Войти

Перевооружение армии и флота под большой угрозой срыва (часть 2)

4832
18
+2

Часть 1


Чтобы выполнить ГПВ-2020, надо восстановить систему заказов, которая была в царской России, Советском Союзе

В России принято несколько государственных программ вооружения. И это не случайно. Ведь все промышленно развитые государства активно разрабатывают перспективные вооружения и оснащают ими национальные армии. У граждан России, естественно, возникают вопросы об оснащенности нашей национальной армии, способна ли оборонная промышленность дать все необходимое для защиты Отечества, почему не выполняются госпрограммы вооружения? На эти и другие вопросы заместителю ответственного редактора «НВО» Олегу ВЛАДЫКИНУ ответил начальник Вооружения Вооруженных сил РФ в 1994–2000 годах, заместитель руководителя комиссии РСПП по оборонно-промышленному комплексу, генерал-полковник в отставке Анатолий СИТНОВ.


– Почему, на ваш взгляд, затягивается принятие новой федеральной целевой программы развития ОПК, с которой президент РФ требует согласовать ГПВ-2020?


– Я уже говорил, что отсутствует государственный орган по руководству оборонно-промышленным комплексом. Такое министерство надо создавать, потому что нет головы – нет программы, будет голова – будет программа. По-другому работать нельзя. При этом в одну линейку надо ставить и государственные, и коммерческие предприятия, и акционерные общества – все должны одинаково отвечать перед государством и президентом РФ за выполнение гособоронзаказа. А то у нас сейчас наплодили всяких организаций и фирм, которые фактически узурпировали оборонную отрасль и определяют политику нашему президенту и правительству в области обеспечения потребностей в оборонно-промышленном комплексе. Поэтому надо наводить порядок: все предприятия оборонно-промышленного комплекса должны работать в едином нормативно-правовом поле и законодательстве. Тогда все будет. А то мы сначала обеспечиваем ресурсами и материалами заграничных поставщиков и только потом своих, и то по остаточному принципу и нередко с ценой на 30–40% выше, чем реальная внутри страны. Поэтому и невыгодна явно заинтересованным и ангажированным международным корпорациям, некоторым российским деятелям действенная программа развития нашего ОПК и не указ им распоряжения высшего российского должностного лица.


– Как-то вы заявили, что Россия за последние годы потеряли более 300 супертехнологий в различных отраслях, и в первую очередь в авиации и противоракетной обороне. Как это отразилось на производстве вооружений?


– Давно известны методики определения уровня развития промышленности государств. Берут 22–24 позиции критичных технологий и определяют, где приоритет. Так вот, в советское время мы были первыми по семи позициям, включая технологии: ядерные, лазерные, СВЧ, сверхматериалы, даже авиация у нас была впереди. А в рыночной России из-за отсутствия заказов на многих предприятиях ОПК полностью утеряны технологии, ранее успешно применявшиеся для изготовления техники и вооружения. По многим данным, за последние 15 лет было безвозвратно утрачено более 300 критических технологий, на восстановление которых потребуются десятилетия и огромные финансовые затраты. Исчезает русская инженерная школа – одно из величайших достижений страны. С развалом испытательных полигонов уходят методики и оценки результатов испытания вооружений. Катастрофически сократилось воспроизводство по количеству вооружений, а также кадров, технологий, новых инструментов, измерительных систем, материалов.


Мы активно занимаемся «отверточным» производством. В итоге один работающий в России и 15–20 – за рубежом. «Отверточная» сборка стала отражать наше место и в мировой системе производства новых видов оружия. Любая новая техника – в основном из импортных комплектующих. Высокотехнологичное российское производство катастрофически снижается. При этом начиная с 2000 года стоимость производства изделий, техники и вооружений возросла в 5–20 раз.


