Войти

Куда нас зовет и ведет новое руководство Роскосмоса?

4390
18
+3

Это необходимо знать и прагматикам, и романтикам

В материалах, опубликованных в еженедельнике «Военно-промышленный курьер» (№№ 12, 13.) и посвященных перспективам отечественной космонавтики, были затронуты лишь некоторые проблемы, которые сегодня препятствуют ее движению вперед. Между тем их постановку инициировал документ, в котором, как полагают его авторы, определены цели отрасли. Речь идет о проекте Стратегии развития космической деятельности России на период до 2030 года.


Слово неравнодушным


Надеюсь на то, что специалисты, работающие в космической науке и ракетно-космической промышленности, а также те, кто интересуется космосом, откликнутся на призыв высказать более широкий спектр мнений о современном их состоянии. Необходимо понять, что происходит в академических институтах, в Российской академии космонавтики имени К. Э. Циолковского, в подведомственных научных организациях. Без этого неясно, каково же ныне истинное положение дел в космической отрасли, что ей мешает вновь вернуться на свое почетное место – локомотива экономики нашей страны и что ждет от нее наш народ.


Итак… Почему нужно заниматься космической деятельностью? Во-первых, потому, что она приносит непосредственную пользу всему обществу и не только в повседневной жизни граждан РФ, но и в обеспечении их безопасности. Многие направления развития науки и техники появились только благодаря космическим исследованиям. Пример приведем лишь один – миниатюризация технических устройств, снижение их веса и габаритов. Реализация этих требований, которые исходили от разработчиков космических аппаратов, способствовала выделению значительных бюджетных ассигнований (и у нас, и за рубежом), что позволило в дальнейшем найти эффективное применение данным устройствам уже совершенно в других сферах.


Зачем нужно осваивать космическое пространство? На этот вопрос ответил К. Э. Циолковский: нельзя жить вечно в колыбели… Но есть и другое, как мне кажется, великолепное разъяснение. Его дал один из героев известного американского кинофильма «Апполон-13».


В финале картины представитель законодательной власти вопрошает: для чего, мол, надо тратить деньги на полеты к Луне, ведь там уже побывал человек? В ответ прозвучал встречный: а как вы себе представляете, что было бы, если бы вслед за Колумбом никто больше не отправился в Америку?


Для подтверждения многих фактов из космической истории планеты нам представляется весьма полезным донести до граждан РФ информацию и о том, как развивается такая наукоемкая отрасль, как космические исследования за границами России. Тем более что там тоже отмечаются весьма интересные процессы. Думается, что нашему обществу обилие материалов в отечественных СМИ на эту тему не нанесет вреда. Как раз наоборот – оно должно привлечь новых молодых специалистов в космическую сферу, от которой напрямую в ближайшие годы будет зависеть не только социальное развитие нашей страны, но и ее безопасность.


Вот почему необходимо доходчиво и терпеливо разъяснять, зачем нужно заниматься космосом Российской Федерации, отягощенной в силу различных причин множеством самых разных проблем. А ведь они, как кажется немалому числу соотечественников, в разы превосходят по значимости какие-то там «космические путешествия» да и еще представленные в СМИ в качестве совершенно ненужной для современной России «забавы» ученых и специалистов в области исследования и освоения внеземного пространства.


Сравнительный анализ


Представленный в правительство России проект Cтратегии развития космической деятельности на период до 2030 года по сути является либо реакцией на явные или неявные пожелания нового руководителя Роскосмоса, либо (в лучшем случае) попыткой линейной интерполяции сегодняшних тенденций.


Почему сделан такой вывод? Для этого следует обратить внимание на два других важных документа, охватывающих период до 2020 года. Кстати, они были подготовлены в ту пору, когда Роскосмос возглавлял А. Н. Перминов, а затем одобрены правительством и президентом РФ.


Распоряжением правительства России от 17 ноября 2008 года № 1662-р (в редакции распоряжения правительства РФ от 08.08.2009 № 1121-р) утверждена Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.


