Войти

Стратегические недостатки российского флота ("World Politics Review", США)

4236
22
+3

Военно-морская мощь характеризуется взаимозаменяемостью и оперативностью. Из-за относительной открытости морских пространств корабли и флоты могут перемещаться между портами и зонами кризисов, ведя боевые действия или оказывая влияние. На самом деле, одним из ключевых факторов привлекательности военно-морской мощи является то, что корабли способны осуществлять ответные действия в кризисной ситуации в различных местах, не требуя при этом длительного привлечения политических сил и обязательств и мощной инфраструктуры.


Но из всех крупных морских держав Россия по-прежнему наиболее прочно связана по рукам и ногам своей неудачной морской географией. Ее боевые корабли базируются в Северном Ледовитом и Тихом океане, на Балтийском и Черном море, и поэтому не могут оказывать друг другу оперативную поддержку. Эту проблему наиболее драматично продемонстрировала русско-японская война 1904 года, в ходе которой императорский японский флот по сути дела уничтожил Тихоокеанский и Балтийский флот России. Черноморский флот избежал той же участи только из-за непреклонности османов. Российская военно-морская политика страдала от аналогичных трудностей в годы Первой и Второй мировых войн, а также во время холодной войны.


Следовательно, каждый раз, когда Россия принимает решение о базировании своих кораблей, она сталкивается с дилеммой стратегического порядка. Из-за большой удаленности флотов действующие в одном районе корабли в моменты кризиса невозможно оперативно перебросить в другой район, и то влияние, которое флот оказывает в окружающем его регионе, нельзя перенести на другие регионы. Короче говоря, российская военно-морская мощь не отличается ни взаимозаменяемостью, ни оперативностью своих сил. Другие государства сталкиваются с похожими проблемами, но обычно не в такой степени. Поэтому размещение сил и средств ВМФ России должно соответствовать уровню политической и стратегической значимости того или иного региона, чего не требует стратегическое планирование других государств.


Эти факты необходимо учитывать при анализе угроз и перспектив российской военно-морской мощи. Те возможности, которые может дать партнерство с дружественным российским ВМФ, а также те угрозы, которые способен создать враждебный российский флот, имеют ограничения в виде тех же самых географических факторов.


Аналитики расходятся в своих оценках относительно того, какие замыслы в большой стратегии России на будущее может отражать планируемое размещение сил и средств российского ВМФ. Подполковник Джон Моучан (John Mowchan) из сухопутных войск опубликовал недавно в журнале Института ВМС США Proceedings статью, в которой утверждает, что планы по наращиванию боевого потенциала российского Черноморского флота представляют угрозу для интересов США и НАТО на Кавказе. С другой стороны, Дмитрий Горенбург (Dmitry Gorenburg) заявляет, что военно-морской потенциал России на Черном море не представляет угрозы для НАТО. Наоборот, утверждает Горенбург, российские силы в Черном море могут оказывать поддержку действиям Североатлантического альянса в Средиземном море в рамках операции «Активные усилия» (Active Endeavour), а также у берегов Сомали. Более того, отмечает он, в действительности военно-морское будущее России находится на Тихом океане. Горенбург сообщает, что два первых десантных корабля класса «Мистраль» французской постройки Россия планирует направить на Тихоокеанский флот. Похоже, данный факт подтверждает его точку зрения.


В более широком плане эти дебаты проходят на фоне продолжающегося упадка военно-морской мощи России. Да, в российском ВМФ есть несколько современных кораблей, но у многих срок нормальной эксплуатации подходит к концу. Несмотря на некие признаки жизни, подаваемые в последнее время российским кораблестроением, состояние этой отрасли можно охарактеризовать чем-то средним между словами «проблема» и «агония». Темпы строительства новых кораблей отстают от темпов старения и вывода из эксплуатации старых. Планы постройки новых авианосцев в дополнение к «Адмиралу Кузнецову» отложены на неопределенный срок. Последним самым важным российским проектом стал план закупки во Франции четырех десантных кораблей класса «Мистраль». Два из них будут строиться во Франции, а два в России. Один из ключевых доводов в пользу сделки по «Мистралю» состоит в том, что это поможет оживить российскую кораблестроительную отрасль. Москва долгие месяцы стойко держала оборону в ходе трудных переговоров с Францией, добиваясь того, чтобы на российских верфях строились два корабля, а не один, на чем настаивали французы.


