Войти
Свободная пресса

Нашу «оборонку» даже триллионами рублей не спасти

5343
34
0

Выход - в совместном с иностранцами производстве новых вооружений

Правительство России приняло решение в 1,5 раза увеличить объем финансирования госпрограммы вооружений на 2011-2013 годы по сравнению с ранее запланированной суммой. Всего на поставку в войска новой техники и оружия в этот период будет потрачено 20 трлн. руб. против изначально запланированных 13 трлн. руб.

Цифры действительно впечатляющие. Уже много лет ничего подобного на модернизацию армии и флота правительство не выделяло. Только так ли существенно вырастет в результате боевая мощь Вооруженных сил России? Как ни странно, у специалистов тут множество сомнений. Один из скептиков - руководитель Центра военного прогнозирования полковник Анатолий Цыганок. С ним корреспондент «Свободной прессы» побеседовал о перспективах выполнения госпрограммы вооружений.


«СП»: - Анатолий Дмитриевич, чем вызвана необходимость выделения Министерству обороны столь значительных бюджетных средств?


- Видимо, пониманием на самом верху, что деградация армии зашла слишком далеко и откладывать ее модернизацию более невозможно.


«СП»: - Давайте все же от сухих бухгалтерских расчетов перейдем к вещам более осязаемым. Чего и сколько на эти деньги обязана поставить войскам наша оборонка?


- Тут я предлагаю говорить не только в рамках 2011-2013 годов. Потому что циклы изготовления сложных систем оружия иной раз значительно превышают трехлетний период. Давайте заглянем чуть дальше. Так вот, по словам первого заместителя министра обороны Владимира Поповкина, один из основных приоритетов в будущих закупках связан с численностью наших Вооруженных сил. При миллионной армии мы не можем держать равнопрочные, по выражению генерала, группировки на всех стратегических направлениях. Поэтому важно серьезно увеличить возможности переброски личного состава и техники в кризисные точки. В первую очередь - военно-транспортной авиации. Исходя из этого, Минобороны собирается возобновить производство в Ульяновске самых крупных в мире самолетов Ан-124 «Руслан». До 20 таких машин планируется закупить до 2020 года.


Одновременно будут продолжены работы по российско-украинскому транспортнику Ан-70, по самолетам Ил-112, Ил-476 и модернизированному Ил-76МД. В то же время предполагается закупить до тысячи боевых и транспортных вертолетов.


Кроме того, с 2013 по 2015 год военные собираются приобрести 10 перспективных истребителей пятого поколения Т-50 (ПАК ФА). А с 2016 года - еще 60 таких машин. Уже начал поступать в войска учебно-боевой Як-130. С 2010 года ВВС станут получать истребители поколения «4++» Су-35 и Су-30. Всего - 60 таких машин на сумму 80 млрд. руб. Еще - 26 корабельных истребителей МиГ-29К. Это обойдется казне не менее, чем в 25 млрд. рублей, правда, контракт еще не заключен. Собираются укрепить боевую авиацию 32-я бомбардировщиками Су-34 стоимостью в 1,1 млрд. руб. каждый.


Несколько сотен миллиардов рублей выделено Военно-Морскому флоту. Деньги пойдут на такие затратные программы, как строительство серий новых атомных подводных крейсеров проектов 885 «Ясень» и 955 «Борей» и межконтинентальной баллистической ракеты «Булава» для последних. Запланировано фактически заново построить Черноморский флот. А это - три фрегата проекта 11356М, три дизельные подлодки проекта 636 и другие корабли помельче.

Сухопутные войска в нынешнем году ожидают пополнения 261 танком Т-90.


«СП»: - После развала последних полутора десятилетий эти цифры и в самом деле выглядят обнадеживающе. Но вопрос в том, насколько оборонщикам удастся воплотить их на практике? Попросту говоря, в состоянии ли оборонно-промышленный комплекс страны сегодня производить современную боевую технику нужного качества и в нужном объеме даже при условии достойного финансирования?


- Именно. К сожалению, приходится признать: многие предприятия ОПК уже неспособны серийно производить высокотехнологичные системы вооружения. Муки с созданием злополучной стратегической ракеты «Булава» - тому подтверждение. Картина вообще-то ужасающая. Четверть стратегических предприятий России на грани банкротства. В отношении 150 оборонных заводов и организаций налоговыми органами уже вынесены постановления о взыскании задолженности за счет их имущества. Туда уж направлены судебные приставы. Кому работать-то на госпрограмму вооружений?


