Войти

Поражение российской армии

5532
14
0
Shoygu_Serdukov
Сергей Шойгу и Анатолий Сердюков. Фото РИА Новости.

Отставка Сердюкова — явное решение об окончании реформ в армии

С реформой армии после ухода Сердюкова закончено или почти закончено. Больше реформ не будет – не тот человек Шойгу. Но и отката произошедших реформ не стоит ждать. Хоть Шойгу и генерал, но он не армейский человек.


Отставка Анатолия Сердюкова с поста министра обороны РФ породила массу самых разных комментариев, в основном связанных с взаимоотношениями элит или предполагаемым началом антикоррупционной кампании в стране. Но все это — только внешний слой отставки, фантики, шелуха. Под этой отставкой есть мощные глубинные корни, уходящие в российскую экономику.


По сути, это поражение российской армии. Поражение нанесенное не потенциальным врагом, а «заядлым другом» — российской же оборонной промышленностью.


Поражение, которое может иметь долгосрочные последствия и для армии и для всей экономики.


Реформировать монстра


Кто помнит 90-е годы — помнит и о борьбе за то, чтобы министр обороны страны был гражданским лицом. Это казалось почти неосуществимой идеей. И вот Сердюков стал первым гражданским министром обороны в феврале 2007. Он назначался 4 раза за эти 5 лет. Пережил 3 президентов (или двух, но одного — дважды) и 4 премьеров.


Почему идея гражданского министра обороны считалась такой важной? Армия — чистый потребитель ресурсов. Без какой-либо отдачи. Конечно, пока не настанет война или угроза войны, тогда становится ясно, зачем эти ресурсы были потреблены. Сколько давать армии ресурсов — это всегда решали гражданские лица при формировании бюджета. Но вот как использовать получаемые ресурсы? Это традиционно с советских времен решали сами военные.


От СССР России досталась огромная военная инфраструктура — земли, строения, специализированные институты, образовательная система, медицина и т.д., которая постоянно требовала ресурсов. С ней что-то надо было делать. Армия стала меньше — и из-за демографии, и из-за сокращения срока службы призывников, и из-за изменения задач, стоящих перед ней. Многие элементы военной инфраструктуры стали излишними, чересчур громоздкими, а многие изначально были такими...


С этим колоссальным советским наследием так и не разобрались толком в 90-е годы, не концентрируя финансирование на чем-то важном, а размазывая его тонким слоем по всей инфраструктуре.


Именно поэтому Путину и потребовался гражданский человек на посту министра обороны, чтобы разгрести это наследство. Человек, не связанный с армией и генералитетом, не прикипевший к сложившимся порядкам и способный посмотреть на все свежим взглядом. И способный, не оглядываясь на генералов, проводить жесткий экономический курс в армии.


Реформы в армии предстояли такие, которые вызовут сопротивление, возможно, даже и яростное сопротивление военных. Ведь предстояло «резать по живому» — лишать работы, зарплаты и почета тысячи, десятки тысяч конкретных людей. Ясно, что ненависть к тому, кто это делает, накапливается. Важно, чтобы эта ярость и ненависть была направлена не на Путина, а на другого человека.


Это не первый такой ход Путина. Помните Михаила Зурабова — автора реформы социальных платежей из бюджета и пенсионной системы? Ненависть людей оказалась направлена именно на Зурабова, а Путин, снявший одиозного министра, вроде бы даже набрал очки. Или Чубайс, который был назначен на жесткую реформу российской электроэнергетики. Сделал работу и ушел, проклинаемый старым руководством отрасли.


Именно такого роду функцию — жесткого реформатора, которого потом можно принести в жертву — и должен был выполнить в армии Сердюков. И рано или поздно он должен был уйти.


А Путин, сделавший его руками грязную работу, — набрать очки, уволив неугодного армии министра. Вот это «рано или поздно» настало.


Надо сказать, что Путин дал своим «реформаторам» неплохую «пенсию» — Чубайс сидит в своем «Роснано» на бюджетных деньгах, а Зурабов — посол России на Украине. Найдется работа и для Сердюкова. Так что считать этих людей каким-то «героями-камикадзе» не стоит. Они сделали грязную работу для хозяина и вознаграждены (будут вознаграждены).


