Институт медико-биологических проблем РАН создаст виртуальные трехмерные земные ландшафты для релаксации космонавтов
Космонавтам на МКС хотят организовать полную трехмерную иллюзию пребывания на Земле, погрузив их в атмосферу живой природы. Институт медико-биологических проблем РАН (ИМБП), который является головным научным учреждением по медико-санитарному обеспечению пилотируемых космических полетов, сформулировал технические требования к системе виртуальной реальности, которую планируют применить на МКС.
— Создание виртуальных моделей земной природы — это пионерская разработка, аналогов которой не существует. Будет интерактивная среда, наполненная знакомыми каждому члену экипажа образами нестатичной, изменяющейся природы, — заявил ведущий научный сотрудник отдела «Психофизиология и оптимизация профессиональной деятельности операторов» ИМБП Вадим Гущин.
Система будет представлять собой специальное программное и техническое обеспечение (компьютеры МКС не рассчитаны на работу с 3D-системами), а также 3D-очки. Надев их, космонавт перенесется в природную атмосферу, к которой привык на Земле. Предполагается, что он сможет порыбачить, собрать корзину грибов или поохотиться в лесу.
— Человек будет сидеть на берегу реки, вокруг будут летать птички, в речке — плескаться рыба. Он будет закидывать виртуальную удочку и вылавливать виртуальную рыбу. Причем важно, чтобы среда была такая, чтобы не скучно было в нее играть: допустим, можно идти на речку ловить карасей, но несколько раз подряд ничего не поймать, а потом неожиданно вытащить большую щуку, — описывает проект Гущин.
Авторы идеи утверждают, что это будет не просто развлекательный девайс, как игровая приставка со шлемом виртуальной реальности, а ключевой элемент в системе психологической поддержки членов команды.
— Космос — это пустота, и заполнить ее крайне необходимо для гуманизации процесса пребывания в нем. Иначе у человека возникает феномен отрыва. Мой любимый пример с пиратами: люди уплывали совершать великие географические открытия, а потом, потеряв привычную обстановку, они забывали семью, моральные ценности и начинали грабить, — говорит Гущин.
По словам ученого, для космонавта феномен отрыва может проявиться в бурной бессмысленной деятельности — например, он напишет никому не нужный трактат о циркуляции пыли в барокамере. Может случиться апатия — космонавт перестанет проявлять инициативу. В крайних случаях не исключены и галлюцинации — не заполняемый осмысленной информацией мозг начнет заполняться причудливым образом.
Сейчас с возможными проявлениями феномена отрыва космонавты и психологи борются традиционными методами: книжками, планшетными компьютерами с фотографиями, фильмами и музыкой. На сеансы связи в Центр управления полетами приходят не только родные и близкие, но и знаменитости.
— Это всё хорошо работает для психологической поддержки космонавтов. Но на длительные сроки таких мер недостаточно. Космонавтам нужны средства виртуальной реальности, которые могли бы купировать негативные эффекты длительного пребывания в замкнутом пространстве, — объясняет Вадим Гущин.
Кто именно будет выполнять заказ ИМБП по созданию системы, пока неясно, не исключено, что исполнителя выберут на конкурсе. В институте считают, что прототипом системы может стать виртуальная модель парка, которая была успешно апробирована в рамках проекта МАРС-500 (международный научный проект по имитации полета на Марс экипажа из шести человек). Эксперимент под названием «Земля» с погружением участников в 3D-реальность проводили испанские ученые, применяющие инновационные методики для лечения фобий. В частности, 3D-симуляторы широко применяются для лечения аэрофобии. По словам Гущина, эксперимент «Земля» дал положительный результат: подопытные ощущали психологический комфорт, лучше справлялись со стрессом. Но у системы, которую предложили испанские ученые, недостаточно интерактивности и увлекательности для настоящих полетов в космос, считает Гущин.
В идеале новая система должна учитывать и местность, в которой вырос космонавт, и его культурные, национальные особенности. Не исключено, что дополнительно к прогулкам на природе, космонавтам предложат виртуальные экскурсии по музеям и другие земные радости.
Единственная проблема, к которой в ИМБП даже не знают, как подступиться, — это специфичные земные ароматы. Добиться ощущения полного присутствия на Земле можно только воссоздав соответствующие запахи. Но система жизнеобеспечения МКС моментально убирает примеси из воздуха.
В Роскосмосе не стали комментировать перспективы устройств трехмерной реальности, посоветовав обратиться с соответствующим запросом в Центр подготовки космонавтов (ЦПК).
Начальник ЦПК Сергей Крикалёв рассказал «Известиям», что никаких договоренностей с ИМБП о применении 3D-симуляторов космонавтами на станции пока нет.
— При решении таких вопросов много будет зависеть от того, какими средствами это всё будет реализовано. Честно говоря, я не вижу большого смысла в обустройстве на МКС виртуальной реальности. Но это мнение навскидку, а все дальнейшее будет зависеть от многих технических деталей, о которых мы пока ничего не знаем, — резюмировал Крикалёв.
Константин Пукемов, Иван Чеберко