Войти

Время прорывных технологий

6401
18
+3

Кардинально повысить расходы госкорпораций на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы

Такую задачу поставил Президент России Дмитрий Медведев, выступая на заседании Комиссии при Президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики. При этом, как подчеркнул глава государства, подобная деятельность должна координироваться с научными исследовательскими центрами, что позволит увеличить эффект от финансовых вложений на эти цели и даст возможность исследователям приобретать более современное оборудование, совершенствовать методики и экспериментальную базу.


Необходимо «инновационное лобби»


Сегодняшнее положение дел в этой сфере Дмитрий Медведев подверг обоснованной критике. По оценке главы государства, активизации НИОКР в компаниях с государственным участием сегодня почти не наблюдается. «Руководство корпораций, да и профильные министерства в правительстве до сих пор не воспринимают эту задачу как приоритетную», - отметил президент. Меньше половины госкомпаний разработали даже концепции инновационных программ. Нет в этих структурах и руководителей высшего звена, отвечающих за инновационную тематику, констатировал глава государства.


- Всё это смотрится очень тяжело, - резюмировал Президент РФ. - При том, что мы с вами понимаем: стране нужны прорывы в технологическом развитии.


Дмитрий Медведев обозначил основную проблематику складывающейся ситуации. Во-первых, это отсутствие инноваций на фоне выделения инвестиций на соответствующие цели. Во-вторых, наблюдается очевидное превышение опытно-конструкторских работ над научно-исследовательскими, что говорит об использовании отечественной промышленностью «заготовок» прошлых лет. В результате, как подчеркнул глава государства, высокотехнологичной продукции, которая была бы способна конкурировать на мировых рынках, у России очень мало.


Кроме того, приводя в пример зарубежный опыт, Дмитрий Медведев обратил внимание на отсутствие в наших корпорациях так называемого инновационного лобби: специалистов, отвечающих за генерирование идей, формирование облика будущих продуктов и стратегии развития. Этот пробел необходимо устранять.


Президент также призвал использовать преимущество государственной собственности и принимать стратегические решения в отношении политики корпораций через представительство государства в советах директоров и в других управляющих органах. В целом, как считает Дмитрий Медведев, госкомпании в силу своего места и объёма в экономике должны сыграть роль катализатора, увеличивая вложения в НИОКР. Соответственно, инновационную стратегию удастся в дальнейшем «продавить» и в крупном бизнесе.


- Государственные компании должны показать достойный пример всему рынку инноваций и всерьёз озаботиться перспективами завтрашнего дня, - подчеркнул глава государства. - В противном случае бесполезно наращивать инновационную составляющую в расходах, давать дополнительные поручения о разработке таких программ.


Дмитрий Медведев также призвал профильные министерства сократить бюрократические процедуры по согласованию и анализу программ корпораций и внимательно посмотреть, как эти программы стыкуются с ведомственными НИОКР. В свою очередь показатели эффективности и другие позиции, входящие в отчётность, должны стать более рациональными, приземлёнными.


Мерить по результатам...


В настоящий момент мониторинг разработки программ под эгидой правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям ведётся в 22 компаниях. Как отметила министр экономического развития РФ Эльвира Набиуллина, все эти компании находятся в разной стадии формирования своей инновационной культуры, но планируют повышение расходов на НИОКР, в том числе за счёт собственных средств.


В целом, как отметила Эльвира Набиуллина, общая сумма внебюджетных расходов на НИОКР в стране сегодня составляет 200 миллиардов рублей. При этом четверть расходов - это средства компаний.


В то же время, как отметила министр экономического развития РФ, результативность этих НИОКР, измеряемая по патентной активности, удручающая. В 2010 году 22 компании получили всего около тысячи патентов.


- К сведению: одна лишь IBM запатентовала 5 тысяч изобретений, Microsoft - более трёх тысяч, Siemens - 873, - сообщила Э. Набиуллина. - То есть 22 крупнейшие компании патентуют меньше, чем одна зарубежная.


