Войти

Украина захотела вернуть ядерный арсенал. Не тут-то было

3036
25
0
Подготовка ракеты УР-100Н (SS-19 по классификации США и НАТО) к уничтожению, военная часть рядом с поселком Вакуленчук
Подготовка ракеты УР-100Н (SS-19 по классификации США и НАТО) к уничтожению, военная часть рядом с поселком Вакуленчук.
Источник изображения: © AP Photo / File

The New York Times (США): 30 лет назад Украина отказалась от огромного ядерного арсенала. Сегодня у нее возникают сожаления

После распада СССР третьей ядерной державой были не США или Британия, а Украина, пишет NYT. Но совсем скоро она Украина передала России тысячи единиц ядерного оружия в обмен на гарантии безопасности. Теперь Киев жалеет о содеянном и грезит возвращением ядерного статуса. Но за него придется дорого заплатить, предупреждают западные эксперты.

Когда распался Советский Союз, Украина передала России тысячи единиц ядерного оружия в обмен на гарантии безопасности, которые ей предоставили Москва, Вашингтон и другие столицы.

В конце холодной войны третьей в мире ядерной державой была не Британия, не Франция и не Китай. Ею была Украина. Распад СССР происходил постепенно, а его кульминацией стали события декабря 1991 года, в результате которых обретшая независимость Украина унаследовала примерно 5 000 единиц ядерного оружия, которое Москва разместила на ее территории. В подземных шахтах на военных базах находились ракеты большой дальности, каждая из которых могла нести до десяти термоядерных боезарядов. Каждый такой боезаряд по своей мощности превосходил атомную бомбу, сравнявшую с землей Хиросиму. Больше ядерного оружия было только у России и у США.

Ликвидацию этого арсенала часто восторженно называют триумфом контроля вооружений. Дипломаты и борцы за мир приводят Украину в пример как образец для других ядерных держав, как настоящих, так и будущих.

Но история показывает, что избавление от ядерного оружия происходило хаотично, было отмечено острыми междоусобицами и разногласиями в военной среде и в правительстве страны. В то время и украинские, и американские эксперты выражали сомнения в целесообразности атомного разоружения. Кое-кто тогда утверждал, что это смертоносное оружие является единственным надежным средством для сдерживания российской агрессии.

Сегодня Украине будет нелегко создать ядерную бомбу или приобрести материалы для ее изготовления. Между тем ядерный джинн снова зашевелился в бутылке, наблюдая за тем, как российские войска окружают эту страну и ведут тайную войну в ее восточных областях.

"Мы отказались от него ни за что", — заявил бывший министр обороны Украины Андрей Загороднюк. Говоря о гарантиях безопасности, которые получила Украина в обмен на ядерное оружие, он добавил: "Сейчас всякий раз, когда кто-нибудь предлагает нам подписать клочок бумаги, звучит ответ: „Большое спасибо. Мы уже получили такую некоторое время тому назад“".

Западные аналитики говорят, что сегодня Украина романтизирует свое ядерное прошлое. "Суть такова: у нас было оружие, мы от него отказались, и смотрите, что сегодня происходит, — сказала специалист по Украине из Гарвардского университета Мариана Буджерин (Mariana Budjeryn). — На политическому уровне я не вижу никакого движения к пересмотру. Но на уровне населения это популярная идея".

"Отчасти здесь играет свою роль сожаление, — отметила во время интервью эта уроженка Украины. — А отчасти такие чувства являются результатом несправедливости".

Сначала Украина поспешила убрать советское оружие со своей территории. Бомбы, артиллерийские боеприпасы и довольное небольшие боезаряды с ракет малой дальности было очень легко украсть, и они вполне могли оказаться в недружественных руках. Труднее всего было перевозить ракеты большой дальности, которые весят до 100 тонн, а длину имеют почти 30 метров.

В январе 1992 года, спустя месяц после того, как СССР прекратил свое существование, президент и министр обороны Украины отдали приказ командирам и их подчиненным принять присягу на верность новой стране. Такой шаг подразумевал установление административного контроля над оставшимся вооружением. Многие отказались, а военнослужащие из ядерных сил Украины недоумевали, думая о том, какая судьба постигнет этот арсенал, и каков будет его статус.

