Войти

"Возврат к здравому смыслу". Какие реформы необходимы российской армии на фоне СВО

2992
7
0
Источник изображения: Александр Река/ТАСС

Полковник Ходаренок призвал разделить армии ВВС и ПВО

Вооруженный конфликт высокой интенсивности - лучшая лакмусовая бумажка для проверки правильности решений, принятых в военной сфере в мирное время. Негодные конструкции отбраковываются, кадры, не соответствующие занимаемым должностям, заменяются на проявивших себя в боях офицеров и генералов. Какие первоочередные изменения нужны российской армии на фоне СВО - в материале военного обозревателя «Газеты.Ru» Михаила Ходаренка.

Результаты многих организационно-штатных мероприятий, проведенных в Вооруженных силах РФ в период 2008-2012 годов (да и в предыдущие времена), надо пересматривать, причем в срочном порядке. То, что казалось весьма неплохим в мирные времена, оказалось малопригодным (а иногда и просто недееспособным) в ходе специальной военной операции. Остановимся на некоторых моментах.

По западному образцу

К примеру, в период 2008-2012 годов, команда, которая управляла военным ведомством, приступила к весьма обширным и глубоким организационно-штатным мероприятиям. Никакого опыта военного строительства и знаний в этой сфере у гражданских людей, которые руководили необходимой (по их мнению) перестройкой армии и флота, к сожалению, не было.

Им приходилось брать уже готовые схемы и поспешно претворять их в жизнь. Руководство Минобороны в указанный период в качестве образца использовало кальки с организационно-штатной структуры вооруженных сил коллективного Запада и прикладывало их на отечественной нечерноземной почве. При этом тогдашние лидеры военного ведомства руководствовались только одним принципом - все, что применяется за границей, однозначно хорошо, не подлежит сомнению, и требует немедленного внедрения в практику в РФ.

Словом, нет Бога, кроме вооруженных сил коллективного Запада, и Пентагон пророк его на Земле.

Разного рода опасения и рассуждения о том, что это, возможно, не так уж и хорошо, в расчет не принимались, как не принимался и тот простой факт, что коллективный Запад за последние 80 лет не вел войн с противником, равным ему по боевым и оперативным возможностям.

При этом носители взвешенных и обоснованных мнений преследовались, и из Вооруженных сил они, как правило, изгонялись. На практике же оказалось, что к большой континентальной войне с применением только конвенциональных образцов вооружения и военной техники Запад не готов в принципе. И заимствовать там особо нечего, хотя ко многому надо присматриваться и прислушиваться.

Вот несколько примеров поспешного применения западных лекал:

  • В те времена считалось, что если в Вооруженных силах Соединенных Штатов есть объединенные боевые командования (Европейское, Тихоокеанское, Африканское, Центральное и т. д.), то подобные непременно должны быть и в составе ВС РФ. Они (оперативно-стратегические командования) и появились в 2010 году.

Насколько подобный подход применим к сугубо нашим, местным условиям, никто в руководстве военного ведомства особо в те времена и не задумывался. В результате единые Вооруженные силы (в частности, Военно-морской флот, Воздушно-космические силы) растащили по поспешно созданным командованиям. В итоге главнокомандующие видами Вооруженных сил РФ остались без войск (так, главком ВМФ практически утратил свое влияние и контроль над флотами).

  • Возникли совершенно невообразимые ранее организации типа Объединенное стратегическое командование (ОСК) «Северный флот».
  • Что касается мест дислокации новых ОСК, то абсолютно шедевральным в этом плане явилось размещение Северо-Западного командования в Санкт-Петербурге. Впервые за всю историю государства столичный военный округ прекратил свое существование.

В настоящее время уже началось обратное движение - флоты возвращаются главнокомандующему ВМФ, армии ВВС и ПВО - главнокомандующему ВКС, вместо нелепого Северо-Западного командования воссоздаются Московский и Ленинградский военные округа. То есть происходит возврат не к каким-либо старым схемам, как считают некоторые эксперты, а просто к здравому смыслу.