Не стоит считать, что у Сердюкова была какая-то своя программа реформирования армии. Откуда она у бывшего директора мебельного магазина, а потом — налоговика? Нет, он проводил политику Путина и ничего более. Был его «смотрящим».


И чем больше ненависть к нему в армии — тем больше его зависимость и верность Путину.


Впрочем, не стоит считать и что Сердюков не делал ничего сам, а только выполнял приказы Путина. И Чубайс, и Зурабов, и Сердюков имели большую самостоятельность в своих действиях и делали то, что считали нужным в рамках ввереного им хозяином мандата.


И, справедливости ради, надо сказать, что к мандату Чубайса и Зурабова можно относиться по-всякому, сам их «мандат» можно даже считать изначально ошибочным. Но то, что делал Сердюков в армии — сделать было, безусловно, надо. И давно. Я не о конкретных решениях (конечно, ошибки и перегибы были), а об общей линии.


И, конечно, никто из этих троих не был идеалистом-бессеребренником. Знали, на что шли, и иллюзий не питали.


Но Сердюков столкнулся с еще одной проблемой, которой, вероятно, не предвидел ни он сам, ни его хозяин. Он столкнулся с еще одним монстром — российским ВПК, военно-промышленным комплексом.


Битва монстров


Сердюков стал министром обороны, когда российская оборонная промышленность была слаба и разрозненна. Минобороны был единственным заказчиком, а среди подрядчиков была хоть какая-то конкуренция.


Однако курс на централизацию оборонной промышленности Путиным был уже взят. Через месяц после назначения Сердюкова была создана Объединенная судостроительная компания, через полгода – «Ростехнологии». И оборонная промышленность стала постепенно консолидироваться, объединяться, усиливать свое влияние «при дворе». Вместо выбора подрядчиков у военного ведомства стал появляться всего один подрядчик — такой же монополист, как и Минобороны.


Интересы этих двух монстров — армии и оборонки – изначально противоположны. Это естественно, интересы продавца и покупателя противоположны всегда.


Оборонка хочет продать побольше, подороже то, что можно произвести подешевле и без особых затей. Минобороны хочет купить качественную и передовую технику подешевле и полегче в обслуживании. Рынок регулирует такую ситуацию конкуренцией продавцов и покупателей. Но тут в конечном итоге остался 1 монопольный продавец и 1 монопольный покупатель. Рынок тут ничего регулировать не может, это изначально нерыночная ситуация. Рынок был уничтожен. Тут все решается влиятельностью и близостью «к царю». Копирайт — Путин.


Правда, у Минобороны еще оставался рычаг воздействия на оборонку — импорт вооружений. И министерство стало все чаще пользоваться этим рычагом, чем бесило оборонку необычайно.


В конце 2010 года Президент Медведев подписал новую программу закупки вооружений на 20 трлн руб. за 10 лет, которая предусматривала двойное увеличение гособоронзакупок. И противоречия между Минобороны и оборонной промышленностью резко обострились. Министерство в лице Сердюкова заявляло, что российская армия должна обладать лучшим оружием, неважно, где оно произведено. Российский ВПК не мог спокойно наблюдать, как огромный пирог бюджетных денег проплывает мимо рта куда-то за рубеж.


Глава «Ростехнологий» Сергей Чемезов, а затем и вице-премьер Дмитрий Рогозин много раз открыто критиковали закупочную политику Минобороны. Чемезов даже жаловался занимавшему тогда пост президента Медведеву на срыв контрактов по гособоронзаказу из-за позиции военного ведомства. В самом деле, военное ведомство вело себя как полагается монопольному покупателю — старалось снижать цены, платить попозже, требовало качества, слало рекламации и т.п. А если что — обращалось к закупкам по импорту. Все же конкуренция с импортом сохранялась.


Но в результате оказывались не выполнены планы по госзакупкам, что фактически угрожало сорвать запланированный рост объема гособоронзаказа.


В отличие от Сердюкова, вполне адекватно выполнявшего свою функцию министра, премьер и президент понимали, что оборонзаказ — не просто прихоть самодержца или следствие паранойи. Для них это был способ подстегнуть российскую экономику, обеспечить рост ВВП.


Ведь чтобы продать военную технику Минобороны, надо ее произвести, а для этого закупить и перевезти сырье, добыть его и т.п. На экономическом языке это называется мультипликатор (умножитель) — когда на 1 рубль госзаказа экономика отвечает ростом на 2-3-4 рубля.


