Войти
Свободная пресса

Бывший пилот погибшего Як-42: «Левитин в авиации ничего не понимает»

4490
14
+1

Летчик-испытатель Малинин уверен: пока отраслью руководят непрофессионалы, наши самолеты будут продолжать падать

«Свободной прессе» удалось разыскать человека, который знает о разбившемся под Ярославлем самолете практически все. Летчик-испытатель 1-го класса Константин Малинин не раз поднимал эту машину в воздух. Сейчас ему 58 лет, он продолжает летать, но уже в качестве командира корабля авиакомпании «Як-Сервис». Той самой, которая эксплуатировала погибший Як-42.


Малинин поделился своей точкой зрения на причины трагедии. Они, на его взгляд, кроются не в техническом несовершенстве техники, а в системном кризисе, который охватил нашу гражданскую авиацию:


- Если сейчас, допустим, остановить парк самолетов Як-42 - просто остановить их, ну, таким волевым решением, а волевое, оно обычно либо бестолковое, либо политизированное - это будет определенно локальная катастрофа. Мы выведем из эксплуатации очень хороший и очень надежный самолет, и мы лишим людей работы, вместо того, чтобы разобраться, а что, собственно, происходит в нашей авиации. Понимаю, сегодня у всех нервы на пределе - произошла катастрофа, погибли люди, в стране трагедия. Говорить о кризисе отрасли, вроде бы не время. Тем не менее, замалчивать все дальше просто нельзя: необходимо плавно и аргументированно донести до нашего общества, что жизни наши в руках у дилетантов, у тех, кто ничего не понимает.


«СП»: - Вы хотите сказать, что проблема гражданской авиации в том, что ею руководят люди, которые в ней не разбираются?


- А разве не так? Министр Левитин - кто? Железнодорожник, и то в прошлом. Дальше. Его заместитель Окулов, зять Ельцина. Да, он руководил «Аэрофлотом», но он человек «семьи». Безвольный, сам ничего не решает. Нерадько, который сейчас руководит Росавиацией, специалист по расследованию летных происшествий. Но он кем только ни работал: его ставят на одно место, на другое. Кадры в Росавиации менялись за последние пятнадцать лет несколько раз. Да и сама служба сменила около семи названий. Каждый год меняется название, каждый год ставят нового руководителя, он ничего сделать не может, потом его снимают. Но самое-то страшное, что министр (я говорю о Левитине) в авиации ничего не понимает, более того, он ее еще и не любит. Это его головная боль. Второе - это то, что генеральные директора авиакомпаний, как правило, или бортпроводники бывшие, или коммерсанты, или юристы. Вы представьте себе: допустим, я, летчик-испытатель, стал главврачом больницы. Ну, что это за больница будет?


«СП»: - Проще говоря, мало профессионалов?


- Вот именно, - бывшие бортпроводники, бывшие коммерсанты, причем даже не авиационные коммерсанты, а коммерсанты из другой какой-нибудь отрасли. Но руководство - это не только начальники каких-то там «верхних» служб. И в низших подразделениях любой авиакомпании, дай Бог, половина начальников имеет отношение к авиации. И это тоже беда.


«СП»: - Это никак нельзя исправить?


- Можно. Выгнать всех к чертовой матери. Как еще все исправить? Но вообще-то не так сложно все. Всего лишь надо принять четкие критерии для генерального директора. То есть, конкретно записать, что генеральным директором авиакомпании может быть только человек с авиационным образованием, желательно, с профессией пилота, как это раньше было, в советское время. Или авиационный техник. Авиационное образование - это главное условие. Человек c другим образованием тоже может работать в авиации, но пусть он работает по своей специальности: если он бухгалтер - в бухгалтерии, если юрист - в юридическом отделе. И все. Это элементарно.


«СП»: - Если все так просто, почему это не делается?


- Рыба гниет с головы - банально, но так оно и есть. Должна быть политическая воля. Должна быть нравственная воля. Если хотите, скажу: мы должны быть националистами, в смысле, мы должны быть национально гордыми людьми. У нас великое прошлое. Мы должны кончить считать деньги, а заниматься делом. Должны заняться «чисткой сараев», как говорил профессор Преображенский, и вот, когда мы займемся этой чисткой, разруха пройдет. В противном случае будет еще хуже.


«СП»: - Что это значит? Самолеты наши еще чаще будут падать?


- Еще как. Летного состава ведь тоже нет. Мне, к примеру, 58 лет, и я не самый старый из командиров кораблей на серьезных самолетах. А «подпорки», так называемой, из молодежи - нет.


