Войти

Космическая одиссея-2012

5849
9
+1

Владимир Тихомиров — о видах России на Солнечную систему

Роскосмос впервые в истории провел в Сколково открытые дебаты по проекту "Стратегии развития космической деятельности в России до 2030 года". "Огонек" решил выяснить, как формируется в России космическая политика.


Если вспомнить пушкинское определение "гений, парадоксов друг", то у авторов "Стратегии развития космической деятельности до 2030 года" просматриваются все признаки гениальности. И это естественно: парадокс заложен в самой природе документа, призванного соединить в единую формулу такие несопоставимые вещи, как научный поиск и соображения государственного престижа. Почему? Да потому что спустя полвека после полета Гагарина отечественная, а вместе с ней и вся мировая космонавтика уперлась в технологический тупик, пытаясь найти ответ на вопрос: зачем сейчас человеку вообще лететь в космос?


Ну, то есть всем понятно, зачем летел в космос Гагарин — хотелось понять, возможно ли человеку попасть в космос. Хотелось своим глазами увидеть бездну звезд, попробовать невесомость, посмотреть, как будет вести себя человеческий организм в экстремальных условиях. И вот за 50 лет непрерывных исследований и экспериментов ученые нашли ответы практически на все эти вопросы. По большому счету, сегодня космонавты на орбитальной станции выполняют единственную задачу — демонстрируют присутствие человека в космосе, потому что исследовать на орбите уже совершенно нечего, а со всеми практическими задачами куда лучше справляется автоматика.


Но, с другой стороны, и отказаться от полетов в космос совершенно невозможно — любого чиновника, посмевшего усомниться в правильности освоения космоса, сразу же запишут в предатели национальных интересов страны.


Более того. При обсуждении концепции "Стратегии" в правительстве больше всего споров вызвали не практические вопросы, а именно политическая преамбула документа. Так, если авторы поставили перед Роскосмосом задачу "обеспечить России место в тройке космических держав", что уже само по себе, будем реалистами, довольно амбициозно, то правительственные чиновники заставили все переписать. Какое такое третье место?! Отныне определение миссии Роскосмоса звучит так: "Закрепление лидирующей роли России в области космической деятельности". Авторов поправки не смутила даже оговорка о том, что достижение Россией мирового космического господства возможно лишь с использованием зарубежной электронной компонентной базы в начинке наших спутников по той простой причине, что отечественной электроники аналогичного класса просто не существует. Согласитесь, лидер космической отрасли без собственной электронной промышленности — это нонсенс, который, впрочем, тоже никого не смущает. Что значат эти мелочи по сравнению с грандиозными планами покорения соседних планет?


Полноразмерное изображение в галерее картинок


Луна или Марс


Главный вопрос любой пилотируемой космической программы: куда летим? Вариантов, собственно, всего два: Луна или Марс. И выбор между этими планетами вовсе не так прост, как может показаться непосвященному человеку.


К примеру, американцы выбрали Марс, что и было зафиксировано в перспективной программе НАСА, одобренной президентом США Бараком Обамой в апреле 2010 года. В частности, к 2015 году в НАСА должны разработать новую тяжелую ракету-носитель для пилотируемых полетов в дальний космос, а к 2025 году запланирована и отправка экспедиции на Красную планету. Осуществима ли эта программа — еще очень большой вопрос, потому что и НАСА стало заложником политической ситуации. Дело в том, что до Марса очень долго лететь — более года. Причем нужно не только долететь, но еще и успешно приземлиться, вернее, "примарсианиться", а потом снова взлететь и успешно вернуться назад. Задача сверхсложная. Поэтому американские ученые предлагают не спешить с полетом на Марс, а для начала потренироваться на Луне, совершив туда еще хотя бы один полет. Но в том-то и дело, что для политического руководства США освоение Луны неинтересно — это пройденная тема, отработанный материал. К тому же если НАСА потратит деньги и время на лунную экспедицию, то это значит, что в ближайшие 10 лет к Марсу они точно не полетят, ни одному государству в мире не потянуть оба проекта сразу. Ну а это уже риск того, что в гонку за Красную планету могут вступить другие государства, к примеру тот же Китай. Поэтому американцы и решили сразу поставить на Марс. Впрочем, это не окончательное решение — вряд ли среди политиков в США найдется хотя бы один, кто рискнет взять на себя ответственность за отправку экспедиции с билетом в один конец. Так что планы НАСА могут быть и пересмотрены.


