Войти

Ядерная вера

4719
34
0
MIFI_logo
Эмблема московского инженерно-физического института (МИФИ).

Зачем физикам нужно богословие

В знаменитом МИФИ открыта кафедра теологии. Ее возглавил глава Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион. Поскольку "теология" в России с трудом обретала статус научной дисциплины в светских вузах, такого рода новости вызывают ажиотаж. Кто-то видит в этом продвижение по пути прогресса и возвращение в лоно европейской цивилизации, где теология - признанная научная дисциплина, кто-то - "возвращение в средневековье".


Что же за явление мы наблюдаем? Строго говоря, кафедра теологии уже вторая в МИФИ. Первая была открыта в 90-х годах 2001 году в Саровском физтехе, который несколько лет назад вошел в состав МИФИ. Обучение будущих теологов шло на внебюджетной основе и было в те годы очень востребовано.


Заместитель руководителя по учебной работе Саровского физтеха Владимир Алексеев рассказал "РГ":


- По специальности "теология" принят государственный федеральный стандарт, по которому ведется обучение на кафедре. В дипломе у бакалавров значится - "теолог, преподаватель". Никаких сугубо религиозных вещей в стандарте, естественно, нет. Преподавание на кафедре - светское, а среди студентов есть и неверующие люди.


Решение о том, что специальность "Теология" будет в государственных направлениях подготовки кадров, было принято минобрнаукой в феврале 2000 года. В том же году при МГУ было создано отделение Учебно-методического объединения, которое занялось проектом стандарта. Проект стандартов не вызвал никаких нареканий со стороны экспертов и был одобрен. Согласно стандарту, теолог-бакалавр может иметь специализацию в христианской, исламской или иудейской теологии и продолжить учебу в магистратуре. В стандарте подчеркивается, что "теология - это комплекс наук, которые изучают историю вероучений... религиозное искусство, памятники религиозной письменности, религиозное образование и научно-исследовательскую деятельность... историю и современные взаимоотношения между различными религиозными учениями и религиозными организациями". И особо выделено - изучение теологии в системе высшего профессионального образования носит светский характер. Сегодня теологию и отдельные богословские дисциплины преподают уже более чем в 30 вузах Российской Федерации, из них 25 имеют лицензию на подготовку теологов в соответствии с государственным стандартом.


В Сарове, кстати, интерес к специальности поутих. В прошлом году набора на кафедру теологии не было, в этом - тоже, кафедра пока работает как поддерживающая.


- Угасающий интерес связан с тем, что обучение платное. И к тому же Саров - закрытый город, приток желающих учиться богословию у нас ограничен, - объясняет доктор физико-математических наук, ведущий сотрудник ВНИИЭФ НИЯЦ и "выпускник" кафедры теологии Игорь Куцык. - Меня в свое время побудила к учебе на кафедре попытка ответить на пограничные для науки вопросы - эволюции мироздания, возникновения человека и разума. И мне хотелось также свою веру сделать более рационально-осмысленной, осознанной. Как многие верующие ученые (мои темы - физика плазмы, атмосферное электричество), я считаю, что религия и наука не противоречащие, а дополняющие друг друга мировоззрения. Наука изучает механизм мироздания, законы, объясняющие, как происходит то или иное явление, а религия говорит о конечных причинах. Когда я был студентом первого курса МИФИ, помню, у нас зашел разговор о религии, и один парень, неформальный лидер, в ответ на чей-то пренебрежительный тон "А ты хоть одного живого попа видел? Я видел, и он меня буквально через 5 минут поставил в тупик". Сейчас этот парень доктор наук и преподаватель МИФИ. Не надо думать, что физики по определению атеисты. Хороший физик понимает, как часто бывает недостаточно естественно-научного подхода. Возникновение Вселенной научными методами не проверить. Хотя бы потому, что однократное событие.


Из выступления митрополита Илариона перед студентами МИФИ:


...В нашей повседневной жизни мы сталкиваемся с тем, что блестяще эрудированный человек, который обладает самыми разными познаниями в разных областях, прекрасно знает русскую и мировую литературу, проявляет поразительную некомпетентность, когда речь заходит о религии. Преодоление этой некомпетентности и невежества, которые мы унаследовали еще от советского прошлого, - это самая первая и простая задача кафедры теологии. Но у нее есть и другие задачи. Дело в том, что сферы религиозного и естественно-научного знания очень различны, но они соприкасаются в том, что, собственно, относится к опыту человеческой личности и жизни. Каждый человек, занимающийся наукой, тем или иным образом определяет себя в отношении к религии.


Известно, что среди ученых-естественников есть люди как верующие, так и неверующие. Это связано с личным выбором человека. Но выбор не может быть абсолютно оторван от профессиональной деятельности, потому что так или иначе эти сферы знания смыкаются. Например, человек, который изучает физические законы бытия, строение Вселенной, в какой-то момент неизбежно приходит к вопросу, как все это появилось. ...Та теология, которая преподается в духовных учебных заведениях, и та теология, которая может развиваться на светской академической площадке, - это два совершенно разных вида теологии. Когда мы говорим о кафедре теологии в светском учебном заведении, то мы не предаемся теоретическим рассуждениям, но можем уже говорить на основании практического опыта, поскольку почти в 50 университетах и высших светских учебных заведениях России такие кафедры созданы и функционируют. Должен сказать, что уже имеется положительный опыт работы таких кафедр теологии, которые возглавляются православными священнослужителями, но в рамках которых ведутся спецкурсы по исламу, иудаизму, буддизму, по другим религиозным традициям. Все это может быть создано и на кафедре теологии МИФИ.