Как можно сохранить технологии, допустим, в авиации, когда мы закупаем 65 «Боингов» в США, 90 аэробусов в ЕС, 95 «Эмбраеров» в Бразилии, 55 «Бомбардье» в Канаде общей стоимостью порядка 20 миллиардов долларов с учетом сервисного обслуживания, создания ремонтных или сервисных аптечек, подготовки кадров, специалистов, летчиков и т.д.? А сами выпускаем 7–9 самолетов в год в гражданской авиации. Как можно сохранить технологию, если мы сами себя губим? У нас и летчиков не будет, потому что уже объявили, что летать должны только знающие английский язык по четвертому уровню. А таких в стране не так много. И неизвестно, где их найти. Очевидно, должны пригласить пилотов-иностранцев, которые полностью возьмут под контроль перелеты внутри государства и за рубеж. Надо не подстраиваться под интересы Запада, а решать свои первоочередные задачи. Иначе России может быть уготована судьба Югославии, Ирака или Ливии.


– Всероссийский профсоюз работников оборонной промышленности провел недавно массовую акцию протеста в связи с отсутствием гособоронзаказа на 2011 год для ряда предприятий отрасли. Почему сложилось такое с ГОЗ-2011?


– Профсоюзы сколько угодно могут выступать и протестовать по различным проблемам ОПК. Только они борются с ветряными мельницами. Я уже говорил о закупке воздушных судов в Америке и Европе. Но ведь мы начинаем закупать те же «Мистрали» и другие вооружения. Поэтому профсоюзам надо бороться за сохранение рабочих мест, за сохранение производства и развитие ОПК, тогда у них не будет проблем с занятостью, оплатой и т.д. Если реально говорить о действенности российских профсоюзов, то даже с их международным статусом они практически не влияют ни на экономическую жизнь, ни на законотворчество. Они практически перестали бороться за занятость в оборонно-промышленном комплексе. Еще с начала 90-х годов прошлого века научный, кадровый, технологический потенциал ОПК становился невостребованным и постепенно пришел в упадок. Дополнительно к этому неэффективная кадровая политика привела к «выдавливанию» лучших специалистов. Исчез институт генеральных конструкторов. На всех предприятиях теперь исполнительные директора. Новое поколение менеджеров, за редким исключением, просто не способно рисковать, создавать и творить. Многие не могут заниматься промышленной политикой, перспективным развитием предприятий. Это мог делать только генеральный конструктор, он обладал всеми правами и обязанностями на своей ответственной должности. С 2003 по 2007 год были уволены более 400 директоров еще прежней, советской школы, которых издевательски в новой России обозвали «красными директорами». Именно они в рыночной экономике удерживали оборонное производство. Поэтому, если мы хотим развивать национальный ОПК, обязаны хотя бы перенять опыт их руководства или найти управленцев-державников, а не просто рыночников.

– Стремление нынешнего руководства Минобороны все активнее закупать ВВТ за рубежом – благо или беда для Вооруженных сил РФ и ОПК?


– В российском государстве развелось очень много экспертов, которые мало чего понимают и в вооружении, и в системе вооружения, и самое главное – мало чего понимают в применении самих вооруженных сил.


Само Министерство обороны России отказывается от перспективных разработок. Так, был разработан легкий плавающий танк «Спрут-СД» с немыслимым для него 125-мм калибром пушки. По боевым и эксплуатационным возможностям он превосходит все существующие зарубежные аналоги. К сожалению, производство закрыто. Разработан новый танк Т-95. Экипаж размещается в бронекапсуле высокой защищенности. В нем предусмотрен новый двигатель, техническое зрение и т.д. Он даже не принят на вооружение. Современные горе-теоретики не понимают того, что танк всегда был системообразующей единицей в общевойсковых частях и соединениях. Каждый новый танк определяет потенциал войск. Отказ от завершения работ по новому танку автоматически закрывает работы по обитаемости, эргономике, автоматизации, механизации, техническому зрению, новым видам боеприпасов и танковых ракет, броневой защите, более прогрессивной подвеске, новым двигателям, то есть прощай, родина.


