Войти

Бездарно догонять, если можно опередить

5968
27
+5

Двигатель для перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА), его разработка и возможности, ход реализации проекта, использование новых технологий и материалов – обо всем этом рассказал в эксклюзивном интервью «ВПК» Евгений Марчуков, генеральный конструктор и директор Научно-технического центра имени А. И. Люльки – филиала ОАО «НПО «Сатурн» Объединенной двигателестроительной корпорации.


– Евгений Ювенальевич, за годы перехода к новой экономической формации Россия утратила лидирующие позиции во многих высокотехнологичных областях, в том числе и в самолетостроении, а также в самом интеллектуальном его сегменте – двигателестроении. Не пройдена ли точка невозврата? Можно ли догнать конкурентов? Если да, то как, на ваш взгляд, следует наверстывать упущенное?


– За два десятка лет отечественное двигателестроение, если использовать спортивную терминологию, почти на круг отстало от зарубежных коллег-конкурентов. Поэтому мы никогда не выйдем в лидеры, если будем пытаться догонять мировых производителей авиационных двигателей простым напряжением всех своих сил, следуя традиционно по беговой дорожке научно-технического прогресса. Срезать надо, бежать наискосок и вырываться вперед. В спорте это недопустимо, а в технике действуют свои, особые правила игры.


– Каким образом срезать?


– Использовать новые материалы, достигнутые наработки в других секторах технических знаний. Есть достаточно веских оснований к тому, что мы можем сделать не только конкурентоспособный авиационный двигатель для ПАК ФА, но и авиационные моторы следующего за ним поколения.


Сейчас на всех газотурбинных двигателях реализуется так называемый цикл Брайтона: подвод тепла при постоянном давлении. Возможности такого двигателя подходят к своему пределу, он фактически исчерпал себя, как исчерпал в свое время поршневой двигатель. Конечно, можно увеличить КПД на два-три процента, но в целом это проблемы не решает. Задача состоит в том, чтобы удельная тяга возросла на 50–60 процентов.


В чистой науке совершаются открытия, которые способны радикальным образом повлиять на развитие техники. Но развитие самих технических систем идет ступенчато, по нарастающей. Вот и двигатель для ПАК ФА хотя и превзойдет по всем параметрам уже созданные моторы, тем не менее будет сделан с использованием уже имеющейся научно-технической базы. Конечно, появятся новые керамические материалы, выдерживающие очень высокие температуры. Турбина высокого давления сможет работать без охлаждения лопаток, подшипники – без смазки. Температура на входе ТВД превысит температуру сгорания керосина на 2300 градусов. Это будет предел возможностей для повышения параметров современного авиадвигателя. Существующий облик двигателя сохранится еще полтора-два десятка лет. Многое зависит от того, как быстро начнут совершенствоваться свойства материалов.


– Это более отдаленная перспектива. Давайте все-таки поговорим о нашем времени. Что представляет собой сегодняшний двигатель для ПАК ФА?


– Сейчас для ПАК ФА сделан двигатель, имеющий условное обозначение «изделие 117». Он находится на этапе проведения предварительных испытаний – стендовых и летных, которые проходят успешно. Некоторые элементы заимствованы из наработок по созданию двигателя «117С» для истребителя Су-35, в частности методы проектирования и расчетов, технологии обработки сложнейших элементов конструкции.


Двигатель «117С» – это отнюдь не легкая модернизация АЛ-31Ф, как порой можно прочитать в прессе. Тяга у него на две тонны выше, чем у АЛ-31Ф. Получить эти две тонны в тех же габаритах совсем непросто. На двигателе стоит новый компрессор низкого давления. Существенно модернизирован компрессор высокого давления. Новая камера сгорания. Новая турбина. Практически все узлы новые. Двигатель на 80 процентов состоит из новых деталей.


