Войти

"Придется переделывать": кто ответит за кривой телескоп

4202
14
0
Источник изображения: gazeta.ru

Директор САО РАН рассказал, как получил кривое зеркало для телескопа

Кто ответит за поставку кривого зеркала для крупнейшего российского телескопа, почему Роскосмос не помогает наземным обсерваториям в космическом проекте "Спектр-РГ", рассказал директор Специальной астрофизической обсерватории РАН Валерий Власюк.

- Валерий Валентинович, последний год Специальная астрофизическая обсерватория РАН переживает не лучшие времена, и связано это с печальной историей замены зеркала на крупнейшем российском телескопе БТА, которое после нескольких лет трудов и огромных потраченных средств оказалось хуже, чем старое. Сколько денег было потрачено на эту историю?

- Я не согласен, что не самые лучшие времена. В 2007 году правительством на реконструкцию БТА было выделено 159 млн рублей. Эта программа включала в себя не только работу Лыткаринского завода, но и работы у нас на месте - подготовку системы охлаждения подкупольного пространства, реконструкцию нашего собственного оборудования.

Но основные деньги ушли на завод и через несколько лет там начались работы на полировальном станке. До этого были выполнены работы по реконструкции станка, на котором можно обрабатывать 6-метровое зеркало. Этот станок стоял недвижим с 1979 года и как говорится, покрылся мхом и паутиной.

Да, действительно, попытка обновить зеркало пока завершилась неудачей, мы вернулись к старому зеркалу, но эти годы потрачены не зря.

Мы получили новый опыт работы с разгрузками, как алюминировать зеркало. Да, мы вернулись на старое зеркало, но его характеристики после алюминирования в чем-то превосходят то, что у нас было до 2017 года. Без ложной скромности скажу, что, когда мы стали получать снимки на возвращенном зеркале, то качество оптики оказалось лучше, чем было последние 20 лет.

Да, в условиях контракта на новое зеркало было написано, что он будет закрыт, когда на зеркале будут получены результаты, которые удовлетворят астрофизиков на телескопе.

- И этого, очевидно, уже не произойдет.

- Это не произошло, данные нас не удовлетворили, и пока мы подписали соглашение о продолжении исполнения договора. Нас не удовлетворила именно форма главного зеркала. Надежды на то, что с помощью управления поверхностью зеркала через разгрузки можно что-то изменить, не оправдались.

Отклонения формы зеркала от предполагаемой превысили возможности регулировки. Мы с зеркалом отработали почти полгода, в части экспериментов ухудшение характеристик зеркала было несущественным,

но в целом - качество оказалось хуже, чем у старого зеркала.

- Вам известно, почему такой брак произошел на заводе, имя которого когда-то было знаком качества в сфере оптических разработок (Холдинг "Швабе" уже более года не комментирует "Газете.Ru" случившееся)?

- Думаю, что да, ведь еще будучи заместителем директора САО, я участвовал в принятии многих решений. В 1970-е годы, когда делалось существующее зеркало, оно изготавливалось на том самом станке, но устанавливалось на технологическую оправу, которая фактически имитировала условия работы на телескопе.

Само полирование происходит в горизонтальном положении, но для контроля зеркало наклоняли на этой оправе. Сейчас такой возможности не было так как нет той самой оправы. Было понятно, что делать новую оправу - это еще несколько лет работы, и двукратное увеличение стоимости. Были надежды, что при помощи математического моделирования на суперкомпьютере можно будет все ошибки корректно учесть и исправить.

- Почему же контроль на заводе не выявил сильного отклонения формы?

- Математика подсказывала, что отклонения лежали в пределах требуемых допусков. Это был первый такой эксперимент, когда оптики ЛЗОС впервые попытались пойти по этому пути, и у них не получилось.

Тут можно искать виноватых, но у нас все-таки не 37 год…

То, что теперь придется переделывать - это сама полировка, а ее стоимость составляет порядка 10% стоимости всех работ.

