Войти

«Руслан» – не вовремя созданный гигант

6185
20
-1
An-124-100_100_Years_of_Russian_Airforce
Ан-124-100 "Руслан". 100 лет ВВС России: Праздничное шоу в подмосковном Жуковском. Фото Александра Качкаева для "Ленты.ру".

Министерству обороны Ан-124 не нужен, но гособоронзаказ на него возможен

Министерство обороны РФ более или менее определилось наконец с перечнем новых транспортных самолетов, которые будут планово закупаться для обновления парка российской военно-транспортной авиации (ВТА). С самого начала радикальной реформы Вооруженных Сил (как, впрочем, и до нее) в этом вопросе царили полная неясность и неразбериха. Решения по многим проектам «заматывались» и затягивались. Чего стоили одни «метания» военных и промышленников по поводу среднего транспортника Ан-70. И вот окончательный список Минобороны составлен.


Наибольший ажиотаж вызвало решение не включать в него самый тяжелый в мире рамповый транспортный самолет Ан-124 «Руслан». Отказ от производства столь уникальной машины выглядит непростительной, если не преступной ошибкой. Между тем это логичное решение руководства военного ведомства, продиктованное тем спектром задач, которые необходимо решать ВТА в настоящее время. Впрочем, это было самостоятельное решение, а во всех российско-украинских авиационных проектах последнее слово всегда за политической целесообразностью.


Догнать и перегнать С-5А


В 1965 году Военно-воздушные силы СССР начали эксплуатацию крупнейшего на тот момент турбовинтового военно-транспортного самолета Ан-22 «Антей» грузоподъемностью 60 тонн (максимальная – 80 тонн). Реакция Соединенных Штатов, которые, как и весь Запад, были шокированы характеристиками и возможностями советской машины, оказалась фантастически быстрой. Уже через три года первый полет совершил новый американский тяжелый стратегический транспортник Lockheed C-5A Galaxy грузоподъемностью 77 тонн (максимальная – 100 тонн) и дальностью полета 8,7 тысячи километров, а в 1973-м Пентагон имел четыре полностью укомплектованные этими самолетами транспортные эскадрильи (81 машина). Согласно главному правилу холодной войны – не уступать противнику ни в чем и никогда – СССР вступил в гонку вооружений и на этом направлении.


Работы в США по проекту Galaxy начались в 1965 году, а уже в июле 1966-го ЦК КПСС выпустил постановление, в котором были сформулированы требования к большегрузному военно-транспортному самолету, способному перебросить на максимальное расстояние до 120 тонн полезной нагрузки. Задание на разработку получил Киевский механический завод (название КБ Антонова в те времена). В октябре 1967 года Военно-промышленная комиссия при Совете министров СССР отвергла первый вариант машины – четырехдвигательный турбореактивный транспортник Ан-122, который немногим отличался от своего предшественника – Ан-22 и уж точно не превосходил американский С-5А. Возможности Ан-122 – перевозка 80 тонн груза на 3,5 тысячи километров. От проекта Ан-126 (грузоподъемность – 140 тонн) отказались по причине того, что оснащение его шестью двигателями было признано слишком рискованным для эксплуатации.


Примерно семь лет потребовалось до окончательной доработки проекта Ан-124, названного генеральным конструктором Олегом Антоновым «Руслан», при этом основной проект был полностью переработан, новое техническое задание утверждено ЦК КПСС и Советом министров в 1976 году.


Самый большой авиагрузовик


«Руслан» получил двухпалубный фюзеляж и сверхкритичное (толстое) крыло, которое до этого не применялось на советских самолетах. Наличие толстого крыла увеличило запас топлива и соответственно дальность полета. Ан-124 оснастили электродистанционной системой управления, наличие задней рампы и откидывающейся носовой части позволяло проводить сквозные погрузочные работы, в грузовом отсеке были установлены два крана-пятитонника. Получился современный авиационный комплекс, способный перевозить 100 процентов номенклатуры советской военной техники, подлежащей транспортировке по воздуху.


Четыре двигателя Д-18Т разработки запорожского КБ «Прогресс» тягой 23 кН, две вспомогательные силовые установки, поставленные с каждого борта в обтекателях основных стоек шасси, позволяли запускать все двигатели одновременно. Интересно, что первые стендовые испытания двигателя Д-18Т были завершены буквально за три месяца до первого полета Ан-124. Уже полетные испытания показали низкую газодинамическую устойчивость Д-18Т, особенно при взлете, что могло привести к помпажу и одновременной остановке двигателей.