А на «изделии 117» для ПАК ФА первого этапа (Т-50) тяга еще больше, чем у «117С». К тому же на нем стоит принципиально новая система автоматического управления (САУ) – полностью цифровая, с полной ответственностью. Впервые она будет построена на российской элементной базе. Архитектура построения системы, алгоритм управления ею также российские. Мы хотим, чтобы и элементная база была российской, хотя у нас есть целый перечень разрешений на использование зарубежной базы. Такого в отечественном двигателестроении еще не было. Для решения этой задачи Минпромторг РФ выделяет средства. Проводится научно-исследовательская работа под названием «САУ перспективного изделия». Подобралась хорошая команда проектировщиков САУ, имеется определенный задел, и мы не сомневаемся в успехе.


– Что это такое – этап предварительных испытаний Т-50, о котором вы упомянули?


– Этап предварительных испытаний – самый трудоемкий период в процессе создания авиационного двигателя как по времени, так и по деньгам. Поскольку применяются новые элементы конструкции, что-то может выходить из строя. Приходится что-то переделывать, вновь испытывать. При необходимости корректируется рабочая конструкторская документация (РКД). А это все – время, деньги. Большой расход дорогостоящего керосина для проведения летных испытаний и т. д. Как раз на этом этапе в заключительный день проведения МАКСа-2011 не состоялся подъем в воздух Т-50. Погода была дождливая. Низкая облачность. Плохая видимость. Самолет прекратил разбег.


– Так что же произошло?


– Помпаж. Авиационный двигатель – это, пожалуй, самое сложное в инженерном отношении изделие. Цена ошибки очень велика как по финансовым затратам, так и с точки зрения обеспечения обороноспособности государства. Поэтому при малейших отклонениях от стандартных режимов работы двигателя летчик-испытатель обязан прекратить взлет, что и было сделано. Хотя до этого Т-50 выполнял все запланированные полеты без каких-либо проблем. Проведенный специалистами анализ выявил отклонения в работе автоматики двигателя, которые привели к помпажу. Осмотры показали, что двигатель не поврежден. И действительно, через день он был готов к продолжению летных испытаний.


– Каковы дальнейшие процедуры на пути серийного производства нового двигателя?


– После завершения комплекса предварительных испытаний двигатель предъявляется на государственные испытания. Для их проведения создается комиссия из военных и гражданских специалистов. Под наблюдением членов комиссии производится сборка двигателя. Проводятся его испытания. Потом он разбирается, комиссия снова его осматривает, пишется заключение. После выполнения всех этих работ при необходимости проводится корректировка РКД и одновременно выпускаются серийные изделия. Хотя отдельные элементы конструкции двигателя первого этапа для ПАК ФА уже сейчас изготавливаются, поскольку их характеристики полностью подтверждены на стендовых режимах. К концу 2011 года будет дана оценка техническим характеристикам на летных режимах. Сложившаяся кооперация предприятий по проектированию (НПО «Сатурн») и выпуску «изделия 117» (Уфимское моторостроительное производственное объединение) вполне себя оправдала. Ожидаем, что к 2013 году разработчики и производственники должны выйти на проведение государственных испытаний.


– Само название «двигатель для ПАК ФА первого этапа» говорит о том, что должен быть двигатель второго этапа. Не так ли?


– Это действительно так. Закладка его проведена. Двигатель делается. По всем основным характеристикам он будет превосходить «изделие 117», в частности иметь более высокую тягу и меньший вес. Отношение массы двигателя к его тяге характеризуется важным для двигателистов понятием – удельным весом. Цифру не стану называть, не имею права. Скажу лишь, что она будет значительно выше, чем у созданных за рубежом аналогов, и технический облик мотора существенно изменится.


– А как насчет сверхзвукового бесфорсажного режима: некоторые эксперты в российском авиапроме уверяют, что сверхзвуковой крейсерский полет удастся обеспечить уже на двигателе первого этапа?


