадить....А потом иди доказывай прав ты или нет, никого это уже не интересует.
0
Сообщить
№0
30.05.2013 18:56
Не буду писать про социально - экономическую организацию... Просто даже в СССР работник получал 'большую часть дохода, пусть опосредовано через социальный пакет, чем в наше время. Можно остановиться на обучении. Есть проблемы в качестве образования.
Но уже в наше время можно создать обучающую систему позволяющую
1. Обеспечить индивидуальный подход в обучении. Концентрировать внимание на том, что именно данному ученику дается сложнее. Отсутствие давления со стороны педагога, доброжелательность и терпеливость, грамотное тестирование и подача материала. Доступность в любое время.
2. Сделать учебу интереснее. Обеспечить повышение престижа и увлекательности обучения. Коллективное взаимодействие, в том числе игровой форме.
3. Обеспечить непосредственное взаимодействие с коллективами ученых и специалистов, осмысленно выбирать место учебы и работы.
4. Избавить учеников от заскоков законодателей и неграмотности педагогов. Педагог станет проводником в реальную социальную среду - учителем жизни, а не источником знаний.
0
Сообщить
№0
30.05.2013 22:17
Цитата
Можно остановиться на обучении.
Незачем. Самое главное - деньги, остальное потом.
Цитата
Обеспечить индивидуальный подход в обучении. Концентрировать внимание на том, что именно данному ученику дается сложнее.
Что увеличивает стоимость обучения в ~30 раз. Нафига?
Цитата
Отсутствие давления со стороны педагога, доброжелательность и терпеливость, грамотное тестирование и подача материала. Доступность в любое время.
Не будут учится - болт забъют. Нормальное образование в масштабах государства - массовость и принуждение.
Цитата
Сделать учебу интереснее. Обеспечить повышение престижа и увлекательности обучения. Коллективное взаимодействие, в том числе игровой форме.
Сделать ремонт в аудиториях, показать что специальности хоть кому-то нужны. На кафедры должны прийти мелкие заказы со стороны производства и отсутствующих КБ.
Цитата
Обеспечить непосредственное взаимодействие с коллективами ученых и специалистов, осмысленно выбирать место учебы и работы.
Т е отрывать немногочисленных инженеров еще и на обучение? Подобная система создается десятилетиями, сейчас она не актуальна. Студент, видите ли не знает где и какие работы проводятся - в АН никто не знает какие направления исследуются, вот это беда.
Цитата
Избавить учеников от заскоков законодателей и неграмотности педагогов.
???? У педагога и так нет прав. Бить в морду студиков нельзя, выгонять тоже. Единственное наказание - публичное унижение на моче-половую тему.
Цитата
Педагог станет проводником в реальную социальную среду - учителем жизни, а не источником знаний.
Т е преподаватель - подтиратель задниц студентов.  Оно ему надо?
0
Сообщить
№0
31.05.2013 01:01
Цитата
Да я к тому, что не будут уезжать на разницу в 1.5. Стало быть Ваш посыл что "разительных таких различий в 2-3 раза нет" не соответствует  действительности. Видимо всё таки в разы.

Вон я ссылку давал. 54% британской молодежи хотят уехать в Новую Зеландию, Австралию и США. Что уровень жизни в Великобритании и этих странах различается в 2-3 раза? Не думаю.
+1
Сообщить
№0
31.05.2013 09:49
Цитата
Вон я ссылку давал. 54% британской молодежи хотят уехать в Новую Зеландию, Австралию и США. Что уровень жизни в Великобритании и этих странах различается в 2-3 раза? Не думаю.
Ну что же будем считать что уровень жизни в РФ уже практически не отличается от Запада.
0
Сообщить
№0
31.05.2013 11:55
@Петрович
з.п.
Румыния ................................1100
Болгария ..................................900 ето дла програмистов
дла рабочих 350-400 максимално.
США родственик(Сан Диего) 3000 довольно харашо.
0
Сообщить
№0
31.05.2013 14:19
Цитата
Что за чушь?.
Вот меня бесит когда начинается" Мои знакомые, друг моего друга" побывали 2 недели там и всё видели всё слышали, ой не езжайте туда пропадете.
Либо ваши знакомые просто врут, либо нигде они не бывали дальше своего Урюпинска.

Я сам живу в Германии.Зарплата Инженера без опыта на производстве от 2300 евро.В зависимости от соц.статуса (женат/холост и так далее) снимают налоги, холостые на руку получают 1800 евро минимум. При то что остальные 500 идут не дяде хер знает кто, а на мед.страховку пенсию и так далее.При том что всё это на должном уровне.
Ко всему этому зарплата растёт с каждым годом опыта,таким образом уже через 5 лет он будет получать не 2300 а 3000-3200.И это все минимум!.
Тут степень получить не так легко, тут дипломы не продают и ответами на экзамен не торгуют потому и зарплаты соответственные.

