Войти

«Мистраль» и его собратья

7596
40
0

Что получит наша страна, если купит французский УДК

Планы приобретения для ВМФ России кораблей типа «Мистраль» вызывают жаркие споры: неужели на них, как говорится, свет клином сошелся, как они выглядят на фоне конкурентов и на что способны, почему наша страна не может сама строить такие корабли и вообще нужно ли нам ими обзаводиться?


Начну с ответа на последний вопрос. Могущество современных военно-морских сил Запада опирается не только на авианосные соединения. Не менее, а подчас и более важную роль играют экспедиционные ударные группы (ЭУГ), ядром которых являются универсальные десантные корабли (УДК) с подразделениями морской пехоты, летательными аппаратами разных классов, боевой техникой и катерами на борту. Без УДК немыслимы операции в рамках концепции «флот против берега», они основа амфибийных сил нынешних флотов. Наиболее мощными силами такого рода (как и многочисленной, хорошо вооруженной морской пехотой) обладают ВМС США.


АМЕРИКА - РОДИНА «УНИВЕРСАЛОВ»


Собственно, в Соединенных Штатах и родилась концепция универсального десантного корабля. Произошло это в годы Вьетнамской войны, когда ВМС США столкнулись с проблемой координации действий разнотипных десантных кораблей, осуществлявших высадку войск и выполнявших различные задачи. Так, корабли-доки несли высадочные средства, танкодесантные осуществляли перевозку наземной техники. Морская пехота размещалась или на транспортных судах, или на десантных вертолетоносцах. Последние были представлены либо кораблями, перестроенными из устаревших авианосцев типа «Эссекс», либо новыми боевыми единицами специальной постройки типа «Иводзима». Неудивительно, что высадка разнородных сил с кораблей разных типов превращалась в весьма тяжелую задачу, требующую отменной координации.


Вдобавок необходимо было удалить десантные корабли от зоны десантирования с целью обезопасить их от воздействия береговых батарей противника. Оптимальной была сочтена дистанция 140-180 кабельтовых (около 30 км). Причем время высадки по-прежнему не могло превышать 30 минут, чтобы неприятель не успел подтянуть резервы. В результате потребовалось создание скоростных десантных катеров, в том числе на воздушной подушке, способных быстро доставлять к берегу тяжелую технику, включая танки.


Ярким примером современного УДК являются находящиеся в строю ВМС США корабли типа «Тарава» и «Уосп». Их водоизмещение колеблется от 34 тысяч тонн («Тарава») до 40 с лишним тысяч тонн («Уосп»). По размерам и облику они примерно соответствуют тяжелым авианосцам времен Второй мировой войны. Эти УДК могут нести полностью укомплектованный экспедиционный батальон морской пехоты (до 1900 человек, фактически полк), до 40 летательных аппаратов, включая тяжелые вертолеты типа «Чинук» или «Си Стэллион», боевые винтокрылы «Суперкобра», истребители вертикального взлета и посадки «Си Хэрриер». Помимо всего прочего, УДК имеют док-камеры, в которых находятся от двух до восьми (в зависимости от размера) десантных кораблей на воздушной подушке грузоподъемностью от 30 до 200 тонн либо большее количество более мелких десантных катеров грузоподъемностью в несколько тонн.


Отдельно стоит упомянуть новые УДК «Америка» - головной корабль этого типа в настоящее время находится в постройке. У него в отличие от «Таравы» и «Уоспа» нет док-камеры, за счет чего значительно увеличены размеры ангарной палубы и численность авиакрыла. Таким образом, этот УДК предназначен для высадки аэромобильных подразделений морской пехоты - более гибких по сравнению с традиционными «тяжелыми» батальонами и способен оказывать им более эффективную поддержку с воздуха.


На первый взгляд такое решение выглядит откатом к кораблям класса «Иводзима» и перестроенным «Эссексам», но это не так. Более просторные ангарная и полетная палубы позволяют «Америке» при водоизмещении 45 000 тонн нести большее количество летательных аппаратов, чем «Иводзиме» (18 000 тонн) и «Эссексу» (30 000 тонн), при этом более тяжелых - вплоть до конвертопланов MV-22 Osprey.