«СП»: - Странно, профессия ведь всегда считалась престижной…


- Да, раньше мальчишки, действительно, хотели быть летчиками. Но вот в 90-е годы такой мальчишка поступает в летное училище, заканчивает теорию, а потом ему говорят: «Вот если папа твой заплатит за керосин, ты будешь летать (это я не придумываю, так было на самом деле), а если папа за керосин не заплатит, сиди на земле». Так и получалось: теорию проходили, а потом по пять-шесть лет искали деньги, чтобы пройти летную программу. И то, эта летная программа была не 100 часов, как положено, а сколько денег наберет. Это писали 100, а на самом деле, хорошо, если у курсанта было три-четыре полета. Дальше что? Он приходил в авиакомпанию. Но в авиакомпании как мы раньше летали? Нам сначала давали самолет маленький, потом больше, потом еще больше и т.д. В результате человек становился профессионалом. А чтобы стать классным летчиком, надо 15 лет. Сейчас приходят вторые пилоты: вот у меня в авиакомпании пять человек пришло, четверо - на выброс. Он летать не может, его не научили. И я что должен его учить летать с пассажирами на борту? Я не буду его учить, я буду сам летать. А раньше были и аэродромы, и тренировки. Сейчас денег нет в авиакомпаниях, никто этими вещами не занимается.


«СП»: - Получается, что экономят, в конечном счете, на жизнях пассажиров?


- Конечно. Ну, что вы? Ведь ужас происходит. И об этом все говорят. Бесполезно… Там не достучишься. Там - деньги, нефть, газ, выборы, перевыборы, народный фронт, не народный фронт.


«СП»: - Константин Николаевич, если вернуться к катастрофе под Ярославлем: какие, на ваш взгляд, здесь могут быть основные версии?


- Основных три. Первая - стабилизатор. Ведь уже понятно, что они не могли довольно долго оторвать машину от земли. А что такое стабилизатор? Он снимает усилия при управлении. Вот они его оставили, допустим, в нулевом положении, а там должно быть девять градусов. Они не могли оторвать переднюю стойку, а усилия колоссальные, машина уже не останавливается, бежит, а они ее пытаются оторвать. А потом, когда они пробежали там три четверти полосы, уже прекращать бег нельзя, потому что влетишь в препятствия. Вот они как-то отодрали, видимо, на кочках уже, на грунте, и влетели в мачту. Потому что он не набирал высоту. Второй вариант - некачественное топливо. Попробуйте в бак автомобиля залить плохой бензин, двигатель, то вибрирует, то не запускается, то глохнет. Могла быть неисправность не двигателя, а двигателей. Но это почти невероятное событие, тем более на этом самолете, потому что этот самолет сверхнадежный. Если, скажем, посмотреть общую статистику, мировую, то ни одной катастрофы по вине самолета не было. Да, были катастрофы из-за плохих погодных условий - в тумане, например, заходили на посадку. Но из-за самого самолета нет, такого не было с 1981 года. Только по человеческому фактору, так называемому. Самолет-то прекрасный. Но два двигателя отказать одновременно не могут, по разным причинам, только по одной причине. Значит, могли птички попасть. Могла накрыться автоматика - электронное управление (ИСУ), и надо было перейти на ручное управление. Могли это пропустить...


«СП»: - Вы еще упоминали как-то про специальное табло в кабине пилотов?


- Оно называется «К взлету не готов». Если какие-то неполадки на старте, оно загорается, предупреждает экипаж: что-то не так. Но, возможно, если солнце было очень ярким, никто просто не обратил внимания, что табло было включено.