Такая же участь постигла новые боевые машины пехоты и десанта. Поэтому, как следствие, разваливается производство. Есть уже свои бронемашины «Тигр». Но при этом закупаем совсем не лучшую технику «Ивеко», о которой на испытаниях нелестно отозвались специалисты МО и МВД России. Можно привести и другие примеры, когда свои разработки не поддерживаются. При этом американцы и в Ираке, и в Афганистане пересаживаются на нашу технику, берут наше стрелковое оружие, берут наши вертолеты и воюют, а для демонстрации существует специальное подразделение, в котором полностью экипированные американцы с собственным вооружением разглагольствуют, как они здорово воюют. Надо нашим горе-теоретикам посмотреть, что реально используется на войне, а что только для кинофильмов и телепоказов. Виртуальная война не имеет ничего общего с реальными боевыми действиями.


– Какие последствия будет иметь такая политика для отечественного ОПК?


– Категорически против закупки вооружения за рубежом. К примеру, приобретая дистанционно пилотируемые аппараты, мы одновременно бесплатно передаем Израилю фоноцелевую обстановку, системы передачи данных, целеуказаний и целераспределений, базы данных. А это стоит примерно от 5 до10 миллиардов долларов.


Более того, западные компании не стремятся продать России новейшие технологии. После провала стратегической оборонной инициативы (СОИ) США вышли с инициативой технологического забора. Опять введен режим ограничений по продажам супертехнологий. Их можно достать только при помощи разведки. Нам продают давно забытые изделия 2-го и 3-го поколения. 4-го, 4+ и тем более 5-го поколения никто никогда продавать не будет. И при этом для нашего ОПК весьма пагубные последствия – закрываются подобные тематики, разгоняются институты. В результате мы теряем полностью оборонно-промышленную культуру. Общий технологический уровень оборонных предприятий снизился в несколько раз. Велика опасность, что без мощного, инновационного ОПК страна станет сырьевым придатком. Самое главное – умирают институты, которые были профильными в исследованиях и разработках стратегических продуктов промышленности. А развитие всей национальной промышленности является, в свою очередь, ключевым в развитии ОПК. Не будет обычных автомобилей – не будет военных. Не будет гражданских самолетов – не будет военных. Уходит культура Туполевых, Ильюшиных, Яковлевых. Свои конкурентоспособные самолеты Ил-96, Ту-204, Ту-334 мы сейчас не делаем. Ил-96 и Ту-334 запретили к выпуску, такая же участь ждет Ту-204. Надо помнить, что, когда после Второй мировой войны Германии и Японии запретили производить боевую авиацию, умерла и гражданская. До сих пор ни Германия, ни Япония не являются мировым лидером в авиации, хотя они ранее были в ее первых рядах. Можно купить какой-то образец. Но расходные материалы никто не даст – ни боеприпасы, ни ракеты. Не будет производства ВВТ в мирное время – в особый период восстановить будет практически невозможно. Я к этому отношусь категорически отрицательно.


– Ваши оценки весьма не радужные. Неужели так все плохо? Может, есть что-то положительное в нашей национальной промышленности, в том же ОПК? Ведь почти каждый день телевидение внушает большинству россиян, что в государстве полным ходом идут преобразования в экономике, идет буквально борьба руководства государства за внедрение инноваций, увеличиваются бюджетные расходы.


– Если говорить в целом о промышленности, то, безусловно, есть отдельные направления, которые курируются и развиваются. Страна еще способна делать, созидать. В мире всего шесть стран, которые способны выпускать всю систему вооружений – от армейского ножа и пистолета до стратегических видов вооружений. Среди них и Россия. И это замечательно. Пилотируемый космос – только три страны: США, Россия и Китай. Причем Китай с нашей помощью прошел за 10 лет путь, который мы прошли за 50. Если говорить о системах воздушно-космического базирования, то у России остается приоритет по многим направлениям. Все элементы космического базирования, включая радиоразведку, навигацию, телеметрию, у нас есть.