24 октября 1982 года первый прототип самолета был выкачен из ангара Киевского механического завода, через год начались испытания второго прототипа, а летом 1985-го «Руслан» дебютировал на авиационном салоне в Париже. В 1986-м к испытаниям присоединился первый Ан-124, построенный на Ульяновском авиационно-промышленном комплексе (теперь ОАО «Авиастар-СП»).


13 октября 1986 года второй «киевский» прототип потерпел катастрофу из-за столкновения с птицей (обломки носового обтекателя попали в моторы), все, кто был на борту, погибли. Но на судьбу программы эта трагедия не повлияла, и в конце 1992-го Ан-124 получил сертификат типа.


Первоначально планировалось построить 90 «Русланов» только на первом этапе. Основное производство было развернуто в Ульяновске, где собрали 36 машин. В Киевском авиационном производственном объединении (ныне серийный завод «Антонов») выпустили 17 серийных машин. В 2004 году производство Ан-124 прекратилось, всего было изготовлено 56 единиц. Значительная их часть выпущена в гражданском варианте. 24 борта эксплуатируются частными перевозчиками.


Гиганты не у дел


Грандиозные планы Министерства обороны СССР по поводу самолетов-гигантов рухнули с распадом советской державы. «Русланы» выпускались до 2004 года, но военные о них забыли. Однако вовсе не из-за отсутствия финансирования, как это было с большинством программ до начала в 2008 году перехода Вооруженных Сил к новому облику. Просто, как теперь модно говорить, концепция поменялась.


Российские ВВС обладают на сегодняшний момент крупнейшим парком Ан-124 – 18 машин, которые никаких оперативных и тактических задач для собственной армии почти не выполняют. В активной эксплуатации не более пяти машин, значительная часть военных «Русланов» требует ремонта и модернизации. В ходе реформы планировалось сократить штатную численность армейских «Русланов» до восьми единиц. Шесть машин эксплуатируются государственной авиакомпанией «224-й летный отряд». Два борта 224-го отряда совместно с «Русланами» группы компаний «Волга-Днепр» в январе приняли участие в полномасштабной военной операции, правда, французской армии. Российские самолеты Ан-124-100 были задействованы в переброске в Мали бронетранспортеров VAB, вооружения и различной техники и оборудования 2-го полка морской пехоты и боевых винтокрылов 5-го вертолетного полка армии Франции. «Волга-Днепр» перевозит грузы в интересах НАТО по программе SALIS (Strategic Airlift Interim Solution). У 224-го отряда прямой контракт на перевозки с Министерством обороны Франции.


Спасительная работа «на гражданке»


Участие «Русланов» во французской операции «Серваль» – случай исключительный, хотя, возможно, теперь, после такой рекламы они чаще будут востребованы для подобных мероприятий иностранных армий. В свое время именно зарубежные заказчики спасли серийное производство Ан-124. Когда российские военные фактически отказались от самолета, КБ Антонова обратилось на гражданский рынок грузовых перевозок, учитывая уникальные способности машины по перевозке сверхтяжелых и негабаритных грузов. Совершенно новое поле деятельности неизбежно потребовало модификации (работы велись совместно с ульяновским «Авиастаром») военного самолета в гражданский вариант в соответствии с международными требованиями безопасной эксплуатации воздушных судов.


Гражданский «Руслан» получил индекс Ан-124-100, первый экземпляр построили на киевском заводе. Усовершенствование различных систем самолета продолжалось до окончания его серийного производства. Машину избавили от всего военного оборудования, доработали кабину пилотов, обновили пилотажно-навигационный комплекс, в гондолы двигателей вмонтировали шумопоглощающие панели, система управления получила GPS 3М, системы предупреждения столкновения самолетов в воздухе и предупреждения столкновения с землей. Численность экипажа сократилась с шести до четырех человек. В сентябре 2004-го правительства России и Украины объявили о начале производства последней версии машины Ан-124-100М-150. В октябре 2010 года Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) заявила о портфеле заказов на 62 новых «Руслана», 40 из них намерена была заказать группа компаний «Волга-Днепр» (стоимость контракта – восемь миллиардов долларов). Дальше наступила неопределенная тишина, притом что официально программу никогда не закрывали.