Лидерами в области патентования в России считаются РЖД, «Росатом» и РКК «Энергия». И всё же, как отметила министр, уровень патентной активности пока свидетельствует о неэффективном расходовании средств, выделяемых на НИОКР. В связи с этим, как отметила Эльвира Набиуллина, нужна чёткая формулировка ожидаемых результатов от инновационных программ. Для этого необходимо соотнести требования по оценке собственного технологического уровня, а также выстроить систему менеджмента и мотиваций к инновациям. Кроме того, требуется выделить прорывные направления, способные резко повысить конкурентоспособность компаний за счёт создания технологий, продуктов, услуг, превышающих по уровню зарубежные аналоги.


По мнению министра экономического развития, проекты, которые сейчас включаются в программы, способны при эффективной реализации дать для экономики системный эффект. При этом необходимы новые технологии, применяемые на огромном масштабе и способные заменить крайне изношенное типовое оборудование и инфраструктуру. Как подчеркнула Э. Набиуллина, на это будут тратиться инвестиционные средства, которые закладываются в тарифы.


- Важно, чтобы эти инвестиционные решения базировались на инновационных решениях, - отметила министр. - Здесь должно быть опережающее развитие инновационных программ.


Министр экономического развития привела примеры проектов, которые уже включаются в программы инновационного развития. Это замещение дизельного топлива сжиженным и сжатым природным газом в железнодорожных перевозках, применение в нефтегазовой отрасли интеллектуальных скважин, позволяющих вовлекать в оборот нерентабельные месторождения. Реализация этих и других проектов может дать существенную экономию, уверена Эльвира Набиуллина.


От слов – к делу


Реализация инноваций, внедрение НИОКР, проводимых на собственные средства, позволили ГК «Росатом» выйти на уровень своих ключевых конкурентов и даже превысить этот уровень. Об этом на заседании Комиссии при Президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики сообщил генеральный директор Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» Сергей Кириенко. По его словам, темпы роста в этой госкорпорации за последнее время составили в среднем 4,5 процента, причём по ядерным технологиям этот показатель составил 6,7 процента.


- Мы определили для себя три приоритета - модернизация существующих технологий, новые прорывные технологии и новые рынки, на которых раньше госкорпорация не участвовала: медицина, суперЭВМ и так далее, - отметил С. Кириенко.


Глава «Росатома» также обратил внимание на развитие частных инвестиций в сфере атомной энергетики. В качестве примера он привёл пилотный проект по созданию свинцово-висмутового реактора, в который более 8 миллиардов рублей вкладывает частная компания «ЕвроСибЭнерго. «Причём все эти деньги идут на НИОКР», - подчеркнул Кириенко. Есть примеры и международного финансирования подобных разработок.


В качестве проблемных вопросов Сергей Кириенко поднял тему развития учебных заведений, где готовят специалистов для соответствующих отраслей. Здесь сложностью является отсутствие материальной базы, подвёрстанной под потенциальные заказы госкорпорации.


Что же касается результативности существующих разработок, то здесь глава «Росатома» привёл в пример проект радиационной обработки посевного материала в сельском хозяйстве, который уже дал отдачу в виде увеличения урожайности ряда культур. Есть результаты и по проектам в области медицины, строительства, транспортной безопасности. «Технические параметры мы уже можем обеспечить, дальше вопрос массового спроса», - резюмировал Сергей Кириенко, говоря о внедрении разработок возглавляемой им корпорации.


О моделях инновационного развития, управления инновациями рассказал и выступивший на заседании Комиссии при Президенте РФ председатель правления ОАО «РусГидро» Евгений Дод. По его словам, эффективность принятия решения в компании обеспечивает экспертный совет, формируемый с привлечением внешних специалистов, в том числе международных. Что же касается прибыли, то в модель «РусГидро» включены и сами пользователи инноваций, которые оплачивают использование разработок.


