Войти

Пресс-конференция c бывшим министром иностранных дел России Евгением Примаковым

2929
3
0

Какое будущее ждет Ливию?


Войска противников ливийского лидера Муаммара Каддафи вошли в Триполи и заняли его резиденцию. Под контролем полковника пока остались лишь несколько столичных районов и его родной город Сирт. Однако, несмотря явный перевес в сторону повстанцев, будущее Ливии остается неясным. Сможет ли Каддафи мобилизовать силы и вернуть страну? Какова вероятность прихода к власти очередного диктатора или исламистов? Как на события в Ливии должна реагировать Россия? На эти и другие вопросы читателей "Ленты.ру" ответил бывший министр иностранных дел России, руководитель Центра ситуационного анализа РАН Евгений Максимович Примаков.


Вступительное слово Евгения Максимовича Примакова:

Прежде всего хочу поблагодарить всех, кто задал мне вопросы. Их очень много, и каждому отдельно ответить, к сожалению, не могу. Руководствуясь объективностью, отмечу, что вопросы толковые. Я сгруппировал их по темам.


Zigmund [25.08 16:39]

Уважаемый Евгений Максимович!

В связи с падением очередного авторитарного режима в Северной Африке хотел бы задать Вам такие вопросы:

1. Все-таки в России многие свято верят, что причины победоносной Арабской Весны - происки США и НАТО, а социальной основы у нее не было.

Вы с этим согласны?

2. События в Египте, Тунисе, Ливии правильно называть переворотами или "революции" - более научное (просто верное) название?

3. Почему началась борьба против Каддафи? Это следствие заговора западных спецслужб или все-таки внутренние факторы здесь были важнее?

4. Окончилась ли серия "финиковых революций" или ее победное шествие перекинется на Сирию и другие мусульманские страны региона?

5. Какие уроки должна извлечь Россия и ее дипломатия из этих событий?

Спасибо Вам за трезвый взгляд на международные отношения, который особенно важен сейчас.

Игорь [25.08 13:19]

Евгений Максимович, скажите , пожалуста , по Вашему мнению Североафриканские "цветные" революции, произошедшие при поддержки стран НАТО, это "специальная завеса" для того чтобы свергнуть режим Кадафи в Ливии ?

Есть лишансы у Кадафи поднять Мусульман на борьбу с НАТО ?

Смерть Кадафи приведёт ли к стабильности в регионе ?

Владимир [25.08 15:03]

Действительно ли война с Ливией и свержение Каддафи - следствие попытки внедрения золотого динара (мнение Г.Стерлигова)? Какая, по Вашему мнению, истинная причина такого развития событий?

Дмитрий [25.08 16:23]

Уважаемый Евгений Максимович, действительно ли имели место озвученные НАТО репрессии Каддафи против "простых граждан" в довоенной Ливии?

Леонид [25.08 15:17]

Добрый день.

Как по вашему бы сложилась бы судьба ливийской джимахирии если бы Муммар Каддафи в свои лучшие времена не отказался бы от ливийской программы создания ядерного оружия? Хиллари Клинтон както сказала что страны имеющие такое оружие не подвергаются нападению из вне в отличии от стран, которые ядерного оружия не имеют. Не служит ли история с потеряным сербами Косово или история конфронтаций и постоянных переговоров с КНДР наглядным подтверждением данного тезиса? При этом дело даже не том что маленькая страна имеет какой либо шанс стать победителем ядерного конфликта, а в том что цена конфронтации с этой страной может легко находиться за гранью приемлевого. Должен ли Мир, наблюдая за событиями в Ливии лишний раз убедиться в правильности подобного вывода?

Геннадий [25.08 15:52]

Здравствуйте, Евгений Максимович!

1.Согласны ли Вы с тезисом, что внутриполитическое устройство любого государтсва можно расшатать извне, поддерживая оппозицию (даже и экстремисткую, крайний случай - бандитские формирования), а вынужденные действия властей на пресечение появляющихся беспорядков(как поизошедших в последнее время в городах Сирии, Израиля Британии и т.д.) использовать другой группой государств как повод давления на него на внешнеполитическом фронте?

2.Не кажется ли Вам, что события в Ливии - это продолжение тактики экспорта революции, которая, как показали последние события, стала успешной в Северной Африке и на Ближнем Востоке? Чем вызван этот успех? Что это, - совершенствование и развитие этой тактики перед более серьезным испытанием?

3.Чем вызвана избирательность политических пожаров на большой грядке авторитарных государств в арабском мире? Возможны ли такие события как в Ливии, например, в Саудовской Аравии, верном союзнике США в этом регионе?

Спасибо. Долгих Вам лет и крепкого здоровья.

Олег [25.08 13:04]

Евгений Максимович скажите, пожалуйста, ситуация в Ливии и ситуация в Сирии звенья одной цепи? Если да, то что является конечной целью?

Спасибо.

