Войти

Анатолий Сердюков: жертва неподъемного реформаторства

3586
18
+1
serdukov_ae
serdukov_ae

Была ли предсказуемой отставка Анатолия Сердюкова? Какие задачи удалось решить экс-министру обороны и груз каких проблем ляжет на плечи нового – Сергея Шойгу? Большинство текущих проблем армии не связаны с Сердюковым, это проблемы системные, считает эксперт по вопросам безопасности и военно-политического сотрудничества, председатель экспертного комитета общественной организации "Самооборона" Александр Костин.


Причины отставки А. Сердюкова напрямую связаны с коррупционным скандалом в ведомстве подконтрольном оборонному министерству.


В конце октября 2012 года следователи возбудили сразу 5 уголовных дел за мошенничество с землями и акциями подконтрольного Минобороны ОАО «Оборонсервис».


И это, наверное, самый главный упрек уже бывшему министру обороны. Вместе с тем, не стоит забывать о и достижениях А. Сердюкова, о тех задачах, которые были поставлены перед ним.


На плечи министра легла тяжелейшая ноша - проведение наверно самой масштабной за 100 лет реформы вооруженных сил и реализация программы перевооружения.


Такой же тяжелой задачей было проведение финансового и управленческого аудита вооруженных сил и максимальное снижение коррупции.


Напомню, в 2000-ых министерство обороны было самым неэффективным и коррупционным органом российского государства. Как воровали в армии, с таким размахом и в таких масштабах, наверное, не воровали больше нигде.


Сейчас, только слепой не увидит, те, может, и не столь яркие, но фактические достижения экс-министра. Реформа в ключевых направлениях проведена, армия стала более эффективной и управляемой.


Совершенных ошибок никто не отрицает, но это и не отменяет значимости реализованных мер.


Вместе с тем, было ощущение, что министерство обороны для А. Сердюкова так и не стало «своим», не был найден общий язык с военной средой.


Отрицая существующий военный класс, экс-министр не сумел, или не захотел сделать новый, и это снизило качество проведенных мер. К сожалению, реформа миновала один из важнейших кластеров военного ведомства - это систему образования, которая не получила никаких качественных изменений к лучшему.


То же самое можно сказать и о военной науке - как и в гуманитарном плане, так и в сегменте научно-технических разработок. Это направление продолжает деградировать.


В анализе текущих перспектив не стоит переоценивать роль и место личности. Большинство текущих проблем не связано с фигурой А. Сердюкова, это проблемы системные.


На самом деле перед новым министром стоят все те же задачи, которые стояли перед предыдущим. Вместе с тем, есть ряд вопросов, которые С. Шойгу может решать более эффективно, чем прошлый министр - это вопросы оснащения армии, взаимодействия с ВПК, где у А. Сердюкова был открытый конфликт.


Следующим перспективным направлением, который стоял у прошлого министра в тени, может стать формирование качественной военной экспертизы.


До недавнего времени ни ГШ ВС, ни само министерство не могло внятно объяснить ни формат будущего облика армии, ни ее запросов по ВПК.


Из ближайших действий нового министра мы, скорее всего, увидим смену военного руководства армии, в первую очередь начальника Генерального Штаба ВС РФ.


Александр Костин,специально для ИА "Оружие России"

Права на данный материал принадлежат
Материал размещён правообладателем в открытом доступе
  • В новости упоминаются
Похожие новости
13.11.2012
К оружию
13.11.2012
Чрезвычайная оборонная ситуация
09.11.2012
Медведев: При Сердюкове армия стала более профессиональной
08.11.2012
Военторг окончен
07.11.2012
Отставка Анатолия Сердюкова с поста Министра обороны РФ закономерна, считает Владимир Гутенев
07.11.2012
Игра престолов
18 комментариев
№0
07.11.2012 09:37
Поставил плюс заметке, но с тем, что цитата: "Причины отставки А. Сердюкова напрямую связаны с коррупционным скандалом ...", согласиться не могу, т.к. вся предыдущая практика противоречит этому утверждению. Думаю, конкретная причина в другом.

ИМХО, единственный вариант, при котором это увольнение возможно по заявленным причинам, это смена внутриполитического курса, на реальную борьбу с коррупцией в ближнем окружении. Но в таком случае (по идее) должны последовать и другие, подобные "экзекуции".