Евгений Дод обратил также внимание на тот факт, что под инновациями нужно понимать не только НИОКР, но и кадровую сферу. В связи с этим глава «РусГидро» проинформировал о созданной в ОАО инновационной стратегии опережающего кадрового роста, предусматривающей вовлечение молодёжи в гидроэнергетику. Из практических примеров такой деятельности Дод назвал школу в посёлке Черёмушки (Саяно-Шушенская ГЭС), где создан уникальный класс. Рассматривается также возможность создания электронного учебника для тех школьников и студентов, которые обучаются по специальностям, связанным с энергетикой.


Подводя итог заседания, Дмитрий Медведев сообщил о принятом решении разделить все государственные компании на две части в определении сроков утверждения программ инновационного развития. В одну из этих частей вошли «Росатом», «Ростехнологии», «РусГидро», ФСК, «Роснефть», «Транснефть», «Энергетические системы Востока», «Алмаз-Антей». Свои решения по инновациям они должны представить до 1 апреля текущего года. Остальные компании должны провести указанные процедуры к середине июля 2011 года. При этом, как особо отметил Президент РФ, правительство через своих представителей в органах управления этих компаний должно обеспечить принятие соответствующих решений.


Глава государства также поручил Администрации Президента и Правительству России подготовить предложения о дисциплинарной ответственности руководителей крупных госкомпаний (вплоть до увольнения) за ненадлежащую работу в области инноваций. Как отметил Дмитрий Медведев, ряд решений по государственным структурам им уже принят, они будут обнародованы в ближайшее время. Кстати, в тот же день стало известно о смене руководителя Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК). Вместо занимавшего эту должность Алексея Фёдорова пост главы ОАК занял бывший гендиректор компании «Сухой» и РСК «Миг» Михаил Погосян.


- Нужно ставить вперёд практические и прагматические начала, - подчеркнул Дмитрий Медведев. - Там, где нужно написать какой-то законопроект, давайте сядем и быстро напишем. Но нужно не нормотворчеством заниматься, а переводить это всё в практическую плоскость.


Дмитрий Семенов

Права на данный материал принадлежат
Материал размещён правообладателем в открытом доступе
  • В новости упоминаются
Похожие новости
26.08.2011
Юбилейный МАКС, часть 2
15.03.2011
Улетая от Китая
21.12.2010
Медведев в Индии обсудит сотрудничество в торговле и энергетике
30.10.2009
Несмотря на кризис и погоду
11.08.2009
Президент зачистит госкорпорации
22.02.2008
Бочка арестантов и город будущего. Президент и преемник благословили Национальный центр авиастроения
18 комментариев
№0
03.02.2011 01:18
Расходы это лишь часть. Как показывает израильски опыт куда важнее как и КТО реально получает деньги на НИОКР.
У нас авторы, за редким исключением, отделены от денег и чем более инновационна разработка тем этот разрыв больше.

Очень важно чтобы были центры с инженерами и толковыми рабочими для быстрой постройки экспериментальных образцов и рабочих макетов.
+2
Сообщить
№0
03.02.2011 01:36
Добавлю важную вещь.
Для многих малых коллективов и авторов идеальным вариантом был бы fabless без риска потери бизнеса и ИС  либо соглашение с хорошими роялти. Причем безпроизводственный принцип интересен для практически всех отраслей. Так легче жить и производственникам и небольшим/средим фирмам коих должны быть в РФ сотни тысяч.