Компетентно


Ефим Пивовар, ректор РГГУ:


- В свое время я участвовал в разработке стандарта теологии для высшей школы. Церковные иерархи тоже принимали активное участие в этой работе. В стандарте было закреплено, что православный может заниматься исламской, иудейской или буддистской теологией. То есть, будучи приверженцем одной религии, он может заняться изучением другой.


Прямая речь


Митрополит Волоколамский Иларион, заведующий кафедрой теологии МИФИ:


- Слушать лекции на кафедре теологии будут те из студентов МИФИ, кому это будет интересно. Посещение лекций будет исключительно добровольным. С учетом занятости студентов изучением основных предметов, вероятно, трудно прогнозировать, что лекции будут собирать огромные аудитории. Главное в данном случае не количество, а качество: качество лекций и заинтересованность слушателей. Инициатива открытия кафедры теологии в МИФИ принадлежит Ученому Совету МИФИ. Я со своей стороны дал согласие на заведование кафедрой, понимая значимость этого вуза для российского образования и науки, искреннюю и осознанную заинтересованность в этом его руководства, а также уже имеющийся добрый опыт сотрудничества этого университета с Церковью.


Мнение


Михаил Алфимов, академик РАН:


На взгляд, такая кафедра полезна. Дело в том, что большинство ученых смотрят на мир, грубо говоря, с точки зрения атомов и молекул. Но вопросы познания и восприятия мира намного сложней. И здесь может помочь методология религиозного познания. Конечно, речь не идет о примитивных представлениях, будто бы Бог за шесть дней создал мир, а из ребра Адама создал Еву. Важно обсуждать способы познания мира, место в нем человека.


Но принципиально, чтобы на кафедре теологии преподавали люди, которые хорошо знают физику, чтобы они вели мировоззренческие дискуссии и беседы. Это очень важно особенно сейчас, когда ученые активно обсуждают, как возникала наша Вселенная, что с ней будет в будущем, почему она расширяется с ускорением, есть ли бозон Хиггса. Ведя эти дискуссии, физики нередко забывают, что на самом деле наши представления о Вселенной лежат не в физическом мире, а в сфере познания.


Для меня образцом ученого с широким мировоззрением является французский теолог и философ, священник-иезуит, один из создателей теории ноосферы Пьер Тейяр де Шарден. Он внес значительный вклад в палеонтологию, антропологию, философию, создал своего рода синтез католической традиции и теории космической эволюции. Его работы отличают удивительное сочетание строго научного стиля, четкой логики и поразительных по эмоциональному воздействию фрагментов, сравнимых с духовными гимнами великих христианских мистиков.


Словом, считаю, что крайне важно в спорах и дискуссиях о мире и его познании растить поколение не зашоренное на узких догмах. Сам бы с удовольствием поучаствовал в таких диспутах.


Юрий Осипов, президент РАН:


Мы живем и будем жить в светском обществе, где религия отделена от государства. Признаюсь, для меня, как, наверное, и для многих ученых, очень интересно знать, как исторически складывались взаимоотношения религии и науки, почему возник в известном смысле конфликт между светской наукой и богословской. В Средние века первые серьезные научные работы сделаны людьми, которые занимались богословием. А вот выводы, к которым они приходили, - это уже светская наука. Скажем, свое открытие, что видимые движения небесных светил объясняются вращением Земли вокруг оси и обращением планет, в том числе Земли вокруг Солнца, Коперник сделал, занимаясь богословием.


Вообще взаимоотношение науки и религии очень деликатная тема. Для многих вера основана на "живом" Боге, а Библия - книга, где описано, как Творец создавал наш мир. И так было много веков. Но потом появились люди, для которых Бог - это уже некий символ, абстракция. И они стали совсем по-другому смотреть на этот мир, на то, как он возник. Тогда-то пути науки и религии разошлись. Возможно, я ошибаюсь.


И с годами эта пропасть увеличивалась. Но мне кажется, что серьезный ученый должен задуматься, а какова связь между наукой и религией, каково соотношение между верой и знаниями. Хочу отметить, что довольно много очень известных ученых постепенно начинали осмысливать эту связь. Почему? Оказывается, что для миропонимания им не хватает знаний светской науки, как говорится, не удается убедительно замкнуть систему.




Ирина Ивойлова, Юрий Медведев, Елена Яковлева

Права на данный материал принадлежат
Материал размещён правообладателем в открытом доступе
  • В новости упоминаются
Похожие новости
19.06.2007
Призрак «глобального Рапалло»
03.04.2007
Эксперты: Юго-Восточная Азия может стать центром новой гонки вооружений
22.03.2007
На флот придет бесшумный "Ясень"
22.02.2007
Юрий Балуевский: Мы призываем НАТО к учету российских интересов
27.12.2006
Масорин: строительство ВМФ будет не только продолжено, но и расширится
03.10.2006
Путин Завоеватель
34 комментария
№0
19.10.2012 11:02
дурдом проник во все сферы деятельности

Предлагаю назначить Гундяева научным руководителем всех российских естественнонаучных вузов

