Войти

Миражи российской военной мысли

5335
13
+1
Военнослужащий ВС РФ
Военнослужащий ВС РФ.
Источник изображения: battlefield.wikia.com

Ориентировать Вооруженные Силы надо на отражение реальных, а не фантастических угроз

Военная доктрина России, что вполне естественно, остается секретной в той ее части, которая касается планов будущих войн и вероятных противников. Но по отдельным высказываниям чинов Минобороны РФ, а также по тому, какие системы вооружений развивают и собираются ставить на боевое дежурство, какого рода учения проходят у нас в стране, можно сделать определенные выводы о том, с кем именно предполагают сражаться российские военные планировщики.


Постараюсь проанализировать те сценарии будущих войн, на которые ориентирована российская Военная доктрина, и показать угрозы военной безопасности России – ныне существующие и вероятные в перспективе.


Дорогая, но бесполезная игрушка


Начнем с самого нашумевшего и, возможно, наиболее дорогостоящего проекта последних лет – с покупки у Франции вертолетоносцев с последующим возможным их производством по лицензии на российских заводах. Цена каждого корабля – около 600 миллионов евро, так что данная сделка – лакомый кусочек во всех отношениях. Но встает закономерный вопрос: а каково боевое предназначение приобретаемых «Мистралей»?


По официальной классификации это универсальные десантные корабли, способные принимать на борт батальон морской пехоты (450 человек), 16 тяжелых вертолетов или 32 легких винтокрыла и затем отправляться в любую точку Мирового океана на расстоянии 10 800 километров (а на экономичной скорости – даже на 19 800 км).


В принципе понятно, для чего нужны УДК военно-морским силам Пятой республики. Если в какой-нибудь из бывших французских колоний (например в Габоне или Кот-д’Ивуаре) начнется гражданская война, произойдет военный переворот, Парижу удастся оперативно перебросить к побережью неспокойной страны отряд военнослужащих, который при необходимости поддержит одну из сторон конфликта и эвакуирует несколько сот сограждан.


Те же функции мог выполнять и авианосец «Шарль де Голль», оснащенный атомной силовой установкой. Двух таких «плавающих аэродромов», по всей вероятности, французам вполне хватило бы для выполнения подобных заморских миссий. Но беда в том, что «Шарль де Голль» – самый крупный боевой корабль, когда-либо построенный во Франции, оказался слишком дорогим. Его стоимость – 2,5 миллиарда евро. Поэтому от пополнения ВМС вторым атомным авианосцем Париж пока воздерживается. Немногим дешевле и проектируемый «плавающий аэродром» с обычной силовой установкой – 1,7 миллиарда долларов. А на «Мистрале» еще новейшая система управления, позволяющая обходиться всего 160 членами экипажа (для сравнения: его численность на «Шарле де Голле» 1200 человек, плюс 600 пилотов, инженеров и техников авианосной группы).


Однако, строго говоря, и для французского флота «Мистраль» по большому счету – просто дорогая, но не слишком нужная игрушка, в чем-то экспериментальная. Ведь в случае серьезного конфликта и противоборства с неприятелем, располагающим авиацией, средствами ПВО и боеспособной береговой обороной, в поход с «Мистралем» придется посылать большую группу кораблей, включающую авианосец. А для собственно эвакуационных операций можно использовать и корабли подешевле, например противовоздушный или противолодочный фрегат (их еще по старинке называют эсминцами). «Мистраль» же оказывается пригоден только для миссий из времен дипломатии «больших канонерок», когда надо надавить на какое-то слабое в военном отношении государство. Такой «большой канонеркой» он по сути и является, только вот цена впечатляет.


