Войти

"Тщательно взвешивает свои слова". Экс-генсек НАТО тепло отозвался о Путине

1124
0
0
Общение В. Путина с семьями, награжденными орденом Родительская слава
Общение В. Путина с семьями, награжденными орденом Родительская слава.
Источник изображения: © РИА Новости Александр Казаков

Экс-генсек НАТО Солано: Путин тщательно взвешивает свои слова

Экс-генсек НАТО Хавьер Солано назвал Владимира Путина человеком, который тщательно взвешивает свои слова, пишет El Pais. Он отметил, что российский лидер "много обдумывает вещи, прежде чем их сказать", а также знает, что "месть — это блюдо, которое подают холодным".

В своих воспоминаниях бывший генеральный секретарь НАТО, руководитель ЕС и министр в нескольких социалистических правительствах анализирует свой богатый международный опыт как свидетеля и творца истории.

Хавьер Солана (Мадрид, 81 год), кажется, доволен собственным жизненным опытом. "Мне очень повезло в жизни", — говорит он. В науке он был профессором физики твердого тела, в политике- министром в нескольких социалистических правительствах Фелипе Гонсалеса, а затем перешел в международную политику, которой занимается до сих пор. Сначала в качестве генерального секретаря НАТО (за несколько лет до этого он был категорически против этой организации), а затем в качестве Верховного представителя Европейского Союза по общей внешней политике и политике безопасности. Он остается ярым проевропейцем, выступающим за все более глубокую интеграцию. Его книга воспоминаний "Testigo de un tiempo incierto" (Свидетель беспокойного времени), получившая премию "Эспаса", посвящена помимо прочего, этому международному аспекту. "Внешняя политика представляется мне самой удивительной частью моей жизни".

Хотя ваш текст охватывает период от распада Советского Союза до начала конфликта на Украине, сейчас мы в первую очередь должны говорить о том, что происходит в секторе Газа.

Солано: Я очень хорошо знаю Газу, бывал там много раз. После посещения Газы я был потрясен. Она очень бедная, очень густонаселенная, очень мрачная. Там нет детских площадок, жизнь очень тяжелая.

Что вы там делали?

Солано: Когда я был высоким представителем в ЕС, мы были теми, кто на много месяцев открыл коридор для связи с Египтом в городе Рафах. Египтяне пропускали продукты, но им не нравилось, что люди выходят. Мы были вынуждены действовать осторожно. Я хорошо знаю эту границу, там было полно туннелей, по которым ввозили продовольствие, так что другого выхода не было.

Что может произойти?

Солано: Я боюсь, что будет израильтяне войдут по земле. Но они боятся заходить, потому что они уже были в Газе, и Газа им не нравится. Им нужно, чтобы туда поступало продовольствие: они пропустили 20 грузовиков, но им нужно 200 грузовиков в день. Слова Байдена очень важны: он сказал Нетаньяху, чтобы тот не повторил ошибку, которую совершили американцы после 11 сентября, когда они действовали на почве мести. Это были две абсолютно бесцельные войны.

Прислушается ли Нетаньяху?

Солано: Думаю, что нет. В Израиле уже слишком много лет правит человек, которого я не уважаю. Нетаньяху — неудачник, он был одним из самых жестких противников того, чтобы основополагающие соглашения в двух государствах не выполнялись. Я работал с Ариэлем Шароном, который должен был проявлять твердость, и мы достигали небольших соглашений. С Нетаньяху это невозможно. А если соглашение между двумя государствами не будет достигнуто, ситуация всегда будет взрывоопасной.

Является ли реакция на атаку ХАМАСа несоразмерной?

Солано: Я осуждаю нападение ХАМАСа, это надо признать, и я это говорю. И я понимаю, что Израиль хочет вернуть своих заложников. Но это все слова, но теперь нужно решать проблему. У войн тоже есть свои законы. Реакция страны, которая бомбит с воздуха и хочет ввести танки в такое небольшое поселение, очень несоразмерна.

Россия — это центральная линия вашей книги.

Солано: Не то, чтобы Россия была центром, но это страна, в которой происходит самая важная и удивительная эволюция.

Вы знали Путина лично?

Солано: Да, когда я был молод и работал на Бориса Ельцина. И я видел, как этот человек, вышедший из КГБ, из недр системы, стал одним из его ближайших соратников: руководителем аппарата, премьер-министром, а затем и преемником.

