Войти

Русские процессоры не сдаются: "Байкал" и "Эльбрус" переходят к "плану Б"

4715
14
+1
МЦСТ
МЦСТ.
Источник изображения: Донат Сорокин/ТАСС

Британия изолировать РФ от IT- технологий, но дело не выгорит

Очередная волна антироссийских санкций со стороны Великобритании накрыла отечественных разработчиков процессоров — в опубликованном 4 мая списке значатся компания АО МЦСТ, выпускающая процессоры «Эльбрус», а также АО «Байкал электроникс», производящая процессоры Baikal. У них заморозили активы, предприятиям Королевства запретили оказывать им технологические и финансовые услуги. Среди запретительных мер значится ограничение на использование британской архитектуры ARM. Теперь им предстоит воспользоваться контрафактом или искать замену.

Запрет использования ARM весьма чувствителен для «Байкал электроникс», работающий по лицензии с данной архитектурой. Теперь, возможно, им придется воспользоваться открытыми — RISC-V, MIPS или VLIW.

Ранее производители российских процессоров, в том числе МЦСТ, «Байкал электроникс», НТЦ «Модуль», НТЦ «Элвис» уже попали под американские санкции, согласно которым зарубежные партнеры обязаны координировать с Бюро промышленности и безопасности американского министерства торговли реализацию российским предприятиям собственной технологической продукции.

Как поясняет председатель совета Фонда развития цифровой экономики Герман Клименко, назвать процессоры «Эльбрус» и Baikal российскими можно было с большой натяжкой.

— Здесь сложилась довольно своеобразная картина, довольно распространенная в производстве оборудования: мы берем детали в Китае, что-то делаем из них делаем на заводе в Китае, везем в Россию, а потом выдаем это за отечественную продукцию — за результат политики импортозамещения. Государство в данном направлении, мягко говоря, ошиблось. Сфера высоких технологий все же отличается от аграрной, где для выращивания некоторых продуктов используется импортный посевной материал. Там действительно можно отказаться от импорта, пусть потеряв в количестве. Мы вырастим меньше продукции, но она будет точно своя. В IT такого достичь не удается.


«СП»: — Значит, желаемое выдавалось за действительное?


— Примерно так. Когда несколько лет назад мы попали под санкции, чиновникам нужно было говорить, что у нас есть что-то свое. Теперь мы получили, что получили. Не всякий же высокопоставленный чиновник рискнет изложить первому лицу реальную картину. Получается, прежде мы вводили в заблуждение общественность. Может, сейчас говорить об этом не слишком к месту, но ведь все равно когда-то об этом сказать придется.


«СП»: — Есть ли какие-то варианты выхода из ситуации?


— Обращаться за помощью к Китаю, я не вижу иного выхода. Поднебесная все-таки считается нашим союзником, стратегическим партнером.

Три года назад, когда компания Huawei попала под санкции, они приезжали в Россию и предлагали сотрудничество, в котором они нуждались. Они вели переговоры с разработчиком «Эльбруса». Предлагали свои сервера. Но наши отказали по причине вдруг возникшей гордости — мол, у нас есть собственные. Их сервера, может, не такие мощные, но построенные на собственных технологиях, которые обслуживают несколько центров с общей численностью несколько тысяч человек.

Сейчас, надо сказать, та же Huawei не горит желанием с нами сотрудничать, опасаясь попасть под вторичные санкции. Так что, нельзя недооценивать возможности партнера и переоценивать свои собственные.


«СП»: — Но что-то же у нас производят?


— Делают на старых компонентах, этого немного, но для оборонных нужд вполне достаточно. В ситуации с процессорами мы просчитались.

Думаю, стоило упирать прежде всего на то, где мы сильны — на программирование. Скажем, сейчас на «Касперского» грозят санкциями, всевозможными карами, однако все понимают, что на практике это крайне сложно будет сделать, потому что огромный пласт компьютеров в мире завязаны на нем.


«СП»: — Какая судьба может ожидать «Эльбрус» и Baikal?


— Возможно, все будет по старой традиции — станут делать вид, будто что-то делают. Здесь можно вспомнить судьбу некогда широко разрекламированной национальной поисковой системы «Спутник» и одноименного браузера. Когда ввалили огромные деньги, о нем много говорили, но потом он тихо умер.


«СП»: — Для зарубежных партнеров разрыв сотрудничества с нашими компаниями будет чувствительным?


— При существующих у них объемах экономики, наш рынок не слишком значимый.

Впрочем, по словам директора по развитию компании Promobot (занимается разработкой робототехники) Олега Кривокурцева, с разработкой процессоров все обстоит не настолько печально.

