Войти

Погосян: «Авиация это я»?

6956
35
+2

Назначение Михаила Погосяна руководителем государственной Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) навевает на некоторые размышления.

Безусловно, Михаил Погосян (биография) доказал, что он способен лоббировать важные разработки в области военной и гражданской авиации. В чем истоки этой его успешности как авиапромышленного менеджера? Как ни звучит это парадоксальным, но именно распад СССР в начале 90-х годов способствовало фантастическому взлету «Сухого» (в советское время это КБ было «вечно вторым» после МиГа) и его личной карьеры. Лежавшая на боку российская военная промышленность отчаянно нуждалась в иностранных клиентах, особо привередничать в том, с кем иметь дело, а с кем нет, не приходилось – не до жиру, быть бы живу, и крупные экспортные контракты с Китаем (который, как оказалось, имел свои виды на то, как использовать российские технологии) и другими странами показали видимость того, что компания «Сухой» превращается в «глобального игрока», не поставляя отечественным ВВС ни одного боевого самолета. Многомиллиардные контракты позволили компании не только остаться на плаву, но и, по сути, диктовать свои военные и гражданские бизнес-проекты правительству страны. Эти проекты с поразительной легкостью утверждались правительством. Впрочем, нельзя обвинять Погосяна в том, что его идеи так легко торили себе дорогу, просто ему попалась страна, в которой появились рыночные чиновники в виде советов директоров госкорпораций.


В меню имеется… ПАК ФА


С сожалением приходится констатировать, что в то время Россия не имела сколько-нибудь внятной государственной политики в развитии военной и гражданской авиации. Впрочем, такое утверждение не лишено смысла и сегодня. В 2000 году гендиректор АВПК «Сухой» приглашает в московский ресторан представителя индийских ВВС, и сообщает ему, что его компания получила добро на разработку истребителя пятого поколения ПАК ФА, и тут же предлагает индусу поспособствовать присоединению его страны к этой программе. После того знаменитого московского обеда, о котором сообщала индийская пресса, усилия Погосяна были направлены на то, чтобы создать прототип самолета и доказать индийцам, что это была не шутка. С громадным отставанием, но самолет совершил первый полет в начале 2010 года. В конце 2010 года индийцы принимают решение присоединиться к программе и «отстегивают» 295 млн долларов на «эскизное проектирование» собственного двухместного варианта FGFA, который сейчас имеет общее российско-индийское обозначение ПМИ (перспективный многофункциональный истребитель). Как известно, военно-техническое сотрудничество Индии с США крепнет день ото дня, и никто не даст гарантии того, что… Как говорится, мало ли что.

Так ли было необходимо присоединить Индию в столь беспрецедентном объеме - с получением равных интеллектуальных прав (на созданный собственными силами базовую машину) и совместным производством на экспорт в третьи страны, с полным доступом к исходному программному коду истребителя пятого поколения? Как известно, США даже своему стратегическому союзнику Великобритании, которая практически с первого дня участвовала в разработке истребителя F-35, чинят всякие препятствия лишь бы не дать этот самый код. Если раньше говорили, что двигатель это сердце летательного аппарата, то в настоящее время «сердцем» боевого самолета правильнее назвать этот самый код, или, как его еще называют – «строительный блок». Обладание этим кодом позволяет интегрировать в самолет новые бортовые системы, оружие, датчики, двигатели с цифровой системой управления, или позволяет блокировать дальнейшую модернизацию машины слишком ретивыми партнерами и даже его боевое использование.

Представляется правильным, если бы Россия полностью сохраняла контроль над ПАК ФА, ведь летный прототип уже создан и успешно летает. Россия вполне может сама довести этот самолет до серийного производства, принять на вооружение и поставлять на экспорт, пусть и не с самыми передовым программным обеспечением, РЛС, авионикой, оружием и двигателями. Но он был бы только наш, российский. Даже Китай не желает присутствия чужих глаз по разработке J-20, хотя его нынешние технические возможности значительно слабее российских. Но уже поздно что-то менять. Контракт надо выполнять.


