Войти
Иван Парамонов

Коронавирус не смог победить другие проблемы российского ВПК

7073
12
-2
Константин Сивков
Константин Сивков.
Источник изображения: © РИА Новости / Владимир Трефилов

Как коронавирус повлиял или повлияет на военную промышленность РФ? Какие меры предприняты для помощи пожилым сотрудникам, случаются ли задержки в выполнении заказов и как вернуть былую мощь военно-промышленному комплексу, разбитому на несколько корпораций? Отвечает член-корреспондент Российской академии ракетных и артиллерийских наук Константин Сивков.


Россия входит в тройку лидеров стран-экспортеров оружия и военной техники, составляя серьезную конкуренцию ведущим мировым державам. Залог успеха в этой области заключается в передовых исследованиях и оптимизированном процессе производства, объеденных в единый военно-промышленный комплекс (ВПК). В российском ВПК существует ряд определенных вопросов, негативно сказывающихся на сфере, которые только предстоит решить. Член-корреспондент Российской академии ракетных и артиллерийских наук, первый вице-президент Академии Геополитических Проблем, военный и политический аналитик Константин Сивков оценил состояние российского ВПК, его главные проблемы, а также отметил, как на производственных процессах сказалась всемирная пандемия.


В начале 2020 года мир столкнулся с серьезной опасностью — эпидемией нового типа коронавируса, который стал стремительно распространяться во множестве стран, включая самые развитые. В условиях пандемии власти пошли на серьезные меры: карантин, закрытие общественных мест, развлекательных и культурных учреждений, сокращение производств. Не обошла стороной эпидемия и Россию, где сейчас насчитывается более 27 тысяч заболевших.


Как отметил Сивков, ряд отечественных предприятий ВПК приостановили свою работу. Остались лишь те организации, чья деятельность не может быть прервана, поскольку они имеют особо важное производственно-оборонное значение. Для безопасности здоровья сотрудников, продолживших свою деятельность, предприятия вводят специализированные меры, благодаря которым вероятность заражения сводится к нулю. Кроме того, предусмотрена возможность выделения транспорта от дома до работы и обратно. Эксперт добавил, что специалисты ВПК хорошо защищены от пандемии, а случаев массового заражения на предприятиях не возникало.


Политика российского ценообразования


Собеседник агентства подчеркнул, что Россия предлагает своим покупателям выгодные цены, гарантируя при этом высокое качество продукции. При этом стоимость зачастую в несколько раз ниже западных аналогов, поэтому говорить о завышении цен на российское оружие не приходится.


«Стоимость российского танка в три раза меньше, чем стоимость аналогичного по возможностям американского, английского, немецкого или китайского танка. Стоимость российского истребителя в два раза ниже, чем западного, в три раза дешевле американского», — отметил он.


России – отечественное оружие


Тем не менее, государство, в первую очередь, ориентирует ВПК на внутренний рынок, однако собственная продукция не всегда востребована на нем. Сивков считает, что для стабилизации внутреннего рынка РФ целесообразно представлять внутри страны продукцию с минимальной наценкой. Такая позиция поможет экономическому росту государства и обеспечит высокий спрос в самой стране, а значит обеспечить загруженность производственных мощностей и дальнейшее увеличение предприятий.


Многие ошибочно полагают, что зарубежные заказы могли бы серьезно повлиять на рост экономики. Нужно понимать, что закупки оружия — это не столько экономический аспект, сколько политический. Многие страны никогда не станут приобретать оружие у тех, кто не является их прямыми союзниками.


«Союзники США никогда не будут покупать российское оружие. Такая же ситуация с РФ и Китаем. Покупка оружия из враждебного лагеря — выброс денег на ветер, выброс денег на поддержку враждебного лагеря», — объяснил Сивков.


ВПК не обеспечивает потребностей Минобороны


Важно понимать, что подавляющее количество заказов военно-промышленный комплекс получает от государства, стремящегося обеспечить свои Вооруженные силы всем необходимым. Говоря о РФ, военный аналитик обратил внимание на тот факт, что в настоящее время российский ВПК не обеспечивает в полной мере потребности армии. Соответственно, говорить о расширении продаж иностранным партнерам не целесообразно — гораздо важнее решить вопрос с национальными потребностями.