Бывший командир ядерной базы Владимир Толубко, которого избрали в украинский парламент, утверждал, что Киев не должен был отказываться от ядерного оружия. В апреле 1992 года он заявил депутатам, что со стороны Украины "романтично и преждевременно" провозглашать себя неядерным государством. Он настаивал, что страна должна сохранить хотя бы часть своих боезарядов большой дальности. Небольших ядерных сил, заявил он, будет достаточно для "сдерживания любого агрессора".

Его позиция не получила широкой поддержки, она лишь "усугубила существовавшую напряженность", говорится в подробной истории ядерного разоружения Украины.

Летом 1993 года видный теоретик международных отношений из Чикагского университета Джон Миршаймер (John J. Mearsheimer), знавший о возникших противоречиях, высказал свою точку зрения по вопросу сохранения ядерного оружия на Украине. Он написал на страницах Foreign Affairs, что, если Украина "хочет сохранить мир", ядерный арсенал ей "необходим". Он отметил, что такие силы сдерживания станут гарантией того, что русские, "у которых издавна плохие отношения с Украиной, не попытаются ее отвоевать".

Правительство в Киеве в 1993 году дошло до того, что начало рассматривать вопрос об установлении собственного оперативного контроля над ядерными ракетами и бомбардировщиками. Но этого не случилось.

Вместо этого Украина поставила ряд условий. Она заявила, что в обмен на ядерное разоружение ей нужны железные гарантии безопасности. В этом состояла главная суть соглашения, подписанного в начале 1994 года в Москве между Россией, Украиной и Соединенными Штатами.

В конце 1994 года обязательства сторон обрели свою форму. Соглашение получило название Будапештский меморандум. Его подписали Россия, Украина, Британия и Соединенные Штаты. В нем было написано, что ни одна из стран не будет использовать силу или угрожать применением силы Украине, что все будут соблюдать ее суверенитет и существующие границы. В соглашении также было положение о том, что в случае начала агрессии подписавшие его стороны немедленно потребуют от Совета Безопасности ООН конкретных действий по оказанию помощи Украине.

Киев не получил то, что хотел — юридически обязывающие гарантии, которые включают в официальный договор, подлежащий ратификации в сенате США. Но он получил от Вашингтона заверения в том, что США будут относиться к своим политическим обязательствам так же серьезно, как и к юридическим обязательствам, сообщила доктор Буджерин, работающая исследователем-аналитиком в проекте Гарвардского университета под названием "Управляя атомом" (Managing the Atom).

В мае 1996 года последнее ядерное оружие покинуло территорию Украины и было вывезено в Россию. Процесс его возвращения занял половину десятилетия.

Эти дипломатические усилия свело на нет "коллективное непонимание" Вашингтоном и Киевом того, что в России мог прийти к власти, такой человек как Владимир Путин, рассказал в интервью участвовавший в подготовке Будапештского меморандума бывший посол США на Украине Стивен Пайфер (Steven Pifer), ныне работающий в Стэнфордском университете. Когда российские войска в начале 2014 года вторглись в Крым и начали опосредованную войну на востоке Украины, Путин объявил будапештское соглашение недействительным.

"Они восемь лет ведут войну низкой интенсивности, — сказал об украинцах Пайфер, недавно вернувшийся из Киева. — В магазинах невозможно найти патроны. Многие гражданские лица вооружаются".

Вторжение в Крым и продолжительная война привели к тому, что на Украине зазвучали призывы к ядерному перевооружению, сказала доктор Буджерин, написавшая книгу "Унаследовав бомбу" (Inheriting the Bomb), которая скоро будет опубликована издательством Университета Джонса Хопкинса.

В марте 2014 года бывший министр иностранных дел Владимир Огрызко заявил, что Украина в новых условиях имеет моральное и юридическое право восстановить свой ядерный статус. В июле ультранационалистический парламентский блок внес на рассмотрение законопроект о восстановлении ядерного арсенала. В том же году был проведен социологический опрос, который показал, что 50% населения поддерживает идею восстановления ядерного статуса Украины.

В прошлом году украинский посол в Германии Андрей Мельник сказал, что Киев может вернуть себе ядерное оружие, если Украину не примут в НАТО. "А как еще мы сможем гарантировать себе защиту?" — спросил Мельник. Министерство иностранных дел заявило, что такая возможность даже не рассматривается.