Права на данный материал принадлежат Свободная пресса
Материал размещён правообладателем в открытом доступе
  • В новости упоминаются
Продукция
Компании
Похожие новости
03.05.2024
США расширили санкционные списки против РФ, добавив авиакомпанию "Победа", ряд предприятий
19.05.2017
Як, обогнавший F-35
17.09.2013
Як-40 и Як-42 ушли в историю
26.04.2012
Гасят огни «Салюта»
01.03.2007
Самолет Ан-148 получил сертификат Межгосударственного авиационного комитета
28.12.2006
Украина закончила сертификацию самолёта Ан-148
14 комментариев
№0
12.09.2011 03:26
Довольно точно обрисована реальная ситуация.
0
Сообщить
№0
12.09.2011 04:46
Ну и что с того, что он ни фига не понимает? Главное, что он дружок Путена, а поэтому и дальше будет занимать высшие гос. посты, впрочем также, как его коллеки В. Христенко, Т. Голикова, Фурсенка, Сердюков и многие др.
+2
Сообщить
№0
12.09.2011 08:55
Даже если отрасль возглавит лётчик-испытатель самолёты продолжать время от времени падать - они тяжелее воздуха. И я согласен с автором, причины последних катастроф кроются не в техническом несовершенстве техники, а в "человеческом факторе", причем снизу до верху. Как уже выяснилось причина этой катастрофы не в том что экипаж забыл правильно выставить стабилизатор (а если бы забыл? Левитин был бы виноват?) и не в некачественном топливе... осталось всего ничего, понять почему самолёт разгоняясь на почти трехкилометровой полосе так и не набрал достаточной для отрыва скорости...  и понять почему экипаж вовремя не прервал взлёт.
+1
Сообщить
№0
12.09.2011 11:43
Ливитин должен был уволен уже после "Булгарии".
Карабли тонут, поезда и вогоны сходят с рельсов, терраристическая безопасность на транспорте из рук вон плоха.
Вобщем ЧП за ЧП на транспорте а ему хотьбы хны.
И главное его ни кто менять не будет минимум до тех пор пока не пройдут выборы призидента, и еще не факт что поменяют тогда.
Сейчас ни одно ведомство не будет работать как следует, пока не выяснится кто придет к власти в стране. Все только и заняты расчетами в какой лагерь переметнуться, чтобы поближе к кармушке, да что бы не просчитаться.
+3
Сообщить
№0
12.09.2011 12:47
Наверно респондент действительно прав. На каждую руководящую должность должно быть своё "ТЗ". Тогда хоть в некомпетентности обвинять не станут. Раньше проблемой были дураки и дороги, теперь коррупция и некомпетентность.
+2
Сообщить
№0
12.09.2011 15:32
АлександрА, поддерживаю п.3.

Магомед Толбоев о Як-42:
Магомед Толбоев: с Як-42 технических проблем не было никогда

Известный летчик-испытатель, Герой России Магомед Толбоев считает Як-42 морально устаревшим, но надежным самолетом и призывает дождаться выводов комиссии Межгосударственного авиационного комитета (МАК) прежде, чем строить версии о причинах авиакатастрофы в Ярославе. На борту разбившегося лайнера летела хоккейная команда "Локомотив".

"Про Як-42 могу сказать только хорошее. Сколько мы его испытывали, сколько на нем летали - не было никаких технических проблем", - отметил Магомед Толбоев в интервью "Интерфаксу". – Як-42 можно считать устаревшим. Но все самолеты со временем устаревают. И люди стареют. Вопрос в том, как этот Як-42 эксплуатировали и обслуживали. Вопрос в том, в чьих руках он был и, какие были регламентные работы и форма обслуживания. это уже технические вопросы, и в этом плане нужно ждать выводов техкомиссии МАК".


Источник: http://www.vesti.ru/doc.html?id=562477&tid=93194

Цитата:
Летчик-испытатель Магомед Толбоев назвал Як-42 очень надежным самолетом, за которым «никогда не замечалось происшествий по техническим причинам». Он отметил, что подобные ЧП происходят из-за большой изношенности самолетов. «Ан-24, Ту-34, Як-40, Як-42 - самолеты, изнасилованные эксплуатантами, которым достались от СССР бесплатные самолеты, - сказал он. - Самолеты падают и будут падать. Это пока цветочки, потому что самолеты изношены до предела, а взамен нет никаких новых».

Источник: http://www.stoletie.ru/na_pervuiu_polosu/magomed_tolbojev_samolety_padajut_i_budut_padat_2011-09-11.htm

По п. 4
Ливитин должен был уволен уже после "Булгарии".

МЮД, разве проблема только в Левитине? Увольнение Левитина не решает проблемы поскольку уже совершенно ясно, что нужно пересматривать систему контроля (или возвращать последнюю редакцию советской системы контроля). Многие из катастроф на авиатранспорте и это касается и катастрофы "Булгарии", связаны с желанием владельцев выжать из эксплуатируемой техники как можно больше денег, практически ничего не вкладывая в обслуживание и обеспечение безопасности перевозок. Эгоизм, алчность и безответственность владельцев приводять к тем результатам, которые мы видим. Это наша общая проблема. Сколько в этом году было аварий на автодороге с участием рейсовых автобусов! Очевидно, что наша безответственность, беспечность и пренебрежение вопросами безопасности наш бич.