- Теперь зеркало снова лежит рядом с телескопом и может там пролежать еще 10 лет?

- Все определяется финансированием. Для завершения работ потребуется найти средства на перевозку зеркала назад в Москву, изготовление оправы зеркала и собственно полировку поверхности.

- Какой урон науке нанесла эта эпопея?

- У нас пропал летний и осенний сезон наблюдений 2018 года, когда мы занимались установкой и экспериментами с зеркалом, и, отчасти, зимний сезон начала 2019 года, когда пытались наблюдать на новом зеркале. Но значительная часть плановых наблюдений проводилась без потери эффективности. Лишь на самых критичных экспериментах было сделано заключение, что такое зеркало нас не устраивает. Например, при получении изображений экстремально хорошего качества, получение самых слабых спектров в самую лучшую погоду.

Сейчас нас жалеет погода - стоит сухая зима с большим процентом хороших наблюдательных ночей, так что отчасти удается нагонять упущенное.

- На прошедшей конференции "Астрофизика высоких энергий сегодня и завтра" ваш коллега Сергей Додонов посетовал, что в России не велось никакой подготовки наземных телескопов к участию в нашем крупнейшем за последние годы космическом проекте обсерватории "Спектр-Рентген-Гамма", запущенном этим летом. На имеющихся телескопах нет современных приборов, и нет молодых профессиональных кадров. Справедливо ли это утверждение и для БТА?

- Что касается БТА, то у программы "СРГ" статус, равный другим научным программам. На следующий год от "СРГ" поданы две заявки, на 20 ночей. Для БТА это много, и это разовое решение, принятое Национальным комитетом по тематике российских телескопов, планирующим работу и БТА.

Наша позиция - существующих возможностей только САО РАН явно недостаточно для оперативного анализа гигантского объема данных, который начал поступать от миссии "Спектр-Рентген-Гамма". Лейтмотив выступления Сергея Николаевича - давайте сообща наращивать наблюдательные возможности российских телескопов и, если уж не строить новые телескопы, то давайте дооснащать имеющиеся новым эффективным инструментарием. И о кадрах тоже забывать не надо.

- Но если вспыхнет какой-то новый транзиентный источник, вы оперативно его отнаблюдать не сможете?

- Конечно же, сможем. Но речь не только о транзиентных источниках, проблема, о которой говорил Додонов, такая - ребята, вы хотите изучать сотни и тысячи объектов на телескопе, который недостаточно оснащен мультиобъектными приборами.

У нас много телескопов, которые могли бы делать то же самое, но тоже ими не оснащены.

Поскольку на это не было заказа со стороны команды "СРГ", поддержанного финансами, то мы не могли вкладывать в разработку аппаратуры свои средства. Поэтому наш призыв такой - хотите увеличить число изученных объектов из обзоров "СРГ" в десятки раз - вложитесь и заказывайте новые приборы для БТА, для однометрового телескопа, для 1,6-метрового телескопа в Саянах, для других.

- РАТАН-600, ваш крупнейший в России радиотелескоп. Он может быть задействован в наблюдении объектов по программе "СРГ"?

- Наблюдение быстропеременных, транзиентных объектов нашим программным комитетом поставлено в высшем приоритете. И на БТА и на РАТАНе прерывается текущая программа и наблюдается этот объект.

Что касается других российских обсерваторий, которые переживают еще более трудные времена, чем мы, в том числе Крымская, то это не вина, а беда людей.

И спасибо им, что они в эти трудные годы сохранили инструменты в рабочем состоянии.

Поэтому и была надежда на то, что такой громкий успешный космический проект, как "СРГ" позволил бы найти довольно скромные по сравнению с космическими средства, чтобы усилить наземную поддержку. Это - вульгарный вопрос финансовой поддержки наземного проекта "СРГ".

- А сколько на это примерно надо денег?