Если же задаться вопросом, на каком морском ТВД «Мистрали» понадобятся российскому флоту, ответ будет однозначным: только на Черноморском – в случае возникновения нового вооруженного конфликта с Грузией или войны с Украиной, имеющей в СНГ вторую после России по численности и боеспособности армию. Собственно, в результате российско-грузинского противоборства в августе 2008 года и родилась идея купить французские вертолетоносцы. Тогда пытались высадить морской десант в Батуми, но десантная баржа, куда погрузились морпехи, оказалась неисправна. И вместо того чтобы заказать новую баржу или даже десантный корабль, решили расщедриться на УДК да еще и не на один (о возможных персональных гешефтах от этой сделки умолчим).


Правда, Грузия потерпела поражение, хотя дело обошлось без морских десантов. Точно так же, если вдруг нежданно-негаданно разразится российско-украинская война, Вооруженные Силы РФ имеют все шансы справиться с противником, используя только Сухопутные войска, авиацию и нынешние корабли Черноморского флота, не прибегая к задействованию «Мистралей».


Впрочем, эти УДК предполагается держать на Тихом океане, однако что они там будут делать, ведомо только российским военачальникам и флотоводцам, для которых в еще большей степени, чем для их французских коллег, «Мистрали» будут просто дорогой, но бесполезной игрушкой.


Иногда говорят: весь смысл покупки «Мистралей» заключается в том, что Военно-морской флот России получит самые современные системы управления. Но во-первых, они только для этого УДК и пригодны, а для других кораблей придется разрабатывать новую аппаратуру. Во-вторых, нашим адмиралам будет совсем непросто подготовить для службы на «Мистралях» офицеров и матросов. Ибо здесь требуются профессионалы высшего класса, способные работать за шесть-семь моряков на «обычных» вертолетоносцах и авианосцах предыдущего поколения.


Опыт трагических аварий с отечественными атомными субмаринами к оптимизму не располагает. Боюсь, что самое безопасное для «Мистралей» в России – это вечно стоять у причальной стенки (что скорее всего и произойдет). Выход же в открытое море и уж тем более попытка провести учебно-боевые стрельбы всегда будут чреваты непредсказуемыми и трагическими последствиями.


Объективно рассуждая, Российской Федерации вообще нет смысла иметь большой надводный флот и крупные надводные корабли. Поскольку строительство ударных авианосцев в нашей стране всегда наталкивалось и поныне наталкивается как на сложность конструкции «плавающих аэродромов», так и на трудности в создании палубных самолетов и подготовки пилотов, способных взлетать с авианосца и успешно садиться на него, в обозримом будущем нет никаких шансов не то что догнать американские военно-морские силы, а даже немного приблизиться к ним по уровню боевой мощи. Но кроме как для безнадежной борьбы с ВМС США авианосцы нам больше ни для каких целей не нужны, ведь у России нет большого торгового флота и значительной морской торговли, которые необходимо было бы охранять. Максимум, что стоит иметь ВМФ РФ из надводных кораблей, – это фрегаты, противолодочные и десантные корабли, сторожевые корабли и катера. Главный же упор надо делать на развитие подводных лодок, особенно атомных ПЛ.


С кем может воевать РФ


Обратимся теперь к ракетному комплексу «Искандер», которым у нас так любят пугать Европу. Его ракеты обладают дальностью полета до 500 километров, могут нести тактические ядерные боезаряды и предназначены для поражения боевыми частями в обычном снаряжении малоразмерных и площадных целей в глубине оперативного построения войск противника. Когда Москва грозит разместить «Искандеры» в Калининградской области, она фактически предполагает возможность возникновения некоего локального вооруженного конфликта между Россией и Польшей либо странами Балтии.


Однако нетрудно сообразить, что любой ракетный удар по объектам на территории Речи Посполитой или, например, Литвы приведет не к российско-польской или российско-литовской войне, а к столкновению России со всем блоком НАТО. А в таком противоборстве – с «Искандерами» или без – у РФ, учитывая численность и оснащенность армий государств – членов Североатлантического альянса, все равно нет шансов устоять, если будут применяться только обычные вооружения. Поэтому война очень быстро перерастет в неограниченную термоядерную с катастрофическими последствиями для всего человечества. И крайне сомнительно, что тогда на помощь России захотят прийти Белоруссия и другие страны СНГ.