«Бригадизация» армии

Или же рассмотрим предпринятую в 2008-2012 годах в ВС РФ практически поголовную «бригадизацию», то есть формирование новых бригад или же перевод существующих в то время дивизий на штаты бригад (причем переформировались даже заслуженные и прославленные дивизии типа Таманской и Кантемировской).

Из чего исходили авторы подобных реформаций? Да только из одного простого факта - на Западе есть бригады, так пусть будут и у нас бригады. Правильно это, неправильно, соответствует ли это нашим условиям, насколько подобные меры отвечают требованиям ведения современного боя - эти пустяки в расчет идеологами тогдашних реформ не принимались. Опять-таки, и сегодня, и несколько раньше бригады образца 2008-2012 годов стали переформировывать обратно в дивизии. Потому что это основное тактическое соединение.

В дивизии, к примеру, есть самоходный артиллерийский полк, в бригаде - только артиллерийский дивизион (да и меньшего калибра), в дивизии - зенитный ракетный полк, в бригаде - только дивизион, в дивизии - инженерно-саперный батальон, в бригаде - только рота и т. д. То есть бригада как соединение существенно уступает по своим боевым возможностям дивизии. И в бою это сказывается с первых минут. Нет сомнения, что и наш противник (ВСУ) в ближайшее время вернется к дивизиям.

А чего стоит крайне нелепая идея, заключающаяся в переформировании прославленных истребительных и бомбардировочных частей и соединений в авиационные базы 1-го и 2-го разряда? И это пришлось возвращать в зону здравого смысла.

А сколько было нарублено дров в 2008-2012 годах в сфере стратегического развертывания и войсковой мобилизации? Об этом достаточно полно можно судить только по тому, с какими недочетами осуществлялась частичная мобилизация осенью 2022 года.

"Скрестили ежа и ужа"

Надо обратить внимание и на те структуры, которые были образованы не только в 2008-2012 годах, но и существенно раньше. В частности, в 1998 году при слиянии двух видов Вооруженных сил - Войск ПВО и Военно-воздушных сил были сформированы армии ВВС и ПВО (то есть тогда объединили воздушные армии ВВС и отдельные армии противовоздушной обороны Войск ПВО).

Образно можно сказать и так - в 1998 году скрестили ежа и ужа и на выходе получили два метра колючей проволоки. Потому как нельзя объединить заведомо необъединяемое. Уж слишком разные задачи у воздушных армий и отдельных армий противовоздушной обороны.

Участвуя в операциях, воздушная армия решает следующие задачи: поражает авиацию, ракетно-ядерные средства противника на земле и в воздухе; нарушает управление войсками и оружием; поражает резервы, воздушные и морские десанты; срывает перевозки войск и материальных средств противника; обеспечивает пролет и боевые действия других авиационных объединений и соединений; обеспечивает десантирование и боевые действия своих воздушных десантов; ведет воздушную разведку и РЭБ (радиоэлектронную борьбу).

В свою очередь, отдельная армия противовоздушной обороны предназначалась для надежного прикрытия от ударов в воздухе административно-политических центров, объектов экономики и транспортной инфраструктуры, важнейших группировок войск в интересах сохранения их боеспособности и выполнения ими поставленных задач.

То есть функции диаметрально противоположные: воздушная армия - сугубо ударные, отдельная армия противовоздушной обороны - сугубо оборонительные. Поэтому в ближайшее время представляется крайне целесообразным разделить армии ВВС и ПВО в составе Воздушно-космических сил, то есть воссоздать воздушные армии и возродить на новой основе уже не отдельные армии противовоздушной обороны, а армии воздушно-космической обороны.