Резко расширяет возможности «Америки» введение в состав авиакрыла истребителей короткого взлета и вертикальной посадки F-35, тактико-технические характеристики которых по всем параметрам превосходят ТТХ устаревших «Си Хэрриеров».


В целом «Америка» становится идеальным инструментом новых войн - локальных конфликтов низкой и средней интенсивности, где роль играют не столько мощь брони и вес залпа, сколько скорость реакции и мобильность, которые этот корабль вполне обеспечивает. В сочетании с УДК типа «Уосп», которые остаются в составе флота США, «Америка» даст Пентагону возможность гибко реагировать на изменения обстановки, направляя в зоны разгоревшихся или потенциальных конфликтов именно те силы, которые нужны в данном месте и в данное время.


ЕВРОПЕЙСКИЕ И СОВЕТСКИЕ ВАРИАЦИИ


Универсальные десантные корабли есть и в составе флотов других стран. Например, в распоряжении командования британского Королевского флота имеется УДК «Оушен». У него меньшие размеры по сравнению с «Таравой» и «Уоспом» (водоизмещение - чуть больше 20 тысяч тонн), он несет до 800 морских пехотинцев, порядка 20 летательных аппаратов и 2-4 десантных катера. Уступает «Оушен» американским кораблям и в скорости: 18 узлов против 24-25.


Весьма интересной боевой единицей с большими возможностями является итальянский авианосец «Кавур», сочетающий в себе свойства десантного вертолетоносца, легкого авианосца, противолодочного корабля и корабля управления: на его борту есть специальные помещения и оборудование для работы штаба экспедиционных сил и приданных специалистов численностью более 140 человек. «Кавур» способен доставить к месту назначения батальон морской пехоты (325-500 человек) и высадить его с помощью вертолетов ЕН-101 (до 16 машин на борту). Воздушную поддержку десанту оказывают самолеты «Си Хэрриер», а в перспективе на корабле, вероятно, будут базироваться F-35.


Немалыми возможностями обладает и испанский корабль «Хуан Карлос I». Правда, в отличие от «Кавура» он в большей степени «заточен» под десантные операции - не обладает столь высокой скоростью (21 узел против 28-29), но зато оснащен доком-камерой и перевозит до 1000 морских пехотинцев с техникой и вооружением. На корабле также могут базироваться не только вертолеты, но и самолеты типа «Хэрриер» и F-35B.


Нужно отметить, что необходимость в таких боевых единицах понимали и в нашей стране. В Советском Союзе велась активная разработка УДК проекта 11780 и даже были заказаны два корабля этого проекта - «Кременчуг» и «Херсон», однако распад СССР не позволил ввести их в строй. По своим ТТХ они представляли собой нечто среднее между «Оушеном» и «Таравой». При водоизмещении около 25 тысяч тонн советский УДК должен был нести до двух батальонов морской пехоты (1000 человек), до 30 летательных аппаратов и, разумеется, десантные корабли на воздушной подушке - от 2 до 4 (в зависимости от размеров) либо большее количество меньших по размерам десантных катеров.


Однако отечественный УДК, который наши флотские остряки успели окрестить «Иваном Таравой», обладал и рядом выгодных отличий от западных кораблей. Советские конструкторы изначально заложили в проект мощную энергетическую установку, позволяющую развивать ход до 30 узлов, и весьма мощное вооружение, включавшее ЗРК средней дальности и артиллерийскую установку АК-130, что значительно повышало живучесть корабля и его возможности по поддержке десанта.


Следует отметить также, что высокая скорость позволяла использовать УДК проекта 11780 в качестве противолодочного корабля. В настоящее время такие «универсалы» очень нужны ВМФ России, в том числе для конфликтов типа войны с Грузией в августе 2008 года или для патрулирования опасных вод Аденского залива.