Иное дело Россия. Наших космонавтов на Луне еще не было, поэтому посещение естественного спутника Земли станет убедительным доказательством триумфа российской науки. И, как заявил начальник управления стратегического планирования Роскосмоса Юрий Макаров, именно Луна выбрана в качестве главной цели российской космонавтики — полет уже запланирован на 2030 год. И это не просто слова. В 2015-м заканчивается срок действия нынешней Федеральной космической программы, в следующем году начинается обсуждение и формирование нового трехлетнего бюджета на 2013-2016 годы, так что при принятии новой программы финансирования космических исследований правительство будет опираться именно на предложения, записанные в "Стратегии".


Однако давайте сначала вспомним, что это уже не первая попытка человечества покорить наш естественный спутник. И в США, и в СССР были свои лунные программы, весьма, кстати, успешные, достаточно лишь вспомнить наши луноходы. Но после того как американские астронавты за шесть экспедиций привезли на Землю более 3 центнеров лунного грунта, все программы по изучению нашей соседки были закрыты как бесперспективные. И даже в Федеральной космической программе России на 2006-2015 годы о Луне не сказано ни слова, а в качестве перспективной цели обозначен полет на Марс. Почему же Россия вновь заинтересовалась Луной? Однозначного ответа на этот вопрос нет, возможно, Луну вновь сделал модной экс-президент США Джордж Буш-младший, мечтавший добывать термоядерную энергию из лунного гелия-3; возможно, причины следует искать в сообщениях об обнаружении на Луне запасов льда. Может быть, Роскосмосу интересна не сама Луна, а лишь проект по ее освоению, способный стать настоящим локомотивом для вытягивания из долгостроя другого проекта — по строительству космодрома "Восточный" вблизи поселка Углегорск Амурской области.


Что нам стоит космодром построить?


Для покорения Луны нужна прежде всего новая сверхмощная ракета — все расчеты показывают, что у нынешней ракеты "Союз-ФГ" просто не хватит топлива, чтобы забросить корабль до орбиты нашего естественного спутника. Нужна ракета с двукратным запасом топлива, то есть в два раза большая по высоте и ширине, чем "Союз". Не менее 9 метров в диаметре, как говорят специалисты. Но современное российское ракетостроение вовсе не случайно заточено под производство топливных баков диаметром не более 4 метров — такова ширина железнодорожного вагона, а ведь именно по железной дороге везут готовые ракеты-ступени с заводов-изготовителей на космодром Байконур. И более широкий бак просто не влезет в вагон. Поэтому его придется делать в непосредственной близости от космодрома. Но легко сказать "делать" — на практике это означает перенос на Дальний Восток огромных предприятий, проектных институтов и испытательных лабораторий, а самое главное — научных кадров. При этом возникает масса вопросов: а где размещать эти самые производства? Где будут жить специалисты? Где взять этих самых специалистов и простых рабочих, которых и так в космической отрасли недобор?..


Зато именно лунный проект поможет завершить наконец строительство космодрома "Восточный", который уже стал символом долгостроя. Конечно, Казахстан в прошлом году продлил договор по аренде космодрома Байконур до 2050 года, но все российские эксперты считают, что собственный космодром России необходим.


— За аренду Байконура мы платим 115 млн долларов в год,— говорит научный руководитель Института космической политики Иван Моисеев.— В случае аварий Казахстан с нас требует значительных компенсаций, что не всегда справедливо.