Я сейчас студент, получаю 500 евро стипендии плюс работаю по 3 часа вечером грузчиком в UPS. 15 часов работы в неделю итого 60часов  в месяц, я как не квалифицированный рабочий который разгружает контейнеры с пакетами получаю 1000 евро минус налоги 800 на руки!.
Поэтому я и говорю что ваш знакомый просто Трепло.
И предвидя очередной аргумент, скажу сразу нет цени здесь не намного выше. Снять 2 комнатную квартиру в зависимости от города 340 евро со всем(вода,тепло)+ 40 евро свет+20 евро телефон/интернет итого 400 евро. Плюс покушать 220-300 евро абсолютно ни в чем себе не отказывая.Итого из 1800-700 у вас остаются 1100-1000 евро.

Поэтому мне очевиден тот факт, что ни один умный человек с образованием не откажется от такого ради 20 т.р зарплаты,1 комнатной хрущевки, и хамского отношения к себе со стороны всех вокруг. Для меня останется загадкой каким способом они хотят удержать заново подготовленных специалистов, поменяв учёбу но не изменив условий жизни и зарплаты. Я хз...
Сам долгое время прожил в забугорье и таких разговорчиков наслушался от и до. Это порода людей, которые сами не способны менять окружающую действительность - это удел сильных людей создавших великое Российское государство продолжением которого стал могучий Советский Союз. Такие лишь могут примазаться к успешному и злобно рычать / гавкать на Родину, которая сейчас действительно очень слаба. У них потребительское отношение ко всему и хорошо развит инстинкт самосохранения, из чего следует полное отсутствие морали. Через какое-то время до многих доходит, что были неправы, но у большинства не хватает мужества это признать и они продолжают шипеть и капать ядом в своё оправдание.
В СССР средняя зарплата + социальный пакет = сегодняшним ~ $2500 в месяц, т.е. большинство населения страны составлял средний класс.
+1
Сообщить
№0
31.05.2013 14:52
Цитата
В СССР средняя зарплата + социальный пакет = сегодняшним ~ $2500 в месяц, т.е. большинство населения страны составлял средний класс.
Маловато будет. Средняя зарплата в СССР в 1986г - 179р, по курсу $236.14.  Курс долл. в 1986 - 0.64р, сегодняшний  - 30р. Увеличение - 46,9 раза. $236.14 (без соц. пакета)х 46.9 = $11087 сегодняшние.
Без комментариев.
0
Сообщить
№0
31.05.2013 15:16
Цитата
Что за чушь?.
Вот меня бесит когда начинается" Мои знакомые, друг моего друга" побывали 2 недели там и всё видели всё слышали, ой не езжайте туда пропадете.
Либо ваши знакомые просто врут, либо нигде они не бывали дальше своего Урюпинска.

Мои знакомые по долгу работы очень часто находятся в командировках в Европе и не только. Да и про знакомых был лишь отдельный пример о текущей ситуации в Испании.  Про зп они там ничегое на разузнавали. Не для того летали. Про низкие зп в Испании даже по Евроньюз целый сюжет был. Сам обьездил почти всю европу, и могу ответственно заявить что хорошо живут там даалеко не все...

Цитата
Я сам живу в Германии.Зарплата Инженера без опыта на производстве от 2300 евро.В зависимости от соц.статуса (женат/холост и так далее) снимают налоги, холостые на руку получают 1800 евро минимум. При то что остальные 500 идут не дяде хер знает кто, а на мед.страховку пенсию и так далее.При том что всё это на должном уровне.
Ко всему этому зарплата растёт с каждым годом опыта,таким образом уже через 5 лет он будет получать не 2300 а 3000-3200.И это все минимум!.
Тут степень получить не так легко, тут дипломы не продают и ответами на экзамен не торгуют потому и зарплаты соответственные.

Ха, а я про Германию писал что-то? Германия если что - самая сильная экономика европы. Я сам на данный момент работаю в Немецкой компании и прекрасно знаю как они специалистов ценят. Но Германия -  далеко не вся европа...

Цитата
Поэтому я и говорю что ваш знакомый просто Трепло.