Объять необъятное


Второе достижение Погосяна – очередная победа в конкурсе на создание и производство ближнемагистрального пассажирского авиалайнера «Суперджет-100». Этот проект талантливый менеджер рекламировал как диверсификацию производственной политики холдинга, создав отделение «Гражданские самолеты Сухого». КБ, которое никогда не занималось авиалайнерами, начала вгрызаться в эту нишу. Конструкторские бюро, которые раньше занимались этим делом, в настоящее время практически выбиты из колеи и влачат жалкое существование. В итоге этот самолет под фактически государственным давлением по некой разнарядке распределяется среди отечественных авиаперевозчиков. Что касается технических характеристик самолета, экономической эффективности, финансовой состоятельности и реальных экспортных перспектив, то только будущее даст ответ на этот вопрос.

Государство могло в свое время разъединить разработку боевых и гражданских самолетов, создав два холдинга – «Сухой» и МиГ занимались бы первой нишей, КБ Туполева, Ильюшина, Яковлева начали бы развиваться как гражданский холдинг. Утверждения, что-де «Боинг» разрабатывает и производит как боевые, так и гражданские машины, несерьезны. Для этого надо быть «Боингом». Зачем тупо копировать западный опыт, когда уже видели, что военные и гражданские проекты «Сухого» ставят палку в колеса друг другу? В свое время бывший главком ВВС Владимир Михайлов конфликтовал с Погосяном, что «Суперджет» отнимает деньги и кадры от ПАК ФА.


Как пчелы на... «стелс»


Было бы правильным, что тогда, в начале 2000-х годов, государство поставило бы перед «Сухим» создание тяжелого ПАК ФА, и легкого перед РСК МиГ истребителей пятого поколения, причем по последнему проекту можно было бы развернуть самое широкое международное сотрудничество. Справедливости ради следует признать, что у той, и у другой фирмы были проекты легких фронтовых истребителей (ЛФИ). Но зачем разрабатывать «разные J-10» с традиционным внешним размещением вооружения? Сегодня РСК МиГ, оставшееся без серьезного перспективного военного проекта, доживает последний этап своей истории.

Перспективный однодвигательный самолет с применением технологий стелс оснащался бы ТРДДФ изд. 117, затем и перспективным двигателем второго этапа изд. 127 (унификация с ПАК ФА возможна и по авионике), радаром с АФАР «Жук-АЭ» и УР воздушного боя, размещенными во внутренних отсеках (скажем, две ракеты средней и две ближнего боя). В настоящее время ниша легких малозаметных и относительно дешевых истребителей в мире практически пуста. Старые F-16 скоро окончательно уйдут из серии, а новый (единственный стелс) F-35 слишком дорог и сложен в техническом и технологическом планах (его можно отнести к легким самолетам лишь по наличию одного двигателя). Китайские JF-17 и J-10 полностью зависят от поставок российских двигателей, шведская компания SAAB только прорабатывает концепцию легкого боевого стелс-самолета пятого поколения с внутренними отсеками вооружения. Правда, есть Gripen-NG, но тот сегодня вынужден в одиночку конкурировать с более тяжелыми машинами, ничего не противопоставляя им, кроме экономических преимуществ. Что касается Индии, что ее Tejas, как заявил на днях глава корпорации HAL, имеет экспортный потенциал. Действительно, этот самолет, оснащенный западными двигателями, может в перспективе бороться за эту нишу, пока китайские истребители «хромают» по силовым установкам. Но шведский, индийский и китайские истребители в силу разных проблем не способны в полной мере конкурировать с более тяжелыми истребителями, так как не имеют преимущества по стелс-технологиям. Было бы у них это преимущество – «недорогой высокоэффективный сверхманевренный многофункциональный стелс-истребитель с РЛС с АФАР и управлением вектором тяги, со сверхзвуковой крейсерской скоростью полета» – то думается, многие страны второго порядка предпочли бы его.

К сожалению, время российского легкого истребителя, который обладал бы такими характеристиками и ориентировался на экспорт в страны с самыми разными «кошельками», и рекламировался бы как будущий «опциональный» или даже «беспилотный» боевой аппарат, безвозвратно ушло. Если бы его начали разрабатывать хотя бы с 2005 года, то на поезд еще могли успеть. В настоящее время легкие истребители пятого поколения взлетного класса 20 т разрабатывают Индия (проект АМСА), Швеция (проект 2020/25), Южная Корея (KFX) и Япония (ATD-X Shinshin), возможно, Китай. А может, и сейчас не поздно?