На новый космодром решено денег не жалеть. Так, в бюджете предусмотрено, что на создание обеспечивающей инфраструктуры космодрома будет в этом году выделено 7,9 млрд рублей. В следующем году — еще 12,9 млрд, а в 2014-м —25,4 млрд рублей. Прибавьте сюда еще 92 млрд рублей на разработку перспективной пилотируемой транспортной системы, той самой сверхтяжелой ракеты для полета на Луну. Зато именно с развитием космодрома "Восточный" Роскосмос и связывает все перспективные планы освоения космоса — в "Стратегии" так и записано, что в течение ближайших 10 лет Россия должна увеличить долю запусков космических аппаратов с территории России с нынешних 25 до 90 процентов, что на практике означает сворачивание большинства программ на Байконуре.


Цена реформы


Разумеется, самый интересный вопрос: кто будет осваивать эти "лунные" деньги? Прежнее руководство Роскосмоса для реализации подобных масштабных проектов предполагало создавать вертикально интегрированные структуры. К примеру, Центр Хруничева делает "Протоны", и в его холдинг объединены все предприятия, завязанные на их выпуск. А для лунного проекта можно было бы объединить в холдинг ракетно-космическую корпорацию "Энергия" и НПО Лавочкина. Но нынешний глава Роскосмоса Владимир Поповкин практически остановил реформирование ведомства.


— На первом этапе такая схема холдингов выглядела вполне оправданной,— заявил Владимир Поповкин на совещании в Сколково.— Но сейчас у нас уже есть 13 вертикально интегрированных структур. И дальнейшая интеграция может быть вредной, потому что при такой схеме одна научная школа будет поглощать другую.


Несложно догадаться, что речь, конечно, не столько о сохранности научных школ, сколько о предотвращении реформирования самого ведомства. Сам Владимир Александрович уверен: любая перестройка его ведомства пойдет только во вред отрасли, тем более что и идейные сторонники реформ практически не скрывают планов по расчленению этого "монстра, оставшегося с советских времен".


— Роскосмос сейчас представляет собой крупную производственную корпорацию, но при этом он же занимается правовым регулированием космической деятельности, сам является заказчиком космических аппаратов, сам проводит конкурсы, сам их производит и сам занимается распространением данных,— говорит Сергей Миллер, президент ГИС-Ассоциации (по сути, это некоммерческое партнерство представляет целую отрасль крайне доходных сегодня геоинформационных услуг).— О какой конкуренции и эффективности здесь можно говорить? Это тормоз для развития любой инициативы извне.


Больше всего сторонники реформ заинтересованы в изъятии у Роскосмоса права на нормативно-правовое регулирование отрасли, согласно действующему законодательству, все желающие работать в области космической связи или сотрудничать с производителями космической техники и материалов должны пройти в Роскосмосе сертификацию и получить лицензию. Понятно, почему это устраивает не всех предпринимателей. Но Владимир Поповкин намерен отстаивать интересы своего ведомства любой ценой.


— Вы хотите разделить Роскосмос и отдать его под Минпромторг?! — риторически спросил он оппонентов.— И вы думаете, что космос как отрасль у нас останется? Ничего подобного! Будет то же, что с авиацией.


В итоге в тексте "Стратегии", несмотря на все обещанные преобразования в области космонавтики, пока нет ни слова о реформировании самого космического ведомства.


— А зачем реформировать ведомство, которое и так нормально работает? — пожимают плечами представители Роскосмоса.— В конце концов у НАСА не менее централизованная структура, оно даже определяет приоритеты в научных исследованиях и само указывает, куда им хочется полететь, а у нас этим занимается Академия наук. Так что это еще вопрос, где больше демократии...