Обеспечение жёсткого соблюдения условий игры могло бы стать золотым дном для Конторы и резко увеличить скорость развития новейших производств в РФ.
0
Сообщить
№0
03.02.2011 03:41
Столь мощный президенский пресинг, может привести к обратному результату (как не раз бывало в СССР).
Все силы и выделенные средства - уйдут в "гудок" (на составление убедительной отчетной документации о яко-бы проделанной работе, и на рост количества "шизоидных патентов" типа инновационной крючковатости щетины зубных щёток).
+2
Сообщить
№0
03.02.2011 04:04
боротЬся надо было за людей..чтобы не уезжали , а теперь... сколько научных кадров потеряла страна... кто будет делать самолеты ,танки ...радиолокацию.. и.т.п.. Эти дебилы которые лысые бегают по городам со свастиками на руковах ? Нет..они точно не будут...или ети менеджеры которым главное продать..а что продать и кому пофиг , главное чтоб у себя все в шоколаде было..просрали людей...обидно дико..в Израиль уехало 2 миллиона , в Германию 2,5 миллиона , в Америку..хрен знает сколько ну и по мелочам...
+1
Сообщить
№0
03.02.2011 08:35
боротЬся надо было за людей..
да может и к лучшему, что уехали? если человек, который "кует меч и щит Родины", бежит из неё при первой возможности - да скатертью дорога! Это при первом приближении.. При втором приближении возникает вопрос - а чем кормить детей высококлассному инженеру-конструктору, если в родном НИИ у него оклад 100 долларов + 13-я зарплата? И тут его отъезд из страны превращается из патетическо-патриотического в обывательско-семейный процесс, а это уже другие категории ;)
Не нужно стонать по тем, кто уехал, заламывать руки и ругать лихие 90-е.. А нужно давать возможность тем, кто остался, учить новое поколение и жить при этом достойно. И поверьте, БуреЛомов, в нашей стране достаточно много головастой и рукастой молодежи (например). Ей бы современное оборудование лабораторное, материалы, преподавателей/учителей - вот на что деньги нужно тратить в первую очередь!
0
Сообщить
№0
03.02.2011 08:45
Никола - Вы конечно правы в теории и выводах, но судя по новому закону об образовании, уход из страны людей, которые мыслят или хотят мыслить шире необходимых стране рамок, и жить лучше, чем в хрущевке, сталинке или панельке - увеличится.
0
Сообщить
№0
03.02.2011 08:53
Вы прям Никола инопланетянин...вы не стоните..вы мечтайте дальше , а при опросе в Москве те самые студенты молодые 78% ответили что при первой возможности уедут из России и постараются остаться..где нибудь но только не в России...забавно да ? И руки заламывать не надо..чего бы их заламывать ?
+1
Сообщить
№0
03.02.2011 09:03
Нуу.. Москва - не Россия, это ж давно известно ;) А вот в "наружном заМКАДье" наблюдаются интересные процессы - студенты 90-х и "нулевых", уехавшие творить куда подальше, начали с удовольствием приезжать, читать лекции, участвовать в российских исследовательских проектах. Кто-то даже возвращается, получив гранты и лаборатории. В приватных беседах, если не брать во внимание "тоску по березкам", причиной тому они находят всё большее материальное обеспечение российской учебной науки.. Да - медленно, да - кривовато порой, но процессы идут. Выходит, есть умные люди, кроме нас с Вами, которые думают немного вперед и занимаются мат.тех. обеспечением образования. Так вот пенделя бы волшебного дать, чтобы враз всё стало хорошо, правда? ;) А пока будем говорить о "наполовину полной бутылке водки", а не о "наполовину пустой" ;)
+1
Сообщить
№0
03.02.2011 09:32
"да может и к лучшему, что уехали? если человек, который "кует меч и щит Родины", бежит из неё при первой возможности - да скатертью дорога!"

Родине не нужны крысы бегущие с корабля. Родине нужны патриоты. Причем патриоты четко определенной категории. Строго по их отношению к власти. Их явно не хватает. Их надо воспитывать и выращивать. В Наших, Молодой Гвардии, Стали есть такие ребята! Может им и доверить инновации и модернизацию? Может конечно нобелевских лауреатов среди них и не будет, зато бежать при первой возможности станут намного меньше.