- ну и насколько такой вариант вероятен?
+1
Сообщить
№0
07.11.2012 11:10
Цитата
«Именно военные контрразведчики собрали материал для уголовного дела по Оборонсервису»
Мне очень нравится этот фильм, а особенно данный эпизод:

http://www.youtube.com/watch?feature=player_detailpage&v=H3B-q8AZnAs#t=317s

Он в наибольшей степени соответствует ситуации.
0
Сообщить
№0
07.11.2012 11:43
Я когда-то тоже очень интересовался и любил всё, что связано с темами ФСБ, СВР, контрразведки и подобными, ведь эти органы архиважны и нужны для целостности и безопасности нашего государства, но постепенно, узнавая о том, как многочисленные члены этих спецслужб предавали (как в случае с Сергеем Третьяковым, полковник СВР) эти свои идеалы и нашу страну, я начал понимать ,что что-то тут не так. Ничего святого нет. А вспомните случай с Кеном Алибековым (директор "Биопрепарата", выпуск биологического оружия в СССР, кстати его мемуары  "Осторожно! Биологическое оружие!" считаю мастхевными для прочтения, несмотря на то, что по сути своей он предатель). Ну а теперь вот и Сердюков. А возможно это только видимая "часть айсберга". Опять же вспоминается поговорка о "рыбе и голове"... В общем пелена романтизма слетела как-то и теперь даже от таких служб можно ожидать всего чего угодно - от умалчивания и закрывания глаз на вопиющие дела, до прямого предательства...
P.S. Восход, спасибо за наводку на фильм "Серые волки", видимо пропустил в своё время, пересмотрю.
+1
Сообщить
№0
07.11.2012 12:02
П.4 во все времена были герои и предатели.

http://ru.wikipedia.org/wiki/Манко_Инка_Юпанки

Так же как и во все времена, люди наиболее ушлые и скользкие, старались пролезть во властные структуры.

Если сделать выборку, то думаю и при царе и при СССР и сейчас будет одинаковое число тех, кто готов предать и тех, кто готов служить ценой своей жизни.

Просто, это стержень личности и он в человеке не всегда раскрывается. Ну не каждому потенциальному "шпиону" выпадает шанс поработать на западную разведку, так же как и не каждому выпадает шанс увенчать себя лаврами героя.

Но вот то, что от главы ведомства очень многое зависит, это да. Мне в этом отношении нравится пример Гувера. Не то, чтобы я его уважал (как педофила или массона), но некоторые организаторские качества он использовал блестяще, создав одну из мощнейших организаций в США. Хотя деспот еще тот был... Ну почти как наш Берия, они даже чем-то похожи.
+2
Сообщить
№0
07.11.2012 12:08
Цитата
Анатолий Сердюков: жертва....

Перечисляю реальные жертвы:
1. Офицеры, лишенные должностей и стоящие на штатах сержантов.
2. Мичманы и прапорщики, уничтоженные как класс,
3. Курсанты военных институтов, выброшенные после окончания ВВУЗов без погон.
4. Юноши, желавшие стать офицерами, но лишенные этого ввиду сокращения (а то и прекращения) набора в училища,
5. Военные в средней полосе России, не имеющие возможности бесплатно съездить в отпуск к родителям в Сибирь и на ДВ,
6. Военные, лишенные льготного санаторно-курортного обслуживания,
6. Пенсионеры, лишенные медобслуживания в военных госпиталях,
7. Увольняемые в запас, ждущие выписку из приказа МО по пол-года.
9. Рабочие ВПК, не имеющие госзаказа (Ивеко+Мистрали - товары "первой" необходимости)...

Кто-то скажет: "Зарплату в 3 раза подняли!" - таким рекомендую
0
Сообщить
№0
07.11.2012 12:23
Читать всем: :)))

«Нужен серьезный откат назад» - Бывший начальник Главного штаба Сухопутных войск резко критикует итоги работы Анатолия Сердюкова

Дедок отоваривает не только Табуреткина, но и Шойгу!!!
+1
Сообщить
№0
07.11.2012 14:46
Цитата
«Нужен серьезный откат назад» - Бывший начальник Главного штаба Сухопутных войск резко критикует итоги работы Анатолия Сердюкова

  Владея настоящей властью можно было спокойно осуществить все дальнейшие Реформы. Но для всего этого надо было быть людьми дела и сильного характера, большой действенности, а не рабами фразы и жрецами митинговых успехов; надо было Думать широко о будущем и трезво подсчитывать все pro и contra, а не изнемогать и задыхаться в атмосфере политической борьбы, интриг, компромиссов, торговли разными уступками и вечного болтыханья между необходимостью применения власти и боязнью потерять свой демократический авторитет и затронуть "приобретения революции"
  
  Был вызван к новому Военному Министру Дитерихсу; видел его впервые; впечатление унес смешанное; есть какое-то "но", в котором еще не разобрался. Первые распоряжения до нельзя странные, так как упраздняются только что сформированные штабы фронта и управления главного начальника снабжений фронта и снабжение армий возлагается непосредственно на Главное Управления Военного Министра, то есть что то весьма импровизированное и противоречащее всему духу положения о полевом управлении войск; вместе с тем заявляется, что вся эта реформа только на 4-6 недель, а когда начнется уже решенное наступление и фронт пойдет вперед, то управления главного начальника снабжений будут опять восстановлены.
      
