Войти

Созидание вместо спекуляций

2223
16
-1
Источник изображения: Фото: google.com

Коронавирусный кризис победит только индустриализация 2.0

Мы на пороге мирового кризиса, однако если в целом мировую экономику ожидает падение на два-три процента, то экономику России – на 20–30 процентов, в лучшем случае на 10, в то время как некоторые страны рассчитывают даже на экономический рост. А можно ли действительно избежать падения? Можно.

Теорию развития общества никто не отменял

Почему рухнул Советский Союз? Вовсе не от злокозненных действий Горбачева, Ельцина и младореформаторов, хотя они и были главными действующими лицами. А потому, что коммунисты-догматики так и не смогли дать теоретически верное решение вопроса о собственности. Недаром же Сталин незадолго до своей смерти сказал: «Без теории нам смерть, смерть, смерть!». Но неолибералам, которые пришли к власти, вообще не нужна была какая-либо теория для того, чтобы просто присвоить общенародное достояние. Они добились поставленной цели – 94,4 процента всех активов в РФ находятся в частной собственности, вот только страна до сих пор не может достичь уровня производства 1990 года.

Однако теория, на которую можно опереться в борьбе с грядущим кризисом и не допустить разрушительных последствий, есть. Это так называемый третий путь. Почему третий? Первый, который ведет в тупик деградации, – это капитализм. Второй – социализм – ведет к застою в развитии и возврату к капитализму. А третий есть путь построения общества социальной справедливости, в котором найдется место всем социальным группам, общественникам и индивидуалам, государственникам и частникам. Только идя по этому пути развития, можно избавиться от кризисов, поскольку он обеспечивает оптимальное сочетание всех экономических укладов, определяемых характером собственности на средства производства: общегосударственная собственность на предприятия по выпуску средств производства, на землю, недра и инфраструктуру и частная собственность – производство предметов потребления.

“ Если в 30-е годы с помощью американских инженеров и поставок из США была проведена индустриализация, то точно так же сейчас фирмы развитых стран будут рады перенести производство станков и приборов в Россию ”

Переход на третий путь развития не одномоментный процесс, он может растянуться на десятки лет, но чтобы не скатиться в пучину назревающего мирового кризиса, нужно уже в этом году вставать на рельсы иного развития. Для этого надо прежде всего отказаться от принципа «Меньше государства!». Кто, как не частник, стал громче всех требовать защитить его от проблем, вызванных пандемией COVID-19? Почему мы не слышим, как долларовые миллиардеры и миллионеры взялись производить маски, аппараты ИВЛ, наращивать выпуск медикаментов и строить больницы? Оказывается, они тоже ждут помощи от государства. А вот им-то как раз не стоит помогать – владельцы крупного бизнеса будут стараться выделяемые деньги перенаправить в свой карман, отчего падение экономики будет только усиливаться.

Как следует действовать правительству? Опираться на основные положения третьего пути развития. А это прежде всего обеспечение полной занятости – иждивенцы в этом обществе только дети и пенсионеры, а все остальные работают, безработных нет. Следовательно, в кризисных условиях все внимание должно быть обращено не на раздачу денег, а на обеспечение занятости. Предоставление работы – вот главный принцип, главный лозунг борьбы с кризисом, ибо только работающий человек создает ВВП. И не дает ему падать. А что для это надо делать?