И пусть вас не обманывает то обстоятельство, что в первом полугодии 2010 года в оборонно-промышленном комплексе зафиксирован вполне приличный рост производства - 14,1%. Главным образом все выпущенное по-прежнему идет на экспорт. Скажем, за эти шесть месяцев наша страна произвела 54 вертолета. За рубеж ушел 31 из них. ОАО «Роствертол» отчитался о выпуске двух тяжелых транспортных вертолетов Ми-26Т. Один из них ушел в КНР.


«СП»: - Мы пока говорим все больше о количественных показателях. Но ведь бедственное положение российских оборонных заводов наверняка сказывается и на качестве их продукции?


- Сказывается, и самым непосредственным образом. Затраты на устранение дефектов в ходе производства, испытания и эксплуатации продукции военного назначения у нас сегодня доходят до 50% от общего объема затрат по соответствующей статье оборонного бюджета. В экономически развитых странах этот показатель не превышает 20%. Главная причина - чудовищный износ оборудования. И тут не видно просвета. Темпы обновления производственной базы в российской «оборонке», несмотря на растущие финансовые вливания последних лет, составляют не более одного процента в год. Чтобы хоть как-то выбраться из ямы, в которой мы оказались, необходимо эти темпы увеличить хотя бы в 8-10 раз. Кстати, снижение качества производимого оружия и военной техники уже заметно отражаются и на военно-техническом сотрудничестве России с нашими традиционными партнерами в этой области. В первую очередь - с Индией и Китаем. Они уже не так охотно, как прежде, подписывают с нами контракты.


«СП»:- Что происходит в российских конструкторских бюро и в научно-исследовательских институтах, работающих на оборону?


- Тут тоже похвалиться нечем. То, что российский оборонно-промышленный комплекс в ближайшей перспективе может предложить Вооруженным силам, за редким исключением - уже не лучшие мировые образцы. А все потому, что во времена СССР на фундаментальные исследования наша страна выделяла до 4,7% ВВП. В нынешней России на это дело идет всего 0,16%. В то же время Китай, например, на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы ежегодно тратит в десятки раз больше. И, как ожидается, в следующем году догонит США. В результате по многим военным технологиям Россия нынче находится на уровне 1970-1980-х годов.


«СП»: - Что же - выхода нет? Сколько триллионов не выделяй, наши Вооруженные силы обречены на отставание?


- Выход есть всегда. Прежде всего, необходимо срочно пересмотреть цели и задачи оружейного комплекса. Нужно самим понять, с кем мы собираемся воевать, какие для этого нужны виды вооружений. Тогда более четкие контуры приобретет и гособоронзаказ. Пока этого понимания нет, ситуация будет только ухудшаться.


«СП»:- В свете последних разговоров о почти предопределенном приобретении у французов вертолетоносца «Мистраль», может быть, «Европа на поможет»?


- Может быть, и нужно обратиться за помощью к иностранцам. Но не за деньгами, и не для масштабной покупки новейших образцов вооружений. Вот налаживать совместное производство - это, видимо, действительно, выход в нынешней ситуации.

Права на данный материал принадлежат Свободная пресса
Материал размещён правообладателем в открытом доступе
  • В новости упоминаются
34 комментария
№0
17.11.2010 01:17
Может проще продать своих руководителей вместе с журноламерами? Сбросить с парашютами над некоторыми горами Папуа-Новая Гвинея. Их там ласково встретят. Вот найдутся достойные соплеменники!
0
Сообщить
№0
17.11.2010 03:46
Наметили вектор "развития", направили военные финансовые потоки в сторону вероятного противника.
0
Сообщить
№0
17.11.2010 04:21
Цитата
Наметили вектор "развития", направили военные финансовые потоки в сторону вероятного противника.
Да да да... В США сердюков собирался оружие покупать... Одно дело своровать (пусть и заплатив/подкупив), другое- чтобы враг сам технологии и оружие продал (поищите дурака...)
0
Сообщить
№0
17.11.2010 08:10
Цитата
Сухопутные войска в нынешнем году ожидают пополнения 261 танком Т-90.
Интересно куда они поступят? их бы на юг в самый раз-дизель ведь.А вот Т-80 для дальнего не будет в этом году.
0
Сообщить
№0
17.11.2010 08:11
если такая картина продолжится, то и спасать ничего не прийдется.
liveleak.com/view?i=91b_1289918168

обещаниями уже надоели нас кормить, вы что позабыли что обещали лет 5 назад? и что, все выполнено? сроки вроде как и не так далеки, да только выборы так же близки.
0
Сообщить
№0
17.11.2010 08:13
А вот Т-80 для дальнего не будет в этом году.
Да, восьмидесяточек бы газотурбинных. Ну только Вы, товарищи меня разочаровали, сказав, что Т-80БВ, стоящие на ДВ тоже дизельные :(
0
Сообщить
№0
17.11.2010 08:23
Свбодная пресса такая пресса .
0
Сообщить
№0
17.11.2010 08:24
"liveleak.com/view?i=91b_1289918168"

Ну да, ага. Не хватает только медведей...чозабред

"Сухопутные войска в нынешнем году ожидают пополнения 261 танком Т-90."