В российских решениях присутствует определенная опасность в плане внешней перспективы. Но перемещение центра внимания с Атлантики на Тихий океан кажется весьма разумным решением российских военно-морских стратегов. Если говорить в целом, то военно-морские силы стран Западной Европы находятся в упадке. ВМС Великобритании будут существенно сокращены в результате принятия мер жесткой бюджетной экономии. Франция на неопределенный срок отложила постройку второго авианосца. Другие крупные ВМС Европы, включая итальянские и испанские, поддерживают вполне приличный уровень, но не увеличиваются. Следовательно, даже в условиях снижения военно-морской мощи России степень ее защищенности с моря от Запада не уменьшается. Черное море по-прежнему вызывает озабоченность у Москвы, но Россия обладает территориальным превосходством над Грузией, а с большинством других черноморских стран у нее вполне добрососедские отношения.


Если морская угроза со стороны Европы снижается, то азиатские флоты усиливаются и расширяются, и позиции России как тихоокеанской морской державы кажутся все более непрочными. Традиционно там ключевую роль играют Морские силы самообороны Японии и ВМС США, но в этом регионе появляются и новые мощные игроки. Самым важным среди них стали ВМС Народно-освободительной армии Китая, которые сегодня имеют в своем составе большое количество надводных кораблей и подводных лодок, а вскоре могут приступить к своему первому эксперименту с авианосной авиацией. ВМС Южной Кореи также накачивают свои мускулы, и сегодня в их состав входят одни из самых крупных в мире и современных военно-морских формирований. Свой амбициозный план по развитию ВМС осуществляет и Индия. Следовательно, географический центр военно-морской мощи сместился к востоку, и произошло это в тот момент, когда мировая морская торговля также в значительной степени переместилась в Тихий и Индийский океан. Поэтому и российскому ВМФ есть смысл последовать за остальными в своих приоритетах.


Но если усиление группировки российского флота на Тихом океане может успокоить и утешить грузин, то долгосрочные стратегические проблемы США оно не снимает. Напротив, возвращение российского флота в Тихий океан существенно осложняет военно-морскую ситуацию в Азии. В отдаленной перспективе планирующие органы ВМС США могут получить более острую головную боль от российского Тихоокеанского флота, нежели от заключенного в тесные рамки Черноморского флота. Сильный Тихоокеанский флот даст Росси возможность «грозить» Японии или, скажем, оказывать воздействие на ситуацию на Корейском полуострове в кризисной обстановке.


Положительный момент заключается в том, что российский Тихоокеанский флот способен помочь в реализации Инициативы по обеспечению гарантий нераспространения и в сдерживании усиливающегося китайского влияния. (По иронии судьбы в военно-морском соперничестве между Россией и Китаем, которое может возникнуть в перспективе, российские корабли будут противостоять китайским, которые либо закуплены в России, либо построены по ее проектам.) Кроме того, проблемы пиратства, контрабанды и торговли людьми не ограничиваются сомалийскими водами. А усиление военно-морского присутствия там, где эти проблемы существуют, поможет в их решении.


Безусловно, военно-морские ястребы в США найдут массу причин и оснований для того, чтобы начать бить тревогу, причем независимо от того, где будет базироваться основная масса российского флота: на севере, на Черном море или в Тихом океане. Но американские военные стратеги должны помнить, что российский флот будет и впредь страдать от серьезных географических препятствий, которые ограничивают его возможности в вопросах оперативности, составлющей основу военно-морской мощи. Будут ли ВМС США рассматривать российский военно-морской флот в качестве противника или партнера, они в любом случае должны учитывать этот его ключевой недостаток.


