Войти

Разработчик рассказал о способности РЛС "Контейнер" обнаруживать "стелсы"

5454
33
+2
Приемная часть радиолокационной станции "Контейнер"
Приемная часть радиолокационной станции "Контейнер".
Источник изображения: © Фото : Минобороны России

МОСКВА, 1 дек — РИА Новости. Заступившая год назад на боевое дежурство в Мордовии первая загоризонтная радиолокационная станция (РЛС) "Контейнер" подтвердила способность обнаруживать за тысячи километров от границы РФ истребители стран НАТО, созданные с применением технологий снижения радиолокационной заметности ("стелс"), сообщили РИА Новости в пресс-службе АО "РТИ".

Первая загоризонтная РЛС заступила на боевое дежурство в Мордовии 1 декабря 2019 года. По данным Минобороны, она способна отслеживать перемещение воздушных целей на расстоянии свыше 2 тысяч километров от госграницы России.

"РЛС полностью доказала свою значимость и эффективность по контролю за перемещением в воздушном пространстве на расстоянии свыше нескольких тысяч километров от государственной границы. За прошедший период времени средствами РЛС "Контейнер" были обнаружены и определены траекторные параметры самолетов стратегической, разведывательной и тактической авиации, в том числе полеты малозаметных истребителей стран НАТО", - заявили в пресс-службе.

Загоризонтные РЛС "Контейнер" создаются НПК "НИИДАР" (входит в АО "РТИ") и предназначены для сверхдальней разведки воздушного пространства. Станции работают на принципе отражения радиоволн от ионосферы Земли.

Как отметил гендиректор НИИДАР Кирилл Макаров, слова которого приводят в РТИ, станция в Мордовии - "это радиолокационный комплекс, закрывающий воздушное пространство всей европейской части нашей страны". Макаров также напомнил, что "Контейнеры" планируется размещать в других регионах РФ.

Ранее в Минобороны РФ сообщали, что с помощью загоризонтных станций "Контейнер" в России планируется создать сплошное радиолокационное поле по аэродинамическим целям, аналогично непрерывному полю системы предупреждения о ракетном нападении, которая нацелена на обнаружение баллистических целей.

Права на данный материал принадлежат
Материал размещён правообладателем в открытом доступе
  • В новости упоминаются
33 комментария
№1
02.12.2020 10:08
Цитата, q
в том числе полеты малозаметных истребителей стран НАТО, - заявили в пресс-службе."
Но в пресс-службе скромно молчат как они проверили, что на этих отслеженных стэлсах были сняты уголковые отражатели. Боюсь, в пресс-службе даже не подозревают, что стэлсы летают с уголковыми отражателями, чтобы наше ПВО не смогло понять насколько оно реально в состоянии их обнаруживать.
Для боевой операции уголковый отражатель снимается и тогда все эксперты яростно спорят чем уничтожена очередная база КСИР в Сирии: подкупленными местными предателями или израильским Ф-35, которого сирийская ПВО и ПВО нашей Хмеймим не смогла увидеть.
Но хвастовство "мы видим стелсы" продолжается.
-4
Сообщить
№2
02.12.2020 17:01
Цитата, Виктор Алексеевич сообщ. №1
Но в пресс-службе скромно молчат как они проверили
Обычная физика. Декаметровым волнам по фиг стелс или не стелс.
В принципе даже метровым все равно что там намазано на стелс. И это тоже физика.
Цитата, Виктор Алексеевич сообщ. №1
которого сирийская ПВО и ПВО нашей Хмеймим не смогла увидеть.
Это вам лично по секрету МО рассказало? Или это из той же оперы где вы просто физику не знаете.
Кстати у нас стелсы тоже есть Су-57,Охотник,Х-101.
И лучшая стелс форма и меньшая ЭПР у этих штучек