В этом документе пятый по порядку раздел озаглавлен «Повышение национальной конкурентоспособности», каковое рассматривается как комплексная задача, «успех которой определяется развитием человеческого капитала, экономических институтов, реализацией и укреплением уже имеющихся конкурентных преимуществ России в энергосырьевых отраслях и транспортной инфраструктуре и созданием новых конкурентных преимуществ, связанных с диверсификацией экономики и формированием мощного научно-технологического комплекса и экономики знаний».


В концепции справедливо подчеркивается, что «наибольшими потенциальными конкурентными преимуществами в высоко- и среднетехнологичных секторах Россия обладает в сфере оборонного производства – авиационной, судостроительной, ракетно-космической (РКП) промышленности. Однако отставание гражданских высоко- и среднетехнологичных отраслей (электроники, гражданского авиастроения, автомобилестроения) не только лишает российскую промышленность перспективы прорыва на мировых рынках и эффективного импортозамещения, но и создает в долгосрочной перспективе угрозу утраты имеющихся заделов в оборонном производстве».


Там же сформулированы цели государственной политики в РКП и обозначены для нее экономические ориентиры: «Целью государственной политики в ракетно-космической промышленности является создание экономически устойчивой, конкурентоспособной, диверсифицированной ракетно-космической промышленности, обеспечение гарантированного доступа и необходимого присутствия России в космическом пространстве. Объем промышленной продукции РКП увеличится в 2010 году в 1,32 раза по сравнению с 2007 годом, а в 2015 году – в 1,8 раза. Доля присутствия продукции РКП на мировом космическом рынке увеличится с восьми до 15 процентов».


Если же теперь посмотреть проект Стратегии развития космической деятельности России на период до 2030 года, то оказывается, что новое руководство Роскосмоса не имеет желания выполнить уже поставленные задачи, а предлагает их «тихо» подкорректировать. Так, например, в документе записано: «…целью стратегии является обеспечение мирового уровня российской космонавтики и закрепление России к 2030 году в тройке ведущих мировых космических держав.


…Основные индикаторы достижения цели к 2030 году: доля России на мировом космическом рынке – до 10 процентов (в 2011 году – 0,5 процента, в 2020 году – пять), доля России на космическом рынке развивающихся стран – до 20 процентов (в 2011 году – три, в 2020 году – до 15 процентов)…»


Как можно видеть, «долю России на мировом космическом рынке» к 2020 году сократили в три раза – с 15 до 5 процентов. Правда, «доля России на космическом рынке развивающихся стран» в 2020 году определена в 15 процентов, то есть как в Концепции-2020, но не на всем космическом рынке, а «на космическом рынке развивающихся стран», на котором к 2030 году Россия завоюет аж «до 20 процентов» (ведь 0 тоже входит в интервал показателя, характеризующего решение поставленной задачи).


Можно и дальше продолжать сравнительный анализ двух документов правительственного уровня в части выявления нестыковок, но следует обратить самое пристальное внимание общественности на то, как планируется решать проблемы интеграции в РКП. А здесь можно увидеть много интересного. И самое главное – практически полное игнорирование все той же Концепции-2020. В чем это выражается?


Наступаем на те же грабли


Бросается в глаза то, каким видит новый руководитель интеграционный процесс в РКП. Здесь отмечается следующий немаловажный факт: намечается мощное усиление только одной организации – ФГУП «ГКНПЦ имени М. В. Хруничева», которая вот уже почти 20 лет создает новую ракету-носитель (РН) тяжелого класса на замену всемирно известного «Протона», доставшегося предприятию по «наследству» от НПО машиностроения из подмосковного Реутова. В ведение ГКНПЦ планируется передать управление государственным пакетом акций «двигательного» ОАО НПО «Энергомаш» имени В. П. Глушко.