«Российский оборонно-промышленный комплекс пока еще в полной мере не обеспечивает потребности Вооруженных сил, — продолжил эксперт. — На мой взгляд, сначала российский ВПК должен обеспечить потребности наших вооруженных сил, а потом уже можно говорить о поставках за рубеж».


Основная проблема ВПК


Несмотря на высокий спрос на международных рынках, ВПК России пока не решил одну из важнейших проблем — российская промышленность не в состоянии обеспечить предприятия всеми необходимыми комплектующими, именно поэтому приходится заказывать образцы иностранного производства. По словам Константина Сивкова, в РФ постепенно восстанавливаются различные производства, однако этого недостаточно. Поддержкой в этом могло бы стать объединение всех предприятий ВПК в один комплекс, который подчиняется только государству.


«ВПК должен быть комплексом, начиная от предприятий, занимающихся выпуском первичных базовых элементов, и кончая выпуском конечной продукции», — подчеркнул он, добавив, что создание единого комплекса позволит снизить цены, поскольку предприятия не будут устанавливать свои наценки между собой.


Единый комплекс ВПК - миф или реальность?


Плюсы от создания единого комплекса ВПК очевидны далеко не для всех предприятий, однако, как считает Сивков, дело здесь не только в коррупционной составляющей. Эксперт указал на отличительные особенности политического строя, которые необходимо брать во внимание.


«Предприятие должно работать в интересах обеспечения потребностей общества, это принцип социализма. В условия капитализма любое предприятие работает только в целях увеличения прибыли, поэтому достичь работы, при которой будет максимальное обеспечение продукции, при капитализме невозможно», — подытожил Константин Сивков.

Права на данный материал принадлежат Иван Парамонов
Материал размещён правообладателем в открытом доступе
  • В новости упоминаются
Похожие новости
31.12.2014
«При снижении типажности вооружения на 36% сэкономим 30 трлн рублей»
25.12.2014
Дмитрий Рогозин: "Вооружаем армию, чтобы не воевать"
11.02.2014
Требуется помощь
23.12.2013
Ударная "Армата"
08.08.2013
Перспективы отечественного самолетостроения
07.06.2010
Большие деньжищи
14.04.2010
Поможет ли нам оружием заграница?
12 комментариев
№1
17.04.2020 06:19
Цитата, q
Собеседник агентства...
Права на данный материал принадлежат Иван Парамонов
Какое агентство? Иван Парамонов?!
Цитата, q
для стабилизации внутреннего рынка РФ целесообразно представлять внутри страны продукцию с минимальной наценкой
Именно установление предельного уровня рентабельности - ЕМНИП 5% - и привело к огромным долгам ОПК.  Теперь эти долги даже правительство не знает как погасить.
Механизм образования долгов прост до безобразия: при любом производстве всегда возникают непредвиденные расходы, главный из которых - "станочник дядя Вася", который периодически запарывает деталь. Человек так устроен - 100 раз выполнив операцию правильно в 101 раз ошибётся. Такие убытки производитель покрывает из рентабельности - планировавшейся прибыли. И если рентабельности не достаточно... А тут ещё инфляция.
Поэтому вопрос: куда ещё Сивков предлагает снижать наценку?! Сам же чуть выше признал, что цена нашей оборонной продукции в разы ниже, чем западной!
Цитата, q
создание единого комплекса позволит снизить цены, поскольку предприятия не будут устанавливать свои наценки между собой.
Лишить предприятия главного мотива любой экономической деятельности - прибыли? И ждать от них какой-то инициативы?!
Сивков вроде бы жил при социализме, должен был видеть постоянные поиски механизма экономического стимулирования - от НЭПа Ленина до реформ Косыгина. Но, похоже, не хотел видеть.
+1
Сообщить
№2
17.04.2020 10:29
Цитата, Виктор Алексеевич сообщ. №1
Поэтому вопрос: куда ещё Сивков предлагает снижать наценку?! Сам же чуть выше признал, что цена нашей оборонной продукции в разы ниже, чем западной!

Я тоже не согласен с Сивковым про снижение наценки, но и с Вами не согласен по поводу вот этого

Цитата, Виктор Алексеевич сообщ. №1
Механизм образования долгов прост до безобразия: при любом производстве всегда возникают непредвиденные расходы, главный из которых - "станочник дядя Вася", который периодически запарывает деталь.

Собственно предприятие и должно обеспечивать системное повышение качества, а не признавать, что вот оно есть и будет, поэтому цену нам надо повысить.