Но и их тоже видят.
0
Сообщить
№3
03.12.2020 13:33
Цитата, Сергей-82 сообщ. №2
даже метровым все равно что там намазано на стелс. И это тоже физика.
Серёж, на первом стэлсе F-117, вообще ничего не "намазано". Потому что физика там из средней школы: угол падения равен углу отражения. От формы F-117 НИКАКАЯ длинна волны не отражается назад на РЛС, все отражения - в стороны, хоть миллиметровая волна, хоть метровая. А более длинные волны самолёт просто не замечают - огибают.
Видел хоть раз F-117? Вот именно: утюг.
А разные-всякие радиопоглощающие материалы появились позднее. И НЕ ЗАМЕНИЛИ отражающие формы планера, а дополнили их.
Цитата, Сергей-82 сообщ. №2
И лучшая стелс форма и меньшая ЭПР у этих штучек
Шар (сфера) - худшая стэлс форма. Потому что отражает назад луч, падающий с любого ракурса. Шар является мерилом отражающей способности. "ЭПР этого самолёта равно ЭПР шара для тенниса" - слышал такое? Вот то-то.
ЭПР конуса (и ЯБ на твоём снимке) мал только когда его облучают строго "в лоб", то есть, когда ЯБ идёт прямо на РЛС ПРО. Тогда назад на РЛС отражает только собственно вершинка конуса радиусом своего скругления. А если конус идёт не прямо на РЛС, то есть облучение падает немного сбоку, то круглая боковая поверхность конуса отражает назад на РЛС. Конус - не  самая лучшая стэлс-форма.
Самая лучшая стэлс форма для ЯБ - пирамида. Но пирамида - не самая "аэродинамичная". Как-то так.
Цитата, Сергей-82 сообщ. №2
вы просто физику не знаете.
Может извинишься? Или юношеский гонор не позволяет?
-3
Сообщить
№4
03.12.2020 14:35
Цитата, Виктор Алексеевич сообщ. №1
тэлсы летают с уголковыми отражателями

Цитата, q
Отражатели радиоволн имеют такую же конструкцию как оптические, но сделаны из металла: он является зеркалом для радиоволн. Размеры отражателя должны быть больше нескольких длин волн, т. о. для микроволновых радаров это сантиметры — десятки сантиметров

я думаю, уголковый отражатель для декаметровой волны выглядит....интересно.
+3
Сообщить
№5
03.12.2020 16:27
Цитата, Виктор Алексеевич сообщ. №3
на первом стэлсе F-117, вообще ничего не "намазано".
Намазано,просто ты Витя про это не знал,ты был политрукам и солдам мозги засирал .
Цитата, Виктор Алексеевич сообщ. №3
От формы F-117 НИКАКАЯ длинна волны не отражается назад на РЛС, все отражения - в стороны, хоть миллиметровая волна, хоть метровая. А более длинные волны самолёт просто не замечают - огибают.
Цитата, Виктор Алексеевич сообщ. №3
Может извинишься?
За что? За то что ты не фига не смыслишь в радиолокации и несешь хрень?
-2
Сообщить
№6
03.12.2020 16:29
Цитата, mikhalich сообщ. №4
я думаю, уголковый отражатель для декаметровой волны выглядит....интересно.
Михалыч зря стараешься,он не признает что не прав. Это же политрук.
-1
Сообщить
№7
03.12.2020 17:12
Сверхширокополосное радиопоглощающее покрытие
Цитата, Виктор Алексеевич сообщ. №3
Серёж, на первом стэлсе F-117, вообще ничего не "намазано". Потому что физика там из средней школы: угол падения равен углу отражения...
...А разные-всякие радиопоглощающие материалы появились позднее.
Мда... Клиника...
Одним из наиболее известных типов РПП является покрытие «iron ball paint», содержащее дисперсные микросферы, покрытые карбонильным железом или ферритом. Высокочастотное излучение РЛС, действуя на покрытие, вызывает молекулярные колебания в покрытии в результате наложения переменного магнитного поля, что сопровождается превращением энергии ЭМ излучения в тепло. Тепло передается конструкции ЛА и рассеивается.

Использовалось на разведывательном самолёте «Локхид» SR-71 Blackbird. Была разработана специальная конструкция планера самолёта, не содержащая вертикальных поверхностей. Покрытие способно поглощать радиоволны в определенном диапазоне частот РЛС. При облучении радиоволнами, содержащиеся в покрытии молекулы феррита под действием переменного магнитного поля приходят в колебательное движение, преобразуя энергию высокочастотного излучения в тепло. В данном случае имеет место тот же физический принцип, в рамках которого происходит разогрев воды в микроволновой (высокочастотной) печи. На самолете F-117 «Найтхок» покрытием с микросферами феррита заполнялись зазоры между плитками РПМ, наклеенными на поверхность фюзеляжа.