Возражения, что для этого в настоящее время может не хватить сил и средств, следует считать неактуальными. В этой связи надо действовать поэтапно (не хвататься за все сразу), в начале воссоздать хотя бы две воздушных армии и две армии ВКО на западных границах государства. Подобные организационно-штатные мероприятия следует считать важнейшей задачей в сфере национальной безопасности государства. И решения резко увеличить боевой состав зенитных ракетных и радиотехнических войск, насколько известно, уже приняты.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Биография автора:

Михаил Михайлович Ходаренок - военный обозреватель «Газеты.Ru», полковник в отставке.

Окончил Минское высшее инженерное зенитное ракетное училище (1976), Военную командную академию ПВО (1986).

Командир зенитного ракетного дивизиона С-75 (1980-1983).

Заместитель командира зенитного ракетного полка (1986-1988).

Старший офицер Главного штаба Войск ПВО (1988-1992).

Офицер главного оперативного управления Генерального штаба (1992-2000).

Выпускник Военной академии Генерального штаба Вооруженных сил России (1998).

Обозреватель «Независимой газеты» (2000-2003), главный редактор газеты «Военно-промышленный курьер» (2010-2015).


Михаил Ходаренок

Права на данный материал принадлежат
Материал размещён правообладателем в открытом доступе
  • В новости упоминаются
Страны
Продукция
Похожие новости
20.03.2018
Подводные силы ВМФ: океанская многоцелевая система
03.07.2017
"Лидер", "Прибой" и морской "Панцирь": чем запомнился военно-морской салон
14.03.2012
Проклятие русского авианосца
27.12.2011
Два в одном
22.12.2010
Единая ВКО России: политика и стратегия
10.01.2008
Основные итоги деятельности федеральных органов исполнительной власти в 2007 г. и задачи на 2008 г.
7 комментариев
№1
12.01.2024 23:19
А виноватых опять нет. Сталин в гробу переворачиватся
0
Сообщить
№2
13.01.2024 02:28
Ходаренок, конечно, человек заслуженный и знающий, но даже у таких людей есть "интересы" (не обязательно личные), которые могут диктовать те или иные мнение и поведение.

Цитата
То есть функции диаметрально противоположные: воздушная армия - сугубо ударные, отдельная армия противовоздушной обороны - сугубо оборонительные. Поэтому в ближайшее время представляется крайне целесообразным разделить армии ВВС и ПВО в составе Воздушно-космических сил, то есть воссоздать воздушные армии и возродить на новой основе уже не отдельные армии противовоздушной обороны, а армии воздушно-космической обороны.

В СССР были войска ПВО как отдельный род войск, причем они включали в себя и ЗРС, и авиацию ПВО, и РТВ. Но войска ПВО отдельно, а ВВС - отдельно.
Надо понимать, почему так было, а потом было изменено, со слиянием ВВС и ПВО в один род войск (речь об "объектовой" ПВО, а не о "ПВО сухорутных сил", т.е. "войсковой ПВО").

Причин IMHO две.
1. Задачи ПВО, ПРО (на тактическом и оперативно-тактическом уровных) и ВВС (в области борьбы с авиацией противника, т.е. НЕ в "ударных задачах") были различны, хотя и пересекались.
2. Чисто технически и экономически, СССР НЕ МОГ создать универсальные самолеты, пригодные и для ударных задач, и для борьбы за господство в воздухе, и для задач (объектовой) ПВО.

Поэтому появивились "истребители-перехватчики", типа Су-15 и МиГ-25, а также "чистые" перехватчики, типа Ту-128. Это, конечно, авиация, но МАЛОЭФФЕКТИВНАЯ (или совсем неэффективная) для "общих" авиационных задач (кстати, не сводимых к ударным, как у Ходаренка). Было такое понятие - АРКП, т.е. "авиационно-ракетный комплекс перехвата". Это пилотируемый перехватчик, но наводимый на начальном и среднем участке как ЗУР - пилот "включался" на конечном этапе наведения, и осуществлял стрельбу из пушек/пуск ракет В-В.
Очевидно, что это было что-то вроде "интеллектуальной ЗУР с ГСН в виде пилота", а не универсальный/многоцелевой боевой самолет.
При этом ЗРС (до 3-го поколения, т.е. С-300xxx) были (по современным требованиям) крайне неэффективны по целому ряду причин, в первую очередь - по одноканальности по цели, а также по причине необходимости "наведения с земли" - либо прямо в командном режиме (0-1 поколения), либо в виде необходимости подсветки цели до попадания ЗУР в цель (2-ое поколение).
Так что существование ПВО, в том числе специализированной авиации ПВО, с одной стороны, и "прочей" авиации - с другой, было вполне естественным и оправданным. Особенно с учетом крайне ограниченных возможностей авиации по перехвату появившихся низколетящих крылатых ракет. Первым самолетом в СССР, способным на это, был МиГ-31, с его (впервые в мире) появившейся бортовой РЛС в виде ФАР (еще не АФАР).    