- Спектрограф для телескопа класса 1-2 метра, даже однообъектный, сейчас бы стоил порядка 20 млн рублей. Такой спектрограф мы могли бы изготовить для крымского 2,6-метрового телескопа, такого же телескопа в Армении, в Терсколе, в Узбекистане. Думаю, при наличии эффективной аппаратуры можно было бы получать время для исследований и в России, и в странах ближнего зарубежья.

Для БТА мультиобъектную приставку можно изготовить -

вместе со вспомогательным оборудованием она обошлась бы миллионов в десять.

Есть еще проект создания гигантского мозаичного приемника для Саянского 1,6-метрового телескопа, специально построенного для получения изображений в больших полях. Специалистами САО такой прибор разработан, он сейчас работает в Сибири, но вместо мозаики из десятка чипов стоит только один. Причина все та же - средства.

- Любопытно, учитывая, что примерно в 10 млн рублей обходится полет Дмитрия Рогозина на космодром Восточный на ведомственном бизнес-джете.

- Деньги на это должно дать государство. Надо доказать руководству страны, что это важнейший проект и у научного руководителя проекта "Спектр-РГ" академика Рашида Алиевича Сюняева это всегда хорошо получалось. Мы же готовы воплотить эти средства в работающую аппаратуру. Это послужит и "СРГ", и будущим проектам, и для равноправного участия российских обсерваторий в мировой науке.

-Сотрудники САО РАН, живущие в Буково, возмущаются и выкладывают в интернет фото с последствиями вырубки здоровых буков на территории поселка. При этом якобы это происходит по приказу замдиректора обсерватории Ольги Ардилановой. Буково уже не Буково? Чей это приказ, зачем и на каком основании?

- Дам информацию из первых рук, не имею привычки валить на подчиненных. Да, санитарные рубки в поселке идут под контролем моего заместителя Ардилановой и санкционированы мной.

Себя к "черным лесорубам" не отношу, план вырубки был составлен специалистами лесоохраны из Ставрополя.

Не отношу себя, как мои односельчане, к экспертам, определяющим здоровые и больные деревья. Учитывая резонанс, потребую от экспертов отчет с привязкой к результатам.


Павел Котляр

Права на данный материал принадлежат
Материал размещён правообладателем в открытом доступе
  • В новости упоминаются
Похожие новости
14.09.2020
Создание в России новых военных спутников оптической разведки
31.12.2014
Неделя авиакосмических технологий
14.04.2014
Русский космос
10.04.2014
О Швабе. Сила света
28.09.2012
Русские едут на Луну
10.01.2008
Основные итоги деятельности федеральных органов исполнительной власти в 2007 г. и задачи на 2008 г.
14 комментариев
№1
24.12.2019 13:27
- РАТАН-600, ВАШ крупнейший в России радиотелескоп. Он может быть задействован в наблюдении объектов по программе "СРГ"?
как у нас журналисты любят дистанцироваться. Интересно они наверно считают себя вообще жителями другой планеты.
-1
Сообщить
№2
24.12.2019 15:49
Цитата, stasp сообщ. №1
как у нас журналисты любят дистанцироваться.
Логично,виноваты журналисты.
Типа-"Нечего на зеркало пенять,коли рожа крива?" )))
-4
Сообщить
№3
24.12.2019 17:46
Цитата, Валентин-333 сообщ. №2
Типа-"Нечего на зеркало пенять,коли рожа крива?" )))
Уже посмотрелись? Видно, что не впечатлило.
+1
Сообщить
№4
24.12.2019 18:15
Цитата, stasp сообщ. №1

не соглашусь с вашим мнением. Неужели к РАТАН-600 журналисты имеют какое-то прямое отношение?

Цитата, q
РАТАН-600 (от радиоастрономический телескоп Академии наук) — крупнейший в мире радиотелескоп с рефлекторным зеркалом диаметром около 600 метров. Принадлежит Специальной астрофизической обсерватории Российской академии наук

Валерий Валентинович Власюк - директор Специальной астрофизической обсерватории РАН, с которым и проводится интервью.