— Конечно, сотрудничество с британской стороной было важным для МЦСТ и «Байкал электоникс», и введенные санкции создадут им проблемы. Но я точно знаю, что эти проекты свернуты не будут. У компаний-создателей был разработан «план Б» на случай возникновения подобной ситуации. Конечно, теперь сроки реализации проектов будут несколько сдвинуты, но их уверяю вас, не забросят.


«СП»: — Насколько сдвинутся сроки?


— Примерно на год. Думаю, через это время они представят общественности результаты своих трудов.


«СП»: — Тема технологического суверенитета сейчас активно обсуждается в прессе и экспертном сообществе? Насколько возможна такая автаркия в области высоких технологий?


— Абсолютно невозможна. Причем ее не сможет обеспечить себе ни одна страна. Высокие технологии потому и развиваются так быстро, что происходит обмен идеями, навыками, знаниями специалистов всего мира. Это ведь не просто общение, но и обмен научными школами, подходами. Конечно, мы будем перенимать опыт, воспроизводить что-то и создавать свое. Но Россия точно не станет отгораживаться от мира в данной сфере, а изолировать нас точно невозможно.

Евгений Берсенев

Права на данный материал принадлежат
Материал размещён правообладателем в открытом доступе
  • В новости упоминаются
Похожие новости
12.05.2021
Для прорыва нужны свои чипы
24.03.2021
Тридцать лет отставания
17.06.2020
Как избавиться от иностранных деталей в российской военной технике
29.06.2015
Русский чип: запоздалый старт
27.05.2015
"Главное — масштабное обновление производства"
09.04.2015
Блицкриг импортозамещения ИТ-технологий» Часть 2 «Голый король» отечественной электроники» (фрагмент)
14 комментариев
№1
10.05.2022 02:55
Чего-то народ молчит про 30 мрлд.рублей, что запросили наши разработчики за САПР по разработке микроэлектроники. Нехилые пенсии силовиков стоят в разы больше, Верховный повышает пенсии всем до их уровня(пущай хотя бы пересядут с дорогих иномарок на "Ниву" с УАЗ, о чем мечтали в молодости, тогда им можно повысить тоже пенсии).
+1
Сообщить
№2
10.05.2022 04:23
Пока такие персонажи чего то там развивают, результата положительного мы не увидим. Как только в микроэлектронике у нас появляется что то положительное, так тут же продажные министры начинают это гробить, под мантры о том что это невозможно производить самим и тд и тп. При несоизмеримо меньшем финансировании отечественных проектов по сравнению с западными. И при технологии развития один шаг вперёд два назад. Пример Китая разве не положительный? Если у сборища развивантов у власти ничего не выходит кроме цирка, копируйте опыт Китая и реализуйте.
+1
Сообщить
№3
10.05.2022 04:31
0
Сообщить
№4
10.05.2022 10:39
Цитата, q
Среди запретительных мер значится ограничение на использование британской архитектуры ARM. Теперь им предстоит воспользоваться контрафактом или искать замену.

Наши друзья из КНР за последние 30 лет завалили весь мир конрофактной продукцией и гордятся этим...
В чем проблема у наших?
Организовать производство и обеспечить хотя бы внутренний рынок  на базе готовых решений, кто нам это может запретить?
Тут могут мешать только личные финансовые интересы чинуш высокого ранга получающих нехилые проценты от импорта в Россию.
+3
Сообщить
№5
10.05.2022 12:00
«СП»: — Тема технологического суверенитета сейчас активно обсуждается в прессе и экспертном сообществе? Насколько возможна такая автаркия в области высоких технологий?


— Абсолютно невозможна. Причем ее не сможет обеспечить себе ни одна страна. (с)