  Из этих распоряжений лезет какое-то непонятное мне легкомыслие и подозрение, что новое трехглавое начальство совершенно не представляет себе, как производятся и что значат такие преобразования и реформы. Это напоминает горизонт очень мелкого paдиyca; даже странно, что бывший генерал-квартирмейстер настоящего фронта не понимает, что такое значит сформировать и расформировать десяток очень сложных отделов, составляющих управление снабжений.
      
  По сообщенному же плану выходит, что для Дитерихса эти сложные, требующие многих недель времени переделки, представляются тем же, что переложить поводья из одной руки в другую.
      
  Ведь, даже при отлично налаженной общей организации, все такие реформы очень болезненно отзываются на войсках, перебивают обычный уклад их существования, вызывают разлаженность снабжения и всевозможные задержки.

  Едва войсковые штабы и управления к чему-нибудь привыкнут, мы все ломаем и подносим им новое; все это вызывает в нашей скрипучей системе такие мертвые ходы, что у нас вверху идет вторая или третья перестройка, а низы продолжают жить по позавчерашней первой.
[/color]

Генерал-лейтенант А.П. Будберг. Управляющий военным министерством в правительстве А. В. Колчака.[/b]

Дальше не скал искать, но Будберг дает понять, что даже самые абсурдные реформы нельзя повернуть вспять, иначе это добьет то зыбкое, что входе таких реформ получилось.

Фарш невозможно провернуть назад (с)
0
Сообщить
№0
07.11.2012 15:08
"на реальную борьбу с коррупцией в ближнем окружении. Но в таком случае (по идее) должны последовать и другие, подобные "экзекуции".
- ну и насколько такой вариант вероятен?"


Мое мнение реальная борьба с коррупцией в ближнем окружении маловероятна, хотя непосредственных подчиненных "неприкасаемых" скорее всего прижмут.

Вспомним нюансы громких увольнений(неувольнений).

Лужкова сняли за то, что он зарвался, нажил много высокопоставленных врагов и "нарушил корпоративную этику".

Голикову и прочих сняли не за коррупцию, а за плохое исполнение поручений президента. Путин жестко высказывался по этому поводу. Нургалиев откровенно провалил реформу и вообще плохо контролировал собственное ведомство.

Теперь по поводу неувольнений. Чайка быстро "сливает подчиненных", Бастрыкин эффективно исполняет поручения, да и пока не держится за провинившихся подчиненных. Кстати Колокольцев пока в этом плане тоже молодец.

Сердюков же попытался вступиться за "своих", а это не ему решать. Он этого не понял - вот и получил.

http://www.rosbalt.ru/moscow/2012/11/06/1055505.html
+1
Сообщить
№0
07.11.2012 15:20
Те подразделения, управления и отделы, которые были расформированы Сердюковым нет смысла восстанавливать в прежнем виде.

Исключением может быть если это произошло "вчера-позавчера".

Иначе такие реформы в первую очередь окончательно деморализуют офицерский корпус. Никто не понимает что происходит и чего ждать.

Но и в том виде, в котором эти отделы, штабы и пр. оказались, они не могут выполнять возложенные на них функции (в мирное время еще кое как могут и то люди работают на износ).

Лично мне кажется, что нужно в ряде случаев сформировать новые отделы и привлечь часть вчерашних специалистов, но только уже в совсем другом виде, в других управлениях и отделах, по другому принципу.  (меньше, чем их было до реформы, но больше чем в настоящее время)

Т.е. представим, что создаем армию практически с нуля, но при этом не зачеркивая и не переделывая то, что уже преобразовано.

