Войти

Глава РАН заявил о потере Россией космоса

5225
44
-1
Президент Российской академии наук Александр Сергеев
Президент Российской академии наук Александр Сергеев.
Источник изображения: © Антон Новодережкин/ТАСС

Провал вселенского масштаба

Мы больше не можем конкурировать в космосе с другими ведущими в этой области державами. К такому печальному выводу подвел присутствующих в среду на заседании комитета Госдумы РФ по образованию и науке президент РАН Александр Сергеев.

Наше отставание имеет численный показатель — космическая наука финансируется в 60(!) меньше, чем научные проекты NASA. Постоянно недофинансируются и проекты в других областях науки — в частности, постоянно переносятся вправо сроки сдачи передовых ускорителей уровня «мегасайнс». «К чему подводят нас? — задал вопрос Сергеев. — Может, нам совсем отказаться от космоса?» Звучит почти апокалиптически, но в то же время, увы, абсолютно реально.

Первым «реквием» по российской науке исполнил открывший заседание председатель Комитета по образованию и науке Вячеслав Никонов. Он констатировал, что, если судить только по количеству ученых, Россия уже давно не является лидером в научном мире. «Сегодня в Китае в шесть раз больше исследователей, чем в России, в США — вдвое! Хотя когда-то у нас их было гораздо больше», — отметил Никонов. Ежегодно только 1 процент наших выпускников идет в науку.

Почему так происходит? Вроде бы президент страны Владимир Путин еще в 2012 году издавал указ о восстановлении уровня финансирования науки в размере 1,77 ВВП к 2015 году. Но его, увы, не исполнили даже к 2020-му. Этот уровень по-прежнему составляет 1,1% от ВВП.

Удивительно, что даже в такой аховой ситуации наука в России еще жива и создает проекты нобелевского уровня. Президент РАН привел в пример орбитальную астрофизическую обсерваторию «Спектр-РГ», запущенную в космос летом прошлого года. В ее создании принимали участие российские НПО им. Лавочкина и Институт космических исследований РАН, а также коллеги из Германии. Находясь на расстоянии 1,5 млн км от Земли, обсерватория за год, к июню 2020 года, создала полную карту неба.

Еще одно выдающееся достижение — лекарство от болезни Бехтерева (хронического системного заболевания суставов). Ученые нашли, какие именно клетки собственного иммунитета убивали организм хозяина, и создали против них вещество с направленным действием. Кстати, сам автор исследования был болен болезнью Бехтерева, но излечился от нее.

Увы, все это — ложка меда в огромной бочке дегтя. Ведь тот же «Спектр-РГ» — проект, который планировалось запустить в космос еще в 2016-м. А смогут ли сейчас ученые, начав с нуля, поднять подобный — вопрос.

«Финансирование научного космоса снижено фактически до минимума, что не позволяет нам конкурировать с NASA», — признал президент РАН. Он вспомнил недавнее совещание с президентом страны относительно Федеральной космической программы. Она, как известно, урезается, и, что самое обидное для ученых, — за счет научного космоса.

«По этой программе на 2016–2025 годы планировалось выйти на финансирование 12–15 млрд рублей в год под задачи научного космоса», — сказал Сергеев. На деле же мы видим, что «к 2022 году финансирование работ должно упасть до 2,9 миллиарда рублей вместо 15 миллиардов. В текущем году финансирование научного космоса, которое есть в России, в 60 раз меньше, чем финансирование научного космоса в NASA».

Экономим мы на самом элементарном — например, на приборной базе, которая давно морально и физически устарела. 9–12 лет для многих приборов — это очень большой срок. На их обновление, по словам Сергеева, в 2020 году запланировано потратить около 10 миллиардов рублей, к 2024 году эта сумма должна возрасти до 90 миллиардов. Звучит громко, но на самом деле...