Если же, не дай бог, война с использованием обычных вооружений разразится на пространстве Содружества Независимых Государств, применение комплексов «Искандер» Россией в данном случае окажется явно избыточным.


Возьмем, однако, другого потенциального противника нашей страны – Китай. И здесь опять-таки у России отсутствуют шансы на победу в обычной широкомасштабной войне, учитывая неограниченные по сравнению с Российской Федерацией людские ресурсы Поднебесной и потенциальную способность промышленности КНР в больших количествах производить оружие и боевую технику. Следовательно, любое по-настоящему серьезное вооруженное противоборство с Китаем РФ придется заканчивать как термоядерную войну. В ней шансов на победу у нашей страны немало, но и ущерб, который она понесет, будет огромен.


Между тем российская Военная доктрина, как и в советские времена, ориентирована прежде всего на возможность ведения широкомасштабных войн против Североатлантического блока и Китая с помощью обычных вооружений, хотя подобный сценарий в реальности представляется абсолютно невероятным. Именно для этой цели сохраняется призывная система комплектования армии и флота РФ, хотя служба рекрутов и сокращена до одного года.


Считается, что благодаря этому Россия будет иметь запас обученных резервистов, достаточный для ведения двух указанных выше войн. Однако за год пребывания в войсках военнослужащие-призывники все равно оказываются неготовыми к ведению современной войны обычными вооружениями, и после мобилизации с ними придется заниматься еще как минимум год, а то и полтора с учетом того, что они успеют забыть многое из того, чему их учили ранее. А даже 12-месячная служба в призывной армии многих молодых людей отвращает от заключения контракта с Минобороны, чтобы стать профессиональным воином.


Главное же – подготовка этих так называемых резервистов совершенно не нужна, поскольку ориентируется на невозможные сценарии войны. Ориентироваться надо прежде всего не на конфронтацию с НАТО, а на потенциальный союз с Североатлантическим блоком в случае возникновения конфликта России с Поднебесной. Помимо него нужно принимать во внимание вероятные локальные столкновения на пространстве СНГ, борьбу с терроризмом и сохранение потенциала ракетно-ядерного сдерживания с блоком НАТО. Для решения всех этих задач большие по численности обычные Вооруженные Силы не требуются и армия в один миллион человек может оказаться избыточной.


Вполне достаточно иметь 600–700 тысяч военнослужащих, особенно учитывая наличие в России многочисленных Внутренних войск и военизированных полицейских подразделений, на которые главным образом и возложена задача ликвидации террористов. Но все солдаты Министерства обороны должны быть профессионалами.


Развивать необходимо в первую очередь стратегические ядерные силы, ПВО и ПРО (способные отбить нападение стран с небольшим ракетно-ядерным потенциалом), части специального назначения. То есть войска, оснащенные образцами вооружений и военной техники, эффективное применение которых по плечу только военнослужащим-контрактникам. Затраты на изделия ОПК, предназначенные для использования в военных кампаниях самого фантастического характера, отвлекают деньги и материальные средства от модернизации тех отраслей нашей «оборонки», которые действительно могут выпускать продукцию, нужную для отражения реальных и потенциальных угроз.



Борис Соколов



Опубликовано в выпуске № 31 (448) за 8 августа 2012 года

Права на данный материал принадлежат
Материал размещён правообладателем в открытом доступе
Оригинал публикации
  • В новости упоминаются
13 комментариев
№0
08.08.2012 07:30
Цитата
Если же задаться вопросом, на каком морском ТВД «Мистрали» понадобятся российскому флоту, ответ будет однозначным: только на Черноморском – в случае возникновения нового вооруженного конфликта с Грузией
Два раза снаряд в одну воронку не падает.

Цитата
Правда, Грузия потерпела поражение, хотя дело обошлось без морских десантов.
Не обошлось.

