Войти

«В ближайшие годы мы станем свидетелями целого букета кризисов в оборонной сфере»

4586
28
+2

МОСКВА, 8 мая — РИА Новости. Значительная часть подписанных Минобороны многолетних контрактов в рамках гособоронзаказа, возможно, содержит совершенно нереалистичные финансовые условия, что может привести к целому «букету кризисов» в оборонной сфере, считает заместитель руководителя Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко.


По его мнению, для того, чтобы предотвратить такое развитие событий, президент России Владимир Путин поручил правительству РФ подготовить предложения по выводу из подчинения Минобороны федеральных ведомств, отвечающих за размещение гособоронзаказа и контроль его исполнения.


«Что касается стоимости контрактов, есть основание полагать, что значительная часть подписанных многолетних соглашений содержит совершенно нереалистические финансовые условия, на которые промышленность пошла лишь под сильнейшим политическим и административным давлением. Если это предположение верно, то в ближайшие годы мы станем свидетелями целого букета кризисов, по сравнению с которыми эпопея с ремонтом и модернизацией «Горшкова» (авианесущий крейсер «Адмирал Горшков») покажется образцом пунктуальности. Ситуация усугубляется наличием высоких макроэкономических рисков и высокой вероятностью относительно небольшого, но катастрофического для рентабельности контрактов секвестра явно нереалистического бюджета национальной обороны», — сказал эксперт.


Он отметил, что в России так и не преодолен перманентный кризис отношений между министерством обороны и оборонной промышленностью. По его словам, Минобороны не воспринимает оборонную промышленность как равноправного партнера в деле обеспечения военной безопасности страны и априори видит в индустрии неумелых бракоделов. Такое представление о промышленности нельзя назвать совсем безосновательным, но и его полное и безоговорочное принятие без дифференцированного подхода к различным экономическим субъектам является совершенно неприемлемым, отметил эксперт.


Макиенко сообщил, что основными конфликтными моментами в отношениях Минобороны и промышленности остаются стремление военных минимизировать, иногда вплоть до абсурдных значений, стоимость госконтрактов, нежелание финансировать научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы (НИОКР) и быстро растущий спрос к наращиванию закупок вооружений и военной техники за рубежом.


Особую тревогу у Макиенко вызывает ориентация Минобороны на преимущественную реализацию политики закупок «с полки», то есть уже созданных и, желательно, получивших опыт эксплуатации вооружений и техники. Помимо того, что в ряде случаев это приводит к закупкам морально устаревших вооружений, созданных на экспорт в 1990-е годы, на технологическом заделе советского времени, такая политика лишает национальную индустрию долговременной перспективы, считает эксперт.


«Лавинообразно растущий импорт вооружений осуществляется в условиях отсутствующей институциональной структуры и внятного законодательства. Закупки производятся довольно беспорядочно и на волюнтаристской основе. Офсеты и передачи технологий не производятся. Закупаемые системы имеют технологический уровень, который на два-три поколения отстает от передовых западных и израильских разработок. В сущности, уже отчетливо проявляется курс на переход на индийскую модель отношений армии и оборонной промышленности, когда при формальной декларации о необходимости самообеспечения в реальности страна остается одним из крупнейших мировых импортеров вооружений», — сказал собеседник агентства.


Макиенко выразил уверенность, что в условиях взятого Минобороны узковедомственного и враждебного промышленности подхода ее развитие может быть обеспечено только на более высоком правительственном уровне, и первым шагом к этому стало назначение в конце прошлого года вице-премьером, отвечающим за ОПК, Дмитрия Рогозина.


Оригинал публикации: Многолетние контракты могут привести к кризису в ОПК, считают эксперты — РИА «Новости», 08.05.2012