(научный метод принципиально заключается в объяснении мира без привлечения божественного участия)
+1
Сообщить
№0
19.10.2012 11:45
1 ID: 1701
То есть Вы хотите, чтобы теологов в Россию присылали из-за рубежа, подготовленных по их программам и с тем уклоном, который им нужен? В России должны быть свои кафедры и свой уровень подготовки специалистов.
-2
Сообщить
№0
19.10.2012 11:59
Пускай откроют кафедру прикладной и экспериментальной теологии, раз уж ВУЗ естественных наук. Было бы лепо.
+3
Сообщить
№0
19.10.2012 20:45
Как раз дней 5 назад смотрел видео нарезку, где перечислялись физики лауреаты нобелевской премии, которые не верят в Бога:

http://www.youtube.com/watch?v=zSg9hjy5tyM
+4
Сообщить
№0
19.10.2012 21:30
JackTheRipper большое спасибо за видео. Очень познавательно. Не глупые всё таки люди, эти Нобелевские лауреаты. К примеру вот это - "Основа религии, это ВЕРА. Основа науки, это ЗНАНИЕ." Алфёров.
+4
Сообщить
№0
19.10.2012 21:41
Вопрос не в вере или ее отсутствии, а в том, что российские ВУЗы должны готовить всю линейку специалистов, без исключений, для любой сферы деятельности. Это конкурентное преимущество на рынке подготовки специалистов среди ВУЗов разных стран. Это преимущество для государственного проектирования развития отраслей, поскольку есть возможность всю линейку специалистов готовить на своей территории. В статье это не прозвучало. Минус журналистам.
-2
Сообщить
№0
19.10.2012 21:48
Вопрос не в вере или ее отсутствии, а в том, что российские ВУЗы должны готовить всю линейку специалистов, без исключений,
===


да, разные есть специальности, раз уж мы вернулись в средние века, то отчего-бы в МИФИ не готовить астрологов, алхимиков,  заклинателей змей, кого забыл не обижайтесь.


только в технических ВУЗах преподавать богостовие это это, как минимум, глупость. Ну ладно, в МГУ устроили кафедру богословия, на этом-бы успокоится. Но нет, не таков Гундяев.
+2
Сообщить
№0
19.10.2012 22:48
Помнится в каком то техническом ВУЗе на атеистичном Западе (то бишь в республике какой, в европейских королевствах есть религия в вузах) предложили создать факультет теологии. Руководство вуза (ректорат) покумекал и заявили- мы согласны - сделаем две кафедры "Прикладная теология" и "Экспериментальная теология".. Попов как ветром сдуло=)
+5
Сообщить
№0
19.10.2012 22:54
7 ID: 1701
Если ВУЗ может привлекать студентов и деньги для развития данного направления, то причем тут средние века? Только бизнес, в виде деятельности на рынке предоставления услуг обучения, и государственные (министерские) интересы. Для целей ВЭД и бизнеса в других регионах планеты могут понадобиться консультанты с теологическим образованием. У нас будут свои. "Согласно стандарту, теолог-бакалавр может иметь специализацию в христианской, исламской или иудейской теологии."
-3
Сообщить
№0
19.10.2012 23:03
На самом деле никаких противоречий я не вижу, по большому счету. Если готовить технарей для которых где "ж..пе тепло там и родина", то нафиг они нам нужны такие? Одно без другого быть не может, сила духа народа и технологическая мощь государства - это то на чем стоит Россия, пока ещё.
0
Сообщить
№0
19.10.2012 23:18
Если ВУЗ может привлекать студентов и деньги для развития данного направления, то причем тут средние века?
===

какого еще направления, что за две тысячи лет это направление не достаточно развилось?

или теология относится к профилю данного вуза (федеральный ядерный).


А давайте откроем в духовной семинарии кафедру экспериментальной ядерной физики. Почему попикам можно залезть в ядерный федеральный университет со своим уставом.

Почему физикам не приходит свежая мысль в голову, развивать в духовных семинариях атеистические кафедры?

Пускай семинаристы для симметрии развивают в духовных семинариях атезим, как направление. привлекают федеральные деньги и студентов.


В мифи сломали памятник, поставили крест, часовню.

Давайте поставим в монастырях памятники Галилею, Копернику, Джордано Бруно, создадим музей материализма, уголок Дарвина.
+1
Сообщить
№0
20.10.2012 11:15
11 ID: 1701
Здесь прагматический подход, ориентирован на современный период и современные задачи. Задачи: частные ВУЗовские, министерские, государственные, частного бизнеса.
1.Для целей развития бизнеса ВУЗа при подготовке студентов по всему спектру специальностей, включая "Теологию".
2.Для целей ВЭД и бизнеса в других регионах планеты российским компаниям могут понадобиться консультанты с теологическим образованием. У нас будут свои. "Согласно стандарту, теолог-бакалавр может иметь специализацию в христианской, исламской или иудейской теологии." Чтобы, например, не делать ошибок при ведении бизнеса за рубежом.
3.С точки зрения министерства это также шаг вперед. Решение о том, что специальность "Теология" будет в государственных направлениях подготовки кадров, было принято минобрнаукой в феврале 2000 года.

Смотреть на вопрос надо шире, а не так, что у Вас отнимают любимую игрушку. У взрослых людей есть взрослые государственные и коммерческие задачи, которые теперь стало возможным лучше решать.
-3
Сообщить
№0
20.10.2012 19:29
Здесь прагматический подход, ориентирован на современный период и современные задачи.
====

а разве не достаточно теологов, которых выпускает духовная семинария и кафедра теологии в универститете?