Прежде всего составить список товаров, поставляемых по импорту, и создать план по импортозамещению – отдельно для средств производства и для предметов потребления. Затем выбрать из них товары, которые можно производить самим на сохранившихся производствах. Следом издать список по товарам, которые мы ранее производили, но прежние предприятия либо закрылись, либо сменили профиль, как, например, заводы текстильного машиностроения, и принимать решения о строительстве новых заводов и фабрик. Если мы можем с нуля возводить за две-три недели больницы, то пора таким же образом строить заводы, чтобы восстановить до уровня 1990 года производство металлорежущих станков, станков с ЧПУ, приборов, электротехники, турбин, моторов, подшипников, кузнечного оборудования, грузоподъемных машин и механизмов, дорожной техники и многого другого. Россия – страна большая, при этом транспортная доступность многих населенных пунктов чрезвычайно низкая: своего производства гражданской авиатехники, если соотнести с потребностями в ней, практически нет, требуется обновление парка речных и морских теплоходов каботажного плавания, автобусный парк средней и малой вместимости почти весь импортный. А это означает одно – надо строить заводы, чтобы все это производить самим. Естественно, без покровительственных таможенных тарифов здесь не обойтись: приобретение оборудования для их оснащения должно иметь нулевые и отрицательные пошлины, а поставки товаров потребления, которые мы сами можем производить, облагаться заградительными пошлинами. Необходимо вводить и поощрительные стимулы для экспортеров: хотите поставлять товары в Россию – стройте у нас заводы и фабрики, иначе мы ваши товары покупать перестанем.

Одновременно с этим, а может, с опережением создавать государственные НИИ и ОКБ соответствующего профиля. Сейчас, кстати, складывается очень благоприятная ситуация для этого – развитые страны ожидают стагнация и безработица, они будут рады любым рынкам сбыта. Если в 30-е годы с помощью американских инженеров и поставок из США была проведена индустриализация, то точно так же сейчас фирмы развитых стран будут рады перенести производство станков и приборов в Россию. А не согласятся – надо воспользоваться опытом Китая, который особо не заморачивался вопросами интеллектуальной собственности, а просто копировал образцы их техники и приборов. Нефть, газ, уголь и лес – наши основные экспортные товары, но мало собственных НПЗ и химических заводов, не хватает мощностей для переработки леса, а три четверти населенных пунктов страны не газифицированы. Значит, надо строить новые НПЗ и возрождать леспромхозы, чтобы экспортировать не сырую нефть и кругляк, а продукты нефтехимии и пиловочник, переключиться со строительства «потоков» на газификацию сел и малых городов.

Есть резервы для увеличения производства и продуктов сельского хозяйства. Многие села и деревни опустели, но где-то жители еще есть, но нет работы. А как им дать работу, если земли не стало, нет и техники для ее обработки, помещений и пастбищ для скота? Здесь необходимо поставить местным органам власти задачу обеспечить всех трудоспособных землей, возможностью построить помещения для скота, выделить бесплатно крестьянским хозяйствам и просто сельским жителям на селе молодняк (поросят, ягнят, бычков, цыплят), комбикорма, семена, технику (в аренду или лизинг) и стройматериалы исходя из представленных бизнес-планов или кредиты с нулевой ставкой на три – пять – семь лет с освобождением от всех налогов (НДС, НДФЛ, имущественного и транспортного) на три – пять лет. Поскольку пахотные земли скупили агрохолдинги, обязать их передать те земли, которые находятся вокруг сел и деревень, в бесплатное пользование фермерским хозяйствам. То есть этими мерами будет решаться проблема не только предотвращения падения производства сельхозпродуктов, но и обеспечения продовольственной безопасности страны и здоровья населения. Одновременно с этим также необходимо развивать кооперацию, субсидировать строительство ремонтных мастерских по типу МТС, приемных пунктов молока, малых предприятий по переработке продукции сельского хозяйства, построить ко всем селам дороги с твердым покрытием, чтобы обеспечить надежную транспортную связь с городом.

Изменить систему управления экономикой

А кто должен руководить этим? Таких структур, которые были ответственны за это в СССР, в нынешней России просто нет. Следовательно, надо восстановить такие министерства, как Минстанкопром, Минавиапром, Минлеспром, Минлегпром, Минлегпищемаш, Минмедпром, Минрадиопром, Минсредмаш и так далее. Но в Положении о каждом министерстве надо записать, что они управляют вверенной отраслью, а не «формируют политику». Где взять кадры на это? Во-первых, за счет работников аппарата существующих министерств, численность которых сильно раздута. Во-вторых, есть более тысячи конкурсантов проекта «Лидеры России» – вот им и надо поручить создать производство с нуля, а не готовить из них политиков. Найдутся кадры и для новых фабрик и заводов, ведь большинство инженеров, оканчивающих технические вузы в последние два десятилетия, вынуждены работать не по специальности: небольшая переподготовка, достойная зарплата и новые предприятия начнут работать. Изготовление средств производства останется в собственности государства и будет управляться соответствующими министерствами, а новые предприятия для выпуска товаров народного потребления и продуктов питания затем могут быть приватизированы их коллективами.

