Войти

Европейская безопасность: Польша в числе первых покупателей американского оружия

2840
13
0
Мариуш Блащак
Подписание министром национальной обороны Польши Мариушем Блащаком польско-американского межправительственного соглашения о поставке Соединенными Штатами Польше по линии американской программы межправительственных иностранных военных продаж Foreign Military Sales (FMS) 32 истребителей Lockheed Martin F-35A Lightning II. Демблин, 31.01.2020.
Источник изображения: Министерство национальной обороны Польши

В уходящем году Польша продолжала наращивать военные закупки и стала второй среди покупателей вооружений у США.

Своего рода рейтинг партнеров Вашингтона можно найти в отчете Агентства по экспорту вооружений DSCA за 2020 финансовый год. Так, первым в этом списке оказался Тайвань. Польша заняла «почетное» второе место, опередив Марокко, Объединенные Арабские Эмираты, Индию, Южную Корею, Японию, Австралию, Сингапур и Саудовскую Аравию.

Агентство DSCA указывает, что за всю историю сотрудничества с США Варшава потратила на закупки американского оружия более 16 млрд. долларов. При этом за последние три месяца 2019 г. и первые девять месяцев 2020 г. (финансовый год в США) Польша сделала заказы на общую сумму 4,7 млрд. долларов, и это не было рекордом. В 2018 г. эта цифра была на 200 млн. долларов больше. Таким образом, всего за два последних года Варшава затратила на покупки вооружений и военной техники, произведенных американскими компаниями, почти 10 млрд. долларов.

По оценке Североатлантического союза, уровень расходов на военные нужды Польши вырос с 9,4 млрд. долларов в 2016 г. до 12 млрд. долларов в 2020 г. Можно с уверенностью сказать, что за эти пять лет один годовой бюджет министерства национальной обороны был потрачен на американское оружие.

Напомним об уже запущенных самых затратных польско-американских контрактах. Среди них – подписанное в 2018 г. соглашение на закупку ЗРК Patriot за 4,75 млрд. долларов. Еще одним затратным приобретением на общую сумму около 450 млн. долларов стали крылатые ракеты JASSM, предназначенные для многоцелевых истребителей F-16. Чуть дешевле – в 414 млн. долларов обошелся Варшаве контракт на РСЗО HIMARS, подписанный в 2019 году.

В 2020 году Польша только начала оплачивать заказанные в январе самолеты F-35. В мае в США было переведено около полумиллиарда из более чем 4,6 млрд. долларов, которые поляки должны американцам. Добавим, что в эту сумму не входит вооружение истребителей и их обслуживание после 2030 г. – за них придется заплатить по отдельным контрактам. Дальнейшая эксплуатация одного самолета, по оценкам, опубликованным в американских СМИ, будет стоить Варшаве около 5 млн. долларов в год.

На этом фоне заказанные противотанковые ракетные комплексы Javelin за 54 млн. долларов или беспилотные летательные аппараты Black Jack за 11 млн. кажутся просто пустяком.

Помимо крупных контрактов, которые широко обсуждаются в СМИ, польские платежи по программе военных продаж FMS включают сотни более мелких статей, связанных с обслуживанием, ремонтом, оборудованием, вооружением и использованием американских систем, ранее купленных у США. Среди наиболее затратных в эксплуатации являются 48 многоцелевых самолетов F-16, пять транспортных C-130 Hercules, два ракетных фрегата Oliver Hazard Perry, беспилотные летательные аппараты ScanEagle, радиостанции Harris и многое другое.

Стоит отметить, что кроме контрактов в рамках программы FMS из бюджета минобороны были закуплены самолеты для высших государственных лиц – это три Boeing на сумму 523 млн. долларов и два Ggulfstream за 110 млн. долларов, вертолеты Black Hawk за 180 млн. долларов. Несомненно, есть еще и засекреченные расходы.

В начале последнего десятилетия Польша запустила чрезвычайно обширную и очень дорогостоящую программу технической модернизации Войска Польского. На сегодняшний день реализована лишь небольшая часть этого плана, а ряд дорогостоящих и амбициозных проектов еще не начаты. В целом замысел состоит в том, чтобы перевооружить практически все виды вооруженных сил в соответствии с новыми вызовами и угрозами, якобы исходящими с Востока.