***
Смотреть на вопрос надо шире, а не так, что у Вас отнимают любимую игрушку. У взрослых людей есть взрослые государственные и коммерческие задачи, которые теперь стало возможным лучше решать.
===

Теология в МИФИ это маразм, Гундяев и его приспешники не понимают, что для физиков существует только одна религия - физика.

Если кому-то нужны сотни теологов ежегодно (куда их девать, чем они конкретно будут заниматься?) делайте кафедры в гуманитарных вузах, они сейчас размножаются как нейтроны в активной зоне реактора,  не лезьте вы со своим кадилом в технический ядерный ВУЗ, где вас не ждут, где вам не рады, где вы чужаки и где над вами будут смеяться, в лучшем случае.
0
Сообщить
№0
20.10.2012 20:11
13 ID: 1701
Ваша цепочка рассуждений не предполагает развития на министерском или государственном уровне.
1.Теологов, которых выпускает кафедра теологии в университете недостаточно для министерских задач образования (планы министерства), то есть один ВУЗ, не может обеспечить все потребности. Журналистов и социологов готовят также несколько ВУЗов. Согласно стандарту по теологии, теолог-бакалавр может иметь специализацию в христианской, исламской или иудейской теологии. Это гражданская специализация, которая отличается от подготовки в семинариях и других подобных профильных заведениях  других религий.
2.Каждый ВУЗ в любом регионе, поскольку появился образовательный стандарт, вправе развивать свой бизнес в подготовке студентов. И не важно как ВУЗ называется, программы кафедр не пересекаются друг с другом, кафедры существуют обособленно друг от друга и подчиняются своему ректору и министерству. Если министерство разрешает ВУЗу эти заниматься, то все формальности соблюдены.
3.Россия, как культурное государство, вправе осуществлять свою подготовку студентов по тем специальностям, которые определены в перечне министерства. При разработке видимо учитывались задачи, которые в статье не отражены. Поэтому это не "маразм", а просчитанная деятельность. И это выполнение поручений Правительства и Президента РФ.

Но Вы совершенно не владеете вопросом и транслируете набор глупостей вслед за малокомпетентной статьей.
-3
Сообщить
№0
20.10.2012 20:18
.Теологов, которых выпускает кафедра теологии в университете недостаточно для министерских задач образования (планы министерства),
===

из каких задач следует, что тологов надо готовить именно в Федеральном Ядерном Университете, (где они будут инородным телом) а не в любом гуманитарном ВУЗе.

Разве одна кафедра именно в этом ВУЗе (МИФИ) решит некие задачи? (хотелось-бы всё-таки понять конкретно, какая работа будет выполняться теологами во благо страны и сколько стране нужно этих самых теологов)
0
Сообщить
№0
20.10.2012 20:27
Но Вы совершенно не владеете вопросом и транслируете набор глупостей вслед за малокомпетентной статьей.
===


Насколько вы "владеете вопросом" и на чем основана ваша спесь, а также насколько "владеют вопросом" те, кто протолкнул кафедру теологии в МИФИ покажет время. В частности, когда станет известно в деталях, кто и как это реализовал.
+2
Сообщить
№0
20.10.2012 20:35
Во бред!!! Пускай делают свои воскресные школы!!! Я в своё время выгнал одного(не нашего) проповедника в детском лагере из своей группы ))). Тупеть можно и без их участия )))
+1
Сообщить
№0
20.10.2012 20:49
15 ID: 1701
Давайте предположим следующее:
1.Поскольку кафедра теологии появилась вначале в МГУ, а потом в МИФИ, то это значит, что основополагающими моментами явились качество образовательных стандартов и рейтинг ВУЗа.
2.Согласно стандарту по теологии, теолог-бакалавр может иметь специализацию в христианской, исламской или иудейской теологии, но также он получает языковую и базовую академическую подготовку.
3.В целом по аналогии с социологами и журналистами, возьмем эти специальности в качестве примера, специалист получивший образование по этим специальностям на базе МГУ или другого ВУЗа, может работать в бизнесе как менеджер, имея соответствующую профильную подготовку. Теолог также может работать менеджером в компаниях работающих с иностранными партнерами или в отделениях компании за рубежом, и имея как языковую подготовку так и теологическую, разбираться в местных религиозных обычаях и использовать свои знания для заключения внешнеторговых контрактов.
4.Также при устройстве на работу в российские или иностранные компании, качество образовательных стандартов МГУ или МИФИ будет учитываться.
5.Также у ВУЗов появляется возможность, поскольку ВУЗов готовящих теологов у нас в России уже два, соревноваться друг с другом в качестве подготовки специалистов, а компаниям ориентирущих свой бизнес на внешние рынки, выбирать лучших специалистов.  

Примерно таким образом. Надеюсь я помог в лучшем понимании вопроса.
-3
Сообщить
№0
20.10.2012 21:10
Теолог также может работать менеджером в компаниях работающих с иностранными партнерами или в отделениях компании за рубежом, и имея как языковую подготовку так и теологическую, разбираться в местных религиозных обычаях и использовать свои знания для заключения внешнеторговых контрактов.
===

имхо, что здесь вы фантазируете. никаким менеджером теолог работать не будет. вероятность этого стремится к нулю.

теолог нужен для ликвидации идеологического вакуума.
советская идеология ликвидирована, новой не создано.
вакуум заполняется идеологией предыдущей формации, то есть церковной идеологией.