Тут нельзя сказать, что мы завершаем реформу или начинаем новую. Реформа мутировала в невероятные метаморфозы, поэтому ее нужно как-то застабилизировать, а затем повернуть в продуктивное русло.
0
Сообщить
№0
07.11.2012 15:31
Цитата
1. Офицеры, лишенные должностей и стоящие на штатах сержантов.
- и получающие зарплату 35 - 80 тыс рублей
Цитата
2. Мичманы и прапорщики, уничтоженные как класс,
- и работают сержантами и опять же пункт 1
Цитата

3. Курсанты военных институтов, выброшенные после окончания ВВУЗов без погон.
-  бесспорно, но не все.. а такое количество офицеров стране просто не нужно... Сокращение армии, при наименьшей потере ее боеспособности приветствую
Цитата
4. Юноши, желавшие стать офицерами, но лишенные этого ввиду сокращения (а то и прекращения) набора в училища,
-  а некоторые мечтают стать президентами, давайте теперь пожалеем их, за разбившиеся мечты
Цитата
5. Военные в средней полосе России, не имеющие возможности бесплатно съездить в отпуск к родителям в Сибирь и на ДВ,
-  вранье, у военных оплачиваемые отпуска и билеты !
Цитата
6. Военные, лишенные льготного санаторно-курортного обслуживания,
- вы правы, с этим у нас не только у военных проблемы
Цитата
6. Пенсионеры, лишенные медобслуживания в военных госпиталях,
- вытекающие последствие от закрытия  госпиталей.. но тут  виновата другая политика
Цитата
7. Увольняемые в запас, ждущие выписку из приказа МО по пол-года.
-  спорное утверждение, колеблется от  месяца. вплоть до полутора лет... Проблемы с бюрократией и человеческому отношению к своей работе и окружающим. Опять же проблема многих отраслей
Цитата
9. Рабочие ВПК, не имеющие госзаказа (Ивеко+Мистрали - товары "первой" необходимости)...
- От 4 мистралей и еще не купленных ивеко вы хуже жить не станете. В некоторых отраслях Наш ВПК стал и вправду неконкурентоспособным. СТРАНА 20 ЛЕТ НЕПРОСТО СТОЯЛА НА МЕСТЕ, А РАЗВОРОВЫВАЛАСЬ, ГНИЛА И УМИРАЛА!
-1
Сообщить
№0
07.11.2012 15:53
Хочу заметить, что несмотря на многие несогласия с вами, я ничуть не поддерживаю Сердюкова, и его работа в должности министра обороны должна быть наказана! Чего стоит одна "Славянка"!
0
Сообщить
№0
07.11.2012 16:24
"Работа" Сердюкова в должности МО.Странно читать у некоторых,что Сердюков так хотел реформировать армию,сеял разумное, доброе,вечное но его подвели "коварные" женщины.Недоволен отставкой Сердюкова и комитет солдатских матерей ну эта организация финансируется из США тут комментировать нечего.Если честно то Сердюков из бизнеса 90-х и он пришёл в МО делать деньги,деньги и ещё раз деньги.Как может руководить обороной страны человек,который не знает чем он руководит.Теперь Шойгу пришёл на руины.Тяжко будет мужикам восстанавливать "наследство" баб Сердюкова.Поуправляли кухарки МО.
0
Сообщить
№0
07.11.2012 16:24
Цитата
5. Военные в средней полосе России, не имеющие возможности бесплатно съездить в отпуск к родителям в Сибирь и на ДВ,
- вранье, у военных оплачиваемые отпуска и билеты !

Я бы не был стол категоричным. Докладываю: оплачиваемый проезд остался только у военнослужащих, проходящихслужбу в районах Крайнего Севера + один! член семьи. За остальных - плати сам. И то только до границы РФ. Все остальные военные такого права не имеют.
Сколько обойдется майору из Рязани поездка всей семьёй к родителям в Уссурийск или Томск???
0
Сообщить
№0
07.11.2012 16:44
Цитата
Сколько обойдется майору из Рязани поездка всей семьёй к родителям в Уссурийск или Томск???
Ну о заработной плате я говорил выше, она намного лучше чем средняя (работяга не сможет съездить  к родственникам), а вот  военнослужащий вполне сможет позволить себе данное удовольствие:
Москва - Владивосток поезд
купе - 11 тыс
плацкарт (тяжело, но вполне возможно... ехал сам) 5,3 тыс
сайт http://rzd.ru/