Вопрос инфраструктуры, несмотря на то, что кое-что уже движется в правильном направлении, всё ещё стоит очень остро.
16 августа 2011 г. в интервью МК Магомед Толбоев говорил:
...сейчас использовать “А-380” повсеместно не позволяет плохое состояние аэродромных комплексов.

— Почему бы вам прямо не сказать об этом премьер-министру?

— А ты думаешь, я не говорю? Ты думаешь, он не переживает? Путин очень озабочен состоянием современной аэродромной сети. Но и все сделать сразу невозможно. Сочи надо было срочно — построили аэропорт великолепный, постепенно до других доберемся.

— Но пока суд да дело — люди гибнут. После катастрофы в Петрозаводске, как сглазили, чуть не каждую неделю вынужденные посадки, аварии...

— Я не хочу об этом говорить, опять в политику ударимся... Есть Росавиация, Ростехнадзор — они обязаны следить, что за самолеты эксплуатируют частные авиакомпании. Что, нельзя запретить летать на изношенных машинах? Осень-зима — они опять начнут падать. Я предупреждаю, что так и будет. Ближнемагистральные самолеты “Як-40”, “Ан-24” полностью исчерпали свой срок, свой ресурс. Они должны немедленно прекратить свое существование. “Ту-134”, “Ту-154” когда-то перевезли весь СССР. Но нельзя старого ишака бесконечно нагружать, как молодого! Мне жалко погибших пассажиров, жалко летчиков, мне непонятно только отношение государства к проблемам гражданской авиации.


Источник: http://www.mk.ru/politics/interview/2011/08/15/614533-uzhe-dvadtsat-let-kak-russkuyu-aviatsiyu-ubivayut.html
+2
Сообщить
№0
12.09.2011 16:45
vitaly silversen: Виталий, вам, как любителю американских коллапсов небольшой оффтопик ;)
Цитата
Честно говоря, когда прочитал у кого-то в блоге про готовящуюся 17-го сентября акцию по захвату Уолл-Стрита недовольными американскими гражданами - испытал суровую волну сомнений.

С одной стороны, да, русскоязычный источник, на который ведут все цепочки пересылок, сомнителен, с другой стороны - в прошлом и частично в этом году по всем Соединённым Штатам прошли волны массовых протестов, крайне скудно освещённые нашими официальными СМИ. Про то, что те протесты не утка, я знаю наверняка, поскольку одна моя подружка проживает непосредственно в сердце американских протестов — Мэдисоне, и она подтвердила: да, действительно всё это было.

Но тут — Уолл-Стрит. Захват и удержание. Фактически, первый шаг революции. В США. Полицию вооружают танками для отражения атак граждан…

Э-э-э… как-то сомнительно.

Но. Полазил я по англоязычным источникам — таки да. Они собираются . Правда, по их словам, мирно. Путём организации вокруг Уолл-Стрита перманентного палаточного городка, возведения там «мирных баррикад» и тем самым блокированием доступа.

Но, как легко догадаться, мирные протесты весьма быстро перерастают в немирные — особенно после встречных действий со стороны властей. А ведь уже появились призывы организовать подобное во всех американских столицах.

Организаторы акции утверждают, что вдохновлялись событиями в Египте. С  самого начала революций в арабских государствах я был уверен, что это обязательно бумерангом вернётся в Соединённые Штаты. И оно действительно вернулось. И, судя по всему, надолго там останется.

17-е сентября — это через неделю. Посмотрим, как будут развиваться события. Ведь 20 000 протестующих, которых намереваются привести организаторы, - достаточно для достижения из цели. И, с другой стороны, вполне достаточно, чтобы их силовой разгон вызвал широкомасштабные волнения в и так уже подогретом американском обществе.

Причём это вполне может послужить «отмашкой» для всего остального мира.

Котёл, как оказалось, уже не просто подогревается, а уж близок к кипению.

Если вы, как и я чуть раньше, сомневаетесь, не является ли всё это локальной фантазией кучкой никому неизвестных анонимов, можете проверить: Гугл даёт по запросу «occupywallstreet» 200 000 ссылок. Я не в состоянии проверить их все, однако проверка первых десяти страниц и проверка наугад некоторого количества последующих показала: да, там по ссылкам речь именно об этой акции.
http://www.odnako.org/blogs/show_12815/
0
Сообщить
№0
12.09.2011 18:21
Вы, коллега, всё язвите, как я вижу.)
Маленькая, но существенная поправочка: я - не любитель, как вы сказали, "американских коллапсов", а просто интересующийся. Между этими двумя вещами есть разница.