(Этот процесс закономерен, и исследован Зиновьевым.
При деградации общества и откату назад происходит воспроизводство архаичных форм общественного сознания.)

Но дело в том, что МИФИ во многом не соответствует той формации в которой находится государство после отката в силу специфики своей деятельности. Поэтому внедрение кафедро теологии в МИФИ это сознательное насильственное мероприятие обреченное на неудачу, в силу того, что контингент данного вуза максимально далёк от госпоствующей клерикальной идеологии. В силу этих обстоятельств присутствие такой кафедры в МИФИ будет постоянно порождать ненужное контрпродуктивное напряжение внутри института.
+2
Сообщить
№0
20.10.2012 21:32
19 ID: 2854
здесь вы фантазируете. никаким менеджером теолог работать не будет. вероятность этого стремится к нулю.

Предположения основаны на статистике работы кадровых агентств и портфолио (перечень занимаемых должностей) ряда специалистов, которые закончили факультеты журналистики и социологии и занимающихся в настоящее время бизнесом в иностранных и российских компаниях. Общая тенденция - выпускники ВУЗов стремятся в оплачиваемый бизнес, чем больше, тем лучше. Часто специализация в социологии или журналистике используется для решения бизнес задач компаний, которые нанимали специалиста. Также и специалисты из института иностранных языков используются для решения бизнес задач своих компаний. С большой вероятностью могу предполагать, что эта тенденция для теологов также сохранится, поскольку это специалист с языковой подготовкой и академической в том числе, после кафедр МГУ или МИФИ.

Пусть, как Вы пишете, теолог нужен для ликвидации идеологического вакуума, но оплачиваемых должностей для него в кадровых агентствах нет, идеологических должностей в государственных и частных компаниях в ближайшей перспективе также нет, поэтому такой специалист после академического ВУЗа пойдет в направлении лучшей оплаты, а не идеологии, то есть будет все то, что я написал в посте выше.
0
Сообщить
№0
20.10.2012 21:37
А вот как это выглядит изнутри и как к этому относятся МИФИсты
Цитата
Итак, наш институт продолжают приводить в божеский вид. 15 октября 2012 г. как всегда внезапно, НИЯУ МИФИ посетил митрополит Иларион. Владыка встретился со студентами, выступил перед ученым советом и между делом стал заведующим новой общеобразовательной кафедры Национального исследовательского ядерного университета - кафедры теологии.

Интернет стоит на ушах, нам оборвали все телефоны журналисты, и все задают приблизительно один и тот же вопрос: "Что за хрень у вас там в МИФИ происходит, блин?!"
http://mephist.ru/mephist/news.nsf/id/83F5E032F1D50AE044257A9A0070DA85
0
Сообщить
№0
20.10.2012 21:39
Цитата

Заставь ректорат богу молиться - 2
Человек вошел в храм и спрашивает у первого встречного:
- Кому тут молятся-то?
- Богу...
- Какому еще, на хрен, богу?! Я тебя спрашиваю - куда свечку ставить?!

(с) Анекдот


Итак, наш институт продолжают приводить в божеский вид. 15 октября 2012 г. как всегда внезапно, НИЯУ МИФИ посетил митрополит Иларион. Владыка встретился со студентами, выступил перед ученым советом и между делом стал заведующим новой общеобразовательной кафедры Национального исследовательского ядерного университета - кафедры теологии.

Интернет стоит на ушах, нам оборвали все телефоны журналисты, и все задают приблизительно один и тот же вопрос: "Что за хрень у вас там в МИФИ происходит, блин?!"

Попытаемся ответить.

Прежде всего, поспешим успокоить воинствующих безбожников: нет, в МИФИ все не настолько плохо - закон божий еще не вытеснил квантовую механику, студенты в большинстве своем не ходят крестными ходами вокруг главного корпуса, реактор еще стоит на прежнем месте и даже иногда работает. Более того, абсолютное большинство студентов и сотрудников НИЯУ МИФИ узнало о создании этой кафедры позавчера. Потому что все проходило тихо, без лишнего шума и комментариев. И если бы не подлая пресс-служба РПЦ, позорно рассекретившая столь грандиозные планы ректората, мы бы еще долго ни о чем не узнали.

Так что же происходит?

Ответ прост: вас обманывают. Ученый Совет НИЯУ МИФИ, единогласно проголосовавший за создание кафедры теологии НИЯУ МИФИ и избрание ее заведующим митрополита Илариона, выражает не единогласное мнение мифистов, как может показаться человеку со стороны, и даже не сколько-нибудь репрезентативное мнение, например, ученых или сотрудников университета, а просто претворяет в жизнь решение весьма узкого круга лиц, состоящего в основном из ректора и нескольких его советников. Ну нет в МИФИ никакого рвения к православию и не было никогда. Два с половиной года назад открыли с огромным скандалом храм в подвале. И? Его с тех пор постоянно посещает десяток-другой человек, некоторые из которых, правда, ухитряются усиленно изображать, что представляют всех мифистов.

Единогласно проголосовали? Да не смешите, попробовали бы они проголосовать как-то иначе... все отлично помнят историю про появление креста (который, кстати, ровно так же совершенно внезапно возник вечером во дворе института) и про "недопустимость в будущем публичных выступлений, которые противоречат мнению всего коллектива".