«Что такое 90 миллиардов рублей, — задался вопросом Сергеев, — это всего лишь 1 миллиард евро. Сумма, выделяемая в год на финансирование одного (!) европейского института». А ведь успех науки, уровень конкурентоспособности во многом зависит именно от владения уникальными инструментами. Тут Александр Михайлович вспомнил про установки уровня «мегасайнс», такие, как исследовательский ядерный реактор на территории Петербургского института ядерной физики им. Б.П.Константинова в Гатчине: «В 2010 году он был передан в Курчатник (Курчатовский институт. — Авт.). Его президент Михаил Ковальчук обещал быстро ввести его в строй, но на дворе уже истекает 20-й год, а запуск все переносится».

И такое отставание — практически во всем. В космической программе запланировано до 2024 года запустить аппараты «Луна-25», «Луна-26» и «Луна-27». Но позвольте, американцы с китайцами к этому времени уже будут запускать к Луне пилотируемые станции с космонавтами, создавать научные городки. «А мы собираемся отправлять только автоматическую станцию?! — резонно недоумевает президент РАН. — Проблемы с постоянными сдвигами и долгостроем приводят к тому, что проекты устаревают и становятся порой не интересны не только мировому научному сообществу, но и нам самим».

Конечно, ученым могут сказать: денег в стране нет, не нравится — не берите даже то, что дают. «Но что же, нам тогда вообще от космоса отказываться, от создания современных источников нейтронов?» — спрашивает президент РАН.

Увы, похоже, все к тому идет. По словам Сергеева, президент страны дал указание восстановить финансирование научного космоса на должном уровне, но последующие встречи на уровне Минфина показали, что, наверное, вряд ли это будет сделано. Спрашивается, какой смысл в этих указаниях, если чиновники все равно их игнорируют?

Наталья Веденеева

Права на данный материал принадлежат
Материал размещён правообладателем в открытом доступе
  • В новости упоминаются
Похожие новости
28.12.2020
Десять главных технологических достижений России в 2020 году
11.10.2019
"Мы уходим из космоса": Россия снова не летит на Луну?
22.08.2013
Обитаемая лунная база: близкая и далекая
19.03.2013
«У России должна быть независимая космическая политика»
28.09.2012
Русские едут на Луну
04.10.2011
«Слабая Россия — это самый жуткий кошмар для США»
44 комментария
№1
30.11.2020 07:31
Для больших амбиций нужна большая экономика. Сначала экономика, потом амбиции... Если наоборот, то имеем что имеем...
+4
Сообщить
№2
30.11.2020 09:01
«Чанъэ-5» вышел на окололунную орбиту, 2020.11.28


Зонд «Чанъэ-5» во время испытаний в безэховой камере.
Цитата
Китайская автоматическая станция «Чанъэ-5», которая должна доставить на Землю пробы лунного грунта, успешно вышла на окололунную орбиту. Весь перелет от Земли до Луны занял у зонда 112 часов, сообщает Китайское национальное космическое агентство.

Запуск в космос новой китайской лунной миссии «Чанъэ-5», состоящей из четырех аппаратов, состоялся 23 ноября. Задача проекта — доставка на Землю пробы грунта из области вблизи вулкана Пик Рюмкера, расположенного в Океане Бурь на видимой стороне Луны. Исследование образцов позволит узнать больше о геологической эволюции Луны и проверить метод определения геологического возраста ее поверхности по количеству ударных кратеров. ...
+1
Сообщить
№3
30.11.2020 09:17
Сейчас задача N1, это восстановить мощную орбитальную группировку спутников гражданского, военного и двойного назначения- связи (причем разных высотных группировок), навигации, метеорологии, ДЗЗ, оптической разведки, радиотехнической разведки, предупреждения о ракетном нападении, система морской разведки и целеуказания, спутники геофизического мониторинга, ретрансляционные и т.д.

Чтобы не потерять орбиты и чтобы эти орбиты не заняли другие страны. Кроме этого львиная доля развединформации и информации для документирования, поступает из космоса.