"Никаких бомбардировок Поти с воздуха не было. Когда мы вошли в порт 12 августа, Поти был цел и пуст", - подчеркнул офицер.

По его словам, в порт вошли два больших десантных корабля - "Ямал" и "Саратов", оставив на боевом дежурстве малый противолодочный корабль "Суздалец".

Высадив десант, моряки сами подключили корабль к береговому питанию и источникам водоснабжения. В это время спецподразделение проверило стоящие в порту грузинские военные корабли на предмет заминирования. Убедившись, что мин нет, моряки заложили заряды и подорвали все грузинские военные корабли, находящиеся в порту, сказал российский офицер.


http://s46.radikal.ru/i113/0901/05/9571661b3e3e.jpg

http://s49.radikal.ru/i125/0901/a7/69edbf76c738.jpg

http://i072.radikal.ru/0901/52/4f6bfccf706d.jpg

http://s44.radikal.ru/i106/0901/81/cdc4b199856e.jpg

http://www.youtube.com/watch?v=Crt6LNnI9c0

http://www.youtube.com/watch?v=rbXpaQcOBzM
+3
Сообщить
№0
08.08.2012 09:28
Очередной опус плаксиво настроенного псевдо-реалиста... читать противно... но от части с ним согласен относительно мистралей ... наш советский проект 11780 творчески переработанный в соответствии с современными условиями был бы куда полезней, как для ВМФ так и для ОПК...
+6
Сообщить
№0
08.08.2012 09:33
Ориентировать Вооруженные Силы надо на отражение реальных, а не фантастических угроз