Между тем ресурс летной годности у всех Ан-124 заканчивается примерно в 2030 году. Рынок же авиаперевозок сверхтяжелых и негабаритных грузов медленно, но устойчиво развивается и имеет значительные перспективы. По самым скромным оценкам, в ближайшие 20 лет он потребует не менее 80 новых машин, сопоставимых с «Русланом». Вариантом модернизации существующего парка пока определен Ан-124-111-747 (дальность полета – до пяти тысяч километров с грузом 150 тонн, экипаж – три человека), вариант для серийного производства – Ан-124-300-747 (максимальная грузоподъемность – 150 тонн, дальность полета с грузом 120 тонн – до семи тысяч километров, экипаж – два человека).


Стойкие сомнения военных


Парадокс ситуации с Ан-124 в том, что несмотря на его востребованность на гражданском авиарынке, частные российские компании грузовых перевозок до сих не торопятся заключать контракты с ОАК, поскольку ждут окончательного определения позиций государства в этом вопросе. Это гарантирует стабильную поддержку программе и серьезное дополнительное финансирование.


Ведь по оценкам британской аудиторской компании Ernst & Young, при заказе на 40 самолетов «Руслан» в подготовку производства требуется вложить четыре миллиарда рублей, при этом цена одного самолета составит 150–160 миллионов долларов. Такая стоимость производства без государственной поддержки для коммерческих заказчиков будет запредельной и экономически невыгодной.


Но у государства для этого только один инструмент – государственный оборонный заказ. Начиная с 2009 года в него настойчиво пытаются включить от 10 до 20 «Русланов». А Министерству обороны этот гигантский транспортник просто не нужен, ибо даже имеющееся у него количество самолетов этого типа избыточно, военные перевозки на этих машинах крайне незначительны, никаких «заморских» операций с масштабной переброской танков и тяжелых вооружений Россия не ведет. Однако упорное лоббирование проекта частниками (президенту Медведеву даже предлагали сделать Ан-124-300 «бортом № 1») и очередная «необходимость» поддержать дружественный украинский авиапром могут довести «Русланы» до гособоронзаказа.



Иван Коновалов


Опубликовано в выпуске № 6 (474) за 13 февраля 2013 года

Права на данный материал принадлежат
Материал размещён правообладателем в открытом доступе
Оригинал публикации
  • В новости упоминаются
20 комментариев
№0
13.02.2013 06:43
что несмотря на его востребованность на гражданском авиарынке, частные российские компании грузовых перевозок до сих не торопятся заключать контракты с ОАК, поскольку ждут окончательного определения позиций государства в этом вопросе.

Фактически это выглядит так:

1) 20 лет назад в ходе приватизации удалось относительно недорого поставить на коммерческие рельсы "русланы" из советского наследия/задела. Забугорных конкурентов не было, ибо грузовая версия "Гэлэкси" никому в мире не оказалась по карману.
2) Прошло 20 лет, самолёты состарились. Новые коммерсантам опять-таки не потянуть.
3) Снова лезем к государству в карман, кулуарно лоббируя возобновление выпуска за счёт бюджета, особенно напирая на то, что "за державу обидно - такой знатный самолёт утрачиваем!".
+4
Сообщить
№0
13.02.2013 08:28
МЧС вполне подойдет этот Самолетик  Максимальной Грузоподьемностью как в пассажирской версии так и в грузовой Вопрос только в Количестве! А уж чрезвычайных Ситуаций на Планете для него Куча найдется!!!!
+1
Сообщить
№0
13.02.2013 12:36
Нехрен деньги зазря тратить. Модернизировать старые, но не больше,чем нужно МО и достаточно.
+7
Сообщить
№0
13.02.2013 17:03
А у мо видимо нет чувства того сколько ему достаточно.

из ~70 с-5 у сша 2/3 тоже в резерве. однако списывать их никто не спешит бо парк самолетов этот для ситуации х - весьма редкой, но хвостоприжимающей. к которой лучше быть подготовленным ниж не быть...