– Опять же мне сложно комментировать. Посмотрим. Самая жесткая конкуренция в мире имеет место быть именно в высокотехнологичном секторе промышленности. В этой сфере потенциальному конкуренту о многом могут сказать не только конкретные параметры того или иного блока, системы, узла или изделия в целом, а всего лишь интерес ученых и разработчиков к тому или иному вопросу, всего лишь идеология построения системы, общие направления проводимых в лабораториях исследований. В истории достаточно примеров на сей счет. А наиболее показательный из них касается создания «сверхбомбы» с огромными поражающими свойствами, то есть атомного оружия в предвоенные годы и в период Второй мировой войны. Тогда сам факт проявления интереса ученых к тому или иному направлению исследований способен был о многом сказать специалистам. В техносфере нашего времени, в условиях все возрастающей конкуренции между государствами по сути мало что изменилось в этом плане.


Планка тактико-технических характеристик двигателя второго этапа для ПАК ФА поднята беспрецедентно высоко. Разработать такой двигатель – значит решить достаточно серьезную научно-инженерную и научно-техническую задачу. Она поставлена военно-политическим руководством страны. Двигатель должен быть не хуже, чем у американцев. Но достичь этого можно только при условии, повторюсь, если бежать наискосок. Поскольку какое-то время в 90-х годах новое в области авиационного двигателестроения не создавалось.


– Как вы оцениваете изменения в организационной структуре отечественной авиадвигателестроительной индустрии?


– В начале 2000-х годов шли жаркие дискуссии и даже баталии за право быть головным разработчиком двигателя ПАК ФА. Теперь он создается в рамках Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК). Кооперация формируется не в противоборстве потенциальных головных исполнителей, а в условиях централизованного руководства со стороны ОДК. Это правильно. Потому что конкуренция должна быть между поставщиками комплектующих изделий, что позволяет улучшить их качество. А у головного российского интегратора перспективного авиадвигателя конкурент должен находиться за пределами страны – «Роллс-Ройс», «Дженерал электрик», «Пратт энд Уитни» и другие гранды мирового двигателестроения.


Я поддерживаю ликвидацию конкурентных отношений между рыбинским «Сатурном» и московским «Салютом». В КБ «Салюта» работают выходцы из НТЦ имени Люльки, который является московским филиалом НПО «Сатурн». Работы по эскизному проекту двигателя второго этапа для ПАК ФА оба КБ ведут совместно. Генеральный конструктор КБ «Салют» Михаил Колотников – мой друг и соратник, который до этого в течение десяти лет работал в КБ «Сатурна».


Сейчас в авиационном двигателестроении России складывается нормальная творческая атмосфера, проявляется тот самый синергетический эффект, о котором раньше много говорили специалисты на различных авиационных мероприятиях. Люди перестают друг от друга закрываться и работают открыто, помогая друг другу.


Но не следует увлекаться реструктуризационными преобразованиями в ОДК. Главное – результат, а не процесс преобразований ради преобразований. Скажем, не может серийный завод руководить разработчиками. Кооперация по созданию двигателя для ПАК ФА второго этапа будет расширена. Добавятся новые КБ, новые заводы. Это естественно, поскольку на разных предприятиях и КБ авиационного двигателестроения появляются новинки в области технологий, наилучшие решения при разработке тех или иных узлов и элементов конструкции. Вот эти предприятия и пополнят кооперацию. В рамках ОДК развернута программа создания центров компетенции: по литью, изготовлению лопаток, нанесению покрытий, разных видов сварок и т. д. Принцип таков: на каком предприятии это лучше и дешевле получается, тот завод и становится таким центром компетенции. Это явится одним из важнейших инструментов для повышения качества, а следовательно, и конкурентоспособности выпускаемой предприятием продукции.