Роберт Фарли - доцент Школы дипломатии и международной коммерции имени Паттерсона Университета Кентукки. К сфере его интересов относятся вопросы национальной безопасности, военной доктрины и морские проблемы. Он ведет блоги на Lawyers, Guns and Money и Information Dissemination. Его колонка Over the Horizon публикуется по средам.



Роберт Фарли (Robert Farley)

Права на данный материал принадлежат
Материал размещён правообладателем в открытом доступе
Оригинал публикации
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ВПК.name
  • В новости упоминаются
Похожие новости
25.03.2019
Амфибийная проблема ВМФ РФ
31.01.2013
Покупка кораблей за рубежом - хорошая примета?
17.10.2012
Авианосцы нужны уже сегодня
31.12.2011
Российский флот сегодня: итоги 2011 года
30.11.2010
ВМФ готовится защищать российскую нефть
27.12.2006
Масорин: строительство ВМФ будет не только продолжено, но и расширится
22 комментария
№0
21.02.2011 02:32
Достаточно толково все описано. И самое приятное, что без истерик. Хорошая статься, спасибо!
0
Сообщить
№0
21.02.2011 07:43
У России нет таких интересов, союзников или враждебных государств далеко от ее границ, которые в США принято решать или защищать методом "Где находиться наш ближайший авианосец?!". Соответственно и флот строится в первую очередь для защиты собственных границ. Без АУГ. А около своих границ флот может прикрыть и ПВО и авиация, да и системы вроде Бастиона или Клаба тоже стоит учесть. А насчет "грозить Японии" и "острой головной боли" для ВМС США от тихоокеанского флота РФ, то в чем эта самая угроза и головная боль? Если я ничего не путаю, Россия не имеет претензий к Японии. Напротив Япония при поддержке янки имеет территориальные претензии к России. В таком случае усиление тихоокеанского флота РФ действительно "головная боль" для "конструктивного диалога" по принадлежности спорных территорий с точки зрения США и Японии.
0
Сообщить
№0
21.02.2011 08:01
Да, переброска с севера на восток даже при наличии достаточнова каличества ледаколов дело небыстрое,азначит надо больше ПЛ и самолётов.
0
Сообщить
№0
21.02.2011 09:41
"Но из всех крупных морских держав Россия по-прежнему наиболее прочно связана по рукам и ногам своей неудачной морской географией."
- которую хотят улучшить, оставив часть РФ.
Внимать подобным статьям - слушать дезу.
Нужны АПЛ, много и с очень малой заметностью. Получаем десятки ПЛ размером с ДПЛ, но с глубинами существенно больше и реакторами, необслуживсаемыми.
0
Сообщить
№0
21.02.2011 13:10
В этом году заложвт третий 22350 для ТОФ:), недавно получил информацию:) Также могут успеть закончить постройку базового тральщика "Александрит", он хоть и заложен два года назад, но он головной и делается первым в России с цельнопластиковым корпусом.
ТАкже состоится тендер на постройку 4ого 11356(возможен выигрыш БАлт завода как я уже говорил, а вот почему не 22350 так ответа и не получил)
0
Сообщить
№0
21.02.2011 13:25
Паршиво то, что перед и во время войны которую нам Мировое правительство(-а) готовит, будет не до тральщиков, фрегатов. Нужны совсем иные корабли, базы снабжения, корабельные системы.

Я бы сначала разобрался, кто первичный враг.
0
Сообщить
№0
21.02.2011 14:32
Цитата
5  21.02.2011 13:10   отметился   molodoi 4elovek

В этом году заложвт третий 22350 для ТОФ:), недавно получил информацию:) Также могут успеть закончить постройку базового тральщика "Александрит", он хоть и заложен два года назад, но он головной и делается первым в России с цельнопластиковым корпусом.