Большая группа специалистов у нас успешно работает в области лазерной техники. Сейчас наметился прорыв в фотоэлементной базе, позволяющей обеспечивать работоспособность спутников до 12 лет.


Мы никогда не отставали по вооружениям для радиоэлектронной борьбы. И ныне остаемся на уровне. Новые системы связи и управления – это то, что будет в космосе. Недалеко то время, когда их энергетика останется на земле, а остальные объекты – в космосе.


Если говорить об авиации, то не все потеряно, можно воссоздать утраченные КБ «Туполева», «Ильюшина» и другие. В свое время наша авиация совершила прорыв – перешла в начале 90-х годов к созданию модульного ряда, когда на основе базовой модели создается семейство самолетов различного назначения. Такой ряд самолетов в начале 90-х годов был предложен туполевской фирмой. Он включал Ту-204(214), Ту-334, Ту-324, Ту-330, Ту-434. Однако мы этот проект загубили, не довели до конца, его взяла на вооружение канадская фирма «Бомбардье». Эту же теорию использует бразильская компания «Эмбраер». Мы же теперь закупаем их изделия, а свои не делаем. Вот Ту-154, как его только не пытаются дискредитировать, а машину смогли посадить в лесу на грунт вслепую при отказанной системе электроснабжения. Значит, машина-то чудо!


– Вечный российский вопрос – что делать?


– Пока не поздно – можно восстановить утраченные позиции в технике, в создании новых материалов, двигателей, но требуются серьезные финансовые затраты. Тем более нам необходим переход на пятое поколение вооружения. Пятое поколение боевой техники – это уже системы реального времени со встроенной системой контроля, саморегулирования и самонастройки техники и еще со многими другими новейшими функциями. Мы сделали в свое время «сумасшедший» скачок в автоматизации всех видов вооружения, перейдя на цифровые технологии. К сожалению, и здесь ныне большие проблемы – недостаточно элементной базы, математического обеспечения, специалистов. И все это по причинам, о которых мы говорили уже.


Национальная безопасность, оборонная достаточность, безусловное повышение боеготовности Вооруженных сил РФ, их более высокий уровень технической оснащенности являются велением времени. Это не означает, что, как ранее в СССР, надо производить до 72 тысяч танков. Речь прежде всего идет об информационной составляющей вооружения следующего поколения. Весь мир тихо перешел на советскую систему прогнозирования и сведения экономических балансов. Советская власть умела делать балансы по 3,5 тысячи направлений. Мы же теперь от силы делаем пять-шесть балансов. В стране должен быть один орган, который координирует и частные, и государственные разработки в области вооружений. Поэтому необходимо расширение функций Военно-промышленной комиссии. Важно помнить: обороноспособность страны – это её суверенитет.



Олег Владыкин

Права на данный материал принадлежат
Материал размещён правообладателем в открытом доступе
  • В новости упоминаются
Похожие новости
09.07.2020
«Черные дыры» авиапрома
07.10.2014
Подъемная сила родины
19.04.2013
Об авиастроении в России
16.08.2011
МАКСимальный уровень обороны не просматривается
11.10.2010
Потратиться на оборону и вконец не разориться
14.04.2010
Поможет ли нам оружием заграница?
18 комментариев
№0
04.04.2011 03:20
Цитата
Важно помнить: обороноспособность страны – это её суверенитет.
+1000000
+1
Сообщить
№0
04.04.2011 03:28
"Важно помнить: В руководстве страны – её суверенитет."
0
Сообщить
№0
04.04.2011 03:40
Все это хорошо,только автор не говорит,где взять деньги на "серьёзные финансовые затраты".
0
Сообщить
№0
04.04.2011 07:17
В тумбочке.
0
Сообщить
№0
04.04.2011 07:45
Маленький намек-скока будут стоить 4 мистра?
0
Сообщить
№0
04.04.2011 07:47
А скока резервного фонда?
Смысл накапливать деньги если вымираем?
0
Сообщить
№0
04.04.2011 07:56
Это не означает, что, как ранее в СССР, надо производить до 72 тысяч танков.