Пряники для науки


Зато в предложениях от Российской академии наук четко прописаны те пряники, которые получит российская наука от Роскосмоса, если, конечно, все пойдет по плану. Самый главный пункт: количество запусков по фундаментальным космическим исследованиям должно составить до трех в год, тогда как в 2006-2011 годах производился один "научный" запуск в два года. Планов — громадье. В частности, на первом этапе, который начнется в 2014-2015 годах, спутник Земли станут исследовать зонды "Луна-Ресурс" и "Луна-Глоб". Далее на наш искусственный спутник будут десантированы новые луноходы — "Луноход-3" и "Луноход-4", которые возле полюса соберут капсулы с лунным льдом и отправят их на Землю. Не мене важное место в программе занимает исследование Солнца - планируется запустить четыре спутника-близнеца "Резонанс", которые будут исследовать магнитосферу Земли и влияние солнечной плазмы на климат. Другой проект по изучению солнечно-земных связей — "Интергелиозонд", который будет исследовать гелиосферу и влияние солнечных циклов активности на дела земные. Разумеется, не забыты и исследования Юпитера, астероидов и все того же Фобоса, ставшего символом позора нынешней космонавтики, все руководители отрасли считают делом чести повторить попытку получить драгоценный грунт с этой каменюки.


Выполнима ли эта программа, мы узнаем, увы, не ранее 2030 года. Пока же все эти планы напоминают об известной байке про Ходжу Насреддина и осла, которого тот за два мешка золота и за 20 лет взялся научить говорить.



Владимир Тихомиров. Ъ-Огонек

Права на данный материал принадлежат
Материал размещён правообладателем в открытом доступе
  • В новости упоминаются
9 комментариев
№0
17.04.2012 09:08
ИМХО, если постановочная (вводная) часть статьи и части: "Цена реформы", "Пряники для науки" в целом интересны, то "Что нам стоит космодром построить?", как только дело доходит до конкретики, автор тут-же лажает (специально или по незнанию).

Кто-то ему разъяснил про "диаметр 4м"="ширина вагонов", но забыл напомнить, как транспортировался "Буран" и бак "Ц" РН "Энергии". Подпортил, в общем...

Ну и, цитата: "... По большому счету, сегодня космонавты на орбитальной станции выполняют единственную задачу — демонстрируют присутствие человека в космосе, потому что исследовать на орбите уже совершенно нечего ...",
- весьма резкое безапелляционное суждение. Надо-бы обосновать...
+3
Сообщить
№0
17.04.2012 09:35
Цитата
Иное дело Россия. Наших космонавтов на Луне еще не было, поэтому посещение естественного спутника Земли станет убедительным доказательством триумфа российской науки

Как то не очень то тянет на триумф, через 60 лет после американцев. Хотя до триумфа дело может и не дойти, учитывая последний абзац про Насреддина.

Цитата
Авторов поправки не смутила даже оговорка о том, что достижение Россией мирового космического господства возможно лишь с использованием зарубежной электронной компонентной базы в начинке наших спутников по той простой причине, что отечественной электроники аналогичного класса просто не существует. Согласитесь, лидер космической отрасли без собственной электронной промышленности — это нонсенс, который, впрочем, тоже никого не смущает. Что значат эти мелочи по сравнению с грандиозными планами покорения соседних планет?

Может отдать приоритет именно этой проблеме, направив  на её решение максимум сил и средств.
0
Сообщить
№0
17.04.2012 09:37
Расширение объёмов космической деятельности (уж простите за банальность) крепко увязано с ценой вывода 1кг полезной нагрузки. Надо искать (чем например, активно заняты американцы) практические способы снижения этой себестоимости. ИМХО, вывод на низкие орбиты сверхмалых, малых и средних спутников (и КК) уже давно должен (в основном) осуществляться частично многоразовыми системами, в т.ч. авиационно-космическими.

Вывод же тяжёлых и сверхтяжёлых полезных нагрузок ещё долго останется за "классическими" одноразовыми  ракетами.