Кроме того, как известно, уже поддержано на уровне руководства страны, по мнению ряда экспертов, «безумное», если не сказать «преступное» предложение о прекращении работ по созданию новой РН в «ЦСКБ-Прогресс» (Самара) и размещении модернизированной РН типа Р-7А («Союз-2») на новом космодроме Восточный. Реально в Роскосмосе имеются документы, которые свидетельствуют о подготовке к запуску с того же космодрома и РН «Ангара». Подобный вариант развития новой площадки возможен. Однако для этого необходимо внести кардинальные изменения в ранее принятые основополагающие документы стратегического планирования («Основы политики…», Концепция-2020), чего пока не произошло, так как они хотя и не лишены недостатков, но разрабатывались коллективами ведущих научных организаций и прошли весьма непростой путь согласования.


Сейчас же новый руководитель Роскосмоса пытается не только без проведения широкого обсуждения, но и без достаточного научного обоснования начать реализацию весьма дорогостоящего проекта по созданию космодрома Восточный методами, которые в конце 90-х использовались некоторыми чиновниками при закрытии ОКР «Барк» и принятии решения о воплощении в жизнь ныне всемирно известного проекта «Булава». Неужели мы обречены регулярно наступать на одни и те же грабли?


Здесь уместно напомнить, что космодром Восточный создается на месте космодрома Свободный, развитие которого в свое время в российских основах космической политики было обозначено в качестве приоритетной государственной задачи (кстати, в то время планировалось там размещение и РН «Ангара», правда, тогда, на этапе эскизного проектирования, она совершенно не была похожа на то, что сегодня называется одноименным семейством). Министерство обороны России (по инициативе тогдашнего командующего Космическими войсками В. А. Поповкина) внесло предложение о ликвидации так и не развернутого в полном объеме космодрома, одобренное руководством страны. Еще никто не провел стоимостную оценку потерь, которые в результате понесла Россия, но это время должно наступить, ведь ущерб сейчас придется возмещать, причем не из личных средств виновного, а за счет народных денежек – из бюджета.


А результаты будут таковы…


С новым решением о прекращении создания РН «Русь-М» последствия могут быть еще более тяжелыми, чем в случае с космодромом Свободный. Назовем только некоторые из возможных рисков. Потеря рынка коммерческих запусков при вводе в эксплуатацию находящихся в разработке новых зарубежных РН с лучшими технико-экономическими параметрами, чем у отечественного рекордсмена в данной сфере – «Протона-М». Если «Протон-М» потеряет коммерческие нагрузки, то стоимость этой РН для отечественного, в том числе и бюджетного потребителя возрастет в два раза (в силу снижения так называемого показателя серийности) и ожидаемого новым руководством Роскосмоса уменьшения затрат бюджета на средства выведения не произойдет, а наоборот, увеличится. Устранять последствия «исхода» молодых специалистов из КБ, в которых создавали РН «Русь-М» и наземное оборудование для нее, в связи с прекращением этих работ придется на протяжении не менее десяти лет, то есть создавать новую перспективную РН, в том числе и сверхтяжелую, в ближайшее время будет некому.


На последнем тезисе стоит остановиться более подробно и в другом разрезе: свертывание программы по РН «Русь-М» отразится на промышленной и производственной базе РКП, ее кадровом потенциале.


Не секрет, что «Русь-М» впервые в истории отечественной РКП создавалась начиная с первых этапов эскизного проектирования всеми КБ – участниками программы с использованием современных технологий проектного управления и автоматизированного проектирования (в том числе и 3D-моделирования), которые должны были на завершающих этапах создания нового космического ракетного комплекса дать блестящий эффект, прежде всего по сокращению сроков его разработки, а также по обеспечению качества новой техники в процессе ее изготовления на новой технологической базе. Такой эффект мог вполне привести и к сокращению сроков создания комплекса, которые сегодня даже трудно прогнозировать из-за отсутствия отечественного опыта в этом деле.