С появлением как 3-го поколения ЗРС (С-300xx), так и четвертого поколения самолетов (МиГ-29, Су-27) как реально многоцелевых самолетов, а также все большего "слияния" ПВО и тактической ПРО, надобность в РЕЗКОМ "административном" разделении "наземной" и "воздушной" составляющих объектовой (не войсковой) ПВО отпала, как и исчезли различия между "истребителями" и "перехватчиками".  Просто к ИМЕЮЩЕЙСЯ (а не новой) задаче ВВС по борьбе с самолетами добавились задачи борьбы в другими "воздушными" целями - и по скоростям, и по высоте (как сверхнизкой, так и сверхвысокой, на грани ближнего Космоса), и по "заметности", и по маневренности, и по способу поражения.

В общем, слияние (объектовой) ПВО и ВВС было совершенно естественным - в части борьбы как с носителями АСП, так и с самими АСП. Ходаренок напрасно видит (или притворяется, что видит) у ВВС ("воздушных армий") только "ударные атакующие задачи".

Теперь о предложении разделения, т.е. возврата к "советской структуре".

После ВОВ авиация (по примеру и Германии, и США) стала самостоятельным видом войск, в подчинении у авиационного, а не армейского, командования. Просто потому, что у авиации и сухопутных сил разные задачи.  Тут надо иметь в виду и понимать, что ПВО как часть ВКС - это объектовая ПВО, а не войсковая (войсковая относится к сухопутным силам, а не к ВКС).

А объектовая ПВО - это, в основном, защита ТЕРРИТОРИИ и стационарных объектов - городов, заводов, мостов, ж/д, портов, и прочей инфраструктуры. Это значит, что при наличии ПВО/ПРО в составе ВКС получается сочетание "максимально мобильных" войск (ВВС) и максимально стационарных войск (наземная объектовая ПВО). Боевые действия (требующие участия авиации) идут в стороне от объектов инфраструктуры, нуждаюшихся в защите с "воздуха". Как это совместить в случае наличия ВВС и ПВО в одной структуре - непонятно.

На Западе "решили" эту проблему очень просто - там просто нет развитой наземной ПВО. Ни объектовой, ни войсковой. За все отвечает авиация, плюс кое-где системы типа Patriot PAC-3, которые без авиации ни по их количеству, ни по их ТТХ обеспечить защиту нужных объектов не в состоянии.

В общем, с "дивана" видится такой выход: иметь ВВС отдельно, ПВО отдельно - в смысле подчинения. Т.е. советская структкура родов войск, правда, на новом уровне. Без производства и использования (вынужденного) "недоистребителей", типа МиГ-25/31, исключительно для задач ПВО. Вместо этого можно привлекать "обычные" истребители, возможно, с некоторыми изменениями для более тесного взаимодействия с системами обнаружения, целеуказания, и наведения. Впрочем, такие системы, будучи созданными, пригодятся и для многоцелевых самолетов.

Но самолеты ТОЧНО не заменят наземные системы ПВО в смысле "постоянной по времени" защиты объектов инфраструктуры. Грубо говоря, самолеты ПВО прилетели и улетели, а защищаемые объекты остались.  