Права на данный материал принадлежат
Материал размещён правообладателем в открытом доступе
  • В новости упоминаются
Похожие новости
17.05.2011
Сказ о самолетном тендере
25.02.2010
Предел допустимой оборонки
12.02.2010
Вьетнам потратит на российские истребители $1 млрд
11.03.2009
Брешь в портфеле
16.06.2008
Ни "Горшкова", ни "Ломоносова"
20.02.2007
Урожайный год
28 комментариев
№0
11.05.2012 01:20
За попытки наживаться на собственной армии, в условиях когда ты являешься гос. предприятием и на государственные же деньги проходишь техническое переоснащение (то есть тебе в это свою прибыль вкладывать не надо) на мой взгляд неплохо было ставить к стенке. В подобных условиях требование продаже военной техники по цене, максимально близкой к себестоимости является абсолютно логичным. И к сожалению в условиях сильной коррупции невозможно доверить предприятиям самим перевооружаться с прибылей потому что высока вероятность вывода денег через различные схемы и последующее выпрашивание денег у государства на оборудование.
+8
Сообщить
№0
11.05.2012 13:52
Согласен. Но есть и другие неприятные моменты:
"..нежелание финансировать научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы (НИОКР) и быстро растущий спрос к наращиванию закупок вооружений и военной техники за рубежом."
А как же прорывные решения? Как же просто новые образцы, а не модернизированные старые? Кто будет финансировать разработку? За свой счёт, а потом могут не купить? Или купить по себестоимости без учёта затрат на НИОКР?
"Особую тревогу у Макиенко вызывает ориентация Минобороны на преимущественную реализацию политики закупок «с полки», то есть уже созданных и, желательно, получивших опыт эксплуатации вооружений и техники."
И это после 15 лет не финансирования!
+4
Сообщить
№0
11.05.2012 14:59
За попытки наживаться на собственной армии, в условиях когда ты являешься гос. предприятием и на государственные же деньги проходишь техническое переоснащение (то есть тебе в это свою прибыль вкладывать не надо) на мой взгляд неплохо было ставить к стенке. - №1
Кто будет финансировать разработку? За свой счёт, а потом могут не купить? Или купить по себестоимости без учёта затрат на НИОКР? - №2
----------------------------------------------
К сожалению, оба автора (и point и Boba) правы. И это означает ( повторяюсь опять и опять), что система управления в РФ или просто отсутствует, или она направлена на что угодно, но не на удовлетворение интересов страны.
+2
Сообщить
№0
11.05.2012 15:54
3 Олег
Цитата
система управления в РФ или просто отсутствует, или она направлена на что угодно,
Она присутствует. И пытаются направить. Но, пока, получается по В.С. Черномырдину: "Хотели как лучше..."
0
Сообщить
№0
11.05.2012 21:36
Но, пока, получается по В.С. Черномырдину: "Хотели как лучше..." - №4
---------------------------------
А вы, уважаемый Boba, уверены, что "хотели как лучше"?
+1
Сообщить
№0
11.05.2012 22:39
Уверен. Ссылки привести? Много их. Проще у Андрея Л. Он сразу выкатит. Мало не покажется.
+1
Сообщить
№0
11.05.2012 22:58
Вот уже "экспертов" подогнали которые всем расскажут, что многолетние контракты вредны. Заказ или неграмотность?
В СССР были структуры Госплана, которые занимались долговременным планированием в том числе. Была школа планирования.

Колмогоров Г.Д., Кукк К.И. "Военно-промышленный комплекс"
+3
Сообщить
№0
12.05.2012 15:37
Уверен. Ссылки привести? Много их. Проще у Андрея Л. Он сразу выкатит. Мало не покажется. - №6
----------------------------------------
Ну так попросите Андрея Л.
0
Сообщить
№0
12.05.2012 15:48
Не надо меня ни о чем просить. На сайте море статей, показывающих, что положительная динамика есть.
А по телевизору каждый день показывают идиотское исполнение нормальных приказов и указаний.
Пример даже не из ВПК. Вчера по телевизору показали: есть указ президента о бесплатном выделении земель многодетным семьям для строительства.
Ведь нормальный указ направленный на то, чтобы люди рожали и им было где жить.
В одной из областей России местные чиновники выделили землю, ка положено и сколько положено, на на пустыре в оврагах, где у них расположена помойка.
Ну и что ты тут поделаешь?
Нет - я знаю, что надо было поделать, но видно у нашей власти кишка тонка. Я бы туда прямо сразу приехал и переселил всех чиновников на этот пустырь с увольнением с работы, а их дома и квартиры отдал этим многодетным семьям. И показал это по телевизору.
Незаконно? Точно - незаконно. Но зато на место быдло зажравшееся ставит на раз, по одному примеру на каждый закон и все в штаны наложат.

Так что - реально ХОТЕЛИ, как ЛУЧШЕ, а получилось как по Черномырдину.

Так вот в ВПК такого добра раз в десять больше, чем на гражданке - потому что деньги большие.

Анекдот сразу в тему - просто анекдот, без каких либо обвинений.