И ведь с порога же обманули, вот что страшно-то. "Я хотел бы подчеркнуть, что кафедра теологии предполагает изучение теологических дисциплин на добровольной основе, то есть никто не будет принуждать человека, которого не интересуют теологические проблемы, их изучать и ими заниматься", - сказал наш новый завкаф. А потом он пошел общаться со студентами. И общнулся. А что это были за студенты? Откуда они взялись? Оказывается, есть такой преподаватель культурологии в НИЯУ МИФИ А.А.Ларионов. Он же иеродьякон Родион. Так вот, удивительное совпадение, но это именно его студенты в количестве примерно 20 человек были сняты с занятий по культурологии и отправлены в конференц-зал общаться с митрополитом и ректором и изображать искреннюю заинтересованность. Ну просто апофеоз добровольности. И (чтобы вы атмосферу ощутили) сам спецкурс, который читает иеродьякон, является вообще-то формально курсом по выбору. Но реальность МИФИ сейчас такова, что выбирали студенты из одного предмета. Кстати, один из авторов данной статьи ухитрился в свое время изучать в МИФИ спецкурс по мировым религиям в рамках того же курса культурологии. Так кто кого тут обманывает, когда говорит, что для этого нужно зачем-то открывать новую кафедру?

В общем, стойкое ощущение дежавю возникает. Весной 2010 года Патриарха водили по МИФИ, и почти все сотрудники просили у него благословения. Не знал тогда Кирилл, что из-за его спины Михаил Николаевич Стриханов, доктор физ.-мат. наук, профессор, ректор, корчит страшные рожи и лихорадочно жестикулирует, показывая новоиспеченным "православным", как именно надо правильно ручки для благословения складывать. Патриарх не видел. Даже одернул ретивого ректора после фразы "Целовать надо!", которую тот бросил сотруднику, посмевшему пожать руку предстоятеля. Или не захотел видеть. Еще вспоминается, как на лекцию к также новоизбранному завкафу-губернатору Артамонову согнали сотрудников ближайших отделов и целый диссертационный совет вместе с диссертантом, оппонентами и просто гостями.
http://mephist.ru/mephist/news.nsf/id/83F5E032F1D50AE044257A9A0070DA85
+1
Сообщить
№0
20.10.2012 21:45
Пусть, как Вы пишете, теолог нужен для ликвидации идеологического вакуума, но оплачиваемых должностей для него в кадровых агентствах нет, идеологических должностей в государственных и частных компаниях в ближайшей перспективе также нет, поэтому такой специалист после академического ВУЗа пойдет в направлении лучшей оплаты, а не идеологии, то есть будет все то, что я написал в посте выше.
===

пойдет, только он в бизнесе не нужен, ибо, как вы справедливо заметили, в кадровых агентствах для него места нет не потому, что такие неправильные агенства, а потому, что в реальном хозяйстве он не нужен.

вот и выходит, что государство плодит невостребованных специалистов, 9/10 которых будут работать не по профилю.
-1
Сообщить
№0
20.10.2012 21:55
Законный вопрос от МИФИстов:

Цитата
Видит ли сейчас владыка Иларион, что и его обманывают? Мы не знаем. Знаем только одно: строительство потемкинской деревни продолжается с завидным упорством. Еще будут у нас почетные доктора, нечетные завкафы и красивый фасад нанотехнологий, инноваций, православия и прочего одобрямса.

Нужна ли мифистам эта кафедра? Нет, не нужна. Потому что, если ее создадут, придется "добровольно" затаскивать туда студентов. Их жалко. Но в данном случае это не сама болезнь, это лишь один из симптомов гораздо более серьезной болезни нашего вуза.

P.S. Уважаемый митрополит Иларион! Вы пришли в МИФИ не в лучшие времена. Мы не верим администрации МИФИ. Мы знаем, что все добровольное у нас очень быстро превращается в добровольно-принудительное. Нам не нужно насаждать религию против нашей воли. Сейчас не средние века. Сейчас вы сможете посеять только раздор и злобу. Вам говорили, что тут вам будут рады. Вас обманули.
http://mephist.ru/mephist/news.nsf/id/83F5E032F1D50AE044257A9A0070DA85

так что тем, кто прячет голову в песок из постановлений чиновников минобра, лучше было-бы хорошенько задуматься, а стоит-ли игра свеч?

если с формальной внешней стороны всё тип-топ и постановления руководства церкви успешно выполнены, то с фактической стороны на выходе из элитного вуза получается, мягко говоря,  не совсем лояльное отношение к церкви и её идеологии будущей элиты страны.

в науке отрицательный результат, тоже результат, но, как видно, это понять могут ученые, а в церкви будут продолжать жить верой в свой успех.
0
Сообщить
№0
20.10.2012 22:35
В целом по информации обсуждение стандарта по Теологии было достаточно профессиональным.
1.В обсуждении стандарта по Теологии приняли участие ряд российских вузов. Были получены отзывы Дальневосточного государственного университета, Рязанского педагогического университета им. С.А. Есенина, Тверского государственного университета, Московской духовной академии и других вузов.
2.На заседании отделения учебно-методического объединения классических университетов (УМО), а затем на заседании Координационного совета Министерства образования РФ был рассмотрен и принят стандарт по специальности «Теология». Стандарт включает обязательные блоки гуманитарных и социально-экономических дисциплин (ГСЭ), естественнонаучных дисциплин (ЕН), блок общепрофессиональных дисциплин (ОПД), наименее конфессионально окрашенных (введение в специальность, наука и религия, религиозная философия, этика и аксиология в религии, государственное законодательство о религии и т.п.). Четвертый блок ДКП (дисциплины конфессиональной подготовки) является конфессионально ориентированным, рассматривается в УМО и утверждается в Министерстве по представлению от конфессии. Содержание этого компонента «дисциплин конфессиональной подготовки» разрабатывает соответствующая конфессия, используя подготовленный и утвержденный шаблон. Для облегчения этой работы подготовлен инвариантный макет. Таким образом, образовательный стандарт по теологии имеет три варианта - православный, мусульманский, иудейский. Возможен и буддийский стандарт.

