Войти

«Достаточно просто стоять над душой»

2135
5
+2

Эксперт прокомментировал предположение спикера СовФеда о том, что причиной крушения Sukhoi Superjet-100 стал подстроенный конкурентами теракт

«Можно согласиться только с первой частью мнения спикера – о том, что конкуренция в этом сегменте достаточно высока и Sukhoi Superjet-100, будучи заметным претендентом на долю рынка в юго-восточном регионе, другими авиастроительными компаниями воспринимается как угроза», – заявил газете ВЗГЛЯД главный редактор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев.


Первый вице-спикер Совета Федерации России Александр Торшин в пятницу заявил, что причиной катастрофы российского лайнера Sukhoi Superjet-100 в горах Индонезии могла стать жесткая конкуренция на авиарынке. Не исключено, что был совершен теракт, сообщает «Интерфакс».


«По той информации, которая идет по каналам СМИ и интернета, эта катастрофа вызывает очень много вопросов, и, думаю, необходимо исследовать все возможные версии, в том числе теракт, – заявил Торшин, добавив, что изначально неправильно рассматривать в качестве главных версий технический сбой и ошибку экипажа. – Эта ситуация, когда все высказывания склоняются к тому, что это была ошибка, очень настораживает». «Эта версия достаточно удобна, в том числе для индонезийских властей», – полагает спикер.


Его также заинтересовал вопрос, насколько хорошо была организована охрана российского воздушного судна на стоянке в Джакарте и насколько тщательным был предполетный контроль, в том числе досмотр пассажиров. «Есть серьезные вопросы к индонезийским диспетчерам. Даже для таких опытных пилотов особенности местности были неизвестными, и кто принимал решение о снижении высоты полета? Даже зная, что самолет находится в районе горы, которая выше, чем набранная самолетом высота, кто разрешил пилотам опуститься и кто разрешил им вылететь при таких сложных погодных условиях? И кто за эти авантюрные команды отвечает?» – вопрошает Торшин.


Между тем командующий вооруженными силами Индонезии Агус Сухартоно уже исключил вероятность того, что российский самолет был захвачен террористами. «Это неправда. Я полагаю, что (катастрофа) произошла из-за погодных факторов или из-за незнания местности пилотом, учитывая, что самолет разбился, ударившись о скалу», – полагает он.


Между тем, по словам Торшина, на современном авиарынке существует очень жесткая конкуренция, кроме России, никто не был заинтересован в появлении на этом рынке самолета, не имеющего аналогов в сфере гражданских авиаперевозок. «Главный вопрос, который возникает в связи с этой катастрофой, – о том, кому это выгодно, – встает во весь рост», – считает Торшин.


Анализируя ситуацию, спикер СовФеда отметил, что первая реакция индонезийских властей, которые даже не могли сказать, сколько конкретно человек было на борту, также вызывает вопросы. «Значит, был непорядок в предполетных документах. Это, извините, не был рядовой полет, и каждая деталь, включая количество пассажиров, вес топлива и тому подобное, должна тщательно фиксироваться и учитываться, ведь речь шла не о регулярном авиарейсе», – пояснил он.


Он также отметил, что командир Superjet был очень опытным пилотом. «Этот человек был настоящим асом. Этот пилот, Александр Яблонцев, знал самолет до последнего винтика. И сомнительно, что он мог совершить такую грубую ошибку, которая привела к фатальным последствиям», – полагает Торшин.


К тому же, по его словам, самолет разбился в такой местности, где будет практически невозможно собрать все его фрагменты: «И поэтому индонезийские власти должны сделать все возможное и невозможное для того, чтобы достать черные ящики. Если их не найдут, тогда тень подозрения с индонезийских диспетчеров не уйдет никогда».


Прокомментировать выдвинутые спикером СовФеда версии о причинах катастрофы газета ВЗГЛЯД попросила главного редактора отраслевого агентства «АвиаПорт» Олега Пантелеева.


ВЗГЛЯД: Олег Константинович, как вы считаете, жесткая конкуренция в гражданской авиации могла стать причиной катастрофы Sukhoi Superjet-100?