Приходит предприятие ВПК с инициативной разработкой в МО и говорит: мы создали новую пушку. У неё:

    лучше показатели точности в четыре раза чем у лучших образцов на планете
    дальность больше в 10 раз чем у лучших образцов на планете
    под неё создан новый снаряд, который позволяет при попадании разрушать подземные строения на глубине в 20 раз больше чем у лучших образцов в мире
    есть возможность использовать и стандартный снаряд
    она безоткатна
    есть...

МО - Стоп! Безоткатна...
Нет. Стране такое оружие не нужно!


Просто анекдот в тему...
+4
Сообщить
№0
12.05.2012 16:07
7 ID: 3027
Цитата
Вот уже "экспертов" подогнали которые всем расскажут, что многолетние контракты вредны
Вы не ошиблись? В статье ведь о другом:
"Значительная часть .... контрактов в рамках гособоронзаказа, возможно, содержит совершенно нереалистичные финансовые условия"
0
Сообщить
№0
12.05.2012 16:13
Boba, последняя строчка статьи выглядит так: Оригинал публикации: Многолетние контракты могут привести к кризису в ОПК, считают эксперты — РИА «Новости», 08.05.2012. Учитывая коментарии Андрея Л. можно добавить в том смысле, что при многолетних контрактах откатность реже, а нужно чаще ))
+3
Сообщить
№0
12.05.2012 17:48
Так что - реально ХОТЕЛИ, как ЛУЧШЕ, а получилось как по Черномырдину. - №9
---------------------------------------
Ваши примеры, уважаемый Андрей Л., показывают, что едва ли кто-то хотел как лучше. Потому как любой закон или указ президента должен иметь систему контроля своего выполнения и систему наказаний за невыполнение или саботаж выполнения. Это азы системы управления. Трудно предположить, что эти азы не известны тем, кто принимает законы или издает указы.
Отсутствие такой системы контроля или наказания за невыполнение и есть признак того, что никто "не хотел как лучше".
Следующая сторона каждого закона или указа: его качество. Т.е. не должно быть так, что бы они формально выполнялись, а фактически - нет. Отсутствие нужного качества  - это тоже показатель или неграмотности, или опять же отсутствие хотения "как лучше".
0
Сообщить
№0
12.05.2012 18:08
Цитата
Отсутствие такой системы контроля или наказания за невыполнение и есть признак того, что никто "не хотел как лучше".


Цитата
Отсутствие нужного качества - это тоже показатель или неграмотности, или опять же отсутствие хотения "как лучше".


Полностью соглашаюсь с обоснованиями, но не согласен с выводами.
Я бы сделал такие выводы - у принимающих законы не хватает грамотности и слишком мало людей во власти, которые реально хотят как лучше.
+1
Сообщить
№0
12.05.2012 18:14
"у принимающих законы не хватает грамотности " - а, может, цели принятия таких законов не те, что декларируются (т.к. воровать по этим самым законам как раз очень даже удобно)?
+1
Сообщить
№0
12.05.2012 18:43
Цитата из статьи: "Что касается стоимости контрактов, есть основание полагать, что значительная часть подписанных многолетних соглашений содержит совершенно нереалистические финансовые условия, на которые промышленность пошла лишь под сильнейшим политическим и административным давлением."," - сказал "эксперт".

Цитата в ответ: "Правительство РФ выпустило специальное постановление о ценах на продукцию оборонного назначения, которое устанавливает особый порядок формирования цен на данную продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу. Этим постановлением утверждены «Рекомендации по формированию контрактных (договорных) оптовых цен на продукцию оборонного назначения, поставляемую по государственному оборонному заказу» и перечень важнейших видов вооружения, военной техники и основных комплектующих изделий, цены на которые подлежат регистрации в Минэкономики России.
http://pricinginfo.ru/publ/cenoobrazovanie_na_predprijatii/cenoobrazovanie_na_produkciju_vpk/15-1-0-17

То, что производственники хотят больше, чем должны получить и ежу понятно. Двигают миф о нереальных ценах, проблемах и проч. Привлекают разных "экспертов" и лоббистов чтобы валить правительственные указы.


Опыт подобных преобразований есть у других стран.
Цитата: "По данным армейской печати Китая со ссылкой на неназванных сотрудников отдела размещения заказов департамента сухопутных войск Главного управления вооружений НОАК, в настоящее время это подразделение успешно осуществляет пилотную программу реформы ценообразования на продукцию военного назначения. На данном этапе речь идет о нескольких десятках программ НИОКР в интересах сухопутных войск НОАК. Главным нововведением является включение плановой цены изделия в задание на разработку новых образцов техники военного назначения.