Нужно было лет 5-7 назад объявить о создании в России международного консорциума по разработке экспортноориентированного легкого истребителя (в противовес F-35), в него можно было вовлечь такие страны как Индия, Бразилия, Индонезия, Иран, даже Китай (эта страна занималась созданием тяжелого истребителя, но на легкий боевой стелс-самолет с удовольствием бы включился – конечно, будут по мелочи тырить, но что поделать, горбатого только могила исправит), и целый ряд отсталых, но гордых стран из Латинской Америки, Ближнего Востока и Азии, которые наверняка у себя дома занимаются «принуждением к инновациям» (меткое выражение министра экономического развития РФ Эльвиры Набиуллиной, сказанное во время очередного заседания по бесконечной организации модернизации). Проект ЛФИ привлек бы куда больше желающих присоединиться, чем «Суперджет». Эти страны могли бы иметь долю от объема экспортных поставок соразмерно финансовому и технологическому участию.


«Людовик» российской авиации


Если бы да кабы, да во рту росли грибы… В отсутствие внятной авиационной политики государства бал правят люди, которые умеют добиваться своего. Но уметь добиваться своего, это еще не значит добиваться того, что действительно нужно стране, да еще на стратегическую перспективу. Перефразируя Людовика XIV (по крайней мере, именно ему приписывают выражение «Государство это я»), может ли Погосян сказать, что «Авиация это я»? А что, вполне может позволить себе такой «статус». Отныне перед ним открылись еще более впечатляющие перспективы. Нам лишь остается пожелать, чтобы проекты ПАК ФА и «Суперджет» были доведены до логического завершения.



Леонид НИКОЛАЕВ

Права на данный материал принадлежат
Материал размещён правообладателем в открытом доступе
  • В новости упоминаются
Похожие новости
09.08.2017
Спрос на классику возрос: перспективы рынка истребителей в ожидании 5-го поколения
28.01.2015
F-35 с грузом проблем
06.05.2013
Лидеры прежние
30.03.2011
Какой же истребитель предпочтут индийцы?
19.07.2010
Пекин занимает чужое место на мировом рынке ВВТ практически без боя
24.02.2009
Aero India 2009
35 комментариев
№0
04.02.2011 02:23
Оно и не заставило себя долго ждать. С почином. Кто-то уже накропал. Кто-то дописывает. Кто-то редактору сдал. Процесс пошел.
0
Сообщить
№0
04.02.2011 03:39
Цитата
Как известно, США даже своему стратегическому союзнику Великобритании, которая практически с первого дня участвовала в разработке истребителя F-35, чинят всякие препятствия лишь бы не дать этот самый код. Если раньше говорили, что двигатель это сердце летательного аппарата, то в настоящее время «сердцем» боевого самолета правильнее назвать этот самый код, или, как его еще называют – «строительный блок». Обладание этим кодом позволяет интегрировать в самолет новые бортовые системы, оружие, датчики, двигатели с цифровой системой управления, или позволяет блокировать дальнейшую модернизацию машины слишком ретивыми партнерами и даже его боевое использование.


"Доля индийского ОПК, по информации ХАЛ, в части разработки отдельных систем составит около 30% (программное обеспечение для бортового компьютера, навигационные системы, многофункциональные устройства отображения информации в кабине экипажа, компоненты из композиционных материалов и систему самообороны)"
Договор по FGFA

Здесь журносвиста бес попутал, пишет об утечке нашего кода, а код для FGFA индийский. Видимо "николаев" уверен на все сто, что несчастные простаки-индусы с радостью откроют кому-ни попадя наш общий код  - им нечего скрывать от людей!

Ну а свой код мы сделать сможем, но не будем, и пока ПАК-ФА полетает без него?
0
Сообщить
№0
04.02.2011 13:07
Россия на паритетных началах разрабатывает этот FGFA, по 5,5 млрд долл. Значит ли это, что этот самолет будет поступать на вооружение ВВС России одновременно с ВВС Индии? Если нет, и у нас другой код, то с какой стати Россия помогает Индии создать этот самый FGFA?
0
Сообщить
№0
04.02.2011 14:11
FGFA будет продаваться, как сейчас продается противокорабельная ракета BRAHMOS, совместного с индусами производства. Что-то я не вижу проблем с брамосом, подобных тем, что "навевает" некто "николаев".

На брамосе софт индийский. Брамос создан и продается совместно с индусами, в его основе - наша ПКР Яхонт.

