Как полет Юлии Пересильд и Клима Шипенко на станцию поможет развитию космического туризма и популяризации этой отрасли
Утром 17 октября актриса Юлия Пересильд и режиссер Клим Шипенко благополучно вернулись на Землю с МКС, где они снимали материалы для фильма «Вызов». Полет прошел успешно, никаких последствий для их здоровья не предвидится. Специалисты считают кино, затраты на которое могут составить свыше 5 млрд рублей, едва ли не самым дорогим в истории России. Окупаемость картины под вопросом, зато эксперты ожидают роста интереса к космическому туризму и отрасли в целом.
С небес на Землю
Актриса Юлия Пересильд и режиссер Клим Шипенко, и космонавт Олег Новицкий вернулись на Землю. В 4:14 корабль отстыковался от станции, в 6:42 мск включил двигатели на торможение и начал сход с орбиты, а затем спускаемый аппарат вошел в плотные слои атмосферы. В 7:35 он приземлился в казахстанской степи в 148 км юго-восточнее города Жезказган.
При спуске на Землю экипаж «Союза» испытал перегрузки в 4,05g, однако и Пересильд, и Шипенко чувствуют себя хорошо, сообщили в «Роскосмосе». Экипаж доставят в Центр подготовки космонавтов в Звездном городке, где они будут проходить реабилитацию.
Вероятно, «Вызов» станет одним из самых дорогих фильмов в истории России, сказал «Известиям» член-корреспондент Российской академии космонавтики (РАК) Андрей Ионин.
— Две трети корабля (то есть два места в экипаже из трех) обошлись примерно в 4,5 млрд рублей, — сообщил эксперт. — На съемки кино уйдет еще около 800 млн. Ведь стоит учесть еще затраты на подготовку к полету Юлии Пересильд и Клима Шепенко, а также деньги на съемки в целом.
Глава российского представительства компании-оператора космического туризма Space Adventures Сергей Костенко недавно заявил, что стоимость полета туриста на космическом корабле «Союз» составляет около $50 млн. Таким образом, на запуске двух туристов на МКС, вероятно, можно было бы заработать около 7 млрд рублей. Впрочем, как заявил глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин, уже появились заявки от космических туристов, что должно окупить расходы. «Известия» направили запрос в госкорпорацию.
Вероятно, космические кинопроекты вдохновят инвесторов вложиться в отрасль, предположил режиссер Антон Мегердичев. Как и когда окупится фильм, знать на 100% невозможно, добавил он.
Качество против правдоподобия
Съемки «Вызова» — выдающееся событие для российского и мирового кинематографа, уверен продюсер, генеральный директор студии «Тритэ» Никиты Михалкова Леонид Верещагин
— Это первая в мире картина, снимавшаяся на орбите, — подчеркнул он. — Юлия Пересильд прошла весь путь своей героини — врача, которая в кратчайшие сроки была подготовлена для полета на станцию, чтобы в критический момент оперативно помочь находящимся там космонавтам. Конечно же, не в каждом фильме кинематографисты будут опускаться в глубины на реальных подводных лодках или подниматься в стратосферу на самолетах, но человечество всегда расширяет границы возможного, и у меня возникает чувство гордости, что мы здесь в первых рядах.
Обозреватель «Известий» Сергей Сычев сравнил проект с проведением Олимпиады в Сочи в 2014 году.
— Запуск кинематографистов в космос — интересная заявка на имиджевую победу. Впрочем, и сборы фильма наверняка будут гигантскими, хотя все затраты, в частности, на сам полет, они и не покроют. Конечно, сам фильм с точки зрения качества лучше бы получился при съемке в студии. Я бы даже на месте Клима Шипенко переснял «космические» кадры в студии. Настоящая правда в кино может выглядеть неправдоподобно и неэффектно, как бы парадоксально это ни звучало, — поделился мнением эксперт.
Любопытно, что в написании сценария принимал участие Дмитрий Рогозин. Он рассказывал журналистам, что ему в голову пришла идея фильма, а затем ее подхватили кинематографисты.
Здоровье в порядке
В Центре подготовки космонавтов специалисты проведут ряд обследований, чтобы не упустить никаких изменений в организме вернувшихся с орбиты Пересильд и Шипенко, сказала «Известиям» заведующая лабораторией гравитационной физиологии сенсомоторной системы ИМБП РАН Елена Томиловская.
— Полагаю, все будет хорошо, тем более что это не первый случай, когда люди без долгой подготовки посещают МКС в качестве туристов. Впрочем, этот киноэксперимент может еще повысить интерес к космическому туризму — чужой пример всегда заразителен, — сказала эксперт.
Две недели в невесомости без тренировок на состоянии мышц никак не отразятся, добавил заведующий лабораторией спортивной неврологии НИИ спорта и спортивной медицины РГУФКСМИТ Виктор Косс.
— Мышечная память начинает страдать со второго месяца — это первый этап изменений. Второй начинается с третьего месяца и характеризуется биохимическими изменениями в мышцах, но они обратимы. А вот с восьмого-девятого месяца могут начаться необратимые изменения — это третий этап, — пояснил специалист.
Как писали «Известия», первый в мире киноэкипаж отправился с Байконура к МКС на корабле «Союз МС-19» 5 октября в 11:55. Тогда корабль не смог пристыковаться к станции в автоматическом режиме из-за отказа системы. Впрочем, его успешно пристыковали в ручном режиме.
Ольга Коленцова