Сопоставим и неприятно поразимся


Зарубежный же опыт демонстрирует существенное сокращение времени на создание высокотехнологичной космической техники за счет эффективного использования современных IT-технологий, творческого подхода к делу и неформальной заинтересованности в результатах своего труда. Посмотрите на временные параметры разработки частной компанией «Элона Маска Space-X» американских РН «Фалкон-1» и «Фалкон-9», а затем сравните с нашим долгостроем РН типа «Ангара».


Первый пуск РН «Фалкон-1» состоялся уже через четыре (!) года после основания Space-X. На создание двигателя Merlin-1A для этой ракеты ушло пять лет, а его проектирование Томом Мюллером начиналось в домашних (!) условиях. Через четыре года после старта «Фалкона-1» был успешно произведен запуск РН «Фалкон-9». Наше же отечественное семейство РН «Ангара» создается аж с 1994 года. И где результат?


Если не будет (а пока их нет) проектов в современных 3D электронных форматах, то подо что в настоящее время реорганизуется производственная база РКП? Где современные «безбумажные» проекты, которые прямо с ПЭВМ идут в цехи на станки? А ведь средства на техническое перевооружение уже «осваиваются».


Еще один вопрос по проекту стратегии. Складывается впечатление, что Роскосмосу не нужно, чтобы в ракетно-космической отрасли имела место конкуренция. Уже сегодня по стартовому и техническому комплексам вместо двух ведущих КБ с мировыми именами в стране осталось одно НИИ, но, правда, с легендарным именем – В. П. Бармина.


А «фирма Соловьева», как ее было принято называть в далекие советские времена, исчезла вообще… Впрочем, нет – не совсем. Новый НИИ СК – филиал ФГУП «ЦЭНКИ» – расположен в здании, где размещалось КБ, возглавляемое длительное время Героем Социалистического Труда Всеволодом Николаевичем Соловьевым.


Как в этих условиях Роскосмос реализует заявленное в Концепции-2020 становление отечественной инновационной экономики? Ибо документ гласит: «Прежде всего предстоит обеспечить развитие конкурентной среды как ключевой предпосылки формирования стимулов к инновациям и росту эффективности на основе снижения барьеров выхода на рынки, демонополизации экономики, обеспечения равных условий конкуренции. Для этого предполагается создание системы предупреждения и пресечения ограничивающих конкуренцию действий государства и бизнеса, повышение эффективности регулирования естественных монополий, обеспечение демонополизации и развития конкуренции в сфере ограниченных природных ресурсов, в частности водных биологических ресурсов и участков недр».


Из проекта стратегии следует, что предприятия РКП не будут конкурировать внутри страны, а только участвовать в конкуренции на международной арене (естественно, под руководством Роскосмоса). Это мы сегодня и наблюдаем, когда чиновники из федерального агентства по контракту с коммерческой фирмой «Арианспэйс» лично участвуют в обеспечении усиления военной мощи отдельных государств – при запусках КА военного назначения на РН типа «Союз» с космодрома.


А есть ли на это правовые основания у российского чиновника?



Александр Владимиров



Опубликовано в выпуске № 17 (434) за 2 мая 2012 года

Права на данный материал принадлежат
Материал размещён правообладателем в открытом доступе
Оригинал публикации
  • В новости упоминаются
Похожие новости
01.05.2020
«Мурло капитализма»
07.10.2014
Российский космос: славное прошлое, сложное настоящее, неясное будущее
11.10.2013
Космос, который мы потеряли
13.05.2013
Наш потенциал гарантирует доступ России в космос
04.04.2012
В путь к звездам на старой ракете?
30.10.2009
VI Международный аэрокосмический конгресс: на перепутье масштабных программ
18 комментариев
№0
05.05.2012 12:48
"рынок космических услуг" это понятие растяжимое
всего около 160 млрд$ в год
90 млрд - электронные устройства, персональные терминалы, 50 млрд - услуги связи, остальное собственно изготовление различных спутников и космические запуски. Мы на этих рынках привычно доминируем (половина мировых запусков и четверть спутников)...
Поповкин ответственен только за последние два, пускай Чубайса трясут с его нанотелефонами и связистов.
+1
Сообщить
№0
05.05.2012 13:17
Цитата
остальное собственно изготовление различных спутников и космические запуски.