мо стало экономическим предприятием с оптимизацией структуры на мирное время. с такой точки зрения ему на самом деле хватит и 5 работающих ан-124, ведь стоящий на земле самолет деньги не зарабатывает, а только тратит.
+1
Сообщить
№0
14.02.2013 00:42
Раз Украина не идёт в еэп ,продолжает анти Российскую политику ,нарушает братские узы.Не о каком сотрудничестве тем паче разработке и окр и речи быть не может .Ещё лет 5-10 и от Украинского авиастроения вместе с впк не останется  и следа.Путь выбран и этот путь обнищание Украинского народа,а также закрытие вопроса о том является ли Украина промышленной державой  .Этот путь в никуда а Януковичь лишь марионетка Украинских алигархов.
0
Сообщить
№0
14.02.2013 00:45
Мощно сказано  и добавить то нечего .Я поддерживаю.
-1
Сообщить
№0
14.02.2013 02:55
Участники МАТФ 2012 обсудили перспективы возобновления серийного производства самолета Ан-124 "Руслан"
Количество самолетов класса Ан-124, которые потребуются для обслуживания растущих грузопотоков, составит не менее 70-80 воздушных судов на рубеже 2030 гг.

ОАО "Кировский завод" завершило сделку по приобретению предприятия Monforts
Станки Monforts используются в самолетостроении (MTU, Rolls-Royce, Pratt & Whitney), аэрокосмической отрасли (РКК "Энергия"), автомобилестроении и других областях.

ОАО "Кузнецов" изучит перспективы проекта двигателя НК-65 для модернизированного самолета Ан-124 "Руслан"

Создание перспективного авиационного двигателя большой мощности
0
Сообщить
№0
14.02.2013 09:42
Цитата
Министерству обороны этот гигантский транспортник просто не нужен, ибо даже имеющееся у него количество самолетов этого типа избыточно, военные перевозки на этих машинах крайне незначительны, никаких «заморских» операций с масштабной переброской танков и тяжелых вооружений Россия не ведет.
Интересная логика. Зачем тогда нужны авианосцы? Они ведь исключительно для "заморских" операций, у своих берегов они нафиг не нужны, т.к. и с суши долетят самолёты. Или "заморская" операция это исключительно побомбить истребителями и всё? Максимум - высадить маленький десант с "Мистралей"? Для маленького десанта на побережье хватит и Ка-52 с самих "Мистралей" плюс ракет, пушек с эсминцев, фрегатов.
+1
Сообщить
№0
14.02.2013 10:55
5. Москва
Цитата
Раз Украина не идёт в еэп ,продолжает анти Российскую политику
А собственно в чём заключается антироссийская политика? Это можно было бы ещё понять, если бы Украина стремилась вступить в НАТО, но ведь она не ставит перед собой такой цели. А не вступление в ЕЭП совершенно не означает ничего АНТИ по отношению к РФ, Казахстану, или Белоруссии.
+1
Сообщить
№0
14.02.2013 11:22
А собственно в чём заключается антироссийская политика?

-"Ах, я чем виноват?"
-"Молчи! устал я слушать, Досуг мне разбирать вины твои, щенок! Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать"
(с)

У Украины сейчас вообще цуцванг по всем вариантам. И все это осознают. Она в данной игре не является объектом, а Россия субъектом. А когда субъект управления  передаёт управляющее воздействие на объект, который через обратный канал передаёт негативную реакцию, то соответственно и появляется негативное отношение у субьекта.
Отсюда и отношение как к "антироссийскости" действий Украины, хотя по правилам банальной логики никакой антироссийскости тут нет.
+3
Сообщить
№0
14.02.2013 14:42
логика сложная, но с выводами согласен.
0
Сообщить
№0
14.02.2013 15:49
логика сложная, но с выводами согласен.

Теория игр.
0
Сообщить
№0
14.02.2013 19:34
8 Враг
Логики тут нет, только болтовня. Коновалов написал много букв, но я такого эксперта не знаю. Работа в этом направлении ведется и это можно отследить по публикациям в прессе, подтягивается коммерческая, станкостроительная и двигателестроительная составляющие. МО в настоящий момент занимается задачами переоснащения и на все проекты денег не хватает. Но как только так сразу.

Если какой-нибудь Китай выкатит проект в следующем году аналогичной машины, то сразу появятся статьи о том, что и нам надо. Вариантов два: можно обслуживать чужие грузопотоки, например, а можно создавать свои на перспективу с заинтересованными странами и собирать с этого маржу. В первом случае консорциум перевозчиков может не пустить нас в свои потоки закрывшись сертификацией.
0
Сообщить
№0
14.02.2013 21:22
Цитата
Теория игр.

что-то типа равновесия нэша в котором ситуация стабилизируется не на оптимальном для обеих сторон варианте?
0
Сообщить
№0
14.02.2013 21:36
что-то типа равновесия нэша в котором ситуация стабилизируется не на оптимальном для обеих сторон варианте?