Для России, как и СССР, совмещать объектовую ПВО (ее наземную компоненту) и ВВС выгодно "технологически", но невыгодно (если вообще возможно) географически и организационно.
По-моему, структура родов войск была более правильная, чем объединенные ПВО и ВВС в составе ВКС. Разница сегодняшего состояния дел от состояния дел в СССР состоит в том, что разделение авиации на авиацию ВВС и авиацию (объектовой) ПВО будет (если будет):
1) чисто административным, а не технологическим, и
2) добровольным, а не вынужденным.

Насчет статьи Ходаренка - я с ним согласен в смысле "рецепта", но не согласен в смысле обоснования. Дело не в различии "ударных/атакующих" (якобы ВВС) и "оборонительных" задач (ПВО) - у авиации полно чисто оборонительных задач.
Дело в том, что авиация ПВО не может (чисто технически) заменить наземные ЗРС, а наземные ЗРС - не могут обойтись без авиации ПВО. И в том, что защищаемые ПВО объекты "стационарные", а при их обороне от нападения "сверху" невозможно ждать, когда же там появится авиация ПВО.
0
Сообщить
№3
13.01.2024 06:03
Реформа должна быть одна, научиться полком слоновьим прогулкам Ту-22-3М3 с
250-500кг планирующими АБ, как вторая стадия превосходства в воздухе. Раз уж обьявили стратегическую оборону ценацики. Кто ходил факельными шествиями, всех контузить, убивать не стоит, пущай няньками для своих мелких, старух больных ожирением и злобных стариков   мы будем содержать как няньки для них. Мелкие вырастут для России нормальными.
0
Сообщить
№4
13.01.2024 11:52
Одновременно шёл разгром военной науки,но чтобы не противостояли. Автор прав, всех неугодных,которые пытались противостоять дальнейшему развалу армии просто убирали,причём не считались не с чем. Про ОПК, где "реформаторы" "оптимизировали" по полной программе стоило тоже не забывать.Вспомните,когда"реформаторы" протаскивали закупку образцов вооружения НАТО для армии РФ. Сейчас на СВО до сих пор, в той и или иной форме, пожинают "плоды реформ". После "реформ" Хрущёва армию восстанавливали в течении 7 лет,но это был СССР. Сейчас этот процесс идёт и  СВО его резко ускорила. Просто очень многих ошибок и потерь можно было избежать.Жаль,что сейчас никто из "реформаторов" не отвечает за свои действия.
0
Сообщить
№5
13.01.2024 15:11
Цитата, aleks55 сообщ. №4
Одновременно шёл разгром военной науки,но чтобы не противостояли.
Так как бы тоже самое творили и в гражданском секторе.
Сколько осталось тракторных заводов?
А производство полимеров?Многие из них заново начали производить только совсем недавно,когда Запсибнефтехим заработал.
А что у нас с образованием ? А с медициной?
А металлургия? Вспомните какая сталь была в СССР и что сейчас гонят.
Цитата, aleks55 сообщ. №4
Жаль,что сейчас никто из "реформаторов" не отвечает за свои действия.
Нельзя ,свой же люди.И в обще не 37 год.
0
Сообщить
№6
14.01.2024 03:47



Чего там с сетецентричностью в СВО? Я читаю, что до сих пор если надо привлечь арту, то надо по цепочке сначала вверх до генералов, а затем вниз до артиллеристов и пока это пройдёт - цель уже давно не там, уже у нас потери. А можно было бы сразу, хоть через минуту или даже ещё меньше открывать огонь, если бы была сетецентричность.

Вроде как даже применяют и с начала СВО "Стрелец-М", но видимо только спецназ и то ограниченно очень:

А ведь можно было бы как дешёвые (расходный материал) дроны - закупить пару миллионов китайских планшетов с дюймов 8" экранами, туда отечественный аппаратный модуль шифрования (шифровать данные на флешке и радио), свою ОС ("Аврора-5"?) и приложения. Укры ведь используют и массово что-то подобное.