Российское руководство в принципе не понимает до сих пор, как работает рынок. Что спрос рождает предложение. Что частное потребление — основа экономического роста. Мы снова возвращаемся к парадигме времен застоя и основой экономики становится госзаказ, а все остальное — от лукавого. Неважно, что потребление людей не растет, хотя растет ВВП. Это детали. Госзаказ — вот суть той экономики, которую строят сегодня наши президент и правительство.


И вот по этой сути был нанесен удар откуда не ждали — от Минобороны. От человека преданного и активного, выполняющего именно ту работу, на которую был нанят, но вдруг оказавшегося неудобным, срывающим победное шествие своей мелочностью и скрупулезностью...


Победа ВПК над армией


Российский ВПК снял последнюю преграду, которая так мешала ему «впаривать» государству свою продукцию в любом количестве и качестве и по любым ценам. Времена, когда Минобороны было настолько сильно, что пыталось отнять экспорт вооружений у оборонки прошли. Более того, теперь оборонка отнимает у Минобороны импорт вооружений.


Впредь контракты по импорту вооружений будет заключать не Минобороны, а оборонная промышленность, потому что смысл импорта заключается в повышении уровня промышленности, сказал недавно вице-премьер Рогозин. А мы-то, наивные, думали, что смысл импорта вооружений заключается в росте боеспособности нашей армии!


Последний конкурент российской оборонки в виде импорта ликвидируется. И это — полная и безоговорочная победа российского ВПК над российской армией.


Теперь армия не будет даже выбирать поставщика — только завод, который назначит наша оборонка. А иностранцы-конкуренты перейдут в разряд субподрядчиков наших заводов. Закупать у них подешевле и продавать нашей армии подороже — выгодный бизнес.


Капитуляция или отступление?


Первое, что сделал новый министр обороны Шойгу, это принял решения, которые должны сделать его популярным в армии: уволил часть сердюковских людей, отменил несколько последних решений об объединении и ликвидации образовательных и научных учреждений, решение о переезде Военно-Медицинской Академии из центра Санкт-Петербурга в пригород, пригрозил вчинить несколько судебных исков по проданной за последнее время недвижимости (по ценам ниже рыночных) и т.п.


Копеечные по сути дела. Но такие важные для создания имиджа «строгого и справедливого».


А еще он почти сразу посетовал, что не может найти общего языка с промышленностью. И затем продолжил сдавать позиции – стало известно, например, что сборку бронеавтомобилей LMV M65 («Рысь») по контракту стоимостью около 1,5 млрд долларов с итальянской компанией Iveco передадут под контроль «Ростехнологий». Планировалось, что сборку машинокомплектов будет производить подведомственный Минобороны завод, теперь же в Италию едут эмиссары, чтобы договориться о переносе сборки на предприятия Ростехнологий под видом якобы углубления этой сборки.


Как далеко будет отступать Шойгу?


Думаю, с реформой армии с уходом Сердюкова закончено или почти закончено. Трудно судить, сколько успел он сделать за 5 с небольшим лет, а сколько не успел. Информация о недвижимости и инфраструктуре армии, естественно, остается секретной. Однако, это как ремонт в доме — он не кончится никогда, пока не решишь его прекратить. Отставка Сердюкова — это явное решение об окончании «ремонта» в армии.


Больше реформы не будет, не тот человек С.Шойгу. Но и отката произошедших реформ — тоже. Хоть Шойгу и генерал, но он не армейский человек.


Насколько новый министр упрется в вопросах качества вооружения, цен и условий поставки? Сможет ли использовать импорт для контроля цен и качества отечественного производителя или у него выбьют этот рычаг давления? Пока идет явное отступление Минобороны и натиск военных промышленников. Остановит ли и где именно остановит этот натиск Шойгу? На эти вопросы пока нет ответа.


Если Шойгу не упрется, если капитулирует, пойдет на поводу у промышленников — в экономике образуется мощнейшая «черная дыра» оборонной промышленности, которая будет со свистом проглатывать все увеличивающийся поток ресурсов без какой-либо отдачи.


Экономика начнет работать «вхолостую» — без роста потребления населения. И для того, чтобы остановить этот маховик в будущем понадобится кризис, сравнимый с кризисом 1992 года...