Другой тип РПМ, работающий на аналогичном принципе магнитных потерь, выполнен в виде листов неопренового каучука, наполнителем которого являются зерна феррита или частицы графита (содержащими около 30 % кристаллического углерода), распределенные в полимерной матрице. Плитки такого материала устанавливались на первых модификациях самолёта F-117A.

ВВС США приняли на вооружение радиопоглощающее покрытие, на основе композиции ферромагнитной жидкости и немагнитных материалов. При использовании этого покрытия с уменьшенной способностью отражения электромагнитных волн, достигается снижение радиолокационной заметности летательных аппаратов...
... В США применение РПМ в конструкциях самолётов обычной схемы началось в конце 1950-х годов.

Для особо одарённых:
SR-71
Первый полёт 22 декабря 1964 года
Начало эксплуатации 1966 год

F-117
Первый полёт 18 июня 1981 года
Начало эксплуатации октябрь 1983 года


Цитата, Сергей-82 сообщ. №6
Это же политрук.
Он что, действительно политрук?

PS Сергей, верхняя ссылочка весьма информативна...;)
0
Сообщить
№8
03.12.2020 17:38
Цитата, ash сообщ. №7
Он что, действительно политрук?
Да.Он выпускник КВВПАУ,в армии дослужился до старшего лейтенанта.Попал под сокращение в 90-х или начале 2000-Х(точно не помню) ,с тех в большой обиде руководство МО  и руководство России в целом.
Цитата, ash сообщ. №7
Сергей, верхняя ссылочка весьма информативна...;)
Спасибо,попытаюсь освоить.
0
Сообщить
№9
03.12.2020 17:45
Цитата, Сергей-82 сообщ. №8
Спасибо,попытаюсь освоить.
) Обратите внимание на фамилии.;)
+1
Сообщить
№10
03.12.2020 17:51
Цитата, Сергей-82 сообщ. №8
Да.Он выпускник КВВПАУ,в армии дослужился до старшего лейтенанта.
Цитата, Виктор Алексеевич сообщ. №3
В школу, мальчики, в школу!
Кхм...
Это так учили в КВВПАУ? Или это индивидуальная особенность?
Лучше надо готовиться к политинформации, тов. старший лейтенант...
Цитата, Виктор Алексеевич сообщ. №3
Может извинишься? Или юношеский гонор не позволяет?
Может извинитесь? Для старческого маразма вроде бы рановато...
0
Сообщить
№11
04.12.2020 12:55
Метровые волны сравнимы с размерами ЛА, но недостаточно длинны что-бы обогнуть ЛА типа Истребитель. К тому-же я не думаю что в НИИДАР, КНИРТИ, НИИП им. Тихомирова и других разработчиках РЛС сидят идиоты которые неправильно подбирают длины волн, их амплитуду, частоты и так далее. Для длинных волн Линзы Люнуберга совершенно побоку: дополнительное отражение незначительно на фоне крыльев, стабилизаторов и панелей створок отсеков вооружения.
+2
Сообщить
№12
04.12.2020 14:37
Цитата, ash сообщ. №9
) Обратите внимание на фамилии.;)
Секретных людей рассекретили..
Что скажет товарищ майор?