Ничего не понимаю...откуда новые танки, если было решено их больше не закупать? Стратегия итд итп...Нипанятна
0
Сообщить
№0
17.11.2010 21:01
Полное отсутствие квалифицированного управления, направленного на развитие, а не на воровство - вот самая главная проблема ВПК, как и во всей российской экономике. А праввительство даже не желает заниматься созданием системы управления даже госпредприятиями.
Гораздо легче затратить деньги за рубежом развивая чужую экономику. Но слишком долго это не может продолжаться - когда-нибудь страна рухнет.
0
Сообщить
№0
17.11.2010 21:21
"Да, восьмидесяточек бы газотурбинных."
- У них ИК заметность большая и её труднее значительно снизить, в отличие от дизеля.
0
Сообщить
№0
17.11.2010 23:13
Цитата
-В отношении 150 оборонных заводов и организаций налоговыми органами уже вынесены постановления о взыскании задолженности за счет их имущества. Туда уж направлены судебные приставы. Кому работать-то на госпрограмму вооружений?

Цитата
Нужно самим понять, с кем мы собираемся воевать

Да уж, хотелось бы понять с кем вы воюете.
Цитата
- Может быть, и нужно обратиться за помощью к иностранцам.
Право же, не стоит. У вас у самих неплохо получается.
0
Сообщить
№0
18.11.2010 00:15
обещаниями уже надоели нас кормить, вы что позабыли что обещали лет 5 назад? и что, все выполнено? сроки вроде как и не так далеки, да только выборы так же близки.
бааа. а между нами затесались свистуны с MP.net

не сцыте мужики все будет пучком. к 2015-му ситуация в корне изменится. кризис все таки внес свои коррективы в планы 2006-го
0
Сообщить
№0
18.11.2010 00:27
а Цыганок скоро встретится с камазом если будет так дальше усердствовать и ему будет что то там казаться. генералитет против реформ потому что затронуты их ФИНАНСОВЫЕ в первую очередь интересы. оттуда все ноги и "недовольство" ВДВ и многих военных. на самом деле реформы продолжаются и пусть с переменным успехом но есть конкретные результаты. следующая заварушка низкой интенсивности с участием Российских ВС ЗАТКНЕТ всем свистунам и критиканам рот раз и навсегда.

похоже пришло время эту братию сраных вояк раскулачивать как это уже происходит с МВД. совсем обурели и зажрались сцуки
0
Сообщить
№0
18.11.2010 09:50
Ну и скажите, милейший, когда это Paks Margareeta сыграла большую роль в обороне окраины Рейха. Так было так и сейчас - Вы же не будете утверждать что молодёжь да и не только подалась давно в Европу на заработки, а многие и с концами? Uno Laht приводит в даном интервью выдержку из доклада ЦРУ о положении в ЭССР.
Проедьте по Латвийским и Эстонским деревням и вспомните как это было, когда Вы были ребёнком или юношей.
Скорее всего мерзость запустения в покинутых сёлах ещё больше чем в России.
0
Сообщить
№0
18.11.2010 22:56
у нашего военного руководства нет единого взгляда, единой стратегии. правительство не может и не должно полностью контролировать ВС. армия и народ - едины)))

блин, Работать должны Профессионалы!
0
Сообщить
№0
18.11.2010 23:21
Цитата
у нашего военного руководства нет единого взгляда, единой стратегии


Лозунги.
У Вас есть конкретные предложения, как действовать в отсутствие профессионалов и ограниченности остальных ресурсов, включая время?