Какой он?

Солано: Он более холодный человек, чем Ельцин. Он все продумывает, прежде чем сказать, готовит вопросы, знает, что месть — это блюдо, которое лучше всего подавать холодным. Он не был моим другом, но у меня с ним были очень нормальные отношения.

Представляли ли Вы, что Путин зайдет так далеко?

Солано: Нет.

Некоторые эксперты, например, Тим Маршалл (Tim Marshall), связывают внешнюю политику России на протяжении всей истории с тем, что перед ними всегда находились великие равнины Севера Европы. Именно там безуспешно атаковали Наполеон и Гитлер.

Солано: Я полностью согласен. Россия всегда заботилась о "стратегической глубине". Это восходит к царским временам. После падения Берлинской стены пространство уменьшается, и Россия не знает, как его сохранить. Поэтому она хочет, чтобы Украина стала частью этой стратегической глубины, но Украина не хочет этого делать. Она чувствует себя окруженной, но именно из-за этой концепции, которая так глубоко укоренилась у русских. Однако сейчас Швеция и Финляндия присоединились к НАТО.

Если Россия так заботится о сохранении своего пространства, то является ли расширение НАТО и ЕС на восток, в котором Вы принимали участие, хорошей идеей?

Солано: Что не является хорошей идеей, так это то, что Россия не хочет иметь границу с другой страной. Вопрос стратегической глубины — это навязчивая идея. Путин не может иметь ту границу, которую он хочет: есть страны, которые не хотят быть покоренными.

Конфликт на Украине, похоже, выходит из цента мирового внимания. Как можно разрешить этот конфликт?

Солано: Поскольку есть газеты, которые выходят в режиме реального времени, и такие сервисы, как TikTok, сейчас кажется, что каждая секунда — это столетие. Но это не так. Борьба между Украиной и Россией — это не сегодняшний день, она уходит корнями в далекое прошлое. И я не знаю, чем она закончится. Раньше в войнах побеждали или проигрывали, сегодня, мне кажется, нужно искать перемирия. Нам даже не нужен юридический мир или договор, достаточно физического перемирия. Люди не должны умирать.

В начале конфликта вы говорили о ядерном оружии. Это было очень страшно. Существовал ли риск ядерной войны?

Солано: Не думаю, хотя, возможно, это было скорее желание не допустить ее. Это один из немногих моментов, когда Китай был не согласен с Россией. Он сказал: не ходите этим путем. И упоминания о ядерном оружии быстро исчезли из речей. Стало ясно, кто здесь главный.

Каково это — быть свидетелем и участником стольких исторических моментов?

Солано: Часто, даже зная, что это важно, ты не осознаешь, что это исторические моменты. Трудно понять проекцию. Я всегда занимался более интересными вещами. Я не жалею практически ни о чем. У меня была только одна неудача, которую я никак не могу пережить.

Вы упоминаете его в книге. Что это за провал?

Солано: Это то, о чем я не хочу говорить.

Вы по-прежнему причисляете себя к социалистам?

Солано: Я по-прежнему отношу себя к социал-демократам. Социал-демократ от науки, я думаю, это важно упомянуть. Мой анализ отличается от анализа специалиста по этике, экономиста или политолога.

В публичных дискуссиях партию PSOE (Испанская социалистическая рабочая партия) в прошлом часто сравнивают с сегодняшней PSOE. Критикуют ее изменчивый курс.

Солано: Мне всегда нравилась партия PSOE. Партия эволюционировала, потому что эволюционировала сама жизнь, Европа и мир. Социалисты не идеальны по определению, они делают хорошие вещи и иногда совершают ошибки. Но я по-прежнему убежденный социал-демократ и не хочу переставать им быть: я буду продолжать голосовать за свою партию.

Что Вы думаете о предлагаемой амнистии?

Солано: Я выступаю за все, что направлено на восстановление нарушенных отношений между Испанией и Каталонией. Когда я вернулся в Испанию, я старался одной ногой быть в Мадриде, а другой — в Барселоне. И мне это удалось, например, в Esade или в фонде La Caixa.

Как Ваше образование в области физики помогло Вам в Вашей политической деятельности?