Александр [25.08 15:39]

Скажите пожалуйста, является ли целью нападения на Ливию увеличение курса доллара по отношению к евро (аналогично нападению на Югославию)? Является ли арест Стросс-Кана условием для инициативы Франции в нападении на Ливию?


Тема первая.

О внутренних и внешних причинах произошедшего в Ливии.

Вопросы на эту тему задали Сергей Климов, Алексей Киселев, Дмитрий, Владимир, Zigmund, Леонид, Геннадий, Олег, Александр и другие.


Согласен с теми из вас, кто считает, что при Каддафи в Ливии довольно высоко поднялся уровень жизни, население пользовалось рядом привилегий. В результате продолжительность жизни достигла 74 лет, а уровень грамотности составил 88 процентов. Но это одна сторона. Другая заключается в том, что в Ливии было установлено типично диктаторское правление, где все решал один человек - Муаммар Каддафи, который периодически жестко расправлялся с теми, кто ему перечил или просто вызывал у него подозрение.


Ливия - племенное государство, и многое зависит от внутриплеменной расстановки сил. В 1969 году Каддафи сверг короля Идриса, который еще до того, как стал королем, возглавлял исламскую общину синуситов и опирался на Бенгази, на восточные ливийские племена. Опорой режима Каддафи, в основном, были племена на западе страны - в Триполитанской части. Когда антирежимные демонстрации вспыхнули в граничащих с Ливией Тунисе и Египте, где в результате масштабности народного протеста ушли с постов президенты бен Али и Мубарак, трудно было ожидать, что эти события пройдут стороной мимо Ливии. Так и не произошло.


Я не думаю, что США, Франция или Великобритания изначально организовали выступления в Бенгази против Каддафи. Но то, что они активно подключились и стали играть определяющую роль в свержении режима Каддафи, - это непреложный факт. Западные средства массовой информации и ряд наших СМИ, которые пошли за ними, провозглашали, что Каддафи и его сторонники уничтожают мирное население. Режим чуть ли не обвинили в геноциде собственного народа. Конечно, при гражданской войне жертвы среди мирного населения неминуемы, но не более того. Большие жертвы среди сражающихся двух сторон проявились на этапе взятия Триполи, сопровождаемого интенсивными атаками ВВС НАТО.


В целом я не верю в конспирологическую теорию: ни в то, что война в Ливии была изначально организована западными спецслужбами, ни в то, что головорезы Каддафи расстреливали мирных жителей.


Что лежит в основе действий НАТО в Ливии? Конечно не опасение, что непредсказуемый Каддафи может подорвать международную финансовую систему, опирающуюся на доллар и евро. Призывы Каддафи к арабским и африканским странам перейти к расчетам в золотых динарах и создать с этой целью единое государство явно бесперспективны. И те, кто направляет политику НАТО, этого не опасаются. Но чего реально они боятся - это последствий заявления в 2009 году малопредсказуемого Каддафи о возможности национализации нефтяной и газовой отраслей в Ливии. Раскручивалось недовольство (особенно Франции и США) также тем, что Ливия стала одним из основных рынков для современных систем вооружения из России.


Недовольство позицией Каддафи - не по вопросам государственного строительства или его антидемократических методов, а в отношении ливийских природных ресурсов и внешнеполитической линии - накапливалось. Думаю, что неслучайно это недовольство переросло в атаки НАТО против Ливии именно во время революционного подъема во многих арабских странах. Ливия, очевидно, стала "демонстрационной мишенью", чтобы приструнить тех, кто осмеливается думать, будто "арабская весна" может привести к ослаблению позиций США и их союзников в арабском мире. В Египте и Тунисе сложилась ситуация, при которой вооруженное вмешательство США и их союзников в защиту вполне устраивавших их ранее президентов полностью исключалось. В Ливии ситуация была принципиально иной преимущественно по двум причинам. Во-первых, у власти в этой стране находился человек, который периодически вызывал своим поведением, мягко говоря, осуждение мирового общественного мнения. Да и не только на Западе, но и среди большинства арабских государств. Во-вторых, открытое вмешательство извне во время "арабской весны" ни в Египте, ни в Тунисе не могло быть осуществлено под демократическими лозунгами, а в Ливии как раз такая возможность возникла, чем и воспользовались.


Некоторые спрашивают, какова роль США. Как известно, Вашингтон в первые дни авианалетов на Ливию отозвал свою авиацию. С этого момента в бомбардировках в Ливии не участвовали американские самолеты и вертолеты. Представляется, что такой маневр был осуществлен США по чисто внутренним причинам. В 2012 году выборы президента, и Обама и его окружение стремятся хоть как-нибудь облегчить свою предвыборную "лодку", которая уже зачерпнула много воды из-за нелегкого экономического положения в США. Но формальное неучастие в бомбардировках отнюдь не идентично отходу США не только от моральной поддержки, но и от фактического руководства операцией НАТО в Ливии. "Авангардная роль", которую взяла на себя Франция, очевидно, объясняется опять-таки внутренними причинами - Саркози заинтересован в том, чтобы поднять свой невысокий рейтинг за счет "авангардной борьбы" за свободу и демократию в мире.