Что касается высвобождаемых работников с закрывающихся малых и средних предприятий в городах, также не следует торопиться ставить их на денежное довольствие, пусть зарабатывают деньги сами на общественных работах по благоустройству и на строительстве, обслуживании инфраструктуры и городских коммуникаций. И разумеется, работают на строительстве дорог – там всегда нехватка рабочей силы. Президент страны дал верную установку, что жилищное строительство представляет собой драйвер роста экономики за счет мультипликационного вовлечения в производственный процесс других предприятий стройиндустрии. Однако стройматериалы, металл, покрытия, строительная техника, а также материалы и инструменты для проведения ремонта, мебель и бытовая техника, необходимая новоселам-ипотечникам, на 90 процентов импортные или производятся на импортном оборудовании. Можно, конечно, простимулировать ипотеку субсидированием ставки, но пользы от этого будет немного, если одновременно не ставить более грандиозные задачи: строительство заводов для производства оборудования для стройиндустрии, отечественных отделочных материалов, инструментов и бытовой техники.

Откуда взять деньги на индустриализацию 2.0

Они у России есть в таком количестве, что другим странам и не снилось. Их даже сверхдостаточно для полного технического перевооружения производства – средства ФНБ составляют 12,8 триллиона рублей плюс те средства ЗВР, которые в 2,7 раза превышают их сумму по критерию Редди, – 25,4 триллиона рублей (в пересчете на курс доллара 21.04.2020). А кроме того, на счетах офшорных компаний, по словам академика Глазьева, один триллион долларов, которому пора возвращаться на родину. А как надо тратить средства резервных фондов? Судя по заявлениям руководителей Минфина, они собираются действовать как тот капитан корабля, который полученную пробоину решил заделать наполовину, чтобы сэкономить. А руководство ЦБ и вовсе не намерено тратить ЗВР ни на какую поддержку экономики, используя эти средства для игр на бирже на радость финансовым спекулянтам, большая часть которых не являются резидентами страны. Деньги надо тратить до того, как на корабле по имени «Россия» начнутся голодные бунты, а для затыкания дыр и пробоин в экономике лучше индустриализации, которая дает рабочие места, еще ничего не придумано.

Но и те скудные средства, которые уже стали идти из бюджета и ФНБ на поддержку потребительского спроса, могут не дойти до нуждающихся в них, как это случилось в кризис 2008 года. Если тогда падение производства составило 7,8 процента, то в условиях нового, куда более масштабного кризиса экономика вообще может не выдержать аналогичных действий денежных властей. Когда в цепочке платежей бюджетные деньги проходят через коммерческие банки, то частный интерес будет решающим, спасать они будут в первую очередь себя. Следовательно, все деньги на адресную помощь и тем более на индустриализацию следует направлять только через операционные кассы казначейства, которых сейчас нет, хотя их давно пора было открыть с тем, чтобы каждый рубль бюджетных средств по всей цепочке платежей проходил только через эти операционные кассы, что исключит коррупционные сделки и откаты. Этому предложению уже пять лет, но из правительства мы в ответ получаем только невразумительные отписки.

Не менее важно обеспечить устойчивость финансовой системы, для чего необходимо в первую очередь устранить влияние биржевых спекуляций на курс рубля и перейти на установление дискретного курса рубля, то есть курс должен определяться выгодностью торговых операций по каждой товарной группе на длительный период, а не «официально» плавающим курсом ЦБ, устанавливаемым в результате торгов на бирже. А трансграничное движение капиталов должно быть, как предложил Сергей Глазьев, построено по «системе ниппель»: к нам без всяких препятствий, а от нас с обоснованием законности, уплатой налогов и полным запретом переводов в офшорные юрисдикции. И вся валютная выручка от реализации экспортных товаров должна репатриироваться, не оставаясь за рубежом на счетах иностранных банков. Что же касается организации торгов на бирже, необходимо восстановить их прежнее предназначение – рыночного регулятора цен без применения роботов и спекулятивных атак иностранными хеджфондами, ограничить использование деривативов и спекулятивную продажу акций, например, годичным владением после приобретения.