Цитата, Makc сообщ. №11
Метровые волны сравнимы с размерами ЛА,
Уже в дециметровом диапазоне радиопоглощающие покрытия помогают весьма слабо - толщина РПП должна быть сопоставима (или больше) с эффективной длиной волны (от сантиметра и толще).
+1
Сообщить
№13
04.12.2020 18:02
Цитата, ОсА сообщ. №12
радиопоглощающие покрытия помогают весьма слабо
Как говорили разработчики Ф-22: малозаметность это форма, форма, ещё раз форма, и чуть чуть РПМ. РПМ используются не для основного снижения заметности. Они используются для поглощения поверхностных волн и тех маленьких отражений что остаются. Техника Стелс работает на отражении радарных импульсов в стороны подальше от радара. А поглотить сигнал с помощью РПМ СЕГОДНЯ почти нереально: слишком мощные передатчики. А когда уходим от сантиметровых волн в сторону более длинных, так тем более. Сегодня либо отражение в стороны от радара или активное поглощение через контр-излучение активными системами.
0
Сообщить
№14
05.12.2020 13:44
Цитата, Makc сообщ. №13
Как говорили разработчики Ф-22: малозаметность это форма, форма, ещё раз форма, и чуть чуть РПМ.
В этом отношении F-117 все-таки более показателен как пример блистательной победы инженерного гения над здравым смыслом :))
Цитата, Сергей-82 сообщ. №2
И лучшая стелс форма и меньшая ЭПР у этих штучек
Вы предлагаете слишком радикальные решения :))
Цитата, Makc сообщ. №13
Техника Стелс работает на отражении радарных импульсов в стороны подальше от радара.
Технология "стелс" использует несколько методов снижения заметности одновременно.
При этом схожий результат (по малозаметности) можно достичь разными способами. Например так:


Или так:
0
Сообщить
№15
05.12.2020 15:08
Цитата, ОсА сообщ. №12
Секретных людей рассекретили..
Что скажет товарищ майор?
) Плохо секретили, раз их патент в открытом доступе...;)
Просто надо вопросы гуглу правильные задавать...;)
+1
Сообщить
№1
24.12.2021 19:44
Цитата, ОсА сообщ. №14
Цитата, Makc сообщ. №13
    Как говорили разработчики Ф-22: малозаметность это форма, форма, ещё раз форма, и чуть чуть РПМ.
В этом отношении F-117 все-таки более показателен как пример блистательной победы инженерного гения над здравым смыслом :))
Цитата, Виктор Алексеевич сообщ. №3
физика там из средней школы: угол падения равен углу отражения. От формы F-117 НИКАКАЯ длинна волны не отражается назад на РЛС, все отражения - в стороны, хоть миллиметровая волна, хоть метровая
Вот видите, мальчики, вы сами мои аргументы и подтвердили. Собственно не мои аргументы, а как нас учили когда вас ещё только проектировали.
Вас надо только оставить на месяц без общения и вы сами всё за меня докажете.
Но хамства - выше крыши... Не хорошо, мальчики, не культурно...
-2
Сообщить
№1
Удалено / Флэйм
№1
26.12.2021 14:45
Цитата, Виктор Алексеевич сообщ. №1
Но хамства - выше крыши... Не хорошо, мальчики, не культурно...
Дядя, изучите рефракцию и дифракцию радиоволн. Потом поговорим.
0
Сообщить
№19
Удалено / Флэйм
№20
Удалено / Флэйм
№21
Удалено / Флэйм
№22
07.03.2022 16:03
Цитата, Виктор Алексеевич сообщ. №1
вы сами мои аргументы и подтвердили
Не совсем. Форма самолёта имеет значение только при определённом соотношении размеров ЛА к длине волны. Форма самолёта перестаёт играть роль когда длина волны начинает быть близкой к размерам элементов конструкции ЛА. Метровым волнам например совершенно по барабану Ф-117, Ф-22 или Ф-111 перед ней. Она отразится от него обратно. "Угол падения равен углу отражения" справедливо для микро-волн. Миллиметрового и сантиметрового диапазона. Именно в этих диапазонах работают радары наведения на цель и против них оптимизируют форму ЛА. А против волн метрового и дециметрового диапазона тут ничего не поделаешь если цель размером с истребитель. Вот Б-2А и находящийся в разработке Б-21 могут благодаря форме и РАЗМЕРАМ проскочить. Но опять же не факт: метод загоризонтной локации, а именно отражение радио-волн от ионосферы для облучения самолёта сверху, облучает их с угла от которого их форма не спасает. Обычно угол облучения не более 30 градусов от нормали на больших расстояниях где малозаметность играет роль. От таких углов малоотражающие формы и отталкиваются. От более крутых углов сделать трудно: аэродинамика страдает. Ф-117 это исключение подтверждающее правило.
+2
Сообщить
№23
08.03.2022 06:42
По данным СNN, Штаты перебросят из Европы в страны Балтии истребители F-35 и вертолеты Apache.
Четыре истребителя и 20 вертолетов отправятся в Прибалтику из Германии, вот пусть разработчики "Контейнера" на них и тренируются....
+1
Сообщить
№24
09.03.2022 04:16
Американцы и бриты закинут десятки тысяч КА связи с возможностью РЛС(вариант ДЗЗ) с НО и все наши стелсы как на ладони. У нас пока планируют на высокие орбиты, а оттуда это дело бесполезное. В итоге придется обходиться "Контейнером" но тысячей операторов по квадратам, как сегодня со снимками ДЗЗ.
+1
Сообщить
№25
09.02.2023 09:32
Цитата, Makc сообщ. №22
А против волн метрового и дециметрового диапазона тут ничего не поделаешь если цель размером с истребитель
Уже поделали. Почти плоская нижняя часть Ф-117 отражает волну любой длинны НЕ на наземную РЛС. Нижние части Б-2 и Б-21 тоже почти плоские.
Цитата, Makc сообщ. №22
От более крутых углов сделать трудно: аэродинамика страдает. Ф-117 это исключение подтверждающее правило.
Ф-117 никакое не исключение, а прямое подтверждение правил аэродинамики, разработанных Жуковским. Для ламинарного обтекания на ЛА не должно быть углов. "Утюг" Ф-117 стабилизировать может только бортовой компьютер, пилоты не справляются. Именно поэтому наши в своё время отказались от разработки такого стелса, хотя принципы предложил наш учёный. Но у нас не было тогда компьютеров, которые можно было бы поместить в самолёт. Взялись американцы и долго укрощали аэродинамику этого утюга, потеряли несколько самолётов.
0
Сообщить
№26
09.02.2023 09:44
Цитата, mikhalich сообщ. №4
я думаю, уголковый отражатель для декаметровой волны выглядит....интересно.
Нормально он выглядит - система небольших отражателей в нескольких точках ЛА.
Все отражатели всех РЛС не сплошное металлическое полотно, а сетка с размерами ячеек соответственно длине рабочей волны. Вот по этому же принципу.
0
Сообщить
№27
09.02.2023 12:48
Цитата, Виктор Алексеевич сообщ. №25
Ф-117