Нет. Я даже теоретически не вижу, как тут можно с нулевой суммой сыграть. Чистая антагонистическая игра, когда выигрыш одной из сторон = проигрыш второй. При этом имеет место детерменизм.
0
Сообщить
№0
14.02.2013 23:51
Цитата
Российские ВВС обладают на сегодняшний момент крупнейшим парком Ан-124 – 18 машин, которые никаких оперативных и тактических задач для собственной армии почти не выполняют. В активной эксплуатации не более пяти машин, значительная часть военных «Русланов» требует ремонта и модернизации.
Это в мирное время. А что будет в военное? Той же Франции помимо одолженной у других членов НАТО военно-транспортной авиации пришлось срочно нанимать коммерческих извозчиков. И для чего? Для того чтобы погонять бородачей в какой-то маленькой стране. В случае большой войны ей будет не у кого одалживать самолёты - они понадобятся их владельцам.
А вот у кого будет одалживать самолёты Россия?
+1
Сообщить
№0
15.02.2013 06:18
В случае большой войны ей будет не у кого одалживать самолёты

Большая война с Россией устранит все мировые потребности. За отсутствием потребителей.
0
Сообщить
№0
17.02.2013 23:07
Соглашусь с ЕКЩ, всё-таки Ан-124 это стратегический транспортник - на случай войны, хотя в случае войны можно и Волгу-Днепр поднапрячь.
0
Сообщить
№0
17.02.2013 23:24
Цитата
Большая война с Россией устранит все мировые потребности. За отсутствием потребителей.
А война "среднего масштаба"? Или большая природная или техногенная катастрофа?
0
Сообщить
№0
18.02.2013 21:43
А война "среднего масштаба"?

С кем из периферии? Повторяю: Китай, США, НАТО - это тяжеловесы, а для устранения мелких бесноватых мишико насущной необходимости в новых украинских супертранспортниках не вижу.

Или большая природная или техногенная катастрофа?

Перевозок каких сверхгабаритных грузов потребует такое событие?
+1
Сообщить
Хотите оставить комментарий? Зарегистрируйтесь и/или Войдите и общайтесь!
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ
Ежедневная рассылка новостей ВПК на электронный почтовый ящик
  • Разделы новостей
  • Обсуждаемое
    Обновить
  • 16.11 00:52
  • 5573
Без кнута и пряника. Россия лишила Америку привычных рычагов влияния
  • 15.11 17:18
  • 683
Израиль "готовился не к той войне" — и оказался уязвим перед ХАМАС
  • 15.11 17:15
  • 1
В США ситуацию с российским танком Т-14 «Армата» описали словами Шекспира
  • 15.11 12:34
  • 1369
Корпорация "Иркут" до конца 2018 года поставит ВКС РФ более 30 истребителей Су-30СМ
  • 15.11 10:15
  • 7
Россия вернется к созданию сверхзвуковых лайнеров
  • 15.11 08:14
  • 2
Летчик-испытатель считает, что Су-57 превосходит китайскую новинку J-35
  • 14.11 21:45
  • 4
TKMS показали, каким будет новый фрегат MEKO A-400
  • 14.11 18:35
  • 2
В США «откровенно посмеялись» над российским Су-57 с «бородавками»
  • 14.11 18:34
  • 2
Сыграть на слух: новая гарнитура обеспечит надежную связь на поле боя
  • 14.11 04:35
  • 2
Ответ на достаточно распространенное мнение, а именно: "Недостатки выдают за достоинства. Российские лампасы выдали малокомпетентные требования по сверхманевренности в ущерб не видимости, которые на Украине никак не пригодились."
  • 14.11 01:22
  • 1
Стали ли холоднее приятельские отношения Трампа и Путина? (The Independent, Великобритания)
  • 13.11 20:43
  • 3
Стармер и Макрон хотят убедить Байдена разрешить Украине удары дальнобойными ракетами по РФ - СМИ
  • 13.11 18:26
  • 2
«Полёт русского аса на Су-57 можно смело назвать искусством»: в Китае обсуждают пилотаж на истребителе пятого поколения ВКС РФ в Чжухае
  • 13.11 13:42
  • 1
"Рособоронэкспорт" назвал главное выигрышное отличие Су-57Э
  • 13.11 12:49
  • 0
Трамп – разрушитель, или очередное «Большое американское шоу»?