Вот хватит внушать уже чувство вины. Произвели и произвели. Значит так было надо. Тем более, что на наших танках полмира катается (вся Африка, Ближний Восток, Индия, Китай- только главные эксплуатанты.) Этим гордиться нужно. Так же как и тирражами советского стрелкового оружия. Сейчас тысячу танков в год выпускать не требуется, а вот самолетов, ОТРК, ЗРК, вертолетов хотелось бы больше, чем 3-4...
+2
Сообщить
№0
04.04.2011 08:02
Отверточным производствам очень легко перекрыть кислород. Достаточно прекратить поставки комплектующих. Будем воевать с пиндосами - эти производства гарантированно будут остановлены.
0
Сообщить
№0
04.04.2011 08:16
Проблема отверточного производства в отсутствии квалифицированной РАБОЧЕЙ силы. В СССР сотни ПТУ выпускали десятки тысяч квалифицированных производственников. Быть рабочим было престижно. Например, регулировщик/радиомонтажник получал ЗП выше инженера (оттого многие инженеры сверх своей ставки желали попасть именно на сборочное производство). Теперечи системы подготовки профессиональных кадров не существует. Все что работает и производится, делается по иннерции на старых советских дрожжах. Средний возраст рабочих? ;) Переход на станки с ЦПУ... Возможно, как вариант, возможно, как единственный вариант... Только медленно это все очень происходит...
0
Сообщить
№0
04.04.2011 11:17
Работать по военным заказам очень паскудно.
Как изделие военные заказывают, так начинается гнилая тягомотина на десятилетия. Аналогичные изделия, заказываемые сторнними конторами или зарубежными заказчиками делаются "на ура" и быстро.
Причём изделие из за военных идет косое, исправить косяк в изделии нереально, так и будет выпускаться и летать кривым.
Очень неприятно работать по таким изделиям.
0
Сообщить
№0
04.04.2011 12:04
вся причина этой нервозности в том, что военные требует всё и сразу, при этом они забывают оплачивать заказ, как это обычно бывает.
0
Сообщить
№0
04.04.2011 12:26
Цитата
Работать по военным заказам очень паскудно.

Как изделие военные заказывают, так начинается гнилая тягомотина на десятилетия. Аналогичные изделия, заказываемые сторнними конторами или зарубежными заказчиками делаются "на ура" и быстро.

Причём изделие из за военных идет косое, исправить косяк в изделии нереально, так и будет выпускаться и летать кривым.

Очень неприятно работать по таким изделиям.
Нет адеватного руководства :( .
0
Сообщить
№0
04.04.2011 12:41
Смысл статьи абсолютно ясен и правилен:восстановление нашей инженерной школы и коренная модернизация. Уже совершенно очевидено, что закупки иностранного вооружения мало что дают в смысде развития, зато делают нас зависимыми и слабыми.

Произвели и произвели. Значит так было надо. Тем более, что на наших танках полмира катается (вся Африка, Ближний Восток, Индия, Китай- только главные эксплуатанты.) Этим гордиться нужно. Так же как и тирражами советского стрелкового оружия. Сейчас тысячу танков в год выпускать не требуется, а вот самолетов, ОТРК, ЗРК, вертолетов хотелось бы больше, чем 3-4...

Дятлов, в целом поддерживаю твою мысль. Но нужно понимать, что тогда советское руководство зачастую не продавало, а дарило вооружение в обмен на заверения преданности курсу на социализм. Времена были такие.
А сейчас вооружений нужно столько, сколько нужно, и размещено оно должно быть там где нужно, то бишь в соответствии с задачами обеспечения оборонооспособности страны. А это задача МО и генштаба, компетентность которых не всегда оказывается на высоте. Разделение страны на 4 военных округа скорее всего правильноое решение, как и стремление сделать армию мобильной скорректировав структуру. Однако скандалььные высказывания по поводу некоторых образцов нашего вооружения уже навредили нам. В частности проигрыш в Таиланде - следствие безответственной болтовни Постникова.