Когда группировка будет восстановлена до размеров, соответствующих современным и перспективным вызовам и угрозам, можно будет начать говорить о национальном проекте пилотируемой станции (тоже проект двойного назначения, который, в случае выхода США из договоров, смог бы пристыковать модули с лазерным оружием и сверхмалогабаритной ЯЭУ).
+6
Сообщить
№4
Скрыто, низкий рейтинг.
№5
30.11.2020 10:43
Вот итоги плодотворной работы "выдающихся деятелей", 30 лет возимся и за это время не смогли превзойти ВВП РСФСР 1990 года, последнего года существования СССР. О чём можно говорить, профессионализм, умение работать, ум, политическая воля, стратегическое мышление и планирование, просто на нуле!
0
Сообщить
№6
Удалено / Флэйм
№7
Удалено / Флэйм
№8
Удалено / Флэйм
№9
30.11.2020 12:47
Цитата, Тимур сообщ. №6
Искандеры всё ещё смеются, интересно?
Конечно,13 бригад развернули,а сейчас в них по еще одному дивизиону добавят.
И какое отношение имеет Крым к космосу?
Проблема космоса назрела задолго до Крыма.
+4
Сообщить
№10
30.11.2020 16:17
Ленивые наши ученые до безобразия! В США вдвое больше ученых, так и население у них в два с половиной раза больше. В Китае ученых в шесть раз больше, а население в десять раз больше. А соотношение научных статей в ведущих научных журналах мира далеко не в такой пропорции не в нашу пользу. Недавно прочитал, что это порядка 2 - 2,5 процентов.
+2
Сообщить
№11
30.11.2020 17:22
Цитата, Леонид Колядинский сообщ. №10
А соотношение научных статей в ведущих научных журналах мира далеко не в такой пропорции не в нашу пользу. Недавно прочитал, что это порядка 2 - 2,5 процентов.

Ну многие наши академики под санкциями! Потому и не печатаются!