(для справки: Погосян к Брамосу отношения не имеет)
0
Сообщить
№0
04.02.2011 14:13
Брамос кто-то покупает?
0
Сообщить
№0
04.02.2011 14:15
Брамос покупает Индия, а прибыль получает СП Россия-Индия в пропорциях участия.
0
Сообщить
№0
04.02.2011 14:19
Брамос разрабатывает DRDO вроде. Производство в Индии, в России нет. Есть экспортные заказы?
0
Сообщить
№0
04.02.2011 14:19
А недавно пиндостан начал закидывать удочки на тему СП с Индией, так что схема подобных СП интересна не только России.
0
Сообщить
№0
04.02.2011 14:22
Цитата
Брамос разрабатывает DRDO вроде. Производство в Индии, в России нет. Есть экспортные заказы?

Какая разница где производство, главное кто и сколько получает с продажи каждой ракеты в рамках СП. И для прибыли СП фиолетово какие заказы - экспортные или внутренние, главное ракета продается.
0
Сообщить
№0
04.02.2011 14:24
кому она продается? Какие экспортные возможности для Брамос? Никто же не покупает, имеется в виду, из третьих стран. И вряд ли купят.
0
Сообщить
№0
04.02.2011 14:26
0
Сообщить
№0
04.02.2011 14:31
это то же самое, что и ПАКФА/FGFA. Где третьи страны?
0
Сообщить
№0
04.02.2011 14:40
С точки зрения России поставки Брамоса Индии - это экспорт.
Брамос относительно новая ракета и поставки третьим странам - это дело будущего, это программа максимум.

Программа минимум - поставки ВС Индии и 4 миллиарда долларов, по-моему  неплохое начало для СП.
Российско-индийское предприятие "БраМос Аэроспейс" подписало новые контракты на поставку ракет "БраМос" до 2017 г.

Ну а что касается FGFA, то пока Сухие получили задаток за первый этап проектирования и самолет только в намерениях, но у него как минимум рынок Индии в заказах гарантирован.
0
Сообщить
№0
04.02.2011 14:46
на паритетных началах, заметьте
0
Сообщить
№0
04.02.2011 14:47
Цитата
на паритетных началах, заметьте

заметил
0
Сообщить
№0
04.02.2011 15:41
и что?
0
Сообщить
№0
04.02.2011 15:44
и всё
0
Сообщить
№0
04.02.2011 15:55
больше вопросов не имею :)
0
Сообщить
№0
04.02.2011 16:29
канонир

Странно Вы как-то мыслите, ей Богу странно...
0
Сообщить
№0
04.02.2011 18:26
ВС Индия планируют приобрести в следующие 10 лет до 1000 ракет «Брамос» различных версий. В перечень потенциальных покупателей КР «Брамос» на текущий момент входит 14 стран, однако окончательное решение о том, кому из них будут проданы ракеты, примут правительства Индии и России.
декабрь 2010
0
Сообщить
№0
04.02.2011 18:45
Цитата
больше вопросов не имею :)

так и запишем
0
Сообщить
№0
04.02.2011 18:49
кому она продается? Какие экспортные возможности для Брамос? Никто же не покупает, имеется в виду, из третьих стран. И вряд ли купят.

http://en.wikipedia.org/wiki/BrahMos

Цитата
Brahmos has not been exported to any country however several countries including South Africa, Egypt, Oman, Brunei have expressed interest in the missile. In February 2010, it was reported that India was in "serious negotiations" with Chile, Brazil, South Africa and Indonesia regarding the purchase of the missile.[41] Malaysia is also reported to be considering the purchase of the missile for use on its Kedah class warships.[42]
0
Сообщить
№0
04.02.2011 18:59
твердые контракты в третьи страны представьте, а не вику
0
Сообщить
№0
04.02.2011 20:19
FGFA будет двухместным. Это хорошо для подготовки пилотов.

У пиндосов нет и не будет спарок для тренировок пилотов F22,F35
Цитата
Пилоты перспективных американских истребителей Lockheed Martin F-35 Lightning II будут проходить поэтапное обучение на самолетах T-38 Talon и F-16D Fighting Falcon, сообщает Defense News . По аналогичной схеме проводится подготовка пилотов истребителей F-22 Raptor. Такая усложненная программа обучения связана с тем, что ни у F-22, ни у F-35 нет двухместных версий.
...
по словам военного аналитика Ричарда Абулафии (Richard Aboulafia), программа обучения пилотов истребителей пятого поколения на F-16 является полумерой, на которую расходуется больше средств, чем тратилось бы на использование единственного самолета расширенной подготовки. По его мнению, ВВС США придется обновить парк учебных самолетов.
Следует отметить, что T-38 Talon уже значительно устарел. Эти самолеты стоят на вооружении ВВС США с 1961 года. Производство Talon велось с 1961-го по 1972 год. С тех пор машины, принятые на вооружение, проходили лишь плановый ремонт и модернизацию. В настоящее время на вооружении ВВС США стоят 504 самолета Talon.