Олег Пантелеев: Можно согласиться только с первой частью мнения спикера – о том, что конкуренция в этом сегменте достаточно высока и Sukhoi Superjet-100, будучи заметным претендентом на долю рынка в юго-восточном регионе, другими авиастроительными компаниями воспринимается как угроза. Но делать из этого вывод, что какие-то злоумышленники подстроили катастрофу, – это просто из области фантастики. За всю историю мирового гражданского авиастроения дальше словесных пикировок, судебных разбирательств проблема и не заходила. В самом крайнем случае в ход шел коммерческий подкуп. Опять же, если представить, что кто-то подстроил катастрофу конкурента и это вскроется, то для злоумышленника это будет гарантированным банкротством компании.


ВЗГЛЯД: И все-таки, по мнению спикера СовФеда, при расследовании ЧП не стоит исключать и версию о теракте...


О. П.: Опровергать или подтверждать те или иные высказывания должны специалисты комиссии, которая будет заниматься расследованием этого происшествия. Но вопрос сейчас в другом. Демонстрационный полет – это, безусловно, специфичное событие. Как показывают фоторепортажи блогеров, которые летели в это турне, во время перелетов двери в кабину пилотов были открыты, многим желающим не возбранялось посмотреть, как работает экипаж.


В условиях плохой видимости, напряженного полета наличие на борту любопытных людей, которые могут создавать отвлекающий шум, тоже может стать одним из факторов, который негативно повлиял на работу пилотов. В данном случае не нужно даже перехватывать управление лайнером, проявлять активные действия, достаточно, как говорится, просто стоять над душой.


Но я бы предпочел дождаться тех заявлений, которые сделают с места происшествия, после того как будут обнаружены фрагменты кабины, по анализу остатков которых можно будет определить, кто и в каком месте находился в момент столкновения, кто был за штурвалом и так далее. И, конечно, многое зависит от того, удастся ли найти бортовые самописцы, которые дадут ответы на все вопросы.


ВЗГЛЯД: Действительно ли индонезийским властям выгодно рассматривать в качестве приоритетной версию об ошибке пилотов?


О. П.: На самом деле любая из выдвинутых версий не должна становиться поводом для обсуждения в СМИ. Когда на протяжении длительного времени из публикации в публикацию будут повторять, что причиной катастрофы стал человеческий фактор, то потом экспертам, обладающим объективной информацией, будет сложно мотивировать свою позицию и противостоять общественному мнению, настроенному априори неверно.


Исходя из того, что заявляют представители властей Индонезии, вроде бы они сейчас рассматривают не только ошибки экипажа, не исключают они и отказа техники, и сложных метеоусловий.


Но как показывает практика, не бывает такого, чтобы только один негативный фактор привел к столь драматическим последствиям. Соответственно, в той или иной степени сыграла свою роль совокупность негативных факторов.


ВЗГЛЯД: Эксперты из подмосковного Жуковского на тренажере для обучения летного состава воздушных судов Sukhoi Superjet-100, в который загрузили базы рельефа местности в районе горы Салак, а также приблизительные режимы полета (высоту, курс, скорость и координаты падения), несколько раз повторили полет Superjet-100. После эксперимента они пришли выводу, что в трагедии в Индонезии виноваты пилоты, ни одна из ситуаций не могла привести к таким последствиям.


О. П.: Под «ошибкой экипажа» все равно подразумеваются какие-то вполне конкретные и понятные действия. Само по себе словосочетание «ошибка экипажа» абсолютно не конкретно. Поэтому нужно сначала понять, что под этим подразумевали эксперты, чтобы они дословно изложили свою позицию. Ведь совершенно очевидно, что по программе полета не было такого, что надо повернуть направо, а пилоты лайнера повернули налево.


Вообще, лучше, чтобы эти эксперты высказывали свою точку зрения не в СМИ, а адресовали ее коллегам из Минпромторга, которые отвечают за проведение расследования с российской стороны. Честно говоря, складывается впечатление, что в настоящее время, несмотря на то что специалисты из Жуковского очень квалифицированные, они больше работают не на установление истины, а на самопиар.


ВЗГЛЯД: Появилась информация, что во время полета у нескольких пассажиров были включены мобильные телефоны. Могло это как-то повлиять на обмен информацией между российским самолетом и авиадиспетчерами?


О. П.: Ни одну из версий не стоит списывать со счетов, пока нет ее опровержения. Однако, с моей точки зрения, маловероятно, чтобы именно работа мобильных телефонов могла серьезно повлиять на устойчивость радиосвязи. Расшифровка самописцев может дать ответ и на этот вопрос. К тому же если мобильные устройства создавали проблемы, то экипаж должен был как-то на это отреагировать.