Различную новую боевую технику вроде как внедряют, но про сетецентричность что-то я совсем ничего не слышал. Неужели не нужна оказалась?

Пригожин говорил, что специально снял фильм "Лучшие в аду" для того, чтобы показать как надо взаимодействовать, быстроту взаимодействия различных подразделений на поле боя - штурмовой пехоты с АГС, артиллерией, РСЗО, РЭБ, танками, ПВО и т.д. И там даже без сетецентричности обходились при этом ("Андромеда-Д", "Стрелец-М",...).
+1
Сообщить
№7
14.01.2024 04:33
Цитата, q
То есть бригада как соединение существенно уступает по своим боевым возможностям дивизии.

Так ведь бригад подразумевалось иметь как минимум в три раза больше чем дивизий, а три бригады получаются уже мощнее одной дивизии.
Бригады нужно сравнивать не с дивизиями, а с полками и в этом сравнении бригады У полков выигрывают имея в своём распоряжении полный набор вспомогательных подразделений (инженерных, МТО, разведки, связи, ПВО....).
В составе мотострелковых бригад существует дисбаланс в сторону вспомогательных ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ при явном дефиците пехоты, но он легко устраняется путем изменения структуры бригад и усиления подразделений первого эшелона.
По опыту СВО в составе мотострелковых бригад следует дополнительно сформировать:
- инженерно-штурмовой батальон
-разведывательно-диверсионный батальон
- роту РЭБ и БПЛА
От тяжёлых танковых бригад следует отказаться в пользу  ударных танковых дивизий.

На Украине боевые действия ведутся отдельными бригадами и полками и за два прошедших года войны никто их в дивизии не объединяет, как то без этого обходятся....
Чаще несколько бригад и полков объединяют в корпуса.
Может быть с учётом полученного боевого опыта следует оптимизировать структуру и состав бригад, а в штате общевойсковых армий/военных округов  сформировать по несколько командований корпусов, которые будут комплектовать отдельными бригадами и полками  под конкретные задачи.
-2
Сообщить
Хотите оставить комментарий? Зарегистрируйтесь и/или Войдите и общайтесь!
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ
Ежедневная рассылка новостей ВПК на электронный почтовый ящик
  • Разделы новостей
  • Обсуждаемое
    Обновить
  • 30.04 06:00
  • 1
Стало известно, когда Украина будет готова к новому контрнаступлению (The Economist, Великобритания)
  • 30.04 05:18
  • 1
"Выдавить НАТО из Арктики". Чем вооружат российские тяжелые крейсеры
  • 30.04 04:09
  • 1105
Без кнута и пряника. Россия лишила Америку привычных рычагов влияния
  • 29.04 23:12
  • 6
Какое оружие может оказаться эффективным против боевых беспилотников
  • 29.04 19:19
  • 24
Глава Военного комитета НАТО заявил о необходимости проведения дополнительной мобилизации на Украине
  • 29.04 19:03
  • 44
Россия использует пропаганду как средство войны против Запада - британский генерал
  • 29.04 18:38
  • 116
Израиль усиливает меры безопасности в связи с опасениями ударов со стороны Ирана
  • 29.04 18:34
  • 24
Командующий ВВС США в Европе о роли авиации в боевых действиях на Украине
  • 29.04 18:15
  • 19
Американский эксперт: Военный конфликт на Украине показал необходимость создания танков нового поколения
  • 29.04 18:11
  • 77
Членство в НАТО в обмен на территорию. Зачем Армения проводит военные учения с США
  • 29.04 18:09
  • 30
Национальная политика и миграция
  • 29.04 18:03
  • 4
Посол РФ заявил, что появление российской военной базы в ЦАР решит проблему безопасности
  • 29.04 17:56
  • 9
Названа цена за вступление Молдавии в НАТО. Страна запылает, как Украина
  • 29.04 17:24
  • 92
В США оценили российские Су-34 с УМПК
  • 29.04 17:12
  • 1
В Турции объявили о появлении собственного современного ЗРК