Вредный и ложный мыслевирус, умышленно вброшенный пропагандистами несколько лет назад в информационное поле. Под него легко можно списать уничтожение ключевых высокотехнологичных предприятий, отраслей, проектов, отсутствие внимания к собственной науке и промышленности.
+5
Сообщить
№6
10.05.2022 22:41
Согласен! Россия - это планета, где всё есть. Даже если бы не было остального мира - Россия могла бы существовать. Более того, если создать государство, которое будет не мешать, а помогать людям реализовывать их замыслы, продвигать производства и исследования, в соответствии со стратегическими планами развития сбалансированной самодостаточной инфраструктуры, а не только исходя из сиюминутной экономической целесообразности, то у нас есть всё, для развития. Конечно, необходимо использовать доступный интеллектуальный потенциал человечества, особенно в фундаментальной науке, но очевидно, что даже здесь надо самые важные финальные исследования, обеспечивающие выход на технологии, проводить самим. Китайцы например, создавая свои прорывные суперкомпьютеры, понимали, что Иметь своё гораздо важнее, чем экономить, используя остатки с барского стола. Да, все осознают скорость моральной деградации таких проектов, но надо понимать, что есть Бесценные результаты. Так наша дорогая термоядерная бомба позволила создать новую политическую реальность, ценность которой не измеряется деньгами.
+5
Сообщить
№7
12.05.2022 09:07
Видео с орбиты с высоким разрешением 1м, новое изобретение — прорыв в мировой космической промышленности. Использование карбида кремния позволит снизить массу съемочного оборудования до 120 кг. Ранее она достигала полутонны. Благодаря уменьшению массы снизятся и расходы на изготовление, установку нового оборудования и, соответственно, запуск ракеты.
https://zen.yandex.ru/media/sferalive/neojidanno-nashlis-i-tehnologii-i-kompetencii-novoe-pokolenie-rossiiskih-skaniruiuscih-sistem-dlia-sputnikov-zondirovaniia-zemli-627b877c2e07f741897070df?&utm_campaign=dbr&;
Есть чем меняться с Индией и Китаями с Тайбэями по высоким технологиям.
Через год на острове США будут воевать с взявшими на выборах верх Гоминьданцами, союзниками Китая, такой Донбасс наоборот.
-1
Сообщить
№8
15.05.2022 00:50
В свое время были предприняты шаги для развития производства микроэлектроники. Например, закупалось оборудования для полного оснащения производственных помещений, вкоторых должен был создаваться определенный микроклимат. Но... Ментальность такова,что строгое исполнение технических предписаний, технологии, процедур, не сильная наша черта. А микроэлектроника требует это в особенности.
Сссылки на Китай не состоятельны. На континентальный. Если вы покопаетесь в Инете, то увидите, что Китай не входит в число даже 10 важнейших и крупнейших производителей чипов. Во первых это требует разработки, а не копирования, во вторых, вышепричину я указал. Правда, в десятке есть 1 компания из Тайвания. Которая и поставляла до  известных событий всю важнейшую микроэлектронику, которую представляли в виде Байкал и пр., меняя наклейки.
Так вот в десятке: 2 юж.корейские фирмы, 1 французская, 1 британская и 5 американских, включая таких гигантов, как Apple, Intel и пр.
Возможно в ближайшее время войдут и немцы, предпринимающие значительные усилия. России там не будет ни через 5, ни через 10, ни через 20 лет. Может когда поколение вырастет с  соответствующей технической культурой, что то и появится. Но будет ли тогда Россия?
-3
Сообщить
№9
18.05.2022 10:52
Эльбрус 2  100 процессоров на ЭСЛ МБИС под Москвой проработал почти 25 лет... А Эльбрус 1 на ТТЛ на Кавказе работал порядка 30 лет. Понятно, что не от хорошей жизни... Да, в середине 80-х мы уже отставали в технологиях, но не так критично, как потом. В 91-м году мы немного не успели сделать наш микропроцессор уровня i386/486, что к тому времени было бы вполне приемлемо. Это потом начался разброд и "освоение" денежных потоков, и производство ширпотреба, вместо освоения технологий. Т.е. дело не в ментальности людей, а в ином целеполагании и отсутствии стратегического планирования, безответственности.
+3
Сообщить
№10
19.05.2022 01:40
Цитата, ID: 20343 сообщ. №8
России там не будет ни через 5, ни через 10, ни через 20 лет.
Заменим лазеры на рентген и запад будет улыбаться и стучать хвостом(нам дайте!). Германии надо дать технологии, за их массовый дебилизм в газовой политике.
Всепропальщиков на мыло!
0
Сообщить
№11
22.05.2022 20:50
Razgon
Цитата, Razgon сообщ. №5
«СП»: — Тема технологического суверенитета сейчас активно обсуждается в прессе и экспертном сообществе? Насколько возможна такая автаркия в области высоких технологий?


— Абсолютно невозможна. Причем ее не сможет обеспечить себе ни одна страна. (с)

Вредный и ложный мыслевирус, умышленно вброшенный пропагандистами несколько лет назад в информационное поле. Под него легко можно списать уничтожение ключевых высокотехнологичных предприятий, отраслей, проектов, отсутствие внимания к собственной науке и промышленности.

Полностью согласен. Ведь раньше не было глобализма, всё могли производить в одной стране, а его суть в сокращении расходов и увеличении прибыли, но этим провели деиндустриализацию в США и везде на Западе. В Юго-Восточной Азии и зарплаты в несколько раз ниже, и стоимость аренды земли, помещений, и требования к экологии, а значит затраты на очистные сооружения ниже. Всё это не значит, что в США невозможно производство - они уже выделили $300 миллиардов на построение полупроводникового производства на территории США. Байден фактически продолжил Трамповское "сделаем Америку снова великой" - стал перетаскивать производство в США, так как стала очевидна вредность глобализации для безопасности государства.