Евгений Марчуков


Беседовал Евгений Никитин,

корреспондент ИТАР-ТАСС

Опубликовано в выпуске № 40 (406) за 12 октября 2011 года

Права на данный материал принадлежат
Материал размещён правообладателем в открытом доступе
Оригинал публикации
  • В новости упоминаются
Похожие новости
12.08.2014
Столпы нашего моторостроения
12.12.2012
Неиссякаемый потенциал АЛ-31Ф
29.04.2010
"Двигатели - 2010": подводя итоги
16.04.2010
Моторостроителей быстро запрягли, но они медленно едут
19.02.2010
Курсом на реализацию четырех «И»
13.08.2008
Кто на новенького?
27 комментариев
№0
12.10.2011 05:59
Цитата
– За два десятка лет отечественное двигателестроение, если использовать спортивную терминологию, почти на круг отстало от зарубежных коллег-конкурентов. Поэтому мы никогда не выйдем в лидеры, если будем пытаться догонять мировых производителей авиационных двигателей простым напряжением всех своих сил, следуя традиционно по беговой дорожке научно-технического прогресса. Срезать надо, бежать наискосок и вырываться вперед. В спорте это недопустимо, а в технике действуют свои, особые правила игры.

– Каким образом срезать?
1-промышленный шпионаж(любимое занятие товарищей китайцев,причем в полной мере не получишь всю нужную информацию),2-собственные оригинальные разработки(имея собственную школу конструирования и интеллект нации).    
Вопрос что эффективней 1 или 2???Лично для себя я давно ответил что товарищи китайцы очень и очень долго будут догонять нас !!!
+2
Сообщить
№0
12.10.2011 06:09
Полезная статья, в избранное.
+4
Сообщить
№0
12.10.2011 06:49
Приятно почитать, редкий пример толковой статьи.
Никаким шпионажем никого обогнать невозможно, обогнать можно лишь внедрением в изделие новых, ранее не применявшихся физических принципов. Как я смог понять из статьи, работа над этим активнейшим образом ведётся. И это отрадно.
+12
Сообщить
№0
12.10.2011 10:29
Наиболее информативная статья по двигателям для ПАК ФА. Хотя конечно по двигателю второго этапа минимум информации по понятным причинам.
+8
Сообщить
№0
12.10.2011 14:17
землер Никаким шпионажем никого обогнать невозможно, обогнать можно лишь внедрением в изделие новых, ранее не применявшихся физических принципов.
Я бы не стал столь категорично судить. А что если некую задачку (часть общей большой задачи) никак не удаётся решить, но известно, что у конкурентов за рубежом она успешно решена? И даже если можно создать самим, то уйдёт на это слишком много времени. Почему бы не попытаться украсть решение? Идеально - это когда ОБА метода работают, что-то украл, а что-то создал сам, если есть идеи получше. А если их нет? Или продолжаем фанатично думать, что в России живут самые умные в мире люди, а за бугром одни дураки?
0
Сообщить
№0
12.10.2011 14:20
Цитата
– А как насчет сверхзвукового бесфорсажного режима: некоторые эксперты в российском авиапроме уверяют, что сверхзвуковой крейсерский полет удастся обеспечить уже на двигателе первого этапа?

– Опять же мне сложно комментировать. Посмотрим.


Раз такой неуверенный ответ, значит скорее нет, чем да, а если даже и будет бесфорсажный сверхзвук, то ооочень небольшой. Иначе бы похвастался и точно и уверенно сказал, что будет на 117-м бесфорсажный сверхзвук, ведь не темнит про аналогичный параметр двигателя второго этапа.
0
Сообщить
№0
12.10.2011 14:22
Цитата
А у головного российского интегратора перспективного авиадвигателя конкурент должен находиться за пределами страны – «Роллс-Ройс», «Дженерал электрик», «Пратт энд Уитни» и другие гранды мирового двигателестроения.
А вот это просто бред сивой кобылы. Какие они нафиг конкуренты??? Что, у них есть хоть один шанс из миллионов стать поставщиком движков для ПАК ФА, кто-то рассматривает такую принципиальную возможность?
-1
Сообщить
№0
12.10.2011 14:25
Когда мы начнем летать на этом двигателе -амеры будут управлять беспилотниками с двигателями 6-го поколения!
-3
Сообщить
№0
12.10.2011 14:42
Цитата
А вот это просто бред сивой кобылы. Какие они нафиг конкуренты??? Что, у них есть хоть один шанс из миллионов стать поставщиком движков для ПАК ФА, кто-то рассматривает такую принципиальную возможность?