Откуда взяться профессионалам, если все только разрушалось и крупных проектов были единицы?
Теоретики - собственно, в военном деле, все уже теоретики - слава Богу!
0
Сообщить
№0
18.11.2010 23:29
Цитата
У них ИК заметность большая и её труднее значительно снизить, в отличие от дизеля.
- Как?
0
Сообщить
№0
19.11.2010 00:51
у нашего военного руководства нет единого взгляда, единой стратегии.
интересно каким образом вы пришли к такому мнению? основываясь на догадках псевдо журналистов и хрипунов свистоплясов блогеров? как раз сейчас реформированием и занимаются профессионалы а сердюков и замы занимаются отловлей коррупционеров в первую очередь. тото такой визг и хай вей подняли генералы хреновы. чуют что заставят работать профессионально а у многих кормушки отберут
0
Сообщить
№0
19.11.2010 11:15
Цитата
тото такой визг и хай вей подняли генералы хреновы. чуют что заставят работать профессионально а у многих кормушки отберут
Доля истины тут есть и большая доля.Задом трясти придёца генералам,обучаца воевать по новым стандартам а неохота.
Уж лучше так-взял роту солдат штобы дачку генеральскую строили-на пенсию.А вместо этого говорят-хрен тебе,иди ка 10 км пробеги,50 раз отажмись,20 раз подтянись и на учения со всеми.
0
Сообщить
№0
19.11.2010 12:23
"- Как?"
- Вы ж из страны НАТО, к тому же это Инет. ;-)
0
Сообщить
№0
19.11.2010 19:20
Цитата
а сердюков и замы занимаются отловлей коррупционеров в первую очередь


Нет у Сердюкова такой задачи. У нас в стране для этого есть прокуратура.

Цитата
А вместо этого говорят-хрен тебе,иди ка 10 км пробеги,50 раз отажмись,20 раз подтянись и на учения со всеми.


Детский сад какой то... давайте от генералов потребуем здоровья и выносливости как от 20-ти летних пацанов, а стратегию предоставим господину Хаосу, да и при этом главное условие, чтобы генералы были нищими - художник должен быть голодным когда творит. :)
Из вас то, пишущих, много кто 10 км пробежать может? :)

Воистину - говорить не мешки ворочать...
0
Сообщить
№0
19.11.2010 20:23
- Да, я из страны - намного скоро близко к НАТО, но пока не так как вы. - Но сказал, как и говорил всегда...
- Намного более более полезного для России... - Чем - ты, философ-романтик-утопист...
0
Сообщить
№0
19.11.2010 21:00
Господа!
Не мелочитесь.
Ну о чем Вы спорите.
Дайте лучше мне эти бабки и Я спасу оборонку.
Даром, что-ли столько лет меня учили эту самую оборонку создавать!
Ей богу, ни копейки не уйдет на сторону. Только карт-бланш еще дайте на жизнь и смерть и больше ничего не надо.
0
Сообщить
№0
19.11.2010 21:20
Внештатный штабс-капитан напомнил товарища "Плавали - знаем!".
Только он был, вроде, из РФ. Тогда, может, КТВ? Но что-то мешает.
0
Сообщить
№0
19.11.2010 22:09
Быть может руководителю Центра военного прогнозирования полковнику Анатолию Цыганку:

    прокатиться по стране, чтобы увидеть картину своими глазами, а не из отчетов?
    представить альтернативную действующей стратегию развития ВС?
    дать предложения по увеличению доли прибыли оставляемой на предприятиях для проведения программы перевооружения, без потери качества и количества для МО?
    и т.д.

а проблемы озвучивать и охать, господин полковник, оставьте беспомощным мальчикам и девочкам из СМИ - они именно этим деньги зарабатывают!
А остальным - читая, думать и анализировать.
0
Сообщить
№0
19.11.2010 22:28
Быть может руководителю Центра военного прогнозирования полковнику Анатолию Цыганку:
прокатиться по стране, чтобы увидеть картину своими глазами, а не из отчетов?
представить альтернативную действующей стратегию развития ВС?
дать предложения по увеличению доли прибыли оставляемой на предприятиях для проведения программы перевооружения, без потери качества и количества для МО?
и т.д.

а проблемы озвучивать и охать, господин полковник, оставьте беспомощным мальчикам и девочкам из СМИ - они именно этим деньги зарабатывают!
А остальным - читая, думать и анализировать.


+1

Быть может руководителю Центра военного прогнозирования полковнику Анатолию Цыганку:
прокатиться по стране и встретится с шальным камазом
0
Сообщить
№0
19.11.2010 22:29
Внештатный штабс-капитан напомнил товарища "Плавали - знаем!".
у Плавали был другой стиль) так что вряд ли. если только этот социопат не начал адаптироваться и менять тактику)
0
Сообщить
№0
19.11.2010 22:31
Детский сад какой то... давайте от генералов потребуем здоровья и выносливости как от 20-ти летних пацанов, а стратегию предоставим господину Хаосу, да и при этом главное условие, чтобы генералы были нищими - художник должен быть голодным когда творит. :)
а вы посмотрите на многих американских генералов и наших мордоворотов. не хотелось сравнивать но результат зчастую не в пользу наших обожравшихся охамевших генералов за редким исключением.
0
Сообщить
№0
19.11.2010 22:59
А Вы вспоминте Уинстона Черчиля - и что, он с такими формами был плохим стратегом?