НУЖНЫ, НО С ИЗМЕНЕНИЯМИ


Однако ныне российский ОПК не в состоянии быстро реанимировать проект 11780. Для обновления десантных сил флота Россия, судя по всему, выбрала французские УДК типа «Мистраль». По имеющейся информации, переговоры о постройке этих кораблей находятся в завершающей фазе. Остается нерешенным лишь вопрос о степени участия российских предприятий в изготовлении второго и последующих УДК (всего пока планируется приобрести для ВМФ РФ четыре таких корабля). О заинтересованности Москвы в этом контракте заявил президент Дмитрий Медведев.


Что же именно мы намерены купить, с какой целью, какими будут условия намечаемого соглашения и какие задачи сможет решать «Мистраль» в составе ВМФ России?


УДК «Мистраль», построенный по проекту BPC 160, представляет собой современный корабль «проекции силы», предназначенный прежде всего для использования в локальных конфликтах.


Как и другие УДК, этот корабль может обеспечить длительное присутствие группировки морской пехоты с авиационной поддержкой на удаленном ТВД и высадку подразделений морпехов, в том числе на необорудованное побережье, с помощью десантных катеров и вертолетов. «Мистраль» также способен выполнять функции корабля управления (штабного корабля) соединения, решающего миротворческие задачи или осуществляющего «демонстрацию флага» в районе конфликта. Кроме того, предусмотрена возможность использования УДК в качестве базы и плавучего госпиталя в зонах чрезвычайных ситуаций.


Численность десантной группировки на этом корабле водоизмещением 21 000 тонн составляет от 450 (при длительном плавании) до 900 (на более короткое время) морских пехотинцев, авиакрыло насчитывает или 16 тяжелых, или до 30 легких вертолетов.


Несмотря на заявления командования нашего флота о необходимости такого корабля для ВМФ России, мнения специалистов на сей счет разделились. Ряд экспертов полагают, что более насущной задачей является массовое строительство кораблей класса корвет/фрегат, в перспективе - эсминец, для замены стремительно стареющих СКР, эсминцев и БПК, находящихся в строю с советских времен. Однако высказываются и иные точки зрения: так, руководитель Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов полагает, что приобретение подобного УДК оправданно с учетом перспективных потребностей России, которая в ближайшие 20-30 лет будет нуждаться в устойчивом присутствии своего ВМФ как в ближней морской зоне, так и в Мировом океане.


Одним из ключевых в этом плане регионов является российский Дальний Восток и прежде всего Курильская гряда. Он стратегически чрезвычайно важен для России, вместе с тем практически не обладает развитой военной и гражданской инфраструктурой.


УДК в этих условиях рассматривается как мобильный элемент военной инфраструктуры, позволяющий оперативно развернуть нужные силы в спорном районе и обеспечить их функционирование. Кроме Курильской гряды и Дальнего Востока в целом, подобные корабли могут гарантировать военное присутствие и в других стратегически важных регионах, включая Африку, Юго-Восточную Азию, воды Антарктики и другие районы Мирового океана, где возможны локальные конфликты, потенциально затрагивающие интересы России.


На сегодня сообщается, что строительство отечественных УДК планируется поручить «Адмиралтейским верфям» в Санкт-Петербурге.


Следует остановиться и на недостатках «Мистраля». Он, как и многие другие военные корабли современных флотов, изготовлен в целях удешевления проекта «по коммерческим технологиям» со значительно более низкими, чем у боевых кораблей, требованиями к живучести. Вооружение французского «универсала» ограничено двумя ПУ для запуска ракет ближнего боя, двумя 30-мм артустановками ПВО и четырьмя крупнокалиберными пулеметами, в результате чего он нуждается в сильном эскорте.


Внутренняя компоновка корабля определяется весьма высокими требованиями к комфорту для членов экипажа и морских пехотинцев, в жертву которому принесены численность десанта и полезные площади ангаров и грузовых палуб.