В 2011 г. Госкомитетом по реформам и развитию КНР, министерством финансов и Главным управлением вооружений НОАК был опубликован совместный документ — «Указания о дальнейшей реформе работы по ценообразованию на военную продукцию». С принятия этого документа была начата работа по реформе ценообразования на военную продукцию в КНР. В исполнение этого указания Отдел размещения заказов Департамента сухопутных войск Главного управления вооружений НОАК разработал соответствующий план действий, разработав методики обоснования стандартной цены при проведении оценок, согласовании цен и проведении закупок. Кроме того, проводились пилотные мероприятия по применению ограничительного и стимулирующего ценообразования и проведению конкурентных закупок.
https://vpk.name/news/66320_kitai_reformiruet_cenoobrazovanie_na_voennuyu_produkciyu.html
+2
Сообщить
№0
12.05.2012 18:54
15 ID: 3027
Цитата
То, что производственники хотят больше, чем должны получить и ежу понятно. Двигают миф о нереальных ценах, проблемах и проч. Привлекают разных "экспертов" и лоббистов чтобы валить правительственные указы.
Согласен. Но не во всём. ИнженерЯ приводил пример, как в МО в цену на БИНС (бесплатформенная инерциальная навигационная система) закладывали в ценах компонентов - гироскопов цены не МЭМС. А по ТТХ проходили гироскопы только на ВОГ или КЛГ, которые на порядки дороже! Такая квалификация:(((
+1
Сообщить
№0
12.05.2012 21:09
На цену продукции ВПК отрицательно влияет размер банковского кредитного процента. Рыночная экономика предполагает оплату в виде процента любого предоставляемого в кредит ресурса. Можно законодательно занулить процентную ставку, что положительно скажется на продукции ВПК. Как выход создание специального банка. Об этом говорит мировой опыт, другое дело, что выпускники финансовых институтов ничего в этом не понимают и свое непонимание транслируют окружающим как единственно верную точку зрения.

Согласно опыту Японии, банковский процент может быть практически занулен, что положительно сказывается на ценах, и, как следствие, на динамике сбыта продукции.

"Отметим также интересный экономический опыт Японии. Банковская прибыль в Японии в 1960-е гг. была не выше 0,5%: это в пределах величины погрешностей макроэкономических расчётов. А в 1995 г. при возникновении валютно-финансовых трудностей не прибыль, а ставка ссудного процента была понижена до 0,5%. Секрет японского чуда состоит, прежде всего, в том, что японские банки всегда работали в режиме инвестиционных фондов, а не процентных контор. Образуя сбалансированный тандем с научно-производственным комплексом, они обеспечивают успешное развитие Японии при полном отсутствии источников сырья и иных ресурсов. Их доходы формируются как часть доходов производящих корпораций, ссудный же процент составлял десятые доли процента в год. Это говорит о том, что ставку процента можно было уронить законодательно до нуля, безо всякого вреда, а только с пользой для экономики страны."
http://usurydata.narod.ru/practiceoftheinterestfreelending.htm
+4
Сообщить
№0
12.05.2012 21:22
19 ID: 3027
Как то спорил с кем то о банковском проценте. Это ведь бред. ЦБ даёт деньги банкам, что бы они наваривали на кредитах ОПК!
+2
Сообщить
№0
13.05.2012 14:47
Boba, бред озвученный госучреждением является истиной ))

Вот ЦБ дает деньги банкам по ставке. Ставка — размер процентов в год, подлежащий уплате ЦБ за кредиты, предоставленные банкам. Сейчас у нас ставка 8%, которая действует со всеми вытекающими на стоимость заемных денег, на инфляцию, тарифы и цены на продукцию.

В качестве примера. В 2001—2006 гг. ЦБ Японии проводил политику нулевой ставки. Банки работали в качестве инвестиционных фондов. Если бы не влияние денег США, то инфляция была бы тоже практически нулевой.

