Войти

Орбитальный робот будет собирать новые спутники из старых

2631
13
+1

Американцы собираются сократить число «мертвых» спутников в околоземном пространстве

Их планируется разбирать и затем интегрировать добытые ценные запчасти в конструкцию новых сателлитов.

Надо сказать, что уже существует идея реанимации неработающих спутников: канадская компания MacDonald Dettwiler and Associates хочет ремонтировать и заправлять старые спутники прямо на орбите, давая им тем самым вторую жизнь.


Однако американское Управление перспективных исследовательских программ в области обороны (DARPA) задумало нечто иное. Предполагается, что на орбиту выйдет корабль, который будет перехватывать подобный космический мусор, выдирать из него антенну или какие-то иные важные детали, а потом монтировать на аппарат, который только должен заступить на вахту. Причем предполагается, что эти действия будут полностью автоматизированы: сборкой и разборкой займется робот.


Идея выглядит здравой, поскольку многие элементы спутника, списанного в утиль, например, из-за устаревшей электроники, действительно могут быть задействованы повторно. А в более широком смысле система должна будет стать чем-то вроде санитара околоземного пространства и уменьшить количество непригодных объектов на орбите. Вот только в экономической целесообразности такого начинания есть серьезные сомнения.


«Стоимость любой подобной операции будет превышать стоимость изготовления спутника из каких бы то ни было редких металлов», — убежден доцент Московского физико-технического института, старший научный сотрудник Института космических исследований РАН Александр Родин.


Дело в том, что на сегодняшний момент подобные операции, которые осуществлялись бы без участия человека, выглядят трудноосуществимыми с технической точки зрения. С другой стороны, участие человека в процессе приведет к запредельному росту затрат. Ярким примером является ремонт телескопа «Хаббл» на орбите. Телескоп существенно улучшил свою работу, но стоимость операции была гигантской, сопоставимой чуть ли не со всем проектом по созданию объекта.


Хотя в далекой перспективе обнародованный DARPA проект, по мнению Александра Родина, может иметь потенциал. «Он мог бы помочь сэкономить на человеческом труде, если сборка в космосе действительно будет роботизированной», — отмечает ученый.




Артем Михайлов

Права на данный материал принадлежат
Материал размещён правообладателем в открытом доступе
  • В новости упоминаются
Страны
Продукция
Компании
Проекты
Похожие новости
18.07.2012
Наш аналог DARPA: каковы его перспективы?
21.05.2012
Фундамент будущего закладывается сегодня
17.10.2011
Луна как предчувствие
07.12.2010
США начали вторую серию «звездных войн»
30.03.2010
Автоматические транспортные средства снабжения для солдат на поле боя
25.06.2008
На грани фантастики
13 комментариев
№0
30.10.2011 07:35
Да, ремонт одного Хабла - дорого. Если бы их было несколько - то еще вопрос. Если несколько спутников, собрать в одну точку и там с них забирать запчасти, то, возможно, это будет эффективнее. Если же еще и экологически опасную часть хлама отправить в сторону Венеры - подальше от нас, а не сбрасывать "голые" реакторы с орбиты на Землю, с риском их попадания на сушу...
0
Сообщить
№0
30.10.2011 09:24
"Причем предполагается, что эти действия будут полностью автоматизированы: сборкой и разборкой займется робот."
- насчёт этого не верю - сборку спутников всё ж людям только доверяют.

Проще уж либо выдрать устаревшие/вышедшие из строя блоки вствив современные оставив спутник как есть. Особенно с учётом негерметичных платформ. В ряде случаев рентабельнее будет дооснащение без изменений, когда идёт перепрошивка кода 8088процессора, очень надёжного (стоят на КА дальнего космоса летящих (?) более 30лет), обвеса новыми блоками, заправка двигателей или оснащение ЭЯДУ, батареями с ионником. Так модно собрав и оттестировав на низкой орбите например, перевести на геостационарную, или у нас полно, наверное, спутников Молния на эллиптических.

Еще возможный ресурс - объединение модернизированных КА в сеть - в этом раскладе можно быстро создать группировку на которую иным способом не то что денег не хвати а всех мощностей космической промышленности мира.

Вот только где взять специалистов по старым спутникам?