А есть еще в России радиотелескопы. которые принадлежат, например, Институту прикладной астрономии РАН.

Ну и читаем текст:
Цитата, q
Наблюдение быстропеременных, транзиентных объектов нашим программным комитетом поставлено в высшем приоритете. И на БТА и на РАТАНе прерывается текущая программа и наблюдается этот объект.
Что касается других российских обсерваторий, которые переживают еще более трудные времена, чем мы, в том числе Крымская, то это не вина, а беда людей.
0
Сообщить
№5
25.12.2019 11:55
Есть частные предприятия, а есть государственные, на сколько я знаю академия наук государственная. То есть это отечественная наука и ее успехи влияют на всю страну и ее престиж. Поэтому логично говорить у НАС. Почему то спортивные журналисты не говорят у ВАС или у НИХ, когда речь идет о российской сборной.
-1
Сообщить
№6
25.12.2019 15:38
Цитата, stasp сообщ. №5
Поэтому логично говорить у НАС. Почему то спортивные журналисты не говорят у ВАС или у НИХ, когда речь идет о российской сборной.

Логично читать текст и вникать в суть написанного.
Еще раз перечитайте вопрос и ответ на него. А также прочитайте предыдущие вопросы.

Я как понимаю (по вашей логике) если на "небе" появится новый транзиентный источник - ВЫ лично сможете его отследить. Директору САО РАН надо срочно Ваши координаты, у Вас в России появился новый радиотелескоп. Вы лично в качестве радиотелескопа поможете работать по программе СРГ и иным программам.
0
Сообщить
№7
27.12.2019 11:09
Цитата, q
Логично читать текст и вникать в суть написанного.
Еще раз перечитайте вопрос и ответ на него. А также прочитайте предыдущие вопросы.
перечитал смысл не меняется от замены ВАШ на НАШ. А вот отношение автора меняется. Попробуйте сами в качестве эксперимента.

Цитата, q
Я как понимаю (по вашей логике) если на "небе" появится новый транзиентный источник - ВЫ лично сможете его отследить. Директору САО РАН надо срочно Ваши координаты, у Вас в России появился новый радиотелескоп. Вы лично в качестве радиотелескопа поможете работать по программе СРГ и иным программам.
К чему вообще вы это написали?
-1
Сообщить
№8
28.12.2019 12:49
Цитата, gerrfrost сообщ. №3
Видно, что не впечатлило.
))) Пукнул и телескоп сразу стал нормальным? )))
-1
Сообщить
№9
28.12.2019 17:07
Цитата, Валентин-333 сообщ. №8
) Пукнул и телескоп сразу стал нормальным? )))
На этом сайте это твоя роль. Нормально у тебя не получается. Зашёл, испортил воздух - и в тину на несколько месяцев.
+3
Сообщить
№10
08.01.2020 23:45
Цитата, stasp сообщ. №7
К чему вообще вы это написали?

указать ущербность вашей "логики", ибо вопрос
Цитата, q
Но если вспыхнет какой-то новый транзиентный источник, вы оперативно его отнаблюдать не сможете?

должен быть поставлен так: Но если вспыхнет какой-то новый транзиентный источник, МЫ оперативно его отнаблюдать не сможем?

ну и ответ "логически" подразумевает, что ВЫ ЛИЧНО сможете отнаблюдать транзиентный источник. Так что доведите сию информацию до Обсерватории. Они без ВАС никак...
0
Сообщить
№11
09.01.2020 12:41
Ладно раз уж мы заговорили о логике. У вас не точно построены ваши, ответы и я не хотел расписывать допущенные ошибки, но раз вы настаиваете попробую расписать.
1. Ваш пример не однозначен вопросу о котором писал я.
мой вариант:
Цитата, q
Цитата, q
- РАТАН-600, ВАШ крупнейший в России радиотелескоп. Он может быть задействован в наблюдении объектов по программе "СРГ"?
ваш вариант:
Цитата, q
Но если вспыхнет какой-то новый транзиентный источник, ВЫ оперативно его отнаблюдать не сможете?
Я надеюсь вы понимаете разницу между ВЫ и ВАШ. Я надеюсь вы не сомневаетесь в принадлежности государственных организаций государству и его гражданам.  Сразу хочу предупредить возможные вопросы по этому поводу, речь о совместном владении, а не о праве пользования.