Да и механизм образования долгов у всех разный и он напрямую зависит от структуры себестоимости. Есть предприятия с большой энергоемкостью и у них причина в том, что в государство ограничив рост цен на их продукцию, ввело больших рост цен на энергоресурсы.

У кого-тог материалоёмкий - а там вообще по многим позициям нет ограничений в цене. Правительству пришлось вводить отдельный закон - наказание за отказ от участия в ГОЗе, потому что рыночные цены продаж у многих компаний были выше, чем требовалось по ГОЗу и они начали отказывать в поставках, а механизма синхронного регулирования и компенсации потерь для компаний без госучастия так и не появилось.

У тех, у кого основная доля в ЗП лежит довольно часто возникают кассовые разрывы, а кредитные условия для ГОЗа, ввели в 2016-м, когда долги были уже нахомутоны, а до этого банки зарабатывали на кредитах с предприятий.

Поэтому - брак, это беда предприятий, с которой оно обязано бороться, к чему кстати дефлятор их и подталкивает. И затея с дефлятором была бы неплохой, если бы правительство подготовило комплексный план регулирования цен по всей цепочке от заказа до сдачи в войска со всей кооперацией и комплектаторы, и сырьевики, и изготовители, и МО, и банки. И везде нужна была гибкая, управляемая система, потому что скажем у комплектаторов 3-го порядка ситуация куда сложнее, чем у головного предприятия в ГОЗе.
0
Сообщить
№3
19.04.2020 17:37
ВПК должен быть Государственным от и до. Всякую "коммерцию" на военную продукцию прекратить. А госзаказ должен быть таким, чтобы предприятие ритмично работало.
0
Сообщить
№4
22.04.2020 19:32
Цитата, Андрей Л. сообщ. №2
Собственно предприятие и должно обеспечивать системное повышение качества, а не признавать, что вот оно есть и будет, поэтому цену нам надо повысить.
Должно. Но без брака не получается. И никогда не получится.
И пока не будет закладываться запас на брак, предприятия никогда не вылезут из долгов и будут банкротиться.
Недавно пришлось несколько дней плотно общаться со станочником с нашего машиностроительного завода. Все его рассказы - про очередную его или сослуживцев ошибку при обработке деталей и как это потом исправляли или сдавали так. Потому что если признать брак, то ущерб возмещает виновник, а это тысячи, десятки тысяч, а иногда и больше рублей. Допустивший брак столько платить не может и увольняется. Приходит новый работник, который вообще ничего не умеет, гонит брак сразу же и так - по кругу. Потому начальство старается всё покрыть, чтобы хоть как-то удержать хоть что-то умеющих работников. И военприёмка это всё знает и видит.
А в войсках потом удивляются, где были глаза у военной приёмки на заводе...
0
Сообщить
№5
22.04.2020 21:03
Цитата, Виктор Алексеевич сообщ. №4
И пока не будет закладываться запас на брак, предприятия никогда не вылезут из долгов и будут банкротиться.

Мне неизвестны на сегодня предприятия ВПК в России, которые обанкротились из-за брака.
В тех процессы заложен тех. отход на ряде операций, который согласован с заказчиками.
Есть статистика по браку с которой систематически борются.
С браком все борются очень жестко - всегда есть виновный, всегда есть наказание или человека или структуры - по другому нельзя уже работать на рынке, лет 10 уже нельзя.

Если статистика по браку начинает лезть где-то по продукции, которая в серии, то сразу собираются комиссии, которые с этим разбираются, пока не приведут процесс в норму.

И вот вдруг Вы сейчас говорите такие вещи, что брак - банкротит предприятия или загоняет их в кредиты. Для меня, сотрудника ВПК, который видел не мало предприятий изнутри и общался с ещё большим числом сотрудников разных предприятий именно по производственным процессам, в том числе и браку - это очень странно.

Но даже, если я допущу саму мысль, что сейчас в ВПК есть предприятия с таким хаосом в браке, который управляет предприятием, а не предприятие браком, то всё равно это не носит массовый характер среди предприятий ВПК. А закредитованы практически все предприятия ВПК.

Цитата, Виктор Алексеевич сообщ. №4
Потому что если признать брак, то ущерб возмещает виновник, а это тысячи, десятки тысяч, а иногда и больше рублей. Допустивший брак столько платить не может и увольняется.