Это я в данный момент пока не могу ничего себе позволить с зарплатой в 20 тыс руб... но и то как то живу. а вы говорите военным плохо живеться. Сам жду, пока придет удостоверение офицера... намерен пойти на гос. службу!
0
Сообщить
№0
07.11.2012 20:16
А братан-то не прост был совсем:
http://www.inopressa.ru/article/07Nov2012/abc/Serdyukov3.html
Крус Морсильо и Пабло Муньос | ABC
Министр обороны, уволенный Путиным, - друг криминального авторитета Петрова, бежавшего из Испании
Разговор российского криминального авторитета Геннадия Петрова с его сыном Антоном, перехваченный испанской жандармерией в новогоднее утро 2008 года, - доказательство тесных отношений Петрова-старшего с Анатолием Сердюковым, он же "Толик", утверждает ABC. "Ныне Геннадий Петров и его жена бежали из Испании", - напоминают журналисты Крус Морсильо и Пабло Муньос.
Газета приводит стенограмму разговора.
"Антон, я был дома у Толика. Ты должен зайти к нему на будущей неделе".
"А что с его должностью?"
"Он мне сказал, что остается на том же месте надолго. Я предложил ему заняться бизнесом, и он мне сказал: да, скоро начнем. Ты должен все ему объяснить и дать ему документ".
"Ему надо что-то подарить, нет, папа?"
"Я уже этим занялся. Купил ему бутылку очень хорошего коньяка, а он подарил мне саблю".
По версии следователей, речь шла о покупке танков у армии, предположительно с целью перепродажи. Тогда Сердюков также "пообещал Петрову помощь как в сделке с самолетами, так и в сделках с землями и с электричеством", утверждает газета. В то время тесть Сердюкова Виктор Зубков был назначен премьер-министром РФ.
Источник: ABC
0
Сообщить
№0
07.11.2012 20:46
А вот, что пишут "вражьи голоса", анализ негустой (ИМХО, от нашего разговора недалеко 'ушёл'), но всё-таки взгляд немного с другой позиции.

Обзор прессы | InoPressa: тема дня
Сердюкова свалила токсичная смесь из нескольких скандалов
"Западные СМИ пытаются разобраться в хитросплетениях громкого увольнения министра обороны РФ: "По слухам, Путин убрал не особо любимого военными гражданского продавца мебели и зятя экс-премьера Зубкова из-за его внебрачной связи с бывшей подчиненной, ныне фигуранткой дела о коррупции". Преемником Сердюкова назначен второй по популярности после Путина политик в стране, обращают внимание наблюдатели. ..."
0
Сообщить
№0
07.11.2012 23:38
Вот что говорит Союз десантников России насчёт отставки Сердюкова:

«Этот человек не имеет авторитета ни у войск, ни у ветеранов, ни у населения. Молодёжь не хочет служить под началом такого министра. Он показал неспособность руководить войсками при принуждении Грузии к миру в августе 2008 г. Мы помним как президент страны “рассказывал” министру обороны о ходе боевых действий и развитии операции, а не наоборот. Стыдно министру обороны смотреть в глаза людям, которые на поле боя защитили Отечество» (18 октября 2010 года в обращении к гражданам, президенту, Федеральному собранию и патриарху).

Золотые слова, добавить к этому нечего, жаль только, что с момента этих слов прошло целых два года...
0
Сообщить
Хотите оставить комментарий? Зарегистрируйтесь и/или Войдите и общайтесь!
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ
Ежедневная рассылка новостей ВПК на электронный почтовый ящик
  • Разделы новостей
  • Обсуждаемое
    Обновить
  • 10.05 23:36
  • 1244
Без кнута и пряника. Россия лишила Америку привычных рычагов влияния
  • 10.05 16:23
  • 1
Борьба за доминирование: Российский и украинский подходы к Черноморскому региону
  • 10.05 14:31
  • 14
Американские «Гадюки» получат ракету большой дальности
  • 10.05 13:08
  • 1
Комбриг спецназа призвал создать БПЛА-носитель для FPV-дронов и внедрить в ВС России
  • 10.05 03:44
  • 4
Визит канцлера в Прибалтику. Все в этот день заставляет воскликнуть: переломный момент! (Der Spiegel, Германия)
  • 10.05 01:20
  • 0
В добавление к мифам - миф новейший, и ОЧЕНЬ надоедливый.
  • 09.05 23:17
  • 1
О некоторых заблуждениях касательно задач и возможностей танков.
  • 09.05 16:32
  • 2720
Как насчёт юмористического раздела?
  • 09.05 12:44
  • 14
Названа цена за вступление Молдавии в НАТО. Страна запылает, как Украина
  • 09.05 10:26
  • 10
В США показали испытания беспилотной подлодки на видео
  • 09.05 09:14
  • 1
Не верьте военной машине Вашингтона: Путин не собирается нападать на страны НАТО (Newsweek, США)
  • 09.05 09:01
  • 1
Китайская станция Chang'e-6 успешно вышла на окололунную орбиту
  • 09.05 08:55
  • 1
"Дни неприступных крепостей прошли". Украинский фронт вот-вот посыплется (Advance, Хорватия)
  • 09.05 02:07
  • 5
NASA успешно передало данные по лазерному лучу на 226 миллионов километров
  • 09.05 02:07
  • 1258
Корпорация "Иркут" до конца 2018 года поставит ВКС РФ более 30 истребителей Су-30СМ