Отдельный момент - чтобы не трогали первые спутники - они сами по себе уже денег стоят немалых как раритеты и будут как антиквариат только дорожать.
0
Сообщить
№0
30.10.2011 11:33
Сборка новых спутников из старых - чепуха. Блочный ремонт, модернизация и дозаправка спутников на орбите вполне разумны. Для этого спутник должен состоять из некоего шасси в стандартизированные разъёмы которого вставлены легкосъёмные блоки аппаратуры, "картриджи" с аккумуляторными батареями, топливом и т.д. Дело за малым, разработать и вывести на орбиту новое поколение унифицированных plug and play спутниковых платформ, а так же орбитального робота ремонтника/корабль снабжения.
+4
Сообщить
№0
30.10.2011 17:12
Да, сменные модули на орбитальных платформах все-таки легче реализовать нежели орбитального робота-падальщика.
0
Сообщить
№0
30.10.2011 19:17
Теперь можно ожидать 911 устроенного наднац. структурами управления замаскированное под атаку из космоса.
Однако можно получить уже и не их.
0
Сообщить
№0
30.10.2011 20:24
В целом согласен с АлександрА [3], - но у всего есть свой ресурс, даже у "шасси", ДУ и другого "железа". Пример "Хабла" здесь не совсем типичен, т.к. основная деталь в нём - это уникальное (пусть и с дефектом :) зеркало, которое хрен просто так изготовишь. А вот, допустим, для спутников USA GPS, попадалось такое мнение, что их повышенный ресурс привёл к низкому темпу совершенствования системы. Т.е. есть оптимальный срок эксплуатации, после которого НУЖНО запускать новый аппарат, а старый на "свалку" или в резерв. И вообще, в свете тенденции миниатюризации КА чего там ремонтировать? Лучше систему увода к Земле предусматривать на "каких-нибудь" космических парусах. Чтобы "мусору" в космосе меньше летало.

Владислав: "чтобы не трогали первые спутники - они сами по себе уже денег стоят немалых как раритеты и будут как антиквариат только дорожать".

- идея интересная, но думаю самые ценные "первые" спутники  уже давно сошли с орбиты и сгорели в атмосфере Земли естественным путём. Да и для спуска на землю нужен аппарат типа "Шатл". И сколько стоил его старт?

Думаю площадка/музей на Луне с собранными образцами всего, что на неё садилось/падало - это реально. Лет так через 100 :)
0
Сообщить
№0
30.10.2011 21:36
Зачем на Луне?
Представьте например что посетители того же летающего отеля смогут посетить 1-3спутника времён 1960-х годов.
На низких Вы правы - всё свалилось. Но есть и другие орбиты. Сколько к примеру будет жить КА в кчестве мусора на 1600км орбите? А ведь еть и более высотные.

Кстати кроме старых могут найтись и не столь древние раритеты - просто редкие или уникальные вроде того же Хаббла спутники.
Локти кусаю что вовремя не отследил куда дели IBM XP 1984 года. Я просил чтобы в мою сторону бросали несколько раз звонил но выкинули глупо поступив - та модель с парком головок сейчас как микролитражка корейская стоит.
Ещё дороже был один из первых в мире переносных компьютеров также 1980-х конца видел в конце 1990-х. У него экран сбоку системного блока был кажется ЭЛЕКТРОЛЮМИНИСЦЕНТНЫЙ (не ЖК первые это точно проверял). И телефоны давал и заменить на новый предлагал но чиновники выкинули (были люди видевшие вынос на свалку).
ТАк и тут но только цена таких КА сопоставима будет с новыми спутниками. Собирают же люди истребители 2 мировой за миллионы евро за штуку. Тут же могут быть совершенно ценные аппараты.
Кроме финансовой составляющей это пусть детское но от того наоборот более ценное достижение Человечества.

Да и потом спутник на орбите интереснее чем тут. Особенно если удастся.

Я полагаю что мог бы работать изобретателем желаний - эта одна из профессий для будущего Человечества. Когда Вы можете очень многое то это весьма востребовано. И даже полезно.
0
Сообщить
№0
30.10.2011 23:49
Цитата
А вот,
допустим, для спутников USA GPS,
попадалось такое мнение, что их повышенный
ресурс привёл к низкому темпу
совершенствования системы.
Как раз эта проблема и решается применением сменных модулей. Можно даже расширять и менять функционал спутника.