И, кстати, при том что население России 1.9% показатель 2.0-2.5% ставит нас выше среднемирового значения! По крайней мере Африку и латинос мы кроем как бык овцу!!!
0
Сообщить
№12
30.11.2020 19:12
Цитата, Леонид Колядинский сообщ. №10
А соотношение научных статей в ведущих научных журналах мира далеко не в такой пропорции не в нашу пользу.
Вот большинство наших учёных и занимаются этой ерундой - статейки пописывают в иностранные журналы.
0
Сообщить
№13
Скрыто, низкий рейтинг.
№14
01.12.2020 05:07
Цитата, Семенов сообщ. №13
Это показатель уровня?
А где здесь Украина,я что то ее в обще не нашел.
0
Сообщить
№15
Скрыто, низкий рейтинг.
№16
01.12.2020 06:37
Я думал асфальтовые казахи за Москву, а они за Бармалейство.
+2
Сообщить
№17
01.12.2020 09:30
Цитата, q
Я думал асфальтовые казахи за Москву, а они за Бармалейство.
Не вполне понимаю что вы имеете в виду под бармалейством, но думаю, количество асфальтовых казахов за Москву после 2014 года изрядно уменьшилось. Стало отчётливо понятно, что если вдруг Казахстан захочет проводить более самостоятельную политику, то весьма вероятно образование на севере или востоке какой-нибудь Петропавловской или Усть-Каменогорской народных республик.
+2
Сообщить
№18
01.12.2020 11:48
Цитата, Тимур сообщ. №17
если вдруг ... захочет проводить более "самостоятельную" политику
  Что понимается под выражением "более самостоятельной"? Антироссийская риторика, размещение американских или иных баз на границе с Россией?!  Если под словом "самостоятельный" предполагается "антироссийский", то да, неблагоприятные "вероятности" резко усиливаются. Когда территории в СССР передавались  от республике к республике, то никто (из принимавших решение) не мог себе представить, что "обще-колхозное" разъедется по частным квартирам.
+6
Сообщить
№19
01.12.2020 12:28
Цитата, Тимур сообщ. №17
что если вдруг Казахстан захочет проводить более самостоятельную политику, то весьма вероятно образование на севере или востоке какой-нибудь Петропавловской или Усть-Каменогорской народных республик.
И правильно сделают что образуются.Это всего лишь защита наших национальных интересов.
Ил Вы с нами или без нас.Но тогда не чего обижаться.
+2
Сообщить
№20
Скрыто, низкий рейтинг.
№21
Удалено / Разжигание межнациональной розни
№22
Скрыто, низкий рейтинг.
№23
02.12.2020 05:29
Цитата, Павел 1978 сообщ. №22
Кому мы нужны?
Что мы можем предложить?
Вырождающаяся нация...
Если будем заниматься самобичиванием станет лучше?
+1
Сообщить
№24
02.12.2020 07:47
Цитата, q
Нам надо развернуть пропаганду китайского опыта в СУАР по воспитательным лагерям бармалеев. Чтоб из каждого утюга киздело по русски и казахски и видео исправленных уйгур и казахов с киргизам. Тогда Тимуров с огнем не найдешь в помойке.
ЦТ и Ютуб с прочими.
Вы прямо бальзам на душу нашим националистам.
0
Сообщить
№25
02.12.2020 07:58
Цитата, q
Что понимается под выражением "более самостоятельной"? Антироссийская риторика, размещение американских или иных баз на границе с Россией?!  Если под словом "самостоятельный" предполагается "антироссийский", то да, неблагоприятные "вероятности" резко усиливаются. Когда территории в СССР передавались  от республике к республике, то никто (из принимавших решение) не мог себе представить, что "обще-колхозное" разъедется по частным квартирам.
Вы берёте самый простой вариант. Можно ещё добавить, если детей у нас резать начнут. Тогда, конечно, сам бог велел России вмешаться в ситуацию.
Ну а если промежуточный вариант (как чаще всего и бывает). Допустим, завтра Казахстан решит выйти из Таможенного союза. Как тогда? Вводить войска или нет? Вот Сергей комментарием ниже скорее всего скажет что да - это защита национальных интересов.
Или, допустим, Казахстан решит пригласить на разработку нефтяных месторождений американские нефтяные компании (я знаю что они и так в Казахстане, но суть не в этом, думаю пример понятен), а Лукойлу или Роснефти это не понравится. Как тогда, наказывать Казахстан или нет?
Или третий вариант. Допустим, завтра, в результате переворота снимут непопулярного у населения руководителя Казахстана. Он приедет в Москву и, пользуясь личной дружбой с Путиным, попросит вмешаться. Как тогда, вмешается Россия или нет?
И, кстати, да. Во всех случаях по федеральному телевидению будут рассказывать про убиваемых детей. Соловьев не за красивые глаза виллы в Италии покупает.
0
Сообщить
№26
02.12.2020 08:03
Цитата, q
И правильно сделают что образуются.Это всего лишь защита наших национальных интересов.
Ил Вы с нами или без нас.Но тогда не чего обижаться.
Так я про то и говорю. На словах-то мы друзья. Но после Крыма стало отчетливо ясно, что если вдруг что-то России (или скажем так, высшему руководству России) не понравится, то дружба эта останется только на словах.
Защитой национальных интересов можно что угодно прикрыть. Вон я выше написал примеры. Например, выгнать американцев с Каспия и прописать там Лукойл, чем не защита национальных интересов России?! Или продавить бесплатное бессрочное использование Байконура, чем не защита национальных интересов?!
-1
Сообщить
№27
02.12.2020 08:07
Цитата, q
Как собирали пинками, так и разъехались.
Ключевое слово-Покорение.
Не согласен. Моё личное мнение, то что мы жили в одной стране, пусть и под фактическим руководством России в том или ином виде, считаю однозначным благом для Казахстана.
+4
Сообщить
№28
02.12.2020 12:24
Цитата, Тимур сообщ. №27
что мы жили в одной стране, пусть и под фактическим руководством России
Все, проехали. После Крыма и Донбасса между народами кровь.
Кстати, мне написали-сокрытие комментария моего, возбуждает интерес, его открыть и прочесть))) Реклама.
Про одну страну,
О бедной «Триаде» замолвите слово
https://valcat-8.livejournal.com/16982.html
-1
Сообщить
№29
02.12.2020 12:32
Цитата, q
Кстати, мне написали-сокрытие комментария моего, возбуждает интерес, его открыть и прочесть))) Реклама.
Мой тоже комментарий закрыт. Обычно закрывается, когда низкий рейтинг. Но в этот раз ещё и за флейм удалили. Хотя как по мне, так ничего там флеймого не было.
+1
Сообщить
№30
02.12.2020 12:34
Цитата, q
После Крыма и Донбасса между народами кровь.
Нет, крови не надо. Хотя я вас понимаю. Удачи вам и всего хорошего Украине. Всё у вас будет хорошо!
+1
Сообщить
№31
02.12.2020 12:50
Цитата, Тимур сообщ. №30
Всё у вас будет хорошо!
Спасибо. Пока держимся.
+1
Сообщить
№32
02.12.2020 13:01
А вообще когда я слышу про защиту национальных интересов, мне всегда приходит на ум Галич. Как там, "Граждане, отечество в опасности! Наши танки на чужой земле!"
Ну или, на худой конец, Евтушенко:  "Танки идут по Праге".
+1
Сообщить
№33
02.12.2020 13:40
Цитата, Тимур сообщ. №26
На словах-то мы друзья. Но после Крыма стало отчетливо ясно, что если вдруг что-то России (или скажем так, высшему руководству России) не понравится, то дружба эта останется только на словах.
А что нам оставалось ждать и увидеть базы США в Севастополе,как мы видим их в прибалтике? Что нам оставалось ждать чтоб на Украине русскоязычных объявили бы негражданами ,как в прибалтике?
И что нам ждать янки в Казахстане,когда у нас 7000 граница почти не охраняется?
А давайте поставим вопрос по другому,в Узбекистане пришли к власти полурадикальные исламисты,что будите делать?
+3
Сообщить
№34
02.12.2020 13:46
Цитата, Семенов сообщ. №28
После Крыма и Донбасса между народами кровь.
Чушь не неси,толпами до сих пор едут работать в Россию. https://lenta.ru/news/2018/04/23/ukr_rus/