Западные эксперты, в том числе доктор Буджерин, видят в угрозах и возмущениях Украины пустое позерство с учетом того, что, если Киев решит вернуть себе ядерное оружие, он столкнется со множеством научных, материально-технических, организационных, финансовых и геополитических проблем. У Киева могут возникнуть те же дилеммы, которые встали перед Тегераном, долгие годы работавшим над созданием производственных технологий и материалов для разработки бомбы. Всего этого у Украины сегодня совершенно очевидно нет.

В целом эксперты опасаются, что в условиях нынешнего кризиса Украина может превратиться из образцового примера в угрозу ядерному разоружению и даст толчок странам типа Ирана или Саудовской Аравии, которые активно возьмутся за осуществление собственных программ по созданию ядерного оружия.

"Если дипломатического решения не будет, усилится впечатление, что ядерные державы могут запугивать неядерные государства, а это ослабит стимулы разоружения", — сказал исполнительный директор вашингтонской Ассоциации по контролю вооружений (Arms Control Association) Дэрил Кимболл (Daryl G. Kimball).

Бывший посол на Украине Пайфер в интервью и в написанной в 2019 году аналитической записке утверждает, что за возвращение ядерного статуса Украине придется дорого заплатить. В итоге она окажется в одиночестве в кризисной ситуации и в своем противостоянии с Россией.

"Сейчас Украину поддерживают многие страны, — сказал Пайфер. — Но, если она станет ядерной державой, эта поддержка очень быстро иссякнет".

Автор: Уильям Брод (William J. Broad)

С участием Эндрю Крамера (Andrew E. Kramer)

Права на данный материал принадлежат
Материал размещён правообладателем в открытом доступе
Оригинал публикации
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ВПК.name
  • В новости упоминаются
Похожие новости
12.04.2021
Foreign Affairs (США): возвращение геополитики
14.01.2019
The National Interest (США): российско-американские отношения в новую эпоху
22.04.2013
Политика и национальная оборона
28.12.2012
Эпоха перемен или потрясений?
26.12.2012
Бессрочные договоренности по РСМД
08.10.2007
НЕСКОНЧАЕМАЯ МИЛИТАРИЗАЦИЯ ПЛАНЕТЫ ЗЕМЛЯ. Военные расходы всех стран мира продолжают расти, утверждают эксперты СИПРИ
25 комментариев
№1
09.02.2022 11:23
"Снявши голову, по волосам не плачут"(С)
И без ядерного оружия задолбала всех эта обезьяна с гранатой.
Цитата, q
Бывший посол на Украине Пайфер в интервью и в написанной в 2019 году аналитической записке утверждает, что за возвращение ядерного статуса Украине придется дорого заплатить. В итоге она окажется в одиночестве в кризисной ситуации и в своем противостоянии с Россией.