Евгений Скобликов, президент Фонда финансовых инициатив, кандидат экономических наук

Газета "Военно-промышленный курьер", опубликовано в выпуске № 18 (831) за 19 мая 2020 года

Права на данный материал принадлежат
Материал размещён правообладателем в открытом доступе
  • В новости упоминаются
Похожие новости
11.02.2015
Блицкриг импортозамещения ИТ-технологий
18.11.2014
На обочине нечеловеческого прогресса
08.09.2014
Николай Ковалёв: «Началась новая техногенная эпоха – с кибервойнами, кибертерроризмом, киберпреступностью»
30.07.2014
Терминатор на гражданке
25.04.2012
В этом году Вооруженные силы РК празднуют 20-летие со дня основания
28.01.2010
Доклад Министра промышленности и торговли Российской Федерации Виктора Христенко на "Правительственном часе" в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации
16 комментариев
№1
20.05.2020 02:43
Написано правильно, но влезут партнеры Минска с китайским оборудованием и машинами с белорусской этикеткой, ширпотреб Китая с этикетками Киргизии и Армении, такие офуенные суперглисты и их никак не вывести из России. Будем работать на них и похудеем  страной до опасной слабости.
0
Сообщить
№2
20.05.2020 06:06
Восстанавливать промышленность, конечно, необходимо, но так, чтобы продукция предприятий была конкурентоспособна и востребована, нужно более точное стратегическое планирование и моделирование потребностей, способность гибко маневрировать, стимулировать создание новых производств. Нужны новые механизмы и алгоритмы управления, а не только создание новых министерств с кучей чиновников.

Насчёт управления экономикой. В 2019 году естественная убыль населения России за счёт падения рождаемости составила рекордные 316 тысяч человек... Из-за коронавируса в России умерло около 3 тысяч... Если смотреть по месяцам, то это всегда меньше 1% от всех умерших. За месяц в России умирают по 150 тысяч. Устроенное властями коронабесие, развал экономики, крушение надежд людей, обойдётся нам в десятки, если не сотни тысяч сокращения рождаемости и дополнительные потери от стрессов. Власти категорически игнорируют социальные последствия своих действий. Скорее всего просто неспособны думать о людях. Для них важны только сиюминутные показатели.
А вот в Швеции только за то, что власти решили положиться на сознательность людей их рейтинг вырос на 20%. Они не стали рушить инфраструктуру в угоду ВОЗ, вводить запреты и т.п. предоставив людям самим поступать разумно. И ничего страшного не произошло, у них сохраняется "запас" коек в больницах. Героическое строительство "чумных" бараков не потребовалось. У них вообще уважают людей. Например, человек может неделю болеть дома, сохранив зарплату, даже не обращаясь к врачу, но злоупотреблять этим - выйдет себе дороже.
Там всё воспитание заточено на сознательность.
0
Сообщить
№3
20.05.2020 09:47
всем было бы лучше если бы это поколение село на диван и уже ничего бы не делало. то порно, что выстроено вместо рыночных механизмов ... любое начинание превратит в какашку. люди советской закалки ничего не делают без принципа ты мне я тебе, потому любые начинания это растрата ресурсов, которые понадобятся тем, кто все это будет исправлять.