То есть ни я и ни автор проводят исследования. Надеюсь здесь вы не углядели ошибки логики. И в принципе можно было и остановиться, так как я  как мне кажется достаточно аргументировал свое высказывание.
2. теперь рассмотрим с точки зрения логики конкретно вашу аргументацию.
Цитата, q
должен быть поставлен так: Но если вспыхнет какой-то новый транзиентный источник, МЫ оперативно его отнаблюдать не сможем?

ну и ответ "логически" подразумевает, что ВЫ ЛИЧНО сможете отнаблюдать транзиентный источник. Так что доведите сию информацию до Обсерватории. Они без ВАС никак...
А) высказывание в котором вы подменили ВЫ на МЫ принадлежит вам, а не мне
Б) вы посчитали, что если бы в ВАШЕМ высказывании я бы написал МЫ, то это подразумевало бы, что Я обладаю экстрасенсорными. То есть следуя вашей же логике из вашего исходного высказывания:
Цитата, q
Но если вспыхнет какой-то новый транзиентный источник, вы оперативно его отнаблюдать не сможете?
следует, что "Валерий Валентинович Власюк - директор Специальной астрофизической обсерватории РАН, с которым и проводится интервью." все таки обладает приписываемыми вами мне способностями, ну и разумеется такие способности есть и у других сотрудников обсерватории.
В) Принадлежность к процессу может быть разной. Кстати вы проигнорировали мой пример со спортивными комментаторами:
Цитата, q
Почему то спортивные журналисты не говорят у ВАС или у НИХ, когда речь идет о российской сборной.
Объясняющую мою точку зрения о принадлежности к процессу.
Или там тоже журналисты должны лично бегать по футбольному полю, тягать штангу или закидывать мяч в корзину.

То есть мне не понятно почему спорт это НАШЕ общее, а наука это удел какой то группы людей чьи успехи и неудачи это ИХ успехи и не удачи?

Итог: по моему я, на сколько смог кратко, расписал свои логические выкладки. Так же я указал на ошибки которые вы допустили ваших логических рассуждениях. Намеренно или нет не мне решать. Затем так как прения у нас в основном не в рассуждениях, а в понятиях. я в конце сделал упор именно на понятия которыми я пользуюсь на примере отношения к спорту.
И последнее в своих рассуждениях вы все время пытаетесь задеть меня лично. Вопрос зачем?
-1
Сообщить
№12
09.01.2020 20:56
Цитата, stasp сообщ. №11

даже не читал.
У вас как "по Ленину" у либерды: "Государством способна управлять кухарка". Вырезанная цитата, полностью изменяющая смысл сказанного Лениным.
А Ленин ведь писал:
Цитата, q
Мы не утописты. Мы знаем, что любой чернорабочий и любая кухарка не способны сейчас же вступить в управление государством. В этом мы согласны и с кадетами, и с Брешковской, и с Церетели. Но мы отличаемся от этих граждан тем, что требуем немедленного разрыва с тем предрассудком, будто управлять государством, нести будничную, ежедневную работу управления в состоянии только богатые или из богатых семей взятые чиновники. Мы требуем, чтобы обучение делу государственного управления велось сознательными рабочими и солдатами и чтобы начато было оно немедленно, то есть к обучению этому немедленно начали привлекать всех трудящихся, всю бедноту.