Андрей [25.08 14:23]

Здравствуйте, Евгений!

У меня к вам три вопроса, два из которых уже стоят в описании к пресс-концеренции.

1)Какова вероятность прихода к власти очередного диктатора?

2) или исламистов?

3) Какова вероятность того, что сегодняшние союзники в борьбе с Каддафи начнут новую гражданскую войну между собой?

Спасибо за ответы!

refined clumsiness [25.08 14:08]

1. Повесят ли Каддафи или ликвидируют до суда?

2. Каковы перспективы "акций возмездия" в Сирте и вообще террора против побежденных сторонников режима?

3. Раскол страны неминуем? Если да, то на какие части расколется страна?

4. Верите ли вы в конспирологическую теорию, согласно которой гражданская война в Ливии была организована западными спецслужбами, а расстрелы мирных граждан головорезами Каддафи - выдумка журналистов и политтехнологов? Вообще, Каддафи тиран или нет?

5. Миллионы на западных счетах Каддафи - это личные средства его и родственников? Откуда у него такие деньги, если он думал только о народном благе?

6. Насколько велика сейчас поддержка Каддафи среди народа Ливии? Это ближе к советскому варианту с "дорогим Леонидом Ильичом" и и полным безразличием на деле - или к кубинскому?

7. Тиражируемые прокремлевскими ресурсами сведения о якобы достойной и даже зажиточной жизни большинства ливийцев при Каддафи - насколько они соответствуют действительности?

Алексей Тырышкин [25.08 13:53]

Евгений Максимович, у меня следующие вопросы:

1) Вам не кажется, что Каддафи рано хоронят и он еще способен сказать свое слово?

2) Кто займется будущим Ливии - Европа, США? Что это будет - второй Афганистан?

3) Как должна себя вести сейчас Россия, что предпринимать в связи с событиями в Ливии?

Алексей [25.08 14:37]

Евгений Максимович, считаете ли Вы, что после свержения Каддафи к власти в Ливии придёт, скажем так, прозападное правительство, ставящее целью строительство в стране демократии европейского образца? Или спектр политических взглядов повстанцев разнороден и пока не очень понятен?

Правильно ли поступила Россия, фактически дав согласие на применение силы против Каддафи?

Не приведёт ли текущая ситуация в Ливии к проникновению в страну террористических групп, как это случилось в Ираке?

Павел [25.08 14:59]

1.Ваше мнение по будущему нефтегазовых контрактов, осуществлявшихся российскими компаниями до начала боевых действий?

2.Возможны ли в будущей Ливии партизанские и террористические действия на нефтегазовых производствах, в т.ч. российских?

Заранее благодарю!


Вторая группа вопросов, которые задали Андрей, refined clumsiness, Алексей Тырышкин, Роман, Павел, Виталий, Герман и другие, касается будущего Ливии.


Приход к власти в Ливии сразу после Каддафи нового диктатора представляется невозможным. Но вывод о невозможности относится и к перспективе создания после свержения режима Каддафи правительства, опирающегося на западную модель демократии. Скорее всего, после Каддафи будет установлен, во всяком случае на первых порах, "коллективный" авторитарный режим, несколько сдобренный отдельными элементами демократии.


Но главное в том, справятся ли новые власти с хаосом, в который погружена Ливия. Изменения в соотношении племенных сил угрожают территориальной целостности страны. Неопределенность в будущее Ливии вносит и разношерстность повстанцев, захвативших Триполи. В их составе есть либерально настроенные люди, но не они, судя по всему, превалируют. Сильны позиции у исламских экстремистов. Об этом свидетельствует обращение сына Каддафи к исламистам с призывом "отойти от либералов" и вступить в альянс с режимом. Он даже заявил корреспонденту The New York Times: "Если Ливия будет выглядеть как Саудовская Аравия или Иран - что из этого"?


Нельзя исключать, что среди новых властей начнется драка, а это, конечно же, не будет способствовать стабилизации обстановки в Ливии. К тому же в стране уже отсутствуют признаки существования государственной инфраструктуры, которую придется создавать заново, а задача это нелегкая и решить ее в короткий строк невозможно. Газета The New York Times, которую трудно обвинить в нагнетании страстей в отношении будущего Ливии, писала, что после Каддафи не осталось почти никаких институтов, способных руководить этой страной. Как тут не вспомнить Ирак, который не выходил из хаоса в течение восьми лет после начала военной операции США.


В сложившихся условиях Россия - и я считаю это верным шагом - заявила, что будущим Ливии должна заниматься ООН, а не США, Евросоюз или НАТО. Такой демарш важен также и потому, что не исключены попытки НАТО поставить у власти в Ливии прозападное правительство.


Наконец, не думаю, что удастся окончательно изничтожить силы, поддерживающие Каддафи, или окончательно нейтрализовать или сделать послушными племена, на которые опирался полковник. А это еще один показатель того, что вооруженная атака НАТО не могла стать и не стала средством перевода этой страны в спокойное состояние, создания условий для мирной и благополучной жизни ливийцев.