Ключевым вопросом на данный момент является объем изменений, который может быть внесен в конструкцию «Мистраля» по требованию ВМФ России. В настоящий момент известно, что стороны договорились о поставке корабля с полным комплектом электронного оборудования, включая БИУС и навигационную систему. Это повышает ценность приобретения - Россия получает возможность близко ознакомиться с современной военной электроникой Запада. Вместе с тем на «Мистрале» будут установлены российские системы ПВО, а в ангаре УДК станут базироваться отечественные вертолеты Ка-27/29 и Ка-52, что потребует незначительного увеличения его высоты. Машины этих типов, кстати, совершали посадки на палубу «Мистраля» в ходе визита французского корабля в Санкт-Петербург в ноябре 2009 года.


Однако пока неизвестно, будет ли изменяться внут-ренняя компоновка УДК и планируются ли меры по повышению его живучести и боевой устойчивости. Эти изменения, включая увеличение численности десантной группы, площади ангаров и грузовой палубы, усиление противопожарного оборудования, должны повысить потенциал корабля, сделав его более мощным и приспособленным к ведению военных действий. С учетом модульной конструкции «Мистраля», который собирается на стапеле из готовых отсеков различного назначения и компоновки, такие изменения в проект удастся внести достаточно легко. Без этого корабль вряд ли можно считать удачным приобретением для ВМФ России.


После ответа на вопрос, в каком виде намечается приобрести УДК, можно будет узнать и итоговую цену покупки. На сегодня стоимость корабля проекта BPC 160 - около 400 миллионов евро и с учетом требуемых изменений проекта она, очевидно, возрастет. Поскольку Россия намерена построить еще три «Мистраля» на своих верфях, не исключено, что ей придется израсходовать два миллиарда евро.


Обсуждение контракта сопровождается рядом политических курьезов: возможное появление «Мистраля» в составе ВМФ РФ привело в беспокойство лидеров ряда соседних с Россией стран - от Грузии до прибалтийских республик, опасающихся применения УДК против них. Подобная позиция по большому счету является отражением традиционного для этих государств политического «комплекса жертвы». Похоже, спекуляциями на тему потенциальной «российской агрессии» Тбилиси, Вильнюс, Рига и Таллин не столько хотят обратить внимание на угрозу с востока, сколько пытаются не допустить углубления и расширения связей между Россией и Францией - одним из лидеров Европейского союза.


При этом российское военное руководство уже сообщило, что первые «Мистрали» получит Тихоокеанский флот. Несомненно, они могут значительно его усилить, но для того чтобы УДК были эффективными, требуется обеспечить им полноценный эскорт из кораблей классов фрегат/корвет, и каким этот эскорт будет - пока неясно. Хочется верить, что состояние ВМФ позволит активно использовать «универсалы», не позволяя им ржаветь у стенки.


Илья КРАМНИК

Права на данный материал принадлежат
Материал размещён правообладателем в открытом доступе
  • В новости упоминаются
Похожие новости
08.12.2017
"Удобная морская цель": на что способна авианосная "Королева"
03.07.2017
"Лидер", "Прибой" и морской "Панцирь": чем запомнился военно-морской салон
25.03.2015
Догнать и перегнать СССР
09.07.2014
Корабль на все случаи жизни
17.10.2012
Авианосцы нужны уже сегодня
17.11.2010
Иностранцы под Андреевским Флагом
40 комментариев, отображено с 1 по 20
№0
22.09.2010 17:04
>дерьмо оно и есть дерьмо, даже если плавает

Могли бы для приличия и аргументы привести же
0
Сообщить
№0
22.09.2010 23:58
Плавучий госпиталь - нужная штука.
0
Сообщить
№0
23.09.2010 00:18
Если это корабли управления, по одному на флот...
Не раз отмечалось, что десантная функция для Мистраля предполагается как неглавная (т. е. нафиг никому ненужная).
Так так, так - каюты на 450 человек, госпиталь, вертолетная площадка, сделан по гражданским стандартам, all-inclusive.