По словам Ю.Коптева, объем рынка космической деятельности и услуг составляет примерно $160 млрд в год... услуги по запуску полезной нагрузки на орбиту (до $4,5 млрд). Россия, по его словам, проявляет активность лишь в последнем сегменте.
"Мы на этом рынке сидим очень плотно, спору нет - более 40% мировых запусков, в том числе и коммерческих, осуществляется именно нами. А где все остальное?", - задается вопросом бывший глава Росавиакосмоса.
В "Стратегии развития космической деятельности до 2030 года" "значится увеличение нашего присутствия на внешнем рынке с сегодняшних 0,3% до 10%", - сообщил Ю.Коптев.
http://personalmoney.ru/pnwsinf.asp?id=2851272
+2
Сообщить
№0
06.05.2012 01:18
1 Зверополк
При всём уважении к Вашей постам в других темах, позволю себе не согласиться с этим высказыванием: "Поповкин ответственен только за последние два, пускай Чубайса трясут с его нанотелефонами и связистов."
1) Чубайса только бабки интересуют. Не Бурановские и иже с ними. А зелёные, лупатые. Или нашенские центробанковские.
2) А почему нам свои спутники не выводить? Разработанные и произведённые нами для всего мира? И связь предоставлять? Шо 155,5 млрд мало?
0
Сообщить
№0
06.05.2012 12:44
> А почему нам свои спутники не выводить? Разработанные и произведённые нами для всего мира?

эээ... а мы чем заняты?
я напомню что ещё 3 года назад самой совершенной спутниковой платформой был КАУР-4 с САС в 5 лет
http://ru.wikipedia.org/wiki/Экспресс_(спутниковая_платформа)
http://ru.wikipedia.org/wiki/Космическая_платформа
+1
Сообщить
№0
06.05.2012 19:55
Зверополк
    Поповкин ответственен только за последние два, пускай Чубайса трясут с его нанотелефонами и связистов.

    Ни один бизнесмен не вложится в проект, который даст отдачу через 10-15 лет, а космическая отрасль - именно такая программа. Все западные Скилоны и Фальконы разработаны при дотациях государства (помнится мне о 300млн премии госдепа США). У нашего государства элементарно нет:
1) Кадровых ресурсов - растерянные за 20 лет, остатки занимаются существующими (не столь амбициозными проектами)
2) производственных мощностей - ЮжМаш на Украине, Хруничева, Молния и т.п. не успевают + заняты производством Союзов, ибо альтернативы нет.
3) Внятной(!!!) космической программы - о чем свидетельствует приостановка проекта Русь-М (банально не могут сформировать техзадание)
4) Элементарно не хватает денег)
+4
Сообщить
№0
06.05.2012 21:10
Гражданин СССР: "... У нашего государства элементарно нет: ... 3) Внятной(!!!) космической программы ...",

- я бы этот пункт поставил первым, т.к. всё остальное подчинено ЦЕЛЯМ, которые должны быть изложены в ПРОГРАММЕ и программа, в свою очередь, должна давать ответ на вопрос о том: как и когда эти цели будут достигаться...
а финансы, по большому счёту, определяют только сроки достижения целей, хотя при достижении некоторого минимума эти сроки сдвигаются в бесконечность.
+3
Сообщить
№0
07.05.2012 11:44
Гражданин СССР

>Кадровых ресурсов - растерянные за 20 лет, остатки занимаются существующими (не столь амбициозными проектами)

Спорно.