Игорь [25.08 13:11]

Скажите пожалуйста, по вашему мнению какое Государство на карте Востока окажется следующим Сирия,Иран?

Вик-тор [25.08 13:17]

Как вы думаете, за Ливией последует Сирия?

Олег [25.08 13:26]

Какая страна будет следующей на пути наведения мирового порядка?

Лук [25.08 12:59]

Рад задать Вам вопрос!

1.Каддафи ждет судьба Хуссейна?

2. Кто следующий

3. Зачем все это надо?

Ербол [25.08 13:27]

Уважаемый Евгений Максимович!

Рад приветствовать вас.

Не могли бы прокомментировать возможность распространения народных волнений на Южных рубежах России. В частности, в странах Центральноазиатского региона и на Кавказе.

Насколько вероятен арабский сценарий для указанных регионов?

Какие необходимо предпринимать меры руководителям стран этих взрывоопасных регионов, для предотвращения подобных сценарий?

Спасибо за внимание, желаю Вам неиссякаемого здоровья.

Галина [25.08 13:58]

Не могут ли перекинутся эти беспорядки на постсоветствое пространство? Если да - то куда?

Александр [25.08 14:50]

Насколько возможна подобная ситуация в Беларуси (учитывая непрекращающееся обнищание населения и постоянные репрессии)?

CTAKAH [25.08 15:07]

Грозит ли России сценарий, аналогичый ливийскому?

Хорошилов Александр [25.08 16:01]

Здравствуйте, Евгений Максимович!

1. Возможно ли, на Ваш взгляд, установление в странах ближнего востока, обласканых "арабской весной" по настоящему демократических режимов?

Константин [25.08 16:25]

Уважаемый Евгений Максимович!

1.Как Вы считаете, администрация Обамы согласовывает свои действия в Северной Африке и на Ближнем Востоке с правительсвом Израиля?

2. Как будет вести себя израильское руководство в ближайшей перспективе?

3. На кого всё-таки будут ориентирваться новые режимы в Северной Африке: на Европу или США?

Александр Мельников [25.08 13:48]

Здравствуйте, Евгений Максимович.

На мой взгляд, процессы (как свершившиеся, так и возможные в ближайшем будущем) смены власти в государствах Северной Африки и Ближнего Востока, при всей внешней видимости демократизации государственного управления, фактически больше похожи на исламскую революцию в Иране.

1. Считаете ли Вы, что в этих странах скорее всего осуществится переход к формам правления, схожим с Исламской республикой Иран?

2. Возможно ли такое же развитие событий в Алжире, Марокко, других странах Северной Африки и Ближнего Востока?

3. Смогут ли США и страны Европы эффективно противодействовать процессам исламизации власти в этих странах в послереволюционный период?

4. Приведет ли создание дуги исламских республик вблизи границ Евросоюза к ответной радикализации европейской политической системы, т.е. к усилению роли националистических партий? Возможно ли главенство националистов в Европарламенте, Еврокомиссии, в планирующейся единой армии ЕС?

Спасибо.

Руслан [25.08 13:18]

Здравствуйте! Благодарен за возможность задать вопрос г-ну Примакову. Можете прокомментировать недавнее высказывание Д.Маккейна относительно перечисленных им стран, в т.ч. России о том, что эхо "арабской весны" услышат во всем мире от России до Израиля и Китая. Т.е. за словами Маккейна не скрывается ли угроза этим странам со стороны США и их союзников по НАТО.

Андрей [25.08 16:55]

Добрый день!

Евгений Максимович, скажите пожалуйста, чем, с Вашей точки зрения, всё завершится на Ближнем Востоке в целом? Какова вероятность, что к власти в странах, где произошли революции могут прийти радикальные исламисты и не грозит ли складывающаяся ситуация изменением существующего миропорядка в целом, ведь со свергнутыми/свергаемыми лидерами мировому сообществу так или иначе удавалось договариваться?


Следующие вопросы, которые задали Игорь, Лук, Вик-тор, Ербол, Галина, Юрий, Хорошилов Александр, Константин, Александр Мельников и другие, можно сгруппировать по теме "Влияние "арабской весны" на остальной мир".


Отвечу стразу тем, кто спрашивает, не отразятся ли события, развернувшиеся в арабском мире, на Северо-Кавказском регионе России. Считаю, что непосредственно не отразятся. Необходимо учесть, что даже при разнородности тех сил, которые поднялись против коррумпированных режимов в арабском мире, они выступили не под исламскими знаменами, не с требованием отказа от светского характера государства или внедрения принципов шариата в судебную практику. Боевики на Северном Кавказе и участники "арабской весны" - не одно и то же. Однако нельзя полностью абстрагироваться от того, что одним из главных мотивов отсутствия спокойствия на Северном Кавказе является широкое, еще большее, чем в остальной России, распространение коррупции. Необходимо принять все возможные меры, чтобы обуздать ее. Этот вывод имеет еще большее значение для центральноазиатских стран - бывших республик СССР.