ВЗГЛЯД: В самолете была установлена система предупреждения о приближения препятствия, говорили, что все сигналы дублируются и не заметить предупреждающего сигнала было просто невозможно.


О. П.: Согласен, установленная на всех современных гражданских авиалайнерах система позволяет прогнозировать наличие препятствия в направлении полета, а если самолет выполняет разворот, то и в направлении разворота тоже. Рабочее пространство имеет большую ширину. Но опять же, без бортовых самописцев мы не сможем дать однозначного ответа, сработала ли эта система, за какое время до столкновения, какие действия предпринял экипаж.


Если обратить внимание на картинки с номерами точек сигнала с радара, то на одной из них указано, что последний контакт самолета, когда он был зафиксирован на экране радиолокационной станции, был на меньшей высоте, чем при столкновении. Поэтому если эту версию считать достоверной, то вполне вероятно, что система все-таки сработала и экипаж предпринял все необходимые меры для того, чтобы избежать катастрофы, начав набор высоты.


ВЗГЛЯД: Расскажите, пожалуйста, подробнее об установленной на Sukhoi Superjet-100 системе предупреждения.


О. П.: На самом деле для этого лайнера не делалась уникальная система, она отвечает отраслевым стандартам, в ней реализован режим прогнозирования. Смысл заключается в том, что в памяти устройства есть четырехмерная модель местности, которая охватывает практически все регионы, где выполняются полеты.


Исходя из показаний спутниковой навигации, определяются текущие координаты самолета, а также направление и скорость его полета, и если самолет выполняет вираж, то определяется и направление виража. За 120 секунд до того, как воздушное судно попадет в конфликтную точку, должно сработать первое предупреждение. Если выполняются взлет или посадка, набор высоты, то эта система реализует несколько другие алгоритмы и информирует о возможных препятствиях. Минимум за 30 секунд до критической точки экипаж должен быть оповещен о возможном столкновении.


Если самолет маневрирует очень динамично, то вполне возможно, что потенциальное препятствие появится в рабочей зоне системы менее чем за 30 секунд. Но по идее, должно быть достаточно времени, чтобы предупредить возможную угрозу.




Елена Сидоренко

Права на данный материал принадлежат
Материал размещён правообладателем в открытом доступе
  • В новости упоминаются
Продукция
Проекты
Похожие новости
22.09.2016
В Геленджике 22 сентября начинает свою работу «Гидроавиасалон-2016»
04.02.2013
«Суперджет» из топора
20.12.2012
Superjet разбился как Су-30
30.08.2012
"В авиации быстрых побед не бывает"
24.05.2012
Куда лететь?
26.08.2011
Юбилейный МАКС, часть 1
5 комментариев
№0
12.05.2012 10:48
Теракт! Захват! Диверсанты! А в итоге как всегда по старой российской традиции раследование покажет огромную степень разгилидяйства целого ряда ответственных лиц, которые отделаются лёгким испугом. Вспомним прошлый год - Булгарию и целую кучу упавших самолётов. В итоге с министра транспорта всё как с гуся вода, даже медальку дали за мнимые заслуги. Кстати аэрофлот уже нашёл одну ответственную и наказал увольнением свою стюардесу не лестно отозвавшуюся в соц.сети о суперджете. Как бы она не оказалась той единственной понёсшей реальное наказание. Причём не за действие а за мысли. "Утешительным" обстоятельством здесь только то, что катастрофа произошла не в россии и спихнуть все на погибший и по тому не способный защитится экипаж будет трудно.
-2
Сообщить
№0
12.05.2012 11:11
Ну если с первой частью Вашего поста, о наказании виновных и ответственных, я лично согласен, то во второй части Вы передёрнули факты.

Мысли говорите? так ведь она их не про себя-же подумала, и не в свой женский дневник (бумажный) записала,  а выложила в Твиттере, в расчёте на дешёвую славу. Ещё сожалела, что разбился самолёт не из её компании! Это-же её коллеги! Т.е. её по#yй её коллеги и своей кампании она желает зла. На#ер такой сотрудник нужен?!

Вы вот где работаете, переложите на себя эту ситуацию, и ответьте можно ли доверять коллеге, который думает так о вашей же компании...