> Внятной(!!!) космической программы - о чем свидетельствует приостановка проекта Русь-М (банально не могут сформировать техзадание)

Подробная космическая программа есть на сайте Роскосмоса.
Русь-М проиграла в конкурсе Ангаре (ППТС будут выводить на А5П и А7П)

>Элементарно не хватает денег)

А сколько надо? Бюджет 6 млрд $ второй после НАСА. Больше чем у всего евросоюзного ЕКА при меньшем населении и фин.возможностях. Относительно общего бюджета мы тратим больше всех, а уж по кругу решаемых задач мы точно никому не уступаем.
0
Сообщить
№0
07.05.2012 12:25
Цитата
>Кадровых ресурсов - растерянные за 20 лет, остатки занимаются существующими (не столь амбициозными проектами)

Спорно.

Что тут спорого. Утеря кадрового потенциала одна из основных проблем отрасли, и не только её.

Цитата
Внятной(!!!) космической программы - о чем свидетельствует приостановка проекта Русь-М (банально не могут сформировать техзадание)

Подробная космическая программа есть на сайте Роскосмоса.

Подробная не означает внятная. В этом отношении её только ленивый не критикует.
+1
Сообщить
№0
07.05.2012 12:46
Я не знаю как у вас там на ридне крайне...
Вот сам бывал на НПП Технология, средний возраст 40 лет, зарплата сборщика 52 тыщи рублей.

Критиканством заниматься много ума не треба. А программа вполне конкретная с обозначенными целями и достигнутыми результатами.
+1
Сообщить
№0
07.05.2012 13:03
Цитата
Вот сам бывал на НПП Технология, средний возраст 40 лет, зарплата сборщика 52 тыщи рублей.
Да есть отдельные предприятия, где эта проблема стоит не так остро, но в целом по отрасли она несомненно имеет место быть. О чём тут спорить?

Цитата
А программа вполне конкретная с обозначенными целями и достигнутыми результатами.

Ну оччень конкретная. На 2030 запланирован пилотируемый полёт на Луну. Неизвестен ни РН ни КК
+2
Сообщить
№0
07.05.2012 14:40
Зарплата по отрасли почти 40 тысяч, т.е. больше средней по экономике.
Да его у кого только нет. Британцы, вон, Скайлон свой уже лет 30 мучают. А при Буше и констеллейшн США уже сейчас должны были там быть. Это так чисто в общих чертах. По известному проекту РН Ангара А5П (или А7П?) для вывода КК + 50-тонный разгонный блок на Ангаре-50, КК понятно что на базе ППТС.
http://rocketpolk44.narod.ru/tks.jpg
http://s018.radikal.ru/i508/1202/f6/dd046670140a.jpg
График есть на научные миссии
http://21russia.ru/sites/21russia.ru/files/images/621661593.jpg
Росатом взялся за ЯЭДУ, может вскорости уже никакие химические РБ и не потребуются - до Марса долетит за месяц
http://s019.radikal.ru/i602/1205/ed/43711a95aa4f.jpg
http://s019.radikal.ru/i617/1205/48/e821838a6ffd.jpg
+3
Сообщить
№0
07.05.2012 15:03
Цитата
Зарплата по отрасли почти 40 тысяч, т.е. больше средней по экономике.
И что. Все равно лучшие не идут. На соседней ветке обсуждается.
Цитата
А при Буше и констеллейшн США уже сейчас должны были там быть
При Кеннеди в 1961 сказали, в 1969 были уже ТАМ.

Цитата
По известному проекту РН Ангара А5П (или А7П?) для вывода КК + 50-тонный разгонный блок на Ангаре-50, КК понятно что на базе ППТС.

Вы что, с ПН 40.5т на НО собираетесь на Луну лететь? Забавно однако.

Цитата
Росатом взялся за ЯЭДУ, может вскорости уже никакие химические РБ и не потребуются - до Марса долетит за месяц

А что КК с ЯЭДУ с Земли то поднимать будет? Ничего другого кроме химии для этого никто пока  не придумал.
+1
Сообщить
№0
07.05.2012 17:45
>Вы что, с ПН 40.5т на НО собираетесь на Луну лететь?