Болтовня правого радикального американского деятеля Маккейна породила один из заданных мне вопросов - используют ли США и их союзники по НАТО события в Ливии в будущем против России или Китая? Не сомневаюсь, что эти две страны - далеко не Ливия по своим возможностям ответить. И это, думаю, учитывается.


А теперь о влиянии событий "арабской весны" на различные части арабского мира. Не думаю, что в какой-либо стране, охваченной "арабской весной", произойдет непосредственный переход к демократическим системам правления. Нужно учитывать и историю, и менталитет, и расстановку сил, и религиозный фактор в этих странах. Но в результате "арабской весны" они примут ряд элементов демократии.


Не думаю, что сегодня, когда уже пройдена кульминация "арабской весны", ее волны захлестнут Алжир, Марокко, аравийские монархии. Вместе с тем, события в Египте и Тунисе уже оказали влияние и на те арабские государства, где не состоялась "арабская весна". Опасаясь системы "домино", их правители предприняли меры, чтобы сбить существующее недовольство народных масс. Король Саудовской Аравии, например, внес в "копилку народного благополучия" дополнительно 32 миллиарда долларов.


Никита [25.08 15:49]

Евгений Максимович, здравствуйте.

При вынесении резолюции по Ливии, Россия и Китай воздержались.

1)Чем руководствовался Пекин при принятии такого решения? Есть ли у Запада рычаги воздействия на Китай?

2)Со стороны России это было -

- элементарным просчетом главы государства?

- сделкой с Западом, за которую были получены какие то преференции по другим вопросам?

- или желание дестабилизации на нефтедобывающем Востоке, неминуемо ведущей к повышению мировых цен на нефть, а соответственно и отчислений в Российский бюджет?

Роман [25.08 14:13]

Здравствуйте, Евгений Максимович!

Почему Китай воздержался при голосовании по резолюции в отношении Ливии (а по сути позволил провести операцию в Ливии)? А также ничего не предпринимал когда происходило явное нарушение резолюции ООН?

Спасибо!

иван [25.08 14:11]

Скажите пожалуйста,

Являются ли действия авиации и, сейчас, наземных специализированных формирований НАТО соответствующими рамком резолюции СБ ООН?

Если нет, то какие международные механизмы предусмотрены для прекращения таких дейстий и применения мер ответственности по ним?

Предусмотрены ли в международной практике ответственность и соответствующие процедуры преследования и наказания для должностных и физических лиц в результате действий которых убиты и покалечены люди и причинен ущерб народному хозяйству и собственности?

Заранее благодарю Вас,

Иван

Ратислав [25.08 13:27]

Добрый день!

Не является ли прямое наплевательское отношение Франции, США и их союзников к резолюциям ООН и прямое нарушение международной законности показателем полного бессилия ООН как организации? Как по Вашему, последние события ставят точку в истории ООН или у этой организации есть шанс?

Евгения [25.08 14:26]

Уважаемый Евгений Максимович!

1.Насколько оправдано вмешательство во внутренние дела суверенного государства?

2.В ливийских событиях особо активен Президент Франции. Всё-таки, правда, что Каддафи финансировал его предвыборную кампанию?

Заранее благодарю.

Сергей Шарыгин [25.08 13:18]

Приветствую Вас!

Почему Россия не смогла предотвратить очередную военную операцию стран НАТО, действующих в обход ООН, принебригающих международным правом и мнением конкретно России? Это из-за того, что:

- Нам тоже было выгодно сменить режим?

- У нас уже недостаточно авторитета в мире?

- У нас нет ресурсов, рычагов воздействия, мы не способны на сегодняшний день влиять на ситуации подобного рода?

Клюканов Дмитрий [25.08 13:00]

Не осуждение действий Франции и Англии, которые грубо нарушая резолюцию Совбеза ООН выступили в гражданской войне на стороне мятежников, вплоть до наземной операции - признание отсутствия международного авторитета России, безразличие к ценообразованию на нефтяном рынке, либо демонстрация лояльности к западным странам в обмен на вступление в ВТО?

Антон [25.08 13:19]

Евгений Максимович,

спасибо, что Вы, как известный специалист по странам востока и отношениям РФ с ними, отвечаете на наши вопросы. Более компетентного человека трудно представить.

Вопросы:

1. Почему Россия заняла нейтральную (а по существу, прозападную) позицию в данной ситуации?

2. Кака поведет себя Россия, если другие наши союзники, неугодные США и европейцам (например Венесуэла), попадут в такое же положение, как Ливия 3 месяца назад?

Петр [25.08 16:16]

Здравствуйте.

В чем вы видите плюсы и минусы пассивности России по вопросам Ливии?