Алексей Михайлов

Права на данный материал принадлежат
Материал размещён правообладателем в открытом доступе
  • В новости упоминаются
14 комментариев
№0
11.12.2012 06:55
Больше реформы не будет, не тот человек С.Шойгу. Но и отката произошедших реформ — тоже. Хоть Шойгу и генерал, но он не армейский человек.....вспоминается  что когда пришел Шойгу были  только пожарные ,сейчас же МЧС -это военная структура по своей сути (жесткий отбор ,престиж)- т. к имеется ,медицина,подразделения охраны и сопровождения ,своя военная техника (бтр , вертолеты)-если это не результат реформ ! то мне пора становится балериной ....сдается автор немного не в теме.
+3
Сообщить
№0
11.12.2012 09:58
Да,автор видно заработал хорошо-так Сердюкова пропиарить...Конечно,и Сердюкову и его подельникам сейчас нужны как воздух подобные статейки-уж очень близко "разрываются снаряды"..
Не хочу перечислять откровенные глупости совершенные в период работы Сердюкова или его заслуги-ему было пора в отставку.
Шойгу уже показал себя как человек способный организовать дело(МЧС) и думаю он на своем месте...
А автору статейки пожелаю хотя бы немного разобраться в вопросах экономики ,реформ,политики и т.д чтобы не выглядеть таким жалким и смешным в своих потугах донести что-то до читателей...
+2
Сообщить
№0
11.12.2012 10:02
ID: 3382 - а есть конкретные замечания к статье или опровержения по информации статьи?
+2
Сообщить
№0
11.12.2012 11:34
Цитата
ID: 3382 - а есть конкретные замечания к статье или опровержения по информации статьи?

Вы считаете, что лучше прикручивать бамперы к Ивеко с надписью Рысь на авторемонтном заводе, чем тот же КамАЗ купит (за счет бюджета МО) недостающие технологии, и будет производить продукт, отвечающий потребностям армии?
По мне так лучше 2-е...
0
Сообщить
№0
11.12.2012 11:49
PPSh - по мне тоже лучше второе, но я задавал вопрос ID: 3382 к тому, что критика должна быть конструктивной, а не эмоциональной.
Для выражения эмоций мы сделали "+" и "-" к новости - этого вполне достаточно для выражения своего отношения к материалу, когда предметных замечаний или нет, или нет желания их давать.
+1
Сообщить
№0
11.12.2012 14:49
"Экономика начнет работать «вхолостую» — без роста потребления населения. И для того, чтобы остановить этот маховик в будущем понадобится кризис...." - (уно ун моменто) "И сия пучина поглотила всех в одночасье..." - на весьма оптимистичной и жизнерадостной ноте автор покончил с рассуждениями. Одним словом оставил один на один в чистом поле генерала Шойгу и «заядлого друга» армии. В итоге полностью солидарен с 1 и 2 комментом, критиковать оно конечно всегда проще - но данный вопрос (качества и перспективности вооружения) - таков, что МО РФ и ОПК весьма тесно связаны с друг другом и разделяя их трудно выстраивать логические цепочки.
-1
Сообщить
№0
11.12.2012 15:07
идеи реформы Сердюкова-Макарова понятны - освободить армию от неосновных функций, максимально нарастить число боевых частей. Другой момент - каким образом это делалось и какой функционал считать в армии неосновным. Но это тема отдельного исследования. Статью плюсанул.
0
Сообщить
№0
11.12.2012 15:19
2 Слава

Вообще-то до 91г ГО было подчинено армии и имело армейскую структуру, с огромным количеством спецтехники. А при Шойгу, вообще-то, все это распродали-разворовали и потом он начал героически строить МЧС.

Зачем, как попугай повторять х-ню, про то, что с нуля? Но пеар в МО, конечно, поднимется на новую высоту, это да :))
-2
Сообщить
№0
11.12.2012 15:37
во многом согласен со статьей. С приходом Шойгу риск того что оборонка будет впаривать армии то что она хочет, а не то что армии нужно вырастет в разы!!!