"Сейчас Украину поддерживают многие страны, — сказал Пайфер. — Но, если она станет ядерной державой, эта поддержка очень быстро иссякнет".
Золотые слова.
0
Сообщить
№2
09.02.2022 11:41
Украина с ядерным оружием не устраивала никого. Украине была сказано - либо безъядерная Украина, либо не будет Украины. Никто ей никаких гарантий не давал.
+2
Сообщить
№3
09.02.2022 12:53
Вся Советская инфраструктура создания ЯО (самих боеголовок), располагалась в РСФСР, к счастью. Украине просто нечем было бы поддерживать этот арсенал.
+3
Сообщить
№4
09.02.2022 20:47
Украинские политики, как обычно, нагло врут. От ядерного оружия они отказались потому, что не могли его не только применить, но и даже обслуживать и поддерживать в исправном состоянии. И в обмен на отказ от ядерного оружия они выторговали кучу обычных вооружений, полученных при разделе советского наследства. А то, что они потом большинство этих вооружений разбазарили, разворовали и распродали по дешёвке, а то и просто угробили, не обеспечив надлежащего хранения - уже их проблемы. И так, за счёт полученной в результате тех договорённостей военной техники, они двадцать лет создавали конкуренцию их российским производителям на рынках вооружений многих стран. А теперь жалуются, что им какие-то гарантии не выполняют, хотя сами же первыми решили нарушить свои обещания о внеблоковом статусе Украины, возжелав вступить в НАТО и развернуть его объекты на своей территории.
+3
Сообщить
№5
09.02.2022 22:13
Цитата, Геннадий Гущин сообщ. №4
И в обмен на отказ от ядерного оружия они выторговали кучу обычных вооружений, полученных при разделе советского наследства.
Там никакого торга не было. 14 февраля 1992 г. главы государств Содружества подписали Заявление об имуществе, вооружении, технике и материально-технических средствах Вооруженных сил, которым признали полное право каждого из государств распоряжаться материальными средствами Вооруженных сил СССР в пределах своей территории. Иными словами согласно этому Заявлению всё вооружение находящееся на территории бывших союзных республик становилось собственностью этих бывших республик. И это никак не связано с отказом от ядерного оружия Украины, Казахстана и Белоруссии.
+1
Сообщить
№6
09.02.2022 22:43
Цитата, Huniadi Ianos сообщ. №5
Вопрос Черноморского флота решался отдельно.
+1
Сообщить
№7
12.02.2022 16:51
Цитата, Huniadi Ianos сообщ. №5
Там никакого торга не было. 14 февраля 1992 г. главы государств Содружества подписали Заявление об имуществе, вооружении, технике и материально-технических средствах Вооруженных сил, которым признали полное право каждого из государств распоряжаться материальными средствами Вооруженных сил СССР в пределах своей территории.
Подписать-то подписали, вот только торги этот договор не отменил.
"14 февраля 1992 г. главы государств Содружества подписали Заявление об имуществе, вооружении, технике и материально-технических средствах Вооруженных сил, которым признали полное право каждого из государств распоряжаться материальными средствами Вооруженных сил СССР в пределах своей территории. Но принцип «что на моей земле, то мое» оказался не совсем удачным. Наследство советских Вооруженных сил было поделено весьма неравномерно, что породило взаимные претензии государств-правопреемников."
https://pandia.ru/text/80/145/36434.php
В итоге торговались не только по возврату ядерных вооружений, но и по оставляемым обычным вооружениям и военной технике. Значительная часть вооружения и оборудования была из некоторых бывших республик вывезена в Россию. Часть секретного оборудования, которую не могли вывезти, целенаправленно выводилась из строя. Соответственно, руководство бывших республик этому активно препятствовало, устраивало скандалы, пыталось выторговать для себя различные компенсации в обмен на передачу стратегически важных объектов и оборудования. Тогда много чего происходило, причём, не только в рамках официально подписанных договорённостей. Например комплектующие для МБР Р-36М2 "Воевода", включая ступени ракеты в сборе, импортировались с Украины вплоть до 2008 года, пока не сформировали их достаточные запасы. Так же и украинские ведомства и предприятия требуемые им запчасти и комплектующие российского производства длительное время приобретали и выменивали.
0
Сообщить
№8
12.02.2022 17:08
Цитата, Huniadi Ianos сообщ. №5
И это никак не связано с отказом от ядерного оружия Украины, Казахстана и Белоруссии.
А Вы хотели иметь ядерное оружие? Серьезно?
0
Сообщить
№9
12.02.2022 17:17
Цитата, Геннадий Гущин сообщ. №7