В любом случае, мир уже вошёл новую депрессию и судя по всему она будет даже хуже той, что была 90 лет назад и её назвали Великой - будет Величайшая. Мир распадётся на несколько валютных зон, доллар станет лишь региональной валютой, глобализма не будет по любому уже.

С другой стороны, уже чисто технически, невозможно бесконечно делать техпроцесс более тонким - всё упрётся в физику уже в этом десятилетии и потому потребуется создавать принципиально другую технологию. Я понятия не имею что это может быть - фотоника, квантовые вычисления, ещё что-то, но что-то другое точно нужно разрабатывать и начать уже вчера и вот тут у России есть шанс сократить разрыв, а может и догнать, а может и обогнать остальной мир в части микроэлектроники, тем более, что Россия единственное на планете место, где возможен экономический рост в ближайшие много лет. Вот в эти принципиально новые технологии, в НИОКР сейчас надо вкладывать миллиарды, возможно создать несколько коллективов, которые будут параллельно вести разработки, тем более, что сейчас появился огромный профицит госбюджета. Россия сумела первой создать ГПВРД, маневрирующую на гиперзвуке КР "Циркон" - сможет и новую технологию микроэлектроники создать.
+2
Сообщить
№12
23.05.2022 10:56
Миллиард мусульман не войдут в наш кластер, Пекин их опутал своими юанями, Индия и остальная Азия могут вполне, но для этого надо свои чипы. Начнем с помоек Бангладеш и разборке с перекорпусированием. Чип стиральной машины подходит для самосвала и снаряда с не лазерным наведением, по координатам.
0
Сообщить
№13
23.05.2022 21:30
ЗНШ
Цитата, ЗНШ сообщ. №12
Миллиард мусульман не войдут в наш кластер, Пекин их опутал своими юанями
Нет, не опутал. Иран и Турция так уже практически наши.

Цитата, ЗНШ сообщ. №12
Индия и остальная Азия могут вполне, но для этого надо свои чипы
У Индии своя валютная зона будет, но, само собой, торговля с Индией будет продолжена и расширена. Уже вон больше всяких углеводородов туда стали везти, индийские автомобили скоро появятся в России.
+2
Сообщить
№14
24.05.2022 01:20
Команда проекта изучает возможности разработки установки безмасочной рентгеновской нанолитографии с длиной волны 13,5 нм на базе синхротронного либо плазменного источника. Если проект удастся завершить, то в России появится собственное оборудование, которого в стране раньше не было.
на базе как действующих, так и запускаемых в стране синхротронов. В частности, будет использоваться синхротрон ТНК «Зеленоград», НИЦ «Курчатовский институт», плюс отечественные плазменные источники.
https://habr.com/ru/company/selectel/blog/653749/

А потренироваться на кошке  надо с 130нм. в этом году. Автобан Дубна-Ленинградское шоссе и метро Зеленоград.
0
Сообщить
Хотите оставить комментарий? Зарегистрируйтесь и/или Войдите и общайтесь!
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ
Ежедневная рассылка новостей ВПК на электронный почтовый ящик
  • Разделы новостей
  • Обсуждаемое
    Обновить
  • 26.04 00:59
  • 1043
Без кнута и пряника. Россия лишила Америку привычных рычагов влияния
  • 26.04 00:07
  • 0
Танцы с бубном: США, Украина и военная помощь
  • 25.04 17:21
  • 2
Суд арестовал замминистра обороны РФ, на которого ФСБ пять лет собирало материалы по коррупции
  • 25.04 15:58
  • 120
Конкурента российского Су-75 из Южной Кореи впервые представили на выставке
  • 25.04 13:48
  • 3
Инженеры NASA впервые за пять месяцев смогли получить данные о состоянии зонда Voyager-1
  • 25.04 13:40
  • 463
Международные расчеты, минуя доллар, по странам
  • 25.04 12:48
  • 0
«Освей»: Космическая Беларусь берется за строительство самолетов
  • 25.04 10:13
  • 478
Израиль "готовился не к той войне" — и оказался уязвим перед ХАМАС
  • 25.04 09:30
  • 2
Разящий луч: как развиваются боевые лазеры
  • 25.04 09:27
  • 9
Российские разведывательно-ударные мультикоптеры предложат на экспорт
  • 25.04 09:12
  • 276
Космонавтика Илона Маска
  • 25.04 09:02
  • 26
Национальная политика и миграция
  • 25.04 08:46
  • 19
Командующий ВВС США в Европе о роли авиации в боевых действиях на Украине
  • 25.04 05:17
  • 3
Ходаковский: важно понять, для чего мы начали СВО и как будем дальше жить с побеждённой Украиной
  • 25.04 04:48
  • 2706
Как насчёт юмористического раздела?