Цитата, ID: 1949 сообщ. №2
А вот в Швеции только за то, что власти решили положиться на сознательность людей их рейтинг вырос на 20%. Они не стали рушить инфраструктуру в угоду ВОЗ, вводить запреты и т.п. предоставив людям самим поступать разумно.
ну да, кто то в всерьез считает что в Россия пошла бы по шведскому варианту, а не американскому с палатками в парках и трупами валяющимся у моргов ? если бы вовремя не заперли, те же горы трупов в палатках были и в российских городах, т.к. половина бы уже облизала иконы, другая шашлыки.
0
Сообщить
№4
20.05.2020 10:23
Лучше бы рассказали где брать платёжеспособных потребителей для этой 2.0...а то и 1.0 накрылась, когда оказалось что таки потребители нужны, а их нет...и надо за них бороться с Западом..."установление дискретного курса рубля" чо то не помогло в прошлый раз...и что принципиально изменилось то?...чтоб надежды такие питать об куда как большей успешности 2.0...по сравнению с 1.0...

а прикольная "рыночная оценка" будет, если на "рынок" не пускать участников с ликвидностью...но вроде бы Госплан СССР так и делал уже...и чо то так себе, по результату...

а торги такие ведь запросто можно организовать между Глазьевым и Скобликовым этим...и можно будет узнать рыночную оценку 2х неуёмных фантазёров...пусть у друг друга покупают и друг другу продают)))...ну круто...очень ценная информация будет...
0
Сообщить
№5
20.05.2020 11:20
Цитата, ID: 1949 сообщ. №2
А вот в Швеции только за то, что власти решили положиться на сознательность людей их рейтинг вырос на 20%. Они не стали рушить инфраструктуру в угоду ВОЗ, вводить запреты и т.п. предоставив людям самим поступать разумно. И ничего страшного не произошло, у них сохраняется "запас" коек в больницах.
Как-то странно сравнивать Швецию со всей РФ. Хотя бы по численности того самого сознательного населения - 10 млн против 147 млн. Я уж молчу про разницу в менталитете. Равно как и странно уповать на сознательность граждан Швеции и нас. Я прекрасно помню, что сказал ВВП в пятницу по началу самоизоляции и то, что случилось в субботу. Власти ПРЕДЛОЖИЛИ людям сидеть дома.
Люди решили, что это каникулы...
0
Сообщить
№6
20.05.2020 11:35
Цитата, ID: 1949 сообщ. №2
Там всё воспитание заточено на сознательность.
Ну-ну... Посмотрите ради интереса штрафы в Швеции за превышение скорости, например...

Свояк работает в известной шведской фирме. Как-то в командировке ехали они вчетвером по Стокгольму. Водитель пристёгнут, остальные нет. Ну их и тормознули. 55 евро на человека. Для шведа может и не столь важно, но... Ребята то из РФ, филиал в РФ, зряплата в рублях. Курс тогда был в районе 70-75... Если учесть, что пристёгнутым был менеджер, а вёз он сервисных инженеров, то ребята сразу "поскучнели"...
0
Сообщить
№7
20.05.2020 11:54
Цитата, q
а не американскому с палатками в парках и трупами валяющимся у моргов
Шведы десйствовали по уму, как и белорусы. Исходя не из американских пугалок, а из анализа текущей ситуации.
То, что у нас, как и у белорусов, совсем другой уровень смертности стало очевидно ещё в апреле, Мурашко 13 апреля доложил Путину, что в 2020 году смертность на 5% НИЖЕ, чем в 2019. А к 1 мая, после того, как плотность заражения составила 1% и выше, стало понятно, что при нашем уровне самоизоляции никакие дальнейшие карательные меры вообще не дадут эффекта. Это уже просто самодурство властей - коронабесие. Именно эти действия будут иметь самые печальные социальные последствия для России, которые выражаются в падении рождаемости и т.д., потому что множество людей теряет перспективы, не станут брать ипотеку, рожать детей, но да, потребление суррогатов возрастёт, а смертность от этого повыше будет, чем от вируса, но припишут вирусу, как и смерти от стрессов, связанных с ухудшением ситуации...  
Сейчас всё зависит от самих людей, соблюдения дистанции и т.д., чтобы не заражать своих близких. Маски надо было вводить давно - это защита не себя, любимого, а окружающих от тебя, потому что никто не может быть на 100% уверен, что он не является носителем, если он пользуется общественным транспортом, общается с людьми на работе.
Власти умышленно придерживали маски, не пускали их в аптеки, хотя инициативные люди давно шили их в большом количестве, потому что это шло мимо "семейных предприятий" Собянина. Множество чиновников нагрели руки на коронавирусе. Даже фиксировались случаи умышленного завышения числа заражённых - людей без тестов заставляли подписывать бумаги, что они заражены. Душенов даже описывал случай, когда хотели здоровых монахов в монастыре заставить подписать.  Сейчас начались спекуляции со смертностью, как в США и Италии, потому что с одной стороны это это связано со страховками, а с другой даёт повод Собянину подольше порулить, а не сразу прекращать финансирование подручных.
0
Сообщить
№8
20.05.2020 11:58
Цитата, ID: 1949 сообщ. №7
Сейчас всё зависит от самих людей, соблюдения дистанции и т.д., чтобы не заражать своих близких. Маски надо было вводить давно - это защита не себя, любимого, а окружающих от тебя, потому что никто не может быть на 100% уверен, что он не является носителем, если он пользуется общественным транспортом, общается с людьми на работе.
Вы вот наверняка маску носите. А вокруг себя наблюдали? Много ли таких же сознательных?
Цитата, q
надо было
ключевая фраза. Задним числом мы тут все умные...