Но принцип «что на моей земле, то мое» оказался не совсем удачным. Наследство советских Вооруженных сил было поделено весьма неравномерно, что породило взаимные претензии государств-правопреемников."
Ну и какие конкретно претензии были у Украины в отношении обычных вооружений и к кому?
Цитата, Геннадий Гущин сообщ. №4
в обмен на отказ от ядерного оружия они выторговали кучу обычных вооружений, полученных при разделе советского наследства.
И какую конкретно кучу обычных вооружений выторговала Украина?
Украина по соглашению 14 февраля 1992 г получила огромный арсенал вооружений и  боеприпасов, которые находились на её территории, и что либо ещё выторговывать не было вообще никакого смысла. Там вообще было много лишнего и не нужного Украине, к примеру стратегическая авиация и РВСН..
+1
Сообщить
№10
12.02.2022 17:23
Цитата, gvinpin сообщ. №8
А Вы хотели иметь ядерное оружие?
Я не хотел))
+1
Сообщить
№11
21.02.2022 03:27
Цитата, Huniadi Ianos сообщ. №9
Ну и какие конкретно претензии были у Украины в отношении обычных вооружений и к кому?
А что, не было что ли? Про перелёт из Украины в Россию шести Су-24М 13 февраля 1992 года, после которого Кравчук остановил процесс возврата в Россию стратегических дальних бомбардировщиков забыли уже? А про то, что в то же время перегнали и шесть Ту-22М3, а в апреле того же года вывезли документацию с полётными заданиями для КРВБ Х-55 слышали?
https://diana-mihailova.livejournal.com/3603533.html
И подобных случаев в то время было много. Не все они и сейчас известны.
Цитата, Huniadi Ianos сообщ. №9
И какую конкретно кучу обычных вооружений выторговала Украина?
Украина по соглашению 14 февраля 1992 г получила огромный арсенал вооружений и  боеприпасов, которые находились на её территории, и что либо ещё выторговывать не было вообще никакого смысла.
Вот за эти вооружения и военные объекты, которые на бумаге им передавали, а на практике или посвинчивали с них важное оборудование, или иными способами приводили в негодность к эксплуатации они и торговались. Кстати, те угнанные Су-22М3 потом Украина обратно себе выторговала и их вернули. Видать, не показались они ВСУ лишними, не смотря на то, что они 245 таких самолётов получили. Ну и, помимо вооружений с поставками нужного им оборудования и комплектующих, Украина ещё и топлива для АЭС на 160 миллионов долларов выторговала, а так же 500 миллионов долларов в рамках "Программы совместного уменьшения угрозы". Так что, не за одну только не имеющую юридического веса бумажку Украина своё ядерное оружие отдала.
0
Сообщить
№12
21.02.2022 09:23
Цитата, Геннадий Гущин сообщ. №11
а в апреле того же года вывезли документацию с полётными заданиями для КРВБ Х-55 слышали?
Слышал.  Передали России в качестве  оплаты за поставку природного газа 575 стратегических крылатых ракет Х-55 и Х-55СМ, точно также как передали часть стратегических бомбардировщиков Ту-160 в качестве оплаты долга за газ. Только какое это имеет отношение к вашему посылу "в обмен на отказ от ядерного оружия они выторговали кучу обычных вооружений"?))
Цитата, Геннадий Гущин сообщ. №11
Украина ещё и топлива для АЭС на 160 миллионов долларов выторговала, а так же 500 миллионов долларов в рамках "Программы совместного уменьшения угрозы".
Опять таки какое имеет отношение Программа Нанна — Лугара по стратегическим вооружениям к якобы торгу по обычным вооружениям которые остались на территории Украины, согласно  договору от 14 февраля 1992 г. ?
Цитата, Геннадий Гущин сообщ. №11
Так что, не за одну только не имеющую юридического веса бумажку Украина своё ядерное оружие отдала.
Вообще то я высказал сомнение относительно  совсем другого Вашего посыла, а именно.
Цитата, Геннадий Гущин сообщ. №4
И в обмен на отказ от ядерного оружия они выторговали кучу обычных вооружений, полученных при разделе советского наследства.
А то, что Будапештский меморандум не имеет юридической силы у меня никаких сомнений нет, но опять таки, он никакого отношения не имеет  к якобы имевшему место торгу по обычным вооружениям.
+1
Сообщить
№13
22.02.2022 13:55
Цитата, Huniadi Ianos сообщ. №12
Передали России в качестве  оплаты за поставку природного газа 575 стратегических крылатых ракет Х-55 и Х-55СМ
Это было уже в 1999 году, и на тот момент они уже утилизировали 487 КР. А ещё порядка 6 КР Х-55 заныкали. Потом их продали Китаю и Ирану вместе с частью аэродромного оборудования. Кстати, те ракеты должны были по предыдущим договорённостям передать России вместе с бомбардировщиками бесплатно.