https://eadaily.com/ru/news/2019/08/31/v-rossiyu-vehalo-34-milliona-ukraincev-est-somneniya-chto-eto-turisty
+3
Сообщить
№35
02.12.2020 14:17
Цитата, q
А что нам оставалось ждать и увидеть базы США в Севастополе,как мы видим их в прибалтике? Что нам оставалось ждать чтоб на Украине русскоязычных объявили бы негражданами ,как в прибалтике?
И что нам ждать янки в Казахстане,когда у нас 7000 граница почти не охраняется?
Я понимаю вашу обеспокоенность. И базы с ядерным оружием под Омском или Самарой никто бы не хотел. Но вы, как здравомыслящий человек, должны же понимать, что руководство "защитой национальных интересов" это очень скользкий путь. Любую мерзость и гадость можно объяснить защитой национальных интересов. С этой точки зрения и Гитлер поступал правильно. Он ведь тоже руководствовался защитой национальных интересов Третьего рейха.

Цитата, q
А давайте поставим вопрос по другому,в Узбекистане пришли к власти полурадикальные исламисты,что будите делать?
Неправильный вопрос. Я не знаю что будет делать руководство нашим государством. И вполне допускаю, что на мой взгляд, нехорошие дела будут делать. Я бы, с вашего позволения, поставил вопрос по другому. "Что, на ваш взгляд, правильно сделать в такой ситуации?" - так лучше. И это ооочень сложный вопрос.
0
Сообщить
№36
02.12.2020 14:31
Наверное, считал бы правильным построить железную границу. Что-то по типу корейской (между двумя кореями которая). Постарался бы максимально защититься от возможной агрессии. Соуживаются же как-то две Кореи уже больше пятидесяти лет.
Но здесь возникает другой аспект. А как быть с теми людьми, кто волею судеб оказался по ту сторону границы (я имею в виду не радикальных исламистов)? Где заканчивается право государства на самостоятельную политику и начинаются права человека? Какие страдания местного населения нужны чтобы мы посчитали что уже можно вводить войска других государств?!
0
Сообщить
№37
02.12.2020 15:17
Как это всегда у вас происходит? Любую тему - в политику и межнациональные разборки.