"При втором приближении возникает вопрос "

А вот этого не надо. Никаких вторых и третьих приближений.
А то возникнет столько вопросов, что забудете о первом. В котором все ясно и понятно.

"А нужно давать возможность тем, кто остался, учить новое поколение и жить при этом достойно. "

У нас многие любят претензии к власти предъявлять. А что они сами делают для того, чтобы в стране жилось достойно?
Я например ежемесячно помогаю тем, кто учит моего ребенка в школе и заодно новое покоение. Это ли не помощь родине? Не знаю правда хватает ли им на то, чтобы называть это достойным.
0
Сообщить
№0
03.02.2011 10:14
Всё верно, Чех! "Начинай с себя" - это, пожалуй, лучший принцип! Изменять СВОЕ окружение, чтобы оно не гадило в подъездах, не лакало пивандрий на лавках, интересовалось спортом да и вообще тем, что происходит в мире - это ли не начало той самой "модернизации"? То, что может сделать каждый нормальный мужик, применив всего лишь свой авторитет старшего и опытного.. Молодежи надо реализовывать пассионарность! ;) А прятать глаза в метро, отворачивать голову от явных быдлопроявлений, бежать из одной личной коробочки в виде автомобиля в другую личную коробочку в виде квартиры и ждать, пока царь-батюшка всё исправит и всех воспитает - это ведь явно не наши методы, так ведь, господа? ;)
0
Сообщить
№0
03.02.2011 10:16
0
Сообщить
№0
03.02.2011 10:25
Цитата
- Важно, чтобы эти инвестиционные решения базировались на инновационных решениях, - отметила министр. - Здесь должно быть опережающее развитие инновационных программ.
Только инновационные инновации спасут Родину!
0
Сообщить
№0
03.02.2011 10:45
"Изменять СВОЕ окружение"
"Молодежи надо реализовывать пассионарность!"

Те, кто уезжает, делает и то и другое.
А слово авторитет и его применение в России приобрело вполне "конкретный" смысл. Оно распространилось не только на первоисточник, но и на чиновников, силовиков, в общем на всех кто его "применяет".
0
Сообщить
№0
03.02.2011 10:53
Вы все всё правильно говорите. Только призывами к патриотизму делу не поможешь.
В той ситуации, которая сложилась у нас в стране с развитием технологий, имеет место быть принципиальная системная ошибка.
Что я имею в иду?
Посмотрите, все с увлечением обсуждают  процесс, при этом никто не нацелен на результат. Те же западные компании, на которые ссылаются в статье, развивают область, в которой специализируются и изобретния идут, как приложение к развитию.
Тот же Росатом, если бы продолжал развивать, например термоэмиссионные реакторы, мог бы при этом и создавать и патентовать новые технологии.
Поэтому пока не будет сломан процесс "проедания" средств, пока корпорации будут возглавлять дилетанты (Я имею в виду профессиональных управленцев), а не специалисты (инженеры, ученые профессионалы, каждый в своей области), все о чем Вы говорите бесполезно.
+1
Сообщить
№0
03.02.2011 11:12
Как практически можно было бы реализовать идею создания "прорывных технологий"?
Выбрать несколько системообразующих проектов, имеющих конечный результат, который (я утрирую) можно пощупать руками и запустить процесс их реализации, с освещением  о состоянии дел, например в специзданиях (дневниках) по каждому проекту, с приглашением к участие всех желающих. В этом плане очень грамотно поступил Прохоров со своим авто. И реклама, и освещение в прессе о состоянии дел, и сроки, и приглашение к участию в работах изобретателей со своими разработками. А главное - у него рулят проектом не управленцы а инженеры и ученые, управленцы на этом этапе на вторых ролях. Вот помяните мое слово, у него получится.
0
Сообщить
№0
03.02.2011 11:58
Лично я согласен с одной группой экспертов, которая высказала следующую точку зрения. В первую очередь это мотивация и компетентность руководителя.
Субъективно какой-нибудь чиновник в чем-то может быть компетентнее какого-нибудь руководителя частной компании. Но. Объективно никогда чиновники-управленцы не могут быть так мотивированы на конечный продукт, как специалисты, (ученые инженеры и пр.), и на реализацию проекта при оптимальных расходах, как частник. Лично я поддерживаю смену формы собственности ГК на ОАО. Это были либо кормушки, либо неэффективные бюрократические структуры возглавляемые "эффективными менеждерами". И об этом с самого начала предупреждали многие эксперты. Фундаментальные исследования у нас не будет финансировать ни один частник. Максимум прикладные НИОКРы. А без них невозможен научно-технический прогресс. Вот здесь и нужно государство. Думаю, что Сколково, где вроде рулят ученые может стать хорошим центром, если его связать с инвесторами на взаимприемлемых условиях. Я полностью согласен с Петровичем. Научными проектами и их реализацией должны руководить специалисты с опытом управления. Желательно успешным. Таким как у Погосяна.
0
Сообщить
№0
03.02.2011 21:01
на п. 11
Похоже даже уголовники в России более инновационны чем руководство страны. Собственно кто Сталин был? Паханом, контролировавшим всё Баку с нефтепромыслами и пр.