Цитата, Huniadi Ianos сообщ. №12
Только какое это имеет отношение к вашему посылу "в обмен на отказ от ядерного оружия они выторговали кучу обычных вооружений"?))
Я уже объяснял какое. Тогда много за что торговались.

Цитата, Huniadi Ianos сообщ. №12
Опять таки какое имеет отношение Программа Нанна — Лугара по стратегическим вооружениям
Это не программа Нанна—Лугара, а двухсторонние договорённости между Украиной и Россией. Им передавали вновь изготовленное топливо для АЭС, а не переработанное из ядерных зарядов. И это я упомянул в контексте того, что Украина много чего за отказ от ЯО выторговала.

Цитата, Huniadi Ianos сообщ. №12
он никакого отношения не имеет  к якобы имевшему место торгу по обычным вооружениям.
Имели. Ещё как. Потому и приостановили передачу стратегических бомбардировщиков, и с передачей стратегического ядерного оружия до июня 1996 года затянули, хотя всё ТЯО ещё в 1992 году от них вывезли.
0
Сообщить
№14
22.02.2022 15:05
А договор о нераспространении ядерного оружия уже не действует?
0
Сообщить
№15
22.02.2022 15:23
Цитата, Huniadi Ianos сообщ. №12
а теперь как Вы думаете, насчёт прямого военного столкновения между ВС РФ и ВСУ?...всё ещё думаете, что вооруженного конфликта не будет?...и статус кво сохранится?
0
Сообщить
№16
22.02.2022 16:36
Цитата, Геннадий Гущин сообщ. №13
Я уже объяснял какое. Тогда много за что торговались.
Много это не ответ. Назовите конкретный вид обычных вооружений который был выторгован Украиной именно из за отказа от ядерного оружия, а не по какой либо другой причине. Желательно со ссылкой, а не голословное утверждение.
Цитата, Геннадий Гущин сообщ. №13
Им передавали вновь изготовленное топливо для АЭС, а не переработанное из ядерных зарядов. И это я упомянул в контексте того, что Украина много чего за отказ от ЯО выторговала.
Причём тут ядерное топливо?)) Речь шла конкретно об обычных вооружениях за отказ от ядерного оружия. Вы как то всё время забываете с чего начали))) А начали Вы с этого:
Цитата, Геннадий Гущин сообщ. №4
И в обмен на отказ от ядерного оружия они выторговали кучу обычных вооружений, полученных при разделе советского наследства.
Цитата, Геннадий Гущин сообщ. №13
Имели. Ещё как. Потому и приостановили передачу стратегических бомбардировщиков
Ну и сколько и чего из обычных вооружений выторговали за это? Ответ "много чего" не принимается))
0
Сообщить
№17
22.02.2022 16:50
Цитата, А.С.Б. сообщ. №15
а теперь как Вы думаете, насчёт прямого военного столкновения между ВС РФ и ВСУ?...всё ещё думаете, что вооруженного конфликта не будет?...и статус кво сохранится?
Ситуация коренным образом изменилась после ввода регулярных частей РФ в ЛДНР. Сейчас установились совершенно новые реалии, и теперь возможны различные варианты развития событий, в том числе и прямое военное наступление ВС РФ на позиции ВСУ
0
Сообщить
№18
22.02.2022 18:05
"...Они не понимают в какую игру их ввязали... западные партнёры с ними сыграли в тёмную... про ядерное оружие, о котором наш президент упомянул в своём выступлении в Мюнхене... это был не случайный вброс по поводу возобновления ядерного оружия на территории Украины. Российская Федерация эту ситуацию взяла в оборот и вывернула в свою сторону. Таким образом она теперь может официально заявлять что Украина несёт угрозу для национальной безопасности Российской Федерации, с учётом того что может произвести условную грязную ядерную бомбу. Хотя я уверен что мы сейчас не можем её произвести... Но тем не менее в дипломатическом плане президент Зеленский думал что он победил и сказал очень красивую речь. Нет, он не сказал красивую речь. Он фактически подыграл глобальному переделу зон влияния."
-2
Сообщить
№19
22.02.2022 19:06
Цитата, Huniadi Ianos сообщ. №17
Ситуация коренным образом изменилась после ввода регулярных частей РФ в ЛДНР.
Ваша власть сама этого захотела, у вас было 8 лет что наладить отношение  с Донбассом, вы этого не хотели, для вас они люди 3 сорта.
0
Сообщить
№20
22.02.2022 19:14
22 фев — РИА Новости. Совет Федерации дал согласие президенту Владимиру Путину на использовании Вооруженных сил России за рубежом.
0
Сообщить
№21
22.02.2022 19:21
Цитата, Huniadi Ianos сообщ. №17
Ситуация коренным образом изменилась после ввода регулярных частей РФ в ЛДНР.
))...а куда делась легенда про "армейские корпуса"?...