ТАкже состоится тендер на постройку 4ого 11356(возможен выигрыш БАлт завода как я уже говорил, а вот почему не 22350 так ответа и не получил)
Хорошие новости(если это не слухи)
Спасибо Вам molodoi 4elovek!
0
Сообщить
№0
21.02.2011 14:36
"Я бы сначала разобрался, кто первичный враг."

В таком случае сначала необходимо разобраться с критериями отбора "первичного врага".
0
Сообщить
№0
21.02.2011 14:38
я бы занимался экономикой

пример с соседей брать нужно
грамотная ценовая политика и смертная казнь за корупционые преступления. будут деньги, позволим себе все что нужно.
0
Сообщить
№0
21.02.2011 14:42
Цитата
Нужны АПЛ, много и с очень малой заметностью. Получаем десятки ПЛ размером с ДПЛ, но с глубинами существенно больше и реакторами, необслуживсаемыми.

+100

Интересный был проект Андромеда, АПЛ - носитель сверхзвуковых крылатых ракет Метеорит. И попробовать вариант АПЛ - носитель беспилотных аппаратов.
0
Сообщить
№0
21.02.2011 14:42
"В таком случае сначала необходимо разобраться с критериями отбора "первичного врага"."
- давайте придём к таковым. Я считаю прежде всего даже не наднациональные структуры управления а те под кем они ходят. СОздаётся впечатление всвязи с трахом Скуратова, что это у прокуроских традиция - сращивание с ОПГ.
Зачем они как класс нужны тогда?

Смертная казнь в данном случае будет использоваться в коррупционно-аппаратных играх. Первыми падут те следаки,  которые схемы раскопали. Прокуроровв РФ за редким исключением, действительно к стенке пора - эта мафия претендует даже на власть над СК, коий по инициативе Конторы создан. Две мафии для одной страны - слишком много. Во всяком случае из силовых лучше чем ФСБ разве ГРУ-шники будут как люди. Это моё личное субъективное мнение основанное на личном опыте.
0
Сообщить
№0
21.02.2011 15:18
Владислав
Цитата
Нужны АПЛ, много и с очень малой заметностью. Получаем десятки ПЛ размером с ДПЛ, но с глубинами существенно больше и реакторами, необслуживсаемыми.
Это наилучшие контрмеры НАТО-вскому флоту.
Владислав, как Вы относитесь к возможностям создания мало глубинных управляемых небольших носителей ядерных зарядов. Для диверсий авианосцев?  

И если Вам не трудно, всегда хотел услышать Вашу версию по мироустройству (разумеется скрытую, с наднацструктурами и обществами).
0
Сообщить
№0
21.02.2011 16:44
А может тогда автоматические торпеды на дне, ожидающие сигнала. Этакое минное поле.
0
Сообщить
№0
21.02.2011 17:01
Цитата
А может тогда автоматические торпеды на дне, ожидающие сигнала. Этакое минное поле.
Проще скважины как я предлогал(оружие судного дня)кто же захочет завоёвывать страну которая заминировала планету :-)
0
Сообщить
№0
21.02.2011 17:39
Хорошие новости(если это не слухи)
не, не слухи:)
0
Сообщить
№0
21.02.2011 18:15
Нужны отцепляемые контейнеры, способные годами жить автономно а потом всплыть и выпустить ПКР или что серьёзнее.

Вообще там где нет сильных течений само решение при массовом производстве, десятков - первых сотен тысяч UUV может быть весьма дешёвым. Там многого того что есть в обычных минах с торпедами ненужно. При этом данные устройства достаточно могут быть надёжными и малозаметными.
Я рассчитывал - корпус малого контейнера способный выдержать гидроудар от подводного взрыва при тралении на расстоянии ХХм, т.е. когда ничто обычное не выживет обойдётся под запускаемый мелкий БПЛА, ракету или торпедку на YYкг примерно 200-250евро. Это оказхывается довольно просто делается. Чтобы внутри не повредилось также есть меры.
В результате можно иметь более эффективное оружие чем та же Мк60: http://www.warships.ru/usa/Weapons/Mines/NavyMines.htm
0
Сообщить
№0
21.02.2011 20:03
Цитата
Я рассчитывал - корпус малого контейнера способный выдержать гидроудар от подводного взрыва при тралении на расстоянии ХХм, т.е. когда ничто обычное не выживет обойдётся под запускаемый мелкий БПЛА, ракету или торпедку на YYкг примерно 200-250евро.
Торпедку можно и без контейнера.
Цитата
способный выдержать гидроудар от подводного взрыва при тралении на расстоянии ХХм
Это ещё зачем? Тральщик сам не подпрыгдет от такого взрыва?
0
Сообщить
№0
21.02.2011 20:15
Нет нельзя. Обрастать может при использовании вблизи дна или на мелководье.