http://www.hotvesti.ru/news/read/338864/pilotov_istrebitelejj_f35_budut_gotovit_po_programme_f22
0
Сообщить
№0
04.02.2011 22:50
Я вот читаю Ваши посты и думаю;- Какую же мы клевую ракету сбацали. Игорь Борисович (наш главный) наверное там, на небесах доволен - жизнь прожил не зря!
0
Сообщить
№0
04.02.2011 22:51
А все остальное:- мышиная возня, как он любил говорить.
0
Сообщить
№0
04.02.2011 23:38
Цитата
Я вот читаю Ваши посты и думаю;- Какую же мы клевую ракету сбацали. Игорь Борисович (наш главный) наверное там, на небесах доволен - жизнь прожил не зря!

Это да, главное не останавливаться на достигнутом.
0
Сообщить
№0
05.02.2011 18:22
А про Погосяна, при всем уважении к бывшему технарю, доктору наук с 14-ю публикациями (подозреваю, что все делали формально по необходимости)... Он, похоже, доктор деловых наук, всех давит, кто не ОАК. И не только МИГ, но и двигателистов... Взять историю с Салютом, который прорабатывал перспективный двигатель для Т50, взамен 117, но придавили так, что директор ушел. А Сатурн в ОАК. Погосян один пилить хочет то, что дадут. Подфинансирование МС-21 цифры впятеро выше, чем под SSJ - еще та кормушка.
0
Сообщить
№0
05.02.2011 18:33
Цитата
Взять историю с Салютом, который прорабатывал перспективный двигатель для Т50, взамен 117, но придавили так, что директор ушел.
Это что-ж Салют будет диктовать Сухим какой им движок нужен и кто его будет делать?
Довольно странное поведение.
Если ты автор проекта то тебе и поставщиков определять, не наоборот. Не бывает в природе так, что хвост вертит собакой.

У нас уже был в истории  случай когда двигателист Глушко выеживался, в результате на Луну так и не полетели.

И еще есть один известный двигателист-наполеон. Его светлость Богуслаев Вячеслав.
В результате  движок свой не поставим на эти, не к ночи упомянутые Ан148, а то воно изволит гневаться.
0
Сообщить
№0
05.02.2011 18:44
Цитата
Генеральный директор ММПП "Салют" Юрий Елисеев также согласен с тем, что оснащение RRJ российско-украинским двигателем пошло бы на пользу этому проекту. По своим массогабаритным характеристикам Д-436 подходит для оснащения самолета RRJ, а эксплуатанты, как считает Юрий Елисеев, должны иметь возможность выбора силовой установки для заказываемых ими самолетов. "По моему мнению, там, где будут летать Бе-200, Ан-148, Ту-334, более востребованным окажется RRJ с двигателем Д-436", - заявил гендиректор "Салюта". Он отметил также, что в перспективе может быть создана военно-транспортная модификация RRJ. Для такого самолета Д-436 будет наиболее оптимальным, если не единственно возможным вариантом силовой установки. В ходе пресс-конференции на салоне "Двигатели-2006" Юрий Елисеев заявил, что "Салют" и "Мотор Сич" подали предложение и запросили техническое задание на адаптацию двигателя Д-436 для самолета RRJ.
http://vpk-news.ru/articles/3986

Очевидно этот Елисеев работал в связке с Богуслаевым, и они вместе давили Сатурн и по линии Сам-146 и по линии  движка для ПАК ФА.

Этот чел просто несколько заигрался в "профессиональную авиационную общественность"
0
Сообщить
№0
05.02.2011 19:04
ID: 1701

Если ты автор проекта то тебе и поставщиков определять, не наоборот. Не бывает в природе так, что хвост вертит собакой.

Прав на все 100.
Если ты отвечаешь за проект, все остальные участники должны выполнять твои решения.
(Кто не верит, см. историю успешных проектов)
0
Сообщить
№0
06.02.2011 01:52
Абсолютно согласен с автором статьи.