ну да ладно...это и не смешно, так то...
0
Сообщить
№22
23.02.2022 22:25
Цитата, А.С.Б. сообщ. №21
))...а куда делась легенда про "армейские корпуса"?...
ну да ладно...это и не смешно, так то...
Не-не, ну как же. Я как сейчас помню - первый и второй армейские корпуса Западного (кажется) военного округа. Самые упоротые, аля Арестович, даже фамилии и звания командиров называли. Ну как так-то? Опять со свистом в шаровары?
+1
Сообщить
№23
24.02.2022 09:16
Цитата, mr.kruzenshtern сообщ. №22
Не-не, ну как же. Я как сейчас помню - первый и второй армейские корпуса Западного (кажется) военного округа. Самые упоротые, аля Арестович, даже фамилии и звания командиров называли. Ну как так-то? Опять со свистом в шаровары?
а вот теперь ВС РФ явились на войну...м-да...интересно вот мнение украинцев, особенно тех кто с "европейским выбором" ...вот так и задумывали, когда на своих майданах скакали, и минские соглашения "динамили"?...вот открытый вооружённый конфликт...всё по плану?
+1
Сообщить
№24
24.02.2022 09:24
Цитата, q
а вот теперь ВС РФ явились на войну...м-да...интересно вот мнение украинцев, особенно тех кто с "европейским выбором" ...вот так и задумывали, когда на своих майданах скакали, и минские соглашения "динамили"?...вот открытый вооружённый конфликт...всё по плану?
Ну Украина это только начало об этом и было выступление Путина. Вообще Украина это последнее послание Западу. Если они не сделают шаг назад мы сделаем много шагов вперед.
0
Сообщить
№25
24.02.2022 09:29
Цитата, Воин3D сообщ. №24
Ну Украина это только начало об этом и было выступление Путина. Вообще Украина это последнее послание Западу. Если они не сделают шаг назад мы сделаем много шагов вперед.
поживём - увидим...
0
Сообщить
Хотите оставить комментарий? Зарегистрируйтесь и/или Войдите и общайтесь!
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ
Ежедневная рассылка новостей ВПК на электронный почтовый ящик
  • Разделы новостей
  • Обсуждаемое
    Обновить
  • 03.05 02:27
  • 1138
Без кнута и пряника. Россия лишила Америку привычных рычагов влияния
  • 03.05 01:15
  • 52
Россия использует пропаганду как средство войны против Запада - британский генерал
  • 02.05 20:46
  • 6
Индийская дальнобойная противолодочная ракета SMART
  • 02.05 20:43
  • 119
Израиль усиливает меры безопасности в связи с опасениями ударов со стороны Ирана
  • 02.05 20:33
  • 27
Командующий ВВС США в Европе о роли авиации в боевых действиях на Украине
  • 02.05 20:11
  • 30
Глава Военного комитета НАТО заявил о необходимости проведения дополнительной мобилизации на Украине
  • 02.05 19:58
  • 4
Ракеты ATACMS: характеристики и дальность, чем сбивают
  • 02.05 19:51
  • 1252
Корпорация "Иркут" до конца 2018 года поставит ВКС РФ более 30 истребителей Су-30СМ
  • 02.05 19:50
  • 27
Bombardier CSeries стал Airbus A220
  • 02.05 13:15
  • 1
Шойгу представили новые средства борьбы с беспилотниками ВСУ
  • 02.05 12:43
  • 2
Запад разочаровал Грузию. Она решила постепенно сближаться с Россией
  • 02.05 11:59
  • 6
МС-21 готовится к первому полету
  • 02.05 09:47
  • 15
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью - Интервью ТАСС
  • 02.05 09:19
  • 8
В США показали испытания беспилотной подлодки на видео
  • 01.05 17:28
  • 93
В США оценили российские Су-34 с УМПК