Если посмотреть на то, какие образовательные блоки  включает стандарт и обратить внимание на то, что есть блок экономических дисциплин, то становится более понятно бизнес-применение выпускников о котором я писал выше. В интернете это могут называть "хренью", но будут ли они называть "хрень" свою зарплату при работе в частных внешнеторговых или финансовых компаниях.

3.В настоящее время интерес к теологии проявляют вузы, а также представители «смежных» специальностей. Ранее в 2002 г. для специальности «Филология» была введена теологическая специализация с присвоением квалификации: «Филолог со знанием основ теологии».
4.Начиная с 1994г. Президент РАН академик Ю.С.Осипов, Президент РАО академик Н.Д.Никандров, Ректор МГУ академик В.А.Садовничий, ряд академиков РАН, в том числе Н.И. Толстой, Н.Н.Покровский, Б.В.Раушенбах, Т.М.Энеев обращались в Комитет по науке РФ, к Министру образования РФ Б.М.Филиппову, потом к Президенту РФ В.В.Путину с просьбой о введении специальности «Теология» в государственный классификатор образовательных направлений и специальностей, о создании соответствующего государственного стандарта. Основной целью было развитие международных отношений.


5.Вот как выглядит российский стандарт 031900 Теология. Государственный образовательный стандарт Обратите внимание, что стандарт идет в блоке "Международные отношения".
6.Преподавание теологи за рубежом в университете Фрайбурга (для примера) Albert-Ludwigs-Universitat Freiburg. То есть зарубежные университеты считают возможным для развития международных отношений и подготовки специалистов обучать по этой специальности. С точки зрения европейского университета теология - это такой же язык международной коммуникации, как и иностранный язык.
-1
Сообщить
№0
20.10.2012 22:41
4.Начиная с 1994г. Президент РАН академик Ю.С.Осипов, Президент РАО академик Н.Д.Никандров, Ректор МГУ академик В.А.Садовничий, ряд академиков РАН, в том числе Н.И. Толстой, Н.Н.Покровский, Б.В.Раушенбах, Т.М.Энеев обращались в Комитет по науке РФ, к Министру образования РФ Б.М.Филиппову, потом к Президенту РФ В.В.Путину с просьбой о введении специальности «Теология» в государственный классификатор образовательных направлений и специальностей, о создании соответствующего государственного стандарта.
===

вы будете продолжать воспроизводить чиновные бумаги, которые   основаны на стремлении держать нос по ветру настроений в верхах, или всё-таки разуете глаза на объективную реальность процесса внедрения министерских бумажек в жизнь реального ВУЗа под названием МИФИ?

Правду говорят, научи богу молиться ...
0
Сообщить
№0
20.10.2012 22:51
26 ID: 1701
Я только обосновываю изложенный мной выше взгляд на преподавание теологии. Я написал, что МГУ и МИФИ идут в ногу с европейскими тенденциями преподавания теологии. Пункт 2 - преподавание будет вестись на академическом уровне с рядом экономических дисциплин. Ну да, вопли журналистов я не поддерживаю. Им за вопли деньги платят.
0
Сообщить
№0
20.10.2012 22:53
Пункт 2 - преподавание будет вестись на академическом уровне с рядом экономических дисциплин
===

кому преподавание, кто туда пойдёт?
-1
Сообщить
№0
20.10.2012 23:07
28 ID: 1701
Будет стандартный набор студентов. На министерском уровне объем просчитан. Или Вы считаете что вопли журналистов под Хеллоуин важнее и информативнее? Если мне покажут способ анализа такой информации, получение из нее конкретных данных, я соглашусь.
0
Сообщить
№0
20.10.2012 23:18
На министерском уровне объем просчитан.
===

практика - критерий истины, качество расчетов министерского уровня весьма скоро выяснится.

а как это выглядит в других случаях известно уже сейчас.


Как пример, знаю одну секретаршу из французкой фирмы, которая имеет филиал в России.
Эта особа не смогла получить высшее образование в обычных ВУЗах.

Зато легко поступила в некий православный университет, поскольку успешно продемонстрировала свою набожность.
Там получила французский, которого оказалось достаточно для сидения на телефоне во французкой конторе.