Добавил в "Рекомендованные материалы" статьи по беспроцентным деньгам.
+1
Сообщить
№0
13.05.2012 15:12
Примерно такая банковская система должна быть ядром экономики, самым главным регулятором. И все это в единой информационной системе , с отсутствием наличного оборота, отличный фискальный орган. Моя мечта.
+1
Сообщить
№0
13.05.2012 15:53
Маргрит Кеннеди "Деньги без процентов и инфляции"
"В Вёргле, имевшем тогда население 3000 человек, идея денежной реформы овладела умами в 1932-1933 гг. Бургомистр города убедил коммерсантов и управленческий персонал в том, что никто ничего не потеряет, а наоборот, много приобретет за счет эксперимента с деньгами. Горожане выразили согласие, магистрат выпустил 5000 “свободных шиллингов” (т.е. беспроцентных шиллингов), которые были покрыты такой же суммой обычных шиллингов в банке. Этими деньгами оплачивались зарплаты и материалы, торговцы и предприниматели принимали их в качестве оплаты.
Плата за пользование этими деньгами составляла ежемесячно 1%, т.е. 12% в год. Вноситься она должна была тем лицом, кто имел банкноту в конце месяца. Плата вносилась в форме марки с номиналом 1% от стоимости банкноты, приклеивавшейся на обратной стороне банкноты. Без такой марки банкнота была недействительна. Такая небольшая плата привела к тому, что любой человек, получавший свободные шиллинги в качестве оплаты, старался их как можно быстрее потратить, прежде чем перейти к оплате своими обычными деньгами. Жители Вёргля даже свои налоги оплачивали заранее, чтобы избежать внесения платы за пользование деньгами. В течение года 5000 безпроцентных шиллингов были в обращении 463 раза, было произведено товаров и услуг на сумму около 2 300 000 шиллингов (5000 х 463). Обычный шиллинг за это время был в обращении всего 213 раз. В городе был построен мост, улучшено состояние дорог, увеличились капиталовложения в общественные службы."
+3
Сообщить
№0
13.05.2012 16:03
Что-то напоминает "гизелевские деньги"

Такая небольшая плата привела к тому, что любой человек, получавший свободные шиллинги в качестве оплаты, старался их как можно быстрее потратить, прежде чем перейти к оплате своими обычными деньгами.

Чревато сверхпотреблением, свой минус.
+2
Сообщить
№0
13.05.2012 17:11
А это и был проект введения беспроцентных денег основанный на Гезеле. И цель была - создать новые рабочие места. Дополнительный плюс рост производства товаров и услуг, дешевизна сырья на которое не влияет процент. Если смотреть в перспективу, то для ВПК иметь такой плюс очень полезно.

Маргрит Кеннеди "Деньги без процентов и инфляции"
Цитата
Именно в это время, когда многие страны Европы вынуждены были бороться с растущей безработицей, уровень безработицы в Вёргле снизился за год на 25%.
Дальнейшему развитию помешал национальный банк Австрии.
Цитата
Полученная магистратом плата, обеспечившая быстрый переход денег из одних рук в другие, составила всего 12% от 5000 свободных шиллингов=600 свободных шиллингов. Они были израсходованы на общественные нужды. Когда более 300 общин в Австрии заинтересовались данной моделью, Национальный банк Австрии усмотрел в этом угрозу своей монополии.
+3
Сообщить
№0
13.05.2012 20:52
Вот иллюстрация показывающая вес процентов на капитал. Вопрос: зачем платить такой высокий процент?
http://www.drimex.biz/assets/images/3.jpg

Можно также расписать в отношении арендных цен, цен на тарифы, цен на сырье и т.д. - всех позиций имеющих отношение к продукции ВПК. Вопрос: зачем платить такой высокий процент? Если создать фондовый банк, который будет действовать как инвестиционный фонд и не будет платить процент ЦБ, это финансово выведет ВПК на новый уровень.
Маргрит Кеннеди "Деньги без процентов и инфляции"