Единственное, в чём не согласен, это про то что нужен кризис и всё зло в экономике в оборонке, всё зло это всё поглощающий нефтегаз.
-1
Сообщить
№0
11.12.2012 17:32
Кром того автор очень правильно отмечает проблемы монополизма ВПК. Монополия это почти всегда зло и противник прогресса.
0
Сообщить
№0
11.12.2012 20:11
Автор назвал некоторые фамилии: Зурабов, Чубайс, теперь - Сердюков. Везде с увольнением этих людей Путин ", снявший одиозного министра, вроде бы даже набрал очки."
Не упомянуты, например, Голикова с томографами, Фурсенко (а теперь Ливанов), которые "нацелены" на образование и науку. Еще можно назвать аналогичных "деятелей" по другим отраслям экономики, если ограничиться только экономикой. Они не только вызывают возмущение людей, Но и при их "снятии" с должностей уже "набрать очки" невозможно. Уже само разрушение ряда направлений развития соотносится не с конкретным исполнителем, а с тем, кто их назначает на должность. Об этом уже только ленивые СМИ не пишут.
Отдельно о Сердюкове. Кто может назвать направления "реформ", которые пошли на пользу армии?
Я уже неоднократно на этом сайте пытался сказать, что лично я знаю только одну правильную реформу: образование 4-х военных округов, в значительной мере самостоятельных. Может быть я сильно ошибаюсь, но более ничему нельзя поставить "+".
О взаимоотношениях ВПК и МО. Первые в значителтьной мерое находятся под госконтролем. Второе - госструктура. И оказывается, что установить нормальные отношения между ними государство почему-то не может. Так что основные вопросы здесь не МО, не ВПК, а только российской власти.
0
Сообщить
№0
11.12.2012 20:43
Советская армия была сильна и потому, что среди разработчиков и производителей была конкуренция... Хотя решения о внедрении и победе в конкурсе часто принимались из политических соображений, особенно при Устинове.
+1
Сообщить
№0
12.12.2012 06:40
Цитата
советская армия была самой сильной
как это не покажется странным, но даже в советское время была конкуренция - конкуренция на уровне КБ. сейчас и того почти нет.
+1
Сообщить
№0
12.12.2012 07:48
да "Советская армия была сильна и потому" - что существующая на том момент времени Экономика позволяла делать это - бабло, пардон, деньги подругому распределялись
0
Сообщить
Хотите оставить комментарий? Зарегистрируйтесь и/или Войдите и общайтесь!
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ
Ежедневная рассылка новостей ВПК на электронный почтовый ящик
  • Разделы новостей
  • Обсуждаемое
    Обновить
  • 15.11 08:14
  • 2
Летчик-испытатель считает, что Су-57 превосходит китайскую новинку J-35
  • 15.11 05:22
  • 6
Россия вернется к созданию сверхзвуковых лайнеров
  • 15.11 05:14
  • 1366
Корпорация "Иркут" до конца 2018 года поставит ВКС РФ более 30 истребителей Су-30СМ
  • 14.11 22:10
  • 5555
Без кнута и пряника. Россия лишила Америку привычных рычагов влияния
  • 14.11 21:45
  • 4
TKMS показали, каким будет новый фрегат MEKO A-400
  • 14.11 18:35
  • 2
В США «откровенно посмеялись» над российским Су-57 с «бородавками»
  • 14.11 18:34
  • 2
Сыграть на слух: новая гарнитура обеспечит надежную связь на поле боя
  • 14.11 04:35
  • 2
Ответ на достаточно распространенное мнение, а именно: "Недостатки выдают за достоинства. Российские лампасы выдали малокомпетентные требования по сверхманевренности в ущерб не видимости, которые на Украине никак не пригодились."
  • 14.11 01:22
  • 1
Стали ли холоднее приятельские отношения Трампа и Путина? (The Independent, Великобритания)
  • 13.11 20:43
  • 3
Стармер и Макрон хотят убедить Байдена разрешить Украине удары дальнобойными ракетами по РФ - СМИ
  • 13.11 18:26
  • 2
«Полёт русского аса на Су-57 можно смело назвать искусством»: в Китае обсуждают пилотаж на истребителе пятого поколения ВКС РФ в Чжухае
  • 13.11 13:42
  • 1
"Рособоронэкспорт" назвал главное выигрышное отличие Су-57Э
  • 13.11 12:49
  • 0
Трамп – разрушитель, или очередное «Большое американское шоу»?
  • 13.11 10:45
  • 682
Израиль "готовился не к той войне" — и оказался уязвим перед ХАМАС
  • 13.11 01:37
  • 1
Лесть, прибыль, мир: коммерческое предложение Украины Трампу (Financial Times, Великобритания)