Войти

Тактическое ядерное оружие – козырная карта России

7327
16
+5

России необходимо выработать четкую позицию в отношении своего ТЯО

Проблема нестратегического ядерного оружия (ЯО) относится к числу сложных и малоизученных – как в теоретическом, так и в практическом плане. Об этом достаточно убедительно свидетельствует и весьма ограниченное количество публикаций по ней. Публичное компетентное обсуждение тех или иных аспектов нестратегического ЯО было практически обречено на то, чтобы стать началом серьезной дискуссии.


С учетом сказанного неудивительно, что проведенный 26 апреля в Московском центре Карнеги семинар на тему «Проблемы ограничения нестратегических ядерных вооружений» сразу же вызвал повышенный интерес со стороны специалистов.


С докладами на семинаре выступили член-корреспондент РАН Алексей Арбатов, являющийся председателем программы «Проблемы нераспространения» Московского центра Карнеги; профессор, генерал-майор в отставке Владимир Дворкин (главный научный сотрудник ИМЭМО РАН); член-корреспондент РАН Анатолий Дьяков – директор Центра по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии МФТИ (ГУ); генерал-полковник Виктор Есин – ведущий научный сотрудник ИСКРАН; Сергей Ознобищев – заведующий сектором Центра международной безопасности ИМЭМО РАН.


По всей видимости, важным обстоятельством, привлекшим внимание к обсуждаемой теме, стало подписание в апреле 2010 Пражского договора между Россией и США. Стороны, подписавшие договор, обязались вести переговоры о дальнейшем сокращении ядерного арсенала в соответствии с обязательствами по статье VI Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) – «вести переговоры по ядерному разоружению, а также о договоре о всеобщем и полном разоружении».


Ссылаясь на положения ДНЯО, США предлагают приступить к сокращению не только стратегического, но и тактического ядерного оружия (ТЯО). Мотив и интерес устремлений США в этом случае вполне объясним: по оценкам экспертов, именно в области ТЯО Россия обладает значительным преимуществом. Ограничение же арсеналов ТЯО «равными потолками» в условиях превосходства НАТО и Китая в силах общего назначения над Россией неизбежно приведет к нарушению баланса в процессе регионального сдерживания.


США готовы к диалогу


Между тем на днях Соединенные Штаты уже выразили свою заинтересованность в проведении широкой политической дискуссии с Россией, направленной на дальнейшее сокращение ядерного оружия. Об этом сообщила помощник госсекретаря по контролю над вооружением, проверке и соблюдению соглашений Роуз Геттемюллер. Кстати, на свою нынешнюю должность она была назначена с поста директора Московского центра Карнеги. По словам госпожи Геттемюллер, ее шеф Хиллари Клинтон в ходе неформальной встречи глав внешнеполитических ведомств стран – членов НАТО в Берлине «подтвердила приверженность устранению диспаритета в нестратегических вооружениях между Вашингтоном и Москвой».


То обстоятельство, что России придется сокращать его более чем другим, не прибавляет оптимизма: период односторонних серьезных сокращений нашей страной вооружения многому ее научил. Кстати, кто-то из американских политиков ранее, объясняя медлительность США в мерах по сокращению, уже высказывался в том духе, что избыток оружия его стране еще никогда не мешал.


На семинаре, проведенном в Московском центре Карнеги, благодаря участию в обсуждении экспертов по политическим, военным и техническим вопросам были охвачены практически все аспекты возможного сокращения нестратегического ЯО.


Ключевым вопросом, поднимавшимся в ходе дискуссии, стала необходимость выработки четкого категориального аппарата в отношении нестратегического ЯО. В настоящее время в соответствии с наиболее распространенной точкой зрения принято считать нестратегическим ЯО все ЯО, не предусмотренное договорами по СНВ и РСМД. В то же время, как отмечалось в выступлениях, нестратегическое ЯО еще не упомянуто в договорах, и, следовательно, его юридический статус не определен.


Подход к ограничению нестратегического ЯО не может быть аналогичен ограничению стратегического ЯО. Принципиальной особенностью носителей нестратегического ЯО является их двойное назначение. Тем самым осложняется процедура контроля, поскольку подобные носители часто находятся в составе сил общего назначения. Возможность осуществления контроля ограничивается и высокой степенью секретности на предзаводских складах, а также специализацией заводов-изготовителей одновременно на демонтаже и сборке боезарядов.