Согласно опыту Японии, банковский процент может быть практически занулен, что положительно сказывается на ценах, и, как следствие, на динамике сбыта продукции.
"Отметим также интересный экономический опыт Японии. Банковская прибыль в Японии в 1960-е гг. была не выше 0,5%: это в пределах величины погрешностей макроэкономических расчётов. А в 1995 г. при возникновении валютно-финансовых трудностей не прибыль, а ставка ссудного процента была понижена до 0,5%. В 2001—2006 гг. ЦБ Японии проводил политику нулевой ставки. Банки работали в качестве инвестиционных фондов.
Секрет японского чуда состоит, прежде всего, в том, что японские банки всегда работали в режиме инвестиционных фондов, а не процентных контор. Образуя сбалансированный тандем с научно-производственным комплексом, они обеспечивают успешное развитие Японии при полном отсутствии источников сырья и иных ресурсов. Их доходы формируются как часть доходов производящих корпораций, ссудный же процент составлял десятые доли процента в год. Это говорит о том, что ставку процента можно было уронить законодательно до нуля, безо всякого вреда, а только с пользой для экономики страны."
http://usurydata.narod.ru/practiceoftheinterestfreelending.htm
+2
Сообщить
№0
13.05.2012 21:12
Можно также расписать в отношении арендных цен, цен на тарифы, цен на сырье и т.д. - всех позиций имеющих отношение к продукции ВПК. Вопрос: зачем платить такой высокий процент? Если создать фондовый банк, который будет действовать как инвестиционный фонд и не будет платить процент ЦБ, это финансово выведет ВПК на новый уровень.

У нас вообще большинство крупных банков государственные. Если бы у нас в стране было все по уму(а именно не наглели манагеры монополий и банков), то выдавались бы длинные кредиты с низкой процентной ставкой...да хоть нулевой, без разницы, ведь банки-то государственные, могли бы ими пользоваться в качестве инвестиционных регуляторов и тогда российски рубль бы взлетел до небес, промышленность бурно развивалась бы, уровень жизни стремительно рос.

Потому что все дело именно в банках, они причина всех серьезных структурных кризисов. Благодаря природе кредита они могут показывать феноменальный рост
+3
Сообщить
№0
13.05.2012 22:10
26 student

А это и должны быть государственные банки, которым законодательно передаются функции инвестиционных фондов, выдающих беспроцентные деньги для осуществления целевых финансовых программ предусмотренных Гособоронзаказом. Можно обрисовать несколько примерно равнозначных схем финансового взаимодействия таких фондов и предприятий ВПК, которые будут примерно равны по эффективности финансирования и отсутствия процентной нагрузки предусмотренной ЦБ для иных банков в РФ.

Конечно, все дело в банках, поскольку деньги, точнее их стоимость для потребителя, определяют многие параметры.
+2
Сообщить
№0
13.05.2012 22:48
26 student
По поводу длинных кредитов. Если оперировать опытом Японии в послевоенный период, то как пишет Масару Ибука, кредиты которые они получали в "Сони" выдавались на срок 90 дней. В этом тоже есть плюсы. Это, например, заставляло предприятие сокращать цикл выпуска продукции. То есть есть свои плюсы в долгосрочных и есть плюсы в краткосрочных. Зависит от того что выпускается, поэтому подходить нужно в зависимости от того, что хотим получить.
+1
Сообщить
Хотите оставить комментарий? Зарегистрируйтесь и/или Войдите и общайтесь!
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ
Ежедневная рассылка новостей ВПК на электронный почтовый ящик
  • Разделы новостей
  • Обсуждаемое
    Обновить
  • 26.04 00:59
  • 1043
Без кнута и пряника. Россия лишила Америку привычных рычагов влияния
  • 26.04 00:07
  • 0
Танцы с бубном: США, Украина и военная помощь
  • 25.04 17:21
  • 2
Суд арестовал замминистра обороны РФ, на которого ФСБ пять лет собирало материалы по коррупции
  • 25.04 15:58
  • 120
Конкурента российского Су-75 из Южной Кореи впервые представили на выставке
  • 25.04 13:48
  • 3
Инженеры NASA впервые за пять месяцев смогли получить данные о состоянии зонда Voyager-1
  • 25.04 13:40
  • 463
Международные расчеты, минуя доллар, по странам
  • 25.04 12:48
  • 0
«Освей»: Космическая Беларусь берется за строительство самолетов
  • 25.04 10:13
  • 478
Израиль "готовился не к той войне" — и оказался уязвим перед ХАМАС
  • 25.04 09:30
  • 2
Разящий луч: как развиваются боевые лазеры
  • 25.04 09:27
  • 9
Российские разведывательно-ударные мультикоптеры предложат на экспорт
  • 25.04 09:12
  • 276
Космонавтика Илона Маска
  • 25.04 09:02
  • 26
Национальная политика и миграция
  • 25.04 08:46
  • 19
Командующий ВВС США в Европе о роли авиации в боевых действиях на Украине
  • 25.04 05:17
  • 3
Ходаковский: важно понять, для чего мы начали СВО и как будем дальше жить с побеждённой Украиной
  • 25.04 04:48
  • 2706
Как насчёт юмористического раздела?