Нет, там полёт задуман в несколько присестов: запуск взлётно-посадочного комплекса (ВПК) к Луне, запуск ППТС, стыковка на орбите Луны, космонавты переходят из ППТС в ВПК, спуск, подъём, опять стыковка, переход на траекторию к Земле, ППТС входит в атмосферу.
У Констеллейшн примерно так же было задумано, только они стыковались у Земли сразу.

>А что КК с ЯЭДУ с Земли то поднимать будет? Ничего другого кроме химии для этого никто пока не придумал.

Ракетой и будут (во всяком случае пока не построили ГПВРД/петлю Лофстрома/башню Циолковского/гравицапу и пр) безопасную для атмосферы, только вот мегаваттный ЯЭДУ на орбите это кое-что! Сейчас уже для него испытывают топливные стержни, рабочее проектирование идёт третий год, испытания к 2014. Во-первых он задуман под выведение РН Протон или аналогичной (т.е. весит в пределах 20 тонн), во-вторых он может давать такие импульсы, что окна полёта расширяются до круглого года, а время полёта до Марса или Венеры до пары недель.
Т.е. уравнение пилотируемой миссии будет = 20 тонн ядерный РБ + спускаемый аппарат + капсула с экипажем. Для сравнения: ТМК, который задумывался Королёвым и Тихонравовым для пилотируемого полёта на Марс и облёта Венеры весил в районе 1000 тонн! При этом полезная нагрузка мизерная - всё остальное это баки. В книге Демянко и Коротеева описаны десятки концепций кораблей для полёта на Марс: начиная от самых "лёгких" (750 тонн) с высокоимпульсными ГФЯРД и полёту по самым "энерговыгодным" траекториям - с коррекцией в гравитационном поле Венеры... такая миссия займёт 1500 суток, а тяжёлый корабль в 1300-1500 тонн будет лететь туда-сюда 600 суток без коррекции. Понятно что такой корабль нецелесообразен, поэтому будущее за ЯЭДУ с прямым преобразованием ядерной энергии в электрическую.
+2
Сообщить
№0
07.05.2012 20:14
Цитата
Нет, там полёт задуман в несколько присестов: запуск взлётно-посадочного комплекса (ВПК) к Луне, запуск ППТС, стыковка на орбите Луны, космонавты переходят из ППТС в ВПК, спуск, подъём, опять стыковка, переход на траекторию к Земле, ППТС входит в атмосферу.

Ну что то в вашем "вполне конкретном" проекте Программы ничего такого нет. Это просто одна из возможных схем полёта, не более того.
А в проекте просто записано - "осуществление демонстрационного пилотируемого облета Луны с последующей высадкой космонавтов на ее поверхность и возвращением их на Землю".  Ни точной даты (расплывчато 2030г), ни схемы полёта, ни предполагаемая техника, ничего этого нет. И это Вы называете конкретикой.

Цитата
Во-первых он задуман под выведение РН Протон или аналогичной (т.е. весит в пределах 20 тонн)

А что полетит один двигатель, ПН не предусматривается?

Цитата
Т.е. уравнение пилотируемой миссии будет = 20 тонн ядерный РБ + спускаемый аппарат + капсула с экипажем

Это что в один конец? А где взлётная ступень? Ну наверно должен быть орбитальный модуль,  к которому пристыкуется взлётная ступень. Потом переход в возвращаемый модуль и старт к Земле. Как решаете проблему радиации? Поэтому всё это пока из области фантастики.   В Программе ничего этого нет. А там такая фраза - "третий приоритет должны иметь работы, связанные с созданием научно-технического задела для осуществления в составе международной кооперации пилотируемого полета на Марс". То есть какая схема полёта, какая техника будет использоваться, ничего этого нет. А Вы говорите о некой конкретике.
0
Сообщить
№0
07.05.2012 23:21
Где бы информацию такую подробную (и главное - достоверную) про ядерный движок почитать? Мне пока в таком плане только произведения Лема и Кларка попадались)
    Дайте ссылочку. Серьезно, если у кого есть... только не на "Топаз" и РД-0410, это мы в курсе)
0
Сообщить
№0
08.05.2012 01:19
BrIg

>Ни точной даты (расплывчато 2030г), ни схемы полёта, ни предполагаемая техника, ничего этого нет. И это Вы называете конкретикой.