Вдобавок к этому кардинальным образом отличается подход ядерных держав к классификации ЯО в целом. Для многих государств весь их ядерный потенциал является стратегическим. К примеру, французские ударные силы, несущие ракеты типа ASMP (крылатые ракеты воздушного базирования), Россия считает тактическим вооружением, в то время как сама Франция – стратегическим.


Принцип «равного потoлка»


США выдвигали предложение ограничить «равными потолками» все ЯО, хранящиеся на складах. Алексей Арбатов в своем докладе обратил внимание собравшихся на недостатки данного предложения. По его мнению, США не могут требовать равенства с Россией в отношении ТЯО. Наши государства находятся в различных условиях: Россия расположена в пределах досягаемости всех ядерных держав, включая Корею, в то время как для США угрозу представляют только Россия и Китай. То есть для России – в отличие от США и многих других держав – ТЯО играет более существенную роль при обеспечении национальной безопасности, выступая важнейшим средством сдерживания.


Анатолий Дьяков в своем выступлении затронул вопрос «возвратного потенциала», который в США составляет около 2000 единиц против нескольких сотен наших. Он сделал акцент на том, что в настоящее время переговоры по нестратегическому ЯО малоперспективны. Однако Россия, США и НАТО могли бы пойти на согласованные меры транспарентности в отношении неразвернутого арсенала – как активного, так и выслужившего свой срок. В частности, возможен обмен информацией о количестве боеприпасов первого типа и местах их хранения при обязательстве хранить данные боеприпасы только в заявленных местах, а также об отсутствии планов по переводу боеприпасов второго типа в первый.


Виктор Есин привел данные Стокгольмского института исследований проблем мира по количеству ТЯО: в США – 500 единиц, в России – 2000. Генерал-полковник высказал и следующую интересную, неоднозначную и даже кощунственную для многих мысль: поскольку для России ТЯО является по большей части средством регионального сдерживания, его можно будет применить в случае острой необходимости без катастрофических последствий.


Комментируя данный тезис, хотелось бы высказать следующие соображения. Согласно Военной доктрине Российской Федерации, «ядерное оружие будет оставаться важным фактором предотвращения возникновения ядерных военных конфликтов и военных конфликтов с применением обычных средств поражения (крупномасштабной войны, региональной войны)». В доктрине закреплено и положение о том, что Россия «оставляет за собой право применить ядерное оружие в ответ на применение против нее и (или) ее союзников ядерного и других видов оружия массового поражения, а также в случае агрессии против Российской Федерации с применением обычного оружия, когда под угрозу поставлено само существование государства». Отметим также то, что «решение о применении ядерного оружия принимается президентом Российской Федерации».


Комментируя приведенные положения Военной доктрины применительно к ТЯО, следует отметить, что требуют осмысления и решения несколько проблемных вопросов. Следует напомнить, что в военное время ТЯО развертывается в составе сил общего назначения. Надо учитывать и то, что существует вероятность быстрого вовлечения в конфликт с высоким риском ядерной эскалации. При этом, как показывает анализ современных тенденций развития военного дела и конфликтов, проблема сдерживания актуализируется именно на региональном уровне.


По всей видимости, в ходе назревания регионального военного конфликта переход от подготовки агрессии к ее развязыванию будет происходить скорее всего постепенно посредством эскалации, последовательного нарастания напряженности. Следовательно, в случае с региональным конфликтом осуществление ядерного сдерживания посредством нанесения немедленного массированного ответного удара возмездия вряд ли может быть приемлемо, в том числе и ввиду катастрофических последствий. В этом случае сдерживание агрессии, устранение ее угрозы на начальном этапе может быть обеспечено за счет использования в той или иной мере ядерного фактора. Разумеется, речь не идет о немедленном применении ТЯО, поскольку на первом этапе может быть достаточным ограничиться лишь мерами демонстрационного характера. Вместе с тем цель таких мер – убедительно заявить о серьезности намерений, показать решимость использовать ТЯО в случае развязывания агрессии против России. Тем самым при определенных условиях фактор ТЯО может оказаться решающим для сдерживания агрессии и нейтрализации агрессивных устремлений, направленных против нашей страны. Думается, примерно такими соображениями продиктована озвученная идея Виктора Есина.