Нечего сказать по космосу, будем везде гундеть о том, в чем понимать необязательно, но можно много и умно говорить?
+3
Сообщить
№38
02.12.2020 15:23
Цитата, q
Нечего сказать по космосу, будем везде гундеть о том, в чем понимать необязательно, но можно много и умно говорить?
Не очень корректно, не находите?
0
Сообщить
№39
Удалено / Спам
№40
Удалено / Спам
№41
Удалено / Спам
№42
02.12.2020 18:02
Может остановим разговор? По сути (не по форме - с ней проблемы), Андрей прав.  Обсуждение операций в Гренаде и в Крыму - не для данной новости. (Хотя если честно, не вижу проблем в том чтобы разговаривать на любую тему, разве это кому-то мешает?) Но таковы правила.
+1
Сообщить
№43
02.12.2020 18:41
Цитата, Тимур сообщ. №42
разве это кому-то мешает?) Но таковы правила.

Давайте я расскажу как это работает.
Заходит специалист по космосу. Видит новость - не какую-то любую, а по теме, в которой он понимает и которая ему интересна.
Читает её - с чем-то согласен, с чем-то нет.
Хочет посмотреть обсуждение - примериться к уровню: стоит ли читать, стоит ли участвовать?

Читает Ваши комментарии и как Вы думаете, что он после этого решает для себя?

Затем тоже самое с танкистами, моряками, авиаторами и т.д. по списку.

В итоге - люди ходят по Инету и не могут найти ни одной площадки, где могли бы поговорить спецы по темам, в которых они спецы, без кучи флуда и политики.

Ребята - лента полна новостей по Карабаху, вот уж где тема для того, чтобы разворачивать дискуссии о межнациональных конфликтах под любыми углами... Но зачем, когда есть Космос....

Цитата, Тимур сообщ. №38
Не очень корректно, не находите?

Нет. Извините, НО - нет. Здесь кто-нибудь имеет приближенность к Кремлю и хоть какие-то сведения с самого верха, хотя бы крупицы, но достоверной информации о причинах принятия того или иного решения?

Нет, тогда - всё я сказал корректно.
+3
Сообщить
№44
07.12.2020 18:29
Цитата, Сергей-82 сообщ. №23
Если будем заниматься самобичиванием станет лучше?
Не надо этим заниматься.
Надо заниматься решением проблем,
а не изменениями конституции.
0
Сообщить
Хотите оставить комментарий? Зарегистрируйтесь и/или Войдите и общайтесь!
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ
Ежедневная рассылка новостей ВПК на электронный почтовый ящик
  • Разделы новостей
  • Обсуждаемое
    Обновить
  • 25.04 13:48
  • 3
Инженеры NASA впервые за пять месяцев смогли получить данные о состоянии зонда Voyager-1
  • 25.04 13:42
  • 119
Конкурента российского Су-75 из Южной Кореи впервые представили на выставке
  • 25.04 13:40
  • 463
Международные расчеты, минуя доллар, по странам
  • 25.04 13:10
  • 1034
Без кнута и пряника. Россия лишила Америку привычных рычагов влияния
  • 25.04 12:48
  • 0
«Освей»: Космическая Беларусь берется за строительство самолетов
  • 25.04 10:13
  • 478
Израиль "готовился не к той войне" — и оказался уязвим перед ХАМАС
  • 25.04 09:44
  • 1
Суд арестовал замминистра обороны РФ, на которого ФСБ пять лет собирало материалы по коррупции
  • 25.04 09:30
  • 2
Разящий луч: как развиваются боевые лазеры
  • 25.04 09:27
  • 9
Российские разведывательно-ударные мультикоптеры предложат на экспорт
  • 25.04 09:12
  • 276
Космонавтика Илона Маска
  • 25.04 09:02
  • 26
Национальная политика и миграция
  • 25.04 08:46
  • 19
Командующий ВВС США в Европе о роли авиации в боевых действиях на Украине
  • 25.04 05:17
  • 3
Ходаковский: важно понять, для чего мы начали СВО и как будем дальше жить с побеждённой Украиной
  • 25.04 04:48
  • 2706
Как насчёт юмористического раздела?
  • 25.04 01:52
  • 1
Минобороны РФ проведет в Парке Победы выставку трофейного оружия из зоны СВО