Безусловно, власти страны пропагандируют, что Польша, находясь на восточном фланге НАТО, должна наращивать свой боевой потенциал и видит перспективы развития национальных вооруженных сил и укрепления безопасности страны в «реализации трех элементов»: увеличении численности польской армии, оснащении ее новейшими образцами вооружения и техники и в укреплении отношений с США.

При этом Беларусь и Россия неоднократно заявляли о своей готовности к обсуждению проблематики безопасности в регионе с Польшей и с другими соседними странами, как в двустороннем формате, так и в рамках диалога с ЕС и НАТО, в которые они входят. Однако рост расходов на вооружения свидетельствует, что по-прежнему у Варшавы и ее союзников отсутствует настрой на ведение диалога.

Николай Астровский

Права на данный материал принадлежат
Материал размещён правообладателем в открытом доступе
  • В новости упоминаются
Похожие новости
25.09.2023
Лучшие боевые самолеты мира: top -10
09.12.2020
Экспорт растет: как США вооружают Украину
10.09.2015
Танки в обозримой перспективе останутся решающим фактором успеха при проведении наземных операций на ТВД
06.05.2013
Лидеры прежние
16.01.2013
Мировой рынок вооружений: взгляд из Вашингтона
22.08.2012
Передовики мирового оружейного бизнеса
13 комментариев
№1
22.12.2020 04:06
Полоний (бишь поляк :)) (за ковром)

                   Эй, люди! Помогите, помогите!

Гамлет (обнажая шпагу)

                   Что? Крыса?                             (Пронзает ковер.)
                   Ставлю золотой, - мертва!

Полоний    (за ковром)
                   Меня убили!  (Падает и умирает.)

Королева

                   Боже, что ты сделал?
  
Гамлет

                   Я сам не знаю; это был король?

Королева

                   Что за кровавый в шальной поступок!

...
                                   Гамлет
                   Да, мать, я так сказал.                  (Откидывает ковер и обнаруживает Полония.)
                   Ты, жалкий, суетливый шут, прощай!
                   Я метил в высшего; прими свой жребий;
                   Вот как опасно быть не в меру шустрым.
-------

:)
Кстати, к укропитекам тоже относится. :)
-1
Сообщить
№2
22.12.2020 05:09
Мне кажется поляки под лозунгом противостояния российской угрозы пытаются добиться доминирования в регионе
+2
Сообщить
№3
22.12.2020 05:13
Цитата, Mihoel 1 сообщ. №2
Мне кажется поляки под лозунгом противостояния российской угрозы пытаются добиться доминирования в регионе

Похоже. Что-то вроде нового издания Ржечи Посполитой, но с бОльшим доминированием собственно Польши.
0
Сообщить
№4
22.12.2020 06:25
Цитата, Mihoel 1 сообщ. №2
Мне кажется поляки под лозунгом противостояния российской угрозы пытаются добиться доминирования в регионе

а как они этого добьются? Что именно они могут получить в виде территорий или доступа к чужим ресурсам в результате своего доминирования?

Вот американцы, допустим, доминируют и ,херак, уже охраняют сирийскую нефть от режима Ассада и ИГИЛ. На миллионы долларов в месяц охраняют.

Турки тоже надоминировали себе чуток нефти, правда им помешали ВКС, потому они и злятся.

А что такого себе Польша может намечтать? Немножко спасать западных украинцев от неурядиц в их стране в будущем? ИМХО они просто поддерживают ВПК своего "спонсора".
0
Сообщить
№5
22.12.2020 07:11
Цитата, VK сообщ. №4
а как они этого добьются? Что именно они могут получить в виде территорий или доступа к чужим ресурсам в результате своего доминирования?
Из стран восточной Европы формируется некий блок и тут идёт конкуренция кто там главный, что даёт всякие ништяки
0
Сообщить
№6
22.12.2020 08:27
Цитата, Mihoel 1 сообщ. №5
Из стран восточной Европы формируется некий блок и тут идёт конкуренция кто там главный, что даёт всякие ништяки