Так что вы сначала прочитайте текст интервью и уясните смысл написанного, когда журналист задает вопросы о конкретных телескопах БТА и РАТАН.

Ведь журналисту даже надо было перефразировать вопрос:
Цитата, q
На прошедшей конференции "Астрофизика высоких энергий сегодня и завтра" ваш НАШ коллега Сергей Додонов посетовал..........
журналисты и астрофизики - они конечно коллеги - коллеги по профессиональной работе)))

и да, быстрый гугл, даже не знаю кто он и о чем речь:
О спорте

Цитирую один  из вопросов журналиста тренеру:
Цитата, q
В вашем тренерском штабе достаточно россиян?

Мало? добавим Еще о Спартаке от Кононова
0
Сообщить
№13
10.01.2020 15:06
Цитата, q
даже не читал.
тогда какой смысл было дальше писать?

Опять вы за меня решаете, что нужно было перефразировать, а что нет. Причем не аргументируя почему из первого следует второе. Про спорт туда же у вы как уважительная форма и вы как обозначение группы это не одно и тоже.

Итог:учитывая то что вы либо не способны понять смысл того о чем вам пишут либо просто не хотите, а учитывая ваше первое предложение скорее не хотите. Не вижу смысла продолжать обсуждение. Так как нормально писать вы не можете, а уподобляться вам и кидать в оппонента фекалиями у меня нет никакого желания.

p.s. В течении всего обсуждения вы постоянно пользуетесь приемами описанными в этой брошюрке Беклемишев Д.В. — «Заметки о женской логике» (https://klex.ru/10k) Прочитав ее  возможно вы даже сможете пополнить свой арсенал приемов.
-1
Сообщить
№14
11.01.2020 11:43
Боже мой. Всё пропало. Что-то не получилось после десятилетий простоя. Мы все умрём.
Блин восстановление компетенций делается годами, десятилетиями и огромными деньгами. Как сказал один чеченский милиционер: работайте братья. И всё будет.
0
Сообщить
Хотите оставить комментарий? Зарегистрируйтесь и/или Войдите и общайтесь!
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ
Ежедневная рассылка новостей ВПК на электронный почтовый ящик
  • Разделы новостей
  • Обсуждаемое
    Обновить
  • 24.04 22:05
  • 1026
Без кнута и пряника. Россия лишила Америку привычных рычагов влияния
  • 24.04 18:08
  • 477
Израиль "готовился не к той войне" — и оказался уязвим перед ХАМАС
  • 24.04 18:05
  • 43
Россия использует пропаганду как средство войны против Запада - британский генерал
  • 24.04 17:59
  • 6
В JAXA допускают, что лунный модуль SLIM сможет начать выработку электроэнергии
  • 24.04 17:50
  • 21
Первую летную ракету-носитель "Ангара-А5" отправили для испытаний на космодром Восточный
  • 24.04 16:17
  • 0
«Обратная» миграция: что творится в ЕС?
  • 24.04 14:35
  • 5
Клинцевич рассказал о запускаемых со «Смерча» российских бомбах
  • 24.04 13:06
  • 2
Инженеры NASA впервые за пять месяцев смогли получить данные о состоянии зонда Voyager-1
  • 24.04 11:41
  • 0
Закарпатье: Этнические конфликты и экономические проблемы в тени СВО
  • 24.04 11:28
  • 1
В России работают над 3D-принтером для крупных деталей
  • 24.04 10:51
  • 1
Глава НАСА обвинил Китай в скрытной милитаризации космоса под прикрытием гражданских программ
  • 24.04 09:32
  • 1
Интервью. Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет «Ангара»
  • 24.04 09:30
  • 2
Ходаковский: важно понять, для чего мы начали СВО и как будем дальше жить с побеждённой Украиной
  • 24.04 08:44
  • 7
В США показали испытания беспилотной подлодки на видео
  • 24.04 08:39
  • 5
"Вампиры" против "Гераней" на Украине