Юрий [25.08 15:30]

Уважаемый Евгений Максимович,не кажется ли Вам что - 1. МИД РФ уже давно утратил всякое влияние на реальный ход глобальных событий и реагирует на них "как моя жена потом", т.е. вяло и с большим запозданием и если так, то что нужно предпринять для возвращения России к проактивной внешней политике (хотя бы на стремительно радикализующемся Ближнем к нам Востоке)? 2. Противоправный (по факту)отказ России от поставки Ирану ЗРК С-300 является прямым сигналом Израилю о поддержке его планов по нанесению "упреждающего" убойного удара по иранским ядерным объектам? Что в этом случае выиграет/потеряет Россия и как это повлияет на преспективы развертывания американской системы ПРО в Европе? Ведь если в результате исчезнет "иранская угроза" для Британии, германцев и разных прочих шведов, не наступит ли для РФ момент истины в отношениях с США по данной проблеме? 3. Исламский Кавказ и Крым ждет похожая судьба? (Саудиты-ваххабиты проплатили постройку СОТЕН мечетей в этих краях, а Россия не открыла там НИ ОДНОГО университета или хотя бы культурного центра); не пора ли забыть про политкорректность и назвать мракобесие мракобесием, а угрозу - угрозой и реагировать соответственно?

Спасибо Вам заранее и низкий поклон за Ваше честное служение Отечеству!

Иван [25.08 15:17]

Здравствуйте, уважаемый Евгений Максимович!

Скажите, а не лучше бы было России активно вмешиваться в действия в Ливии. Например, послать туда собственный авиносец и бомбить территорию вместе с НАТО. Обидно будет, если американцы со своими союзниками соберут все сливки, а России не достанется ничего: в том числе будут прекращены выгодные контракты (на строительство железных дорог, разработку нефтяных месторождений и т.д.).

P.S. Спасибо Вам за Вашу деятельность на благо нашей страны и за интереснейшие книги, которые Вы в последнее время активно пишете.

Эрнандо Пиньерос [25.08 15:44]

Какие теперь реальные потери и выгоды России в Ливий?

Фома [25.08 16:40]

Должны ли мы стыдиться того, что не заняли четкую и недвусмысленную позицию в Ливийском конфликте?

Алексей [25.08 13:59]

Добрый день, уважаемый Евгений Максимович!

Скажите пожалуйста:

1."Восток - дело тонкое". Насколько тонко и правильно работают с Востоком (в частности - в Ливии) наши дипломаты и политики?

2.Почему, если этого не было, в Ливии не оказалось наших военных специалистов?

3.Какую оценку как дипломат Вы дадите последнему послу России в Ливии?

юлия [25.08 13:27]

Добрый день!

Каковы , на Ваш взгляд, основные принципы внешней политики РФ в настоящее время в отношении стран Ближнего Востока и Севера Африки.

Существуют ли в реальности какие-то

стратегические установки у нашего МИДА в отношении этого региона ?Можно ли назвать российскую политику на международной арене независимой , отвечающей интересам страны?

Тимофей [25.08 13:52]

Здравствуйте! Евгений Максимович, какую оценку вы дадите внешней политике России на "восточном" и "западном" направлениях? Можно ли говорить о привлечении внимания мировой общественности к политике "двойных"стандартов,проводимой рядом государств? Насколько для России сейчас "геополитически" выгодно выступить инициатором этого процесса? Спасибо!

Александр Спирин [25.08 16:18]

Если правительство Ливии сможет предоставить неоспоримые улики участия регулярных вооружённых формирований стран НАТО в штурме Триполи,должна ли Россия как постоянный член Совбеза ООН собрать экстренное заседание,и как поступили бы вы будучи Президентом ?

Камиль [25.08 14:03]

Евгений Максимович а использование спецподразделений иностранного государства в гражданской войне другой страны разрешено международными стандартами(законами)?Разве запрет на полет воздушных судов дает возможность Финансировать и в конечном счете свергать правительство другой страны?

Виталий [25.08 14:40]

Евгений Максимович, еще недавно казалось, что режим Каддафи не сломить: повстанцы контролировали лишь малую часть территории, армия и население в массе своей поддерживали Каддафи. Что произошло? Повторение ситуации с Ираком, когда американцы просто купили падение режима? И почему, на Ваш взгяд, Россия опять предала своего "союзника" (пусть и не особо надежного, но хоть кого-то)?


Ряд заданных мне вопросов касается известной резолюции Совета безопасности ООН, принятой по Ливии, и в целом позиции России.

Их авторы: Никита, Роман, Иван, Ростислав, Евгения, Сергей Шарыгин, Клюканов Дмитрий, Антон, Петр, Юрий, Эрнандо Пиньерос, Фома, Иван Лобанов, Юлия, Сергей Климов, Тимофей, Александр Спирин и другие.