Насчет стоимости ремонта "Хаббла":  Чего же еще было ожидать если монстры грузоподъемностью 30 тонн, да еще и не самые эффективные с точки зрения стоимости выведения грузов на орбиту, являлись для амеканцев единственным средство доставки людей на орбиту?
0
Сообщить
№0
30.10.2011 23:57
Спускать проще орбитальным буксиром, надувным тормозным парусом метров 30-50 и при входе метра 4-8,Ю в зависимости от КА. Посадка надувнушкой, никаких обычных парашютов. Управление точкой схода парусом. Это сложно но можно.
0
Сообщить
№0
31.10.2011 08:35
"Всё нужное - просто. Всё сложное - не нужно", - следуя этой максиме, массовый ремонт старых пепелацев на орбите маловероятен. Ну кроме уникальных научных или разведывательных аппаратов.

О каком автоматическом ремонте на орбите может идти речь, если даже уже отработанную автоматическую дозаправку ИСЗ-ИСЗ не применяют?! Кончилось рабочее тело на борту - всё, свободен. Можешь 'никому не нужный' бесполезно кувыркаться. Хотя всё остальное ещё работоспособно.

ИМХО, пока всё это научно-технические  фантазии, не подкреплённые экономическим расчётом.
0
Сообщить
№0
31.10.2011 16:55
Владислав та модель с парком головок сейчас как микролитражка корейская стоит.
Где это такие цены? Ссылку можно?
0
Сообщить
№0
31.10.2011 17:02
На сайтах амерских коллекционеров. Да и в Москве бывают в последние годла три ценники хорошие.
Главное чтобы был 8088 проц и определённая конфигурация, хорошее рабочее состояние.
0
Сообщить
№0
31.10.2011 17:03
Peter Tsk ИМХО, пока всё это научно-технические фантазии, не подкреплённые экономическим расчётом.
Ну типа некоторые части спутников (антенны) весьма крупные и тяжёлые. Каждый кг выводимого на орбиту груза стоит приличных денег. Антенны за десятилетия практически не изменились. Можно запустить маленький, лёгкий спутник без антенны, а антенну позаимствовать у старичка. Не знаю правда как насчёт того, что бы её грубо отпиливать, а потом приваривать, но если бы сделали легкоразборную/сборную конструкцию, то может имело бы смысл. Кроме того, можно ведь "заремонтировать" насмерть действующих вражеский спутник, если что ;)

А то, что раньше так не делали, так технологии развиваются, роботов можно сделать куда более крутыми, чем раньше.
0
Сообщить
Хотите оставить комментарий? Зарегистрируйтесь и/или Войдите и общайтесь!
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ
Ежедневная рассылка новостей ВПК на электронный почтовый ящик
  • Разделы новостей
  • Обсуждаемое
    Обновить
  • 05.05 14:51
  • 24
Российский завод начал в три смены выпускать трехтонные супербомбы. На что они способны?
  • 05.05 14:22
  • 5
Минобороны показало работу нового ЗРК «Бук-М3» в ходе спецоперации
  • 05.05 13:55
  • 9
Какое оружие может оказаться эффективным против боевых беспилотников
  • 05.05 13:52
  • 20
В Пентагоне заявили, что США не намерены поставлять Украине БПЛА MQ-9
  • 05.05 12:27
  • 1170
Без кнута и пряника. Россия лишила Америку привычных рычагов влияния
  • 05.05 10:11
  • 3
На оборонные предприятия Тульской области дополнительно трудоустроено 17 тыс. человек
  • 05.05 01:52
  • 1
В продолжение темы о развитии бронетехники с учетом БПЛА
  • 04.05 16:13
  • 12
ЦКБР заявил, что РФ необходимо создать мобильные команды для уничтожения FPV-расчетов ВСУ
  • 04.05 12:32
  • 34
Глава Военного комитета НАТО заявил о необходимости проведения дополнительной мобилизации на Украине
  • 04.05 12:14
  • 5
Посол РФ заявил, что появление российской военной базы в ЦАР решит проблему безопасности
  • 04.05 10:54
  • 4148
Оценка Советского периода в истории России.
  • 04.05 10:51
  • 5
О штурмовом танке для "современных боевых действий"
  • 04.05 10:42
  • 3
Замглавы Росгвардии по ДНР: Война формирует новое мышление, новые ожидания, новые отношения в обществе
  • 04.05 05:04
  • 122
Израиль усиливает меры безопасности в связи с опасениями ударов со стороны Ирана
  • 04.05 01:26
  • 95
В США оценили российские Су-34 с УМПК