Вероятно имелась в виду конкуренция в том смысле, что надо ориентироваться на продукцию лучших производителей  и пытаться сделать лучше. А не в смысле поставки для ПАК ФА движков к примеру от Пратт энд Уитни.

И потом авиационные двигатели это экспортный продукт и они должны быть конкурентноспособны.
+5
Сообщить
№0
12.10.2011 14:51
brig Вероятно имелась в виду конкуренция в том смысле, что надо ориентироваться на продукцию лучших производителей и пытаться сделать лучше. А не в смысле поставки для ПАК ФА движков к примеру от Пратт энд Уитни.
Видимо да, именно это и имелось в виду, только никакая это не конкуренция, а речь шла именно о конкуренции. В общем красивыми словами типа выкрутился мужик.

И потом авиационные двигатели это экспортный продукт и они должны быть конкурентноспособны.
Какие-нибудь Пратт&Виттни можно ставить на китайские Су-27, на индийские Су-30?
+1
Сообщить
№0
12.10.2011 15:00
Цитата
Какие-нибудь Пратт&Виттни можно ставить на китайские Су-27, на индийские Су-30?


Не в том смысле. А в том, что например, при участии в каком либо тендере на поставку авиатехники, заказчик также кроме всего прочего учитывает и качество двигателей для этой техники. И тут двигатель уже конкурирует с двигателями авиатехники других государств участвующих в тендере.  К примеру тот же индийский тендер с участием Миг-35.
+2
Сообщить
№0
12.10.2011 15:14
Цитата
Какие-нибудь Пратт&Виттни можно ставить на китайские Су-27, на индийские Су-30?
Замечательно уважаемый Враг за нужную информацию!!!Через лет пять индусы будут летать на суперсушках с 117  с повышенной тяговооруженностью а китайцы на своих китайских сушках и копиями от АЛ-31Ф с заниженными показателями по сравнению с прорадителем.То есть индусы будут качественно превосходить  ВВС Китая и по массе вооружения и по маневренности самих самолетов.Просто это очень замечательная ситуация когда  Китай и Индия очень и очень долго( дальше загадывать не будем)будут седеть на нашей двигательной кормушке!!!
-1
Сообщить
№0
12.10.2011 15:36
Цитата
Я бы не стал столь категорично судить. А что
если некую задачку (часть общей большой
задачи) никак не удаётся решить, но известно,
что у конкурентов за рубежом она успешно
решена?
Тем не менее, нельзя кого-то обогнать только лишь повторяя его шаги.

Цитата
А вот это просто бред сивой кобылы.
Отмазка же. "Сатурну" не нужен конкурент в лице "Салюта" также как  и "Сухому" "МиГ".
+2
Сообщить
№0
12.10.2011 16:41
brig, +1 во всех трех комментариях;)))
0
Сообщить
№0
12.10.2011 19:19
Или продолжаем фанатично думать, что в России живут самые умные в мире люди, а за бугром одни дураки
Дорогой Враг, в отличие от вас, антипатриотов и почитателей идей мировой демократии, да, продолжаем искренне в это верить. Более того, имеем для этого все основания. Ведь наша проблема не в людях, а в неэффективной системе организации государства.
+3
Сообщить
№0
12.10.2011 20:11
Враг [7]: "А вот это просто бред сивой кобылы. Какие они нафиг конкуренты???",

- ну зачем-же так топорно косить под "дурачка", только ради того, что-бы поставить под сомнение речь   генерального конструктора и директора Научно-технического центра имени А. И. Люльки, Евгения Марчукова?!