Да, есть такая практика, НО - это не вся история. Человек уволился, а БТК осталось? Нет - будут разборки и либо уберут всё БТК с производства и заменят на других, либо примут технические и орг. меры, которые больше брака в этом месте не допустят.

Цитата, Виктор Алексеевич сообщ. №4
Приходит новый работник, который вообще ничего не умеет, гонит брак сразу же и так - по кругу.

Возможно у Вас там какое-то особое предприятие, где беспредел и праздник жизни за чужой счет возможен годами и миллиардами, но по факту вся эта история заканчивается на втором случае брака на одной и той-же операции.
Она заканчивается для мастера, старшего мастера. Будет третий случай - закончится для нач. цеха и т.д. по списку.
Нового работника никто не ставит сразу на рабочие операции - просто все понимают, что он будет гнать брак и портить инструмент, поэтому его сперва учат - везде где я был и с кем бы ни говорил - сначала учат, только потом допускают до производственной программы.

Конечно он делает медленнее, и брака у него по первости будет больше, но не критично больше. И по кругу это начинает ходить только тогда, когда управленцы на предприятии сразу такому новичку норму лупят, как ветерану с зарплатой безразрядника и за брак дерут по полной программе.

Цитата, Виктор Алексеевич сообщ. №4
Потому начальство старается всё покрыть, чтобы хоть как-то удержать хоть что-то умеющих работников. И военприёмка это всё знает и видит.

Ну и это мне странно слышать. Приёмка не числиться  на предприятии и не получает зар. плату с предприятия. Это сделано умышленно, чтобы у них не было прямой заинтересованности соблюдать в приоритете интересы предприятия, а не структуры, где они получают заработную плату.
У представителей военной приёмки риски куда выше, чем, ск4ажем даже у нач. производства. Потому что он только должностью и ЗП рискует, а они и званиями, и ЗП, и преследованиями внутри службы.
В последние годы военная приёмка занимает жесткую позицию к браку - дай соответствие КД и ТД, если его нет, идите ребята лесом и решайте свои проблемы за свой счет в заданные сроки.
Кроме того - существуют испытания партий, даже если все всё прячут - испытаниям то по барабану, кто там что спрятал - изделие не обеспечивает заданные характеристики и всё.
Ну хорошо, раз спрятали - проскочили, ну два, но постоянно то этого быть не может.

А закредитованность формировалась годами. она не за пол года или год получилась.

Цитата, Виктор Алексеевич сообщ. №4
А в войсках потом удивляются, где были глаза у военной приёмки на заводе...

Сейчас уже не удивляются - просто вызывают людей с предприятия поставщика разбираться, а дальше, либо возврат изделия, либо партии + штрафы, не маленькие штрафы.

В итоге - всё, что Вы написали присутствует на любом предприятии, но не в серьезных масштабах и не систематически, и уж точно не служит причиной возникновения массовой закредитованности предприятий ВПК.
+1
Сообщить
№6
25.04.2020 19:09
Цитата, Андрей Л. сообщ. №5
по другому нельзя уже работать на рынке, лет 10 уже нельзя.
Рынок тут ничего нового не принёс, так было всегда. И при Советской власти было всё то же самое: с бракодела высчитывали стоимость брака, поэтому... далее всё то же самое, что я писал и про сейчас.
Кстати, тому станочнику, которого я упоминал, около 70 лет, первую половину своей трудовой деятельности он работал при Советской власти. И он совершенно никак не различает работу сейчас, от работы при Советской власти. Вернее, есть отличие: директора завода сейчас меняются часто и, как правило, ни черта не соображают в производстве. А положение с браком на уровне цех-участок-мастер-рабочий за 50 лет не изменилась никак. Совсем.
Цитата, Андрей Л. сообщ. №5
В тех процессы заложен тех. отход на ряде операций, который согласован с заказчиками.
Какой-то средний уровень брака заложен?
Цитата, Андрей Л. сообщ. №5
вся эта история заканчивается на втором случае брака на одной и той-же операции.
Она заканчивается для мастера, старшего мастера. Будет третий случай - закончится для нач. цеха и т.д. по списку.
Я же Вам написал, что происходит. если увольняют: приходит новый, который совсем ничего не умеет. Ну и далее по списку...
"За одного битого двух небитых дают" - А.В.Суворов, ЕМНИП.
0
Сообщить
№7
25.04.2020 22:36
Цитата, Виктор Алексеевич сообщ. №6
Какой-то средний уровень брака заложен?