Власти, помнится, НАСТОЯТЕЛЬНО РЕКОМЕНДОВАЛИ не ездить за границу на праздники. И? Первого, кого "отловили" прилетел из Италии... А сколько таких вот граждан прилетело, но не попало в поле зрения врачей? Сколько они вокруг себя смогли заразить?
И теперь власть виновата. Рейтинги и прочая и прочая... Маски придержали... Ну-ну...  А кто гречку в бешенных количествах скупать ринулся? А ну да, это тоже Собянин виноват...
Вы сами себе противоречите в своих постах. Налицо больше эмоций. А Вы то что бы сделали? Всем маски раздали бесплатно? И? Какая часть "осчастливленных" их бы стала носить добровольно, с полным осознанием опасности положения?
-1
Сообщить
№9
20.05.2020 12:11
Да, я всё время ношу в общественных местах с середины Марта. У меня были одноразовые, а потом жена сшила многоразовую. Помимо этого у меня всегда были спиртовые салфетки для рук, спрей бионит, перчатки завёл только в мае - по требованию. Сколько сознательных? В пятёрке рядом, кассиры, мимо которых проходят сотни людей, одни и те же - не болеют. Правда у нас довольно благополучно. Если верить карте распространения коронавируса в Москве в ближайших домах почти нет заражённых. Очень не хотелось приносить заразу домой.
0
Сообщить
№10
20.05.2020 12:17
Цитата, ID: 1949 сообщ. №9
Да, я всё время ношу в общественных местах с середины Марта.
Я себе когда-то накупил респираторов FFP2. Вот в них и хожу. Без перчаток в магазины не суюсь. Плюс распечатал дома на принтере из пластика респираторы. Можно менять фильтры. Фильтр - та же маска, только меньше. Вставляешь в маску и идёшь.
Цитата, ID: 1949 сообщ. №9
В пятёрке рядом, кассиры, мимо которых проходят сотни людей, одни и те же - не болеют. Правда у нас довольно благополучно. Если верить карте распространения коронавируса в Москве в ближайших домах почти нет заражённых.
А у меня вокруг из тех с кем когда-то до завоза заразы контактировал минимум уже трое в "короне"... Все в Москве, Мытищах и Королёве...
И мне вот почему-то кажется, что "ягодки" ещё впереди - октябрь-ноябрь... Типун мне на язык...
0
Сообщить
№11
20.05.2020 13:42
Цитата, q
уже трое в "короне
Тяжёлые?
По статистике до половины - без симптомов, ещё у 30% лёгкая форма, а из более тяжёлых только 5% по настоящему нуждаются в серьёзных мерах.
Шведы считают, что карантин просто снижает крутизну фронта функции заболеваемости, а не максимум.