Чтобы выдержать могла траление. Заодно такая конструкция, других слов нет, резко снижает заметность для протяжённых многоточечных антенн. Это помимо родной акустической облицовки. А так если не делать двумя шлейфами если и на дне найдут. Заодно движетель надеюсь сим летом испытать на шумность. Мне чтобы показывать было потенциальным а сыну - игрушка на пару месяцев.
Кстати не так далеко от того места где Джевецкий свои изделия опробывал будет.
0
Сообщить
№0
21.02.2011 20:33
Рыбаки с деньгами интересовались, им нужо бесшумное решение, заодно для случаев когда на вёслах разве можно. На МО наше я давно ______.
0
Сообщить
№0
21.02.2011 21:43
тут пожалуй соглашусь с Владиславом
0
Сообщить
№0
21.02.2011 21:48
Ну откуда стоит ожидать угрозы, более менее ясно... Полюбому надо ТОФ укреплять, ДальВО вооружать... Что то не нравится мне вся эта возня! Японцы совсем обурели...
0
Сообщить
№0
21.02.2011 22:05
Дык они тузики. Ими уж более ста лет управляют, а они и не видят как обычно.
0
Сообщить
Хотите оставить комментарий? Зарегистрируйтесь и/или Войдите и общайтесь!
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ
Ежедневная рассылка новостей ВПК на электронный почтовый ящик
  • Разделы новостей
  • Обсуждаемое
    Обновить
  • 27.04 05:03
  • 122
Конкурента российского Су-75 из Южной Кореи впервые представили на выставке
  • 27.04 04:58
  • 4
ЦКБР заявил, что РФ необходимо создать мобильные команды для уничтожения FPV-расчетов ВСУ
  • 27.04 03:36
  • 1066
Без кнута и пряника. Россия лишила Америку привычных рычагов влияния
  • 26.04 20:10
  • 2709
Как насчёт юмористического раздела?
  • 26.04 13:13
  • 0
Сопротивление на Украине: борьба с неонацизмом
  • 26.04 13:11
  • 2
Американский дрон Mojave с Minigun DAP-6 с общей скорострельностью 6000 выстрелов в минуту поразил наземные цели в ходе испытаний
  • 26.04 12:21
  • 1
Россия настаивает на необходимости запрета любого оружия в космосе, а не только ядерного - постпред РФ при ООН
  • 26.04 05:50
  • 1
Омрачить День Победы и инаугурацию: каких ударов ожидать от ВСУ в майские праздники
  • 26.04 00:07
  • 0
Танцы с бубном: США, Украина и военная помощь
  • 25.04 17:21
  • 2
Суд арестовал замминистра обороны РФ, на которого ФСБ пять лет собирало материалы по коррупции
  • 25.04 13:48
  • 3
Инженеры NASA впервые за пять месяцев смогли получить данные о состоянии зонда Voyager-1
  • 25.04 13:40
  • 463
Международные расчеты, минуя доллар, по странам
  • 25.04 12:48
  • 0
«Освей»: Космическая Беларусь берется за строительство самолетов
  • 25.04 10:13
  • 478
Израиль "готовился не к той войне" — и оказался уязвим перед ХАМАС
  • 25.04 09:30
  • 2
Разящий луч: как развиваются боевые лазеры