Кстати, создание в Вооруженных силах России четырех объединенных стратегических командований (ОСК) является серьезным основанием для того, чтобы задуматься над полномочиями командующего войсками военного округа. Состоявшаяся ликвидация ряда промежуточных звеньев в цепочке управления войсками (силами) одновременно означает, что произошло повышение статуса и сферы ответственности командующего. По сути, на командующего возложена ответственность за положение дел в огромном по пространственным показателям регионе, за обеспечение безопасности имеющимися в его распоряжении средствами. При этом в современных условиях нельзя исключать вероятность того, что может возникнуть такая критическая ситуация, когда командующему придется единолично принимать решение на развертывание и применение войск (сил).


Виктор Есин выделил и два объективных фактора ограничения ТЯО (но не на равных условиях): а) строительство новой архитектуры безопасности (по инициативе президента России) и б) невозможность дальнейшего прогресса в сокращении СНВ. Поэтому консультации следует начать России и США, а после выработки понятийного аппарата – подключить прочие ядерные державы.


Сергей Ознобищев в своем сообщении коснулся противоречий в сфере ядерных вооружений между Россией и НАТО. С одной стороны, НАТО продолжает политику сокращения: количество авиабомб в Европе сократилось с 400 в 2004 году до 200 (в 5 странах) на настоящий момент. Вместе с тем в Стратегической концепции НАТО отмечено, что «до тех пор, пока в мире существует ядерное оружие, НАТО останется ядерным альянсом». Во многом это – следствие «остаточного мышления», «ядерной традиции». Кроме того, расширение НАТО мешает принятию единых решений в области контроля над вооружениями. Новая когорта членов будет добиваться от России передислокации ЯО подальше от границ государств – членов НАТО, что, в свою очередь, вызовет недовольство Китая.


Владимир Дворкин говорил о все более настойчивых инициативах, исходящих от США, обеспокоенных незащищенностью наших ТЯО от несанкционированного пуска. Он подчеркнул, что стимулов к сокращению, кроме обязательств, предусмотренных статьей VI ДНЯО, у России нет. Поскольку любой договор будет «навязывать потолки», необходим длительный подготовительный период консультаций. Со своей стороны Россия могла бы заявить о демонтаже боезарядов для ПРО и ПВО. Применение подобных зарядов практически невозможно вследствие неизбежности взрыва над своей же территорией. В свою очередь, США могли бы осуществить демонтаж глубинных ядерных бомб и мин.


Сопутствующие вопросы


После озвученных докладов на семинаре последовали вопросы и комментарии со стороны присутствовавших. Так, представителя Ассоциации военных политологов (АВП) Александра Перенджиева интересовало: если будут вестись переговоры с НАТО, то, учитывая некоторую свободу членов НАТО, следует рассматривать их как единый субъект или это гибкая система. Ответом было: «Воспользоваться свободой или нет – право каждого государства. Наша политика традиционно строится на двусторонних соглашениях».


Между тем сохраняется ряд проблемных вопросов в ядерной сфере, на что представители АВП ранее обращали внимание. Так, Германским обществом внешней политики, которое функционирует при поддержке внешнеполитического ведомства ФРГ и осуществляет экспертную поддержку его деятельности, в сотрудничестве с Французским институтом международных отношений еще в январе 2004 года был обнародован проект совместного стратегического документа Франции и Германии в области ядерного сдерживания. В документе содержатся конкретные предложения по скоординированному применению французского ядерного оружия «в граничащих с Европейским союзом регионах». Отрицать или замалчивать наличие подобных проблем – весьма не дальновидно. Без учета этого и других обстоятельств, связанных с обеспечением национальной безопасности, было бы совершенно необоснованно приступать к сокращению отечественного ТЯО.


Семинар завершился признанием следующего факта: темпы осознания международным сообществом ядерной опасности еще недостаточны, и сторонам следовало бы отбросить стремление обыграть противника, чтобы позаботиться об общем благе. Не может не внушать оптимизм то, что за 20 лет запасы ядерного оружия в мире уже сократились на 85%. Прозвучал и прогноз того, что вероятность включения нестратегического ЯО в повестку дня будущих переговоров довольно высока. Чтобы переговоры были продуктивными, России необходимо выработать четкую позицию в отношении своего ТЯО и приступить к двусторонним консультациям с другими ядерными державами. Как представляется, ясная и взвешенная официальная позиция по вопросам «ядерного фактора» может сформироваться только с участием представителей экспертного сообщества.