ИМХО, до тех пор, пока у нас космосом будут заниматься ракетно-космические корпорации, прогресса не будет. Они будут делать (и делают) то, что умеют хорошо делать - одноразовые ракеты. Зачем им что-то ещё? Отдать часть заказа на сторону (например авиации), либо снизить свои доходы за счёт многоразовости, - где таких "дураков" искать?

Так что, пока у нас космосом будут заниматься ракетчики, скачка в деле освоения космоса ожидать не стоит. Более того, мы будем обречены, тратить существенную часть ресурсов выделяемых на космос, на выпуск серийной, но одноразовой техники (ракет), а не на его практическое освоение.
+2
Сообщить
№0
17.04.2012 10:09
Давно в голове крутится такая идея (а ещё недавно она и в прессе проскочила, значит не только я один об этом думаю :) можно было-бы осуществить пилотируемый облёт Луны, так и не осуществлённый в 1960-1970е на основе связки "Протон"-"Союз". Пара тестовых стартов (по типу "Зондов") в автоматическом режиме, один или два пилотируемых полёта (облёта Луны).

Не могу сказать, что это хорошая идея с экономической и научной точек зрения, но символическое, если хотите терапевтическое, значение (и в первую очередь для россиян) такого шага может стать огромным. Хотя миссия флаговтыкательская, конечно... :))

Ведь в принципе для этого всё есть, по большому счёту...
0
Сообщить
№0
17.04.2012 10:21
Цитата
Не могу сказать, что это хорошая идея с экономической и научной точек зрения, но символическое, если хотите терапевтическое, значение (и в первую очередь для россиян) такого шага может стать огромным. Хотя миссия флаговтыкательская, конечно... :))

Разве что с точки зрения космического туризма. Как то проходила инфа, Абрамович вроде бы хотел. Техника имеется, ну немного обкатать придётся. Правда стоить такое "турне" будет заметно дороже земной орбиты. Но найдутся ли желающие?
0
Сообщить
№0
17.04.2012 19:38
Цитата
Так что, пока у нас космосом будут заниматься ракетчики, скачка в деле освоения космоса ожидать не стоит. Более того, мы будем обречены, тратить существенную часть ресурсов выделяемых на космос, на выпуск серийной, но одноразовой техники (ракет), а не на его практическое освоение.


Не согласен.
Нужно ставить задачу и привлекать для решения профессионалов с персональной ответственностью. У Королева была изначально персональная ответственность, да и потом, после успехов тоже.
Так что нужна цель и политическая воля для ее достижения.
Давайте цель и ставьте задачу...
Прорвемся...
Это уже наши проблемы.
+1
Сообщить
№0
17.04.2012 20:25
Петрович [6]: "Не согласен",
- Петрович, я не о конструкторах говорю, а о лоббизме предприятий и отрасли! Отрасль должна быть Космической, или хотя-бы аэро-космической и это (ИМХО) не пустая игра словами, т.е. основным её смыслом существования должно быть исследование космоса а не изготовление ракет.  X-37 создан аэро-космической фирмой Boeng.

А учитывая то, что говорит Владимир Поповкин:
"«Прежде, чем реализовывать Федеральную космическую программу, надо посмотреть, какие предприятия что могут. Например, ряд предприятий хочет разрабатывать спутники дистанционного зондирования Земли. Но, когда мы смотрим на качество продукции, то понимаем, что это не то. У нас сегодня загрузка предприятий — всего 43%. Мы смотрим, какие предприятия надо модернизировать в первую очередь, и мы их модернизируем. Но мы не можем модернизировать все предприятия», — отметил глава ведомства.
Отвечая на вопрос ведущей телеканала («Россия 24») о судьбе тех предприятий, которые не будут модернизированы, Поповкин сообщил, что они будут перепрофилированы.
"

Взято здесь: "Космическая загрузка", «Expert Online» / 03 фев 2012.