Нашли кого защищать...
+5
Сообщить
№0
12.05.2012 11:26
Ситуация с Джетом сейчас слишком обсоциалилась и слишком задеконструктивилась. Я специально молчу, потому что, все бросились защищать SSJ.
И с моральной и с этической точек зрения это абсолютно адекватная и патриотически верная реакция.
Но для конструктива  - надо выждать. Сейчас никто ничего не услышит.
Полагаю ID: 1330 не защищает эту стюардессу, которую скорее уволили за аморальное поведение по отношению к трагедии, нежели за реакцию по Джету - иначе бы тут пол страны недовольных надо было уволить, он, мне кажется, пытается сказать - что такое сильное колыхание именно социального аспекта, может послужить основой для того, чтобы из трагедии никто не сделал никаких выводов, никто не понес наказание, и не получиться разбора конструкторских ошибок. А не являются ли они частью трагедии?

Но и я с ними, всё же подожду, хотя и понимаю, что через неделю две может быть уже поздно, что-то говорить.
+3
Сообщить
№0
12.05.2012 13:25
Но для конструктива - надо выждать.

Абсолютно согласен, Андрей.
Пусть найдут сначала "чёрные ящики", затем в МАКе проанализируют информацию с них, равно как и рассмотрят факты относительно других версий, и затем мы на основании официального отчёта МАКа (который на пресс-конференции скорее всего будет представлен самой госпожой председателем МАКа Анодиной Татьяной Григорьевной, к которой я лично отношусь с огромным уважением) будем комментировать.
+1
Сообщить
№0
12.05.2012 21:15
3 Андрей Л.
Цитата
надо выждать. Сейчас никто ничего не услышит.
Ждать да, эксперты, надеюсь, скажут честно. Но не на "костях танцевать". Не перевариваю уродов. Тошнит от них. Тем, кому "сдохшая соседская корова" радость всей жизни. Как же надо деградировать. Простите за мат в постах. Озверел. Мой девиз - "Не делайте меня злым". Добавлю - в ярости порву.
Цитата
и не получиться разбора конструкторских ошибок. А не являются ли они частью трагедии?
Вы серьёзно считаете, что при резком менёвре РЛС увидет препятствие? "если самолет выполняет вираж, то определяется и направление виража" С каких пор на гражданские самолёты ставят РЛС бокового обзора? Может pilotа спросить? Может он знает?
+1
Сообщить
Хотите оставить комментарий? Зарегистрируйтесь и/или Войдите и общайтесь!
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ
Ежедневная рассылка новостей ВПК на электронный почтовый ящик
  • Разделы новостей
  • Обсуждаемое
    Обновить
  • 24.04 10:51
  • 1
Глава НАСА обвинил Китай в скрытной милитаризации космоса под прикрытием гражданских программ
  • 24.04 10:35
  • 998
Без кнута и пряника. Россия лишила Америку привычных рычагов влияния
  • 24.04 09:58
  • 1
Инженеры NASA впервые за пять месяцев смогли получить данные о состоянии зонда Voyager-1
  • 24.04 09:32
  • 1
Интервью. Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет «Ангара»
  • 24.04 09:30
  • 2
Ходаковский: важно понять, для чего мы начали СВО и как будем дальше жить с побеждённой Украиной
  • 24.04 08:44
  • 7
В США показали испытания беспилотной подлодки на видео
  • 24.04 08:39
  • 5
"Вампиры" против "Гераней" на Украине
  • 24.04 05:48
  • 1
Подоляк считает, что третья мировая война уже началась
  • 24.04 05:24
  • 209
МО РФ: точность РСЗО "Торнадо-С" при использовании современных боеприпасов достигает 100%
  • 24.04 01:47
  • 1
Автономный подводный аппарат «Акула-призрак» для ВМС Австралии
  • 23.04 20:46
  • 0
Professional Truck Driving School In Fontana, CA
  • 23.04 19:11
  • 1
Применение аэрозольной завесы российской армией обеспечило результативное продвижение в Белогоровке
  • 23.04 16:49
  • 19
Первую летную ракету-носитель "Ангара-А5" отправили для испытаний на космодром Восточный
  • 23.04 13:01
  • 2705
Как насчёт юмористического раздела?
  • 23.04 00:32
  • 114
Израиль усиливает меры безопасности в связи с опасениями ударов со стороны Ирана