Василий Клавдиевич Белозеров - сопредседатель Ассоциации военных политологов, заведующий кафедрой политологии МГЛУ; Елена Алексеевна Лебедкова - студентка четвертого курса отделения политологии МГЛУ

Права на данный материал принадлежат
Материал размещён правообладателем в открытом доступе
  • В новости упоминаются
Похожие новости
16.12.2019
Москва и Пекин остаются врагами НАТО
11.01.2018
Агрессивна как по форме, так и по содержанию
19.10.2015
Вашингтон играет с огнем
09.06.2014
Крах клиентов коллаборационизма и будущее России
21.11.2011
Кому вершки, а кому корешки на ядерном поле
05.05.2010
Тактическое ядерное оружие - проблемы и решения
16 комментариев
№0
14.06.2011 01:47
Было бы кому применять. Да и смысл от него? Дальность неахти. Для предотвращения агрессии при фронте в 2тыс км потребуются сотни зарядов. Откуда, если засланец Медведев, вроде бы из приличной семьи человек, а пилит НАШ, не его, плутоний? Кто будет грязь убирать? Как будет организовано отселение?
-3
Сообщить
№0
14.06.2011 10:36
Да,не повезло России с руководством в эти 20 лет.
+1
Сообщить
№0
14.06.2011 10:56
Цитата
Да,не повезло России с руководством в эти 20 лет.
А в следующие 20? Перетасуем карты? Сыграем снова?
+3
Сообщить
№0
14.06.2011 11:05
http://vz.ru/politics/2011/6/14/499186.html

Нужно учебные стрельбы Бастионом повторить. Желательно залповые.
+4
Сообщить
№0
14.06.2011 20:08
Для предотвращения агрессии при фронте в 2тыс км потребуются сотни зарядов - №1
----------------------------------
Вы, уважаемый Владислав, знаете сколько у РФ таких зарядов? Да и причем здесь дальность (которая "неахти") для такого рода зарядов?
+3
Сообщить
№0
15.06.2011 00:15
Кто ж мне такие данные даст? Количество мало явно.
Вот если по сусекам поскрести, то можно из чего получше сделать. Легче, надёжнее на подрыв. Никакой электроники.

В 1960-е для остановки наших колонн требовалось взрыв десятков устройств на фронте в 100-200км, причём заряды от сотен кт. Сейчас танки защищённее, ФВУ есть, дополнительная защита от нейтронного излучения помимо брони, сочетающая и иные функции.

Другое дело что 1тонна с интересным ОВ может иметь эффект куда больше чем 1Мт в случае защищённых целей.
-2
Сообщить
№0
15.06.2011 00:51
Цитата
Кто ж мне такие данные даст? Количество мало явно.
А сколько надо то?Количество ТЯО у нас и так тысячами измеряется.
+3
Сообщить
№0
15.06.2011 01:26
Владислав, уж поверьте, ТЯО у России вполне достаточно, коли янки обеспокоены его сокращением
+2
Сообщить
№0
15.06.2011 01:43
Да Сака ..дла полез бы даже еслиб ему Сатану под нос сунули не веря што применим!
Если снова полезет-блин,долбануть Точкой или Эскандером с ТЯО-заодно другим показать свою решительность-мол сочтём,применим и ТЯО и ОМП!
А сакращять ТЯО никак нельзя-слишком много РЕАЛЬНЫХ"друзей"в двух шагах!
-1
Сообщить
№0
15.06.2011 06:50
по договору 1500 зарядов скорее всего, причём с постоянным контролем со стороны США. С учётом форы в развёртывании, нападении...
0
Сообщить
№0
15.06.2011 08:02
Да нет пока никакого договора о ТЯО-есть только о РСМД!
+1
Сообщить
№0
15.06.2011 08:12
Амеры по РК договариваца не захотят никогда(это их главная ударная сила)-вот и пошли они лесом со своей обеспокоиностью нашим ТЯО!
+2
Сообщить
№0
15.06.2011 19:44
Другое дело что 1тонна с интересным ОВ может иметь эффект куда больше чем 1Мт в случае защищённых целей. - №6
----------------------------------------------------
Ну, ну! Объясните детальнее!
0
Сообщить
№0
16.06.2011 00:34
В США есть тематики по наноконтейнерам. Когда он идёт через фильтры то нейтрален и реагирует на конкретные в-ва. Скажем пот человека.
Я не знаю ни одной ФВУ которая давала бы хотя бы 95% защиту против наночастиц нейтральных с размерами нанометров менее ХХ. Химфильтры обычно применяемые для фильтрации и обеззараживания лишь отчасти снижают проникновение, обычно на первые десятки процентов.
Это экспериментальные данные.