- можно предположить, что избыточными мощностями являются именно ракетно-космические. Не надо уже столько ракет, а если появятся многоразовые системы, то потребность в них ещё снизится. Такая экономика не может устраивать предприятия занимающиеся изготовлением ракет, - в посте [3] я об этом писал.

P.S. Хотя у нас и ФЕДЕРАЛЬНОЕ КОСМИЧЕСКОЕ АГЕНСТВО (РОСКОСМОС), но управляет оно (в т.ч.)  организациями ракетно-космической промышленности...

"Федеральное космическое агентство является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по обеспечению реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере космической деятельности, международного сотрудничества при реализации совместных проектов и программ в области космической деятельности, проведения организациями ракетно-космической промышленности работ по ракетно-космической технике военного назначения, боевой ракетной технике стратегического назначения, а также функции по общей координации работ, проводимых на космодроме Байконур." Читать полностью здесь.
+1
Сообщить
№0
17.04.2012 21:14
Цитата
 7 Peter Tsk
Нужна Цель.
Все остальное приложится.
+1
Сообщить
№0
16.05.2012 13:41
"Больше всего сторонники реформ заинтересованы в изъятии у Роскосмоса права на нормативно-правовое регулирование отрасли, согласно действующему законодательству, все желающие работать в области космической связи или сотрудничать с производителями космической техники и материалов должны пройти в Роскосмосе сертификацию и получить лицензию. Понятно, почему это устраивает не всех предпринимателей. Но Владимир Поповкин намерен отстаивать интересы своего ведомства любой ценой.

— Вы хотите разделить Роскосмос и отдать его под Минпромторг?! — риторически спросил он оппонентов.— И вы думаете, что космос как отрасль у нас останется? Ничего подобного! Будет то же, что с авиацией."

   Так может сделать наоборот - придать Роскосмосу статус министерства ( начать с этого )?  И все будут заниматься своим делом.  Стругацкие же предлагали...
0
Сообщить
Хотите оставить комментарий? Зарегистрируйтесь и/или Войдите и общайтесь!
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ
Ежедневная рассылка новостей ВПК на электронный почтовый ящик
  • Разделы новостей
  • Обсуждаемое
    Обновить
  • 19.11 05:37
  • 5685
Без кнута и пряника. Россия лишила Америку привычных рычагов влияния
  • 19.11 03:31
  • 1
WSJ: США ведут "войну чужими руками" на Украине из желания ослабить Россию
  • 19.11 02:43
  • 1
В США раскритиковали «ничего не бомбящий» российский бомбардировщик
  • 18.11 18:15
  • 75
Россия использует пропаганду как средство войны против Запада - британский генерал
  • 18.11 17:52
  • 305
Космонавтика Илона Маска
  • 18.11 16:08
  • 0
Технологии, без которых нет будущего
  • 18.11 07:17
  • 2
Российские бойцы оценили «Сармат-3»
  • 17.11 10:07
  • 3
Ответ на достаточно распространенное мнение, а именно: "Недостатки выдают за достоинства. Российские лампасы выдали малокомпетентные требования по сверхманевренности в ущерб не видимости, которые на Украине никак не пригодились."
  • 16.11 18:28
  • 2748
Как насчёт юмористического раздела?
  • 16.11 16:28
  • 0
Трамп «у руля» или ядерный зонтик в Европе
  • 16.11 02:46
  • 2
В США ситуацию с российским танком Т-14 «Армата» описали словами Шекспира
  • 15.11 17:18
  • 683
Израиль "готовился не к той войне" — и оказался уязвим перед ХАМАС
  • 15.11 12:34
  • 1369
Корпорация "Иркут" до конца 2018 года поставит ВКС РФ более 30 истребителей Су-30СМ
  • 15.11 10:15
  • 7
Россия вернется к созданию сверхзвуковых лайнеров
  • 15.11 08:14
  • 2
Летчик-испытатель считает, что Су-57 превосходит китайскую новинку J-35