ID: 1701
Здесь журносвиста бес попутал, пишет об утечке нашего кода, а код для FGFA индийский.
Автор имел ввиду следущее:
[quote]Обладание этим кодом позволяет интегрировать в самолет новые бортовые системы, оружие, датчики, двигатели с цифровой системой управления, или позволяет блокировать дальнейшую модернизацию машины слишком ретивыми партнерами и даже его боевое использование.[/quote]
Само собой индусы имеют всю нужную информацию для того чтобы это сделать. Т.е. дело даже не в коде, а изначально в подходе, индусам дали всё необходимое чтобы они смогли поставить свои системы и сопрягать их российкими, а ведь могли сделать так чтобы индусы были от нас более зависимы. Американцы же своим британским партнёрам кажется так и не дали такой возможности.
0
Сообщить
№0
06.02.2011 02:22
Индусы всегда требуют полной передачи технологии, и всякие зависимости им не улыбаются. А что могли-бы или не могли-бы сделать те или иные фирмы с Брамосом или FGFA, для перетирания всяких "правильных" подходов в мире существуют "Леониды Николаевы" - каждый занят своим делом.

Что касается кода, я не понял что вы с "николаевым" предлагаете. Наш код они не получат, да он им и не нужен. Они свой напишут. Как и в Брамосе поставят свои компьютеры и свои программы. И как вы им это запретите ни вы ни "николаев" не предлагаете, только пожелания, что мы-бы могли и т. д. (запретить им свой код написать и свои компьютеры поставить? - это круто, короче погосяну надо срочно связаться с "николаевым")
0
Сообщить
№0
06.02.2011 02:57
Мое отдельное спасибо господам из Антонова за треснувшее крыло для китайского региональника. Все-же помощь. Не зря на Авианте собирали Ту334. Все-же этот самолет и против китайцев сыграл.

Крыло-то от Ту334 и пошло прототипом на китайский летящий Феникс, потому видать и треснуло, что Феникс и Тушка не совсем совпали ни по весам, ни по размерам.
0
Сообщить
№0
06.02.2011 10:56
Брамос - ракета для индусов, это переделанный Яхонт с характеристиками близкими к Ониксу, но с другой электронной начинкой и своей программой. Для ВС РФ в Оренбурге выпускается Оникс. Характеристики Оникса (не кастрированного Яхонта) нигде не публиковались в открытой печати. Вот, как-то так.
0
Сообщить
Хотите оставить комментарий? Зарегистрируйтесь и/или Войдите и общайтесь!
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ
Ежедневная рассылка новостей ВПК на электронный почтовый ящик
  • Разделы новостей
  • Обсуждаемое
    Обновить
  • 09.05 14:21
  • 1218
Без кнута и пряника. Россия лишила Америку привычных рычагов влияния
  • 09.05 12:44
  • 14
Названа цена за вступление Молдавии в НАТО. Страна запылает, как Украина
  • 09.05 12:36
  • 7
Американские «Гадюки» получат ракету большой дальности
  • 09.05 10:26
  • 10
В США показали испытания беспилотной подлодки на видео
  • 09.05 10:19
  • 2
Визит канцлера в Прибалтику. Все в этот день заставляет воскликнуть: переломный момент! (Der Spiegel, Германия)
  • 09.05 09:14
  • 1
Не верьте военной машине Вашингтона: Путин не собирается нападать на страны НАТО (Newsweek, США)
  • 09.05 09:01
  • 1
Китайская станция Chang'e-6 успешно вышла на окололунную орбиту
  • 09.05 08:55
  • 1
"Дни неприступных крепостей прошли". Украинский фронт вот-вот посыплется (Advance, Хорватия)
  • 09.05 08:50
  • 2719
Как насчёт юмористического раздела?
  • 09.05 02:07
  • 5
NASA успешно передало данные по лазерному лучу на 226 миллионов километров
  • 09.05 02:07
  • 1258
Корпорация "Иркут" до конца 2018 года поставит ВКС РФ более 30 истребителей Су-30СМ
  • 09.05 02:06
  • 2
Компания из США презентовала перепрограммируемую систему РЭБ
  • 08.05 19:09
  • 3
С аэродрома Новосибирского авиазавода 75 лет назад поднялся в воздух первый построенный здесь самолет
  • 08.05 19:03
  • 40
Глава Военного комитета НАТО заявил о необходимости проведения дополнительной мобилизации на Украине
  • 08.05 18:35
  • 1
Современные вызовы: Беларусь и Турция в глобальном контексте