Новейшая цифровая система подготовки американских солдат позволит почувствовать боль и ужас боя
Использование игровых технологий, в частности шутеров от первого лица, для обучения бойцов получает все большее распространение в высокотехнологичных армиях. Однако при всей высокой достоверности визуального отображения окружающей среды и моделирования оружия цифровые полигоны имеют большой недостаток: они не полностью погружают в атмосферу боя, поскольку человек не чувствует боли, страха и других аспектов боевого стресса. Возможно, в ближайшее время ситуация изменится: Пентагон опубликовал запрос на разработку технологии, которая «создает импульс силы, имитирующий тактильные ощущения от взаимодействия с окружающей средой, включая попадание пуль».
Новая технология переведет виртуальную реальность на совершенно новый уровень, например, солдат сможет не только увидеть взрыв гранаты, но и почувствовать удар воздуха, а также боль от попадания осколков. Это сделает обучение максимально реалистичным и даст солдатам ощущение реальной опасности.
Уже сегодня военные совершили настоящий блицкриг в виртуальные миры. Официально для использования в обучении адаптированы более 23 видеоигр, составлены планы по разработке технологий погружения в виртуальную реальность с помощью шлемов, обеспечивающих 360-градусный обзор и систем, сканирующих движение обучаемых. Таким образом добавление физического воздействия в виртуальное обучение было одним из последних рубежей на пути максимального реализма.
Некоторые шаги в этом направлении уже были сделаны, например, созданы устройства, с помощью электрошока блокирующие движения «убитого» солдата или имитирующие попадание пули с помощью болезненного выстрела пейнтбольного маркера. Однако новый проект будет имитировать не только это, но и, например, с помощью вентиляторов и звуковых пушек создавать ощущения ветра и ударной волны, с помощью микроволн – ожога и т. д.
В запросе Пентагона отмечено, что система будет безопасной, но, видимо без синяков, звона в ушах и других последствий воздействия реалистичного симулятора не обойтись, поскольку обучаемые не будут иметь никакого дополнительного снаряжения для защиты от воздействия, кроме штатных средств, применяемых на поле боя.
Американские военные надеются, что с помощью нового тренажера удастся поместить новобранца в практически реальную боевую обстановку. По мнению специалистов, «тактильные взаимодействия с трехмерными интерактивными голограммами» позволят выявить слабых и слишком чувствительных солдат, которые склонны к тяжелому переживанию боевого опыта.