Солано: Я полагаю, что у меня упорядоченное мышление, я знаю пределы вещей, у меня есть чувство жесткости. Я изучал науку и проводил исследования, я был профессором и руководил диссертациями... Политическая жизнь гораздо более гибкая, и строгость науки — это то средство, за которое можно ухватиться. Наука также заставляет вас уважать другого: вы знаете, что другой — это тоже пучок молекул, расположенных определенным образом. И он такой же как ты.

Что Вы подумали, когда Вас выдвинули на пост генерального секретаря НАТО?

Солано: Я спросил Билла Клинтона, который был твердо уверен, что это должен быть я, понимает ли он, кому они делают это предложение. Он ответил: "Конечно, я видел Ваше личное дело в ЦРУ".

У ЦРУ было ваше личное дело?

Солано: Да, хотя я этого не знал. Но, когда я поехал учиться в США по стипендии Фуллбрайта, во времена Кеннеди и Мартина Лютера Кинга, я был студенческим активистом, ходил на все эти демонстрации против войны во Вьетнаме.

Возможно, самым сложным моментом для Вас была интервенция НАТО на Балканах, бомбардировки Белграда.

Солано: Я очень хорошо это помню. Это не было моим личным решением, но в разные периоды мне пришлось постоять за себя. Некоторые бомбы попадали на гражданские объекты. В политическом плане самой серьезной была ракета, попавшая в китайское посольство.

Быть министром культуры — это не то же самое, что возглавлять НАТО. Бывают конфликты, ракеты, жертвы среди гражданского населения.

Солано: Когда ты оказываешься в международной организации с такими обязанностями, ты должен принять их и справиться с ними настолько хорошо, насколько это возможно. Я, конечно, делал это в меру своих возможностей.

Автор статьи: Серхио К.Фанхул (Sergio C. Fanjul)

Права на данный материал принадлежат
Материал размещён правообладателем в открытом доступе
Оригинал публикации
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ВПК.name
  • В новости упоминаются
Похожие новости
13.11.2023
Немецкий генерал заявил о разгроме ВСУ и рассказал о следующих целях России
27.07.2023
Запад затягивает конфликт на Украине ради сведения счетов с Россией
17.04.2023
США заставят Зеленского "предать" украинцев
13.02.2023
США могут сделать четыре шага к завершению конфликта на Украине
08.08.2022
Запад решил бороться с Россией проверенным способом
22.02.2022
Foreign Affairs: победа России на Украине – это не научная фантастика
Хотите оставить комментарий? Зарегистрируйтесь и/или Войдите и общайтесь!
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ
Ежедневная рассылка новостей ВПК на электронный почтовый ящик
  • Разделы новостей
  • Обсуждаемое
    Обновить
  • 09.05 13:57
  • 1216
Без кнута и пряника. Россия лишила Америку привычных рычагов влияния
  • 09.05 12:44
  • 14
Названа цена за вступление Молдавии в НАТО. Страна запылает, как Украина
  • 09.05 12:36
  • 7
Американские «Гадюки» получат ракету большой дальности
  • 09.05 10:26
  • 10
В США показали испытания беспилотной подлодки на видео
  • 09.05 10:19
  • 2
Визит канцлера в Прибалтику. Все в этот день заставляет воскликнуть: переломный момент! (Der Spiegel, Германия)
  • 09.05 09:14
  • 1
Не верьте военной машине Вашингтона: Путин не собирается нападать на страны НАТО (Newsweek, США)
  • 09.05 09:01
  • 1
Китайская станция Chang'e-6 успешно вышла на окололунную орбиту
  • 09.05 08:55
  • 1
"Дни неприступных крепостей прошли". Украинский фронт вот-вот посыплется (Advance, Хорватия)
  • 09.05 08:50
  • 2719
Как насчёт юмористического раздела?
  • 09.05 02:07
  • 5
NASA успешно передало данные по лазерному лучу на 226 миллионов километров
  • 09.05 02:07
  • 1258
Корпорация "Иркут" до конца 2018 года поставит ВКС РФ более 30 истребителей Су-30СМ
  • 09.05 02:06
  • 2
Компания из США презентовала перепрограммируемую систему РЭБ
  • 08.05 19:09
  • 3
С аэродрома Новосибирского авиазавода 75 лет назад поднялся в воздух первый построенный здесь самолет
  • 08.05 19:03
  • 40
Глава Военного комитета НАТО заявил о необходимости проведения дополнительной мобилизации на Украине
  • 08.05 18:35
  • 1
Современные вызовы: Беларусь и Турция в глобальном контексте