Вот такая польза стране от православного университета.
Привет счетоводам из минобра от французских коммерсантов,  орден дружбы народов ищет своих кавалеров.
-1
Сообщить
№0
21.10.2012 07:08
30 ID: 1701
В соседней ветке привел статью с картой инвестиций по Африке. Инвестиции ряда ведущих экономик мира в страны Африки (Россия не показана). Страны совсем не передовые. Объемы достигают миллиардов долларов. Потери также большие. Но в долгосрочной перспективе - устойчивые рынки сбыта/потребления.
Obama Leaves Monsanto in Charge of Ending Hunger in Africa
Нас там нет из-за пробелов в подготовке специалистов, в том числе по финансам, международным отношениям, теологии, в тех же США и Великобритании традиции подготовки специалистов для африканского региона, в том числе теологов, насчитывают десятилетия. А у нас вопли дилетантов, вслед за журналистами. Ваш уровень рассмотрения вопроса меня не устраивает из-за нелогичности, непоследовательности и тенденциозности. Дальше самостоятельно в компании с ID: 2854 и madmat.
-2
Сообщить
№0
21.10.2012 10:50
3027, для освоения диких народов готовят не теологов а миссионеров!!! Не надо в Африку гнать учёного -историка - теолога чтобы рассказывать племенам "исторические основы возникновения религий". Туда достаточно хорошего трындуна, который на пальцах объяснит что если кое-кто не примет нужную веру и не будет помогать ей материально, то в определённый момент ему настанет полный кирдык, потому что чем бог добрее и милосерднее, тем в более извращённом виде он гнобит тех кто его не почитает ))).
Ну а когда я писал про "воскресные школы" я расчитывал на уровень знаний собеседника, который позволит ему понять что физический институт должен заниматься ФИЗИКОЙ, а вот теологией можно заниматься и в специально отведённых для этого местах(есть же у церкви свои учебные заведения) ну или в крайнем случае в гуманитарных университетах.
А то бред какой-то получается.
- Ты где учишься?
-в МИФИ.
-ааа, понятно. что изучаешь?
-гидравлику.
-насосы? помпы? давление? сопромат?
-нет, изучаю как иногда вода над Красным морем поднимается вопреки гравитации и там могут ходить люди. Но не просто люди а только Евреи!
-??????????!!!!!!!!!!!!!!??????????????!!!!!!!!!!!
+3
Сообщить
№0
21.10.2012 11:59
Нас там нет из-за пробелов в подготовке специалистов, в том числе по финансам, международным отношениям, теологии, в тех же США и Великобритании традиции подготовки специалистов для африканского региона, в том числе теологов, насчитывают десятилетия.
===
"гондурас в сердце каждого из нас"

Ну что-ж, подведём итоги.




если-бы у З027 всё-таки начался мыслительный процесс и он прочитал написанное мной и коллегами, то может быть заметил, что практически никто не против преподавания теологи, астрологии и прочих ненужных инженерам предметов, в гуманитарных ВУЗах, в которых уже преподают финансы, международные отношения и прочие гуманитарные дисциплины.

Никаких аргументов почему теологии должна быть именно в МИФИ не прозвучало.

Однообразные цитаты документов министерства образования не являются обоснованием внезапного появления часовни и кафедры теологии в МИФИ против воли студентов и сотрудников этого института.


****

Ваш уровень рассмотрения вопроса меня не устраивает из-за нелогичности, непоследовательности и тенденциозности. Дальше самостоятельно в компании с ID: 2854 и madmat.
===

слив засчитан
+2
Сообщить
№0
21.10.2012 21:17
"Политика РПЦ: консолидация или развал страны?



Президенту Российской Федерации В.В. Путину

Глубокоуважаемый Владимир Владимирович!

С нарастающим беспокойством мы наблюдаем за все возрастающей клерикализацией российского общества, за активным проникновением церкви во все сферы общественной жизни. Конституция Российской Федерации провозглашает светский характер нашего государства и принцип отделения церкви от системы государственного образования. Мы обращаемся с этим письмом к Вам как к высшему должностному лицу нашей страны, являющемуся гарантом соблюдения основных положений Конституции."
http://old.novayagazeta.ru/data/2007/kentavr03/00.html
+3
Сообщить
Хотите оставить комментарий? Зарегистрируйтесь и/или Войдите и общайтесь!
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ
Ежедневная рассылка новостей ВПК на электронный почтовый ящик
  • Разделы новостей
  • Обсуждаемое
    Обновить
  • 26.04 09:05
  • 2
ЦКБР заявил, что РФ необходимо создать мобильные команды для уничтожения FPV-расчетов ВСУ
  • 26.04 07:46
  • 1047
Без кнута и пряника. Россия лишила Америку привычных рычагов влияния
  • 26.04 05:50
  • 1
Омрачить День Победы и инаугурацию: каких ударов ожидать от ВСУ в майские праздники
  • 26.04 00:07
  • 0
Танцы с бубном: США, Украина и военная помощь
  • 25.04 17:21
  • 2
Суд арестовал замминистра обороны РФ, на которого ФСБ пять лет собирало материалы по коррупции
  • 25.04 15:58
  • 120
Конкурента российского Су-75 из Южной Кореи впервые представили на выставке
  • 25.04 13:48
  • 3
Инженеры NASA впервые за пять месяцев смогли получить данные о состоянии зонда Voyager-1
  • 25.04 13:40
  • 463
Международные расчеты, минуя доллар, по странам
  • 25.04 12:48
  • 0
«Освей»: Космическая Беларусь берется за строительство самолетов
  • 25.04 10:13
  • 478
Израиль "готовился не к той войне" — и оказался уязвим перед ХАМАС
  • 25.04 09:30
  • 2
Разящий луч: как развиваются боевые лазеры
  • 25.04 09:27
  • 9
Российские разведывательно-ударные мультикоптеры предложат на экспорт
  • 25.04 09:12
  • 276
Космонавтика Илона Маска
  • 25.04 09:02
  • 26
Национальная политика и миграция
  • 25.04 08:46
  • 19
Командующий ВВС США в Европе о роли авиации в боевых действиях на Украине