Ну конечно, командующие на них служить будут. Министра обороны на них принимать будут. Все собрались - и в Аденский залив, с "десантированием" в курортных портах.
То ли боевой корабль - то ли круизный лайнер - универсальный, одним словом.

Цитата
Те, кто принял решение купить именно "Мистрали" людей которым придётся на этих кораблях служить как раз уважают.
В общем, да, уважают. На такое дело и пару миллиардов не жалко, а то заладили - корветы им подавай, фрегаты.
0
Сообщить
№0
23.09.2010 00:34
А, там же еще катера "разной вместимости" - значит можно и на "необорудованный берег".
0
Сообщить
№0
23.09.2010 11:22
...Когда Мистраль был в Питере, на презентации с особой гордостью показывали зубной кабинет за 100 тысяч Евро - вряд ли это предмет первой необходимости для раненых бойцов.

Оборудованный морской командный пункт нужен, конечно, другой вопрос, что оборудовать его на существующих боевых кораблях или строить новые хлопотно и долго, да и гламура, как на Мистрале не получится.
Зачем заботиться о ЖКХ береговых баз, ремонтировать асфальт, готовиться к отопительному сезону и т. п. - на Мистрале все будет новенькое и чистенькое, да и посторонние глазеть не будут - секретный объект, понимаешь.

Если строить фрегаты и корветы, то результат должен быть в ближайшие несколько лет и нести ответственность в случае срыва программы придется нынешним генералам и министрам. А вот проект "перспективный авианосец" - долгосрочный - результат когда еще будет, а финансирование начнется сразу.

Осмелюсь дать прогноз:
    Мистраль купят
    купят [u]именно[/u] Мистраль, а не Докдо, Хуан Карлос (настоящие боевые корабли)
    купят быстро и при первой возможности сведут на "нет" разговоры о постройке на российских верфях, все четыре штуки будут построены за границей - так быстрее, более качественные отделочные материалы, без "лишних" головных болей и легче будет сохранить конфиденциальность о комплектации
    какие-либо технологии не нужны и переданы не будут - такой задачи не ставится
    усиливать, серьезно переоборудовать, повышать скорость и боевую устойчивость не будут, по той же причине
    после ввода в строй 95% времени корабли будут стоять у причала исполняя роль изолированного комфортабельного офиса, время от времени "демонстрируя флаг" в теплых морях, и от участия в боевых операциях эти "офисы" будут оберегать всеми силами - Грузии, Прибалтике и Японии беспокоиться не о чем, зато будет повод позавидовать.

Хотелось бы, чтобы все это оказалось лишь пустой фантазией, но других логических объяснений этой покупке не наблюдается.
0
Сообщить
№0
23.09.2010 13:29
По хорошему - на всех крупных кораблях, согласен.
И ничто не мешает создавать комфортные условия для моряков на всех кораблях.
Но руководство решило начать с себя - тоже нужно, конечно.
Мистраль - хороший военный корабль для мирного времени, вот не верится, что будут урезать весь комфорт, скорее наоборот.

В целом, для флота корабль зачетный - хоть и не для боевых действий, но удобный транспорт для удаленных баз, гостиница и штабной офис для ком. состава, для пиратов опять же дороже и мощнее не нужно, в самый раз.
Для бюджета невыгодный - налоги и доб. стоимость за границу, заказ "уходит" от наших КБ и заводов, сервис и запчасти импортные.
Для технологов и конструкторов хорошо - посмотрят конструктивные и компоновочные решения, если будут строить у нас - поучатся организации работ, LEAN - технологиям.
0
Сообщить
№0
23.09.2010 14:29
Цитата
зубной кабинет за 100 тысяч Евро - вряд ли это предмет первой необходимости для раненых бойцов.
Подумаешь. Вот на крейсере "Пётр Великий" даже рояль есть. И собственная телестудия для кабельного ТВ. И много чего ещё.
0
Сообщить
№0
25.09.2010 00:33
Была информация, что вертолеты Камов не проходят по высоте ангарной палубы.
Имхо, изменить высоту палубы это не есть "внесение незначительных изменений", высота, как и другие размеры, рассчитана под определенные образцы техники НАТО и если где-то прибавить - где-то придется и убавлять, а это может нарушить весь ммм...компоновочный замысел.