Дела свершает дух, тело как инструмент!!!
Вы можете быть в прекрасной физической форме и иметь великолепное мышление и образование, но будучи слабы духом - будете красивым растением в этом мире.
0
Сообщить
№0
19.11.2010 23:25
Андрей я говорил именно о боевых генералах. в остальном согласен.
0
Сообщить
№0
20.11.2010 02:50
" был плохим стратегом?"
Один раз точно был - когда в 1МВ не учёл реальных возможностей десантировния. Да и Оверлорд был на грани срыва - зачем-то Сталину понадобилось выручать.
0
Сообщить
№0
20.11.2010 08:50
Стратег и тактик, Владислав - это разные люди с разным мышлением, разным восприятием ситуации и разной скоростью реакции на события!
0
Сообщить
№0
20.11.2010 15:03
"Вот налаживать совместное производство - это, видимо, действительно, выход в нынешней ситуации" - ну да, как же! Разбежались они - даже автомобильные комплектующие (ключевые: движки, трансмиссию...) у нас делать не собираются - которую пятилетку уже идет пустая говорильня о "локализации"?
А уж вооружать "кладовую природных ресурсов" современным оружием - точно никто не будет: "привяжут" нашу ВТ к своим ключевым комплектующим, а потом при необходимости кислород перекроют.
Проходили это (отставание в "высоких" военных технологиях) уже, после Войны. И выход известен - закупка (а не СП)и освоение у себя технологий изготовления (то что можно купить) и копирование наиболее передовых образцов вкупе с промышленным шпионажем (см. Китай).
В противном случае нам ярко светит иракский сценарий: довольно современные (на 1991 год) "покупные" ВС в условиях санкций и отсутствия собственного ВПК за 8 лет просто сгнили.
0
Сообщить
№0
20.11.2010 15:27
Андрей, если бы та операция (Галлиполи, 1915) увенчалась успехом, то Германия бы осталась вскоре без Турции, Румынии и прочих саттелитов. Без горючего для своих ПЛ, самолётов. Это была изящная умственная конструкция. Скорее всего ему были даны неверные исходные и не учтены факторы, например погоды. - это было не в интересах Корпорации.
0
Сообщить
Хотите оставить комментарий? Зарегистрируйтесь и/или Войдите и общайтесь!
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ
Ежедневная рассылка новостей ВПК на электронный почтовый ящик
  • Разделы новостей
  • Обсуждаемое
    Обновить
  • 21.11 23:54
  • 5815
Без кнута и пряника. Россия лишила Америку привычных рычагов влияния
  • 21.11 22:08
  • 2
Стало известно о выгоде США от модернизации мощнейшего корабля ВМФ России
  • 21.11 20:03
  • 1
Аналитик Коротченко считает, что предупреждения об ответном ударе РФ не будет
  • 21.11 16:16
  • 136
В России запустили производство 20 самолетов Ту-214
  • 21.11 13:19
  • 16
МС-21 готовится к первому полету
  • 21.11 13:14
  • 39
Какое оружие может оказаться эффективным против боевых беспилотников
  • 21.11 12:38
  • 1
ВСУ получили от США усовершенствованные противорадиолокационные ракеты AGM-88E (AARGM) для ударов по российским средствам ПВО
  • 21.11 12:14
  • 0
Один – за всех и все – за одного!
  • 21.11 12:12
  • 0
Моделирование боевых действий – основа системы поддержки принятия решений
  • 21.11 11:52
  • 11
Почему переданные Украине ЗРС Patriot отнюдь не легкая мишень для ВКС России
  • 21.11 04:31
  • 0
О "мощнейшем корабле" ВМФ РФ - "Адмирале Нахимове"
  • 21.11 01:54
  • 1
Проблемы генеративного ИИ – версия IDC
  • 21.11 01:45
  • 1
«Тегеран считает Россию хрупкой и слабой»: иранский эксперт «объяснил» суть якобы возникших разногласий между РФ и Исламской Республикой
  • 21.11 01:26
  • 1
Пентагон не подтвердил сообщения о разрешении Украине наносить удары вглубь РФ американским оружием
  • 20.11 20:38
  • 0
Ответ на ""Сбивать российские ракеты": в 165 км от границы РФ открылась база ПРО США"