https://www.rbc.ru/politics/05/05/2020/5eb03ea39a7947268b42bc33?utm_medium=referral&utm_source=lentainform&utm_campaign=rbc.ru&utm_term=1277765&utm_content=8492632

Запретить людям выходить на улицу? Это глупость, у таких запретов не существует научных обоснований», — полагает эпидемиолог.
0
Сообщить
№12
20.05.2020 13:42
Цитата, ID: 1949 сообщ. №7
Шведы десйствовали по уму, как и белорусы. Исходя не из американских пугалок, а из анализа текущей ситуации.
ну и кого ты с шведами сравниваешь ? у вас врачи в разгар эпидемии катались в испанию потусить выходной и на следующий день являлись в больницу. врачи. а это простите интеллектуальная элита страны, т.к.остальное стадо в принципе с отключенными мозгами ходит.  
мишустин, песков уже заражены и только благодаря репрессиям правительство вырублено только на половину. без репрессий правительство уже бы отдыхало на больничных койках, как премьер.
0
Сообщить
№13
20.05.2020 13:50
Цитата, ID: 1949 сообщ. №11
Тяжёлые?
По разному... И да, уже вот не 3, а 7. За последний час пока обзванивал по работе...
Один очень тяжёлый.
0
Сообщить
№14
20.05.2020 13:56
«Закрытие школ, вероятно, вообще не влечет за собой никаких последствий.
Какая-то не совсем понятная фраза в переводе.
Само по себе закрытие школ у нас имело очень неприятные последствия... У кого дети - школьники, тот меня поймёт...
Если речь идёт о закрытии на карантин школ в "гиппозные" периоды, то это действенная мера против распространения заразы. Опять же у кого дети в садах-школах тоже прекрасно понимают о чём речь.
0
Сообщить
№15
20.05.2020 14:28
Да, наша привычка "геройствовать" в данном случае чревата последствиями...
+1
Сообщить
№16
20.05.2020 14:36
У меня то дети давно уже взрослые, ходили в сад в советское время. Как все поначалу сопливились, адаптируясь к садовскому фону. В те годы был обычный грипп даже не помню, чтобы был карантин, но было, что детям разрешали не ходить в школу - это вместо карантина.
0
Сообщить
Хотите оставить комментарий? Зарегистрируйтесь и/или Войдите и общайтесь!
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ
Ежедневная рассылка новостей ВПК на электронный почтовый ящик
  • Разделы новостей
  • Обсуждаемое
    Обновить
  • 26.04 00:59
  • 1043
Без кнута и пряника. Россия лишила Америку привычных рычагов влияния
  • 26.04 00:07
  • 0
Танцы с бубном: США, Украина и военная помощь
  • 25.04 17:21
  • 2
Суд арестовал замминистра обороны РФ, на которого ФСБ пять лет собирало материалы по коррупции
  • 25.04 15:58
  • 120
Конкурента российского Су-75 из Южной Кореи впервые представили на выставке
  • 25.04 13:48
  • 3
Инженеры NASA впервые за пять месяцев смогли получить данные о состоянии зонда Voyager-1
  • 25.04 13:40
  • 463
Международные расчеты, минуя доллар, по странам
  • 25.04 12:48
  • 0
«Освей»: Космическая Беларусь берется за строительство самолетов
  • 25.04 10:13
  • 478
Израиль "готовился не к той войне" — и оказался уязвим перед ХАМАС
  • 25.04 09:30
  • 2
Разящий луч: как развиваются боевые лазеры
  • 25.04 09:27
  • 9
Российские разведывательно-ударные мультикоптеры предложат на экспорт
  • 25.04 09:12
  • 276
Космонавтика Илона Маска
  • 25.04 09:02
  • 26
Национальная политика и миграция
  • 25.04 08:46
  • 19
Командующий ВВС США в Европе о роли авиации в боевых действиях на Украине
  • 25.04 05:17
  • 3
Ходаковский: важно понять, для чего мы начали СВО и как будем дальше жить с побеждённой Украиной
  • 25.04 04:48
  • 2706
Как насчёт юмористического раздела?