Что касается содержания вашего оффтопика, то поживём-увидим.
0
Сообщить
№0
12.09.2011 19:26
В США есть Уолл-стрит и Main-street, как у нас Рублевка и народ. Ежедневный оборот форекса превышает 4 трлн долларов, финансовый пузырь уже вышел из под контроля. Как сдуть этого монстра без глобальных потрясений? Никак, значит ждем потрясения. Срок армагеддеца зависит от долговечности финансовой капельницы ФРС, а она уже мало на что способна. 1 кг картошки и 1 л воды - самые устойчивые валюты в мире.
+2
Сообщить
№0
12.09.2011 19:31
А по поводу Як-42 все сказано в статье, у нас сверху донизу экономисты на месте технических должностей. Как и в любой системе, 10-20% некомпетентности не особо влияют на ееустойчивость, но у нас эта цифра приблизилась к 80-100%, поэтому системе насиупает закономерный каюк.
0
Сообщить
№0
12.09.2011 21:32
Слон, к п.9:

Сегодня, буквально несколько минут назад, на канале РБК смотрел тематическую программу "Диалог с Хазиным" под названием "Судьба доллара". И там выводы были схожие. Скоро видео и транскрипцию этого видео разместят на сайте. Это интересно!
Источник: http://rbctv.rbc.ru/archive/dialogue/announce/562949981419206.shtml
0
Сообщить
№0
12.09.2011 23:12
5 Gur
Цитата
Раньше проблемой были дураки и дороги, теперь коррупция и некомпетентность.
...и инфраструктура, в т. ч. транспорт.

Русскими словами - воры, дураки и дороги.
Проблем пока не убавляется.
+3
Сообщить
№0
13.09.2011 02:48
Человек уже давно роет себе могилу. Любой шаг назад в регламенте обслуживания сложных систем смертельно опасен. Даже нанотехнологии с первых дней имели свою страшилку в виде "серой слизи" и ведь не на пустом месте. Все полагали, что рост крушений достигнет пика при Ельцине, но это происходит при путине, который якобы за порядок! Но все происходящее лишний раз подтверждает безразличие верхов ко всему, кроме бабла и их некомпетентность.
+2
Сообщить
№0
13.09.2011 03:00
Цитата


Малинин поделился своей точкой зрения на причины трагедии. Они, на его взгляд, кроются не в техническом несовершенстве техники, а в системном кризисе, который охватил нашу гражданскую авиацию:
http://demotivation.me/xzanotet3bsopic.html
0
Сообщить
Хотите оставить комментарий? Зарегистрируйтесь и/или Войдите и общайтесь!
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ
Ежедневная рассылка новостей ВПК на электронный почтовый ящик
  • Разделы новостей
  • Обсуждаемое
    Обновить
  • 05.05 14:51
  • 24
Российский завод начал в три смены выпускать трехтонные супербомбы. На что они способны?
  • 05.05 14:22
  • 5
Минобороны показало работу нового ЗРК «Бук-М3» в ходе спецоперации
  • 05.05 13:55
  • 9
Какое оружие может оказаться эффективным против боевых беспилотников
  • 05.05 13:52
  • 20
В Пентагоне заявили, что США не намерены поставлять Украине БПЛА MQ-9
  • 05.05 12:27
  • 1170
Без кнута и пряника. Россия лишила Америку привычных рычагов влияния
  • 05.05 10:11
  • 3
На оборонные предприятия Тульской области дополнительно трудоустроено 17 тыс. человек
  • 05.05 01:52
  • 1
В продолжение темы о развитии бронетехники с учетом БПЛА
  • 04.05 16:13
  • 12
ЦКБР заявил, что РФ необходимо создать мобильные команды для уничтожения FPV-расчетов ВСУ
  • 04.05 12:32
  • 34
Глава Военного комитета НАТО заявил о необходимости проведения дополнительной мобилизации на Украине
  • 04.05 12:14
  • 5
Посол РФ заявил, что появление российской военной базы в ЦАР решит проблему безопасности
  • 04.05 10:54
  • 4148
Оценка Советского периода в истории России.
  • 04.05 10:51
  • 5
О штурмовом танке для "современных боевых действий"
  • 04.05 10:42
  • 3
Замглавы Росгвардии по ДНР: Война формирует новое мышление, новые ожидания, новые отношения в обществе
  • 04.05 05:04
  • 122
Израиль усиливает меры безопасности в связи с опасениями ударов со стороны Ирана
  • 04.05 01:26
  • 95
В США оценили российские Су-34 с УМПК