я бы согласился, но склонен считать иначе. Из Польши решили сделать новую "витрину капитализЪма", как из наиболее подходящей для этого страны. По размерам страны, по уровню образованности населения и развития промышленности она подходила куда лучше, чем другие страны. И у неё не было внутренних этнических проблем.
Вот поэтому её выбрали и её политикам предоставили возможность реализовать некий экономический план. Т.е. она ништяки получила уже давно и теперь их уровень ограничивается отношением долга к ВВП и вряд ли будет какая-то новая раздача, за которую надо бороться приобретая вооружения.
Хотя в целом, если абстрактно и на будущее, то я вполне понимаю, что "добрым словом и пистолетом...".
0
Сообщить
№7
22.12.2020 09:31
Цитата, VK сообщ. №6
Польши решили сделать новую "витрину капитализЪма", как из наиболее подходящей для этого страны. По размерам страны, по уровню образованности населения и развития промышленности она подходила куда лучше, чем другие страны. И у неё не было внутренних этнических проблем.
Вот поэтому её выбрали и её политикам предоставили возможность реализовать некий экономический план. Т.е. она ништяки получила уже давно
Возможно, но сами поляки считают что их положение в ЕС ниже чем они того заслуживают. Того же мнения и ряд других стран восточной Европы. К тому же сказывается затянувшийся постимперский синдром
0
Сообщить
№8
22.12.2020 10:02
Цитата, Mihoel 1 сообщ. №7
сказывается затянувшийся постимперский синдром

затянувшийся лет на 400 Х))))

Не знаком с точным положением Польши в ЕС, но в любом случае это тоже обочина капитализма. И политики там будут такие, какие нужны владельцам крупного капитала, который не в Польше, а в "странах-старушках" США, Британии, Германии, Франции. Всё. Какое место может быть в очереди "обслуживающих"(обидное написал), дело десятое.

Поэтому и скепсис у меня в том, что польские политики сами решают что им покупать или не покупать. Вызвали на уошинктонский ковёр, сообщили "политику партии" на 10-50 лет вперед и дали всемотивирующего пендаля.
А уже частью политики партии как раз может быть региональное доминирование. Опять же, когда "капиталистическая партия" прикажет. Если вы подразумевали региональное доминирование в Украине или Молдавии против России, тогда я всецело согласен.
Разве для владельцев бабла это впервой закупать "мясо" для войны в других странах? Та же Россия в этой роли выступала неоднократно за свою историю.
0
Сообщить
№9
22.12.2020 11:01
Цитата, VK сообщ. №8
политики там будут такие, какие нужны владельцам крупного капитала, который не в Польше, а в "странах-старушках" США, Британии, Германии, Франции
Вот что бы иметь какой то вес против дедов восточные (члены ЕС) объединяются
+1
Сообщить
№10
22.12.2020 13:19
Цитата, VK сообщ. №4
а как они этого добьются? Что именно они могут получить в виде территорий или доступа к чужим ресурсам в результате своего доминирования?
Ну часть марионетнной Украины, если та развалится.
0
Сообщить
№11
22.12.2020 18:28
Цитата, VK сообщ. №4
а как они этого добьются? Что именно они могут получить в виде территорий или доступа к чужим ресурсам в результате своего доминирования?
ну а проект ляхов "инициатива трёх морей"?...взять под контроль транзит с Востока в Европу и обратно...типо что бы немцы и китайцы им платили за транзит...сразу станут более ценными, а то может и вообще одной из нескольких "любимых жён" для США...заманчиво...

а так то они кто?...нахлебники на шее немцев, а могут быть важными людьми с геополитическими амбициями...Речь Посполитая + Австро-Венгрия 2.0
+1
Сообщить
№12
28.12.2020 16:13
Цитата, А.С.Б. сообщ. №11
что бы немцы и китайцы им платили за транзит...

За транзит по их территории? Ну для этого не обязательно покупать F35 свою часть за транзит получит каждая страна, по чьей территории он будет осуществляться. Разве нет?
У Украины нет F35, а деньги за транзит они регулярно вытягивают из Газпрома. Или поляки про другой контроль мечтают?

Цитата, А.С.Б. сообщ. №11
нахлебники на шее немцев, а могут быть важными людьми с геополитическими амбициями...

Нуу... я не сильно знаю за Польскую экономику, но судя по тому, что они много машиностроительной продукции экспортируют, не такие уж они и нахлебники. Скорее им отломили кусочек рынка и они его обрабатывают.