Исходить следует из габаритов самого большого вертолета, планирующегося к использованию на корабле:
Высота десантного Ка-29 - 5,44м.
Высота NH90 с учетом которого проектировался Мистраль, по втулке, со сложенным рулевым винтом - 4,16 м.
Если Камов "не проходит", есть следующие варианты:
    перепроектировать корабль
    вообще отказаться от использования крупных десантных вертолетов
    закупить "до кучи" европейский NH90.
Надеюсь согласитесь, все три варианта - бредовые.
0
Сообщить
№0
25.09.2010 00:35
Некоторые впечатления от двухчасового осмотра «Мистраля» 24 ноября в сопровождении командира корабля Дидье Пьятона и французского военного атташе.
0
Сообщить
№0
25.09.2010 21:38
to 22 АлександрА
Цитата
Будет увеличена высота авиационного ангара в свету с 5.39 м до 5.67 м (межпалубное расстояние там собственно и сейчас 6.42 м).
То есть:
    поднять высоту полетной палубы, подверженной тяжелым динамическим нагрузкам, на 0,28 м. от ватерлинии, при этом увеличив площадь боковой проекции борта (и так страдающей от большой парусности) на 55 м2 и подняв общий центр тяжести судна
    уменьшить толщину перекрытия, снизив допустимую нагрузку на верхнюю полетную палубу
    уменьшить высоту нижней доковой палубы для крупной гусеничной техники и ДКВП.

Какой вариант предпочтительнее?
0
Сообщить
№0
25.09.2010 21:58
Сдал СопроМат - можно жениться.
0
Сообщить
№0
25.09.2010 23:27
Цитата
поднять высоту полетной палубы, подверженной тяжелым динамическим нагрузкам, на 0,28 м. от ватерлинии,...
На фоне того. что высота "Мистраля" 64,3 метра, эти 0,28 метра не выглядят устрашающе. Центр тяжести тоже в любом случае смещается в зависимости от нагрузки.
0
Сообщить
№0
26.09.2010 11:50
to 26 Имран
Цитата
На фоне того. что высота "Мистраля" 64,3 метра, эти 0,28 метра не выглядят устрашающе.
64,3 метра это что за высота? От киля до вороны на макушке мачты?
Учитывая предельные величины волнения моря и ветра, малую осадку (6,2 м.), большой вес плиты полетной палубы (концентрацию массы в этой плоскости), плоскость приложения резких динамических нагрузок именно на уровне полетной палубы - критичный размер (плечо крутящего момента) это высота от ватерлинии до полетной палубы. Чем он больше, тем хуже мореходные качества корабля, устойчивость (поперечная динамическая остойчивость). Фото 1, фото 2.

Размерного чертежа Мистраля в сети не нашел, примем высоту полетной палубы над ватерлинией 30 метров при длине 200 метров. При увеличении высоты на 0,28 м., общая площадь боковой проекции борта увеличится ~ на 1%. Это немало.

Цитата
Центр тяжести тоже в любом случае смещается в зависимости от нагрузки.
В зависимости от нагрузки - да, но в данном примере он сместится именно вверх, вне зависимости от нагрузки, конструктивно.
0
Сообщить
№0
26.09.2010 11:50
Раздельный санузел в каждой каюте - явный перебор.
0
Сообщить
№0
26.09.2010 11:53
Цитата
64,3 метра это что за высота? От киля до вороны на макушке мачты?
Верхнняя палуба на высоте около 30 метров.
0
Сообщить
№0
26.09.2010 11:59
Цитата
При увеличении высоты на 0,28 м., общая площадь боковой проекции борта увеличится ~ на 1%. Это немало.
Это если ешё и увеличить площадь палубы?
___
Хотел отредактировать предыдущий пост, а получился новый. (((
0
Сообщить
№0
26.09.2010 12:03
Нет, просто поднять высоту. Давление бокового ветра вырастет, значит, снизится допустимая для корабля сила бокового ветра или придется увеличивать вес балласта ниже ватерлинии.
Имхо, чтобы увеличить площадь палубы, надо "пересчитывать" весь корабль.