Уверен, что действия НАТО в Ливии представляют опасный прецедент: применяется аморфная резолюция Совета безопасности ООН для легализации вооруженного вмешательства с целью поддержки одной из сторон в гражданской войне, вспыхнувшей в суверенной стране. Вместе с тем, в момент принятия резолюции, разрешающей закрыть ливийское небо во избежание ударов авиации Каддафи по мирному населению, ее поддержали очень многие государства - члены ООН, даже Лига арабских государств. А Россия и Китай, как вы знаете, не применили право вето. В тот момент считанные часы отделяли войска Каддафи от взятия Бенгази. И если бы они туда прорвались, там было бы страшное кровопролитие, особенно во время боев в городских условиях. Думаю, что мы не применили право вето и многие государства поддержали резолюцию Совета безопасности ООН, потому что все опасались кровопролития. Однако, мне кажется, над этой резолюцией стоило еще поработать с целью убрать из нее отдельные положения, которые сейчас трактуются так, будто они позволяли вести разнузданные военные действия, обеспечивая ликвидацию режима Каддафи. Эта резолюция привлекла многие государства и потому, что она исключала возможность наземной операции с целью оккупации любой части Ливии. Между тем, по сообщениям, поступившим из Ливии, в стране присутствует французский и британский спецназ, рамки деятельности которых, дескать, ограничены подготовкой повстанцев. Навряд ли обучение является основной функцией спецназа.


Не хочу уходить от вопросов - их было несколько - о снятии нашего посла. Будучи министром иностранных дел, я с близкого расстояния ранее наблюдал за отношениями между послом и центром. Конечно, политическая линия отрабатывается в Москве, а посол России должен ее осуществлять. Это не снимает с посла обязанности конфиденциально докладывать центру об истинном положении дел в стране пребывания и давать на этот счет рекомендации. Если эти рекомендации не отвечают намеченной центром линии, то посла можно вызвать в Москву, обладающую гораздо большими и более широкими информационными возможностями, которые кладутся в основу политики. Прямо скажу, та форма увольнения, в которой произошел отзыв нашего посла в Ливии, мне не импонирует.


События в Ливии, уверен, будут учитываться теми, кто вырабатывает внешнюю политику России. Естественно, ни в коем случае эти события не должны подтолкнуть к возвращению холодной войны. Но Россия уже дала понять, что займет позицию против повторения ливийской операции НАТО в Сирии или другой стране. Именно поэтому, несмотря на давление США и их союзников, Совет безопасности ООН не может провести антисирийскую резолюцию, прямо или даже косвенно дающую право на вооруженное вмешательство с целью свержения режима Асада.


Отдельно о Сирии. Конечно, во внутренней политике сирийского режима накопилось много того, что вызывает недовольство в стране, особенно однопартийная система и все "прелести" чрезвычайного положения, в условиях которого Сирия жила полвека. Но борцы за демократию в Сирии значительно разбавлены исламистами. Я категорически несогласен с западными политологами, которые зачисляют в категорию "арабской весны" все арабские страны, охваченные антирежимными демонстрациями. Демонстрации демонстрациям рознь. В Сирии, так же, как и в Ливии, они сразу перешли в вооруженное сопротивление властям. Этого не было ни в Египте, ни в Тунисе.


[i]Герман [25.08 15:14]

Уважаемый Евгений Максимович, долгих лет.

1. По поводу Ливии идет жуткая неразбериха в СМИ. Где, на Ваш взгляд, можно получить наиболее объективную информацию?

2. Как буду строится взаимоотношения Ливии с Россией при разных вариантах окончания событий?

Иван Лобанов [25.08 15:48]

Уважаемый Евгений Максимович, вопросов будет много. Надеюсь, Вы дадите развернутые ответы. Спасибо.

1. Что явно на мой взгляд отличает войну в Ливии от других войн, так это массированная дезинформация в мировых СМИ. Дезинформация, нужно отметить, поступает с обеих сторон конфликта, но основная часть этой (дез)информации в массе своей отвечает интересам Западного блока и повстанцев. Получать объективную информацию (т.е. как минимум информацию от обеих сторон конфликта) сейчас возможно только из блогов обычных граждан, либо частично из репортажей телеканала Russia Today.

Вопрос: почему информацию о конфликте в Ливии, отвечающую минимальным требованиям объективности, и без транслирования западных клише пропаганды, русский человек может получить только из блогов и из репортажей англоязычного (!) телеканала? Чьи интересы учитывают наши собственные государственные СМИ при подаче информации по Ливии?

2. Из первого вопроса вытекает второй.

Вопрос: Какие реально сейчас ведутся работы в области пропагандирования интересов России в мире и, главное, внутри государства, помимо телеканала Russia Today? Чем реально занимается Министерство Пропаганды РФ?

3. При всей моей нелюбви к политике США и части Европы необходимо признать что в плане развития своих армий они действуют очень правильно. За последние 10 лет был уже ряд конфликтов с участием армии США. Во всех этих конфликтах отрабатывается взаимодействие родов войск, связь, новые и старые технологии, повышается уровень подготовки личного состава. А в России что? Откровенно нужно признать - Вооруженные силы РФ ЗНАЧИТЕЛЬНО отстают от армий Западного блока не только в количестве вооружений, но главное, в опыте их применения, в квалификации личного состава, в тактической выучке.