Не знаю. Может вы и правы, но я пока расцениваю это как отношения франчайзера и франчайзи. Первый говорит что делать, что продавать и как улыбаться, а второй всё это делает с красивой "фирменной рожей" и получает свою копеечку.

Для США выгодно продавать Ф35. Вот они и продают. И все кто с ними делают так как укажет Вашингтонский босс. Трамп же это прямо говорил, мол они на нас зарабатывают, а платить не хотят. Вот пусть платят и покупают наше вооружение. А кто покупает чужое вооружение, вроде Турции, те плохие и мы им санкциями.
Чтобы Саудиты жили как саудиты, приехал Трамп и они заключили контракт на 400! млрд долларов. А что было бы, если бы заартачились?
0
Сообщить
№13
28.12.2020 16:51
Цитата, VK сообщ. №12
Или поляки про другой контроль мечтают?
ну проект 3 морей, в нынешнем виде перерезает весь сухопутный транзит между азией и европой...когда поляки сами по себе, ну их можно обойти...сталкивать страны восточной европы лбами промеж собой, пусть мол конкурируют за транзитные потоки, это как бы очень выгодно и Германии, и Китаю, и РФ...

но есть же возможность стать одной такой большой Украиной между Германией и Китаем, да ещё и между РФ, в придачу...сразу ценность всех этих товарищей вырастит для тех же США...сразу троим можно наступить на мозоль...или кому то не наступать...

Цитата, VK сообщ. №12
Нуу... я не сильно знаю за Польскую экономику, но судя по тому, что они много машиностроительной продукции экспортируют, не такие уж они и нахлебники. Скорее им отломили кусочек рынка и они его обрабатывают.
немцы разместили свои сборочные мощности на территории Польши...пока ЕС дотирует Польшу, и налоги у них не такие высокие как в Германии...ну и оплата труда ниже...

но и основной рынок сбыта, та же богатая часть ЕС...без немецкого капитала, у поляков никаких чудес в экономике нет...большая вероятность того, что дотации будут снижать, немецкий бизнес поедет домой, под лозунгом защиты отечественного товаропроизводителя, сама по себе Польша вряд ли с этим справится экономически...как и большинство стран Восточной Европы...а так сбившись в кучу, они могут и в ЕС тех же немцев бесить, и для США более привлекательными стать, и вообще толпой будут менее травоядными...
0
Сообщить
Хотите оставить комментарий? Зарегистрируйтесь и/или Войдите и общайтесь!
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ
Ежедневная рассылка новостей ВПК на электронный почтовый ящик
  • Разделы новостей
  • Обсуждаемое
    Обновить
  • 19.04 01:12
  • 902
Без кнута и пряника. Россия лишила Америку привычных рычагов влияния
  • 18.04 20:05
  • 96
Израиль усиливает меры безопасности в связи с опасениями ударов со стороны Ирана
  • 18.04 19:22
  • 18
Первую летную ракету-носитель "Ангара-А5" отправили для испытаний на космодром Восточный
  • 18.04 19:04
  • 110
В России запустили производство 20 самолетов Ту-214
  • 18.04 18:25
  • 12
Британская ПВО может и не выдержать первого удара России (The Telegraph UK, Великобритания)
  • 18.04 17:34
  • 2702
Как насчёт юмористического раздела?
  • 18.04 15:42
  • 1
Сергею Шойгу в парке "Патриот" представили более 30 перспективных образцов вооружения и техники
  • 18.04 15:29
  • 0
Кипящий «котёл» Закарпатья остужать никто не собирается
  • 18.04 13:38
  • 1
Норвегия может приобрести фрегаты класса "Тип-26"
  • 18.04 11:46
  • 74
Членство в НАТО в обмен на территорию. Зачем Армения проводит военные учения с США
  • 18.04 09:59
  • 2
Следующий пуск тяжелой "Ангары" с космодрома Восточный состоится в 2027 году - Борисов
  • 18.04 08:34
  • 1
Критический момент. Шансы Украины вернуть инициативу стремятся к нулю (The Wall Street Journal, США)
  • 18.04 05:12
  • 1
Разработчик анонсировал поступление в зону СВО трех бункеров-укрытий для личного состава
  • 18.04 02:38
  • 1
Названа особенность украинских «шаров-террористов»
  • 18.04 01:17
  • 1
Совфед одобрил закон о доступе федерального казначейства к системе гособоронзаказа