В любом случае фигня получается.
0
Сообщить
№0
26.09.2010 12:16
Цитата
Раздельный санузел в каждой каюте - явный перебор.
Каюты в Мистрале - 2, 3, 4-хместные при двухъярусных койках.
Соответственно, очень легко трансформируются в 1, 2-хместные и "люксы", без перепланировки.

Наличие большого количества канализационных трубопроводов, среди прочего, отрицательно влияет на водонепроницаемость переборок при аварийном затоплении.
0
Сообщить
№0
26.09.2010 12:59
Поправка:
Каюты в Мистрале - 2, 4, 6-местные при двухъярусных койках.
0
Сообщить
№0
26.09.2010 14:24
Цитата
Немного уменьшить сечение бимсов поддерживающих полётную палубу над ангаром использовав для них вместо судостроительной стали нормальной прочности сталь повышенной или высокой прочности.
Общая толщина перекрытия (по Вашим данным в п. 22) - 1,03 м.
Уменьшить ее на 27% будет не так-то просто.

Цитата
Каюты л/c и их фановая система настолько выше нормальной ватерлинии что забортная вода доберется до этого уровня уже к тому моменту когда запас плавучести корабля будет исчерпан.
:(
При проектировании "Титаника" рассуждали приблизительно так же.
Жилые палубы расположены не так уж высоко. При пробоине в передних отсеках и сильном дифференте на нос этот излишний комфорт может оказаться фатальным. Хотя, это предположение я процитировал, отстаивать не возьмусь.

Эх, вот если бы с палубы могли одновременно взлетать шесть бронированных транспортно-штурмовых Ми-8АТМШ (192 десантника при мощной огневой поддержке)...
0
Сообщить
Хотите оставить комментарий? Зарегистрируйтесь и/или Войдите и общайтесь!
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ
Ежедневная рассылка новостей ВПК на электронный почтовый ящик
  • Разделы новостей
  • Обсуждаемое
    Обновить
  • 20.04 00:43
  • 462
Международные расчеты, минуя доллар, по странам
  • 20.04 00:26
  • 105
Израиль усиливает меры безопасности в связи с опасениями ударов со стороны Ирана
  • 19.04 23:42
  • 919
Без кнута и пряника. Россия лишила Америку привычных рычагов влияния
  • 19.04 21:13
  • 2703
Как насчёт юмористического раздела?
  • 19.04 16:43
  • 0
«Новая Америка». Как западные корпорации осваивают земли «незалежных» индейцев
  • 19.04 16:35
  • 111
В России запустили производство 20 самолетов Ту-214
  • 19.04 16:24
  • 117
Конкурента российского Су-75 из Южной Кореи впервые представили на выставке
  • 19.04 12:18
  • 17
Командующий ВВС США в Европе о роли авиации в боевых действиях на Украине
  • 19.04 11:50
  • 13
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью - Интервью ТАСС
  • 19.04 11:40
  • 1
Новый участник в битве за Арктику
  • 18.04 19:22
  • 18
Первую летную ракету-носитель "Ангара-А5" отправили для испытаний на космодром Восточный
  • 18.04 18:25
  • 12
Британская ПВО может и не выдержать первого удара России (The Telegraph UK, Великобритания)
  • 18.04 15:42
  • 1
Сергею Шойгу в парке "Патриот" представили более 30 перспективных образцов вооружения и техники
  • 18.04 15:29
  • 0
Кипящий «котёл» Закарпатья остужать никто не собирается
  • 18.04 13:38
  • 1
Норвегия может приобрести фрегаты класса "Тип-26"