Ну если так, то её ни у кого нет :)
даже Кеннеди и тот осторожничал "в этом десятилетии".

>А что полетит один двигатель, ПН не предусматривается?
>Ну наверно должен быть орбитальный модуль, к которому пристыкуется взлётная ступень. Потом переход в возвращаемый модуль и старт к Земле. Как решаете проблему радиации?

http://www.federalspace.ru/download/2010_05_26_konkurs_tem.doc
Вот тут все известные подробности. Я бы сам хотел знать как это всё выглядит "в натуре".

Гражданин СССР

http://ihtik.lib.ru/2011.08_ihtik_homelab-mexmat/
#4188. Демянко Ю.Г. и др. - Ядерные ракетные двигатели
0
Сообщить
№0
08.05.2012 09:33
Цитата
Дайте ссылочку. Серьезно, если у кого есть... только не на "Топаз" и РД-0410, это мы в курсе)

http://www.youtube.com/watch?v=18e6qeKiEBg
0
Сообщить
№0
08.05.2012 10:03
Цитата
даже Кеннеди и тот осторожничал "в этом десятилетии".

Но Кеннеди знал на чём будут лететь и как лететь. Программа по своей значимости была сравнима с программами военного времени. В пиковый период над ней работало более 0.5 млн инженеров, конструкторов и рабочих. Разве можно это сравнить с расплывчатой формулировкой проекта  Стратегии развития космической деятельности России на период до 2030 года.
По мнению ближайшего сподвижника Сергея Королева – академика РАН Бориса Чертока, "пока Россия будет оставаться сырьевым придатком  любая программа освоения Луны и Марса нереальна". Чтобы строить планы пилотируемых полетов через 25 лет, надо понимать, что будет с Россией, убежден академик.
0
Сообщить
Хотите оставить комментарий? Зарегистрируйтесь и/или Войдите и общайтесь!
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ
Ежедневная рассылка новостей ВПК на электронный почтовый ящик
  • Разделы новостей
  • Обсуждаемое
    Обновить
  • 20.04 18:14
  • 110
Израиль усиливает меры безопасности в связи с опасениями ударов со стороны Ирана
  • 20.04 18:12
  • 3
"Вампиры" против "Гераней" на Украине
  • 20.04 18:09
  • 4
Российские системы ПВО: первый опыт реального боевого применения
  • 20.04 18:07
  • 12
РФ вооружит корабли новейшими ЗРК "Тор" взамен устаревших "Кинжалов"
  • 20.04 18:02
  • 88
В США оценили российские Су-34 с УМПК
  • 20.04 17:51
  • 2
Российская армия получила партию новых танков Т-80БВМ
  • 20.04 17:44
  • 923
Без кнута и пряника. Россия лишила Америку привычных рычагов влияния
  • 20.04 16:51
  • 1244
Корпорация "Иркут" до конца 2018 года поставит ВКС РФ более 30 истребителей Су-30СМ
  • 20.04 16:48
  • 2
Ракеты ATACMS: характеристики и дальность, чем сбивают
  • 20.04 16:37
  • 18
Командующий ВВС США в Европе о роли авиации в боевых действиях на Украине
  • 20.04 16:34
  • 11
Крылатые ракеты Х-101 и Х-102
  • 20.04 16:00
  • 75
Членство в НАТО в обмен на территорию. Зачем Армения проводит военные учения с США
  • 20.04 15:45
  • 11
Украина получит два 35-мм зенитных артиллерийских комплекса Rheinmetall Skynex
  • 20.04 12:46
  • 1
Втянуть США в войну с Россией. Стали известны детали "мирного" плана Киева (Foreign Affairs, США)
  • 20.04 00:43
  • 462
Международные расчеты, минуя доллар, по странам