А вот, допустим, Су-27 или МиГ-29, создавались для "конкуренции" с кем/чем? Неужто они должны были "конкурировать" с Су-17/МиГ-21? А их двигатели, как часть сложной системы, они что, в этой конкуренции не участвовали (как и БРЭО, вооружение и пр. и пр.)?
0
Сообщить
№0
12.10.2011 20:13
Тем не менее, нельзя кого-то обогнать только лишь повторяя его шаги. - №13
-------------------------------------------
Пример создания атомной бомбы в СССР показывает, что можно обогнать противника, если разведке удастся решить свою задачу.
При этом работая над копированием изделия наши атомные спецы нашли и более лучшие решения.
+2
Сообщить
№0
12.10.2011 20:40
Peter Tsk16
Цитата
А вот, допустим, Су-27 или МиГ-29, создавались для "конкуренции" с кем/чем? Неужто они должны были "конкурировать" с Су-17/МиГ-21

Безусловно главными конкурентами наших авиационных (и не только авиационных) КБ были их западные оппоненты. Тем не менее конкуренция имела место и среди наших КБ. Классический пример когда перед войной было дано задание сделать современный истребитель трём КБ - Яковлева, Лавочкина и Микояна. И там конкуренция была не шуточная, кто сделает быстрее и лучше. Да и в  последствии конкуренция между КБ имела место. Между КБ Микояна и Сухого, Сухого(Т-4) и Туполева (Ту-135), Туполева и Мясищева. Тоже имело место и по двигателям.
+4
Сообщить
№0
12.10.2011 20:56
Цитата
Тем не менее, нельзя кого-то обогнать только лишь повторяя его шаги. - №13

Ну почему же. Мы тоже начинали с копии Фау-2 (Р-1). Правда это был не шпионаж, а скорее военный трофей. Но затем благодаря именно нашим усилиям мы первые открыли космическую эру и первыми отправили человека в космос.
+4
Сообщить
№0
12.10.2011 22:01
"Сейчас на всех газотурбинных двигателях реализуется так называемый цикл Брайтона: подвод тепла при постоянном давлении. Возможности такого двигателя подходят к своему пределу, он фактически исчерпал себя, как исчерпал в свое время поршневой двигатель. Конечно, можно увеличить КПД на два-три процента, но в целом это проблемы не решает. Задача состоит в том, чтобы удельная тяга возросла на 50–60 процентов."

   Интересно, что придёт на смену циклу Брайтона. Ничего об этом не слышал. Может, кто знает, что это хоть может быть?
0
Сообщить
№0
12.10.2011 23:38
Не соглашусь с Врагом на тему сверхзвука ПАК-ФА с 117. ПАК-ФА имеем схожий вес с Су-35. На 35 стоит 117С и есть крейсерский сверхзвук, а 117 мощнее минимум на пол тонны. Это автоматически дает сверхзвук на крейсере для ПАК-ФА.
+2
Сообщить
№0
13.10.2011 00:07
"мы первые открыли космическую эру и первыми отправили человека в космос."

из людей и на ракете - да



надеюсь вторым этапом будут вихревые движки
+1
Сообщить
№0
13.10.2011 00:14
Цитата
а 117 мощнее минимум на пол тонны

кто сказал что пол тонны? известно только что на форсаже на полтонны, без форсажа может только 200-300 кгс.

но да, согласен. пак фа оптимирован на сверхзвук и не несет внешне оружие. думаю 1,3М он может и сейчас без проблем выдать.
0
Сообщить
№0
13.10.2011 00:20
а вообще нужна конкуренция.
и пусть салют ее составляет как бы это сатурну не не хотелось.

миг и су тоже были конкурентами когда надо было разработать то что стало су-27.