Трепло - Вы, потому что работая в Германии говорите за всю Европу. Между прочим самый богатый регион Испании - Каталония уже достаточно долго пытаеться получить независимость от правительства Испании. Интересно, к чему бы это?
0
Сообщить
№0
31.05.2013 15:43
Цитата
Маловато будет. Средняя зарплата в СССР в 1986г - 179р, по курсу $236.14.  Курс долл. в 1986 - 0.64р, сегодняшний  - 30р. Увеличение - 46,9 раза. $236.14 (без соц. пакета)х 46.9 = $11087 сегодняшние.
Без комментариев.
Не, это перебор, т.к. за 2 зарплаты можно было бы сегодня купить новый автомобиль эконом класса (это около 20000 вечнозелёных). По покупательской способности это на мой взгляд больше соответствует 3000 вечнозелёных в месяц, но я снизил до 2500 для придирчивых.
0
Сообщить
№0
31.05.2013 16:00
Цитата
Не, это перебор, т.к. за 2 зарплаты можно было бы сегодня купить новый автомобиль эконом класса
Тут что то не то. При моей (условно) зарплате в 1986г - 179р, мне чтобы купить к примеру ВАЗ 2109 (9тыс), нужно было работать 50 месяцев, не есть не пить,  не одеваться и пр. А если учесть, что их не было в свободной продаже ...
0
Сообщить
№0
31.05.2013 16:49
Сравнение по стоимости потребительской корзины.
Уважаемый BrIg, вы забыли про социальный пакет, а это стоимость жилья, обучения, медицины и пр.
Пример со стоимостью автомобиля очень условный, но подходящий для иллюстрации завышенности оценки.
0
Сообщить
№0
31.05.2013 17:42
BrIg А я и имел в виду массовый спорт. Была массовость, были и высшие достижения.
Это не совсем так. Массовость-то была, вот только вся она была направлена на достижения, а не на здоровье. Т.е. брали детей и тренировали при этом требуя спортивный результат (кого попало уже не возьмут по здоровью). Если не мог, не хотел давать нужный результат в нужные сроки - выгоняли. Пойти потренироваться взрослому дядьке для здоровья - едва ли было возможно. Ну можно было купить абонемент в бассейн, к примеру.

Venethi В той же Великобритании при зп 3000 фунтов, после уплаты всех налогов и кредитов, дай бог 400-500 фунтов останется.
В России куда более грабительские условия кредитов (одних анекдотов сколько на эту тему). Там и проценты низкие, и если взял ипотеку, то освобождают от налога на недвижимость - поэтому специально даже берут кредит, т.к. выгодно. ...и цены на недвижимость не такие конские как в Москве. Да и вообще цены на товары пониже - многие через интернет покупают в Европе, в штатах.
0
Сообщить
№0
31.05.2013 20:17
Цитата
Ну что же будем считать что уровень жизни в РФ уже практически не отличается от Запада.

Еще раз уровень жизни - это не только материальный достаток. Что лучше высокая безработица и высокая зарплата, или отрицательная безработица и относительно низкая зарплата? Что лучше доступный кредит, или развитая социалка?
Что лучше берущие взятки гаишники или бои пожарных против ОМОНа на улицах столицы и жгущие пригород мигранты?
Однозначного ответа нет, каждый решает сам.
Все относительно.

Цитата
Да и вообще цены на товары пониже - многие через интернет покупают в Европе, в штатах.

Только в США, в Европах смысла нет покупать, у них НДС еще выше чем у нас. А вот американское все дешевле, там с продаж налоги платят.
0
Сообщить
Хотите оставить комментарий? Зарегистрируйтесь и/или Войдите и общайтесь!
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ
Ежедневная рассылка новостей ВПК на электронный почтовый ящик
  • Разделы новостей
  • Обсуждаемое
    Обновить
  • 29.03 03:34
  • 4
Раскрыто назначение трехтонной российской бомбы
  • 29.03 02:14
  • 437
Без кнута и пряника. Россия лишила Америку привычных рычагов влияния
  • 28.03 22:28
  • 1
Заявления Генерального прокурора России о деприватизации предприятий ОПК
  • 28.03 20:03
  • 2682
Как насчёт юмористического раздела?
  • 28.03 18:33
  • 2
Источник сообщил об успешном применении ВС РФ перспективных "прыгающих мин" в зоне СВО
  • 28.03 16:17
  • 0
Force de Frappe. Франция перебрасывает истребители Rafale в Румынию
  • 28.03 15:34
  • 1
Представлен модуль акустической разведки, находящий беспилотники по звуку
  • 28.03 13:54
  • 5
«Дальность полета возрастет в три раза»: французская компания представила управляемую бомбу Hammer 1000
  • 28.03 10:12
  • 1
В США вспомнили о советском атомолете
  • 28.03 10:06
  • 62
В США оценили российские Су-34 с УМПК
  • 28.03 10:05
  • 1
Клинцевич рассказал о запускаемых со «Смерча» российских бомбах
  • 27.03 19:52
  • 1
Генпрокурор рассказал, как боевую технику ремонтировали контрафактом
  • 27.03 15:15
  • 454
Международные расчеты, минуя доллар, по странам
  • 27.03 15:00
  • 10
Глава Ростеха анонсировал возобновление выпуска самолётов радиолокационного обнаружения и управления А-50У
  • 27.03 14:34
  • 8
Александр Михеев: система ПВО С-400 "Триумф" в разы превосходит конкурентов