Некоторые россияне служат в армии США, приобретая бесценный опыт ведения современной войны. Они непосредственно знают как ведется война в самой сильной армии мира с применением новейших технологий. Такие специалисты нужны нам здесь, в России.

Вопрос: Что делается для привлечения русских военных специалистов, проходящих службу в западных армиях, обратно в Вооруженные силы РФ? Волнует ли Вооруженные силы РФ отсутствие реального боевого опыта за последние 10 лет (операции в Грузии лично по моему мнению явно недостаточно) ? Есть ли программы обмена военными специалистами и обучению в западных армиях и если да, то как они работают и каковы их результаты?

4. Компания ОАО "РЖД" потеряла в Ливии контракт на сумму 5 млрд. долларов. "РЖД" все-таки государство образующая компания. То есть это прямой урон РФ. Насколько я знаю, кроме "РЖД" в различных проектах в Ливии участвовали и другие российские компании.

Вопрос: Собираются ли данные компании решать вопрос о потере контрактов (и, следовательно, прибыли) через международные инстанции? Если да, собирается ли государство в этом им помогать? Были ли такие преценденты ранее в мировой практике (потеря государственной компанией активов в другой стране по вине третьей стороны и отстаивание своих прав в международных инстанциях)?

5. Прокомментируйте, пожалуйста, ситуацию с увольнением посла РФ в Ливии. Ваш личный взгляд на это событие?

Возможны ли какие-либо изменения в работе дипкорпуса РФ и всех причастных служб (включая специальные) после событий в Ливии? Были ли сделаны какие-либо выводы?

6. Какие политические дивиденты получит европейский блок НАТО (в лице Франции и Англии) от участия в операции по поддержке повстанцев во время гражданской войны в ливии? Чем обусловлено необычное рвение этих двух стран в поддержке проведения операции, на фоне крайне ограниченного участия в данном мероприятии США?

7. На ваш взгляд, каковы геополитические мотивы участия НАТО в операции в Ливии? В рамках ответа на да

Права на данный материал принадлежат
Материал размещён правообладателем в открытом доступе
  • В новости упоминаются
3 комментария
№0
05.09.2011 15:00
одно из немногих адекватных мнений по Ливии.
0
Сообщить
№0
05.09.2011 16:26
Я бы добавил: одно из немногих мнений, где человек стремится не говорить отсебятины.
0
Сообщить
№0
05.09.2011 18:50
Это единственный приличный политик (редкое сочетание слов) "старой гвардии", который достоин уважения и к мнению которого стоит прислушаться со вниманием.
Помните, когда он, будучи премьер-министром при ельцине, посмел иметь свое мнение и развернул самолет над Атлантикой, когда амеры напали на Югославию. И как весь мир напрягся.
А последняя его книга -
0
Сообщить
Хотите оставить комментарий? Зарегистрируйтесь и/или Войдите и общайтесь!
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ
Ежедневная рассылка новостей ВПК на электронный почтовый ящик
  • Разделы новостей
  • Обсуждаемое
    Обновить
  • 03.12 21:09
  • 0
Ответ на "Польский Центр восточных исследований представил «План Келлога» по урегулированию конфликта на Украине"
  • 03.12 19:47
  • 6143
Без кнута и пряника. Россия лишила Америку привычных рычагов влияния
  • 03.12 18:40
  • 8258
Минобороны: Все авиаудары в Сирии пришлись по позициям боевиков
  • 03.12 18:37
  • 2
Введен в строй пограничный сторожевой корабль "Анадырь" проекта 22100
  • 03.12 11:16
  • 47
Какое оружие может оказаться эффективным против боевых беспилотников
  • 03.12 10:30
  • 0
Польский оскал
  • 03.12 02:38
  • 1
НАТО открывает центр морской десантной подготовки в Арктике на фоне борьбы за сферы влияния с Россией (Newsweek, США)
  • 03.12 02:19
  • 1
Истребитель Су-57Э – лучшее решение для ВВС Индии
  • 03.12 02:02
  • 1
Польский Центр восточных исследований представил «План Келлога» по урегулированию конфликта на Украине
  • 03.12 01:00
  • 1
Ответ на "Российский танк Т-95 мог бы стать легендой. Так что случилось? (The National Interest, США)"
  • 03.12 00:25
  • 0
Ответ на "Суть - повышение уровня эскалации конфликта."
  • 02.12 22:31
  • 4
Ответ на "Парламентская ассамблея НАТО призвала членов альянса предоставить Киеву ракеты средней дальности, включая Tomahawk"
  • 02.12 21:24
  • 1
Дмитрий Кулеба: "Если так будет продолжаться дальше, мы проиграем войну" (Financial Times, Великобритания)
  • 02.12 21:13
  • 1
Тысяча полётов и ни одного инцидента: крупное достижение истребителя KF-21
  • 02.12 13:56
  • 1
F-22 может сражаться только под кондиционером, а Су-57 не боится ни ветра, ни солнца? (Eastday.com, Китай)