Принятие на вооружение цифровой системы боевого управления отложено на следующий год
Конфликт интересов Минобороны и военной промышленности стал причины срыва программы создания "военного интернета" - цифровой системы управления ЕСУ ТЗ "Созведие", на разработку которой потрачено свыше 10 млрд рублей.
Кау выяснили "Известия", по графику систему должны были принять на вооружение в октябре текущего года после специальных показательных учений 5-й отдельной Таманской мотострелковой бригады. Однако, их отменили и перенесли на следующий год.
Причиной стала несогласованность между военными и промышленостью.
— Военные до сих пор не могут определиться с алгоритмами цифровой постановки задач различным категориям командиров при организации боя. У нас постоянно меняются принципы боевого применения. Проработка каждого из них требует времени и средств. Тем более что контракт на разработку был подписан только в прошлую пятницу, — пояснил суть конфликта «Известиям» главный конструктор ЕСУ ТЗ Вадим Потапов.
В Минобороны уточняют, что все выявленные недочеты в работе системы были обозначены 28 июля в ходе заседания военно-промышленной комиссии при правительстве, где подводились промежуточные итоги испытания ЕСУ ТЗ.
— Серьезных проблем нет. Но за два месяца устранить их все не удастся. Возможно, к концу года, — заявил источник газеты в военном ведомстве.
ЕСУ ТЗ — начальная точка перехода российской армии к ведению цифровых "сетецентрических" войн. Благодаря им планируется объединять рассредоточенных на поле боя солдат, технику, а также штабы различных уровней в единую компьютерную сеть, своеобразный военный интернет, в котором есть своя "Йота" (WiMax) и WiFi. По этой сети командиры смогу передавать цели и задачи на компьютеры солдат и экипажей.
В идеале это должно выглядеть так: на командирский компьютер стекается информация со спутников, беспилотных самолетов разведчиков о положении собственных войск и передвижениях противника. Все это отображается в графическом виде на электронной тактической карте. Машина обрабатывает эту информацию, предлагая варианты развития ситуации. Командир выбирает наиболее подходящий и нажатием «стилуса» на иконке своих боевых подразделений на экране распределяет боевые задачи между подчиненными на поле боя. Те получают их на персональные компьютеры.
— Современные военные действия требуют от войск мобильности и совместного применения всех видов и родов войск. Например, если ракетное оружие с дальностью стрельбы в сотни, а то и в тысячи километров есть и в сухопутных войсках, и в ВВС, и на флоте, то оно должно использоваться по единому замыслу и плану, - пояснил "Известиям" эксперт Минобороны по современным приемам ведения боевых действий Муса Хамзатов.
По его словам, такая система в несколько раз ускоряет управление войсками, поэтому сам бой с помощью цифровой системы управления протекает более динамично и эффективно.
Разработку "Созвездия" начали еще в конце 90-х, реально воплощени в виде боевых машин, оборудованных компьютерами, передатчиков и штабных компьютеров система получила в 2007 году. Однако дальше локальных испытаний дело пока так и не продвинулось.
Тем не менее уже сейчас ЕСУ ТЗ может работать с любыми оснащенными программно-техническими комплексами машинами на поле боя, автоматически выстраивая высокозащищенную высокоскоростную сеть с радиусом действия до 20 км.
Дмитрий Литовкин