Кстати по ряду типов наноконтейнеров работы были и в некий момент прекратили публиковаться.
Что интересно так широкий спектр воздействия при минимальной модификации вплоть прямо перед применением, например загуститель ж-ти, катализатор или наоборот ингибитор горения.
Распылили над бункером с мелких БПЛА. Система вентиляции идёт на рециркуляцию, с подачей через какое-то время через фильтрацию воздуха извне или сразу извне.
Датчики или трубки на обычные ОВ настроены.
-1
Сообщить
№0
16.06.2011 07:16
Прошу прощения, уважаемый Владислав! Я просто неправильно понял абревиатуру "ОВ", расшифровав ее как некий тип взрывчатки.
Ну естественно, что тонна отравляющих веществ может натворить бед, сравнимых с ЯО. А тонна бактериологического оружия (особенно вирусов) вообще представляет не вообразимое количество, оно может уничтожить огромное количество людей. В частности, новая кишечная палочка в Германии едва ли представляет собой естественную мутацию. Видимо, соответствующие работы ведуться.
0
Сообщить
№0
16.06.2011 07:31
Онищенко не зря свирепствует. Мы не Германия и если чрево более лужёное, то медицина - отстой. Посему если у тебя нет дохода в миллиона три рублей в год, хороших полисов и ты не в крупном городе, то шансы выжить меньше.
Вся надежда на Ин-т Гриппа. Там интереснейшие разработки были. Пользовался, несколько раз от больницы и меня и родственников и коллег по работе спасало.
К сожалению фармакологи как местные так и внешние давят. Не первая их да и прочих разработка кою при положит. лаб. и клинич. испытаниях резали на инстанциях.
Оборудование, денежное содержание сотрудников и собственно лаборатории где покупал препарат (на свою ответственность, прошло с первой уж лет девять и ни разу не пожалел) оставляет желать лучшего. Нет даже элементарных ЧПП (cleanroom), чистых сред для нормальной работы, это как вентиляционщик-клинрумщик бывший на подобных в других местах и проектировавший/консультировавший говорю.
-1
Сообщить
Хотите оставить комментарий? Зарегистрируйтесь и/или Войдите и общайтесь!
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ
Ежедневная рассылка новостей ВПК на электронный почтовый ящик
  • Разделы новостей
  • Обсуждаемое
    Обновить
  • 25.04 09:38
  • 1032
Без кнута и пряника. Россия лишила Америку привычных рычагов влияния
  • 25.04 09:30
  • 2
Разящий луч: как развиваются боевые лазеры
  • 25.04 09:27
  • 9
Российские разведывательно-ударные мультикоптеры предложат на экспорт
  • 25.04 09:12
  • 276
Космонавтика Илона Маска
  • 25.04 09:02
  • 26
Национальная политика и миграция
  • 25.04 08:46
  • 19
Командующий ВВС США в Европе о роли авиации в боевых действиях на Украине
  • 25.04 05:20
  • 118
Конкурента российского Су-75 из Южной Кореи впервые представили на выставке
  • 25.04 05:17
  • 3
Ходаковский: важно понять, для чего мы начали СВО и как будем дальше жить с побеждённой Украиной
  • 25.04 04:48
  • 2706
Как насчёт юмористического раздела?
  • 25.04 01:52
  • 1
Минобороны РФ проведет в Парке Победы выставку трофейного оружия из зоны СВО
  • 24.04 18:08
  • 477
Израиль "готовился не к той войне" — и оказался уязвим перед ХАМАС
  • 24.04 18:05
  • 43
Россия использует пропаганду как средство войны против Запада - британский генерал
  • 24.04 17:59
  • 6
В JAXA допускают, что лунный модуль SLIM сможет начать выработку электроэнергии
  • 24.04 17:50
  • 21
Первую летную ракету-носитель "Ангара-А5" отправили для испытаний на космодром Восточный
  • 24.04 16:17
  • 0
«Обратная» миграция: что творится в ЕС?