Почему средний? Тот, которого смогли достичь с применением текущего уровня развития предприятия как организационно, так и технически. Он подтвержден статистикой, четко определены причины и на многие такие операции есть планы по снижению процента тех. отхода.

Мне странен вопрос - всё это было и при советской власти, только проценты техотхода были выше. Вот тут-то как раз ничего нового.

Цитата, Виктор Алексеевич сообщ. №6
Я же Вам написал, что происходит. если увольняют: приходит новый, который совсем ничего не умеет. Ну и далее по списку...

Это ужас а не предприятие. Директор завода тут ни причем - это работа руководителя по качеству, главного инженера и нач. производства. Если всем им пофиг - то тут только каленым железом сверху.
+1
Сообщить
№8
15.05.2020 20:57
Цитата, Андрей Л. сообщ. №7
только каленым железом сверху.
Не руководили никогда?
0
Сообщить
№9
16.05.2020 07:27
Цитата, Виктор Алексеевич сообщ. №8
Не руководили никогда?о

Руководил и руковожу сейчас и проекты по трансформации внедрял и внедряю на очень крупном предприятии. И то, что Вы рассказываете называется хаос на производстве, это значит, что руководители работу нормально не организовали. Раз не организовали сами, значит им нужен кто-то выше них, кто их заставит, а не захотят - уволит.

Эту дорогу прошло уже не мало предприятий. Я лично знаком с тем как это проходили в Питере в судостроении, в Ижевске в стрелкотне, в Чебоксарах в приборостроении. На этих предприятиях в ходе требований по совершенствованию менялся даже ТОП менеджмент, не то, что среднее звено. Где-то менялся целиком, как скажем в Питере, где-то частично.
0
Сообщить
№10
17.05.2020 12:51
Цитата, Андрей Л. сообщ. №9
проекты по трансформации внедрял и внедряю на очень крупном предприятии
Откуда тогда время для работы на сайте?
0
Сообщить
№11
17.05.2020 19:08
Цитата, Виктор Алексеевич сообщ. №10
Откуда тогда время для работы на сайте?

У каждого своя работоспособность, кроме того, работал здесь и работа там очень помогают видеть задачи и проблемы с разных сторон.
0
Сообщить
№12
18.05.2020 10:15
Ну производство производству розь. Брак не всегда главное. Всё время идёт модернизация, как изделий так и техпроцессов. Появляются перечни доработок, новые методики контроля и производства, новое оборудование, постепенно они включаются в техпроцесс.
0
Сообщить
Хотите оставить комментарий? Зарегистрируйтесь и/или Войдите и общайтесь!
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ
Ежедневная рассылка новостей ВПК на электронный почтовый ящик
  • Разделы новостей
  • Обсуждаемое
    Обновить
  • 20.04 00:43
  • 462
Международные расчеты, минуя доллар, по странам
  • 20.04 00:26
  • 105
Израиль усиливает меры безопасности в связи с опасениями ударов со стороны Ирана
  • 19.04 23:42
  • 919
Без кнута и пряника. Россия лишила Америку привычных рычагов влияния
  • 19.04 21:13
  • 2703
Как насчёт юмористического раздела?
  • 19.04 16:43
  • 0
«Новая Америка». Как западные корпорации осваивают земли «незалежных» индейцев
  • 19.04 16:35
  • 111
В России запустили производство 20 самолетов Ту-214
  • 19.04 16:24
  • 117
Конкурента российского Су-75 из Южной Кореи впервые представили на выставке
  • 19.04 12:18
  • 17
Командующий ВВС США в Европе о роли авиации в боевых действиях на Украине
  • 19.04 11:50
  • 13
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью - Интервью ТАСС
  • 19.04 11:40
  • 1
Новый участник в битве за Арктику
  • 18.04 19:22
  • 18
Первую летную ракету-носитель "Ангара-А5" отправили для испытаний на космодром Восточный
  • 18.04 18:25
  • 12
Британская ПВО может и не выдержать первого удара России (The Telegraph UK, Великобритания)
  • 18.04 15:42
  • 1
Сергею Шойгу в парке "Патриот" представили более 30 перспективных образцов вооружения и техники
  • 18.04 15:29
  • 0
Кипящий «котёл» Закарпатья остужать никто не собирается
  • 18.04 13:38
  • 1
Норвегия может приобрести фрегаты класса "Тип-26"