а сравнение с зарубежными изделиями не состоятельно.
если бы миг-29 был хуже ф-16, минобороны ссср взяло бы ф-16 на вооружение? бред...

заместо миг-29  окб миг могло и поставить миг-21 (а заместо миг-21 миг-15, а заместь миг-15 планер братьев райт). если в стране не было б разработано ничего лучше к тому времени куда бы военные делись? пришлось бы покупать миг-21.
0
Сообщить
№0
13.10.2011 00:47
К 22 Вихревые это как? Понимаю что не химические.
0
Сообщить
№0
13.10.2011 02:06
1 бред 2 физика 3 химия 4  хз ?????
0
Сообщить
№0
13.10.2011 02:13
20 aav
Цитата
Интересно, что придёт на смену циклу Брайтона. Ничего об этом не слышал. Может, кто знает, что это хоть может быть?
Возможно, ГК намекает на следующее:
31 марта 2011.
Научно-технический центр имени Люльки, филиал научно-производственного объединения "Сатурн", занимается созданием пульсирующего воздушно-реактивного двигателя. Об этом, как сообщает ИТАР-ТАСС, заявил управляющий директор "Сатурна" Илья Федоров. Разработка ведется параллельно с проектом перспективного двигателя второго этапа ("Изделие 129") для истребителя Т-50 (ПАК ФА).

... хотя ПВРД вроде как так же использует цикл Брайтона-Джоуля.

Прогнозировать временные рамки для научно-технических скачков невозможно, ГК скорее мечтает :)

А вот по двигателю 2-го этапа - если и нельзя значительно увеличить удельную тягу ТРД, за то, используя новые материалы и технологии, можно еще долго заниматься повышением ресурса, экономичности и технологичности производства моторов, здесь поле для деятельности пока есть.
И сравняться (догнать) западных коллег, на ближнюю перспективу - цель вполне достойная.
0
Сообщить
Хотите оставить комментарий? Зарегистрируйтесь и/или Войдите и общайтесь!
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ
Ежедневная рассылка новостей ВПК на электронный почтовый ящик
  • Разделы новостей
  • Обсуждаемое
    Обновить
  • 29.03 09:50
  • 16
Российские корабли накрыла «Штормовая тень»
  • 29.03 09:44
  • 3
Нарышкин призвал окончательно очнуться от либерального дурмана девяностых
  • 29.03 09:29
  • 1
Стало известно о преодолевающей любую ПРО российской ракете
  • 29.03 09:19
  • 2683
Как насчёт юмористического раздела?
  • 29.03 09:02
  • 16
Теракт в "Крокусе" свидетельствует о целесообразности создания специальной российской силовой структуры
  • 29.03 08:49
  • 439
Без кнута и пряника. Россия лишила Америку привычных рычагов влияния
  • 29.03 07:39
  • 4
Ходаковский: экономика и демография - две «ахиллесовых пяты» Украины
  • 29.03 07:28
  • 1234
Корпорация "Иркут" до конца 2018 года поставит ВКС РФ более 30 истребителей Су-30СМ
  • 29.03 07:22
  • 11
Глава Ростеха анонсировал возобновление выпуска самолётов радиолокационного обнаружения и управления А-50У
  • 29.03 03:34
  • 4
Раскрыто назначение трехтонной российской бомбы
  • 28.03 22:28
  • 1
Заявления Генерального прокурора России о деприватизации предприятий ОПК
  • 28.03 18:33
  • 2
Источник сообщил об успешном применении ВС РФ перспективных "прыгающих мин" в зоне СВО
  • 28.03 16:17
  • 0
Force de Frappe. Франция перебрасывает истребители Rafale в Румынию
  • 28.03 15:34
  • 1
Представлен модуль акустической разведки, находящий беспилотники по звуку
  • 28.03 13:54
  • 5
«Дальность полета возрастет в три раза»: французская компания представила управляемую бомбу Hammer 1000