инженегр, замечание не очень приятного свойства, но и не признать его правоту нельзя. Проблема также в том, что госиспытания могут идти не шатко не валко годами. В пршлом году я брал интервью у Александра Макарова, главы часовогозавода "МакТайм", участвующего наряду с ЧЧЗ "Восток" в разработке армейских и офицерских часов для МО. С 2007 идёт бодяга с испытаниями. Часы уже прошли все возможные испытания и проявили себя с лучшей стороны, но воз и ныне там. Отчасти и из-за этого "МакТайм" никак не может приступить к производству нового автоматического хронографа 30644, разработанного ими по спасённым от мусорки чертежам из архивов 1МЧЗ "Полёт". Часы с этим калибром планируются как часть амуниции высших офицеров.

Пора модернизировать не только ОПК, но и МО, удалив из него зажравшихся кабинетных горе-генералов, занимающихся не своим делом.
+5
Сообщить
№0
04.04.2011 13:13
Дуболомам не место в штабах.
+5
Сообщить
№0
04.04.2011 20:36
Цитата
Дуболомам не место в штабах.
Точно!
Только кто будет там чистку вести-сами дуболомы?
0
Сообщить
№0
04.04.2011 20:47
сергей, чистку можно провести по принципу, который сейчас обкатывается на МВД. Посмотрят как получилось и примутся за высший командный состав армии и флота. Нужна новая кровь. а многим из этих офицеров пора бы уже на покой цветочки в огороде разводить.
+3
Сообщить
№0
04.04.2011 21:02
Цитата
а многим из этих офицеров пора бы уже на покой цветочки в огороде разводить.
+1
А некоторым и в Сибирь лес валить!
+2
Сообщить
№0
04.04.2011 21:13
Открываем конкурс на лучшее предложение по поводу того, чем бы людям типа Постникова и Поповкина лучше заниматься, когда их "с почётм" отправят восвояси. ;)
+1
Сообщить
Хотите оставить комментарий? Зарегистрируйтесь и/или Войдите и общайтесь!
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ
Ежедневная рассылка новостей ВПК на электронный почтовый ящик
  • Разделы новостей
  • Обсуждаемое
    Обновить
  • 23.04 22:43
  • 992
Без кнута и пряника. Россия лишила Америку привычных рычагов влияния
  • 23.04 20:46
  • 0
Professional Truck Driving School In Fontana, CA
  • 23.04 19:11
  • 1
Применение аэрозольной завесы российской армией обеспечило результативное продвижение в Белогоровке
  • 23.04 16:49
  • 19
Первую летную ракету-носитель "Ангара-А5" отправили для испытаний на космодром Восточный
  • 23.04 13:01
  • 2705
Как насчёт юмористического раздела?
  • 23.04 00:32
  • 114
Израиль усиливает меры безопасности в связи с опасениями ударов со стороны Ирана
  • 22.04 14:32
  • 0
План «Орша»: В Сувалкском коридоре стартовали польско-литовские учения
  • 22.04 11:44
  • 24
Национальная политика и миграция
  • 22.04 04:46
  • 18
Американский эксперт: Военный конфликт на Украине показал необходимость создания танков нового поколения
  • 22.04 02:45
  • 6
Севморпути нужны железные дороги и мосты
  • 21.04 13:22
  • 4146
Оценка Советского периода в истории России.
  • 21.04 11:40
  • 295
Главком ВМФ России: проработан вопрос о создании нового авианосца
  • 21.04 11:36
  • 10
США желают увеличения военного присутствия Индии в Индо-Тихоокеанском регионе для сдерживания КНР - СМИ
  • 21.04 09:17
  • 76
Членство в НАТО в обмен на территорию. Зачем Армения проводит военные учения с США
  • 21.04 03:17
  • 4
БМП-3: королева пехоты