Великолепная фраза, а дальше начинается какая-то ересь про дипломатию канонерок, и то тупые русские не доплывут так как все переломают, а потом про термоядерную войну с Литвой.
+10
Сообщить
№0
08.08.2012 11:59
Мистрали, в частности, нужны для того, чтобы появились современные технологии строительства крупнотоннажных судов (корейские, хёндай), которые позволяют значительно сократить сроки строительства. Это задел для строительства авианосцев, как и сама идеология, компановка и размещение на рейдерских судах.Также нужны, чтобы иметь представление о современных ситемах связи НАТО, чтобы попробовать найти в них слабые звенья. И это только часть ответов на вопрос: зачем нужны?
+6
Сообщить
№0
08.08.2012 12:22
5 Тектор
Цитата
И это только часть ответов на вопрос: зачем нужны?
Скорее, часть ответов на вопрос эффективности работы ГРУ и СВР.
+1
Сообщить
№0
08.08.2012 21:12
Статья неубедительна и бездоказательна, высосана из пальца и скорее всего заказная на тему какие все русские тупые и как у них всё плохо.
Цитата
Ориентироваться надо прежде всего не на конфронтацию с НАТО, а на потенциальный союз с Североатлантическим блоком в случае возникновения конфликта России с Поднебесной
Не надо - это мы уже проходили и не раз, когда мы воюем, а дивиденты от победы в лучшем случае пополам как во Великую Отечественную, или и того хуже как в войне против Турции 1878 года, когда у нас всё отобрали. Поэтому учи историю писака.
Цитата
Вполне достаточно иметь 600–700 тысяч военнослужащих, особенно учитывая наличие в России многочисленных Внутренних войск и военизированных полицейских подразделений
Это на основе каких таких умозаключений был сделан такой вывод, расчёты пожалуйста в студию и диплом с трудовой тоже, не надо нам кухарок у руля.
В общем фигня, по моему личному убеждению. А жить надо нам просто, как в поговорке : "Собака лает караван идёт", можно пнуть ещё её для профилактики конечно :)
+7
Сообщить
№0
09.08.2012 13:45
Полностью согласен с mangust. Автор или сам не понимает о чем пишет, или наоборот - намерено дезинформирует и подменяет истиные стратегические цели России на ложные. Как только начал читать про альянс с блоком НАТО - сразу обалдел. Война с Украиной - что за больные фантазии? Чтобы не было войны с Украиной, надо просто не допускать Американских марионеток типа Ющенко к власти. В целом, отстой!
+2
Сообщить
№0
09.08.2012 18:50
5 Тектор
Это задел для строительства авианосцев, как и сама идеология, компановка и размещение на рейдерских судах.
Автор как раз и говорит, что такие суда России не требуются, а нужны корабли ближней морской зоны (до 2000 км)
Также нужны, чтобы иметь представление о современных ситемах связи НАТО, чтобы попробовать найти в них слабые звенья. И это только часть ответов на вопрос: зачем нужны?
Сомневаюсь, что они продадут что-либо секретное. А то что будет, то будет с трояном.
-1
Сообщить
№0
09.08.2012 18:54
Про войну с Украиной конечно мне тоже не нравится. Но с другой стороны они же проводят насильственную украинизацию 20 млн русских проживающих на Украине.
-4
Сообщить
№0
09.08.2012 19:01
В перечень затейливости военной мысли в России добавил бы воздушно десантные войска. Я никак не понимаю как они собираются высадить хотя-бы бригаду на территорию противника. Направили в Грузию стратегический бомбер ТУ-22- так его сбили.
А что транспортники долетят? нигде не мог найти информации о применении ВДВ. Ведь диверсионные и спецгруппы это вовсе не войска.
-1
Сообщить
№0
09.08.2012 22:14
Ну, ладно Грузия... Ну , ладно Китай с Польшей и НАТО ...но Украина то тут причем ?  Откажется платить за газ ?- так не платила уже... Откажется его же пропускать ? - не пропускала... Откажется его покупать ? - и так уменьшает закупки ... А может лелеет повторить московский поход поляков ? ...Пространная статейка какая-то ...
+2
Сообщить
№0
10.08.2012 05:25
Статья написна только ради цели сказать что надо стать союзником нато и сократить армию.
все остальное просто украшение этого лейтмотива.
+2
Сообщить
Хотите оставить комментарий? Зарегистрируйтесь и/или Войдите и общайтесь!
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ
Ежедневная рассылка новостей ВПК на электронный почтовый ящик
  • Разделы новостей
  • Обсуждаемое
    Обновить
  • 22.12 21:49
  • 6576
Без кнута и пряника. Россия лишила Америку привычных рычагов влияния
  • 22.12 21:34
  • 0
Ответ на "Военный эксперт рассказал о преимуществах российских танков перед западными"
  • 22.12 20:46
  • 0
Ответ на "«Прототип бомбардировщика ПАК-ДА может быть близок к завершению»: британский министр оценил состояние стратегической авиации РФ"
  • 22.12 20:01
  • 3
Еще немного в тему о танках (конечно, не без повторений :))
  • 22.12 19:04
  • 62
Уроки Сирии
  • 22.12 16:54
  • 8546
Минобороны: Все авиаудары в Сирии пришлись по позициям боевиков
  • 22.12 07:45
  • 1
Китай показал запуск гиперзвуковых беспилотников с борта воздушных носителей
  • 22.12 03:15
  • 1
Немного о терминах.
  • 21.12 20:11
  • 2756
Как насчёт юмористического раздела?
  • 21.12 13:42
  • 1
Израиль нанес массированные авиаудары по Йемену
  • 21.12 13:02
  • 1
Путин заявил, что если бы и изменил решение о начале СВО в 2022 г., то в том, что его нужно было принимать раньше
  • 21.12 02:42
  • 1
Ответ на "Оружие, спровоцировавшее новую гонку ядерных вооружений, — в которой побеждает Россия (The Telegraph UK, Великобритания)"
  • 20.12 17:19
  • 1
РХБЗ: теория или практика
  • 20.12 16:07
  • 0
В системе стандартов серии ISO 55000 прошло масштабное обновление в 2024 году
  • 20.12 09:18
  • 0
Азиатский кейс Беларуси