Он вполне устраивал англичан, делавших его руками грязную работу.
0
Сообщить
№18
29.09.2014 11:21
Вообще кто-то понимает , что такое прорывные технологии?.
      Это должен быть человек из будущего , а поэтому не совсем понятный другим. Поэтому у американцев  в DARPA    работают главными специалистами писатели -фантазеры .  А уже эти фантазии и идеи должны будут быть обоснованы учеными.  Поэтому в России шансов мало. Слишком прагматиков много и людей сориентированных на другие ценности - в руководстве.
-2
Сообщить
Хотите оставить комментарий? Зарегистрируйтесь и/или Войдите и общайтесь!
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ
Ежедневная рассылка новостей ВПК на электронный почтовый ящик
  • Разделы новостей
  • Обсуждаемое
    Обновить
  • 26.04 13:24
  • 1056
Без кнута и пряника. Россия лишила Америку привычных рычагов влияния
  • 26.04 13:13
  • 0
Сопротивление на Украине: борьба с неонацизмом
  • 26.04 13:11
  • 2
Американский дрон Mojave с Minigun DAP-6 с общей скорострельностью 6000 выстрелов в минуту поразил наземные цели в ходе испытаний
  • 26.04 12:21
  • 1
Россия настаивает на необходимости запрета любого оружия в космосе, а не только ядерного - постпред РФ при ООН
  • 26.04 09:05
  • 2
ЦКБР заявил, что РФ необходимо создать мобильные команды для уничтожения FPV-расчетов ВСУ
  • 26.04 05:50
  • 1
Омрачить День Победы и инаугурацию: каких ударов ожидать от ВСУ в майские праздники
  • 26.04 00:07
  • 0
Танцы с бубном: США, Украина и военная помощь
  • 25.04 17:21
  • 2
Суд арестовал замминистра обороны РФ, на которого ФСБ пять лет собирало материалы по коррупции
  • 25.04 15:58
  • 120
Конкурента российского Су-75 из Южной Кореи впервые представили на выставке
  • 25.04 13:48
  • 3
Инженеры NASA впервые за пять месяцев смогли получить данные о состоянии зонда Voyager-1
  • 25.04 13:40
  • 463
Международные расчеты, минуя доллар, по странам
  • 25.04 12:48
  • 0
«Освей»: Космическая Беларусь берется за строительство самолетов
  • 25.04 10:13
  • 478
Израиль "готовился не к той войне" — и оказался уязвим перед ХАМАС
  • 25.04 09:30
  • 2
Разящий луч: как развиваются боевые лазеры
  • 25.04 09:27
  • 9
Российские разведывательно-ударные мультикоптеры предложат на экспорт