Вот именно что после Ф-117 никто такие утюги делать не стал. И аэродинамическое качество у него было не более 6, и статическая неустойчивость огромная, и летал недалеко. Сколько их там амеры понаделали? Не так уж много. Дорогой и невероятно требовательный к обслуге. Такое же тепличное существо как В-2А, которому строили спец-ангары с климат-контролем и РПМы меняли из-за УФ от солнца. СССР на ТАКОЕ денег тратить не хотел. И терять такие машины НА ЗЕМЛЕ тоже.
Днище да, а вот морда уже нет. Элероны/Элевоны тоже. И кстати Австралийский загоризонтный радар Джиндалии вёл Б-2А когда тот летел в Австралию. Что вы там говорили про плоское днище? Метровые волны на то и есть: не только прямой наводкой снизу вверх, но и от ионосферы отражаем и сверху облучаем. Там более на современных наземных АФАР радарах. Так что на каждую умную гайку всегда найдётся болт с резьбой.
0
Сообщить
№28
10.02.2023 04:11
что-то Контейнер-У не увидел украинские  Стрижи, а-ля 70-е, которые летели на Саратов, Рязань и Москву.....
0
Сообщить
№29
10.02.2023 06:41
Цитата, штурм сообщ. №28
https://vpk.name/?l=661874&m=545756
0
Сообщить
№30
Удалено / Спам
№31
07.03.2023 10:35
Цитата, штурм сообщ. №28
что-то Контейнер-У не увидел украинские  Стрижи
Там немного другое: Стрижи шли на предельно малой высоте по такому маршруту, где РЛС прямого облучения их не видели за рельефом местности. А Контейнер внутрь России, видимо, не смотрит.
Кстати, потому Стрижи и столкнулись с лесом. В инерциальной системе наведения накопилась ошибка, а наведение по JPS наше РЭБ, похоже, давит аккурат над лесом, чтобы обломки никого не задели.
+1
Сообщить
№32
07.03.2023 12:38
Цитата, Makc сообщ. №27
Дорогой и невероятно требовательный к обслуге.
Всё верно. Всё верно...
Но только стэлс имеет шанс против ПВО. А обычная авиация - это ползание на брюхе по земле, в расчётной точке - горка и пуск НУР или сброс бомб с кабрирования, то есть, "куда-то туда". Эффективность такой авиационной поддержки крайне низка.
Так что - спецангары, спецобслуживание, спецспециалисты....
Цитата, Makc сообщ. №27
Австралийский загоризонтный радар Джиндалии вёл Б-2А когда тот летел в Австралию
Давайте назовём "загоризонтные РЛС" правильно - тропосферные или ионосферные. Потому что работают за счёт отражения сигнала РЛС тропосферой или ионосферой. Соответственно, облучают летательный аппарат сверху. А нынешние стелсы не рассчитаны на облучение сверху и потому ЭПР при облучении сверху у них не такая маленькая, как спереди-снизу.
Возможно, из-за тропосферных РЛС и разрабатывается В-21, чтобы ЭПР сверху тоже снизить.
0
Сообщить
№33
29.05.2023 16:15
Цитата, Виктор Алексеевич сообщ. №32
ЭПР сверху тоже снизить
Нереально. Вся техника стелс рассчитана на облучение под определёнными углами. ЭПР наименьшая с идеальной носовой проэкции, и наибольшая с верхней под углом 90 град. Кроме того там ещё и длина волны несколько метров, так что тут ЭПР не снизить. Б-21 просто сделан под другое оружие, под современные сете-центричные системы, более новые РПМы и двигатели и так далее. Б-2А уже устарел по возрасту и их всего 20 боеспособных сделали.
0
Сообщить
Хотите оставить комментарий? Зарегистрируйтесь и/или Войдите и общайтесь!
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ
Ежедневная рассылка новостей ВПК на электронный почтовый ящик
  • Разделы новостей
  • Обсуждаемое
    Обновить
  • 14.11 22:10
  • 5555
Без кнута и пряника. Россия лишила Америку привычных рычагов влияния
  • 14.11 21:45
  • 4
TKMS показали, каким будет новый фрегат MEKO A-400
  • 14.11 18:35
  • 2
В США «откровенно посмеялись» над российским Су-57 с «бородавками»
  • 14.11 18:34
  • 2
Сыграть на слух: новая гарнитура обеспечит надежную связь на поле боя
  • 14.11 04:35
  • 2
Ответ на достаточно распространенное мнение, а именно: "Недостатки выдают за достоинства. Российские лампасы выдали малокомпетентные требования по сверхманевренности в ущерб не видимости, которые на Украине никак не пригодились."
  • 14.11 01:22
  • 1
Стали ли холоднее приятельские отношения Трампа и Путина? (The Independent, Великобритания)
  • 14.11 00:12
  • 5
Россия вернется к созданию сверхзвуковых лайнеров
  • 13.11 21:57
  • 1365
Корпорация "Иркут" до конца 2018 года поставит ВКС РФ более 30 истребителей Су-30СМ
  • 13.11 20:43
  • 3
Стармер и Макрон хотят убедить Байдена разрешить Украине удары дальнобойными ракетами по РФ - СМИ
  • 13.11 18:26
  • 2
«Полёт русского аса на Су-57 можно смело назвать искусством»: в Китае обсуждают пилотаж на истребителе пятого поколения ВКС РФ в Чжухае
  • 13.11 13:42
  • 1
"Рособоронэкспорт" назвал главное выигрышное отличие Су-57Э
  • 13.11 12:49
  • 0
Трамп – разрушитель, или очередное «Большое американское шоу»?
  • 13.11 10:45
  • 682
Израиль "готовился не к той войне" — и оказался уязвим перед ХАМАС
  • 13.11 01:37
  • 1
Лесть, прибыль, мир: коммерческое предложение Украины Трампу (Financial Times, Великобритания)
  • 12.11 12:28
  • 5
На Западе оценили самый дорогой танк армии России